Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒиагностические показатели




(оценки по содержанию)

ѕреобладание ответов категории ∆ указывает на слабо выраженную ∆ (животное)

индивидуальность, стереотипное стандартное мышление

ѕоказатель интереса к человеческим отношени€м любого типа (благопри€тным „ (человек)

и неблагопри€тным)

„асто встречающиес€ ответы Ђ‘анї расцениваютс€ как склонность ‘ан (фантази€)

к конструированию, к фантазии и конфабул€ции

„асто встречающиес€ ответы с преобладанием ѕ расцениваютс€ как склонность
ѕ (предмет) к аутизму, затрудненность в интерперсональных св€з€х. ¬ сфере организации

действий Ч как тенденци€ к конкретизации


“≈—“ ЂЌ≈—”ў≈—“¬”ёў≈≈ ∆»¬ќ“Ќќ≈ї

ћетод исследовани€ построен на теории психо≠моторной св€зи. ƒл€ регистрации состо€ни€ пси≠хики используетс€ исследование моторики (в част≠ности, моторики рисующей правой доминантной


руки, зафиксированной в виде графического следа движени€, рисунка).

ѕо ». ћ. —еченову вс€кое представление, воз≠никающее в психике, люба€ тенденци€, св€занна€ с этим представлением, заканчиваютс€ движением (буквально: Ђ¬с€ка€ мысль заканчиваетс€ движе≠ниемї).



√лава 2. ѕсиходиагностика: практика


≈сли реальное движение по какой-то причине не осуществл€етс€, то в соответствующих группах мышц суммируетс€ определенное напр€жение энергии, необходимой дл€ осуществлени€ ответно≠го движени€ (на представление-мысль). “ак, напри≠мер, образы и мысли-представлени€, вызывающие страх, стимулируют напр€жение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук Ч ударить, заслонитьс€. “енденци€ движени€ имеет направление в прост≠ранстве: удаление, приближение, наклон, выпр€м≠ление, подъем, падение. ѕри выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представл€ет собой модель пространства и, кроме состо€ни€ мышц, фиксирует отношение к пространству, т. е. возникающую тенденцию. ѕространство, в свою очередь, св€зано с эмоциональной окраской пере≠живани€ и временным периодом: насто€щим, прош≠лым, будущим. —в€зано оно также с действенно≠стью или идеально-мыслительным планом работы психики. ѕространство, расположенное сзади и слева от субъекта, св€зано с прошлым периодом и безде€тельностью (отсутствием активной св€зи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). ѕрава€ сторона (простран≠ство спереди и вверху) св€заны с будущим перио≠дом и действенностью. Ќа листе (модели простран≠ства) лева€ сторона и низ св€заны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоци€ми, с не≠уверенностью и пассивностью. ѕрава€ сторона (соответствующа€ правой доминантной руке) Ч с положительно окрашенными эмоци€ми, энерги≠ей, активностью, конкретностью действи€.

ѕомимо общих закономерностей психомотор≠ной св€зи и отношени€ к пространству, при толко≠вании материала теста используютс€ теоретические нормы оперировани€ символами и символически≠ми геометрическими элементами и фигурами. ѕо своему характеру тест ЂЌесуществующее живот≠ноеї относитс€ к числу проективных. ƒл€ статисти≠ческой проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. ѕо составу данный тест Ч ориентировоч≠ный.  ак единственный метод исследовани€ он обычно не используетс€ и требует объединени€ с другими методами в качестве батарейного инст≠румента исследовани€.


»нструкци€: ѕридумайте и нарисуйте несуще≠ствующее животное и назовите его несуществую≠щим названием.

ѕоказатели и интерпретаци€

ѕоложение рисунка на листе. ¬ норме рису≠нок расположен по средней линии вертикально по≠ставленного листа. Ћист бумаги лучше всего вз€ть белый или слегка кремовый, негл€нцевый. ѕоль≠зоватьс€ карандашом средней м€гкости; ручкой и фломастером рисовать нельз€.

ѕоложение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуетс€ как высока€ самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признани€ со стороны окружающих, как претензи€ на продви≠жение и признание, тенденци€ к самоутверждению. ѕоложение рисунка в нижней части Ч обратна€ тенденци€: неуверенность в себе, низка€ самооцен≠ка, подавленность, нерешительность, незаинтересо≠ванность в своем положении в социуме, в призна≠нии, отсутствие тенденции к самоутверждению.

÷ентральна€ смыслова€ часть фигуры (голова или замещающа€ ее деталь). √олова повернута вправо Ч устойчива€ тенденци€ к де€тельности, действенности: почти все, что обдумываетс€, пла≠нируетс€, осуществл€етс€ или по крайней мере на≠чинает осуществл€тьс€ (если даже и не доводитс€ до конца). »спытуемый активно переходит к реа≠лизации своих планов, наклонностей.

√олова повернута влево Ч тенденци€ к рефлек≠сии, к размышлени€м. Ёто не человек действи€: лишь незначительна€ часть замыслов реализуетс€ или хот€ бы начинает реализоватьс€. Ќередки так≠же бо€знь перед активным действием и нереши≠тельность. (¬ариант Ч отсутствие тенденции к дей≠ствию или бо€знь активности Ч следует решить дополнительно.) ѕоложение анфас, т. е. голова на≠правлена на рисующего (на себ€), трактуетс€ как эгоцентризм.

Ќа голове расположены детали, соответствую≠щие органам чувств, Ч уши, рот, глаза. «начение де≠тали Ђушиї Ч пр€мое: заинтересованность в инфор≠мации, значимость мнени€ окружающих о себе. ƒополнительно по другим показател€м и их сочета≠нию определ€етс€, предпринимает ли испытуемый



„асть 1. Ћичность, мотиваци€, потребность


что-либо дл€ завоевани€ положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соот≠ветствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обиду, огорчение), не измен€€ своего по≠ведени€. ѕриоткрытый рот в сочетании с €зыком при отсутствии прорисовки губ трактуетс€ как боль≠ша€ речева€ активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ Ч как чувственность; иногда и то, и другое вместе. ќткрытый рот без прорисовки €зыка и губ, особенно зачерченный, трактуетс€ как легкость возникновени€ опасений и страхов, недове≠ри€. –от с зубами Ч вербальна€ агресси€, в большин≠стве случаев Ч защитна€ (огрызаетс€, задираетс€, грубит в ответ на обращение к нему с осуждением, порицанием). ƒл€ детей и подростков характерен ри≠сунок зачерченного рта округлой формы (бо€зли≠вость, тревожность).

ќсобое значение придают глазам. Ётот символ присущего переживани€ страха подчеркиваетс€ резкой прорисовкой радужки. ќбратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. –есницы Ч исте-роидно-демонстративные манеры поведени€. ќтно≠сительно мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. –есницы Ч также заинтересованность в восхище≠нии окружающих внешней красотой и манерой оде≠ватьс€, придание этому большого значени€.

”величенный (в соответствии с фигурой в це≠лом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эруди≠цию) в себе и окружающих.

Ќа голове также бывают расположены дополни≠тельные детали, например рога Ч защита, агресси€. ќпределить по сочетанию с другими признаками Ч когт€ми, щетиной, иглами Ч характер этой агрессии: спонтанна€ или защитно-ответна€. ѕерь€ Ч тенден≠ци€ к самоукрашению и самооправданию, к демон≠стративности. √рива, шерсть, подобие прически Ч чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Ќесуща€, опорна€ часть фигуры (ноги, лапы, иногда постамент). –ассматриваетс€ основатель≠ность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

1) основательность, обдуманность, рациональ≠ность прин€ти€ решени€, пути к выводам, фор≠мирование суждени€, опора на существенные положени€ и значимую информацию;


2) поверхностность суждений, легкомыслие в вы≠водах и неосновательность суждений, иногда импульсивность в прин€тии решени€ (особенно при отсутствии ног).

Ќеобходимо обратить внимание на характер со≠единени€ ног с корпусом: соединение точно, тща≠тельно или небрежно, слабо соединены или не со≠единены вовсе Ч это характер контрол€ за своими суждени€ми, выводами, решени€ми. ќднотип≠ность и однонаправленность формы ног, лап, лю≠бых элементов опорной части Ч конформность суждений и установок в прин€тии решений, их стандартность, банальность. –азнообразие в форме и положении этих деталей Ч своеобразие устано≠вок и суждений, самосто€тельность и небаналь≠ность; иногда даже творческое начало (соответ≠ственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

547 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.