Определения капитализма в XIX и XX вв. предложили три мыслителя первого плана. Их позиции недавно изложил в очень интересной книге Филипп Норель[94], согласно которому Бродель видел в капитализме нечто иное, чем рыночную экономику. По его мнению, капитализм родился из появления и усиления группы негоциантов, ставших необходимыми, в частности, для того, чтобы обеспечивать снабжение больших городов вопреки предписаниям политических властей. Якобы это не столько система организации экономики, сколько состояние духа, набор приемов для того, чтобы обходить нормы и правила. По Броделю, этот феномен возник в XII в., по крайней мере в итальянских городах, а в Париже — в XIII в. Всё, что я изложил в данном очерке, показывает, что я не верю в реальность такого средневекового капитализма.
Для Маркса, опять же по Норелю, капитализм — настоящий способ производства. Он становится исторически необходимым, когда упрочивается частное присвоение буржуазией и дворянством продуктов производства. По Марксу, если капиталистические производственные отношения очень постепенно появлялись на свет с XII по XV в., настоящего признания они добились только в XVI и XVII вв. Эта концепция, по крайней мере для меня, имеет то преимущество, что оставляет средние века за пределами капитализма. Третий мыслитель, рассмотренный Норелем, — Макс Вебер, который в начале XX в. определил капитализм как организацию экономики с целью получения прибыли, возможного благодаря предварительному накоплению достаточной массы капитала. Макс Вебер считал, что эта система появилась в XVI в. и формировалась с XVI по XIX в. Известно, что Макс Вебер добавил к этому очень спорное положение — о влиянии, которое протестантская Реформация якобы оказала если не на зарождение, то по крайней мере на развитие капитализма. Здесь для меня опять-таки главное, что для времени ранее XVI в. говорить о капитализме нельзя. К этим трем концепциям надо добавить концепцию американского историка, тесно связанного с Броделем, — Иммануила Валлерстайна. Последний связывал капитализм с тем, что Бродель называл «мир-экономика» (économie-monde), и полагал, что Европа объединилась в мир-экономику около 1450 г., что делает этот год и датой рождения капитализма.
Каковы на мой взгляд конститутивные элементы капитализма, которых в средние века не было? Первый — это достаточное и регулярное поступление либо драгоценных металлов, позволяющих чеканить монету, либо бумажных денег, которые уже применили китайцы. А ведь мы видели, что средневековье не раз стояло на грани монетного голода, в том числе уже в конце XV в. Известно, что в почти мистическом образе Эльдорадо, для него — индийского, фактически — американского, Христофор Колумб видел в том числе и, возможно, прежде всего страну золота, которое утолило бы аппетиты христианского мира. На самом деле только после открытия Америки и начала массовых поставок в Европу драгоценных металлов, золота и серебра, поставок, которые в XVI в. регулировала для Европы Торговая палата (Casa de Contratación) в Севилье, это первое требование, необходимое для существования капитализма, было удовлетворено. Вторым условием появления капитализма было образование вместо множества рынков, которые дробили использование монеты, недостаточно регулируемое ярмарками и ломбардцами, — единого рынка, формирование которого благодаря непрерывному процессу глобализации началось только в XVI в. и, кстати, еще не целиком закончилось. Третьим событием, на мой взгляд — решающим, было появление учреждения, которому не удалось упрочиться в XV в. в Антверпене и которое возникло только в 1609 г. в Амстердаме: Биржи.
Значение "caritas"
У историков, отрицающих существование капитализма и даже протокапитализма в средние века, обнаруживаются концепции, которые я в основном разделяю и авторы которых стремятся найти другой подход к средневековой системе ценностей. Думаю, что на центральное место в этой системе надо поставить понятие caritas и что если пытаться определить тип экономики, к которой близка средневековая монетная экономика, надо, как кажется мне, искать ее в сфере дара.
Среди медиевистов лучше всех, я полагаю, объяснила значение caritas и дара в западном средневековом обществе Анита Герро-Жалабер[95]. Она напомнила, что в западном средневековом обществе доминировали религия и церковь, тем самым присоединившись к мнению Поланьи, который подчеркивал, что в средние века не существовало независимой экономики, что она входила в состав некоего целого, где доминировала религия. Поэтому деньги в западном средневековье не представляли собой отдельной экономической единицы — их природа и использование имели отношение к совсем другим концепциям. Анита Герро-Жалабер напомнила, что богом, властвовавшим над средневековым обществом, согласно посланию Иоанна (5, 4, 8 и 16), была caritas, и историк добавила, что «милосердие представлялось критерием, по которому оценивался христианин. Поступать вопреки милосердию значило поступать вопреки Богу, и по логике из этого следовало, что грехи против милосердия принадлежат к самым тяжким». При таком подходе становится понятней, почему практика, где важную роль играли деньги, — ростовщичество, осуждалась как один из тяжелейших грехов. Но историк также объясняет, что милосердие — не просто высшая добродетель для христиан. Это также высшая «социальная ценность Запада», и она это доказывает с помощью цитат из Петра Ломбардского и Фомы Аквинского. Это не всё. Милосердие включает в себя также любовь и дружбу. Она подчеркивает: если любовь, дружба, caritas, мир существовали в Древнем Риме и еще существуют у нас, то реалии, которые понимались под этими словами в средние века, — не те же самые. Тут присутствуют «разные виды социальной логики», каждая из которых имеет собственную связность. Caritas в целом и деньги в частности, ограниченные в средневековье монетой, в глазах историков включены в единый экономический процесс. Я настаиваю: ошибка историков нового времени, изучавших в средние века «деньги», стала следствием того, что они не заметили анахронизма. Caritas образовала важнейшую социальную связь между средневековым человеком и Богом, а также между всеми людьми средневековья. Фома Аквинский несколько раз писал: «Милосердие — мать всех добродетелей постольку, поскольку извещает о всех добродетелях» (Сумма теологии. 1-2. Вопрос 62, раздел 4)[96].
О каком типе экономики идет речь? Анита Герро-Жалабер ясно и убедительно доказывает, что речь идет о разновидности экономики дара, а в социальной модели христианства «дар — это по преимуществу дар любви Бога Человеку, вселяющий в сердца милосердие». Поэтому неудивительно, если для нее, как я пытался показать выше, главным актом, который оправдывал в средние века возможное обращение к деньгам, была милостыня. Поскольку милостыня обычно подавалась при посредничестве и под контролем церкви, то в функционировании средневекового общества, включая использование монеты, мы опять обнаруживаем преобладание церкви. Значит, распространение монеты в средние века надо отнести к расширению практики дара. Жак Шиффоло[97]отмечает, что в конце средневековья расширению торгового обмена и использования монеты сопутствовало увеличение числа добровольных даров, значительно превосходившее по сумме налоговые обложения, которых требовали земные власти. Таким образом, Анита Герро-Жалабер вновь признает концепцию Поланьи и утверждает: вместо того чтобы говорить об экономическом мышлении, например у схоластов, которого не было, надо уверенно включить коммерцию и материальное богатство «в систему ценностей, неизменно подчиненную caritas».
Ален Герро со своей стороны хорошо показал[98], что эта перемена подхода к монетным ценностям распространяется и на установление цен. «Справедливая цена», соответствовавшая представлениям церкви, имела три характеристики. Первая: она определялась на местах, о чем говорил, например, в XIII в. богослов Александр Гэльский.
Справедливая цена — это цена, употребительная в данном месте. Вторая — это стабильный и сообразный с общим благом характер цен в торговых операциях. Это, как верно подчеркивает Ален Герро, «полная противоположность тому, что обычно понимают под понятием конкуренции и свободных колебаний предложения и спроса». Третья — это ориентация на caritas. Ален Герро подчеркивает, что у всех великих богословов XIII в., Гильома Овернского, Бонавентуры и Фомы Аквинского, понятие справедливой цены, соотнесенной с justicia, основано, как и последняя, на caritas.
Вследствие этих соображений, собранных воедино, применительно к средним векам до конца XV в. о капитализме или даже протокапитализме говорить нельзя. Только в XVI в. появились элементы, которые вновь обнаружатся при капитализме, — изобилие драгоценных металлов, поступавших из Америки с XVI в., прочное укоренение биржи, то есть «организованного публичного рынка, где осуществляются сделки с ценностями, товарами или услугами», согласно «Культурному словарю»[99].
Но в том же словаре Ален Рей справедливо отмечает: «В Западной Европе перемена совершилась к концу XVIII в.», приводя поясняющую цитату из «Философической истории» автора эпохи Просвещения Гийома Томаса Рейналя (1770, т. III, 1). То есть, несмотря на значительные новации XVI и XVII вв., как я в общем виде пытался показать в книге под названием «Долгое средневековье»[100], — для сферы, которую мы сегодня называем деньгами, тоже можно говорить о долгом средневековье, продлившемся до XVIII в., до эпохи, когда появилось и понятие экономики.
Должен указать, что идеи, которые я высказал здесь и которые в основном разделяю, появились в виде, порой доведенном до крайности и даже с перехлестом, в очень оригинальном произведении, из-за которого пролито немало чернил, — в работе современного испанского антрополога Бартоломе Клаверо «Антидора: Католическая антропология экономики нового времени», вышедшей в Милане в 1991 г. и в переводе на французский в Париже в 1996 г. с моим предисловием[101]. Исследование Клаверо касается XVI-XVIII вв., но содержит важное вступление, посвященное средним векам, и исходная точка размышлений автора — средневековое ростовщичество. По мнению Клаверо, все историки средневекового ростовщичества и его ментального и практического контекста пошли неправильными путями. Они исходили из современного мира, из его феноменов, из его концепций, из его словаря и переносили их в средневековье, где те были неизвестны, не работали и ничего не объясняли. Они находились под властью анахронизмов и, в частности, под чарами капитализма, и именно последние, а не фатальное пришествие экономического мышления и экономической практики, воспринимались этими историками как магнит, влекущий средневековых людей к тому, что мы называем экономикой. Клаверо опирался на нескольких экономистов. Прежде всего, и в этом я с ним схожусь, на Поланьи, а также на Бернарда Гротуйзена, на Э. П. Томпсона и отчасти на Макса Вебера. Если экономики в средние века для Клаверо не существовало, то и право в общественном устройстве занимало не первое место. Выше стояли милосердие, дружба, то есть «взаимное благорасположение», и справедливость, но милосердие предшествовало справедливости. В феодальном мире понятие bénéfice поначалу было каноническим [бенефиций], а по мере исторического развития стало банковским [прибыль], но сам банк в средние века, по Клаверо, был «пограничной практикой». Слово antidora, которым по-гречески называют прибыль, означает «обмен ценностями» и происходит из Библии, где применяется к отношениям между человеческим обществом и Богом. Клаверо дословно говорит, что «экономики не существует», и уточняет: «Но только экономика милосердия». В этой системе единственным событием, которое можно сравнить с сегодняшними, были банкротства, и действительно, большинство заведений, называвшихся в средние века банками, потерпели крах. Что касается денег или, скорей, монеты, то «денежные средства ставились на службу творению блага, представлявшему собой проявление милосердия». Для меня самым интересным в очерке Клаверо, несомненно, оказалось осуждение огромного большинства наших современников, включая историков, которые неспособны признать, что люди прошлого отличались от нас. Важнейший урок, который можно вынести из изучения денег в средневековье, — роковая роль анахронизмов в историографии.
Я был рад найти свои основные мысли в работах современного экономиста, сумевшего показать, что «средние века нельзя считать стартовой эпохой капитализма», и добавившего: «Ведь только в 1609 г. в Голландии Стевин заказал баланс, и он стал первым экономистом, занявшимся рационализацией такого рода»[102].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно Карлу Поланьи, экономика в западном обществе до XVIII в. не имела специфического характера. По его мнению, она была встроена (embedded) в лабиринт социальных отношений[103]. Думаю, что это положение справедливо и для концепций средневековья, среди которых не было места понятию «экономика», кроме понятия домашней хозяйственности, унаследованного от Аристотеля, и в данном очерке я постарался показать, что то же можно сказать и о деньгах. Смысл, который тогда придавали слову «деньги», определить трудно. Альбер Ригодьер, как я уже отмечал во вступлении, очень хорошо сказал: когда кто-то хочет дать деньгам определение, оно всегда ускользает. Основные словари свидетельствуют о таких же затруднениях при попытке дать точное определение: «Всевозможные монеты и в расширительном смысле то, что представляют собой эти монеты, — капитал, фонды, состояние, средства, наличные, доход, ресурсы, богатство, не говоря о многочисленных разговорных выражениях: “зерно”, “щавель”...» (Le nouveau petit Robert dictionnaire alphabétique et analogique de la langue française. Texte remanié et amplifié sous la dir. de Josette Rey-Debove et Alain Rey. Paris: Dictionnaires Le Robert, 2003).
Отсутствие понятия денег в средневековье следует соотнести с отсутствием не только специфической сферы экономики, но даже экономических положений и теорий, и историки, приписывающие экономическое мышление богословам-схоластам или нищенствующим орденам, в частности францисканцам, впадают в анахронизм. Люди средневековья в большинстве сфер индивидуальной и коллективной жизни вели себя по преимуществу так, что кажутся нам чужаками и вынуждают современного историка рассматривать их труд с точки зрения антропологии. Эта «экзотичность» образа средних веков особо ощутима в сфере денег. Представление как о чем-то едином, которое мы имеем о ней сегодня, для средневековья надо заменить реальностью — понятием множества монет, чеканка, использование и обращение которых действительно испытали в тот период существенный рост. Нам трудно его измерить из-за отсутствия достаточного количества численных источников до XIV в., и часто мы не знаем, какие монеты имеются в виду в конкретном источнике — металлические или счетные.
Благодаря подъему, понимаемому в таком смысле, деньги проникали также в институты и практики того, что называют феодализмом, особенно с XII в., в течение того, что Марк Блок определил как второй феодальный век. Противопоставление денег и феодализма не соответствует исторической реальности. Эволюция всей социальной жизни в средневековье сопровождалась развитием монеты. Связанные с городами, деньги тем не менее имели довольно широкое хождение и в деревне. Им пошел на пользу подъем торговли, и это одна из причин, объясняющих значение, которое в этой сфере приобрели итальянцы, в том числе и в Северной Европе. Развитие использования денег в средние века было также связано с формированием княжеской и королевской администрации, потребности которой в доходах привели к более или менее успешному созданию налоговой системы для сбора податей в монетной форме. Если присутствие в жизни денег как увеличение числа монет в средние века росло, то заменять их другими средствами обмена или оплаты, как переводной вексель или рента, стали поздно, с XIV в., и в ограниченном объеме. К тому же продолжали существовать разные виды тезаврации, не только в форме слитков, но также и прежде всего в форме сокровищ и произведений золотых и серебряных дел мастеров, даже если к концу средневековья эта практика, похоже, стала утрачивать популярность.
Также ясно: наряду с некоторым ростом социального и духовного престижа купцов использование денег способствовало эволюции идей и практики церкви, похоже, хотевшей помочь людям средневековья сохранить одновременно кошелек и жизнь, то есть земное обогащение и потустороннее спасение. Поскольку даже в отсутствие специальных концепций такая сфера, как экономика, независимо от представлений, которые о ней имели или, скорей, не имели клирики и миряне, существовала, я по-прежнему склонен считать использование денег в средние века составной частью экономики дара, где оно, как и все в жизни людей, зависело от милости Бога. В этом смысле, как мне кажется, использование денег в земной практике средневековья определяли две концепции: стремление к справедливости, выражавшееся здесь в теории справедливой цены, и духовные требования, выраженные в форме caritas.
Несомненно, с течением времени средневековая церковь постепенно оказалась вынуждена при определенных условиях реабилитировать денежных воротил, а в конце XIV и в XV в. в кругах численно ограниченной элиты, состоящей из тех, кого называют протогуманистами, богатство и, в частности, денежное богатство стали чтить. Тем не менее деньги, даже перестав быть про́клятыми и инфернальными, в течение всего средневековья неизменно вызывали подозрения. Наконец, мне показалось, что я обязан уточнить, как уже сделали многие видные историки, что капитализм в средние века не родился и средневековье не было даже протокапиталистическим периодом: нехватка драгоценных металлов, раздробленность рынков не позволяли возникнуть условиям для этого. Только с XVI по XVIII в. произойдет та «великая революция», которую Паоло Проди[104]ошибочно, как я попытался показать, отнес к средневековью. В средние века деньги, равно как и экономическое могущество, еще не высвободились из всеобщей системы ценностей религии и христианского общества. Креативность средневековья находилась в другом месте.
БИБЛИОГРАФИЯ
Кроме работ, указанных в сносках, здесь приведены те, к которым я непосредственно обращался при создании этого очерка.
Abel, Wilhelm. Massenarmut und Hungerkrisen im vorindustriellen Deutschland. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1972.
Archéologie du village déserté. Paris: Armand Colin, 1970.
Largent au Moyen Age: XXVIIIe congrès de la S.H.M.E.S., Clermont-Ferrand, 30 mai-ler juin 1997. Société des historiens médiévistes de l’enseignement supérieur public. Paris: Publications de la Sorbonne, 1998.
Bailly-Maître, Marie-Christine. L’Argent: du minerai au pouvoir dans la France médiévale. Paris: Picard, 2002.
Baschet, Jérôme. La Civilisation féodale: De l’an mil à la colonisation de l’Amérique. Paris: Aubier, 2004.
Belaubre, Jean; Collin, Bruno. Les monnaies de France: histoire d’un peuple. Paris: Perrin, 1992.
Bériou, Nicole. L’esprit de lucre entre vice et vertu. Variations sur l’amour de l’argent dans la prédication du XIIIe siècle // Largent au Moyen Age: XXVIIIe congrès de la S.H.M.E.S., Clermont-Ferrand, 30 mai-ler juin 1997. Société des historiens médiévistes de l’enseignement supérieur public. Paris: Publications de la Sorbonne, 1998. P. 267-287.
Bernardo, Joäo. Poder e dinheiro: do poder pessoal ao Estado impessoal no regime senhorial, séculos V-XV. 3 v. Porto: Afronta-mento, 1995-2002.
Beveridge, William Henry, 1st Baron Beveridge. Prices and wages in England from the twelfth to the nineteenth century. London; New York: Longmans, Green and со, 1939.
Bisson, Thomas Noel. Conservation of coinage: monetary exploitation and its restraint in France, Catalonia and Aragon (c. A.D. 1000-c. 1225). Oxford: Clarendon Press, 1979.
Bloch, Marc. Économie-nature ou économie-argent: un pseudodilemme // Annales d'histoire sociale. I (1939). P. 7-16.
Bloch, Marc. Esquisse d’une histoire monétaire de l’Europe. Paris: Armand Colin, 1954.
Bloch, Marc. Le problème de l’or au moyen âge // Annales d'histoire économique et sociale. 5 (1933). P. 1-34.
Bompaire, Marc; Dumas-Dubourg, Françoise. Numismatique médiévale: monnaies et documents d’origine française. Turnhout: Brepols, 2000.
Braudel, Fernand. Civilisation matérielle, économie et capitalisme: XVe-XVIIIe siècle. 3 vol. Paris: Librairie générale française, 1979. [Русский перевод: Бродель, Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. / пер. Л. Е. Куббеля. В 3-х т. М.: Прогресс, 1986-1992.]
Braunstein, Philippe. Travail et entreprise au Moyen Âge. Bruxelles: De Boeck, 2003.
Bridrey, Emile. La théorie de la monnaie au XIVe siècle: Nicole Oresme. Étude d’histoire des doctrines et des faits économiques. Paris: V. Giard & E. Brière, 1906.
Britnell, Richard H. The commercialisation of English society, 1000-1500. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.
Brown, Elizabeth A. R. Customary aids and royal finance in Capetian France: the marriage aid of Philip the Fair. Cambridge, Mass: Medieval Academy of America, 1992.
The Cambridge economic history of Europe. Vol. II, Trade and industry in the middle ages. Edited by Michael Moissey Postan and Edwin Ernest Rich. Cambridge: Cambridge university press, 1952. Vol. Ill, Economic organization and policies in the middle ages. Edited by Michael Moissey Postan, Edwin Ernest Rich and Edward Miller. Cambridge: Cambridge university press, 1963.
Chiffoleau, Jacques. La comptabilité de l’au-delà: les hommes, la mort et la religion dans la région d’Avignon à la fin du Moyen âge: vers 1320- vers 1480. Rome: École française de Rome, 1980.
Cipolla, Carlo Manlio. Money, prices, and civilization in the Mediterranean world: fifth to seventeenth century. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1956.
Сlavero, Bartolomé. Antidora: antropologia catdlica de la economfa moderna. Milano: Giuffrè, 1991. Французский перевод: Clavero, Bartolomé. La grâce du don: anthropologie catholique de l’économie moderne. Préface de Jacques Le Goff; traduit de l’espagnol par Jean-Frédéric Schaub. Paris: Albin Michel, 1996.
Coinage and Monetary Circulation in the Baltic Area с. 1350— с. 1500. Edited by Jørgen Steen Jensen // Nordisk Numismatisk Arsskrift 1981 /Nordic Numismatic Journal. København: Nørdisk Numismatisk Unions Medlemsblad, 1982. P. 12-29.
Contamine, Philippe; Bompaire, Marc; Lebecq, Stéphane; Sarrazin, Jean-Luc. L’économie médiévale. 3ème edition. Paris: A. Colin, 2003.
The Dawn of modem banking. Center for Medieval and Renaissance Studies. New Haven; London: Yale University Press, 1979.
Day, John. The great bullion famine of the fifteenth century // Past & Present. 79 (1978). P. 1-54.
Day, John. Monnaies et marchés au Moyen âge. Paris: Ministère de l’économie, des finances et de l’industrie, Comité pour l’histoire économique et financière de la France, 1994.
De Roover, Raymond. L’évolution de la lettre de change: XIVe-XVIIIe siècle. Paris: Armand Colin, 1953.
De Roover, Raymond. Money, banking and credit in mediaeval Bruges: Italian merchant-bankers Lombards and money-changers. A study in the origins of banking. Cambridge (Mass.): Mediaeval academy of America, 1948.
De Roover, Raymond. The rise and decline of the Medici bank: 1397-1494. Cambridge (Mass.): Harvard university press, 1963.
Del Bo, Beatrice. “Élite” bancaria a Milano a metà Quattrocento: prime note // Quaderni / Cahiers del Centro Studi sui Lombardi, sul credito e sulla banca. 1 (2007). P. 155-187.
Demade, Julien. Ponction féodale et société rurale en Allemagne du sud (XI-XVIe siècles): essai sur la fonction des transactions monétaires dans les économies non capitalistes. Thèse de l’Université Marc Bloch (Strasbourg). S.I.: s.n., 2004.
La dette et le juge. Juridiction gracieuse et juridiction contentieuse du XIIIe au XVe siècle: France, Italie, Espagne, Angleterre, Empire. Table ronde organisfte a la Fondation Hugot du Collège de France les 15 et 16 mai 2003. Sous la direction de Julie Claustre. Paris: Publications de la Sorbonne, 2006.
Duplessy, Jean. La circulation des monnaies arabes en Europe occidentale du Ville au XIIIe siècle // Revue numismatique. 5e série. 18 (1956). P. 101-164.
Économie et religion: Vexpérience des ordres mendiants, XIIIe-XVe siècle. Sous la direction de Nicole Bériou et Jacques Chiffoleau. Lyon: Presses Universitaires de Lyon, 2009.
Études d'histoire monétaire: XIIe-XIXe siècles. Textes réunis par John Day. Lille: Presses universitaires de Lille, 1984.
Favier, Jean. De l’or et des épices: naissance de l’homme d’affaires au Moyen Âge. Paris: Fayard, 1988.
Favier, Jean. Les finances pontificales à l’époque du grand schisme d’Occident: 1378-1409. Paris: E. de Boccard, 1966.
Fossier, Robert. Histoire sociale de l’Occident médiéval. Paris: Armand Colin, 1970.
Fossier, Robert. La société médiévale. Paris: Armand Colin,1991.
Fossier, Robert. La terre et les hommes en Picardie jusqu’à la fin du XIIIe siècle. Paris: Béatrice-Nauwelaerts; Louvain: Nauwe- laerts, 1968.
Fourquin, Guy. Histoire économique de l’Occident médiéval. Paris: Armand Colin, 1969.
Frugoni, Chiara. L’affare migliore di Enrico: Giotto e la cappella Scrovegni. Torino: G. Einaudi, 2008.
Geremek, Bronislaw. Le salariat dans l’artisanat parisien aux XIII-XV siècles: Étude sur le marché de la main-d’oeuvre au Moyen Âge. Traduit du polonais par Anna Posner et Christiane Klapisch-Zuber. La Haye: Mouton & Co., 1968.
Graus, Franttéek. La crise monétaire du XIVe siècles // Revue belge de philologie et d'histoire. 29 (1951). P. 445-454.
Grierson, Philip. Monnaies du Moyen Âge. Traduction française par Hélène Huvelin. Fribourg: Office du livre, 1976.
Guerreau, Alain. Avant le marché, les marchés: en Europe, XIIIe-XVIIIe siècle // Annales: Sciences Sociales. Novembre- décembre 2001. № 6. P. 1129-1175.
Guerreau-Jalabert, Anita. “Caritas” y Don en la sociedad medieval occidental // Hispania: Revista espanola de historia. Vol. 60 (2000). Ne 204. P. 27-62.
Guerreau-Jalabert, Anita. Spiritus et Caritas. Le baptême dans la société médiévale // La parenté spirituelle. Textes rassemblés et présentés par Françoise Héritier-Augé et Elisabeth Copet-Rougier. Paris; Baie: Ed. des Archives contemporaines, 1995. P. 133-203.
Ibanès, Jean. La doctrine de l’Église et les réalités économiques au XIIIe siècle: l’intérêt, les prix et la monnaie. Paris: Presses Universitaires de France, 1967.
L'Or au Moyen Age: monnaie, métal, objet, symbole. CU- ERMA [Centre universitaire d’études et de recherches médiévales d’Aix-en-Provence, Colloque, Aix-en-Provence, février 1982]. Aix-en-Provence: Publications du CUERMA, 1983.
La Roncière, Charles-Marie de. Prix et salaires à Florence au XIVe siècle: 1280-1380. Rome: École française de Rome, 1982.
La Roncière, Charles-Marie de. Un changeur florentin du Trecento: Lippo di Fede del Sega (1285 env.-1363 env.). Paris: SEVPEN, 1973.
Lane, Frederic Chapin; Mueller, Reinhold С. Money and banking in medieval and Renaissance Venice. V. 1. Coins and moneys of account. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1985.
Langholm, Odd Inge. Economics in the medieval schools: wealth, exchange, value, money and usury according to the Paris Theological Tradition, 1200-1350. Leiden; New York; Köln: E. J. Brill,1992.
Le Goff, Jacques. La Bourse et la Vie: économie et religion au Moyen Age. Paris: Hachette, 1986.
Le Goff, Jacques. Marchands et banquiers du Moyen Âge. Paris: Presses Universitaires de France, 1956. [Que sais-je?; 699.]
Little, Lester K. Religious poverty and the profit economy in medieval Europe. London: Paul Elek, 1978.
Lombard, Maurice. Les bases monétaires d’une Suprematie économique: l’or musulman du Vile au Xle siecle // Annales. Economies. Sociétés. Civilisations. 2 (1947). P. 143-160.
Lombardi in Europa nel Medioevo. A cura di Renato Bordone, Franco Spinelli. Milano: F. Angeli, 2005.
Lopez, Roberto Sabatino. Settecento anni fa: il ritorno all’oro neirOccidente duecentesco // Rivista Storica Italiana. 65 (1953). Fascicoli I e II. P. 19-55, 161-198.
Lot, Ferdinand; Fawtier, Robert. Le Premier Budget de la monarchie française: le compte général de 1202-1203. Paris: H.Champion, 1932.
Le Marché au Moyen Âge. Sous la direction de Laurent Feller et Chris Wickham. Rome: École française de Rome, 2005.
Melis, Federigo. Storia délia ragioneria: contributo alla conoscenza e interpretazione delle fonti pim significative délia storia economica. Bologna: C. Zuffi, 1950.
Miskimin, Harry Alvin. Money, prices, and foreign exchange in fourteenth-century France. New Haven; London: Yale University Press, 1963.
Miyamatsu, Hironori. La naissance du riche dans l’Europe médiévale. Bécherel: Les Perséides, 2008.
Mollat du Jourdin, Michel. Les Pauvres au Moyen âge: étude sociale. Paris: Hachette, 1978.
Mollat du Jourdin, Michel. Usure et hérésie: les “Cahorsins” chez eux // Studi in memoria di Federigo Melis. Napoli: Giannini, 1978. V. 1. P. 269-278.
Murray, Alexander. Reason and society in the Middle Ages. Oxford: Clarendon press, 1978.
Nahon, Gérard. Le crédit et les Juifs dans la France du XIIIe siècle // Annales. Economies. Sociétés. Civilisations. 24 (1969). № 5. P. 1121-1144.
Norel, Philippe. L’histoire économique globale. Paris: Seuil,2009.
Norel, Philippe. L’invention du marché: une histoire économique de la mondialisation. Paris: Seuil, 2004.
Oresme, Nicole. The De moneta of Nicholas Oresme, and English Mint documents. Translated from the Latin with introd. and notes by Charles Johnson. London; New York: Nelson, 1956.
Otaka, Yorio. La valeur monétaire d’après les œuvres arthuriennes // Temps et histoire dans le roman arthurien: études recueillies par Jean-Claude Faucon. Toulouse: Éditions universitaires du sud, 1999.
Pierre de Jean Olivi: 1248-1298. Pensée scolastique, dissidence spirituelle et société: actes du colloque de Narbonne, mars 1998. Éd. par Alain Boureau et Sylvain Piron. Paris: J. Vrin, 1999.
Politiche del credito: investimento, consumo, solidarieta. Atti del congresso internazionale, Cassa di Risparmio di Asti: Asti, 20-22 marzo 2003. A cura di Gemma Boschiero e Barbara Molina. Asti: Comune di Asti, 2004.
Postan, Michael Moissey. The rise of a money economy // Economic History Review. 14 (1944). N 2. P. 123-134.
Pour une anthropologie du prélèvement seigneurial dans les campagnes médiévales: Xle-XIVe siècles: les mots, les temps, les lieux. Colloque tenu à Jaca du 5 au 9 juin 2002. Travaux réunis par Monique Bourin et Pascual Martinez Sorena. Paris: Publications de la Sorbonne, 2007.
Renouard, Yves. Les hommes d’affaires italiens du Moyen Âge. Paris: Armand Colin, 1949.
Renouard, Yves. Les Relations des papes d’Avignon et des compagnies commerciales et bancaires de 1316 à 1378. Paris: E. de Boccard, 1941.
Rey, Maurice. Les finances royales sous Charles VI: les causes du déficit, 1388-1413. Paris: S.E.V.P.E.N., 1965.
Sapori, Armando. Le Marchand italien au Moyen Âge: conférences et bibliographie. Paris: Armand Colin, 1952.
Schmitt, Jean-Claude. L’Eglise médiévale et l’argent // Journal des Caisses d'Epargne. 3 (mai/juin 1986). P. 10-14.
Spufford, Peter. Money and its use in Medieval Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
Suchodolski, Stanislaw. Les débuts du monnayage en Pologne // Revue suisse de numismatique. Vol. 51 (1972). P. 131-135.
Tits-Dieuaide, Marie-Jeanne. La formation des prix céréaliers en Brabant et en Flandre au XVe siècle. Bruxelles: Ed. de l'Université de Bruxelles, 1975.
Todeschini, Giacomo. I mercanti e il tempio: la societa cristiana e il circolo virtuoso della ricchezza fra Medioevo ed Eta Moderna. Bologna: Il Mulino, 2002.
Todeschini, Giacomo. Richesse franciscaine: de la pauvreté volontaire à la société de marché. Lagrasse: Verdier, 2008.
Trade and market in the early empires: economies in history and theory. Edited by Karl Polanyi, Conrad M. Arensberg, and Harry W. Pearson. Glencoe, 111.: Free Press, 1957. Французский перевод: Polanyi, Karl; Arensberg, Conrad Maynadier. Les Systèmes économiques dans l’histoire et dans la théorie. Traduction de Claude Rivière et Anne Rivière. Paris: Larousse, 1974.
Vauchez, André. “Homo mercator vix aut nunquam potest Deo placere”: quelques réflexions sur l’attitude des milieux ecclésiastiques face aux nouvelle formes de l’activité économique du XHe et au début du XIIIe siècle // Le marchand au Moyen Âge: XIXe congrès de la Société des historiens médiévistes de l’enseignement supérieur public, Reims, juin 1988. Paris: S.H.M.E.S., 1992. P. 211-217.
Wei, Ian P. Intellectuals and money: Parisian disputations about annuities in the thirteenth century // Bulletin of the John Rylands University Library of Manchester. 83 (2001), № 3. P. 71-94.
Wolff, Philippe Automne du Moyen Âge ou printemps des temps nouveaux? L’économie européenne aux XIVe et XVe siècles. Paris: Aubier, 1986.
Примечания
[1] В латыни чаще всего pecunia или denarii.
[2] Rigaudière, Albert. Conclusions // L'argent au Moyen Age: XXVIIIe congrès de la S.H.M.E.S., Clermont-Ferrand, 30 mai-ler juin 1997. Société des historiens médiévistes de l’enseignement supérieur public. Paris: Publications de la Sorbonne, 1998. P. 327.
[3] В русском каноническом переводе: «Любящий золото не будет прав» (Прим. пер.).
[4] Этот текст содержится в песни XVII, стихи 43-78 [пер. М. Лозинского]. Я уже цитировал его в книге «Кошелек и жизнь: экономика и религия в средние века» (Le Goff, Jacques. La Bourse et la Vie, economie et religion au Moyen Age. Paris: Hachette, 1986. P. 104-105).
[5] Ruiz Doménec, José Е. Un «pauper» rico en la Cataluña carolingia a fines del siglo VIII // Boletin de la Real Academia de Buenas Letras de Barcelona. XXXVI. 1975-1976. P. 5-14.
[6] Полное и четкое описание изготовления реальных монет можно найти в книге: Fournial, Étienne. Histoire monétaire de l’Occident médiéval. Paris: F. Nathan, 1970. P. 9-12, a еще лучшее — в более позднем, иллюстрированном издании: Bailly-Maître, Marie-Christine. L’Argent: du minerai au pouvoir dans la France médiévale. Paris: Picard, 2002.
[7] Suchodolski, Stanisław. Les débuts du monnayage en Pologne // Revue suisse de numismatique. Vol. 51 (1972). P. 131-135.
[8] Lebecq, Stéphane. Aelfric et Alpert: Existe-t-il un discours clérical sur les marchands dans l’Europe du Nord à l’aube du Xle siecle? // Cahiers de civilisation médiévale. XXVI (1984). № 1-2, janv.-juin. P. 85-93.
[9] Ассоциация со знаменитой фразой Клода Фролло из «Собора Парижской Богоматери» В. Гюго: «Это убьет то», то есть книга убьет собор (Прим. перев).
[10] Тем не менее распашка нови, часто позволявшая также торговать древесиной, то есть служившая источником денег, и создание площадей для земледельческих культур, дававших возможность получать новые доходы, продолжались и в течение XII—XIII вв. Брюно Лемель, обнаруживший этот феномен в регионе Анжу, особо выделяет то, что он называет экономическим динамизмом монастырей, и показывает, что тот порождал многочисленные конфликты между сеньорами и монахами.
[11] Pierre et métal dans le bâtiment au Moyen âge: colloque organisé par l’Équipe Mines, carrières et métallurgie dans la France médiévale de l’École des hautes études en sciences sociales, Paris, 9-14 juin 1982. Études réunies par Odette Chapelot et Paul Benoit. Paris: École des hautes études en sciences sociales, 1985; в частности, в этом коллективном труде см. статью: Musset, Lucien. La pierre de Caen: Extraction et commerce, Xle-XVe siècles. P. 219-235.
[12] Результаты этих раскопок были опубликованы в издании: A. Abramowicz, J. Chapelot, A. Nadolski, J.-M. Pesez, T. Poklewski. Le village bourguignon de Dracy // Archéologie du village déserté. Paris: Armand Colin, 1970. V. 27. P. 95-171. Ж.-М. Песес посвятил им статью, опубликованную в сборнике статей Безансонского коллоквиума 1972 г.: Pesez, Jean-Marie. L’habitation paysanne en Bourgogne médiévale // La Construction au Moyen âge: histoire et archéologie. Actes du congrès de la Société des historiens médiévistes de l’enseignement supérieur public, Besançon, 2-4 juin 1972. Paris: Belles lettres, 1973. P. 219-237.
[13] Caille, Jacqueline. Les nouveaux ponts de Narbonne (fin XIIIe-milieu XIVe siècle). Problèmes topographiques et économiques // Hommage à André Dupont: 1897-1972. Études médiévales languedociennes. Montpellier: Fédération historique du Languedoc méditerranéen et du Roussillon, 1974. P. 25-38.
[14] Bisson, Thomas Noel. Confirmatio monete à Narbonne au XIIIe siècle // Narbonne: archéologie et histoire. XIVe congrès organisé par la Fédération historique du Languedoc méditerranéen et du Roussillon. V. 2: Narbonne au Moyen âge. Montpellier: Université Paul Valéry, 1973. P. 55-59.
[15] В 1991 г. она вышла во французском переводе под названием «A prix d’or. Le financement des cathédrales».
[16] Erlande-Brandenburg, Alain. La Cathédrale. Paris: Fayard, 1989. P. 276.
[17] Giorgi, Andrea; Moscadelli, Stefano. Costruire una cattedrale: l'Орега di Santa Maria di Siena tra XII e XIV secolo. München: Deutscher Kunstverlag, 2005.
[18] Gimpel, Jean. Les Bâtisseurs de cathédrales. Paris: Seuil, 1958. Новое издание: Paris: Seuil, 1980.
[19] При написании этих страниц я во многом вдохновлялся уже упомянутой книгой Питера Спаффорда: Spufford, Peter. Money and its use in Medieval Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 1988, хотя считаю дух этой работы излишне «монетаристским».
[20] Этот трактат Альберта Великого был издан и переведен на английский Дороти Уайкофф (Albertus Magnus. Book of minerals. Translated by Dorothy Wyckoff. Oxford: Clarendon Press, 1967).
[21] См. примечательное и очень поучительное издание: Murray, Alexander. Reason and society in the Middle Ages. Oxford: Clarendon press, 1978.
[22] Следующие страницы многим обязаны Марку Бомперу, то есть его тексту в издании: Contamine, Philippe; Bompaire, Marc; Lebecq, Stéphane; Sarrazin, Jean-Luc. L’économie médiévale. 3ème edition. Paris: A. Colin, 2003. P. 251-267.
[23] Fossier, Robert. La terre et les hommes en Picardie jusqu’à la fin du XIIIe siècle. Paris: Béatrice-Nauwelaerts; Louvain: Nauwelaerts, 1968.
[24] Perol, Céline. Le mariage et les lois somptuaires en Toscane au XIVe siècle // Le mariage au Moyen Age: XIe-XVe siècles. Actes du Colloque de Montferrand du 3 mai 1997. Textes réunis et mis en page par J. Teyssot. Clermond-Ferrand: Université Blaise-Pascal, 1997. P. 87-93.
[25] Nederman, Сагу J. The Virtues of necessity: labor, money and corruption in John of Salisbury’s thought // Viator (Berkeley, University of California Press). 33 (2002). P. 54-68.
[26] Fournial, Étienne. Histoire monétaire de l’Occident médiéval. Paris: Fernand Nathan, 1970. P. 82-83.
[27] Lot, Ferdinand; Fawtier, Robert. Le Premier Budget de la monarchie française: le compte général de 1202-1203. Paris: H. Champion, 1932.
[28] Bernardo, Joâo. Poder е dinheiro: do poder pessoal ao Estado impessoal no regime senhorial, séculos V-XV [Власть и деньги: от личной власти до безличного государства в сеньориальном режиме, V-XV века]. 3 v. Porto: Afrontamento, 1995-2002. Сердечно благодарю Майра Тавейру, обратившего мое внимание на эту книгу и сделавшего ее анализ для меня.
[29] См.: Todeschini, Giacomo. La ricchezza degli ebrei. Merci e denaro nella riflessione ebraica e nella definizione cristiana dell’usura alla fine del Medioevo. Spoleto: Centro italiano di studi sull’alto medioevo, 1989. [Biblioteca degli Studi Medievali; 15.J
[30] Ibanès, Jean. La doctrine de l’Église et les réalités économiques au XIIIe siècle: l’intérêt, les prix et la monnaie. Paris: Presses Universitaires de France, 1967.
[31] Фома Аквинский. Сумма теологии. IIа-IIс, вопрос LXXVII, раздел 1, ответ на возражение 2.
[32] Bibliothèque Nationale de Paris. Ms latin 13472, f. 3vb.
[33] Жуанвиль, Жан де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика / Пер. Г. Ф. Цибулько. СПб.: Евразия, 2007. С. 15.
[34] Внутри церкви венчание, в том числе его основная часть — задавание вопросов жениху и невесте о согласии, происходило только с XVI в.
[35] Впервые в издании: Ле Гофф, Жак. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе в XII—XIII вв.) // Одиссей: Человек в истории. М.: Наука, 1991. С. 25-44. На французском языке напечатано в издании: Le Goff, Jacques. Héros du Moyen Age, le Saint et le Roi. Paris: Gallimard, 2004. [Quarto Gallimard.] P. 1265-1287.
[36] Le Goff, Jacques. La naissance du purgatoire. Paris: Gallimard, 1981. [Русский перевод: Л e Гофф, Жак. Рождение чистилища. Екатеринбург: У-Фактория; М.: ACT МОСКВА, 2009.]
[37] Bériou, Nicole. L’esprit de lucre entre vice et vertu. Variations sur l’amour de l’argent dans la prédication du XIIIe siècle // L'argent au Moyen Age: XXVIIIe congrès de la S.H.M.E.S., Clermont-Ferrand, 30 mai-ler juin 1997. Société des historiens médiévistes de l’enseignement supérieur public. Paris: Publications de la Sorbonne, 1998. P. 267-287.
[38] Guerreau, Alain. L’Europe médiévale: une civilisation sans la notion de risque // Risques. Les cahiers de l’assurance. 31 (1997). P. 11-18. См. также: Toubert, Pierre. La perception sociale du risque dans le monde méditerranéen au Moyen Age. Quelques observations préliminaires // Les sociétés méditerranéennes face au risque: disciplines, temps, espaces. Édité par Gérard Chastagnaret. Le Caire: Institut français d’archéologie orientale, 2008. P. 91-110. — Piron, Sylvain. L’apparition du resicum en Méditerranée occidentale, XIIe- XIIIe siècles // Pour une histoire culturelle du risque: genèse, évolution, actualité du concept dans les sociétés occidentales. Sous la direction de Emmanuelle Collas-Heddeland, Marianne Coudry, Odile Kammerer, Alain Lemaître, Brice Martin. Strasbourg: Histoire et anthropologie, 2004. P. 59-76.
[39] Wei, Ian P. Intellectuals and money: Parisian disputations about annuities in the thirteenth century // Bulletin of the John Rylands University Library of Manchester. 83 (2001), № 3. P. 71-94.
[40] Little, Lester К. Religious poverty and the profit economy in medieval Europe. London: Paul Elek, 1978.
[41] Великим историком средневековой бедности был в XX в. Мишель Молла. Исследования, представленные на его семинаре, были опубликованы под его редакцией в 1974 г. издательством «Публикации Сорбонны» под заглавием «Исследования по истории бедности» (Études sur l'histoire de la pauvreté. Sous la direction de Michel Mollat. 2 vol. Paris: Publications de la Sorbonne, 1974), и он сам сделал замечательный их обзор в издании: Mollat du Jourdin, Michel. Les Pauvres au Moyen Age: étude sociale. Paris: Hachette, 1978.
[42] Отношениям между нищенствующими орденами и деньгами я далее посвящу отдельную главу (см. главу 13).
[43] О Петре Иоанне Оливи см. книгу под редакцией Алена Буро и Сильвена Пирона: Pierre de Jean Olivi: 1248-1298. Pensée scolastique, dissidence spirituelle et société: actes du colloque de Narbonne, mars 1998. Éd. par Alain Boureau et Sylvain Piron. Paris: J. Vrin, 1999, и сделанный Сильвеном Пироном перевод трактата «De contractibus». Можно также обратиться к статье Сильвена Пирона: Piron, Sylvain. Marchands et confesseurs. Le Traité des contrats d’Olivi dans son contexte (Narbonne, fin XIHe-début XIVe siècle) // L’Argent au Moyen Age. Colloque de 1997. Paris: Publications de la Sorbonne, 1998. P. 327. P. 289-308.
[44] II Liber contractuum dei frati minori di Padova e di Vicenza: 1263-1302. A cura di Elisabetta Bonato. Roma: Viella, 2002. На эту тему см. статью Андре Воше: Vauchez, André. Francescanesimo veneto. A proposito del "Liber contractuum"// Il Santo. XIIII (2003). P. 665-670.
[45] См. главу 15 «Капитализм или caritas?»
[46] В самом обычном договоре комменды коммендатор авансировал отъезжающему купцу капитал, необходимый для деловой поездки. Если тот терпел неудачу, все расходы нес кредитор, и заемщик не терял ничего, кроме стоимости своего труда. Если тот получал барыш, кредитору, остававшемуся дома, возмещались издержки и отдавалась часть прибылей, обычно три четверти. При комменде, носившей особое название товарищество (societas) или коллеганца, коммендатор, который не выезжал, авансировал две трети капитала, тогда как заемщик вкладывал треть капитала и свой труд. Если заемщик терпел неудачу, потери распределялись пропорционально вложенному капиталу. Если оказывался в выигрыше, прибыли делились пополам. Обычно такой договор заключался на одну поездку. Можно было оговорить природу и назначение торгового предприятия, а также некоторые условия (например, монету, в которой будут выплачены прибыли) либо оставить в этом полную свободу заемщику, который со временем становился все более независимым. Вот текст одного из таких договоров, заключенных в Генуе:
«Свидетели: Симоне Букуччо, Оджерио, Пелозо, Рибальдо ди Саура и Дженоардо Тоска. Стабиле и Ансальдо Гарратон образовали societas, в которое, по их заявлениям, Стабиле вложил 88 лир, а Ансальдо — 44 лиры. Ансальдо вывозит этот капитал, чтобы получить с него доход, в Тунис или любое другое место, куда должен отплыть корабль, на который он сядет, — а именно корабль Бальдиццоне Грассо и Джирардо. По возвращении он передаст прибыль Стабиле или его представителю для раздела. За вычетом капитала они разделят прибыль пополам. Совершено в доме Капитула 29 сентября 1163 года».
Также Стабиле давал Ансальдо разрешение отправить эти деньги в Геную любым кораблем, каким тот захочет.
[47] Мы очень хорошо осведомлены об их ссудной и кредитной деятельности, особенно в среде «банкиров», которых называли ломбардцами, благодаря исследованиям и публикациям Центра изучения ломбардцев и кредита в средние века (Centro Studi sui Lombardi e sul credito nel Medioevo), созданного в Асти в конце XX в. См., в частности, Credito e societa: le fonti, le tecniche e gli uomini, secc. 14.-16.: atti del Convegno internazionale di studi: Asti-Chambery, 24-27 settembre 1998. Asti: Tip. astese, 2000. — Politiche del credito: investimento, consumo, solidarieta. Atti del congresso internazionale, Cassa di Risparmio di Asti: Asti, 20-22 marzo 2003. Asti: Comune di Asti, 2004. — Prestito, credito, finanza in eta basso-medievale. Asti: Centro studi sui lombardi, sul credito e sulla banca, 2007. Этим центром долгое время руководил Ренато Бордоне, профессор Туринского университета, который сам опубликовал важные работы о деятельности ломбардцев. Феномен задолженности распространился настолько, что французская королевская юстиция выделила ее в особый разряд преступлений, за которые полагалось заключение в парижской тюрьме Шатле. Наказание за задолженность в конце средневековья получило широкое распространение и вышло за пределы Франции. Оно стало предметом коллективного исследования под редакцией Жюли Клостр: La dette et le juge. Juridiction gracieuse et juridiction contentieuse du XIIIe au XVe siècle: France, Italie, Espagne, Angleterre, Empire. Table ronde organisée à la Fondation Hugot du Collège de France les 15 et 16 mai 2003. Sous la direction de Julie Claustre. Paris: Publications de la Sorbonne, 2006.
[48] См. главу 10.
[49] Nederman, Сагу J. The Virtues of necessity: labor, money and corruption in John of Salisbury’s thought // Viator (Berkeley, University of California Press). 33 (2002). P. 86.
[50] Bautier, Robert-Henri. Le marchand lombard en France aux XIIIe et XIVe siècles // Le marchand au Moyen Age: XIXe congrès de la Société des historiens médiévistes de l’enseignement supérieur public, Reims, juin 1988. Paris: S.H.M.E.S., 1992. P. 63-80.
[51] Kusman, David. Jean de Mirabello dit van Haelen (ca. 1280-1333). Haute finance et Lombards en Brabant dans le premier tiers du XIVe siècle // Revue belge de philologie et d’histoire. 77/4, 1999. P. 843-931.
[52] Lombardi in Europa nel Medioevo. A cura di Renato Bordone, Franco Spinelli. Milano: F. Angeli, 2005. — Dal banco di pegno alValta finanza: Lombardi e mercanti-banchieri fra Paesi Bassi e In- ghilterra nel Trecento. A cura di Renato Bordone. Asti: Centro Studi sui Lombardi, sul credito e sulla banca, 2007. [Quaderni/Cahiers del Centro Studi sui Lombardi, sul credito e sulla banca; 2.]
[53] Labrot, Jacques. Affairistes et usuriers au Moyen Age. T. 1: Les Lombards, l’heresie et l’Eglise. Mercues: La Louve, 2008.
[54] Cazelles, Raymond. Quelques réflexions à propos des mutations de la monnaie royale française (1295-1360) // Moyen Age. 72 (1966). P. 83-105, 251-278.
[55] С 1337 г. монетные мутации меняли монетную стопу, и по ее изменению можно было оценить степень обесценивания или укрепления монеты. Определение сложного, но важного понятия «монетная стопа» можно найти в издании: Fournial, Étienne. Histoire monétaire de l’Occident médiéval. Paris: F. Nathan, 1970. P. 30 и 31.
[56] Saulcy, Félicien de. Recueil de documents relatifs à l’histoire des monnaies frappées par les rois de France depuis Philippe II jusqu’à François 1er. T. 1. Paris: Impr. nationale, 1879. P. 455. Тексты модернизированы Этьеном Фурниалем: FourniaU Étienne. Histoire monétaire de l’Occident médiéval. Paris: F. Nathan, 1970. P. 158.
[57] Tucci, Ugo. Alle origini dello spirito capitalistico a Venezia: La previsione economica // Studi in onore di Amintore Fanfani. V. 3: Medioevo. Milano: Giuffre, 1962. P. 545-557. Далее будет понятно: если я использую исследования Туччи о менталитете средневековых венецианцев, склонных к прогнозам, это не значит, что я разделяю его гипотезу, согласно которой это первый признак капиталистического менталитета.
[58] Я позволил себе воспроизвести здесь текст из своей небольшой книги: Le Goff, Jacques. Marchands et banquiers du Moyen Вge. Paris: Presses Universitaires de France, 1956. [Que sais-je?; 699.] P. 30-32.
[59] Le Goff, Jacques. Marchands et banquiers du Moyen Вge. Op. cit. P. 27.
[60] У средневековой бухгалтерии был свой великий историк — Федериго Мелис, автор «Истории бухгалтерии» (Melis, Federigo. Storia della ragioneria: contribute alla conoscenza e interpretazione delle fonti piiu significative della storia economica. Bologna: C. Zuffi, 1950), создавший в Прато на основе архивов крупного тосканского купца Федерико ди Марко Датини выдающийся центр исследований средневековой бухгалтерии и вообще экономики.
[61] Scarcia, Giulia. Lombardi oltralpe nel Trecento: il “Registrum” 9, I dell’Archivio di Stato di Friburgo. Pisa: GISEM-ETS, 2001. [Piccola biblioteca GISEM; 19.]
[62] Del Bo, Beatrice. “Élite” bancaria a Milano a metà Quattrocento: prime note // Quaderni / Cahiers del Centro Studi sui Lombardi, sul credito e sulla banca. 1 (2007). P. 173.
[63] Но они были очень далеки от компаний нового времени, члены которых обладали личной независимостью.
[64] Mollat du Jourdin, Michel. Jacques Cœur ou L’esprit d’entreprise au XVe siècle. Paris: Aubier, 1988.
[65] Histoire de l'Europe urbaine. V. 1, De l’Antiquité au XVIIIe siècle: genèse des villes européennes. Sous la dir. de Jean-Luc Pinol. Paris: Seuil, 2003. P. 575.
[66] Humbert, Françoise. Les finances municipales de Dijon du milieu du XIVe siecle a 1477. Paris: Les Belles Lettres, 1961. — Dubois, Henri. Les fermes du vingtième à Dijon à la fin du XIVe siècle: Fiscalité, économie, société // L’argent au Moyen Age: XXVIIIe congrès de la S.H.M.E.S., Clermont-Ferrand, 30 mai-ler juin 1997. Société des historiens médiévistes de l’enseignement supérieur public. Paris: Publications de la Sorbonne, 1998. P. 159-171.
[67] Стоимости всего имущества.
[68] Monnet, Pierre. Le financement de l’indépendance urbaine par les élites argentées: l’exemple de Francfort au XIVe siècle // L’argent au Moyen Age: XXVIIIe congrès de la S.H.M.E.S., Clermont-Ferrand, 30 mai-1er juin 1997. Société des historiens médiévistes de l’enseignement supérieur public. Paris: Publications de la Sorbonne, 1998. P. 187-207.
[69] Boone, Marc. Stratégies fiscales et financières des élites urbaines et de l’État bourguignon naissant dans l’ancien comté de Flandre (XIVe -XVIe siècle) // L’argent au Moyen Age. Op. cit. P. 235-253.
[70] Guillemain, Bernard. La cour pontificale d’Avignon (1309-1376): étude d’une société. Paris: E. de Boccard, 1962. — Favier, Jean. Les finances pontificales à l’époque du grand schisme d’Occident: 1378-1409. Paris: E. de Boccard, 1966. — Favier, Jean. Les papes d’Avignon. Paris: Fayard, 2006, к чему надо, в частности, добавить: Renouard, Yves. Les Relations des papes d’Avignon et des compagnies commerciales et bancaires de 1316 à 1378. Paris: E. de Boccard, 1941.
[71] Lot, Ferdinand; Fawtier, Robert. Histoire des institutions françaises au Moyen Âge. T. 2: Institutions royales, les droits du roi exercés par le roi. Paris: Presses universitaires de France, 1958. P. 279.
[72] Baschet, Jérôme. La Civilisation féodale: De l’an mil à la colonisation de l’Amérique. Paris: Aubier, 2004. P. 228-278.
[73] Я использую здесь прежде всего работу: Contamine, Philippe; Bompaire, Marc; Lebecq, Stéphane; Sarrazin, Jean-Luc. L’économie médiévale. Op. cit.
[74] Demade, Julien. Transactions foncières et transactions frumentaires: une relation de contrainte ou d’opportunité? L’exemple des tenanciers de l’Hôpital de Nuremberg (1432-1527) // Le Marché au Moyen Âge. Sous la direction de Laurent Feller et Chris Wickham. Rome: École française de Rome, 2005. P. 341-403.
[75] Matowist, Marian. The problem of the inequality of economic development in Europe in the later Middle Ages // The Economic History Review. Second series. № 1. 19 (1966). P. 15-28.
[76] Feller, Laurent. Paysans et seigneurs au Moyen Âge: VIIIe-XVe siècles. Paris: A. Colin, 2007.
[77] Knoop, Douglas; Jones, Gwilym Peredur. The mediaeval mason: an economic history of English stone building in the later middle ages and early modern times. Manchester: Manchester University Press, 1933.
[78] Образцовое исследование этих проблем можно найти в уже цитированной статье Селины Пероль: Perol, Céline. Le mariage et les lois somptuaires en Toscane au XIVe siècle // Le mariage au Moyen âge: XIe~XVe siècles. Actes du Colloque de Montferrand du 3 mai 1997. Textes réunis et mis en page par J. Teyssot. Clermond- Ferrand: Université Blaise-Pascal, 1997. P. 87-93. О роскоши в питании см. статью Антонеллы Кампанелли: Campanelli, Antonella. La table sous contrôle: Les banquets et l’excès alimentaire dans le cadre des lois somptuaires en Italie entre le Moyen Âge et Renaissance // Food and History. 4/2, 2006 [вышел в 2007]. P. 131-150.
[79] Meuvret, Jean. Circulation monetaire et utilisation économique de la monnaie dans la France du XVIe au XVIIe siècle // Etudes d'histoire moderne et contemporaine. T. 1, 1947. Paris: Hatier, 1948-1949. Перепечатано: Meuvret, Jean. Etudes d’histoire économique. Paris: A. Colin, 1971. [Cahiers des Annales; 32.] P. 127 и далее.
[80] Возможно, вследствие более раннего финансового развития Англии и неоднозначности слова money, ситуация с которым аналогична ситуации с итальянским словом pecunia, унаследованным от античности.
[81] Guerreau, Alain. Avant le marché, les marchés: en Europe, XIIIe- XVIIIe siècle // Annales: Sciences Sociales. Novembre-décembre 2001. № 6. P. 1129-1175.
[82] В упомянутой книге эту точку зрения выразил Франсуа Менан на с. 211.
&n