1.1. Проверка готовности класса к уроку.
У. Ребята, проверьте, все ли готово к уроку, и приведите места в порядок.
1.1. Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, выполненных в период предварительной работы.
У. Кто вспомнит, каких зверей мы лепили на прошлом уроке?
Д. Медведя (кошку и т. д.).
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Краткая беседа об истории развития скульптуры. Показ репродукций с изображением скульптур А. Глебова и скульптуры малой пластики.
У. Ребята, послушайте стихотворение и определите тему нашего урока. (Читает стихотворение А. Велюгина «У майстэрш».)
Тут мармур, глша, тэракота,
■* Неакрыленай с1лы след...
Распачынаецца работа, Ствараецца нанова свет. Ён у чакант распацёрся, I вось... ударыУ малаток... Не глыбы горбяцца гарой Пад цёплай мудраю рукой — Сябры, паплечвига., герой Увесь aanofnini пакой. 1х будучыня — п'едэсталы, Кварталы, napKi гарадоу I плошчау гултя авалы У яснай далечы гадоу\
У. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о скульптуре. Это один из видов изобразительного искусства. Свое название она получила от латинского слова «скульпо», означающего «вырезаю, высекаю».
—Скульптура бывает круглой и плоской. Одно и то же дви
жение, изображенное в круглой скульптуре, увиденное с разных
сторон, помогает зрителю более полно представить характер со
зданного образа.
—Плоскую скульптуру называют рельефом. Характерной его
чертой является непрерывная связь изображения с фоном.
—Когда выпуклость изображения незначительная — ее назы
вают барельефом, или низким рельефом, а когда скульптурное
изображение выступает от плоскости фона больше чем наполови
ну своего объема — это горельеф.
—Художники-скульпторы рассказывают об окружающей среде
и отображают ее в объеме. Главной целью для художников-скульп
торов является создание образов людей и животных.
—Назовите материалы, которые использует скульптор в сво
ей работе.
Д- Глина, пластилин, камень, дерево.
У' Правильно, скульптор использует в своей работе самый разный материал. Глина и пластилин — это мягкие материалы.
— Сегодня мы будем работать с пластилином. Слово «пласти
лин» произошло от греческого слова «пластос» — «вылепленный».
Изготовляют его из очищенного и раздробленного порошка глины с добавлением воска и других веществ, которые мешают высыханию. А маленькие скульптуры, которые мы делаем на уроке, правильнее всего называть мелкой пластикой.
— Как называются уроки, на которых мы работаем с плас
тилином?
Д. Уроки лепки.
У. В Национальном музее Республики Беларусь находится прекрасная майолика «Садко». Майолика — это вид керамики, цветная глина, покрытая специальной поливой и обожженная. Майолика отличается мягкой лепкой форм.
—Дерево, как и глина, — один из древнейших материалов.
До нашего времени сохранились деревянные скульптуры, сделан
ные древними мастерами.
—Большим мастером скульптуры из дерева был В. Ватагин.
Художника притягивала поверхность дерева, его теплая бархати
стость. Для скульптуры он выбирал сплошной кусок дерева, стре
мился, не нарушив его природную пластику, вырезать обезьянку
или медведя.
—Алексей Глебов создал выразительную композицию «Ге
оргий Скорина». Пластично интересно решена фигура Георгия.
Тонкое умное лицо, книга в натруженных руках, спокойное дви
жение складок на рубашке помогают нам представить образ пер
вопечатника.
—Многие скульпторы работают с бронзой. Бронза — еще один
материал для крепной и мелкой пластики. Этот материал очень
твердый. Поддается ковке, чеканке, а в расплавленном виде —
литью. Андрей Ануфриевич Бембель из бронзы сотворил один из
лучших скульптурных образов в белорусском искусстве — порт
рет легендарного Николая Гастелло.
—Мрамор — любимый материал скульптора. Он может быть
самых разных цветов, от белого до черного. Скульптура Микелан-
джело «Давид» сделана из белого мрамора. Давид — красивый,
сильный, волевой юноша. Он показан перед боем с Голиафом.
—В своей работе скульпторы могут использовать и другой
материал.
У. Из каких материалов сделаны скульптуры, находящиеся в вашей местности. Кто их авторы? Может, вы помните скульптуры, которые видели в других городах? Как необходимо обращаться с произведениями скульптуры в открытом и закрытом пространстве?
Д. Смотреть на расстоянии, не трогать руками, не бросать предметами и т. д.
У. Ребята, мы познакомились со многими скульпторами и их работой. А сейчас я предлагаю вам нарисовать героя нашего прошлого урока.
2.2. Объяснение последовательности выполнения рисунка.
У. 1. Определяем на бумаге границы пола или земли. Выбираем правильное расположение листа — горизонтально или вертикально. Надо изображать объекты на бумаге так, чтобы не оставалось много свободного места.
2. 'Начинаем работу с общего наброска без прорисовывания
деталей.
3. Затем добавляем мелкие детали и раскрашиваем рисунок
(рис. 8).
Рис. 8
У. Ребята, какая основная задача стоит перед нами? Д. Нарисовать медведя или кошку.
Учитель вызывает учащегося для повторения техники работы с красками, правила охраны труда.