XIX век – эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Уже в XIX веке она приобрела мировую известность, оказав влияние на мировой культурный процесс. В духовную жизнь человечества вошли А. Пушкин и П. Чайковский, А. Иванов и И. Репин, Л. Толстой и Ф. Достоевский. Известный английский критик Морис Бэринг писал: "Достоевский создал и понял такие высоты и такие глубины человеческой души, которые лежали далеко за пределами понимания... даже Шекспира". Культура России XIX в. поражает не только глубиной своего содержания, но и многообразием форм своего воплощения.
Развитие общественной мысли России первой половины Х1Хв. прошло под знаком отечественных и европейских событий этого периода: наполеоновские войны, особенно Отечественная война 1812 года, декабристское движение, революции во Франции 1830 и 1848 гг. и. другие. Пробуждается интерес к идеалистической философии, к проблемам народности и историзма, к национальному искусству. В 1818 г. осуществляется публикация " Истории государства Российского " Н.М. Карамзина (1766 – 1826). Оживляется литературно-журнальная жизнь (в первые 20 лет XIX в. возникает более 40 новых журналов, в том числе "Русский вестник", "Вестник Европы" и др.), возникают литературные общества ("Арзамас", "Зеленая лампа", "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств" и другие), литературно-музыкальные салоны (в Петербурге салон Оленина, в Москве – княгини З.Волконской и другие).
В литературе начала ХIХ в. сосуществуют несколько художественных методов: еще проявляется классицизм; Но Н.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский (1783 – 1852), И.И. Дмитриев (1760 – 1837) воплощают идеи сентиментализма. Сентиментализм (фр. sentimentalisme – чувственность) сформировался во Франции, Англии, Германии. Л. Стерн (1713 – 1768) – «Сентиментальное путешествие» – дал ему название. Сентиментализм противопоставил чувство (sentiment) разуму (ratio).
В России сентиментализм нашёл воплощение в творчестве Н. Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»), А. Радищева (1749 – 1802) – «Путешествие из Петербурга в Москву». Карамзин оставался одной из центральных фигура литературного движения первых десятилетий XIX века (преобразователь русского языка, издатель журнала «Вестник Европы» и другие).
Все более властно заявляет о себе романтизм. Идут споры о языке: реформа Карамзина, стремившегося сблизить литературный язык с разговорным; ему противостоит А.С. Шишков (1754 – 1841), основатель общества "Беседа любителей русского слова", выступившего в защиту языковой архаики.
После войны 1812 г. в русском искусстве формируется романтизм. Основателем его стал В.А. Жуковский, который, по словам Веселовского, создал "поэзию чувства и сердечного воображения" ("Певец во стане русских воинов", "Сельское кладбище", "Вечер", "Людмила", "Светлана" и другие). В литературе к романтизму приходят К. Батюшков (1787 – 1855), Е. Баратынский (1800 – 1844), П. Вяземский (1792 – 1878) и другие. Романтизм нашел наиболее яркое воплощение в творчестве А.С. Пушкина (1799 – 1837): цикл "Южные поэмы" – "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", лирика и др.; М.Ю. Лермонтова (1814 – 1841): "Мцыри", "Демон", "Маскарад" и другое. Глубокий интерес к внутреннему миру человека, противопоставление его серости и жестокости окружающего мира, стремление к необычному, исключительному характеризует романтический стиль.
Значительными поэтами "пушкинской плеяды" явились Д.Давыдов (1784 – 1839), А.Дельвиг (1798 – 1831), В.Кюхельбекер (1797 – 1846) и другие. Бунтарское направление русского романтизма воплотилось в творчестве К.Рылеева (1795 – 1826), А.Одоевского (1802 – 1839), А.Бестужева – Марлинского (1797 – 1837) и других поэтов-декабристов.
Пластические искусства первой половины XIX в. обладают внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами; его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти скульптуре. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтизм. Блистательного расцвета достигают все виды изобразительного искусства и их синтез, который находит свое воплощение в развитии архитектуры и скульптуры.
С наибольшей силой характерные черты архитектуры и монументального искусства проявились в творчестве зодчих А. Воронихина, А. Захарова, Т. де Томона. А.Н. Воронихин (1759 – 1814) – создатель здания Казанского собора в Петербурге. Его мощные колонные портики монументальны, а купол легок и изящен. Большое внимание Воронихин уделил декоративной скульптуре, к выполнению которой были привлечены крупнейшие ваятели того времени: И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Щедрин.
А.Д. Захаров (1761 – 1814) реконструировал здание Адмиралтейства, сохранив его облик, архитектурные элементы, в первую очередь, знаменитый золоченый шпиль Коробова.
Важнейшая постройка Тома де Томона (1760 – 1813) – здание Биржи, величественное сооружение, окруженное доисторическими колонными портиками – галереями. Ансамбль Биржи определил собой облик центра Петербурга.
В Москве работают архитекторы О.И. Бове (1784 – 1834), занимавшийся реконструкцией Красной площади, Д.И. Жилярди (1788 – 1845), А.Г. Григорьев (1782 – 1868) и другие.
Замечательна была деятельность К.И. Росси (1775 – 1849), создателя выдающихся ансамблей площадей, улиц, архитектурных сооружений в Петербурге (здание Главного штаба на Дворцовой площади, Михайловский дворец – ныне Русский музей, Михайловская площадь – ныне площадь Искусств, новый общественный театр – ныне театр драмы им. А.С. Пушкина, объединенные аркой здания Сената и Синода и др.).
Одно из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX в. – Исаакиевский собор, строителем которого был А.А. Монферран (1786 – 1858), им же воздвигнута Александрийская колонна на Дворцовой площади.
К.А. Тон (1794 – 1881) осуществлял линию "национального" направления в русской архитектуре. Он построил Большой Кремлевский дворец, самое выдающееся его создание – храм Христа Спасителя в Москве (1837 – 1883).
В этот период работают крупнейшие ваятели. И.П. Мартос (1754 – 1835) был близок к основателям классицизма в искусстве. Изучив в Италии античные надгробия, он наполнил традиционную форму новым содержанием. Одно из его лучших произведений – надгробие М.П.Собакиной (плакальщица, задрапированная в античные одежды, и гений смерти с потухшим факелом в руке). Самое выдающееся его создание памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804 – 1818), отразивший возвышенные патриотические идеалы.
Памятники героям Отечественной войны 1812 г. – М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, решенные в духе классицизма, создал Б.И. Орловский (1793 – 1837). Представителем позднего классицизма в скульптуре явился И.П. Витали (1794 – 1855) – скульптуры фонтанов в Нескучном саду и перед Большим театром (Москва) и др.
Реалистические тенденции проявились в творчестве П.К.Клодта (1805 – 1867), создателя конных групп для Аничкова моста в Петербурге, памятника И.А.Крылову, конного памятника Николаю I.
Живопись первой трети XIX в. представлена всеми жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина. Историческая тема нашла отражение в творчестве художников, работавших в русле классицизма, но обратившихся к русской тематике. А.И. Иванов (1776 – 1848) создает картины "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году", "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедею" и др.
Блестящих успехов достигла портретная живопись. Парадность портретов XVIII в. уступила место интимности и задушевности.
Орест Кипренский (1782 – 1836) – представитель нового поколения романтически настроенных художников. Его творчество явилось поиском наиболее полного и глубокого раскрытия человеческой личности. Цвет в его портретах способствовал выявлению эмоциональности образа: портрет мечтателя и воина Е.В.Давыдова, одухотворенные портреты Е.П. Растопчиной и Д.Н. Хвостовой, возвышенный облик А.С. Пушкина, "питомца чистых муз" и другие
В.А. Тропинин (1776 – 1857) работал в портретном и бытовом жанре. До сорока семи лет крепостной, он создал замечательные картины украинской жизни (вместе с помещиком жил долго на Украине). Картины портретно-бытового содержания – "Старик нищий", "Кружевница", "Гитарист", подкупающие искренностью чувства. Одни из лучших полотен – портреты композитора Булахова, А.С. Пушкина.
Мастером пейзажной живописи был С.Ф. Щедрин (1791 – 1830), создавший поэтические городские пейзажи, виды Рима и других городов Италии. Эти работы отличаются романтической трактовкой сюжета.
Ярчайшим явлением в русской живописи этого периода явилось творчество Карла Брюллова (1799 – 1852). Уже в ранних работах он стремился преодолеть условность живописно-пластической академической манеры ("Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" и другие). В 1833г. он завершает поразившую современников картину " Последний день Помпеи ":
И стал "Последний день Помпеи"
для русской кисти первым днем.
А.С.Пушкин
С блестящим мастерством написаныим портретные композиции: "Всадница", "Графиня Ю.П. Самойлова" и др. Брюлловым созданы портреты выдающихся представителей русской интеллигенции: В.А. Жуковского, И.А.Крылова и другие. Прекрасный образ талантливого творца создан им в автопортрете 1848 г., написанном в излюбленной художником гамме золотисто-коричневых и черных тонов. Во второй трети XIX в. Брюллов обращается к бытовому жанру, воплощая реалистические принципы.
Глубочайшее понимание искусства и его задач в жизни общества проявил гениальный русский художник Александр Иванов (1806 – 1858). Двадцать лет жизни (1837 – 1857) посвятил он своей картине " Явление Христа народу ". Сюжет картины евангельский: Иоанн Креститель указывает толпе на приближающегося Христа, возвещенного библейскими пророками Мессией (спасителем). Величественную тему освобождения народа – "скорбящих и безутешных" Иванов рассматривал в религиозном и нравственном плане; освободителем он показал Христа. И.Е.Репин писал об этом полотне: это "самая гениальная и самая народная русская картина. По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы". Картина является новаторской и по своим живописно-пластическим средствам, сочетающим традиции классического искусства с достижениями реализма.
В 30-е – 40-е гг. в русском искусстве формируется реализм, основоположником которого явился А.С. Пушкин. В трагедии " Борис Годунов ", воскрешая "век минувший во всей его истине", он изобразил "истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах". Принципы реализма были воплощены в романе в стихах "Евгений Онегин", в "Повестях Белкина", "Пиковой даме", "Маленьких трагедиях" и других произведениях.
Традиции Пушкина развивает М.Ю. Лермонтов ("Герой нашего времени"). К критическому реализму приходит в своем творчестве Н.В. Гоголь (1809 – 1852). "Петербургские повести", "Ревизор", "Мертвые души" явились реалистическими картинами русской действительности, написанными ярким, образным языком, отличавшимся "простотой, силой, меткостью, близостью к натуре" (В.Стасов).
Путь русского изобразительного искусства к реализму нашел воплощение в бытовом жанре, занявшем ведущее место в 40-е годы. Крупнейший представитель этого жанра – А.Г. Венецианов (1780 – 1847). Он поэтически передавал сцены деревенской жизни и крестьянского труда, положив в основу своего творческого метода изучение действительности. Светлый и гуманный взгляд Венецианова выражен в изображении крепостных крестьян: "Гумно", "Утро помещицы", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Жнецы", "Захарка" и др. В своих героях художник видел национальный идеал русской красоты. Венецианов показал себя мастером интерьера и пейзажа.
Этап критического реализма в русском изобразительном искусстве открывает П.А. Федотов (1815 – 1852), по духу своего творчества близкий к Гоголю. Тонким психологизмом отличаются его портреты (портрет Н.Жданович за фортепиано и другие), но сам художник рассматривал их как подготовительную работу к будущим сложным композициям. Его славу составили работы: "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора", "Завтрак аристократа", "Вдовушка", "Анкор, еще анкор". Звание академика принесла художнику картина " Сватовство майора ", ссылаясь на которую Т.Г. Шевченко писал, что для современного искусства "нужна ловкая, верная, а главное – не карикатурная (кисть), скорей драматический сарказм, чем насмешка".
Больших успехов в первой половине XIX века достигла графика, разнообразная по техническим средствам и жанрам. Ее расцвет связан с ростом книгоиздательского дела. Традиции русской гравюры продолжал Н.И. Уткин (1780 – 1863). Наиболее известные его работы – галерея портретов писателей: Державина, Крылова, Пушкина. Выдающимися графиками были А.Г. Ухтомский (1770 – 1852), С.Ф. Галактионов (1778 – 1854), А.О. Орловский (1777 – 1832) и другие.
Новым этапом явилось русское искусство второй половины XIX века, развивавшееся под знаком эстетической теории Н.Г. Чернышевского (1828 – 1889). Основное положение его эстетики – "прекрасное есть жизнь" – выдвигало требование правды в искусстве, обращения к реальной действительности, к жизни народа, создания произведений, возникающих под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи.
Реалистические тенденции нашли воплощение в романе середины и второй половины XIX века. Это своеобразная "трилогия" И.А. Гончарова (1812 – 1891): " Обыкновенная история ", " Обломов ", " Обрыв ", поднимавшая проблемы формирования личности в сложных обстоятельствах русской крепостнической действительности. Роман Гончаров считал "кодексом к изучению взаимных отношений, страстей, симпатий и антипатий... словом, школой жизни".
Значительную роль в духовном и нравственном развитии русского общества, в истории русского реализма сыграло творчество И.С. Тургенева (1818 – 1883). " Записки охотника " обратили читателя к жизни народа. Нравственной историей русской интеллигенции стали романы Тургенева: " Рудин ", " Накануне ", " Отцы и дети ", " Дворянское гнездо ", " Новь ", " Дым ". Тонкий психолог, певец любви, живописатель природы, величайший мастер языка, Тургенев отразил общественное и умственное движение своей эпохи.
Создателем сатирического романа был М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889): "Пошехонская старина", "История одного города", "Господа Головлевы".
Вершиной в развитии реалистического направления в русской литературе явились два великих писателя: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.
Ф.М. Достоевский (1821 – 1881), сложившийся как писатель под влиянием гоголевской "натуральной школы", обратился к теме "униженных и оскорбленных". Глубокий психолог и гуманист, он поставил в своих произведениях важнейшие проблемы времени. Осудив анархический бунт (" Преступление и наказание "), высказав гениальное предвидение о разрушительной силе революции и революционерах (" Бесы "), резко критикуя мир зла ("Братья Карамазовы"), Достоевский мечтал создать образ истинно прекрасного человека (князь Мышкин, роман " Идиот ", Алеша Карамазов роман " Братья Карамазовы "). В центре его внимания – социальные противоречия и противоречия человеческой души – "две бездны": "идеал Мадонны и идеал содомский", примирить которые Достоевский пытался евангельскими принципами смирения и всепрощения.
Л.Н. Толстой (1828 – 1910) – трезвый реалист и великий психолог, изобразивший "диалектику души" (Чернышевский) своих героев, создатель эпопеи " Война и мир ", романов " Анна Каренина " и " Воскресение ". Творчество Л.Н. Толстого, отразив целую эпоху в истории России, поражает силой правды и художественным совершенством. "Судьба человеческая, судьба народная" – вот основные проблемы его произведений, представляющих собой гигантскую и всеобъемлющую картину непрерывного движения жизни, времени, исторического процесса.
Русская литература II половины XIX века дала и великую поэзию: Н.А. Некрасов (1821 – 1878) с глубокой болью писал о тяжелой доле русского народа, воспевал его духовную красоту, русскую природу. Значительный вклад в развитие литературы, эстетических воззрений общества внесли Ф.И. Тютчев (1803 – 1873), А.А. Фет (1820 – 1892) и др. Создателем русского национального театра явился А.Н. Островский (1823 – 1886).
Реализм, демократизм, народность – основные черты русского изобразительного искусства этого периода. Один из ведущих художников 60-х годов – В.Г. Перов (1834 – 1882), критический реалист, автор картин "Чаепитие в Мытищах", "Последний кабак у заставы", "Проводы покойника" и другие Значительное место в его творчестве занимают портреты (Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского и другие деятелей русской культуры.).
Перов В.Г. – один из организаторов Товарищества передвижных выставок, возникшего по инициативе Г.Г. Мясоедова (1835 – 1911), Н.Н. Ге (1831 – 1894), И.Н. Крамского (1837 – 1887). Товариществу принадлежит ведущая роль в последующем развитии русского искусства, получившего название "передвижничества".
Передвижники ставили основной задачей многостороннее отображение современной жизни. Активно участвовали они в развитии национальных художественных школ в России. Передвижники разрабатывали все жанры изобразительного искусства, особенно бытовую картину, историческую, портретную и пейзажную живопись. Большую роль в деятельности передвижников, и не только их, но и писателей, композиторов второй половины XIX века сыграл В.В. Стасов (1824 – 1906), борец за народность и демократизм в искусстве.
Талантливым художником и теоретиком искусства был И.Н. Крамской (1837 – 1887). Обладая редким даром психолога, он создал портреты великих людей России: Л. Толстого, Ф. Васильева, И. Шишкина и других. Обращался он и к людям из народа (портрет полесовщика. Мины Моисеева). Крамской создает и сюжетно-композиционные картины, наиболее значительная из них – "Христос в пустыне", где воплощен идеал прекрасного человека, принесшего себя в жертву общечеловеческим интересам и нашедшего в этом свое счастье.
К бытовой живописи обратились художники В.М. Максимов (1844 – 1911; "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"), Г.Г. Мясоедов (1835 – 1911; "Земство обедает"), А.И. Корзухин (1835 – 1894; "В монастырской гостинице"), В.Е.Маковский (1846 – 1920; "Крах банка", "Свидание", "На бульваре"). Особой глубиной творческих замыслов отличались произведения Н.А. Ярошенко (1846 – 1898): "Кочегар", "Заключенный", "Студент", "Курсистка", портреты Г.И. Успенского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.А. Стрепетовой и других
Наиболее ярко особенности русской живописи этого периода воплотились в творчестве И.Е. Репина (1844 – 1930). Его творческая деятельность была исключительно разнообразна. Крупные полотна на сложные современные и исторические темы перемежались с галереей портретов. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита сочетались с живым и страстным темпераментом. Под непосредственным впечатлением жизни созданы картины " Бурлаки на Волге ", "Протодьякон", "Крестный ход в Курской губернии". Образы революционеров-народников запечатлены в работах "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали". Талант исторического живописца раскрылся в полотне " Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года ". Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры (портреты М. Мусоргского, Л.Толстого, хирурга Н. Пирогова и другие).
Великим историческим живописцем России был В.И. Суриков (1848 – 1916). Народ – главный герой его картины "Утро стрелецкой казни". С поистине шекспировской силой показана трагедия бывшего всемогущего вельможи в полотне " Меншиков в Березове ". Образ сильной духом героини создал Суриков в картине " Боярыня Морозова ". Он автор батальных полотен (" Переход Суворова через Альпы ") и других композиций. Эпическому настроению его картин соответствует богатый и сложный колорит.
С народным творчеством, историей народа связал свои произведения В.М. Васнецов (1848 – 1926): "После побоища Игоря Святославича с половцами", навеянное "Словом о полку Игореве"; "Аленушка", "Богатыри", "Баян" и другие. Значительные достижения русского искусства в батальной живописи проявились в творчестве В.В. Верещагина (1842 – 1904) "Апофеоз войны", "На Шипке все спокойно" и другие).
Любовь к родине, родной природе воодушевляла творчество мастеров русского пейзажа: А.К. Саврасова (1830 – 1897; " Грачи прилетели "), Ф.А. Васильева (1850 – 1873; "Мокрый луг", "В Крымских горах"), И.И. Шишкина (1832 – 1898; "Среди долины ровныя", "Утро в сосновом лесу", "Корабельная роща" и другие); А.И. Куинджи (1842 – 1910; "Ночь на Днепре"), И.И. Левитана ("Над вечным покоем", "Вечерний звон", "Березовая роща", "Владимирка" и другие).
Реалистическое направление в русской скульптуре воплощал М.М. Антокольский (1843 – 1902), обратившийся к темам русской истории: Иван Грозный, Петр I, Нестор-летописец, Ермак.
XIX век – эпоха создания русской национальной музыки. Ее основоположником явился М.И. Глинка (1804 – 1857). Мечтая о создании национальной оперы. Глинка обратился к русской истории XVII века, к подвигу простого крестьянина Ивана Сусанина. Музыка оперы " Жизнь за царя " своими интонациями, строем была близка народным мелодиям. Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники вторую оперу Глинки на сюжет пушкинской поэмы " Руслан и Людмила ". Глинка – автор проникновенных романсов, хоровых, оркестровых произведений.
Традиции Глинки развивал в своем творчестве А.С. Даргомыжский (1813 – 1869), автор оперы "Русалка" на сюжет драмы А.С.Пушкина, романсов на темы русской жизни ("Титулярный советник" и другие)
Во второй половине XIX века возникает "Вольное содружество пяти" русских композиторов, названное В. Стасовым " Могучей кучкой ": М.П. Мусоргский (1839 – 1881), М.А. Балакирев (1837 – 1910), Ц.А. Кюи (1835 – 1918), А.П. Бородин (1833 – 1887). Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908). Народ, русская история, судьба родины – основные темы творчества этих композиторов. В числе их лучших созданий – народно-музыкальные драмы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина", опера Бородина "Князь Игорь" и "Богатырская" симфония, поэтические и сказочные оперы Римского-Корсакова: "Снегурочка", "Золотой петушок", "Садко", многочисленные симфонические, оркестровые и вокальные произведения, обработка народных мелодий.
Великой страницей истории русской музыки явилось творчество П.И. Чайковского (1840 – 1893). Поразительна сила его творческой энергии: десять опер ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Черевички" и другие), три балета ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"), шесть симфоний, три фортепьянных концерта и один для скрипки с оркестром, около ста романсов, множество пьес для фортепиано и скрипки... О могуществе творческих сил, таящихся в людях, о силе любви говорит его музыка. Не случайно своей последней симфонии он хотел дать название "Жизнь".