Лекции.Орг


Поиск:




Погода ( какая погода изображена).




Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего чем хуже, неприят­нее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковываю­щую.

Цвет

Цвет, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внут­ри дома, тем самым отображая ночь или ее прибли­жение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна;

2) его действия должны быть скрыты от посторон­них глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально



Глава 2. Психодиагностика: практика


необделенный субъект обычно использует не мень­ше 2 или не более 5 цветов. Субъект, раскрашиваю­щий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным, использующий всего 1 цвет бо­ится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект под­бирает цвета, тем больше вероятность наличия лич­ностных нарушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это по­ложение является не столь важным при использо­вании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительно­сти и враждебности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

Цвет, заштриховывающий 3/4 листа — нехват­ка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополни­тельную стимуляцию.

Цвет желтый — сильные признаки враждеб­ности.

Общий вид

Помещение рисунка на краю листа — главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряже­но с определенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

б) связанная с предназначением комнаты или с по­
стоянным ее жильцом;

в) указывающая на специфику переживаний: ле­
вая сторона — эмоциональные, правая — интел­
лектуальные.

Перспектива

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстра­нен, не признан дома или субъект испытывает по­требность в домашнем очаге, который считает не­доступным, недостижимым.


Перспектива, рисунок изображен вдали — же­лание отойти от конвенционального общества. Чув­ство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизи­рует. Перспектива, признаки потери перспективы (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и сте­ны — не умеет изображать глубину) сигнализируют о начинающихся сложностях интегрирования, стра­хе перед будущим (если вертикальная боковая ли­ния находится справа) или желании забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект ри­сует по меньшей мере 4 отдельные стены, на кото­рых даже 2 нет в том же плане) — чрезмерная озабо­ченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначитель­ные, все черты.

Размещение рисунка

Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше вероят­ности, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относи­тельную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа

незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохране­ния психического равновесия.

Резмещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скован­ным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование на прошлом. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу лис­та — склонность избегать новых переживаний. Же­лание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — склонность субъекта искать наслаждения в интел-



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование на будущем.

Рисунок выходит за левый край листа. Фикса­ция на прошлом и страх перед будущим. Чрезмер­ная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа — желание «убе­жать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными пережива­ниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно, — в лучшем случае мелочность, стремление к точно­сти, в худшем — указание на неспособность к чет­кой позиции.

Схема обработки рисунка в тесте «Дом»

 

№ п/п Выделяемый признак
  Схематическое изображение
  Детализированное изображение
  Городской дом
  Метафорическое изображение
  Сельский дом
  Заимствование из литературного или сказочного сюжета
  Наличие окон и их количество
  Наличие дверей
  Труба с дымом
  Ставни на окнах
  Размер окон
  Общий размер дома
  Наличие палисадника
  Наличие людей рядом с домом и в доме
  Наличие крыльца
  Наличие штор на окнах
  Наличие растений (количество)
  Количество животных
  Наличие пейзажного изображения (облаков, солнца, гор и т. д.)
  Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3
  Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3
  Дверь открытая
  Дверь закрытая

«Человек»

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая — неосознанное подчеркива­ние убеждения о значении мышления в деятельно­сти человека.

Голова маленькая — переживание интеллек­туальной неадекватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Изображение головы в самом конце — межпер­сональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противополож­ного пола и более высокий его социальный авто­ритет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (те­лом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнутая шея — потребность в интеллек­туальном защитном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабос­тям и желаниям, выражение неподавленного им­пульса.

Плечи, их размер — признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение боль­шой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценности, нич­тожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмер­ной осторожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище — мужественность.

Туловище угловатое или квадратное — муже­ственность.

Туловище слишком крупное — наличие неудо­влетворенных, остро осознаваемых субъектом по­требностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.



Глава 2. Психодиагностика: практика


Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный кон­такт с действительностью.

Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим внешним видом.

Слишком подчеркнутый подбородок — потреб­ность доминировать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Слишком подчеркнуты уши — возможны слу­ховые галлюцинации.

Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать ни­какой критики, заглушить ее.

Закрытые или спрятанные под полями шляпы глаза — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Изображение глаз как пустых глазниц — зна­чимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Выпученные глаза — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, не­адекватные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить иро­ническими социальными стереотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Четко нарисованные зубы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застен­чивость.

Выражение лица подобострастное — незащи­щенность.

Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощ­ренность.

Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).


Сильно заштрихованные волосы — тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову, — субъектом упра­вляют враждебные чувства.

Конечности

Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточ­ный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны. Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки, скрещенные на груди, — враждебно-мни­тельная установка.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность конт­ролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые. Субъект нужда­ется в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбици­озные стремления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая при­способляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — непо­воротливость, ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отно­шениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряже­ние.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, потреб­ность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависимость, желание любви, привязан­ности.

Руки, вытянутые по бокам, — трудности в со­циальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточ­ности достигнутого.

Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах — чувство ви­ны, неуверенность в себе.

Неясно очерченные руки — нехватка самоуве­ренности в деятельности и социальных отношениях.

Отсутствие рук у женской фигуры. Материн­ская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Отделенные (обрубленные) пальцы — выте­сненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрес­сия.

Пальцев больше 5 — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, аг­рессия.

Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — скрытая агрессия.

Пальцы, сжатые в кулаки, — бунтарство, про­тест.

Кулаки, прижатые к телу, — вытесненный про­тест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — созна­тельные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок, начатый со ступней ног, — боязли­вость.

Отсутствие ступней — замкнутость.


Широко расставленные ноги — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалент­ность в стремлении к независимости.

Отсутствие ног — робость, замкнутость.

Акцентированные ноги — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологи­ческой или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — по­требность в безопасности. Потребность демон­стрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скован­ность, зависимость.

Поза

Изображение лица так, что виден затылок, — тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас — тревога, вы­званная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх одиноче­ства, подозрение.

Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — от­сутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела — ука­зывает на отвержение, непризнание человека в це­лом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны паниче­ские страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отре­шенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешанная стоячая фигура — напря­жение.



Глава 2. Психодиагностика: практика


Куклы — уступчивость, переживание домини­рования окружения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонали­зация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек может означать увиливание и негативизм.

Фигура бабы-яги — открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.

Фон. Окружение

Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур земли — незащищен­ность.

Фигура человека на ветру — потребность в люб­ви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом ка­чества. Например, мальчик катается на тонком льду. Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Оружие — агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, ак­центирование, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая верти­кальная ось фигуры, карманы — зависимость.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 301 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

744 - | 816 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.