Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Виртуальная реальность: природа, виды, способы познания




— Да, как же, сэр, если что-нибудь существует на самом деле, то оно есть всегда.

— Всегда ли? спросил профессор, и Питер не нашелся, что ему ответить.

К. С. Льюис. -«Хроники Нарнии»-.

Попытки размышлять об актуально существующем предпринимались на протяжении всей истории европей­ской философии и науки. Европейская культура решила для себя, что проблема актуальности может быть полнос­тью сведена к категориальной оппозиции «актуальное-по­тенциальное». Актуальное — то, что есть сейчас, здесь и теперь; потенциальное — то, что содержится в уже сущест­вующем, но еще не возникло. Такая позиция порождала новые противоречия: все будущее уже содержится в суще­ствующем, лишь со временем проявляясь. Но если уже содержится, значит существует в особой потенциальной форме, т. е. порождения не происходит. Итак, если нечто существует, то существует вечно. Актуально существующе­го нет, оно эфемерно и иллюзорно.

Описанная позиция стала пересматриваться в текущем столетии, благодаря открытию виртуальных частиц в фи­зике. Неожиданно выяснилось, что квантовые эффекты могут приостановить действие закона сохранения энергии на очень короткое время, в течение которого энергия может быть «взята взаймы» на различные цели, в том числе на рождение частиц. Все возникающие в этом случае частицы будут короткоживущими, так как израсходован­ная на них энергия будет возвращена спустя ничтожную долю секунды. Частицы могут возникнуть «из ничего», обретя мимолетное бытие, прежде чем исчезнуть. То, что раньше казалось пустым пространством, в действительнос­ти «кишит» виртуальными частицами.

 

К числу виртуальных относятся и частицы-переносчицы взаимодействий. Квантовый подход требует рассматривать частицы только в их взаимосвязи с целым. Теория кванто­вого поля изображает все взаимодействия как процесс об­мена виртуальными частицами. Чем сильнее взаимодейст­вия, тем выше вероятность соответствующего процесса и тем чаще происходит обмен. Виртуальную частицу может испускать также любой отдельно взятый нуклон, который потом ее поглотит. Время существования образовавшегося мезона ограничено принципом неопределенности. Теория поля рассматривает нуклоны в качестве центров постоян­ной активности, окруженных «облаками» виртуальных частиц. Динамические паттерны — виртуальные «облака», которые и определяют силы взаимодействия.

Современная физика побуждает отказаться от традици­онного противопоставления между материальными части­цами и пустотой. Физический вакуум не просто состояние абсолютной незаполненности и отсутствия всякого сущест­вования, но содержит в себе бытие всех возможных форм мира частиц. Открытие динамической природы вакуума — одно из важнейших научных достижений. В свою очередь, поле есть континуум, пронизывающий все пространство, имеющий тем не менее как бы «гранулярную» структуру в одном из своих проявлений, т. е. в форме частиц. Невер­ным было бы считать элементарные частицы вещества «ку­биками», соединяющимися в ансамбли и образующие более крупные объекты. При более точном описании мир выступает как совокупность отношений. Для специалиста по квантовой физике Вселенная — единая, подвижная «ткань», состоящая из всплесков энергии, и ни одна из частей этой «ткани» не существует независимо от целого.

Формированию нового холизма — представления о це­лостности способствовали и идеи «шнуровочного подхо­да», сформулированные в 1968 году Джефри Чу. Согласно этим идеям, природу нельзя редуцировать к каким-либо фундаментальным сущностям, она должна восприниматься целиком в своей самодостаточности. Каждая частица при­нимает самое активное участие в существовании других

 

частиц, помогает их рождению, а они, в свою очередь, порождают ее. Так возникает весь набор адронов, он как бы стягивает, «шнурует» воедино самого себя при помощи обратных связей. Все частицы динамическим образом со­стоят друг из друга, и отношения между ними характери­зуются внутренней последовательностью и самосогласован­ностью. В этом смысле можно говорить, что адроны «со­держат» друг друга!.

Новое понимание целостности позволяет увидеть своего рода параллели и в других сферах действительности, в частности, при понимании природы языка. Так, язык может быть интерпретирован с позиций, по выражению О.Розенштока-Хюсси, александрийской грамматики. Пос­ледняя строила все из букв, покушалась на язык, объясняя целое с помощью частей, предложение с помощью слов, главу с помощью предложений, литературу с помощью книг, в целом высшее с помощью низшего. Этот подход к языку неприемлем для Розенштока-Хюсси (как, добавим, и для В.Гумбольдта, герменевтики). Язык для него не сумма «слов», а надиндивидуальная целостность типа геш-тальта. Не нечто внешнее для человека, а некий «эфир», в который погружены все люди. Говорить значит проникать в надиндивидуальное измерение и, будучи определенным им, оставаться в этой определенности. Слово, сказанное в полную силу, изменяет. Язык человека направлен на пре­вращение слушающего в такое существо, каким оно не было до того, как к нему обратились с речью2.

«Всплеск» диалогической речи выводит человека из обыденности в виртуальную реальность диалога. Понятие виртуальности предлагает такую парадигму мышления, ко­торая дает возможность анализировать в едином плане

1 Носов Н. А. Психологические виртуальные реальности. М., 1994. С. 177—178; Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989. С. 56, 116; Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современ­ной физикой и мистицизмом Востока. СПб, 1994. С. 191-200, 251.

2 Розеншток-Хюсси О. «Идет дождь» или Язык стоит на голове // Философские науки, 1994, № 1 -3. С. 44-45.

 

реалии, относящиеся обычно к разным типам знания: есте­ственнонаучному, гуманитарному или техническому. Со­временное естествознание нуждается в особом термине для обозначения виртуальных (не потенциальных!) реальнос­тей, но в силу своего обычно настороженного отношения к философской онтологии, отторгает понятие снятия, годное для описания существования без четких границ. Известно, что категория «снятие» разрабатывалась и использовалась Гегелем в теории рефлексии, а в данном контексте снятие может объяснить появление нового качества, в котором представлены два ранее взаимодействующих. Например, зеленый цвет — не синий и не желтый, но в снятом виде содержит в себе то и другое. Бытие этого «снятого» каче­ства (зеленый цвет, возникающий при смешении синего и желтого) можно именовать виртуальным (Д.В.Пивова­ров). Новое качество далеко не всегда предсказуемо на основе анализа исходных взаимодействующих качеств и возникает неожиданно для наблюдателя.

Проблема виртуальной реальности обнаруживает себя и при синергетическом подходе, где фиксируется непредска­зуемое поведение неравновесных систем. Возникновение виртуальной реальности спонтанно, оно может быть оха­рактеризовано как «появление вдруг», например, в случае «эффекта бабочки», при котором система внезапно меняет все параметры. «Внезапность» связана с тем, что в состоя­нии хаоса малейшее изменение усиливается и влияет на динамику всей системы. Такая перестройка может носить созидательный характер. Например, нейронные сети го­ловного мозга человека постоянно находятся в хаотичес­ком состоянии. Вследствие этого они могут реагировать на самые слабые, самые незначительные изменения на входе в систему. Когнитивные состояния, необычно близкие к хаосу (медитации, трансы, сны, переживания), могут спо­собствовать творческому подъему, вдохновению, рождать самые тонкие идеи.

Понятие виртуальности начинает применяться и к раз­витию самой науки. Вначале наука сосредоточивала основ­ное внимание на исследование отдельных вещей, класси-

 

фицируя их по родам и видам. Затем настало время изуче­ния процессов. Теперь надвигается новый этап в развитии научного детерминизма — этап исследования интегрально­го качества, возникающего в процессах взаимодействия элементов целого. В данном контексте идеальное выступа­ет как разновидность виртуального существования. Оно возникает в пространстве между объектом и субъектом, его невозможно экспериментально обнаружить ни на стороне объекта, ни на стороне субъекта, взятых изолированно друг от друга. Человеческая сущность обретается в диало­ге Я и Ты и поэтому Я неизменно оказывается виртуаль­ным.

В определенном смысле об этом уже рассуждал П.А.Флоренский, отмечая, что подлинное существование в качестве реальности подразумевает как меня, самого чело­вечества, так и того, что вне меня, существует независимо от сознания человечества. Но наряду с этой двойственнос­тью бытия подлинно объединены познающий и познавае­мое, при сохранении их самостоятельности. В акте позна­ния нельзя рассечь субъект познания от его объекта, по­знание есть и то и другое сразу. «И соединяясь, они не поглощают один другого, хотя, храня самостоятельность, не остаются и разделенными. Богословская формула «не-слиянно и нераздельно» в полной мере применима к позна­вательному взаимоотношению субъекта и объекта, как по­нималось и понимается это взаимоотношение человечест­вом»!. По-видимому, можно считать, что «неслиянность и нераздельность» одновременно это «условие возможности» виртуалных феноменов в познании.

В психологии, где виртуальная реальность исследуется специально, ее отличают от константной порождающей ре­альности (повседневности). Виртуальность противопостав­ляется константности существования, хотя в философском смысле эти понятия относительны. Виртуальная реаль­ность, порождая виртуал следующего уровня, становится его константой, оставаясь виртуалом относительно своей константы. В психологическом аспекте виртуальная реаль­ность предстает также как выход из повседневности, что

 

сопровождается чувством свободы поведения, раскрепо­щенности, творческого полета, когда все получается само собой. Возможны при этом и противоположные состояния:

творческий спад, «энергетическая яма», депрессия, когда все дается через силу.

Первые философские и методологические работы, по­священные виртуальной реальности, выделяют следующие ее особенности:

— актуальность существования; для человека в вирту­альной реальности нет прошлого и будущего;

— включенность в события, т. е. человек непосредст­венно в них участвует или получает полную иллюзию действия;

— человек видит все виртуально происходящее со своей точки зрения, визуальная перспектива ориентирована на него;

— обязательность «порождения», т. е. виртуальные объекты продуцируются актуальным взаимодействием, в том числе человека с другими людьми, с компьютером в целом активностью человека;

— виртуальная реальность хорошо описывается мета­форой сновидения!.

Последние позиции требуют специального пояснения. В середине 80-х годов бывший хакер Джарон Леньер ввел в обращение в сфере компьютерных технологий термин «виртуальная реальность». Компьютерная реализация вир­туальной реальности погружает человека в искусственный мир. Чтобы достичь полной реальности, вовсе не требуется моделировать окружающий мир до мельчайших подроб­ностей. Обязательно присутствуют два момента, позволяю­щие отличить программу, создающую «виртуальный мир», от традиционных систем машинной графики:

— кроме простой передачи зрительной информации, такие программы одновременно воздействуют еще на неко­торые органы чувств, включая слух и даже осязание;

1 Флоренский П. А. Соч. Т. 2. У водоразделов мысли. М., 1990. С. 284.

 

в наиболее совершенных системах пользователь может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчат­ку. Виртуальная реальность в компьютерной науке — это то, что позволяет перемещаться в трехмерном мире с шестью степенями свободы и обозревать его в реальном времени.

Программа задает, а аппаратура распознает шесть видов движения: перемещения (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), наклон (вверх-вниз), крен (налево-на­право), вращение. Если смотреть на человека, погружен­ного в виртуальную реальность, то в глаза бросается преж­де всего специальное оборудование. Для погруженного же в нее оборудование невидимо и играет вспомогательную роль, усиливая ощущение свободы в виртуальном про­странстве. В качестве контроля за состоянием виртуала на дисплее воспроизводится мультипликационный аналог ре­ально действующего человека.

Виртуальная система, по сути, служит реализацией ис­конного детского желания войти в зеркало и действовать в нем. Человек нуждается в фиктивном удвоении мира. В этом смысле телевидение и компьютерные средства визуа­лизации помогают прояснить природу человека. Потреб­ность в иллюзорной жизни, когда мир раскрывается как приключение, есть антропологическое свойство. Наиболее запоминающимися являются персонажи-знаки, выстроен­ные по сложным, во многом архетипическим законам гро­теска. Маска и марионетка — основные структурные еди­ницы визуального мышления. Человека в виртуальной ре­альности описываемого типа можно считать дримером, т. е. путешественником по сновидениям (так американский писатель Г.Лавкрафт назвал одного из своих героев). Про-метей как символ классической, включая модернизм, куль­туры сменяется символом изменчивого Протея.

Как эстетическая и художественная реальность «вирту­альное пространство» требует множества уточнений. Вир-

1 Носов Н.А. Реальные нереальности // Человек, 1993, № 1. С. 36-38. 204

 

туал — художественная реальность, очень похожая на описанный Дж.Толкином Вторичный Мир, куда может войти и создатель и зритель. Мир этот будет восприни­маться ими, пока они его не покинут. Здесь удовлетворе­ние главных, изначальных желаний всякого человека: ос­матривать бездны пространства и времени, говорить со всеми и понимать все, что живет и движется в мире. Если рассказ может хоть как-то удовлетворить желания подоб­ного рода, он будет неизбежно таить в себе отзвук волшеб­ной истории тем более ясный, чем глубже он выполняет свою задачу. Поэтому компьютерную реализацию вирту­альной реальности в качестве жанра искусства можно счи­тать «волшебной историей» в трактовке Толкина. Такая альтернативная реальность имеет два определяющих пре­диката: она должна быть автономной, независимой от из­начально существующей реальности мира и человека; она должна быть также отличной от этой реальности, иногда даже радикально иной по отношению к ней. В литературе последнее достижимо с помощью лингвистических средств, нарочитой темноты языка; в машинной графике с помо­щью виртуозного использования арсенала визуальных средств (словаря» визуального мышления)!.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 755 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2296 - | 2123 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.