Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Многоуровневость подходов к определению культуры.




 
 

 

 


 

В декларации ЮНЕСКО, принятой в 1982 г. на Всемирной конференции по культурной политике, «культура» трактуется как комплекс характерных и эмоциональных черт общества и включает в себя не только различные виды искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиции и верования.

По определение философа и культуролога А.Я. Флиера, культура может быть представлена как «особый механизм обеспечения, коллективного человеческого существования, которое осуществляется посредством согласования и регуляции форм и процедур групповой жизнедеятельности, психологических оснований солидарности и идентичности людей в группе, манифестаций их социальных намерений, идеалов и ценностных ориентаций…»[11]

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека, утверждение смысла человеческой жизни в соотнесении его со смыслом[12] сущего. В каждой культуре наличествует смысловая доминанта – тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений.

Именно наличие смысловой доминанты культуры обусловливает возможность существования науки культурологии, которая изучает доминирующий смысл и различные способы его реализации.

Методологической основой культурологии является философия. Анализ культуры опирается на метод, который объединяет объяснение и понимание. Рациональное объяснение позволяет рассматривать культуру как систему смыслов, имеющих свою сущность и внутреннюю логику, дает возможность мысленно реконструировать культурно-исторический процесс, всеобщая сущность которого выделена и зафиксирована в формах мышления.

Но культура нуждается не только в рациональном объяснении, но и в нерациональном понимании, так как она адресована человеческой субъективности. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, ибо необходима, прежде всего, целостная интуитивно-смысловая причастность субъекта к постигаемому явлению.

Культурология осуществляет осмысление диалога культур, что дает возможность приобщения к иным культурам, взаимообогащения культур[13].

Являясь комплексной гуманитарной наукой, культурология изучает не только культуру в целом, но и различные сферы культурной жизни, взаимодействуя с различными науками: антропологией, этнографией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т.д. В исследованиях культурологов изучаются самые различные аспекты, явления и процессы культуры. Особое значение в этом контексте приобретает комплекс антропологических дисциплин, причем антропология здесь понимается как наука гуманитарная, а не естественная.

Культурантропология – наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнографических, этнологических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных («компаративистских» или «компаративных») исследований[14].

Культурантропология сформировалась в западном обществе из этнологии [15], этнографии [16] во второй половине 1920-х годов, когда на базе сравнительного анализа стали предприниматься попытки социологических обобщений, объяснения причин сходства и различий, многообразия тенденций в развитии культур, субкультур и т.д. Но культурантропология отличается от этнографии и этнологии тем, что не сосредоточивается на исторических и чисто описательных материалах. Культурная антропология обращается к проблемам, направленным на понимание общества «изнутри», и имеет множество разделов: антропологическая лингвистика; доисторическая археология, изучающая человеческое прошлое в дописьменную эпоху; экология человека, сравнительное изучение адаптации человека к экосистемам; политическая антропология; структурно-символическая антропология; психологическая антропология; юридическая антропология; антропология города, или урбанистическая антропология (urban anthropologu); прикладная антропология и другие. По мере развития появляются новые разделы культурантропологии, например: антропология женщин (сравнительное изучение статуса женщин), медицинская антропология (компаративные исследования здоровья, болезни, медицинского обслуживания) и другие.

Одним из основателей культурантропологии считается французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917), теоретик структурно-функционального подхода. Он обосновал положение о том, что общество функционирует подобно организму, что структуры общества аналогичны органам и структурам тела. Одновременно он подчеркивал, что социальная действительность представляет особую реальность, она специфична и автономна и не может быть понята на уровне психологии личности.

Среди современных зарубежных школ выделяются школа британской социальной антропологии, воспринявшая методологический подход Дюркгейма, и североамериканская школа культурной антропологии.

Важность этой науки обусловлена тем, что культурология обращается к самобытной культуре этнических обществ и должна опираться на обширный этнографический материал, описывать их эволюцию, взаимоотношение и развитие. Одна из важнейших проблем, которую открыла культурная антропология, – взаимовлияние различного типа культур, аккультурация[17].

Виднейшие представители культурантропологии – английские ученые: А.Р.Рэдклифф-Браун (1881-1955) и Б.К.Малиновский (1884-1942).

А.Рэдклифф-Браун придерживался взглядов Э.Дюркгейма. Он поставил перед собой задачу создать науку об обществе, в которой были бы сформулированы законы действия общества как системы.

Английский исследователь занимался изучением народностей андаманских островов, аборигенов Австралии. Он осуществил важный синтез идей о значении детства, брака и ритуалов, подчеркнул их значимость для единства общества. А.Рэдклифф-Браун писал: «Современная антропология является функционально обобщающей и социологичной, это наука сравнительной социологии».

Б.К.Малиновский – английский уч еный польского происхождения. Руководил этнографическими экспедициями во многих частях света. Малиновский отрицал культурный эволюционизм и поддерживал органический взгляд на общество, разработанный Э.Дюркгеймом. Культуру Малиновский понимал как совокупность взаимных связей и функций. Он пытался понять, каким путем различные особенности и черты культуры обеспечивают удовлетворение базовых биопсихологических потребностей индивида. Соответственно различия между культурами он видел в различных способах удовлетворения этих потребностей (питания, воспроизводства и т.д.).

Малиновский оказал влияние на целое поколение антропологов («функциональная школа»).

Широкую известность приобрела североамериканская школа культур- антропологии. У ее истоков была известная этнографическая школа Фр.Боаса (1858-1942), американского ученого немецкого происхождения. Исследуя образ жизни различных народов (индейцев северного побережья Тихого океана, народов Северной Азии и других), Боас пришел к выводу о необходимости изучения культуры во всех ее аспектах, включая религию, искусство, историю, язык, а также физические характеристики народа. Боас пришел к пониманию культуры как некоторой целостности, считая вместе с тем, что культуры разных народов не подлежат сравнению и ранжированию. Ученый критиковал расистские теории и сделал один из наиболее важных выводов о том, что не существует «чистых» рас, что одна раса не может господствовать над другой в силу каких-либо прирожденных черт.

Североамериканская культурантропологическая школа обратилась к процессам аккультурации. Этой проблеме посвящены работы Дж.Гершковича, Дж.Мелвила, последователя американской антропологической школы южноафриканского ученого О.Оттенберга; основываясь на опыте изучения жизни африканских народов, ученые сделали выводы о процессах адаптации африканцев к принятию цивилизованных социальных форм.

В последнее время американские культурные антропологи уделяют все большее внимание психологическому аспекту. Эти проблемы поднимаются в трудах Г.М и Ф.М.Кисинги («Новые перспективы культурной антропологии»), где психологический подход применяется к анализу проблемы взаимопроникновения цивилизаций.

В 1936 году английские и американские ученые объединились и опубликовали работу «Меморандум об аккультурации», где исследовали вопрос о взаимопроникновении цивилизаций (Т.Пит-Райверс, Хертцлер и другие). Выдающийся современный представитель психологического направления американской культурантропологии К.Додд в своей работе «Перспективы межкультурной коммуникации» выделил разные акты общения и смоделировал взаимодействие и связи между разными видами контактов и уровнем коммуникаций. Американские антропологии выделили и определили понятие «континуум»[18] для анализа явлений культуры.

Культурантропология имеет большие заслуги в изучении различных типов культур (языков, обычаев, типов родства примитивных обществ и т.п.). За многочисленными описаниями многообразных языков и обычаев открылся факт многообразия, уникальности и неповторимости различных культур. За многообразными ликами культур в многообразных проявлениях (духовных и материальных) одной и той же культуры проявилось универсальное начало – способ и тип человеческого общения с природой и обществом. Развитие культурантропологии дало также основания для осмысления сосуществования диалога культур.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 667 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.