2.1.Разгадывание кроссворда.
2.2.Беседа об искусстве графики.
2.3.Анализ иллюстраций и образцов рисунков.
Самостоятельная работа учащихся.
3.1. Инструктаж по охране труда и технике работы с красками. 3^2. Творческая деятельность.
Итоги урока.
4.1. Закрепление нового материала.
4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнее задание: предварительная работа.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1.1. Проверка готовности класса к уроку.
У. Ребята, все ли готовы к уроку?
1.2. Связь с предыдущим материалом.
У. Скажите, пожалуйста, на какую тему вы рисовали на прошлом уроке?
Д. «Фрукты, овощи, грибы».
У. В каких тонах вы рисовали рисунок?
Д. Теплых.
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Разгадывание кроссворда.
У. Обратите внимание на доску. Вам надо разгадать кроссворд. (Рис. 5а.)
1. Пятый по счету цвет в радуге. (Голубой.)
2. Жанр изобразительного искусства —
изображение одного человека или группы
людей. (Портрет.)
3. Жанр изобразительного искусства —
изображение группы предметов. (Натюр
морт.)
4. Последний цвет в радуге. (Фиолетовый.)
5. Вид изобразительного искусства, от сло
восочетания «писать жизнь». (Живопись.)
6. Первый цвет в радуге. (Красный.)
7. Второй цвет в радуге. (Оранжевый.)
У. Молодцы, ребята! Итак, ключевое слово — «графика». Графика — вид изобразительного искусства, от греческого слова «гра-фикос» — нарисованный.
2.2. Беседа об искусстве графики.
У. Графика — искусство, основы которого составляет рисунок, цвет не является главным. Ребята, а в каком виде изобразительного искусства цвет является главным?
Д. Живописи.
У. Да, действительно, в живописи. Но нельзя думать, что графике не свойственны цветовые задачи. В силу особых задач графического искусства, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи. При работе черным материалом на белой бумаге различают массу оттенков черного — от самых темных до самых светлых. Бумага также никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет легкий цветовой оттенок, и художнику-графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать. При создании графических произведений художники могут работать на белой бумаге черной тушью, а на черный бумаге — белой гуашью. Но кроме белой и черной бумаги можно использовать и разноцветную. (Демонстрирует различные рисунки.) Настроение графических рисунков в зависимости от выбранных материалов будет разным.
— Ребята, давайте рассмотрим рисунки и решим, какое на
строение предали в своих произведениях художники-графики.
Д. Грустное, радостное, веселое. (И т. д.)
У. Вспомните, пожалуйста, и назовите изобразительные средства живописи.
Д. Главное выразительное средство — цвет; насыщенность, нюанс, колорит, ритм, контраст и др.
У. Изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно.
—Линия — это след движения точки на плоскости. Линия
может быть самой разнообразной. Чем меньше точка, тем тоньше
будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, кал
лиграфическую, геометрическую.
—По начертанию линии бывают прямые, ломаные, волнис
тые, комбинированные. (Демонстрирует.)
—Короткие линии называются штрихами. А штрих создает
пятно — фактуру предметов.
—Ребята, а сейчас, рассматривая произведения художников-
графиков, попробуем определить, какие изобразительные сред
ства, виды и жанры они использовали.
Д. Графика используется в различных целях, поэтому сложились определенные виды и жанры: станковая, прикладная, книжная графика (оформление литературных произведений).
У. Иллюстрации к книгам и их оформление — все это задачи книжной графики. Ребята, представьте себе книгу, в которой нет
ни одной иллюстрации. Эта книга, наверное, вам покажется неинтересной, хотя на самом деле может быть совсем не так. Для чего нужны иллюстрации в книгах?
Д. Чтобы раскрыть содержание текста.
У. Молодцы! А сейчас я расскажу вам о наших художниках-графиках, которые иллюстрируют книги.
— Георгий Георгиевич Поплавский родился 15 февраля 1931 го
да на ^крайне. Закончил Минское художественное училище (1955),
Белорусский театрально-художественный институт (1961). Рабо
тает в разных техниках станковой и книжной графики. Народ
ный художник Беларуси (1997). Удостоен Международной пре
мии Дж. Неру. Член Белорусского союза художников. Его самые
известные работы — это иллюстрации к книге «Слово о полку Иго-
реве»; оформил поэму «Новая земля» Я. Коласа. Живет в Минске.
— Наиболее известной художницей, которой иллюстрирует
детские книги является Наталья Николаевна Поплавская. Роди
лась 19 января 1931 года в Саратове. Закончила Минское худо
жественное училище (1952), Белорусский театрально-художествен
ный институт (1964). Работает в станковой и книжной графике.
Среди лучших ее работ: серия «Палессе», гравюры к роману И. Ме-
лежа «Людз1 набалоце», иллюстрации к «Белорусским детским
песенкам», белорусской народной сказке «Музыка-чарадзей»,
сказкам Ш. Перро, книгам Р. Киплинга. Награждена дипломами
и медалями Г. Скорины. Участвовала в международных ярмар
ках детской книги в Братиславе. Живет в Минске.
2.3. Анализ иллюстраций и образцов рисунков. У. Ребята, давайте рассмотрим серию иллюстраций Н. Н. По-плавской «Сказки моего детства».