В XIX веке на Украине оживилось градостроительство. В архитектуре утверждается классицизм. Примером может служить ряд сооружений в Киеве, Одессе и других городах. Так, в Одессе по проекту архитектора Тома де Томона в античном стиле было построено здание театра. Памятником архитектуры стали знаменитая Потемкинская лестница и Воронцовский дворец (проекты Ф.К. Буффало).
В тесной связи с архитектурой развивалась и скульптура, основываясь на достижениях народной резьбы по дереву, искусства малой пластики и т.д. В честь великих исторических событий были созданы скульптурные памятники, среди них – " Самсон раздирает пасть льву " (Киев, 1809) в честь Полтавской битвы, монумент Славы в Полтаве (1805 – 1811) и др. В стиле классицизма создан бронзовый памятник князю Киевской Руси Владимиру (Киев, 1853). Его авторы – В.И. Демут-Малиновский, П.К. Клодт, архитектор К.А. Тон.
В первой половине XIX века интенсивно развивается живопись и графика. В живописи особенно плодотворным было обращение к жанрам портрета, пейзажа, жанровой бытовой и исторической картины.
Значительный вклад в развитие живописи в Украине внесли такие замечательные художники, как А. Антропов, В. Тропинин и другие. С Украиной было связано раннее творчество В.Л. Боровиковского, родившегося в Миргороде.
В своих портретах Левицкий и Боровиковский утверждали высокий гуманистический идеал, что оказало определяющее влияние на развитие отечественной живописи. Именно на рубеже XVIII XIX вв. начинается новый процесс – укрепление реалистических тенденций в развитии портретной живописи в украинском искусстве.
Эпохой в развитии украинского изобразительного искусства стало творчество Т.Г. Шевченко. Ранее уже шла речь о развитии его дарования графика и живописца. Особый интерес представляют его живописные и графические портреты, в которых он прокладывал путь реалистическому искусству, правдивому и непредвзятому изображению действительности.
Свой вклад в этот процесс внесли художники К.С. Павлов (картина "Бондарь" 1838 г.), А.Н. Мокрицкий, товарищ Шевченко, ученик К. Брюллова и А. Венецианова. Мокрицким создана галерея портретов писателей: Н.В. Гоголя, Е.П. Гребенки и др. В области портретной живописи работал друг и земляк Шевченко – И.М. Сошенко; серию портретов украинских общественных деятелей написал Г.А. Васько.
В первой половине XIX в. на Украине интенсивно развиваются художественные промыслы. Значительное распространение приобретают произведения народной живописи. В них изображаются сцены из жизни и быта украинского народа: "Сидит казак над вербой", "Казак-бандурист", "Казак-запорожец" и другие
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
В этот период активно развиваются различные отрасли науки, в том числе языковедение, литературоведение. Большое значение для филологической науки имели труды профессора Харьковского университета А.А. Потебни (1835 – 1891), который разрабатывал вопросы общего языковедения, грамматики русского и украинского языков, проблемы исторического синтаксиса, диалектологии.
Литература
Период второй половины XIX века в украинской литературе – это время торжества реализма и таких жанров, как повесть, роман, драма, лиро-эпическая поэма. Борьба за традиции Шевченко явилась борьбой за глубину, народность, выражение в искусстве национального самосознания народа. В 1861 г. в Петербурге начинает выходить журнал " Основа ", просуществовавший два года, вокруг него объединились украинские писатели. На украинском языке здесь публиковались произведения Т.Г. Шевченко, Марко Вовчок, А. Стороженко, Л. Глебова, П. Кулиша, Н. Костомарова, С. Руданского и др., помещались литературоведческие и публицистические статьи.
Проза этого периода обогащается социально-бытовыми, психологическими повестями и романами (Марко Вовчок, А. Свидницкий, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, И. Франко), драматургия – социальной драмой и комедией (М. Кропивницкий, М. Старицкий, Карпенко-Карый), поэзия – социально-бытовой, философской поэмой (П. Грабовский, Б. Гринченко, И. Франко), достигает расцвета басня и юмореска (Л. Глебов, С. Руданский),
Наряду с реализмом, изображающим жизнь в формах самой жизни, в ее типических проявлениях, находит свое воплощение и романтизм, питающийся мечтами и чаяниями народа. В 60-е годы существовали так называемые " громады ", где объединялись писатели, представители искусства. Велика их роль в развитии фольклористики, сборе и публикации фольклорно-этнографических материалов. Особую роль в этом процессе сыграл М. Драгоманов, публицист, историк, фольклорист, издавший сборники "Малорусские народные предания и рассказы" (1876), два тома.
Самобытными путями шла украинская драматургия в тесной связи с театром. Украинские писатели-драматурги были одновременно и артистами, и режиссерами. Национальный театр поднимал свой голос в борьбе за отечественную культуру. Писатели-драматурги вместе с блестящими артистами – Кропивницким, Заньковецкой, Саксаганским, Садовским – боролись за реализм, высокую художественность театрального искусства.
Во второй половине XIX века усиливаются процессы демократизации литературы, шире отражается жизнь народа. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Марко Вовчок (Мария Александровна Вилинская, 1833 – 1907 ).
Изучение народного быта, сбор фольклорного материала нашли отражение уже в первом ее сборнике – "Народные рассказы" (1857). Эти произведения были переведены на русский язык И.С. Тургеневым в 1859 г. Писала она и на русском языке – "Рассказы из народного русского быта".
Своей деятельностью Марко Вовчок способствовала развитию межнациональных культурных связей. Благодаря высокому гуманизму, глубине чувств, яркости и богатству народной речи Марко Вовчок внесла значительный вклад в развитие украинской прозы.
В 50-е – 60-е годы XIX в. в украинской литературе активно развивается жанр сатирической басни, мастером которой явился Леонид Иванович Глебов (1827 – 1893). Им написано свыше ста басен: "Волк и ягненок", "Щука", "Совет мышей", "Медведь-пасечник" и др. В них раскрыты социальные конфликты эпохи. Значительный вклад в украинскую поэзию внес Степан Васильевич Руданский (1834 – 1873).
Жизнь поэта была недолгой: больной туберкулезом, он прожил последние годы в Ялте, где практиковал как врач (Руданский окончил Петербургскую медико-хирургическую академию) и занимался литературной деятельностью. Там, в Ялте, он и похоронен, одна из улиц названа именем Руданского, мемориальной доской отмечен дом, где он жил и работал.
Талант Руданского был многогранен. Он писал романтические баллады, лирические стихотворения "К дубу", "Гей, быки", "Над колыбелью" и другие, юмористические произведения, где поэт раскрыл национальный характер юмора, свойственного украинскому народу: "Пан и Иван в дороге", "Заседатель", "Хорошо торговалось" и другие.
В 70-е – 80-е гг. в украинскую литературу вступает видный писатель-реалист Иван Семенович Нечуй-Левицкий (1838 – 1918).
Широкую популярность приобрела драма Нечуй-Левицкого " Маруся Богуславка ", изображающая события XVI в. – борьбу за освобождение украинцев, томящихся в турецкой неволе. Левицкому принадлежит историческая драма "В дыму и пламени", посвященная теме освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого. В произведениях Нечуй-Левицкого воссозданы яркие народные характеры, черты украинской национальной жизни.
Традиции реалистической прозы получили дальнейшее развитие в творчестве Панаса Мирного (1849 – 1920).
Писатель-реалист, Панас Мирный ставил в своих произведениях животрепещущие проблемы времени. Одна из них - тема "пропащей силы", трагедии сильной, волевой личности, гибнущей в условиях противоречивой действительности. Особенно глубоко эта проблема раскрыта в романе "Разве ревут волы, если ясли полны?". Другое название романа – " Пропащая сила ".
На протяжении нескольких десятилетий работал Панас Мирный над романом " Гулящая ". Произведения Панаса Мирного отличаются глубиной психологического анализа, художественным мастерством.
Иван Яковлевич Франко (1856 – 1916). Неутомимый общественный деятель, Франко оставил богатое наследие в поэзии, прозе, драматургии, публицистике, теории литературы, критике, истории, фольклористике, этнографии. Значительна деятельность Франко и как переводчика на украинский язык произведений мировой литературы.
При жизни Франко вышло несколько сборников его произведений. Первый имел название " Вершины и низины ", тут поэт обосновывал гражданскую направленность своего творчества, во многом перекликаясь с основными направлениями поэзии Шевченко. Франко явил себя мастером пейзажной и интимной лирики в произведениях, включенных в сборник " Увядшие листья " (1896, 1910). Своеобразное место в поэтическом наследии Франко занимает сборник " Мой измарагд " (1898) и другие.
И. Франко обратился к жанру поэмы и достиг здесь выдающихся успехов. В душевной драме героев поэм " Иван Вышенский ", " Похороны ", " Моисей " автор сумел передать силу патриотического чувства, идеи стойкости и непреклонности в борьбе за судьбу народа. И в прозе И. Франко пишет на исторические темы. Такова повесть " Захар Беркут ", где создан романтизированный образ героя из народа эпохи героической борьбы против татарского нашествия.
Наиболее ярким прозаическим произведением И. Франко является повесть " Борислав смеется ", посвященная жизни рабочих Галиции. Писатель создал различные характеры, особенно выразительны образы непримиримых бунтарей братьев Басарабов.
Свое слово сказал И. Франко и в драматургии, где также обратился к различным жанрам (драме, комедии, сказке и т.д.). Вершиной его драматургии является социально-психологическая драма " Украденное счастье ", сюжет которой построен на мотивах народного творчества.
Определяя значение творчества И. Франко, О. Гончар сказал: "Никак не будет преувеличением сказать, что Шевченко и Франко – это на самом деле те два могучие крыла, которые вынесли украинское слово, украинскую культуру на мировое пространство[286].
Драматургия и театр
Развитие драматургии во второй половине XIX века неотделимо от становления украинского национального театра. Свою литературную деятельность украинские драматурги сочетали с организацией театральных трупп, были актерами и режиссерами.
Марк Лукич Кропивницкий (1840 – 1910): "Дай сердцу волю, заведет в неволю", "Мироед, или паук" (1882).
Михаил Петрович Старицкий (1840 – 1904): "Ой, не ходи, Грицю, да на вечерницы", "В темноте" (1892), "Богдан Хмельницкий" (Год), "Маруся Богуславка" (Год), "Оборона Буши" (Год).
Выдающимся украинским драматургом явился И. Карпенко-Карый (1845 – 1907):"Батрачка" (1885), "Несчастная" (1884 – 1885), "Савва Чалый" (1896), "Хозяин" (1900).
Музыка
Вторая половина XIX века – важнейший период в развитии украинской музыки. В это время широко распространяется музыкальное образование, создаются музыкальные школы, оживляется концертная жизнь. В этот период появляются композиторы-профессионалы: С.С. Гулак-Артемовский, П.П. Сокальский, Н.В. Лысенко и другие.
С.С. Гулак-Артемовский (1813 – 1873) раскрыл свое дарование как композитор и оперный певец. В своем творчестве он обратился к темам народной жизни. Им была создана первая украинская опера – " Запорожец за Дунаем ", входящая в репертуар музыкальных театров в наши дни. Впервые эта опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Роль Ивана Карася исполнял сам автор.
Наибольшего взлета украинская музыка в XIX веке достигла в творчестве Н.В. Лысенко (1842 – 1912), великого украинского композитора, пианиста, дирижера и педагога. Работая над песенным репертуаром, композитор обратился к народному творчеству, к украинскому песенному фольклору. Им выпущены сборники, в которые вошли 600 песен. Н.В. Лысенко создал цикл произведений "Музыка к "Кобзарю" Шевченко". В 70-е – 90-е гг. он пишет ряд опер на гоголевские сюжеты: "Рождественская ночь", "Утопленница", опера " Тарас Бульба " – наивысшее достижение творчества выдающегося композитора. Эта опера написана в традициях М.И. Глинки, проникнута народным духом. В ее музыке автор широко использовал украинское народное творчество. Н. Лысенко принадлежит также музыка к пьесе И.П. Котляревского "Наталка-Полтавка".
Значительно, что в этот период украинская тематика входит в творчество выдающихся русских композиторов. Так, П.И. Чайковский, подолгу живший на Украине, написал оперы " Мазепа " и " Черевички ", М.П. Мусогорский – оперу " Сорочинская ярмарка ", где использованы народные мелодии. Сюжеты повестей Гоголя " Майская ночь " и " Ночь перед Рождеством " легли в основу одноименных опер Н.А. Римского-Корсакова. К украинской тематике обращались А.Н. Серов, А.Г. Рубинштейн и другие композиторы.
Изобразительное искусство
Ведущей темой украинского изобразительного искусства второй половины XIX века стала жизнь народа, красота родной природы.
В 1890 г. в Одессе возникло Товарищество южнорусских художников, выставки которого пропагандировали реалистическое искусство. Невозможно не увидеть здесь прямой связи с деятельностью русских художников-передвижников.
В украинской реалистической живописи этого периода особое развитие получил бытовой жанр, связанный с творчеством последователей Т.Г. Шевченко– Л.М. Жемчужникова, И.И. Соколова, К.А. Трутовского.
Выдающиеся украинские художники этого периода: Л.М. Жумчужников (1828 – 1912) – «Кобзарь на шляху» (1854), офорты к альбому «Живописная Украина» (1861 – 1862).
К.А. Трутовский (1826 – 1893) – картины на народную тему: «Лирник в крестьянской хате», «Свадебный выкуп» и другие. Тяжесть крестьянской жизни изображена в картине «Больной» (1883).
И.И. Соколов (1823 – 1910): «Погорельцы», «Калики перехожие», «Проводы рекрутов».
К.К. Костанди (1852 – 1921) – «В люди» (1885), «Ранняя весна» (1890) и другие.
Н. К. Пимоненко (1862-1912): «Жница», «Возле реки» и другие.
С.И. Светославский, В.Д. Орловский, И. Труш и другие художники создали жанровые картины, портреты деятелей украинской культуры.
К передвижническому движению примыкали: И.П. Похитонов, П.А. Левченко, Т. Копыстинский, И. Труш и другие.
Украинская тема во второй половине XIX века плодотворно развивается и в творчестве русских художников: Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского, Н.А. Касаткина, заметное место украинская тема заняла в творчестве И.Е. Репина (" Вечерницы ", " Запорожцы пишут письмо турецкому султану ").
Графика
В области станковой графики работали почти все украинские художники: И.И. Соколов, К.А. Трутовский, Д.И. Бесперечный, Н.И. Мурашко, П.Д. Мартынович и другие. Особенно много графических рисунков оставил К.А. Трутовский, его работы публиковались во многих отечественных журналах. В технике автолитографии Н.И. Мурашко выполнил портрет Т.Г. Шевченко. Галерею портретов украинских кобзарей создал А.Г. Сластион, им опубликован альбом литографий «Древность украинская и запорожская».
Во второй половине XIX века продолжает развиваться книжная и журнальная графика, издаются иллюстрированные юмористические и сатирические журналы.
Скульптура
Реалистическое направление во второй половине XIX века утверждается и в скульптуре. Л.В. Позен (1849 – 1921).– "Шинкарь", "Кобзарь", "Переселенцы", "Пахота в Малороссии" и другие. Внимание скульптора привлекла и историческая тематика. Он создает скульптурные работы "Скиф", "Запорожец в разведке" и другие.
В жанре портрета работал скульпторП.П. Забила (1830 – 1947): мраморный портрет Т.Г. Шевченко, исполненный для музея в Чернигове.
Скульпторы Украины пробовали свои силы и в монументальной скульптуре.
Таким образом, в течение второй половины XIX века художественная культура Украины сделала значительный шаг вперед. Сформировалась национальная литература, реалистическая школа живописи, графики, скульптуры; были созданы замечательные произведения национальной музыки, украинский профессиональный театр. Украинская художественная культуры XIX в. внесла значительный вклад в развитие мировой культуры.