Во II пол. XVI в. в Украине активизировалась национально-освободительная борьба против владычества польских феодалов (в результате Люблинской унии – 1509 г. в Украине и в Белоруссии установилось господство Речи Посполитой, в 1696 г. Брестский собор провозгласил унию – слияние православной и католической церквей под эгидой папы римского).
Борьба украинского и белорусского народов против католизации и полонизации, борьба за социально-национальное раскрепощение вызвала подъем культурно-просветительного движения, что способствовало развитию культуры.
В Украине культурная жизнь концентрируется в таких городах, как Львов, Острог, Киев. Возникают школы, например, школа князя Константина Острожского, возникшая в 70-х гг. XVI в. в г. Остроге (на Волыни). Ректором Острожской школы был известный писатель Герасим Смотрицкий, учителями – Христофор Филалет, автор известного полемического произведения "Апокрисис" и другие. Не случайно из стен школы вышли такие прогрессивные деятели, как писатель Мелетий Смотрицкий (сын Г. Смотрицкого) и запорожский гетман Сагайдачный. Школы были созданы в Львове, Киеве, наряду с монастырскими школами они сыграли большую роль в образовании украинского населения.
Особая роль в общественной и культурной жизни древней Украины принадлежала Киево-Могилянскому коллегиуму, созданному в 1632 г. на основе Киевской братской школы и Лаврской монастырской школы. Его основатель Петр Могила создал по сути высшее учебное заведение, он добивался превращения коллегиума в академию, но это было сделано только в начале XVIII в. В XVII – XVIII вв. из стен учебного заведения вышли такие деятели, как Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович и другие.
Развитию литературы этого времени способствовало появление книгопечатания и создание научно-филологических работ. Начало книгопечатания связано с именем русского первопечатника Ивана Федорова, который бежал из Москвы, в 1572 г. основался в Львове, где и оборудовал типографию. По просьбе князя К. Острожского Иван Федоров организовал типографию в Остроге, где издал знаменитую Острожскую библию (1581) и другие произведения. Широкую книгоиздательскую деятельность развернула Лаврская типография.
Литература
Украинская литература в этот период достигла больших успехов. В ней продолжают развиваться такие жанры прозы, как проповеди, летописи, полемическая литература и др.
Среди писателей этого периода наиболее видное место занимает Иван Вышенский, первый среди украинских и один из выдающихся мастеров полемического слова тогдашней мировой литературы. Биографические сведения об Иване Вышенском скудны. Родился он в середине XVI в. в местечке Судовая Вишня, возле Перемышля; жил в Галиции, Волыни, Подолии. Рано постригся в монахи и в 70-е годы переселился в Грецию, на Афон (один из крупнейших центров православного монашества). После некоторого пребывания в монастырях Вышенский поселился в пещере – стал затворником. С Афона на родину он направлял свои пламенные обличительные послания и письма, даже приезжал на два года в Украину, но потом снова вернулся на Афон в свою пещеру, где и умер в 20-х гг., XVII в.
Убежденный аскет, он искренне верил в силу и правду православно-христианского учения, ратовал за духовную и социальную свободу народа, восхищался поэтичностью и глубиной народного творчества, которое использовал в своих страстных посланиях и песнях. И. Вышенский, несмотря на свои противоречия, последовательно проводил идею социально-национального освобождения народа. Творчество Ивана Вышенского было глубоко гуманным, он явился предшественником Т.Г. Шевченко.
Во второй половине XVI – первой половине XVII вв. происходит становление украинской поэзии и драматургии, которые, в основном, имели школьно-схоластический характер. Наиболее известными образцами украинской поэзии являются панегирические вирши Г. Смотрицкого –приложение к "Острожской библии" (1581), "Хронология" Андрея Рымши (1581) и другие.
В этот же период получают распространение рождественские и пасхальные "комедии": диалоги,сценки-декламации и другие.