Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Украинская художественная культура




II ПОЛОВИНЫ XVII– 1 ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ.

В 1654 г. Украина, кроме Галиции, Волыни, Буковины и Закарпатья, вошла в состав Российского государства. Часть украинских земель продолжала оставаться под властью Польши. Подолия некоторое время (1672 – 1699) была под властью Турции, а потом снова перешла к Польше.

На Переяславской раде Украина была присоединена к России как автономная казацкая республика, управляемая выборным гетманом и старшиной. В таких исторических условиях второй половины XVII – первой половины XVIII вв. получила дальнейшее развитие украинская культура.

В этот период, после присоединения Украины к России примерно до середины XVIII в., Киево-Могилянский коллегиум (с 1701 г. – академия) оставался образовательным центром Руси. Здесь учились не только украинцы, но и белорусы (С. Полоцкий), русские (К. Истомин, В. Зотов), молдаване, румыны и представители других народов. По его образцу были организованы коллегиумы в Переяславле, Харькове, Чернигове, а также Московская Заиконоспасская школа, впоследствии переименованная в Славяно-греко-латинскую академию. Многие выпускники Киево-Могилянского коллегиума стали не только украинскими, но и белорусскими, русскими видными культурными деятелями, писателями. Это Е. Славинецкий, А. Сатановский, С. Полоцкий, С. Яворский, Ф. Прокопович и др.

 

Литература и театр

В украинской литературе второй половины XVII – первой половины XVIII вв. следует отметить, кроме расцвета школьного стихотворства и драматургии, дальнейшее развитие прозы: проповеднической, полемической литературы и особенно – светского летописания.

Проповедническая литература развивала традиции ораторской прозы. Но стиль этой литературы был новым, использовавшим достижения европейской литературы, – барокко[283], для которого были характерны изысканность, чрезмерная словесная орнаментация, языковая сложность, сочетание христианской символики с образами античной мифологии.

Наиболее известными украинскими проповедниками-ораторами второй половины XVII – начала XVIII вв. были И. Галятовский, А. Радивиловский, Л. Баранович, Д. Туптало (Ростовский), С. Яворский и Ф. Прокопович. Все они имели одну общую основу – " киевскую школу " ораторского искусства, присущую Киево-Могилянскому коллегиуму, но каждый из них имел свою индивидуальную манеру. Лучшие произведения проповеднической украинской литературы: "Ключ разумения" Галятовского, "Меч духовный" и "Трубы словес проповедных" Барановича, "Венец Христов" Радивиловского.

Интенсивно развивается в этот период легендарно-житийная и полемическая литература. Мастером полемической литературы был Михаил Андрелла (Оросвиговский) (1637 – 1710), он поднялся до уровня И. Вышенского, вступая в полемику с римско-католической церковью. Свои мысли Андрелла излагал живым языком, образно и доступно, что способствовало его популярности в Закарпатье.

В украинской прозе второй половины XVII – первой половины XVIII вв. значительное место занимают светские летописи, в которых нашел отражение интерес к истории родины. В 70-е годы XVII века появляются исторические обзоры: " Кройника " игумена Киево-Михайловского монастыря Ф. Сафоновича, " Синопсис " (обзор), приписываемый архимандриту Киево-Печорской лавры И. Гизелю. Затем эту линию продолжают казацкие летописи, возникающие с конца XVII до середины XVIII вв.

На основе "казацких летописей" были созданы новые исторические обзоры, наиболее интересный – " Краткое описание Малороссии " (1734).

В литературе Украины XVII – XVIII в.в. развивается и достигает своего расцвета школьное стихотворство и драматургия. Литературное направление, в рамках которого идет это развитие, называют школьным классицизмом. Его стилистические нормы регламентировались тогдашними школьными пиитиками – средневековыми курсами теории литературы.

В поэзии развивается также жанр исторической и духовной лирики. Основной герой исторической поэзии – Богдан Хмельницкий, его победы. К таким историческим стихотворениям примыкает " Дума казацкая " о битве под Берестечком в 1651 г. В исторических стихотворениях описываются события шведской интервенции и Полтавской победы 1709 г. (" Эпиникион " – песня победы Ф. Прокоповича), сражения русско-казацких войск с турками и татарами (" За могилою Рябою " Ф. Прокоповича), Хотинская битва 1739 г. и другие.

Духовная лирика возникает на основе более ранних церковно-религиозных виршей. Наиболее известными были рождественские драмы: "Комедия на день рождества Христова" (1702), приписываемая Д. Туптало: "Действие на рождество Христово" М. Довгалевского.

Нередко школьные драмы используют аллегорические[284] образы: терпение, отрада и т.п., высказывающие различные советы и поучения. В отдельных случаях драмы-моралите затрагивали вопросы современности, например, "Воскресение мертвых" Конисского.

К школьной драматургии относится историческая пьеса " Владимир " Феофана Прокоповича и " Милость божия " неизвестного автора. Трагикомедия "Владимир" – первая украинская пьеса на историческую тематику.

Многие школьные драмы сопровождались интермедиями, которые разрабатывали в юмористическом или сатирическом плане бытовые или социальные темы современности. Писались они на простом разговорном языке. В интермедиях были заключены зерна будущих социально-бытовых комедий И. Котляревского, Г. Квитка-Основьяненко и других

С течением времени интермедии приобрели самостоятельный характер, часто разыгрывались отдельно от школьных драм. Нередко их исполняли странствующие дьяки, которые способствовали сближению школьной драмы с вертепом.

Вертеп – украинская форма кукольного театра, возникшего во второй половине XVII века; он проник и в Россию, объединив школьную драматургию с народным театром.

 

 

Изобразительное искусство

В живописи этого периода ведущее место занимает икона, в создании которой наблюдается взаимодействие народного и профессионального искусства. Испытывая в XIV – XV вв. влияние то балканской, то русской школ иконописи, украинская икона, начиная с XVI в., отличается элементами национальной специфики: орнаментированные резьбой или тиснением золотые фоны, изображение народных вышивок на костюмах, детали, наблюденные в окружающей действительности, типы лиц, элементы пейзажа. В первой половине XVII в. художники начинают испытывать влияние западноевропейской, преимущественно голландской, гравюры.

Лица Богоматери, Архангела Михаила и других святых в иконах XVII – XVIII столетий отличаются утонченной красотой, мягкостью выражения и неповторимостью индивидуаль­ной характеристики. Художники воплощали в них свое представление о красоте, сложившееся под влиянием окружающей действительности.

Во второй половые XVII – первой половине XVIII вв. Львовщина выдвигает крупных живописцев, в творчестве которых реализовалось своеобразие нескольких живописных школ: Илью Бродлаковича, Ивана Рутковича, Иова Кондзелевича, отличавшихся как мироощущением, так и манерой письма.

В то же время и в других городах творят художники, не уступавшие киевским: Иосиф Иванович из Лубен, Василий Реклинский и мастер Самуил с Полтавщины, семья Боровиков из Миргорода.

В XVI – XVII столетиях на Украине широкое распространение получает портретный жанр. Появляется особый тип портрета, который в России назывался парсуной. Его отличали яркая декоративность, плоскостность изображения, застылость поз, протокольная точность воспроизведения индивидуальных черт лица.

Реалистические черты проявлялись в " ктиторских " портретах XVIII в.: они отличались от икон некоторыми деталями – отсутствием нимбов около головы и т.п. Такие портреты создавались в полный рост или полуфигурные.

Выдающимся художником был И. Паевский, его можно поставить в ряд с крупнейшими современными ему западноевропейскими мастерами.

Уже в XVII в. гравюра[285] существовала в Киеве не только для оформления книг, а имела и самостоятельное значение. Вначале это были иконы, выполненные на бумаге или шелке, покрывала для алтарных престолов.

На конец XVII – начало XVIII в. приходится наивысший расцвет древнего украинского граверства, когда оно вступает в период классики, выдвигая плеяду мастеров мирового значения. Первым из этих классиков украинской гравюры может быть назван А. Тарасович. Он и его брат Леонтий овладели техникой гравюры на меди, которая дает возможность создания тонких и разнообразных эффектов светотени, мягких переходов одного тона в другой, обработки деталей.

Темы работ Л. Тарасовича – разнообразны: религиозные композиции, батальные сцены, аллегорические картины, портрет. В 1702 г. Л. Тарасович выполнил гравюру в честь победы над турецкими войсками при взятии Азова и Кизикермена.

Мастером гравюры был также Инокентий Щирский.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 406 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.