Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в.
Схема 13.3
Схема 13.4
Авангардизм – как стиль в искусстве
Авангардизм
|
|
|
|
Схема 13.5
Схема 13.6
Модерн как стиль в искусстве
Схема 13.7
Схема 13.9
СЮРРЕАЛИЗМ – НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ ЕВРОПЫ
(10—20-е гг. ХХ в.)
Схема 13.10
ФУТУРИЗМ – НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Стремление создать «искусство будущего» Отрицание традиционной культуры (нравственные и художественные ценности | В поэзии – разрушение естественного языка («слова на свободе, или заумь | В живописи – использование пересечений, сдвигов, наплывов форм, многократных повторений мотивов. |
Постмодернизм – понятие, вошедшее в культурный обиход сравнительно недавно, но уже употребляемое почти во всех сферах человеческой жизни. Исходя из этимологии термина «постмодернизм», следует, что своему названию он обязан модернизму: постмодернизм – это то, что следует после модернизма. Постмодернизм – это антитеза модернизму и использование его опыта.
|
В любом современном обществе существует и где-то преобладает межсоциальная культура, состоящая не из механической суммы социальных культур, а образующая их качественно новую, ценностно дифференцированную систему, в которой все части, слои, группирования находятся в отношении частичной интеграции. Такая культура получила название массовой культуры.
|
Схема 13.12
Массовая культура
|
Взятая в широком смысле слова, элитарная культура – это культура передовой, активной части всех этносоциальных групп общества, их своеобразного пассионарного авангарда. Элита увлекает за собой социальную массу, приобщая ее к преобразованию форм жизнедеятельности и мироосвоения. Она кладет начало изменению стандартов жизни, стереотипов чувствования, мышления действия.
Схема 13.13