Лекции.Орг
 

Категории:


ОБНОВЛЕНИЕ ЗЕМЛИ: Прошло более трех лет с тех пор, как Совет Министров СССР и Центральный Комитет ВКП...


Теория отведений Эйнтховена: Сердце человека – это мощная мышца. При синхронном возбуждении волокон сердечной мышцы...


Назначение, устройство и порядок оборудования открытого сооружения для наблюдения на КНП командира МСВ

Добавление к дереву различных объектов



Загрузка...

трактуется в зависимости от конкретных объек­тов.

Пейзажозначает сентиментальность.

Переворачивание листа— независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля

Земля, изображенная одной чертой,— сосредо­точенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля, изображенная несколькими различны­ми чертами,— действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих зем­лю, изображены в совокупности и касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»

В структуре самосознания личности обычно вы­деляют главные компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социаль­ной значимости и т. д.) и эмоциональный (самоотно­шение, самооценка и т. д.). Иногда эти составляю­щие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках Я-кон-цепции, адекватное формирование которой явля­ется условием для оптимальной адаптации челове­ка к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как че­ловек формирует то или иное представление о се­бе, на основе каких эталонов, суждений, умозаклю­чений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще мало­изученной проблемой.


Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки лично­сти служит тест «Автопортрет».

Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти до­мой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отра­зится в вашем рисунке».

Интерпретация 1

Элементы, которые могут быть обнаружены в ав­топортрете, трактуются следующим образом.

Голова.Рисунок большой головы обычно пред­полагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок ма­ленькой головы обычно отражает чувство интел­лектуальной или социальной неадекватности.

Глаза.Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабочен­ности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закры­тые глаза обычно предполагают самопоглощен­ность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос.Большие уши предполагают чувстви­тельность к критике. Акцент, смещенный на нос, пред­полагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот.Выделенный рот предполагает примитив­ные оральные тенденции или возможную затруд­ненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки.Символизируют контакт личности с окру­жающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психоло­гическую слабость. Длинные, сильные руки пред­полагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги.Длинные ноги означают потребность в не­зависимости. Большие ноги подразумевают неста­бильность и отсутствие основы. Дезертиры, напри­мер, часто рисуют людей без ног.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Итерпретация 2 (интегративно-оценочная)

Разработана для выявления индивидуально-ти­пологических особенностей человека, его предста­влений о себе, своей внешности, личности и отно­шения к ней.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10 × 15 см.

Инструкция.Нарисуйте свой портрет.

При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки мож­но объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение. Как правило, вы­полняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, вырази­тельность черт, лаконичность образа отличают ри­сунки этих людей.

2. Схематическое изображениевыполнено в ви­де лица, схемы тела, бюста, нарисованных в про­филь и анфас; чаще к такому типу изображения тя­готеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить на­иболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-ви­димому, это изображение соответствует синтетиче­скому когнитивному стилю с тенденцией к обобще­нию.

3. Реалистическое изображениевыполнено с бо­лее тщательными подробностями, т. е. с прорисов­кой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантично­стью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение. Человек изоб­ражает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют ли­ца художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способно­стями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. Автопортрет в интерьере. Изображение чело­века в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изобра­жения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.


 

6. Эмоциональный автопортрет.Человек отра­жает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-ви­димому, лица, обладающие более высокой эмоцио­нальностью, рефлексирующие собственное со­стояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противо­положна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения.Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со спины.Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречиво­стью в отношении к инструкции (например, экспе­риментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют вы­полнить первый этап обработки материала.

Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотне­сения с тем или иным типом изображения до слож­ных и точных измерений и сопоставления с фото­графией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

На основании схемы обработки возможно срав­нение индивидуальных и групповых данных выпол­нения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, парамет­ров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

1) перечисляющий рисунок — изображение не­скольких автопортретов при инструкции нари­совать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);

2) органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, живот­ных — мыслительный интроверт;

3) гаптический рисунок — изображение себя в не­коем состоянии (часто в состоянии болезни —



Глава 2. Психодиагностика: практика


«болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный интроверт;

4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, иду­щей извне — сенсорный экстраверт;

5) декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также соз­данного в собственном воображении — эмоцио­нальный интроверт;

6) ритмический рисунок — изображение, в кото­ром подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;

7) структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изоб­ражение в полный рост — интуитивный интро­верт.

Для более полной интерпретации теста необхо­дима дальнейшая работа по сопоставлению показа­телей, выявляемых при обработке рисунка, с пока­зателями других методик и данных наблюдения.

Схема

Обработка теста «Автопортрет»

 

Выделяемый показатель
Изображение в виде одного лица
Изображение в виде бюста
Изображение в полный рост
Изображение профиля
Изображение анфас
Схематическое изображение
Реалистическое изображение
Метафорическое изображение
Автопортрет в интерьере
Более одного изображения — 2, 3 и т. д.

Продолжение схемы

 

Выделяемый показатель
Автопортрет на фоне пейзажа
Автопортрет в декоративной рамке
Автопортрет в эмоциональном состоянии
Автопортрет в виде литературного персонажа
Автопортрет, выполненный в виде движущегося изображения
Автопортрет с предметом в руках
Размер изображения в кв. см
Высота изображения
Степень сходства изображения с оригина­лом по шкале 1, 2, 3
Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3
Наличие штриховки 1, 2, 3
Эмоциональная выразительность изобра­жения 1, 2, 3
Степень прорисовки лица
1) наличие глаз
2) наличие носа
3) наличие рта
4) наличие бровей
5) наличие ресниц и т. д.

ТЕСТ «СВОБОДНЫЙ РИСУНОК»

Известно, что в свободной изобразительной деятельности существуют 2 основных приема: ри­сование с натуры и рисование на основе собствен­ной фантазии, воображения. С психологической точки зрения эти 2 различия предположительно объясняются в связи с явлениями экстра- и интро-версии.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


В соответствии с типологией К. Юнга, основан­ной на доминировании основных психических функций (мышления, интуиции, ощущения и чув­ства) выделяется 8 типов личности:

1) экстравертированный мыслительный тип;

2) экстравертированный ощущающий тип;

3) экстравертированный чувствующий тип;

4) экстравертированный интуитивный тип;

5) интровертированный мыслительный тип;

6) интровертированный ощущающий тип;

7) интровертированный чувствующий тип;

8) интровертированный интуитивный тип.

По аналогии с классификацией Юнга все много­образие рисунков можно свести к 8 видам (по Г. Ри­ду), таким как:

1) эмфатический(импрессионистский, экспрес­сивный);

2) гаптический;

3) ритмический;

4) структурный;

5) органический;

6) перечисляющий;

7) декоративный;

8) имажинарный(содержащий персонажи, сюжет, заимствованные из книги или собственной фан­тазии).

Краткое описание

психологической типологии К. Юнга

1. Экстравертированный мыслительный тип— перечисляющий рисунок. Изображение предме­тов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, т. е. простое перечисление. Такие рисунки создают рассудочные люди, действующие, исходя из интел­лектуально обдуманных мотивов, с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от тради­ций, воспитания, образования. Мышление их пози­тивно, ведет к новым фактам или общим концеп­циям разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпири­ческих данных не прерывается до конца, а объяс­нение сводится к некоей общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной фор­мулы. Если она широка, то это — реформатор, об­щественный обвинитель, очиститель нравов, про­поведник серьезных нововведений; если узка, то


может стать брюзгой, мудрствующим и самодо­вольным критиком, который и себя и других хотел бы втиснуть в свою схему.

Чувства людей этого типа поддерживают интел­лектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле «цель оправдывает средства». Эмфати­ческий (импрессионистский), гаптический.

Насколько широк размах индивидуального само­пожертвования, настолько мелочны, консерватив­ны, подозрительны бывают чувства.

2. Экстравертированный ощущающий тип
эмфатический рисунок, т. е. стремление к передаче
атмосферы, к непосредственному выражению
ощущений.

У людей этого типа критерий ценности — та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняет­ся интуиция. Чрезвычайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты.

Человек осязаемой деятельности, без склонно­сти к рефлексии и властолюбивых намерений. Ос­новные тенденции — от грубого искателя наслаж­дений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиться в фантазии ревности или состояние страха, фобии, навязчивые симпто­мы. Заболевания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные нажимы.

3. Экстравертированный чувствующий тип —
декоративный рисунок
.

Для декоративного рисунка характерно рисова­ние орнамента, узора, цветов и т. д.

Тип, наиболее часто встречающийся среди жен­щин, руководствующихся чувством, согласован­ным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: «лю­бит подходящего мужчину», отвечающего ее разум­ным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут осмыслить: «Я не могу так думать, потому что не чувствую этого». Чувства часто утрачивают лич­ный характер в ориентации на общепринятое.

4. Экстравертированный интуитивный тип —
ритмический рисунок
— изображение движущих­
ся объектов.

Мышление, ощущения, чувства людей этого ти­па вытесняются интуицией, с помощью которой



Глава 2. Психодиагностика: практика


человек стремится достичь наибольших возможно­стей. Интуиция — то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда оно необходимо для разрешения ситуации, но, сослу­жив свою службу, она теряет свою ценность и отбра­сывается как обременительный придаток. Обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет буду­щее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней силой рока. Мало считается с благо­получием окружающей среды. Физическое состоя­ние окружающих, как и его собственное, не явля­ется веским аргументом. Обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности.

5. Интровертированный мыслительный тип —
органический рисунок
— изображение органиче­
ских форм: растений, животных, человека.

Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательства, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символиче­ского образа, воспринимаемого внутренним взо­ром. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на оригинальность. Обычно полностью отвергает объект, так что при­сутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненужным и отвергаемым помехой. Тип остается нормальным до тех пор, пока Я чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают нечто более высокое и властное, неже­ли Я. В противном случае рождается подозритель­ность, переходящая в неврастению, анемия как следствие жестокой борьбы с противниками, где любые средства хороши.

6. Интровертированный ощущающий тип —
гаптический рисунок
. Изображение как бы изнут­
ри идущих ощущений — «болит ухо», «болит голо­
ва» и т. п.

Ориентируется на то, что происходит преиму­щественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объектив­ным раздражением, т. е. между объектом и ощуще­нием нет пропорциональных отношений, они субъективны. Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впечатление, а что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему


объекты имеют право на существование. Отлича­ется странностью, субъективностью поступков. На окружающих данный тип воздействует подавляю­ще, сводя все к некой правильной формуле норма­тива субъективного содержания, чтобы не выделя­лись и держались в должных границах. Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят уси­ленным сопротивлением и упрямством, в неко­торых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других вследствие своей начальной безобидности. При отсутствии художе­ственных способностей самовыражения, впечатле­ния уходят вглубь, а при их наличии выражаются архаически банальными, повседневными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая экстравертированный и архаический характер.

7. Интровертированный чувствующий тип — имажинарный рисунок— изображение персона­жей, заимствованных из литературы, фантазии, от­личающиеся оригинальностью самовыражения.

Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Стремится к внутренней ин­тенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок. Глубину этого чувствова­ния можно лишь полагать, но ясно постичь его нель­зя. Оно делает людей молчаливыми, труднодосту­пными, которые, подобно мимозе, свертываются от грубости. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие. Основополагающие идеи — Бог, свобода, бессмер­тие — имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная вы­разительность. Если же чувства искажаются эго­центризмом, то более всего становится озабочен своим Я и делается несимпатичным. Интровертиро-ванному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в рабской зависимости от фактов, отрекается от всего традиционного. Случа­ется, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмо­ции или резкое холодное отражение может пора­зить собеседника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцен­тричным Я, человек остается в норме. При домини­ровании Я начинает чувствовать, что думают дру­гие, подозревая их во всевозможных низостях, в замышлении зла, интригах и подстрекательствах.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


8. Интровертированный интуитивный тип — структурный рисунок— изображение некоего це­лого, состоящего из частей, отображающее его об­щее устройство, обычно один изолированный предмет.

Интуиция этого типа направлена на внутренние субъективные образы. Относится с вниманием к изменяющемуся объекту, с живейшим сочув­ствием наблюдая особенности изменения объекта. Обычно тип мистика, мечтателя и провидца, с од­ной стороны, фантазера и художника — с другой. Углубление интуиции влечет за собой часто удале­ние от осязаемой действительности, и человек ста­новится загадкой для своей ближайшей среды. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно и значитель­ными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не ху­дожник, то часто бывает непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде му­дрого полуглупца, фигурой для психологических романов.

На бессознательном уровне этот тип приобре­тает как компенсирующие черты ощущающего экстраверта. Отсюда — чрезвычайная привязан­ность к чувственному впечатлению.

ТЕСТ «ОБРАЗ МИРА»

Процедура. С целью изучения индивидуальных особенностей «образа мира», «картины мира» пред­лагается следующая инструкция.

Инструкция.Нарисуйте картину мира, т. е. мир, его образ, как вы его себе представляете.

Материал.Используется лист бумаги размером 250 × 150 см, карандаши, ручки.

Интерпретация.На основании особенностей изображения выделяется 5 основных видов рисун­ков.

1. Планетарнаякартина мира — изображение земного шара, других планет Солнечной системы — когнитивная картина мира в виде общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.

2. Пейзажнаякартина мира в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, жи­вотных, деревьев, цветов и тому подобного по само­отчетам — желаемая картина своего окружения.


 

3. Непосредственное окружение— обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — то, что приходит на ум. Неожи­данные образы — лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

4. Опосредованная, или метафорическая карти­на мира— передающая сложное смысловое содер­жание, представленное в виде какого-либо сложно­го образа.

5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лаконизмом построения в виде некоего абстракт­ного образа, знака, символа.

Исходя из перечисленных видов изображений образа мира можно отметить, что они имеют раз­личные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощу­щения, вызывающие те или иные образы, либо же­лаемая картина мира и т. д.

В основу интерпретации теста можно положить описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г. Рида, по­зволяющей классифицировать полученные рисунки.

Таблица 24

Общая таблица GGR для здоровых лиц (по Н. В. Тарабриной)

 

№ рисунка OD ED NP
1 ................................ .......... M’E’    
2 ................................ ..................... ............ I  
5 ................................ ..................... ..................... ...i
6 ................................ ..................... ..................... ...e
7 ................................ ..................... ............ E  
10 .............................. ..................... ............ E  
     
12 .............................. ..................... ............ E... ...m
13 .............................. ..................... ..................... ...e
     
15 .............................. ....E’    
16 .............................. ..................... ...EI  
     
18 .............................. .......... E’    
19 .............................. ..................... ....I  
     
     
22 .............................. ....M    

Глава 2. Психодиагностика: практика


МЕТОДИКА

ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ

(Розенцвейг)

Структура, психологическое содержание и стимульный материал

В структуру методики Розенцвейга входят сти-мульный материал, теоретическое обоснование и описание содержания методики, 2 интерпрета­ционные таблицы (общая и для подсчета выра­женности коэффициента конформности), бланк регистрации ответов и математических подсчетов результатов опроса.

Стимульный материал, предъявляемый испы­туемым, включает в себя инструкцию по процедуре исследования и 22 рисуночные ситуации, отражаю­щие проблемы бытового общения, вызывающие фрустрацию и даже стресс (приложение 1).

Психологическое содержание методики Розен-цвейга составляют те факторы личностного пове­дения, которые измеряются по данной методике. Последняя определяет поведенческие реакции лич­ности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях (т. е. ситуациях, вызывающих психологическую напряженность, переживания, ощущения субъек­тивной непреодолимости барьера). По этой методи­ке выявляются следующие психологические харак­теристики: 3 типа реакций, 3 направленности, коэффициент конформности, формула поведения в стрессовых ситуациях, тенденции развития пове­дения с течением времени. Для типов направленно­сти реакций CGR есть стандарты (приложение 2).

Доминантный тип реагирования(OD) определя­ет степень внутреннего напряжения (переживания) личности, возникающего в стрессовых и фрустри-рующих ситуациях. Чем выше по сравнению со стандартной величиной OD, тем более у человека развиты впечатлительность, склонность к сочув­ствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее фрустрирован испытуемый.

Самозащитный тип реагирования(ED) опреде­ляет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности. Чем выше этот показатель (ED), тем слабее лич­ность, сильнее ее неуверенность в себе. Ниже уро­вень самообладания, чаще колебания в принятии


решений и эмоциональные срывы. У лиц с высоким ED часто проявляются агрессивность, бестакт­ность, грубость в отношениях с окружающими. Субъекты, обладающие низким ED, характеризу­ются противоположными вышеперечисленными качествами.

Упорствующий тип реагирования (NP)— это степень адекватности реагирования и самостоятель­ность разрешения стрессовой, фрустрирующей си­туации. Чем выше этот показатель по сравнению со стандартным, тем чаще субъект проявляет само­стоятельность и тем адекватнее воспринимает си­туацию, реагирует на раздражители.

Экстрапунитивная направленность (Е)— это направленность реакций личности вовне, на окру­жающих. Субъект, обладающий высокой Е, требо­вателен к окружающим, стремится подключить к разрешению ситуации других, часто агрессивен. Сочетание Е и ED означает явное доминирование негативных тенденций в отношениях к людям. По­ложительным в преобладании развития Е (да и ED) является значительный негативный заряд в отно­шениях.

Интропунитивная направленность (I)означает направленность поведенческих реакций на себя, стремление самостоятельно разрешить ситуацию; признание своей вины. Высокой I соответствует самокритичность. Низкая I, наоборот, соответству­ет демонстрации своей непогрешимости (или со­знательному сокрытию неуверенности), низкой требовательности к себе.

Импунитивная направленность (М)выражает степень стремления разрешить ситуацию без жертв (чужих или своей), сглаживание остроты си­туации, деление вины на всех участников ситуа­ции. Часто М показывает либеральную тенденцию в поведении или выжидательную тактику (время, ход событий разрешат проблемы), избегание кон­фликтов.

Коэффициент конформности (CGR)означает степень подверженности личности влиянию (или давлению) группы и, по методике Розенцвейга, явля­ется мерой социальной адаптации. Чем выше CGR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии ре­шений и их выполнении. Чем ниже CGR, тем силь­нее развиты противоположные качества — незави­симость, самостоятельность, оригинальность.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Следует отметить, что для благоприятной, эф­фективной адаптации в зависимости от вида, спе­цифики деятельности требуются и в разной степе­ни развитые качества.

Полный образец поведенияпредставляет собой формулу поведения личности в стрессовых и фруст-рирующих ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения. Нет 2 одинаковых образцов поведения, как нет 2 совер­шенно одинаковых людей.

Тенденция поведенияколичественно отражает динамику изменения показателей методики с тече­нием времени. Она отражает усиление или ослаб­ление той или иной психологической характерис­тики, выраженное в процентах.

Психологическое содержание методики Розен-цвейга позволяет выявить особенности личностно­го поведения в стрессовых и фрустрирующих си­туациях через определение:

1) выраженности его типов;

2) направленности;

3) подверженности влиянию и давлению других людей (конформности);

4) сформированности волевой саморегуляции;

5) степени и характера эмоциональных проявле­ний в стрессовых и фрустрирующих ситуациях бытового общения;

6) степени самостоятельности и адекватности реа­гирования;

7) изменения всех этих показателей с течением времени.

Методика Розенцвейга дает возможность также прогнозировать поведение личности в стрессовых, фрустрирующих ситуациях, так как выявляет ти­пичные для этой личности тенденции поведения и коммуникации.

Процедура и правила обследования личности или малой группы

Подготовительный этап включает в себя приве­дение инструментария в рабочее состояние, подго­товку бланков опроса, представляемых стимульных ситуаций, вызывающих фрустрацию и даже стресс у испытуемых. В начале опроса обязательным явля­ются:


 

1) предупреждение испытуемого об обследовании, разъяснение его цели;

2) просьба о помощи в исследовании (в качестве испытуемого).

Затем проводится инструктаж, в котором сооб­щается следующее: «Ваше участие в исследовании будет заключаться в ответе на вопрос, который произносит нарисованный на картинке участник ситуации. Поставьте себя на место отвечающего. Подходите к ответу серьезно, шутливый ответ не годится. На каждый из 22 вопросов отвечайте вдум­чиво, но быстро. Говорите не то, что вы сделаете, а то, что ответите человеку (какая мысль возникнет у вас сразу после прочтения вопроса и рассмотре­ния картинки). Я буду фиксировать ваш ответ и вре­мя, затраченное на него».

Как показывает практика, на ответы затрачивает­ся от 5 до 30—35 мин. Оптимальное время ответа — 15 мин.

Проводящий обследование должен:

1) обязательно расположить собеседника к себе
посредством:

а) правильной, адекватной его оценки в момент
знакомства и организации обследования;

б) правильного выбора своего поведения по от­
ношению к конкретному испытуемому. Ни
в коем случае не ведите себя однотипно со
всеми испытуемыми, чтобы не чувствовалась
игра в поведении;

2) в момент, предшествующий беседе, необходимо учесть пол, возраст, должностное положение, опыт испытуемого, сведения о нем из разных ис­точников (полученные вами ранее), его настрое­ние, черты характера, замеченные вами при пер­вом наблюдении за ним;

3) хорошо знать на память содержание и последо­вательность ситуаций, четко — инструкцию, на­изусть — ключ к обработке полученной инфор­мации;

4) вести наблюдение за реакциями испытуемого
во время ответа на стимульные ситуации.
Правила интерпретациии обработки информа­
ции.

1. Невозможно интерпретировать правильно, не владея тем, что описано в п. 3 (см. выше) обязанно­стей специалиста в данном обследовании.

2. Следует стремиться не более чем к 2-сложной интерпретации каждого ответа.



Глава 2. Психодиагностика: практика


3. Интерпретатор-психодиагност:

1) записывает символы, обозначающие какой-ли­бо ответ, на бланке ответа;

2) затем заполняет таблицу обсчета, подсчитав повторяемость каждого их символов, затем их сумму (сумма эта по вертикали и горизонтали должна равняться 22);

3) по таблице, данной в бланках, переводит полу­ченные суммы в проценты;

4) записывает в символах полный образец поведе­ния по убыванию количественной представлен­ности каждого символа;

5) сверяет по ключу для подсчета CGR количество совпадений с ключом, затем переводит их в про­центы;

6) подсчитывает тенденции. Для этого считает встречаемость символа (е, i, m, E, E, I, I, M, E', I', M') в первой половине ситуаций (до 13-й, включая 12-ю ситуацию) и во второй половине. Затем из большего числа вычитает меньшее с сохранением знака, делит разницу на сумму встречаемости это­го символа и переводит полученное число в про­центы (приложение 3).

4. Обязательна интерпретация не только каждо­
го показателя в отдельности, но и в комплексе, гар-


монии. Это важно, так как используется и в резуль­тирующей беседе, и в психокоррекционной, и в раз­вивающей работе с испытуемым.





Дата добавления: 2016-11-20; просмотров: 194 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. Ans: Система и практика реализации интересов различных групп граждан.
  2. B. Понимание различных грамматических форм словоизменения
  3. CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ. 1. Среди микрофотографий различных участков коры головного мозга нужно отобрать те, на которых представлена двигательная зона коры
  4. Cписок всех городов, в которых есть отделение компании, но нет объектов недвижимости, сдаваемых в аренду
  5. III. Работа над новым материалом. Учитель. Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик
  6. IV. Словарно-орфографическая работа. Специалист с высшим техническим образованием, часто занят выполнением различных чертежей
  7. OLE (связывание и внедрение объектов), OLE Automation.
  8. А. Основные справочные сведения. 1. Запросы на изменение (запросы на создание таблицы, удаление, обновление, добавление записей)
  9. Аварийные ситуации, возникающие на воздушном, железнодорожном, автомобильном, подземном транспорте. Правила поведения при угрозе и во время аварий на различных видах транспорта
  10. Агротехническая и экономическая эффективность чистых и занятых паров в различных природных зонах.
  11. Анализ психологических текстов. Прочтите статью А.Е. Личко "Особенности саморазрушающего по­ведения при различных типах акцентуации характера у подростков" [5
  12. АСАНЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЗЛЕЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ


Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.021 с.