Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Полисемантичность понятия культуры.




 
 

 

 

 


Конечно, само явление, позже обозначенное термином «культура», было отмечено общественным сознанием в более далекие исторические эпохи. Еще в период первобытнообщинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества, древний человек стремился обозначить свое присутствие в мире; в наскальных росписях, статуэтках из камня и кости, орнаментальных узорах на кусках оленьих рогов и каменных плитах – своеобразных знаках, которые наносил человек на предметы окружающего мира, наконец, на себя самого, – он стремился выделить «культурное» из «природного», вторгнуться в природный мир и изменить его. Именно это было первым шагом по пути самопознания, самооценки человечества, что нашло отражение в мифологии.

В этом плане знаменательно обращение к античному мифу о Прометее. Прометей – в греческой мифологии сын титана Иапета и океаниды Климены. Восстав против тирании Зевса, он дарует людям огонь, а с ним – блага цивилизации. Образ Прометея как подлинного «творца человека», наделившего его мудростью, научившего его видеть и чувствовать красоту мира, давшего человечеству основы технического прогресса, создан Эсхилом в трагедии «Прометей прикованный».

Так складывалось представление человека о культуре как о каком-то даре богов (не случайно «культура» и «культ» – слова одного корня), о ее особом предназначении, изменившем «природные» условия жизни человека. Но этот же миф говорил о драматизме культурного процесса, на что обратил внимание немецкий философ ХХ века Карл Ясперс: «Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством, как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни и смерти, к матери и отцу»[7].

Уже в древнегреческом обществе существовали понятия, предназначенные для явлений культуры: это «техне» («ремесло», «искусство», «мастерство» – от корня «техне» образовалось и слово «техника»), термин, обозначающий человеческую деятельность, преобразующую материальный мир.

В античном сознании понятие культуры отождествлялось с «пайдейей», т.е. образованностью. «Пайдейя», по определению Платона, означает руководство к изменению всего человека в его существе. В греческом полисе (городе-государстве) культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». Именно эти процессы характеризовали подготовку гражданина в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка (pais – ребенок), становление личности, образованность, просвещение, культуру. В понятиях древних греков, «пайдейя» выражала глубокий контакт образования с воспитанием, приобретением навыка, что особенно глубоко осуществляется в искусстве «техне» – т.е. гражданском навыке, приобрести который необходимо каждому гражданину полиса. «Пайдейя», имевшая определенный ремесленнический характер, указывала, с одной стороны, на интеллектуальную сущность античной культуры и образованности, с другой, на ее эстетическое основание.

В обращении к человеку, его личности состоит гуманистическая сущность античной культуры, в ее основе – идеал человека, выступающего целью культурного процесса. Воплощение этого идеала в гражданине полиса было целью «пайдейи» и осуществлялось через многолетнюю «схолэ», где образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, а был подготовкой к общественной жизни, развивал в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного. При этом античный человек не терял своего единства с природой, с космосом, включавшим в себя и богов, и людей.

Особое значение в характеристикекультуры древнегреческого общества имело понятие «калокагатия» (от греч. Calos – прекрасный и agathos – хороший, нравственно совершенный), обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, что является условием красоты человека; причем под «внутренним» понималась мудрость. Как идеал физического и нравственного совершенства «калокагатия» получила воплощение в искусстве, в частности, в скульптуре (Фидий, Поликлет и другие).

В Древнем Риме, где и возник термин «культура», понятие «возделывание» относилось прежде всего к обработке земли.

Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого по-латыни означает agri culture - «агрикультура». Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает особое, душевное отношение к земле, без чего не будет «культуры», должного возделывания земной почвы. Но уже Цицерон, говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность – «culture anima». Цицерон (106-43 до н.э.) отождествлял философию с культурой души и духа. Подразумевалось воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей; но философия была направлена также на почитание, уважение, поклонение уму: «Culture anima autem philosophia est».

Европейское средневековье определило появление нового типа культуры и иного ее понимания: это была культура христианская, где на смену политеизму пришел монотеизм, иное понятие духовности, аскетический идеал. Средневековый человек, обнаружив неповторимость, уникальность, неисчерпаемость личности, поставил целью стремление к самоусовершенствованию, избавлению от греховности. Мир и человек, считали идеологи средневековья, имеют основание в Боге. Признание сотворенности мира – креационизм [лат. сreateo (creationism) – созидание] – перерастает в концепцию постоянного творения. Бог сообщает миру его смысловую значимость, божественной символикой наполнен мир.

Радикально изменилось понимание культуры. Человек, уверовавший, что кроме вещественно-телесного (земного) мира существует небесный, духовный мир, где человек обретает истинное блаженство, мир, к которому принадлежит человеческая душа, обнаружил, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму, а именно: Высший Разум и Высшая Справедливость.

В эпоху средневековья особое значение приобрело понятие «культ». Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. Культура вновь предстала перед человеком как необходимость «возделывания» собственных способностей, в том числе и разума, дополненного верой. Рациональность, оказалось, далеко не главное в человеке, перед которым открылись такие истины, как вера, надежда, любовь. Новое понимание культуры привело и к иному толкованию самопознания: Бог создал человека, его бессмертную душу, следовательно, счастье не в познании себя, а в познании Бога. Счастье и свобода человека не в его «автономизации» (независимости), а в сознании того духовного родства, в котором он находится со Всевышним. Именно тогда человек, научившись преодолевать себя, достигнет непостижимого.

Культура, в отличие от античного ее толкования, осознается не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, культивирование неисчерпаемости личности, ее постоянного духовного совершенствования.

В культуре средневековья исключительную роль приобрела книга, особенно Библия, которая расценивалась как «слово Божие, глагол, с помощью которого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим…»[8].

Вчитываясь в Библию, человек в то же время сочетал ее идеи с состоянием своей души, своего «Я», что наполняло моральным смыслом его жизнь, помыслы и поступки.

В эпоху средневековья рождается особая культура рыцарства – культ доблести, чести и достоинства.

Идеи эпохи Возрождения возвестили о формировании нового направления в культуре, связанного с осмыслением и углублением индивидуалистических устремлений человека, что вызвало особый интерес к античности. Термин «Возрождение» ввел Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (ХVI в.), имея в виду возрождение античных гуманистических традиций. Эпоха итальянского Возрождения характеризовалась как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Именно в этот период Колюччо Салютати и Леонардо Бруни ввели в обиход слово «humanitas» (в лат. – человеческая природа, человеческое достоинство). Представление о культуре стало выражать активное творческое начало в человеке, тяготеющем к гармоническому, возвышенному развитию.

Эпоха Просвещения сформировала новые культурные ценности: человек, общество, государство, религия, наука, философия и другие. Именно в ХVII-ХVIII вв. появляются на философском уровне размышления о сути культуры. В ХVII веке понятие «культура» стало употребляться в современном значении в трудах немецкого юриста и историографа С.Пуфендорфа (1632-1694).

Он обозначил этим термином результаты деятельности общественного человека. Культура приобрела смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком. Культура понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам.

Рождение понятия «культура» не случайно совпало с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе. Это было Новое время, характеризовавшееся новым образом жизни, строительством городов, образованием нового класса – «буржуа», «бюргеров». Человек ощутил свое превосходство над природой, превратив ее в средство и объект своих действий.

Это была эпоха технического и промышленного переворотов, эпоха великих географических открытий и колониальных захватов. Стала очевидной определяющая роль человека в его жизни и деятельности, что также послужило основой понимания культуры как самостоятельного явления.

Проблемам культуры посвятили свои труды Дж.Вико, К.Гельвеций, В.Франклин, И.Гердер, И.Кант и другие мыслители.

Просвещение стремилось сформировать целостное понятие о культуре, сочетающее активное действие мировых сил (в том числе и божественный Разум) в природе и деятельность человеческого разума. Человек определяется как существо, наделенное разумом, волей, способностью созидания, как «животное, делающее орудия», а история человечества – как его саморазвитие благодаря «предметной» деятельности, понимаемой как многообразие ее форм – от ремесла и речи до поэзии и игры. Теория культуры, развиваясь в лоне европейской философии, осмысливала мир как явление двусоставное, включающее в себя «природу» и «культуру», а сама теория культуры понималась как «царство духа» и «мир человека», как совокупность различных форм сознания – нравственного, религиозного, экономического и т.д.

Однако уже тогда (особенно ярко в работах Ж.-Ж.Руссо) наметилась мысль о невозможности гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры». Немецкая классическая философия, стремясь устранить это противоречие, рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, в котором противоречие «природы» и «культуры» является необходимым, но преходящим моментом на пути к их синтезу. С наибольшей полнотой эти проблемы разработаны в философской системе Г.В.Ф.Гегеля.

Однако общий аналитический дух, господствовавший в науке ХIХ в., приводил к тому, что культура рассматривалась не в своей целостности, как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных проявлениях: философия религии, этика, эстетика, философия языка, гносеология, аксиология, антропология и т.д. Культурологическое знание, уходя в область конкретных наук, срасталось с этнографией, археологией, искусствознанием, науковедением, историей техники и т.п.

Уже к концу ХIХ века обозначились существенные расхождения в понимании сущности культуры. Некоторые ученые противопоставляли «умственную, нравственную и религиозную жизнь человечества» – материальной деятельности, другие же придавали понятию «культура» широкое значение, охватывающее «все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эстетическую» (П.Ю.Милюков, «Очерки по истории русской культуры»).

Ученые-культурологи XIX – XX вв. обращаются либо к изучению того или иного исторического типа культуры – первобытной, античной, средневековой, ренессансной (Я.Буркхардт, Э.Тайлор, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс, А.Малиновский, И.Хейзинга, М.Бахтин, А.Гуревич), либо к характеристике нескольких исторических и этнических типов культуры (Н.Данилевский, О.Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби). Подобный подход позволяет увидеть богатство культурных форм, некоторые закономерности их исторического развития. Но сама сущность культуры как бы растворялась в многообразии ее форм.

Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В.Дильтей, Г.Риккерт, Э.Кассирер и О.Шпенглер, концепция которого вызвала широкий общественный интерес к проблемам культуры.

Основные идеи и концепции культурологии ХХ века связаны также с именами З.Фрейда, К.Г. Юнга, Н.А.Бердяева, Э.Фромма, М.Вебера, А.Тойнби, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, Х.Ортега-и-Гассета, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса, М.Бубера, Н.Я.Данилевского, А.Ф.Лосева, Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, А.Меня, С.С.Аверинцева, Ю.М.Лотмана, А.Я.Гуревича, М.С.Кагана, Г.Гачева и других.

В ХХ веке американские ученые А.Кребер и К.Клакхон («Культура», 1952), обобщая достижения культурологов мира, привели 180 определений культуры (не считая определений русских мыслителей рубежа ХIХ-ХХ вв., данных в приложении), которые были распределены по следующим рубрикам: «описательные», «исторические», «нормативные», «психологические», «структурные», «генетические», «неполные». Эту работу продолжили в 70-е гг. ХХ в. американские ученые А.Каплан и Д.Мэннерс («Теория культуры»).

В 1983 г. в Торонто состоялся ХVII Всемирный философский конгресс, посвященный проблеме «Философия и культура». Конгресс продемонстрировал широкий спектр подходов к культуре современных философов.

Приведем некоторые определения культуры, сформулированные различными учеными[9]:

Э.Тайлор: комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества;

Ф.Ницше: «Единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа»;

П.Сорокин: культурный аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения;

Х.Ортега-и-Гассет: социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций;

К.Юнг: формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты;

Ч.Моррис: в широком смысле слова ¾ система знаков;

Э.Кассирер: процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука ¾ различные фазы этого процесса;

Т.Эллиот: специфический способ мышления, чувствования и поведения;

З.Фрейд: слово «культура» характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом;

М.Хайдеггер: «реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств».

А.Швейцер: «Главное в культуре – не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека»;

П.Флоренский: культура «ядром своим и корнем имеет культ … Культурные ценности – производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа»;

В.И.Ленин: «Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре», так как условия жизни людей порождают разные идеологии;

Л.Н.Толстой (эпилог «Войны и мира»): «…духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея – все это понятия неясные, неопределенные…»;

Ю.Лотман: совокупность текстов, точнее – механизм, создающий совокупность текстов;

Ю.Лотман, Б.Успенский: знаковая система;

В.Сагатовский: программа образа жизни;

Н.Чавчавадзе: воплощенные ценности;

В.Библер: культура – это «диалог культур»;

Е.Вавилин и Ф.Фофанов: конкретно-исторический вариант существования той или иной общественно-экономической формации;

М.Мамардашвили: «Под «культурой» я понимаю некий единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности…»;

М.Коган: «система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности»;

С.Чарновский: совокупность объективированных элементов общественного достоинства;

С.Пекарчик: единая для общественной группы семиотическая система;

М.Червинский: культура, понимаемая как процесс;

И.Херман: целостность человеческого развития, выводящего его за природные границы.

Современные исследователи С.Н. Иконникова и В.П. Большаков, обобщая множество позиций в определении методов исследования культуры, выделяют прежде всего общенаучные – эмпирические и теоретические, подчеркивая актуальность, значимость одних и других.

Эмпирические, отмечают авторы, основанные на конкретных исследованиях, особенно важны в культурологии, т.к. позволяют обосновать, подтвердить теоретико-методологический фундамент культурологических концепций.

Но не менее важны теоретические методы, которые «предлагают различные «ориентиры», «выстраивают модели и схемы», определяя «особенности культуры, ее содержание и функции».

«Методы, разработанные непосредственно в предметном поле культурологи:

· метод реконструкции культурных полей;

· метод моделирования культурных объектов;

· социокультурный историко-генетический метод;

· метод мозаичных реконструкций;

· метод социокультурных наблюдений и другие.

Особое значение имеет системный метод исследования культуры, который применяется как для анализа отдельных форм и проявлений культуры, так и для рассмотрения ее целостности, взаимосвязей и соподчиненности отдельных компонентов общим целям и задачам.[10]

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1502 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.