Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Представление знания и познавательной деятельности с помощью фреймов. Гносеологические смыслы такого подхода




Традиционное представление знания исходило из таких структурных единиц, как предложение или группа предло­жений, образующая функциональную единицу типа тео­рии, гипотезы, метода и т. д. Их анализ осуществляется логикой или методологией, которые выработали приемы рассмотрения правил построения предложений или мето­дов и форм специализированного научного знания. Однако такое структурирование, многократно себя оправдавшее, исходит из классического представления о знании, полнос­тью элиминирующем все, что в какой-то мере связано с субъектом и социокультурными параметрами его познава-

1 Фоллесдаль Д. Понятие поэмы в феноменологии Гуссерля /./ Ме­тодологический анализ оснований математики. М., 1988. С. 63, 68; Дрей­фус Х.Л.1 Дрейфус С.И. Создание разума против моделирования мозга:

искусственный интеллект, возвращаясь к исходным позициям //' Когни­тивная наука и интеллектуальная технология. М., 1991. С. 55.

 

тельной деятельности. Новое в понимании структуры зна­ния и способов ее представления — поиск форм и при­емов, фиксирующих культурно-исторические и антрополо­гические смыслы познания как человеческого познания.

Следует отметить, что открытие новых структурных единиц знания осуществляется преимущественно в сферах, не являющихся непосредственно связанными с теорией по­знания и общей методологией. Соответственно возникает проблема: в какой мере возможно и целесообразно адапти­ровать эти структурные единицы в контексте именно мето­дологии и эпистемологии; возможно ли извлечь общемето­дологические характеристики структуры знания из вводи­мых в специальных областях конкретных структурных единиц. Речь идет о таких единицах, как текст, сценарий или фрейм, схема, ситуационная модель. Они пришли вначале из лингвистики, а затем приобрели новое звучание в программах искусственного интеллекта (ИИ).

Общая особенность этих единиц состоит в том, что каждая структурируется не только в зависимости от осо­бенностей системы языка, но и в прямой зависимости от познавательно-интерпретационной деятельности субъекта. Кроме того, в них фиксируются глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения связи и элементы менталь­ных явлений, не представленные в традиционных эписте-мологических структурах. При этом выявляется возмож­ность обнаружения и тех компонентов, которые лишь под­разумеваются, существуют в знании как «формулы умол­чания» — скрытые структуры неявного знания, предпола­гающего устойчивые формы невербальных коммуникаций познающих субъектов. Выясняется также, что эти латент­ные структуры и их элементы не менее значимы в постро­ении знания, чем эксплицированные логические и логико-методологические схемы и их элементы.

В когнитивной психологии достаточно широко распро­странено понятие «схема», введенное в 1932 году Ф. Бар-110

 

тлетом для анализа памяти, ее структуры! и в дальнейшем используемое Ж. Пиаже, Д. Рамелхартом и другими при­менительно к восприятию и пониманию. Деятельностный подход к восприятию — базовой форме познания позволил увидеть структурные аналогии в действии человека и его познании, которые и явились основанием введения поня­тия схемы как единицы структурного анализа знания и познавательной деятельности.

Известно, что скульптор приступает к работе, имея определенное представление о том, как будет выглядеть законченная статуя, каково состояние камня, подлежащего обработке, каковы последствия предпринимаемых дейст­вий, какова последовательность действий, корректируемых восприятием сделанного и т. д. до получения результата. В каждый момент квалифицированная деятельность опреде­ляется наличной ситуацией, предшествующими действия­ми, а также планами и ожиданиями субъекта. Этот цикли­ческий процесс и получил название схемы. Размышляя об этом У. Найссер дает свое понимание того, что фиксирует­ся этим понятием. «Схема — это та часть полного перцеп­тивного цикла, которая является внутренней по отноше­нию к воспринимающему, она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается. Схема принимает информацию, как толь­ко последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направ­ляет движение и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации, вызы­вающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы»2. Функции схемы могут быть прояснены в контексте других структурных единиц, которые используются при програм­мировании в компьютерах. Наблюдается определенная

1 Bartlett F.C. Remembering. Cambridge, England. Cambr. univ. press,

1932.

2 Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С.73.

Ill

 

аналогия схемы с форматом, который определяет, к како­му виду должна. быть приведена информация, чтобы можно было дать ей непротиворечивую интерпретацию, при этом другая информация будет либо игнорироваться, либо вести к бессмысленным результатам. Информация, не соответствующая формату, остается неиспользованной, что соответствует избирательному характеру восприятия. Перцептивные схемы — это планы сбора информации об объектах и событиях, получения новой информации для заполнения формата. Вместе с тем схема не только план, но также и исполнитель плана, это структура действия, так же, как и структура для действия. В процессе воспри­ятия схемы могут вступить в конфликт друг с другом и даже оказаться совершенно не совместимыми. В целом восприятие является результатом взаимодействия и налич­ной информации. Конструируя предвосхищающую схему, субъект включает как информацию от среды, так и его собственные когнитивные механизмы. Схемы формируют­ся по мере накопления опыта и благодаря перцептивному научению субъект приобретает способность к восприятию все более тонких аспектов окружения. Схемы, существую­щие в каждый данный момент, являются продуктом инди­видуального жизненного опыта, а также самого актуально разворачивающегося цикла. Они позволяют нам не только воспринимать текущие события, но и удерживать инфор­мацию о событиях, имевших место в прошлом. Как пока­зывают исследования восприятия, начиная с младенческо­го возраста, в жизни человека нет такого периода, когда он

был бы полностью лишен схем1.

В качестве схем или вместе со схемами часто выступают

так называемые когнитивные карты (термин введен Е.Толменом в 1948 году), или ориентировочные схемы близкого окружения. Перцептивный цикл включен в более

1 Там же. С. 74-76; 81-82.

 

широкий цикл процессов обследования среды и сбора ин­формации, охватывающий большую площадь и требующий большего времени. Ориентировочные схемы включают ин­формацию о пространственных отношениях между объек­тами, об их положении в среде. Хотя некоторая информа­ция о пространственном расположении объектов может быть получена даже неподвижным наблюдателем, значи­тельно больше ее становится доступной, как только он начинает двигаться. Информация о самом себе может быть собрана только соответствующим образом настроенной схе­мой. В свою очередь, любая собранная информация моди­фицирует схему. В случае передвижения в среде таковой является ориентировочная схема или когнитивная карта. Это означает, что когнитивная карта всегда включает в себя как субъекта, так и среду. «Я» и мир перцептивно неразделимы!. Таким образом, в рамках когнитивно-струк­турного подхода к восприятию схема предстает как реаль­ность перцепции, которая фиксирует факт стабильности и упорядоченности воспринимаемого содержания; как смы­словой скелет чувственного образа, позволяющий интегри­ровать различную по модальности, времени, локализации информацию в единое целое2. В литературе встречается также такое близкое к схеме понятие, как «конструкт». Дж. Келли понимает под конструктом обобщенное средст­во интерпретации, прогнозирования, селекции и оценки воспринимаемых событий. Конструкт обеспечивает органи­зацию поведения субъекта, а динамика восприятия откры­вается при этом как создаваемая им адекватная система конструктов, тесно связанная со структурой личностиЗ.

Особым образом структурируется восприятие высказы­ваний как определенных речевых актов. Оно основывается

С. 7

1 Там же. С. 123-132.

2 Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М., 1990.

3 Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. N.Y., 1955.

 

на сложном процессе, включающем использование различ­ных видов информации. Анализ всех наблюдаемых спосо­бов выражения должен быть представлен в терминах зна­ния, имеющего более общий характер: понимание неизбеж­но базируется на более общих концептах, категориях, пра­вилах и стратегиях. Это общее «знание» организовано в концептуальные системы, получившие название фреймов — единиц знания, организованного вокруг какого-либо понятия. Понятие «фрейм» (frame — рамка), введенное М. Минским в лингвистике, или «сценарий» в программе ИИ, базируется на том, что разум интерпретирует данные восприятия в терминах ранее приобретенных и предназна­ченных для описания структур — фреймов. Фреймы пред­стают как способ представления стереотипной ситуации, например, пребывание в комнате, посещение магазина, те­атра и т. д. В целом теория фреймов, как отмечал М. Минский, была разработана с целью объяснить скорость человеческого восприятия и мышления, а также понять фактическое отсутствие поддающихся наблюдению мен­тальных явлений, сопровождающих эти процессы!.

Формирование системы взаимосвязанных фреймов ис­пользуется как на концептуальном, так и на перцептивном уровнях. Их формирование осуществляется в течение всей жизни человека и определяется приобретением им соответ­ствующего опыта. Фреймы обозначают «набор объединен­ных временными и причинными связями понятий низшего уровня, описывающий упорядоченную последовательность

стереотипных событий»2.

Так, например, существует единый фрейм интерпрета­ции названий дней недели. Он предполагает понимание естественного цикла, порождаемого кажущимся движени-

1 Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.

2 Герасимов В.И., Петров В.В. На пути к когнитивной модели языка / / Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С. 8.

 

ем солнца; знание стандартных способов вычисления этого цикла; социальные смыслы недельного цикла, связанного с работой и досугом. Фреймы различны по происхожде­нию, одни из них являются как бы «врожденными», в том смысле, что они естественно и неизбежно возникают в процессе когнитивного развития каждого человека (напри­мер, знание характерных черт человеческого лица); другие фреймы усваиваются из опыта или обучения; существова­ние третьих полностью зависит от связанных с ними язы­ковых выражений, как, например, единицы измерения, даты и дни календаря1.

Исследователи отмечают, что фреймы имеют конвенци­ональную природу, каждый из них содержит набор харак­теристик, известных сообществу и принятых им. Воспри­ятие части из этих характеристик активизирует фрейм в целом, а не воспринимаемые непосредственно свойства восстанавливаются «по умолчанию». Так, если часть стула (фреймом которого вы владеете) не видна, вы все равно «видите», воспринимаете его в целом и даже не замечаете фактическое отсутствие частей стула в поле зрения. Из этого следует, что осуществляемые в восприятии выход за пределы показаний анализаторов и включение в содержа­ние перцепции того, что отсутствует в воздействии непо­средственных раздражителей, возможны лишь в том слу­чае, если субъект располагает системой устоявшихся, соци­ально апробированных когнитивных структур типа схемы, плана, а главное — фреймов. С их помощью конкретизи­руются такие слишком общие понятия, как «теоретические знания», «общественно-историческая практика» и другие подобные, на которые обычно ссылаются в этом случае.

В чем состоят гносеологические смыслы когнитивных структур и насколько правомерно обращение к ним в тео-

1 Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубеж­ной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. С. 54.

 

рии познания, если помнить о том, что схемы, планы, карты и фреймы или сценарии прежде всего единицы лингвистического и информационного (в программе ИИ) анализа. Прежде всего в том, что они обращаются к столь важной единице гносеологического анализа, как воспри­ятие, и позволяют преодолеть узко психологическую трак­товку последнего. При когнитивно-структурном подходе существенно меняется представление о восприятии, его роли в познании в целом. Оно понимается как непрерыв­ный процесс возникновения, смены, функционирования когнитивных форм, которые организуют и структурируют обобщенное, преимущественно эмпирическое знание, яв­ляющееся фоном, предпосылкой и условием актуально осуществляемого восприятия. Это знание содержит как индивидуальный, личностный опыт субъекта, так и эле­мент культурно-исторических традиций, социальных пере­живаний, ценностных и мировоззренческих представле­ний. Восприятие при этом предстает как единство настоя­щего, прошлого и будущего. «Фоновое» знание не явлено непосредственно, невербализовано, но вместе с тем оно присутствует в самом субъекте как не сводящееся только к памяти его личностное знание, «личностный коэффици­ент», с позиций которого он «видит» новые сенсорные данные, придает им предметный смысл. Восприятие осу­ществляется в контексте реальной жизнедеятельности субъекта и должны быть знаниевые структуры, которые обеспечивают включенность восприятия. В качестве таких и могут рассматриваться когнитивные схемы и фреймы.

В свою очередь сочетание подходов позволяет преодо­леть известную «бессубъектность» концепции когнитивных структур, в которой определения субъекта и его деятель­ности оказываются вынесенными во вне и лишенными внутренней связи с восприятием. Функции субъекта воль­но или невольно передаются самим когнитивным структу­рам, например, схема становится мотивом восприятия, осу-

 

ществляет прогноз, перцептивную активность и т. п.1. Под­ключение характеристик воспринимающего субъекта, в част­ности его установки, а также деятельностный подход, не­посредственно связанный с идеей культурно-исторического развития чувственного восприятия, существенно обогаща­ют, а не исключают когнитивно-структурный подход. Представление знания с помощью когнитивных структур типа схемы, карты, фрейма в отличие от привычных форм — понятия, высказывания (суждения, умозаключения) или факта, метода, гипотезы, теории и других, позволяют осуществить обоснование нового видения знания, отличное от традиционных гносеологических представлений о позна­вательной деятельности, в частности на уровне воспри­ятия, понимание природы которого является квинтэссен­цией для учения о познании.

Как показали современные исследования по психологии восприятия, в частности уже упомянутого Р.Грегори, нашим ощущениям непосредственно доступна лишь малая часть важных свойств объектов, и чаще всего мы полагаем­ся на такие свойства предметов, которые никогда не воз­действовали на наши органы чувств непосредственно. Сен­сорная информация неполна и недостаточна для определе­ния поведения индивида и предметного смысла сенсорных данных. Ученый полагает, что восприятию помогают до­полнительные источники информации, связанные с особен­ностями самой перцептивной деятельности, в частности стереоскопическое зрение, различные виды движения го­ловы, однако, как представляется, не менее важным явля­ются те представления субъекта, которые фиксируются такими знаковыми структурами, как схемы и фреймы. Как уже указывалось, именно они позволяют «видеть» не вос­принимаемое и вносить определенность при интерпретации чувственных данных.

1 Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. С. 22.

 

Это подтверждается и исследованиями, которые показа­ли, что формирование образа восприятия предполагает не­прерывное присутствие в сознании фундаментальных амо-дальных схем — мира и тела субъекта. Они как бы пред­шествуют любым другим когнитивным схемам и картам. Перцептивный образ формируется прежде всего через со­отношение воспринимаемого мира с амодальной схемой

мира через схему тела1.

Именно когнитивные структуры выступают необходи­мой предпосылкой для осуществления интерпретации ис­ходных сенсорных данных, не являющихся знанием до их понимания и истолкования, т.е. до тех пор, пока им не будут заданы предметные смыслы. Субъект строит объект-гипотезы, которые тесно связаны с его практической дея­тельностью, социокультурными предпосылками, традиция­ми, не исчерпываются сенсорной информацией и апроби­рованы в прошлой практической деятельности. Из всех возможных интерпретаций, или объект-гипотез, субъект бессознательно выбирает ту, которая в наибольшей степе­ни соответствует его практическому опыту, а также куль­турно-историческим и ценностно-мировоззренческим пред­ставлениям, в конечном счете складывающимся в систему, которая может быть структурирована в виде схем, планов

и сценариев-фреймов.

Однако тесная связь перцепции с нуждами практики и системой ценностных ориентации субъекта обусловливает не только силу, но и слабость восприятия, возможность получить иллюзорные представления, когда интерпретация может вступить в прямое противоречие с сенсорными дан­ными или породить стойкие массовые иллюзии. Традици­онная гносеология причины таких искажений видела в том, что субъект своей активностью, граничащей с произ-

1 Логвиненко А.Д. Перцептивная деятельность как инверсии сетчатого образа // Восприятие и деятельность. М., 1976.

 

волом, привносит нечто от себя, приписывает объекту не принадлежащие ему свойства и параметры. Но это лишь частный случай, не определяющий природы познаватель­ной деятельности. В действительности иллюзия чаще всего не результат активности субъекта, а следствие того, что эта активность неадекватна объективной ситуации, либо сен­сорная информация оказывается просто недостаточной для снятия иллюзии и выявления реального предмета!.

Когнитивные образы, в явном, знаковом виде представ­ленные в форме схем, планов, карт или фреймов (сценари­ев), существуют, как правило, в неявном виде и, по-види­мому, могут рассматриваться как форма бытия невербали­зованного, но структурированного неявного знания. Иными словами, неявное знание как вспомогательное зна­ние субъекта, его «личностный коэффициент» представле­но не только навыками и умением или традициями и раз­личного рода предпосылками и ценностями, но и своего рода «образными» матрицами и стереотипами, с помощью которых новая информация (сенсорные данные) понимает­ся и интерпретируется, вписывается в конкретный социо-культурный контекст. Существующие попытки соотнесе­ния логико-методологических и когнитивно-структурных (информационных) форм представления знания показыва­ют всю сложность этой проблемы, решение которой с необ­ходимостью упирается в современное переосмысление прежде всего традиционных логических и эпистемологи-ческих форм. Первые же работы, рассматривающие соот­ношение понятия как базовой единицы логического анали­за и фрейма — ситуационно-смысловой структуры пред­ставления знаний, используемой для хранения, передачи и переработки информации, столкнулись с необходимостью современного истолкования содержания термина «поня­тие».

1 Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. С. 148—151.

 

Традиционное учение основывалось на том, что в поня­тии обобщаются только существенные признаки предмета (абсолютный эссенциализм); современные представления, разрабатываемые, в частности, Е. К. Войшвилло, исходят из того, что обобщаться могут различные признаки объек­та, а сама их существенность зависит от контекста их рассмотрения; отражение сущности в понятии считается предпочтительным, особенно для научных текстов, но не обязательным и сама сущность не понимается как нечто абсолютное (ограниченный эссенциализм). Понятие харак­теризуется как форма мысли, мысленное образование, "а с гносеологической точки зрения мысль может квалифици­роваться как понятие независимо от существенных (несу­щественных) признаков, избранных для обобщения пред­метов1.

Дальнейшая разработка проблемы понятия поставила вопросы о соотношении вербальной составляющей (опре­деление) и содержанием понятия как когнитивного образа. Очевидно, что определение не охватывает все содержание понятия как когнитивного образа, последний представлен также невербализованной частью неявным знанием. Когни­тивный образ, будучи сложным структурным образовани­ем, содержит в качестве элементов чувственные и аб­страктные образы. Именно последние могут быть неявны­ми, невербализованными, как например, интеллектуаль­ные интуиции. Итак, понятие как когнитивный образ скла­дывается из всей совокупности вербализованных и невер­бализованных, неявных компонентов. Другая особенность этого когнитивного образа — он осознается и сознательно оценивается субъектом с точки зрения его соответствия объекту. При этом с объектом соотносится не только имя но и более развернутая вербальная информация о призна­ках объекта, а также невербализованные компоненты, в

1 Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологи­ческий анализ. М., 1987. С. 90-91.

 

совокупности позволяющие сопоставить целостный когни­тивный образ с объектом1.

Представленная И. Ю. Алексеевой концепция понятия, разработанная с учетом традиционных учений и на основе ограниченного эссенциализма, выявляет те особенности по­нятия, которые позволяют обнаружить основания для со­отнесения понятия и фрейма. Их сравнение как структур для представления знаний осуществляется прежде всего как знаковых систем — текстов. Прежде всего обнаружи­вается, что фрейм как текст в общем случае существенно отличается от текстов как вербальных фрагментов содер­жания понятий. Текст-понятие строится из предложений, имеет характер речи; текст-файл выглядит как некоторая последовательность знаков искусственного и естественного языка (слов), возможности перевода и трансформации в речевой текст достаточно неопределенны. Например, фрейм «деловая поездка» может выглядеть следующим образом: (Деловая поездка, <Кто, х>, <Куда, у>, <Когда, z>, <Цель, w>, <C кем, h>, <Вид транспорта, g>). Неопределенность фрейма не дает оснований утверж­дать, что фрейм раскрывает содержание понятия и систе­мы фреймов представляют собой строгие определения по­нятий (с такими утверждениями можно встретиться в работах Е.Т.Семеновой, А.С.Клещева и М.Ю.Черняхов-ской, а также О.Б.Бондалетовой)2.

Вместе с тем различие текстов по форме и структуре определенным образом «скрывает» их сходство по содер­жанию, выявление которого может раскрыть связи поня­тия и фрейма. Фрейм как знаковая система, используемая для представления знаний, предстает как текст, содержа­щий информацию об объекте, обозначение которого и имя фрейма совпадают. В том случае, когда инженер по знани-

1 Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993. С. 87-103.

2 Там же. С. 65, 103-106.

 

ям на основе речевых текстов, выражающих понятия, строит фреймы, обнаруживается прямая генетическая связь между ними. В целом природа различия фрейма и понятия (речи, выражающей понятие) определяется разли­чиями экзистенциального и технологического подходов к знанию. Неречевой характер фреймов оказывается во мно­гих случаях технически удобным, так как позволяет дать наглядное описание в отличие от логического, сократить время поиска информации. Фрейм фиксирует некоторые фрагменты понятия как когнитивного образа, в том числе фрагменты неречевого характера, явно не выраженные. Он выполняет операции со всей информацией, не своди­мые, как известно, к операциям с информацией на речевом уровне. Понятие и фрейм могут совпадать, если фрейм имеет соответствующий речевой фрагмент. Но в целом фрейм как знаковая структура служит не для представле­ния понятия, но для представления фрейма как когнитив­ной CTpyKTypbll.

Анализ опыта соотнесения логико-методологических и когнитивно-структурных форм представления знания по­зволяет сделать следующие принципиальные выводы:

— возможно выделение общей рубрики «формы и спо­собы представления знания» и включение в нее эпистемо-логического подхода к знанию как одной из форм его представления, что создает основания для соотнесения ло­гико-методологических и когнитивно-структурных форм типа фрейма;

— сопоставление когнитивных форм различных по зна­ковому выражению, напоминает эпистемологу о том, что речевая, словесная форма при всей ее значимости лишь один из способов представления и структурирования зна­ния. Кроме того, этот способ уже по природе своей содер­жит возможность «умолчания», т.е. невербализации ин-

1 Там же. С. 107-120.

 

формации, лишь предполагаемой, подразумеваемой или даже неосознаваемой субъектом речедеятельности;

— представленность знания в форме когнитивных структур типа схемы или фрейма предполагает не только предметное содержание знания, но и определяет познава-тельно-интерпретативную деятельность субъекта, его пове­дение, а также фиксирует связи и отношения, непосредст­венно не представленные в традиционных эпистемологи-ческих структурах.

Одновременно могут быть указаны и важные методоло­гические следствия. В принципе возможно корректное со­отнесение эпистемологического и когнитивно-структурного подхода к знанию и его структуре, но при выполнении, по крайней мере, следующих требований:

— при анализе форм знания необходимо различать их когнитивный образ и знаковую структуру, представленную в речевом или неречевом виде. В качестве необходимой предпосылки такого анализа должно быть принято поло­жение о том, что когнитивный образ может содержать неосознаваемые, неявные компоненты;

— методологически некорректен прямой перенос ре­зультатов анализа фреймовых и подобных структур в эпистемологический или логический тексты. Сопоставле­ние этих форм представления знания способствует выявле­нию новых проблем, скрытых при одностороннем подходе элементов структуры, свойств знания, но не снимает их специфики как экзистенциального или технологического знания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 402 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.