Лекции.Орг


Поиск:




Структура и особенности элитарной культуры




 
 

 

 


Схема 13.14

Контркультура

 
 

 

 


Схема 13.15

Полисемия понятия «субкультура»

 

 


Схема 13.16

Формы субкультуры

 


 


Основной тезис: Таким образом рассматриваемый период характеризуется нарастанием социальных противоречий в ХХ веке. Происходит превращение анархического капитализма в монополистический империализм. Наблюдается бурное развитие производительных сил общества, провозглашается культ техники и промышленности. Духовная культура носит «мозаичный» характер. В философии культивируется эклектический плюрализм и рост иррационализма. В религиозной жизни резко возрастают модернистские тенденции. Для художественной культуры характерно продолжение и нарастание в ней кризисных явлений. Происходит мощное отрицание эстетической категории прекрасного и возникает культ безобразного. В художественной литературе господствуют самые разные модернистские течения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику культуры ХХ века.

2. Что такое «декаданс»?

3. Модернизм как направление искусства. В чем его суть?

4. Назовите новые направления возникшие в культуре ХХ века?.

5. Постмодернистская культура, в чем ее специфика?

6. Дайте характеристику массовой и элитарной культур?

7. Что такое субкультура? контркультура?

Литература

1. Затонский А. Модернизм и постмодернизм. – М., 2002

2. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995

4. Культурология / Под ред. Л.Г. Багдасарьян. – М., 2001.

5. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М., 1993

4. Проблемы теории культуры: Учебное пособие по культурологии / Под ред. Н.А. Кутузовой. – Мн., 1998.

5. Козловский П. Культура постмодерна. – М., 1997.

6. Ильин И. постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа – М., 1998.


ТЕМА 14. Русская культура

 

1. Основные черты русской культуры.

2. Культура Киевской Руси и русского Средневековья.

3. Русская культура Нового времени.

4. Советская культура.

 

Основные понятия: национальная идентичность, геополитическое положение, «культурное отставание», славянская мифология, язычество, полидемонизм, политеизм, двоеверие, преподобные, юродивые и старцы, невегласие, нестяжательство, иосифлянство, Стоглавый собор, Смута, «строгановская школа», «узорачье», «нарышкинское барокко», европеизация, секуляризация, сентиментализм, литературоцентризм, конструктивизм, тоталитаризм, диссидентство (нонконформизм), социалистический реализм, «оттепель», «застой».

 

I.

 

Схема 14.1

Антиномии русской культуры

       
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

 


 

 
 

 

 


Схема 14.2

 

       
   
 
 

 


 

 
 


в XVIII столетии российское дворянство восприняло язык и обычаи немцев

 

 
 

 

 


Особенности геополитического положения России:

1. срединное положение между Востоком и Западом;

2. пространственные характеристики «расстояния» и «простора» как атрибуты русской ментальности,

3. проблема «культурного отставания» России в средние века. К началу XVIII века в России действительно не было светской литературы, архитектуры, музыки, философии и науки. Европа к этому времени имела необъятный опыт во всех областях культуры, сменила несколько научных и религиозных картин мира. В течение долгого времени вся творческая энергия русского народа оставались в потенциальном состоянии. Русские были подавлены огромной тратой сил, вызванной громадными размерами государства.

Русские геополитические условия также повлияли на сам ход русской истории. Для неё характерна «прерывистость». Можно выделить шесть периодов в русской истории, когда создавались совершенно разные образы России:

1. Киевская Русь;

2. Русь удельная: с XII в. после распада Киевской Руси сформировалось три наиболее влиятельных государства: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля;

3. Московское царство;

4. Россия Петра Великого;

5. Советский Союз;

6. в настоящее время – новая Россия.

Создание нового образа страны каждый раз сопровождалось переносом столицы в новое место.

II. Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). Уже к VI в. н. э. восточные славяне имели заметные успехи в области материальной культуры, имели развитую мифологию. Славянскому политеизму предшествовала стадия полидемонизма. Демоны – ранее двойники реальных вещей и людей, но покинувшие своих реальных носителей и ставшие самостоятельными существами. Они приобретают антропоморфный образ. Таким образом, с течением времени духи, первоначально представлявшие однородную массу, начинают различаться. Прежде всего, по месту обитания, становясь «хозяином места». Разделяют демонических персонажей сферы «вне дома» (лес, поле, болото), сферы «дом», сферы «ниже земли» и «выше земли», а также персонажей, связанных с определенным периодом времени.

 

Схема 14.3





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 802 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

1013 - | 770 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.