Неисчерпаемо многообразно содержание понятий, объединенных названием «культура». В первых темах данного пособия были приведены некоторые определения культуры, позволяющие судить о множестве различных подходов к анализу этого явления, о стремлении выявить его глубину и сущность, богатство форм и оттенков.
Для того, чтобы понять сущность культуры, концепцию ее бытия, необходим философский анализ феномена[112] культуры. Прежде всего, определим, что такое «сущность», в чем смысл этой категории.
«Сущность, – читаем в «Философском словаре», – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств». «Сущность – совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития данной системы»[113].
Следовательно, сущность – это та категория мысли, которая показывает изучаемое явление изнутри, дает возможность понять, что это, в чем его самобытность.
Сущность раскрывается в явлении. «Явление – конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности»[114].
Сущность и явление неразрывно связаны. Сущность более устойчива, чем конкретные явления, но и она не является неизменной, неподвижной. Наука лишь тогда достигает зрелости, когда она раскрывает сущность изучаемых ею явлений.
Говоря о сущности культуры, прежде всего, следует подчеркнуть многозначность этой категории, использование ее и применение в различных отношениях, в различных контекстах. Так, широко распространено отождествление культуры с образованностью, понятие «культура» употребляется для характеристики соблюдения норм этикета, для определения качественного состояния тех или иных явлений («Культура речи», «Культура чувств», «Культура жилища»); к явлениям культуры относят достижения науки и искусства и т.д. В первой теме было приведено несколько десятков определений культуры, а их – уже несколько сотен.
Прежде всего, следует отметить, что существует два ракурса рассмотрения сущности культуры: религиозный и светский. В контексте религиозной трактовки сам термин «культура» восходит к понятию «культ»[115], т.е. к вере, традициям, высшему смыслу бытия, который определен Создателем. Известный религиозный мыслитель Александр Мень утверждал, что вера в Высший смысл Вселенной является стержнем, придающим внутреннее единство любой культуре.
Действительно, религиозная деятельность, религиозный опыт (в том числе культовые процедуры) – это одна из функциональных характеристик, знаменующих возникновение собственно человеческого бытия.
Но есть и иной подход к выявлению сущности культуры – светский, который строится на основах рационалистического размышления, достижений науки.
Начиная с 60-х годов ХХ в., ведутся дискуссии вокруг определения сущности культуры, форм ее проявления, ее логической структуры. И в попытке определения культуры выделяются следующие направления[116]:
- Описательные – в них просто перечисляются отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи, верования, виды деятельности и т.п.).
- Антропологические – исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком («вторая природа»).
- Ценностные – трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.
- Нормативные – утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
- Адаптивные – культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.
- Исторические – подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
- Функциональные – характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.
- Семиотические – рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.
- Символические – акцентируют внимание на употреблении символов в культуре.
- Герменевтические – относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
- Психологические – указывают на связь культуры с психологией людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
- Дидактические – рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).
- Социологические – культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Ознакомившись с этими тенденциями в толковании сущности культуры, можно сделать вывод о емкости и универсальности этого понятия, что позволит рассматривать ее поливариативно, многоаспектно: как срез общественной жизни, социальный институт, характеристику уровня развития личности, систему общественных регулятивных норм, механизм трансляции опыта и т.д. Иногда даже предлагается все или большую часть определений культуры рассматривать как одно большое, «развернутое определение», так как каждое из предложенных определений охватывает одну из существенных сторон культуры. По-видимому, выработать единственное, абсолютно истинное определение невозможно, так как культура является важнейшей характеристикой бесконечно сложного феномена – общества в его взаимодействии с человеком и природой. Понятие «культура» выражает саму специфику общества как системы.
Сущность культуры как предельно фундаментальной категории можно определить таким образом: культура есть специфическое содержание общества, не культура – все, что вне общества. Культура представляет собой имманентную[117] характеристику общества, понимаемого как система. Специфика культуры и ее содержание определяется сущностью человека, его характерными чертами, его возможностями в динамике их осуществления. Поэтому культура рассматривается как очеловеченность общества (социума), как человечески содержательный аспект человеческого бытия.
Явлениями культуры следует считать результаты (следы) человеческой деятельности, все, возникшее при посредстве деятельности. Это знания, верования, нравы, право, искусство, обычаи, характерные черты и привычки, это язык, идеи, символы, коды, орудия, технологии, ритуалы, общественные организации и т.д. – перечисление может быть бесконечным, включающим в себя все виды реализации любых человеческих возможностей, имеющих место в определенных конкретно-исторических условиях. Причем это касается не только гуманных, созидательных, но и разрушительных, антиобщественных тенденций, неприемлемых с точки зрения актуальной морали. Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Для каждого социума все эти составляющие в их конкретно-исторической форме образуют его социокультурный комплекс, или культуру данного общества.
При всем разнообразии культур отмечается ряд общих черт, имеющих фундаментальный характер и присущих культурам различных социумов:
- речь;
- материальные черты;
- искусство;
- мифология и научное знание;
- религиозная практика;
- семья и социальная система;
- собственность;
- правительство;
- война.[118]
Сущность культуры может быть познана через ее явления, потому что она в них выражена, реализована как одна из сторон, черт этих вещей, предметов и т.д. Культура обозначает в своих носителях все, что в них возникло вне природы, как продукт активной деятельности человека.
Важным моментом существования культуры является решение вопроса о соотношении культуры и потребностей.
«Культура является одним из средств (форм, способов) удовлетворения главной потребности любой системы, в том числе и общества: потребности в выживании, в существовании, в самосохранении»[119]. Но для общества имеет первостепенное значение сохранение не только его биологической и материальной основы, но того, что составляет содержание и суть его специфики: социальных отношений, разума, духовности, гуманистической нравственности творческого духа и т.д. Для общества самосохранение означает сохранение и развертывание всей структуры: иногда утрата лишь некоторых компонентов культуры – например, убеждений, нравственных ценностей и норм, становится трагедией и воспринимается как гибель культуры. В культурологии выделяются две основные части, дающие возможность выявить ее специфику: культурная статика, описывающая культуру в состоянии покоя, и культурная динамика, раскрывающая особенности ее движения, развития.
Культурная статика дает возможность проанализировать внутреннее строение культуры, совокупность ее основных, базисных элементов или черт формы культуры – характерные сочетания этих элементов, их конфигурации.
Динамика раскрывает средства, механизмы и процессы трансформации культуры, ее зарождения, развития, разрушения, различных изменений.
Сложнейшее явление – культура имеет свои исходные элементы – материальные и нематериальные.
Культура существует в предметном и личностном видах, которые являются ее характеристиками со стороны внешнего и внутреннего содержания. Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.
Выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного можно только в воображении. Как определить границу материального и духовного, например, в архитектурном сооружении – Софийском соборе или Зимнем дворце (ныне Эрмитаже), творении Растрелли? Как отделить материальное от духовного в симфонии Бетховена?
Важнейший признак культуры – единство и гармония внешнего и внутреннего, материального и духовного.