Культурология – система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис[1], функционирование и развитие культуры в целом.
Слово «Kulturologie» впервые использовал немецкий ученый В. Освальд в 1913 г., термин «kulturologu» первым употребил антрополог Лесли Уайт в 1949 г. С его именем связывается культурология в словаре Вебстера (США, 1993); но, кроме определения культурологии как науки о культуре, в этом издании не отмечается ни научных школ, ни концепций, что свидетельствует о молодости этой науки, активно развивающейся в наше время.
Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в ее интегративном[2] характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Первый – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.
Второй – представляет культурологию как один из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с такими дисциплинами, как культурантропология, социология культуры и т.п.
Третий – рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.
Наиболее продуктивным, как нам представляется, является взгляд на культурологию как на систему знаний, как на относительно самостоятельную отрасль общественно-гуманитарного знания.
В то же время культурология не является монодисциплиной, она несводима к философии, антропологии или искусствоведению, но эти и другие науки активно питают её своими методами и достижениями, что позволяет определить культуру не как одномерную величину, а как сложное многомерное образование.
Культурология – синтетическая область знаний, сформировавшаяся как результат взаимодействия философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры и других наук. Исходя из того, что в культурологии находятся в единстве исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека, её можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, структуре и функциях культуры, перспективах её развития.
Для более полного представления о культурологии как науке введем понятия объекта и предмета исследования: «Объект познания – это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности.
Предмет исследовния – это основа исследовательского интереса, «…» выражает целенаправленную заинтересованность ученого в освоении конкретной предметной области»[3].
Исходя из этого, определим объем и предмет культурологических исследований культуры (опираясь на мнения выдающихся культурологов): объект – как «смысл и механизм обеспечения коллективного человеческого существования, … регуляция форм и процедур групповой жизнедеятельности «психологических, социальных и ценностных ориентаций» (А. Флиер)[4]; предмет – как культура «в ее реальной целостности и полноте конкретных форм существования, в ее строении, функционировании и развитии» (М.С. Каган).[5]
Изучение общества через культуру необычайно актуально, так как одни лишь экономические и политические характеристики не могут дать полного и глубокого понимания социальных явлений. Культурологический подход поможет осознать такие важнейшие явления общественного сознания, которые технократическое мышление отодвигает на задний план. Это не только искусство, религия, философия, но и сам человек, его духовные ценности, анализ которых помогает определить уровень развития общества, его состояние, дает возможность понять, почему данное общество живет именно так, а не иначе.
Необходимость изучения культурологии, выяснения причин ее формирования, хода ее развития обусловлена рядом факторов:
- появлением новых знаний о культуре в ХХ – XXI вв.;
- потребностью выработки понимания культуры, способного связать воедино теоретические взгляды и практическое воплощение явлений культуры;
- необходимостью поиска единой природы разных культур в условиях их многообразия, диалога культур;
- потребностью в целостном, системном анализе культуры;
Необходимостью развития гуманитарного знания в эпоху технократизма, рационализма как основы для духовного формирования личности, для сохранения стабильного существования человека в противоречивом, изменяющемся мире.
Сложность культурологии обусловлена бесконечным многообразием понятия «культура».
Термин «культура» появился в Древнем Риме, и первоначально его содержание явилось противопоставлением понятию «натура», т.е. природа. «Культура» (от лат. cultura) обозначала «возделывание», «обрабатывание»; это понятие было образовано от «colo, colere» – взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием. Исследователи относят эти слова к санскриту [sanskrita – искусственный, доведенный до совершенства] – литературному языку древней Индии, на котором написана большая часть религиозной, художественной и научной древнеиндийской литературы.
Ведущий российский культуролог Л.М. Мосолова обращает внимание на трактовку понятия «culture» на основе санскрита, в котором выявляются составляющие этого слова «u» - бог, божества, «ra» - свет, солнце – и предполагается вывод: первоначальный смысл слова «культура» мог означать поклонение богу света, солнца. Исследователь обращается к словам Н. Рериха: «... культура есть почитание Света».[6] Постепенно «культурное» стало означать «обработанное», «возделанное» и противопоставляться «естественному», «первозданному», «дикому». Понятие «культура» приобрело более широкое значение, стало включать в себя те явления, которые носили «сверхприродный» характер, отличались «человекотворным» происхождением. И сам человек, преобразованный воспитанием, развитием, образованием, включался в сферу культуры, которая приобрела смысл «образования», «воспитания».