Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Око Линкея» или европейские метафоры познания




Традиционные теории познания можно охарактеризо­вать как «стандартную матрицу гносеологии»2. Стандарт-

1 Цит. по указ. работе Пейперта. С. 164.

2 Аристотель. Соч.: в 4-х т. М., 1975. Т. 1. С. 440.

 

ная концепция гносеологии, как представляется, базирует­ся на следующих идеях.

Во-первых, это идущая от Аристотеля мысль о преобла­дании зрительного восприятия над всеми другими чувства­ми. Греческий космос видимый космос. Это поворотный пункт в истории духа. Возникает образ мира, составлен­ный из зрительных впечатлений и объективированный на­столько, насколько способно к объективации человеческое зрение; опыт же остальных чувств включается в эту карти­ну позже. Только у Аристотеля видимый образ вселенной достигает небывалой актуализации как мир вещей, хотя сам Стагирит рассматривал осязание как фундамент всяко­го чувства. Тогда зрение предстает как развитое осязание. Аристотель писал в трактате «О душе»: «...душа есть как бы рука: как рука есть орудие орудий, так и ум форма форм...». На наш взгляд, метафора руки как познающего органа выводит скульптурный образ познания и формиро­вания действительности, столь характерный для античной культуры. Но более значимой для последующих веков стала метафора всевидящего ока и глаза как самого интел­лектуального органа чувств. Европейская концепция по­знания жаждет «Ока Линкея». Символически последнее выражено в мифе о Линкее, брате Идаса. Линкей отличал­ся необыкновенной остротой зрения, так что даже мог видеть предметы, находящиеся под землей. С вершины горы Тайгет Линкей смог увидеть Кастора, притаившегося в дупле дуба. В списке аргонавтов Линкей назван вперед­смотрящим!.

Во-вторых, стремление все на свете видеть и понимать приводит к локковской идее о распознавании как основе мышления. Поэтому в основе теории познания как отраже­ния лежит концепция зрительного восприятия. Перенос обыденных значений в философский контекст составляет

1 Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993. С. 63, 172;

Плотин. Избранные трактаты: в 2-х томах. М., 1994. Т. 1. С. 97.

 

одну из причин наивности и противоречивости традицион­ной гносеологии, базис которой составляет теория отраже­ния. Ее основной тезис в максималистской форме утверж­дает, что ощущения, восприятия, понятия, высказывания о научных законах, теории представляют собой образы, «слепки», копии и даже «фотографии» внешнего мира, возникающие в результате отражения объективной действи­тельности мозгом и анализаторами человека. Метафора зер­кала часто олицетворяет теорию отражения, хотя при этом и оговаривают, что это не «зеркально-мертвенный акт».

Идея зеркала в европейской философии вначале возни­кает в космологическом смысле внутри платонизма. Так, материя выступает у Плотина в качестве соотносительного понятия с тем, что занимает по отношению к ней более высокую ступень. Материя — неопределенное подлежа­щее. Таких в системе Плотина три, т.е. столько, сколько начальных субстанций: Ум — неопределенное подлежащее Единого, Душа — Ума; собственно материя — воспреем-ница видов, творимых Душой. Материя, по Плотину, — поверхность зеркала. Ум и Душа — два зеркала, умопос­тигаемый и чувственный космос — два отражения. Но это зеркала особого рода. Они живо созерцают свои образы. Материя (как принцип) мыслилась как закон, позволяю­щий установить соответствие между стоящим на более вы­сокой ступени образцом и его слабейшим подобием. Вся­кая более низкая ступень служит художественным воспро­изведением более высокой. Такое воспроизведение — зна­менитый мимезис в его платонической интерпретации. Плотин разъяснял, что каждая низшая ступень является подражанием более высокой так же, как некоторый пред­мет соотносится со своим отражением в воде или в зерка­ле, или же со своей тенью, когда с исчезновением предмета не может появиться и его отражение — тень. Материи врождено некоторое хитроумное свойство, некая мудрость в созидании призрачных подобий. Порфирий, ученик Пло-

 

тина, полагал материю обладающей свойствами отражения и текучести.

Для Плотина, сознание — нечто вроде зеркала: доста­точно повернуть его в нужную сторону, чтобы оно отрази­ло находящиеся перед ним предметы. Нужно прийти в состояние внутреннего покоя и отдохновения, чтобы вос­принять жизнь мысли. Если то внутреннее зеркало, в котором появляются отражения нашего разума и духа не колеблется, в нем видимы изображения. Но если внутрен­нее зеркало разбито, так как гармония тела нарушена, разум и дух продолжают действовать, не отражаясь в нем. Мы не ощущаем в себе жизни духа, если наше сознание, наше внутреннее зеркало замутнено заботой о земных делах, о телесном. Душа — Ум — Единое для Плотина не только космологическая структура, но и лестница восхож­дения по ступеням нашего Я.

Именно в субъективном, а не космологическом смысле, неоплатонизм был понят последующими эпохами. Главным приобретением Блаженного Августина, извлеченным из чтения «Эннеад», было умение разбираться в собственном внутреннем мире. До этого Августин жил исключительно в сфере образов тела, не умел обратить внутренний взор на самого себя, на свою душу, распознать в ней элементы сложных ее движений. Если в своем внутреннем мире Августин не видел ничего, кроме образов вещей, то его мысль вращалась в области предметов внешнего мира. Он жил не в самом себе, а вне себя. Неоплатонизм ввел Августина во внутреннюю храмину собственной души.

Идея зеркала как опосредующей структуры, опреде­ляющей характер отражения, развита Данте в «Божествен­ной комедии», что свидетельствует о неплатонических ин-туициях поэта. Интуиция зеркального отражения, кроме того, связана с интуицией прозрачности. Космические зер­кала, их иерархия, словно вода, частично отражают и частично пропускают сквозь свою поверхность божествен­ный свет. Неоплатонизм оказался той формой, в которой

 

эллинистический строй мышления был воспринят культу­рой Средневековья и Возрождения, а через них в какой-то мере и последующими эпохами!.

В средние века и мистицизм, и номинализм обращают личность к ресурсам личного чувственного и психологичес­кого опыта. Intuitus (взгляд, проникновение в сущность, интуиция) является излюбленным термином как Майстера Экхарта, так и Оккама. Но мистик полагается на свои чувства как на передатчиков зрительных образов и эмоци­ональных стимулов, в то время как номиналист полагается на них, как на передатчиков реальности. И мистицизм, и номинализм пришли к отмене разграничительной линии между конечным и бесконечным. Но мистик склонен рас­ширять «эго» до бесконечности, а номиналист стремится расширить до бесконечности физический мир, не видит никакого логического противоречия в идее бесконечной физической вселенной и уже не принимает теологических возражений против этого. Номиналистическая школа XIV столетия предвосхитила гелиоцентрическую систему Ко­перника, геометрический анализ Декарта и механизм Гали-лея и Ньютона.

Подобным же образом позднеготическое искусство представило многообразие стилей, также объединенных субъективизмом, который в визуальной сфере соответству­ет тому, что можно наблюдать в интеллектуальной жизни. Наиболее характерным выражением этого субъективизма является появление перспективной трактовки пространст­ва, которая, примененная уже Джотто и Дучче, начиная с 1330-40 гг. становится общепризнанной. Если принимать материальную поверхность живописного произведения как

1 Порфирий. О гроте нимф // Человек, 1993, № 3. С. 63.; Шича-лин Ю.А. «Третий вид» у Платона и материя-зеркало у Плотина // Вестник древней истории, 1978, № 1. С. 151—161; Адо П. Плотин или Простота взгляда. М., 1991. С. 24—26; Попов И.В. Личность и учение Блаженного Августина. Сергиев Посад, 1916. Т. 1. С. 153.

 

нематериальную проекционную плоскость, перспектива передает не только то, что непосредственно видимо глазу, но также и то, как это может наблюдаться при определен­ных условиях. Перспектива фиксирует прямой взгляд от субъекта к объекту, давая визуальное выражение концеп­ции бесконечного. Ведь точка пересечения линий в пер­спективе может быть определена как проекция точки, где параллельные пересекаются.

Эти новации отразили эмпирический дух номинализма и его приверженность к единичностям. Так сложился худо­жественный стиль зеркальной репрезентации предметов. Возможен гносеологический подход к художественным стилям как воплощениям доминирующих образов мира, основанных на принципах и методах познания, отличаю­щих каждую эпоху культуры. Им соответствуют принципы и методы создания художественной композиции, новые, ведущие виды искусства. Крайности номинализма и мисти­цизма сходятся в развитии мысли XIV века, сливаются на какое-то время, давая великолепный результат в произве­дениях фламандских художников и в философии Николая Кузанского.

Образ зеркала в картине отчетливо выявляет метафизи­ческую сущность зеркала. Не случайно, например, в гол­ландской живописи так часто безлюдный интерьер «напи­тывается» и оживляется «круглым глазом» зеркала. Этот дочеловеческий взгляд символизирует взгляд художника. Более полно, чем свет, тени, блики, образ зеркала позво­ляет обозначить в вещах работу зрения. Оно прорисовыва­ет и расширяет метафизическую структуру нашей плоти. Благодаря ему мое внешнее дополняется, все самое потаен­ное, что у меня было, оказывается в этом облике, этом плоском и закрытом в своих пределах сущем, которое уже предугадывается в моем отражении в воде. Зеркало как бы выявляет мою плоть, то невидимое, что было и есть в моем теле. Само зеркало оборачивается инструментом универ­сальной магии, который превращает вещи в зримые пред-

 

ставления, зримые представления — в вещи, меня — в другого, другого — в меня. Лицо человека видимым обра­зом не обретается, а существует только в изображениях. Н.Кузанский поэтому вводил следующее сравнение. Во всех размноженных от одного лица различных образах непостижимым, превосходящим все способности мысли и разума путем, единое лицо пребывает по-разному и много­кратно. Так и Бог в каждой вещи есть все то, что она есть как истина в изображении!.

Можно возвести зеркальную репрезентацию предметов в эпоху Ренессанса к требованию Ф.Брунеллески: «рисо­вать все так, как оно выглядит в зеркале». В знаменитой росписи баптистерия он ввел понятие точки схода. Вазари писал, что Брунеллески при этом пленяли мысли «о време­ни, движении, о том, как действуют грузы, как должны вращаться колеса, чтобы он мог построить хорошие и красивые часы». По мнению Леонардо Да Винчи, зеркало должно стать умом художника. Прежде чем стать средст­вом выражения, рисунок у Леонардо был необходимой составной частью опыта. Посредством рисунка Леонардо начинает исследовать всю реальность, углубляя чувствен­ный опыт, сводит явления к их простейшему строению, которое оказывается математико-механико-машинной структурой. Итак, зеркало показывает нам мир-машину.

В рассуждении Антонио Аверлино о зеркале содержит­ся убеждение, что в зеркале явление перспективы видно яснее, чем невооруженным глазом. Глаз, непосредственно созерцающий балки на потолке, бессознательно руководит­ся умом, а потому не сразу замечает, что балки по мере удаления сближаются между собой. Ведь умом человек

1 Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. С. 57-59; Бергер А.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии, 1994, № 4. С. 114; Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. С. 23; Кузанский Н. Соч.: в 2-х томах. М., 1979. Т. 1. С. 106.

 

понимает их равноудаленность друг от друга, и ум посто­янно корректирует зрение. Нужно найти средство осво­бождения от этой сращенное™ глаза и ума. Таким средст­вом оказывается зеркало: глядя на отражение в зеркале, человек не так легко соотносит видимый образ с реальнос­тью, а потому зеркало являет предмет в его чисто чувст­венном виде, лишенном каких бы то ни было привнесений со стороны его понимающей способности.

Зеркало выступает в его дидактической функции, как обучающее средство новому стилю зрения, видению пред­метов в перспективе. Зеркало становится средством осво­бождения от прежних перспективных установок. На это имеется прямое указание Леонардо, полагавшего, что жи­вописцы находят в поверхности плоских зеркал учителя, раскрывающего значение светотени и сокращения каждого предмета в перспективе. Кроме того, стиль зрения, осно­ванный на законах перспективы, — стиль зрения городско­го человека, урбанистичен сам способ перспективного по­строения, увлекавший художников. Пространство, ограни­ченное с двух сторон уходящими в глубину стенами — про­странство городское, увиденное жителем города. Не слу­чайно перспективное построение применялось, в первую оче­редь, при изображении городских видов и, по-видимому, не случайно современники связывали изобретение перспективы с городскими видами, написанными Брунеллески!.

Таким образом, историческое дело выработки перспек­тивы шло вовсе не о простой систематизации уже присуще­го человеческой психофизиологии, а о насильственном

1 Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988. С. 222; Скалья Г. Строительство флорентийского собора //В мире науки, 1991, № 3. С. 37—38; Гарэт Э. Проблемы итальянского Возрожде­ния. М., 1986. С. 249—250; Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. М., 1987. С. 112—113; Данилов И.Е. Город в итальянских архитектурных трактатах кватроченто // Механизмы культуры. М., 1990. С. 37.

 

переворачивании этой психофизиологии в смысле отвле­ченных требований миропонимания. Потребовалось более пятисот лет социального воспитания, чтобы приучить глаз и руку к перспективе, но ни глаз, ни рука ребенка, а также взрослого без специального обучения не подчиняется этой тренировке и не считается с правилами перспективного единства. Воспитанные с детства на изображениях опреде­ленного типа, мы видим так, как рисуем. Художник-пер-спективист выстраивает свою деятельность на следующих предпосылках:

— на вере в то, что пространство реального мира есть пространство евклидово, т.е. изотропное, гомогенное, бес­конечное и безграничное, нулевой кривизны, трехмерное, представляющее возможность через любую точку провести линию, параллельную данной прямой, притом только единственную;

— на убеждении в существовании среди равноправных точек евклидова пространства одной исключительной, особенной по ценности. Эта точка местопребывания самого художника или, точнее, его ведущего глаза, его оптическо­го центра. Такое место объявляется центром мира, а сам мир полагается совершенно неподвижным и вполне неиз­менным. Такой подход притязает отобразить кантовскую абсолютную гносеологическую значимость художника;

— на представлении, что оптический центр ведущего глаза художника (у большинства людей правого) по суще­ству диктует законы восприятия мироздания, и в таком случае глаз не орган зрения человека, личности, а оптичес­кая линза. Глядение не сопровождается ни воспоминания­ми, ни духовными усилиями, предстает как внешний меха­нический процесс, в котором психический момент полнос­тью отсутствует.

Именно на этих основаниях, по убеждению П.А.Фло­ренского, возникает на возрожденческой почве мировоз­зрение Леонардо—Декарта—Канта. Также возникает изо­бразительный, художественный эквивалент этого мировоз-

 

зрения — перспектива. Мир стал пониматься как единая сеть канто-эвклидовых отношений, имеющих средоточие в Я созерцателя мира. Это бездейственное и зеркальное Я, некий мнимый фокус мира. Субъективность сама лишается реальности. Перспективность есть выражение меонизма и имперсонализма. Критика Возрождения здесь является критикой классического идеала рациональности.

Каноны геометрической оптики были включены в тео­рию восприятия и позднее в традиционную гносеологию. Неявным фундаментом теории отражения служит теория восприятия, основанная на геометрической оптике и убеж­дении в том, что нормой адекватной репрезентации объек­та будет зеркальный образ. В стандартной концепции гно­сеологии происходит смешение идей здравого смысла и философских идей. Теория отражения тяготеет к букваль­ной трактовке соответствующей метафоры. Причиной бук­вальной трактовки является привычность метафоры, а не какие-либо подтверждающие свидетельства.

В случае с отражением «эмпирическим базисом» бук­вальных трактовок служит широко распространенная практика использования зеркал. Закрепленная в языке, она обусловливает и лингвистическую невозможность отка­за от метафоры отражения. На наш взгляд, тесно увязан» | друг с другом метафора познания как отражение и метафо­рическое понимание мира как механико-машинной струк­туры. Понимание человека как машины-животного-зерка­ла составило сердцевину традиционной гносеологии. Пер-спективизм в живописи связан, как было показано ранее, и с номиналистическими течениями в философии. Теории отражения увязываются с индуктивными эпистемология-ми, несущими ошибочные представления о «чистых дан­ных» или восприятиях, из которых как из кирпичиков строится здание человеческого знания1.

1 Флоренский П.А. Иконостас. Избр. труды по искусству. СПб., 1993. С. 218, 233-234, 253-257, 267; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, М., 1978. С. 271; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 487.

 

Неистребимость метафоры зеркала в языке заметна в некоторых рассуждениях М.Хайдеггера о природе фило­софской спекуляции. Хайдеггер замечал, что диалектика спекулятивна, ибо speculari, созерцать значит узреть, охва­тить зрением. Тогда характеристика созерцания у Гегеля станет яснее, если принять во внимание, что в спекуляции важно не только схватывание единства, фаза синтеза, но прежде всего и всегда схватывание «противоположного» как такового. Сюда входит схватывание взаимного отсве­чивания противоположностей друг в друге, в качестве чего выступает антитезис, действие которого изображено в «Ло­гике сущности» (т.е. в логике рефлексии). От этого само­рефлектирующего отсвечивания, т.е. зеркального отраже­ния, спекуляция (speculum — зеркало) получает свое до­статочное определение. В этом случае диалектика предста­ет не как трансцендентальный, критически ограничиваю­щий или полемический способ мысли, но зеркальное отра­жение и единение противоположного как процесс продуци-рования самого духа!. Хайдеггера не заподозришь в сим­патиях к теории отражения, но платонический ход его мышления налицо.

Другая — «компьютерная» метафора имплицитно при­сутствует в концепции интеллекта, характерной для сре­дневековой культуры. Мышление этого времени насквозь пронизано символами. Мир представляется огромной кни­гой, смысл которой раскрывается через систему божествен­ных символов. Отождествление ума и памяти отличает культуру, основанную на запоминании множества текстов, а не на генерировании новых. Средневековая образован­ность видела идеал учености в безграничной памяти. Этот идеал персонифицирован в одном из главных героев рома­на У.Эко — «Имя розы» слепом монахе Хорхе Бургос-ском. Его интеллект — изощренная память гениального читателя.

1 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1983. С. 383.

 

С идеей интеллекта как безграничной памяти связан ее операциональный аспект — идея луллиевой машины. Рай-мунд Луллий исходил из убеждения, согласно которому в каждой области знания имеется небольшое количество ис­ходных понятий, выражающих бесспорные, самоочевид­ные положения, не нуждающиеся в обосновании. Из ком­бинации этих понятий и представленных с их помощью истин возникает знание. В овладении этими комбинациями и тем, что из них вытекает, и заключается подлинная мудрость. Прибор Луллия поставляет человеку исходный материал для выведения следствий посредством размышле­ния. Особенно широкое распространение луллиевы маши­ны получили в XV—XVI вв. Причина не только в элемен­тах тайны, окружающей их использование. Ренессансные гуманисты практиковали такую широту познаний, что для удержания этих сведений в памяти приходилось прибегатв к вспомогательным техническим средствам. Для этой цели использовал луллиеву машину и Джордано Бруно. «Знаю­щему» грозила опасность утонуть в безбрежном море внешних познаний, и его сила (а знание — сила) готова была обернуться против него самого, он уже опасался потерять себя в потоке сведений.

Для Ламетри человек — такая сложная машина, что невозможно заранее составить себе сколько-нибудь ясное представление об этой машине и, следовательно, дать ей определение. У Ламетри рядом с компьютерной метафорой стоит метафора-близнец: «человек — это животное». Со­временная версия сочинения Ламетри «Человек-машина», а именно «Метафорический мозг» М.Арбиба, эксплицит­ным образом провозглашает упомянутую двойную метафо­ру в качестве основы понимания человека!.

В настоящее время компьютерная метафора трансфор­мируется в метафору «голографического компьютера».

1 Эко У. Имя розы. М., 1989. С. 475,479; Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры. М-, 1990.С. 369.

 

Одно из ее проявлений — попытка рассмотреть геном как голографический компьютер. Считалось, что геном — наиболее стабильная структура организма, устойчивая именно потому, что обеспечивает наследование признаков родителей у потомства. Оказалось, что стабильность уди­вительным образом сочетается с непостоянством. Геном подвижен на всех уровнях, начиная от определенных пос­ледовательностей ДНК и кончая высшими жидкокристал­лическими и другими лабильными топологиями ДНК в составе хромосом.

Макроструктуры высших биосистем предполагают некий скачок в кодирующих способностях генома, переход от одномерных линейных генов к многомерным и нелиней­ным супергенам. Совокупность генов способна- породить только совокупность белков, в лучшем случае конгломерат клеточных субструктур и вирусов, которые отнюдь не яв­ляются целостными организмами. Хромосомы кодируют структуру, организма. По известной науке генетический код всю структуру биосистем не отображает. Вероятно, наследственные свойства проявляются двуедино и на уров­не вещества (генетический, линейный, одномерный код ДНК), и на уровне вещества-поля (если увидеть в хромо­сомах носителей топографических решеток — многомер­ных нелинейных суперксозов). Голографические коды могут быть дешифрованы как в качестве внутренних ла­зерных полей, источниками которых являются хромосомы, так и внешних по отношению к биосистеме полей, которые не обязательно должны быть когерентными.

Большие блоки организмов, такие как центральные части листьев растений, ноги или глаза насекомых, могут регенерировать у взрослых особей или развиваться из эмб­риона по программам фантомной голографической памяти хромосом. Отсюда следует, что хромосомный континуум есть, по сути, голографический компьютер. Голографичес­кий суперген (или их совокупность) содержит информа­цию в форме зашифрованного прообраза макропространст-

6 — 2327

 

венно-временнных структур высших биосистем. Возникает система образов-фантомов, как бы вложенных один в дру­гой и описывающих потенциальную структуру биосистемы с одной степенью подробности — от внутриклеточных об­разований до клеточно-тканеорганического уровня!. Ис­пользование компьютерной метафоры позволяет выявить, во-первых, фрактальный самоповтор организма на разных уровнях структурной организации. Это хорошо соотносит­ся с современным пониманием живого как открытых, не­линейных систем, дает возможность установить конкрет- j ные механизмы самоорганизации «белковых тел». Во-вто­рых, удается описать передачу наследственной информа­ции не только на уровне вещества, но и на уровне вещест­ва-поля.

Другая трансформация компьютерной метафоры связа"

на с идеей распределенного интеллекта или в более узкщ смысле нейроинтеллекта. Эти идеи позволяют обсудить! проблему координации неявного личностного и коллектив'! ного осознанного знания в масштабах общества. Особое! значение приобретают работы Ф.Хайека, который впервые! рассмотрел рынок как самоорганизующееся информацион-J ное устройство, позволяющее наиболее полно использован! рассеянное знание, являющееся достоянием множества ив-" дивидов. Идею разделения труда Хайек дополняет идеей! разделения знаний. Индивидуальное знание частично,! фрагментарно, но неизбежно экономически наиболее зна­чимо, так как обладание им предоставляет преимущества в| выполнении тех или иных видов деятельности. Рынок! обеспечивает синтез высокоабстрактной информации с пре­дельно конкретной. Каждый человек, располагая абстраги-1 рованной ценовой информацией о состоянии системы в целом, с одной стороны, и уникально-личностным знани­ем, с другой, — имеет возможность «вписаться» в общий |

1 Гаряев П.П., Васильев А.А., Березин А.А. Геном как голографичес-кий компьютер // Гипотеза (независимый научный журнал), 1991, № 1. > С. 24-31.

 

порядок, предпринять те действия, который обеспечат ему наибольший выигрыш в производительности. Эффектив­ное распределение ресурсов оказывается непосредствен­ным результатом эффективной координации знаний. Для Хайека любой социальный институт — орудие по обнару­жению, переработке и распределению информации. Судь­ба различных социальных институтов определяется их сравнительной информационной эффективностью!.

Идеи Хайека могут быть использованы в современных теориях функционирования общественного интеллекта, изучающих механизмы выработки социального знания, коллективного творческого процесса на основе информаци­онных связей. Информационные связи воздействуют на мыслительные процессы индивидов,' причем не столько на их интенсивность, сколько на содержательность и резуль­тативность. Здесь неявно принимается метафора коллек­тивного интеллекта как «мелкозернистой» многопроцес­сорной машины, состоящей из ограниченных по вычисли­тельным возможностям элементов, но решающих сложные проблемы за счет богатых возможностей образования свя­зей между группами процессоров.

Теорию общественного интеллекта обогащают представ­ления о культуре как коллективном интеллекте. Ведь культура как целое обладает особым аппаратом коллектив­ной памяти и выработки принципиально новых сообщений на принципиально новых языках. Коллективный интел­лект как образец для ИИ обладает рядом преимуществ по сравнению с индивидуальным. Он в значительной степени эксплицирован, его механизмы выявлены в языках культу­ры и закреплены в многочисленных текстах. Память куль­туры обладает исключительной реконструирующей силой:

из нее можно извлечь больше, чем в нее внесено. Это — постоянное активное моделирование, хотя и повернутое в прошлое.

1 Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО, 1989, № 12. С. 9-10.

6t 163

 

В узком смысле под нейроинтеллектом понимается форма ИИ, в которой реализация интеллектуальных функций достигается структурами, состоящими из нейро-подобных элементов, имитирующих работу нейронных систем. Мозг функционирует на основе параллельной об­работки информации в распределенных нейронных сетях, поэтому компьютеры, построенные на этих принципах, и стали именоваться нейрокомпьютерами (здесь происходит взаимопроникновение двух метафор: мозг как компьютер и компьютер как мозг). Основой развития нейроинтеллекта стала нейронаука — интеграция данных нейрофизиологии, нейропатологии, нейролингвистики и т.д. Обобщение дан­ных нейронауки позволяет выделить ряд базовых структур нейроинтеллекта и представить их взаимодействие в виде модели переработки информации. По мнению современно­го французского физика Ж.Тулуза, нейронаука подразде­ляется на биологию и коллекционирование моделей, цель нейронауки — понять, как работает мозг.

Важным результатом исследований является открытие спонтанной самоорганизации взаимодействующих нейросе-тей, в результате которого осуществляется их самовоспро­изведение. Тогда долговременная память может рассматри­ваться как коллективный эффект. Самовоспроизведение позволяет взглянуть на мозг как на сообщество конкуриру­ющих, делящих территорию нейронных ансамблей, что хорошо согласуется с известными биологическими моделя­ми. Обнаружение самовоспроизведения нейросетей дает надежду на построение нейрокомпьютеров, способных автономно обмениваться информацией и не требовать от человека трудоемкого копирования связей. Таким образом, главная тенденция в развитии вычислительной техники состоит в переходе к использованию распределенных сис­тем, образованных из логических элементов с простой внутренней структурой. Большие надежды здесь связыва­ются с молекулярной микроэлектроникой. Уже сегодня отдельный логический элемент может быть уменьшен до

 

размеров крупной полимерной молекулы; подача и считы­вание информации должны осуществляться оптическим путем. Основная теоретическая трудность заключается в методах программирования. На элементарном уровне должна быть жестко запрограмирована способность к обу­чению. Приспособление подобной вычислительной сети к решению определенного типа задач достигается в индиви­дуальном обучении!.

Компьютер, таким образом, стал теоретической метафорой разума, позволяет отчетливее чем раньше понимать природу нашего сознания, выделять в нем не только явленные, верба­лизованные, но и особые, «неизреченные», чисто человеческие формы внерационального, недоступные для машины.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 522 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.