Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Метафора сновидения в познании виртуальной реальности




Для бодрствующих существует

один общий мир, а из спящих каждый

отворачивается в свой собственный.

Гераклит

В 1991 году в Москве В.Я.Друком — психологом, поэ­том и режиссером был создан Институт сновидений и

1 Виртуальная реальность // Бизнес-уик. Издание на русском языке, 1993, № 1. С. 29—31; фон Швебер Л. Виртуальная реальность — это реально? // Персональный компьютер сегодня, 1995, № 6.С. 60—62;

Толкин Дж. Дерево и лист. М., 1991. С. 23, 71.

 

виртуальных реальностей. Непосредственной задачей его сотрудников стала разработка «теории реальностей вос­приятия», или виртуальных реальностей, к которым были отнесены реальность сновидения, посмертного существова­ния, реальность литературных и художественных произве­дений, различные реальности, построенные наукой (на­пример, физическая реальность), а также реальности, вы­явленные парапсихологией. Реальность сновидений стала одним из главных предметов исследований, о чем говорит выход в свет впервые на русском языке книги Н.Малколь-ма «Состояние сна».

Исследуем, что для понимания природы виртуальной реальности может дать метафора сновидения. Человек, по­груженный в компьютерную реализацию виртуальной ре­альности, оказывается во власти мифа. И сон, и компью­терный виртуал — сфера онтологически неукрепленных форм. Сон имеет сферой действия пространство и время еще до конца не определенные, где отсутствует космичес­кий порядок. Здесь человек может впервые почувствовать себя мастером превращений, трикстером. Такой трикстер вбирает в, себя всех других, благодаря бесчисленным, до­ступным только ему превращениям, на чем и основана его власть.

Но уже в архаических представлениях обнаруживается связь между сном и хтоническим. Так Гермес (Тот) не только истолкователь воли богов, но и проводник душ умерших в Тартар. Для гомеровских снов наиболее харак­терная форма та, которая описывается как существо, обла­дающее личной автономией. Сон проникает в комнату, принимает человеческий образ, встает у изголовья заснув­шего, передает ему свое сообщение. Это сообщение бывает как правдивым, так и ложным. В «Одиссее» есть эпизод, где рассказывается о воротах роговых и слоновой кости. Через ворота слоновой кости к людям проникают лживые сны, через роговые — правдивые и пророческие.

Согласно Вергилию, Эней прижизненно оказался в цар­стве мертвых, и опыт этого прикосновения к смерти с тех пор вошел в его жизнь. В Елисейских полях, по ту сторо-

 

ну Геркулесовых столпов, Эней узрел будущее величие Рима, великолепие Августа, видел всю мощь грядущей империи. Для него стали современниками даже те люди, которые в его мире еще не родились. Здесь заключена поразительная мифологическая идея о том, что в смерти все — современники. Но Эней возвращается через ворота слоновой кости. Почему? Х.Борхес справедливо считал, что для Вергилия мир подлинный был миром платонов­ских парадигм. Эней выходит через ворота слоновой кости, поскольку уходит в мир снов, который мы называем явью.

Но здесь есть еще один мотив. Всякое соприкосновение с подземным миром имеет своим первейшим и страшным следствием безумие, т. е. распад под действием хаотичес­ких сил структуры макро- и микрокосмоса. Энею открыто священное место, где он должен основать Город, но после посещения Елисейских полей герой становится хтоничес­ким существом, безумие владеет им, он совершает убийст­ва. Превращения также означают хтонизацию существ (смертных и бессмертных) в силу их недостаточной онто­логической укорененности, что свидетельствует о продол­жающемся давлении со стороны первобытного хаоса, кото­рый, проникая на поверхность мира, производит в нем необратимые опустошения1.

Нельзя забывать, что описываемый тип виртуальной реальности — ключ к хтоническому внутри нас. Здесь умес­тен вопрос: насколько активизация архаической психики может быть опасна для душевного здоровья личности?

Поскольку в виртуальной реальности образы внутрен­него мира ничем не отличаются от образов внешнего, то при отсутствии специальных меток человеку легко запу­таться — во внешнем или внутреннем мире произошло событие. Иногда мы не можем разобраться, на самом ли

1 Сон — семиотическое окно. XXVI-e Випперовские чтения (Москва, 1993). М., 1994. С. 10; Борхес Х.Л. Письмена бога. М., 1992. С. 405;

Евзлин М.С. Космогония и ритуал. М., 1993. С. 49, 183; Топоров В.Н. Эней человек судьбы. М., 1993. Ч. 1. С. 51.

 

деле было, или нам приснилось нечто. Часто путают реаль­ности дети. Они искренне рассказывают о пережитом во сне как о произошедшем в мире пробуждения. Даже Чжуан-цзы, знаменитому древнекитайскому мудрецу, од­нажды приснилось, что он весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он Чжуан-Чжоу. Но вдруг проснулся, удивился и не мог понять: снилось ли Чжоу, что он бабочка, или бабочке снится, что она Чжоу. Такое состояние Чжуан-цзы называл превращением вещей, будучи твердо убежден, что между ним, Чжоу, и бабочкой непременно существует различие.

Декарт также приходил в изумление от отсутствия вер­ных признаков, посредством которых можно было бы от­личить бодрствование от сна. Но все же, по мнению Де­карта, существенная разница состоит в том, что наша па­мять никогда не в состоянии так связать и соединить наши сны друг с другом, как она обыкновенно связывает все, переживаемое нами при бодрствовании. Если человек вос­принимает вещи, относительно которых знает место и время их появления, и если в состоянии связать без всяко­го перерыва их восприятие с течением всей остальной жизни, то он должен быть окончательно уверен, что вос­принимает их бодрствуя, а не во сне. Это и есть знамени­тый принцип когерентности.

Лейбниц считал, что наилучший признак реальности явлений, который один уже достаточен, есть успех в пред­сказании явлений будущих из прошлых и настоящих, по­коится ли это предсказание на основании или гипотезе, приводивших до сих пор к успеху, или же на привычно наблюдаемых свойствах. Ведь даже если бы сказали, что вся эта жизнь не более, чем сон, а наблюдаемый мир не более чем фантазма, то можно было бы ответить, что этот сон или эта фантазма были бы достаточно реальны, если бы мы, хорошо пользуясь разумом, никогда не обманыва­лись им; таким же образом из них мы распознали бы, какие явления должны рассматриваться как реальности и, напротив, какие противоречат тем, которые рассматрива­ются как реальные; таким же образом мы определяли бы

 

то, ложность чего мы можем объяснить из его причин и то, что есть только кажущееся.

Лейбниц точно заметил, что признаки реальных явле­ний, даже вместе взятые, пусть даже они имеют макси­мальную вероятность или порождают моральную достовер­ность, не являются демонстративными, не дают метафизи­ческой достоверности такой, что противоположное ей за­ключает в себе противоречие. Но если мы предназначаемся вечности, и если вся эта жизнь, пусть даже она включала бы многие тысячи лет, под углом зрения вечности выгля­дит наподобие точки, то насколько же малым для такой значительной истины будет допустить кратковременный сон, отношение которого к вечности гораздо меньше, чем отношение сна к жизни. Ведь ни один здравомыслящий человек не назвал бы Бога обманщиком, если бы ему довелось кратковременно наблюдать в душе какое-нибудь весьма отчетливое и согласованное сновидение. Таков окончательный вывод Лейбница!.

Сновидение как философская, психологическая и худо­жественная проблема влилась в культурную среду нашего столетия. Одновременно стала понятна невозможность аб­солютно достоверного (демонстративного) знания о реаль­ности. Неполнота нашего знания о мире должна компенси­роваться многообразием дополнительных языков описа­ния.

Рассуждая о различии сна и яви, Н.Малкольм показал, что это вопрос о границе между ними. Человек может быть введен в заблуждение сновидением, когда он просыпается, но не когда спит. Просыпаясь с определенным ощущением и пребывая в сомнении относительно того, принадлежит ли он еще сновидению или уже реальности, человек действи­тельно может рассуждать, согласуются ли его ощущения с тем, что он помнит и воспринимает в настоящий момент. Эта связь имеет осмысленное применение в вопросе:

1 Лейбниц Г. Соч.: в 4-х т. М., 1984. Т. 3. С. 111-113; См. также:

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 337, 406-407; Мудрецы Китая. СПб., 1994. С. 138.

8 — 2327

 

«Снился ли мне сон?», но никак не в вопросе: ^Снится ли мне сон?».

То же относится к любому виртуальному состоянию. Причем процедура сомнения возможна либо при входе, либо при выходе из виртуала. В пьесе В.В.Набокова «Смерть» описан жестокий эксперимент некоего ученого, который внушает своему студенту мысль о том, что тот отравлен и находится в коматозном состоянии. Убежден­ный в своей кончине, ученик замечает с облегчением:

«...Теперь хоть что-нибудь я знаю точно, знаю, что нет меня...». Но когда опыт завершен, главного героя не уда­ется переубедить, что он все еще жив1.

Характерно, что само сомнение здесь свидетельствует о том, что герой жив. После короткого обморока, вызванно­го действием мнимого яда, он приходит в себя, а здесь начинаются «проклятые вопросы». Кроме того, Набоков в художественной форме коснулся состояния выполненнос­ти сознания в посмертном опыте, когда вся лента воспо­минаний внезапно актуализируется в Короткой вспышке озарения. Впрочем, «наша смерть... быть может, удивле­нье, быть может — ничего».

Особое место занимают так называемые «просветлен­ные сновидения», когда спящий отчетливо осознает, что он видит сновидение и даже может наблюдать его как бы со стороны. Во сне можно отступать от себя и созерцать свое чувство, замечает Я.С.Друскин, размышляя о сне и яви. «Просветленные сновидения» — это, по-видимому, формы измененного дискретного состояния сознания, характери­зуемые тем, что человек ощущает себя в среде, которую его разум оценивает как «нереальную» (или, во всяком случае, как необычную), причем в то же время свойства сознания приобретают ясность и просветленность, типич­ные для обычного дневного сознания. В. В. Налимов даже высказал мысль о том, что обыденные сновидческие состо-

1 Набоков В.В. Пьесы. М., 1990. С. 50-51, 57. См. также: Мал-кольм Н. Состояние сна. М., 1993. С. 161.

 

яния являются не более, чем частным случаем просветлен­ного сновидчества. Дневная составляющая психики, дик­туемая стереотипами культуры (консуетал), и ночная со­ставляющая, несущая черты архаического прошлого, веро­ятно, способны вступать в явный и осознанный диалог, что и происходит в «просветленном сновидении». Ссылаясь на концепции Ч.Тарта и А.Адлера, Налимов подчеркивает связь и преемственность, существующие между дневным, логически структурированным сознанием и свободно теку­щим ночным сознанием, что проявляется, в частности, и в «просветленном сновидений»!.

Вместе с тем, при всей близости этих двух реальностей остается значимым вопрос о их различии, о том, каков человек в виртуальной реальности сна. В частности, како­вы его представления об истинности, ложности, очевиднос­ти и доказанности того, что снится. Ф.Ницше обратил внимание на специфическую «логику сна», которая имеет корни в самой культуре. В сновидениях мы как бы снова проходим урок прежнего человечества. Прежде всего для спящего привычно легковерное отношение к гипотезе, мы удовлетворяемся первой попавшейся для объяснения чув­ства и тотчас верим в ее истинность. Он полагает, что человек умозаключает во сне так, как он это делал наяву много тысячелетий подряд: первая причина, которая при­ходила в голову, была достаточной для объяснения и при­нималась за истину. Во сне это первобытное свойство чело­вечества возрождается, сон переносит нас к отдаленным эпохам человеческой культуры. Сонное мышление идет привычным путем простейших умозаключений и в этом смысле сон и служит отдыхом для мозга, тогда как днев­ное мышление должно удовлетворять более строгим требо-

1 Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989. С. 188—189; его же. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978. С. 32-33; Tart Ch. (editor). Altered States of Consciousness. A Book of Readings. N.Y., 1963; Adier A. What Life Should Mean to You. N.Y., 1958; Друскин Я. Сны // Даугава, 1990, № 3. С. 115.

о*

8*

 

ваниям, которое ставит перед ним более высокая культура. Вот почему дух спящего так часто ошибается, принимает мнимые причины за истинные, отсутствующую одновре­менность событий или обратный их порядок как данность.

Рассмотрение «логики сна» в контексте культуры при­водит Ницше к выводу о том, что более зрелое логическое мышление, строгое отношение к причине и действию — это совсем недавнее приобретение, ибо еще и теперь наш разум и рассудок непроизвольно "возвращаются к прими­тивным формам умозаключений, и мы значительную часть своей жизни по-прежнему пребываем в этом состоянии. По-видимому, не во всем можно согласиться с философом, особенно в оценке логики первобытного мышления, досто­инства которой уже отмечались исследователями, в част­ности, Леви-Брюлем, однако сама идея связать сновидения и культуру, рассматривать не столько их содержание, сколько логическую структуру, безусловно заслуживает внимания и позволяет увидеть еще одну особенность сно­видений как виртуальной реальности.

О своеобразии логики сна размышлял и Л. Шестов, рассматривая изменения «очевидности» в зависимости от состояний человека, что не учитывается, по сути дела, в гуссерлевской гносеологии. Спящий человек, сравнительно с человеком бодрствующим, может считаться как бы суще­ством из другого мира, где вступают в свои права иная логика, представление об очевидности и a priori, не имею­щие ничего общего с относительными истинами действи­тельного мира. Если вдруг у спящего зародится сомнение в истинности того, что происходит в сновидении, т. е. если истина реального мира попытается вмешаться в реалии сна, то логика сновидений вступает в свои права и с «очевидностью», не терпящей и не допускающей никаких сомнений, властно направит мысль грезящего человека к

1 Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т. 1. С. 245-247;

Шестов Л. Memento mori (По поводу теории познания Эдмунда Гуссер­ля) // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 28-29.

•)0

 

«абсолютной» истине сна. Вырваться из этих представле­ний, избавиться от бессмысленной, кошмарной лжи снови­дений можно только единственным путем — проснуться!.

Очевидно, что Шестов, в отличие от Ницше, не усмат­ривает связи логики сна и культуры, но он стремиться понять, как преобразуются ведущие моменты познания в иной реальности мире сновидений, фиксируя сам факт

изменений истинности и очевидности, хотя и не вскрывает их причины.

Для прояснения природы сна как виртуальной реаль­ности несомненный интерес имеет соотнесение сна и еще одного вида реальности — представления, театра, художе­ственной и эстетической деятельности во всех ее видах. Привлекая идеи, нашедшие отражение в трудах многих авторов, о сне как представлении и «неумолимом подателе пьес» Хорхе Луис Борхес исходит из того, что душа осво­бождается от плоти, принимается играть, грезить, может легко вообразить то, чего обычно на яву с нею не случает­ся, сочиняет мгновенно. Сны носят драматический харак­тер, во сне человек превращается в театр, аудиторию, в актеров, в сюжет, слова; сам сон многосюжетен, фрагмен­тарен, все может происходить одновременно и мгновенно. Но поскольку мы привыкли к линейности, повествованию, то и снам мы придаем нарративную форму. Сны это своего рода художественные произведения, возможно, наиболее архаичные из способов художественного выражения.

Борхес коснулся и традиционной темы: сон часть яви или, иначе, вся явь это сон, между ними нет особой разни­цы; мы можем бодрствовать, спать и видеть сны, но харак­тер умственной деятельности не меняется. Эти идеи он блестяще выразил в форме притчи. Кудесник во сне возна­мерился создать человека во всей филигранной полноте, чтобы потом приобщить его к действительности. Огромны­ми усилиями мысли, чувства и воображения ему удалось это сделать, и беспокоило только одно: как бы сын не стал размышлять о своем необыкновенном отличии и ненароком не понял, что он существует лишь как сон отца. Пережива-

 

ния кудесника были прерваны внезапным пожаром, и он отдался огню — пришла пора умереть. Но огонь не опа­лил, лишь приласкал его, и кудесник с покорностью и ужасом понял, что и сам — лишь призрак, снящийся

другому!.

Итак, в самом деле нет «маркера», позволяющего раз­личать два различных состояния — бодрствующего и спя­щего — внутри самого сознания, или это различение ста­новится возможным лишь в экстремальных ситуациях? Вопрос по-прежнему остается открытым. Но сегодня пред­лагаются принципиально иные пути его решения, в част­ности, социологами.

Социологи исходят из того, что вся жизнь индивида должна быть субъективно осмысленной, а различные ее социальные формы должны получить объяснение и оправ­дания, или легитимацию. Именно легитимация определяет, почему индивид должен вести себя определенным образом, осуществлять то или иное действие и почему вещи и собы­тия являются такими, каковы они есть. Среди различных уровней легитимации значимым для решения рассматри­ваемой нами проблемы является уровень символических универсумов. Это своего рода система отсчета, смысловая матрица для реальностей иного, чем повседневность, типа. Любой человеческий опыт, маргинальные, т. е. не вклю­ченные в реальность повседневного существования, ситуа­ции индивидуальной жизни могут получить легитимацию в пределах данного смыслового универсума.

Сон как раз и является ситуацией, отличающейся от повседневной жизни и наделенной своей особой реальнос­тью. Сновидения интегрируются, наряду с другими реаль­ностями, в смысловую целостность и получают различно­го рода объяснения и оправдания с помощью тех или иных теорий данного символического универсума. Значе­ния снов определяются в рамках реальности повседневной жизни, имеющей верховный статус «самой реальной», тем

1 Борхес Х.Л. Письмена бога. С. 207-212, 403-404, 408-413. 214

 

самым ослабляется шок, возникающий при переходе от одной реальности к другой. Повседневность — это при­вычное существование, -как бы «дневная сторона» челове­ческой жизни, тогда как маргинальные ситуации, в том числе сновидения, составляют ее «ночную сторону», тая­щую угрозу не только кошмаров, но безумной мысли о том, что реальность повседневной жизни не что иное, как иллюзия. Это безумие можно снять именно в рамках смыслового универсума, который упорядочивает все мысли и представления сознания таким образом, что ре­альность повседневной жизни остается верховной и все «расставляет по своим местам». Итак, из любых сновиде­ний существующий в обществе смысловой (символичес­кий) универсум позволяет «вернуться к реальности» по­вседневной жизни, а также, несмотря на «сюрреалисти­ческие» метаморфозы сновидений, вернутся к «нормаль­ному» восприятию самого себя как обладателя стабильной и социально принятой идентичности!.

Рассмотренные проблемы сна как виртуальной реаль­ности имеют прямое отношение и к другим ее версиям, в частности, к фантазии, ситуации «между» в диалоге и тем более в компьютерной реальности. В футурологичес-ком трактате «Сумма технологии» Станислав Лем назвал искусство имитации реальности фантоматикой. По су­ществу, вопрос о том, не находится ли человек в фиктив­ной реальности фантоматической природы, эквивалентен вопросу: «Не сон ли это?». Убеждение, что лицо Х находится в реальном, а не в искусственном мире всегда может быть лишь весьма вероятным, но никогда вполне достоверным. Основную трудность при любой попытке установить подлинное состояние Лем видел в том, что человек, подозревающий «нереальность» мира, вынужден

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 157—164.

 

действовать в одиночку. Ведь любое обращение за помо­щью к другим лицам может привести к передаче такой информации, которая стратегически важна в этой игре.

Подобно сну, виртуальные реальности погружают нас не в отдельные зрительные, словесные, музыкальные и прочие пространства, а в их со-бытие и слитность. Это «нереальные реальности». Сон также является сообщени­ем со скрытым образом источника. Сновидение как чистая форма становится пространством, готовым для заполне­ния. Сон — семиотическое окно, каждый видит в нем особенности своего языка. «Нулевое пространство» запол­няется различными носителями сообщений в зависимости от типа истолковывающей культуры. Метафора сновиде­ния позволяет рассмотреть виртуальную реальность имен­но как «нулевое пространство».

Здесь просматривается аналогия с учением стоиков об адиафоре как области, лишенной какой бы то ни было положительной или отрицательной оценки, как «безраз­личное», о котором нельзя сказать ни того, что оно суще­ствует, ни того, что оно не существует; ни того, что оно истинно или ложно, полезно или бесполезно. Оно ней­трально. Стоики настойчиво проповедывали самодовлею­щий характер адиафоры, ничему не подражающей, кроме самой себя. Адиафора это чистый смысл, лектон. Полным лектон становится, будучи высказанным (а не просто про­изнесенным как звук), т. е. осмысленным, ценностно на­сыщенным высказыванием1.

Можно сказать, что виртуальная реальность суща через наделение смыслом. Виртуальная реальность как адиафо-ра допускает как монологическое, так и диалогическое истолкование. Во втором случае необходимо иметь в виду смысл-синергийность в качестве свойства процесса синер-гийного пересоздания индивидов в личности в процессе

1 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1991. С. 220-223; Лосев А.Ф История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979. С. 99, 101;

Степанова А.С. Философия Древней Стой. СПб., 1995. С. 178-179.

 

диалога. На наш взгляд, феномен «между» в философии М.Бубера — это диалогически понятая виртуальная реаль­ность, где «здесь и теперь» Я воссоздает себя и Другого. Бубер размышлял о власти исключительности, захваты­вающей человека в мгновение безумной глубины, когда мировой порядок открывается как полнота настоящего. Тогда можно слышать «музыку самого его струения». В одном только настоящем жить невозможно, оно истощило бы человека вконец, если бы не было предусмотрено, что оно быстро и основательно преодолевается.

Если виртуальную реальность рассматривать как вмес­тилище монологического субъекта, то проявится его «за-требованность техникой», отражаемая, в частности, в ком­пьютерной реальности. Складывается глубоко интраверти-рованный психологический тип. Телефонные звонки по всему миру в финале известного фильма «Газонокосиль-щик» знаменуют не появление бога компьютерного мира, а триумф атомизированного сознания, финал тоффлеров-ской демассификации. Это триумф «я-для-себя», которое полагает, что даже в своем теле не нуждается для сущест­вования. И весь окружающий мир ему не нужен, ибо отныне предполагается, что сам человек своей волей в состоянии творить дружественные и удобные миры. Толь­ко существа, обитающие в таких мирах, не будут людьми. Компьютер дает нам лишь новое средство в диалоге, к счастью, пока никак не связанное с нашей сущностью. Сегодня даже энтузиасты информационного общества заго­ворили о синергизме как социальном принципе, призван­ном заменить современный принцип свободной конкурен­ции. Синергизм предполагает совместные усилия людей, их сотрудничество и имеет, по-видимому, истоки в теоло­гическом синергизме!.

1 Масуда Е. Компыотопия мысль. 1993, № 6. С. 44, 56.

Философская и психологическая

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 531 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.