Поиск сведений о пикногеноле в медицинской литературе дал информацию о пяти исследованиях, связанных с СДВ, где принимали участие более 100 пациентов. Из 5 исследований 4 продемонстрировали определенный положительный результат. По моему опыту, пикногенол может оказывать мягкий положительный эффект.
Экстракт виноградных косточек и сосновой коры отдельно также показали мягкое полезное действие для СДВ типов 1 и 2. Оба экстракта содержат проантоцианидин. Их составы улучшают кровообращение и действуют как суперантиоксиданты, мощность которых в 20–50 раз превышает мощность витамина Е. Есть несколько исследований действия экстракта виноградных косточек и сосновой коры при СДВ и множество отчетов о конкретных случаях.
Вот пример из Словакии. В ходе двойного слепого плацебоконтролируемого исследования на свободной выборке 61 ребенку в течение 4 недель давали плацебо либо пикногенол в дозе 1 мг на килограмм массы тела. Пациентов обследовали путем стандартного опроса в начале исследования, через месяц лечения и через месяц после его окончания. Результаты показали, что один месяц приема пикногенола приводит к значительному снижению гиперактивности, повышает внимание, зрительно-моторную координацию и концентрацию у детей с СДВ. В группе плацебо позитивных эффектов не обнаружено. Однако через месяц после прекращения приема пикногенола было отмечено возвращение симптомов. Авторы пришли к заключению, что «результаты указывают на возможность использования пикногенола в качестве натуральной добавки для облегчения симптомов СДВ у детей».
Существует немало данных о том, что эти составы очень помогают людям с варикозным расширением вен. Если у вас СДВ и варикозное расширение вен, экстракты виноградных косточек или сосновой коры показаны именно для вас.
Другой случай. Кристал, 48 лет, пришла в клинику с симптомами СДВ. Всю свою жизнь она была непоседлива, невнимательна, ужасно неорганизованна и импульсивна, легко отвлекалась. После рождения третьего ребенка у нее к тому же развился сильный варикоз, который я заметил уже при первом интервью. Когда мы говорили с ней о вариантах лечения ее классического СДВ типа 1, она сказала, что хочет сначала попробовать экстракт виноградных косточек. Затем подумает о других возможностях. Через три недели она заметила, что чувствует себя лучше, у нее появилось больше энергии, и ее ноги выглядят и чувствуют себя лучше. Со временем мы добавили еще L-тирозин, чтобы больше помочь ей с удержанием внимания, и это назначение эффективно помогало ей в течение нескольких последних лет.
Тип 3. СДВ со сверхфиксацией
Этот тип СДВ, скорее всего, связан с относительным дефицитом и серотонина, и дофамина. Здесь поможет нечто, увеличивающее уровень серотонина (например, зверобой или 5-НТР) и добавка для повышения дофамина (например, L-тирозин).
Зверобой
Поиск сведений о зверобое в медицинской литературе дал информацию о 32 исследованиях, связанных с психическим здоровьем и обучением, в которых принимали участие около тысячи пациентов. Из 32 исследований 30 дали положительный результат и 2 отрицательный. По моему опыту, зверобой может оказывать значительный положительный эффект в случаях легкой и средней депрессии, а также при СДВ с повышенной фиксацией — в комплексе с L-тирозином.
Большое число исследований поддерживает использование зверобоя для лечения легких и средних случаев глубокой депрессии. Зверобой также зарекомендовал себя в качестве средства с лучшей индивидуальной переносимостью, чем лекарственные препараты, отпускаемые по рецептам, и с меньшими побочными эффектами. Кроме того, двойное слепое исследование на случайной выборке показало, что зверобой настолько же эффективен, как и препараты, отпускаемые по рецептам.
Я наблюдал, что комбинация зверобоя и L-тирозина часто оказывается очень эффективной. Препарат зверобоя получают из цветков растения. В английском языке растение получило свое название Saint-John’s-wort — растение[29]Святого Иоанна — из-за того, что зацветает приблизительно 24 июня, в день Святого Иоанна-Крестителя, и красное кольцо вокруг цветка при растирании выглядит как кровь, кровь обезглавленного Иоанна-Крестителя.
Судя по всему, зверобой повышает уровень доступности серотонина в мозге. Начальная доза зверобоя составляет 300 мг в день для детей, а для подростков — 300 мг 2 раза в день, для взрослых — 600 мг утром и 300 мг на ночь. Иногда я поднимаю дозу для взрослых до 1800 мг. На бутылочке должно быть указано, что она содержит 0,3 % гиперицина, который считается активным ингредиентом зверобоя.
Я сделал большое число томограмм ОФЭКТ до и после лечения зверобоем. У многих пациентов он заметно снижает гиперактивность поясной извилины. Он помогает в случаях переменчивости настроения и проблем с переключением внимания. К сожалению, помимо этого я видел, что он снижает деятельность лобной коры. Одна женщина в ходе обследования сказала: «Я стала счастливей, но соображаю плохо». Когда проблемы поясной извилины сочетаются с симптомами СДВ, необходимо использовать зверобой со стимулирующим веществом, например, L-тирозином или лекарственным стимулятором.
Кроме того, зверобой повышает чувствительность к солнечным лучам (вы можете получить солнечный ожог) и снижает эффективность противозачаточных таблеток и противовирусных препаратов. Его также не следует применять, если есть симптомы, связанные с функционированием височных долей. Необходимо сначала стабилизировать височные доли.
Элэйн, 16 лет, всю жизнь была охвачена беспокойством.
Дома у нее были проблемы, связанные с приступами гнева. Если что-то происходило не так, как она хотела, она срывалась на своих родителей или младшую сестру. В отношении учебы она была перфекционисткой, что заставляло ее подолгу просиживать над заданиями. Мать Элэйн, директор школы, привела ее ко мне после прослушивания моей лекции. Она сказала мне, что уверена — у Элэйн СДВ 3-го типа, вызывающий у нее проблемы сверхфиксации. ОФЭКТ показало заметно повышенную активность в передней части поясной извилины. Кроме того, у Элэйн также была несколько снижена активность лобной коры. Я прописал ей зверобой, 600 мг утром и 300 мг на ночь. Помимо этого, я назначил ей по 50 мг L-тирозина 2–3 раза в день. В течение месяца самочувствие Элэйн значительно улучшилось. Она стала более расслабленной, менее реактивной и гораздо лучше справлялась с учебой. Она сказала, что учиться стало легче оттого, что она не чувствует больше потребности делать все «именно так и никак иначе». Она по-прежнему хочет быть безупречной, но ей уже не нужно переписывать страницы по 3–4 раза, пока все не будет идеально.
5-НТР: 5-гидрокситриптофан
Поиск сведений о 5-гидрокситриптофане (5-НТР) в медицинской литературе дал информацию о 25 исследованиях, связанных с психическим здоровьем и обучением, где принимали участие около 1000 пациентов. Из 25 исследований 21 дало положительный результат и 4 — отрицательный. По моему опыту, 5-НТР может оказывать значительный положительный эффект в состояниях тревожности, беспокойства и нарушения сна, а также в комплексе с L-тирозином при СДВ с повышенной фиксацией.
5-гидрокситриптофан стоит на шаг ближе в цикле выработки серотонина. К тому же он гораздо более доступен, чем L-триптофан, и легче усваивается мозгом. Мозг усваивает 70 % 5-НТР и всего 3 % L-триптофана. Ряд двойных слепых исследований показал, что 5-НТР так же эффективен, как и медикаментозное лечение антидепрессантами. Он поднимает уровень серотонина и помогает успокоить гиперактивность поясной извилины, помогает переключению внимания. Дозы 5-НРТ для взрослых составляют 50-300 мг в день. Дети должны начинать с половинной дозы. Принимать 5-НТР или L-триптофан следует на пустой желудок. Добавка обычно действует очень мягко. Начинайте понемногу и медленно продвигайтесь вперед.
Тип 4. СДВ височных долей
СДВ височных долей представляет собой комбинацию их дисфункции и плохой активности лобной коры. Стратегии лечения, направленные на стабилизацию и улучшение работы височных долей, доказали свою эффективность в лечении этого типа СДВ. С позиции медика я видел, что противосудорожные препараты (антиконвульсивные) помогают лучше всего. Один из механизмов их действия — повышение уровня аминокислоты ГАМК.
ГАМК
Поиск сведений о гамма-аминомасляной кислоте (ГАМК) в медицинской литературе дал информацию только об одном исследовании, связанном с психическим здоровьем и обучением. ГАМК — основной нейромедиатор, работающий по всему мозгу. Поскольку избыточное возбуждение в мозге может приводить к раздражительности, неусидчивости, бессоннице, судорогам и двигательным нарушениям, его необходимо балансировать торможением. ГАМК — наиболее важный тормозной нейромедиатор мозга — действует в качестве тормоза в моменты неконтролируемой активности. Препараты против тревожности и антиконвульсивные средства стимулируют рецепторы ГАМК и вызывают релаксацию. Как с недостаточной, так и с избыточной функцией ГАМК в мозге связано несколько психиатрических и неврологических расстройств, в частности, синдром тревожности, депрессия, бессонница и эпилепсия. Исследования указывают на то, что ГАМК способна восстановить способность расслабляться и улучшить сон. В Соединенных Штатах ГАМК продается в форме пищевых добавок.
Механизм большинства противосудорожных препаратов состоит в прямом или опосредованном повышении действия ГАМК. Лекарства действуют различным образом, создавая доступность ГАМК. Кетогенная диета[30], задействованная в частности в лечении детской эпилепсии, теоретически действует через механизм ГАМК. Кетоз повышает в мозге метаболизм ацетата, который преобразуется глиальными клетками в глютамин. Глютамин захватывается нейронами ГАМК и превращается в ГАМК. Электроэнцефалограммы здоровых людей, находящихся на кетогенной диете, демонстрируют характеристики, соответствующие повышенной активности ГАМК. Исследования указывают на то, что прием ГАМК в форме пищевых добавок может быть эффективен при эпилепсии.
Несколько экспериментов на животных и клинических исследований были посвящены эффекту комбинации ГАМК с фосфатидилсерином (ФС) при лечении различных типов эпилепсии. Пробное исследование 42 пациентов с резистентной к лекарственным средствам эпилепсией (10 из них с отсутствием припадков находились в латентном периоде) продемонстрировало, что прием повышенных доз ГАМК (1500–2500 мг в день) и ФС (300–500 мг в день) — в отдельных капсулах — приводят к заметному, зависящему от дозы снижению малых эпилептических припадков, простых и сложных парциальных припадков.
Я убедился в том, что ГАМК оказывает успокаивающий эффект на людей вспыльчивых, раздражительных и тревожных (каждый из этих симптомов может иметь отношение к височным долям). Дозы ГАМК варьируют от 250 мг до 750 мг два раза в день для взрослых и вдвое меньше для детей.
Многие люди с диагнозом СДВ височных долей страдают от проблем с памятью. Я обнаружил ряд веществ, способствующих улучшению памяти, в частности, гинкго билоба, ФС и гюперзин А. О них будет рассказано в главе 8.
Тип 5. Лимбический СДВ
Лимбический СДВ характеризуется многими симптомами легкой депрессии, включая негативность мышления, меланхолию, чувство безнадежности и склонность к автоматическим отрицательным мыслям. Я часто видел, как стимуляторы делали людей, страдающих этим синдромом, более негативными и мрачными. Вот добавки, которые, по всей видимости, лучше всего помогают при этом типе СДВ: S-аденозилметионин (SAMe), DL-фенилаланин или L-тирозин. Кроме того — DL-фенилаланин и L-тирозин, описанные выше.
SAMe — S-аденозилметионин
Поиск сведений о S-аденозилметионине (SAMe) в медицинской литературе дал информацию о 49 исследованиях, связанных с психическим здоровьем, обучением и болью, в которых принимали участие более 1000 пациентов. Из 49 исследований 38 дали положительный результат и 11 — отрицательный. По моему опыту, SAMe может оказывать значительный положительный эффект в отношении настроения, боли, энергии и сосредоточения.
S-аденозилметионин задействован в выработке многих важных веществ мозга, включая нейромедиаторы. Он отдает этим веществам «метильные» группы, чтобы они могли нормально функционировать. Обычно мозг генерирует SAMe из аминокислоты метионина в соответствии со своими потребностями. Однако при депрессии возникает нарушение процесса такого синтеза. Обнаружено, что добавки к рациону, содержащие SAMe, повышают уровень нейромедиаторов, имеющих отношение к депрессии, и увеличивают текучесть клеточных мембран.
SAMe один из лучших естественных антидепрессантов. Большое количество проведенных в последнее время исследований показало, что он эффективен в качестве антидепрессивного средства. Кроме того, было обнаружено, что SAMe помогает людям, страдающим от фибромиалгии, хронического расстройства, сопровождающегося мышечными болями. Фибромиалгия и СДВ часто сопутствуют друг другу. Я полагаю, что хронический стресс, ассоциирующийся с СДВ, отчасти является причиной мышечной боли.
Люди страдающие биполярным расстройством или маниакально-депрессивными заболеваниями, а также СДВ 6-го типа («Кольцо огня») не должны принимать SAMe. Зафиксировано немало случаев, когда SAMe вызывал маниакальные и гипоманиакальные приступы (чрезмерно приподнятое или радостное настроение, экстремальная импульсивность, выражающаяся, например, в сексуальных действиях или расходовании денег, речевой напор или снижение потребности в сне).
Я думаю, эти данные говорят о том, что SAMe является эффективным антидепрессантом, поскольку все антидепрессанты обладают точно таким же действием.
Уолид Шеким с коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе изучал эффект приема SAMe на выборке тщательно отдиагностированных взрослых людей, страдающих СДВГ. Это 4-недельное открытое исследование имело цель продемонстрировать эффективность и безопасность SAMe. Кроме того, провели 9-недельное двойное слепое плацебоконтролируемое перекрестное исследование. Предварительные данные, полученные в ходе открытого исследования, выявили улучшения у 75 % пациентов (6 из 8 мужчин). Двое, не почувствовавшие улучшений, не испытывали улучшений и в исследовании с метилфенидатом[31]. Улучшения варьировали от среднего до заметного, с минимальными и временными побочными эффектами, не препятствовавшими функционированию.
• SAMe назначают в дозах от 200 до 400 мг 2–4 раза в день. Дозы для детей составляют половину от указанных.
Тип 6. СДВ «Кольцо огня»
СДВ 6-го типа часто ассоциируют с интенсивным проявлением симптомов СДВ, в частности с гиперактивностью и сильной отвлекаемостью, импульсивностью, гиперчувствительностью к окружающим факторам, напором речи и циклическими изменениями настроения. Я полагаю, что этот тип СДВ может быть отнесен к биполярным расстройствам.
Стимуляторы, при приеме без вспомогательных средств, как правило, ухудшают состояние пациента. В Amen Clinics мы используем пищевую добавку «Нейролинк» (Neurolink) и высококачественный рыбий жир. «Нейролинк» представляет собой комбинацию ГАМК, 5-НТР, инозитола и L-тирозина.
Тормозный нейромедиатор ГАМК успокаивает сверхактивные зоны, действие 5-НТР и инозитола повышает доступность серотонина и способно улучшить настроение и гибкость мышления, а аминокислота L-тирозин входит в состав дофамина и может повысить фокус и мотивацию.
Я обычно назначаю сначала 2 капсулы 2 раза в день на протяжении 3 недель, затем повышаю дозу до 3 капсул 2 раза в день еще 3 недели, потом, при необходимости, довожу до 4 капсул 2 раза в день. При таком лечении необходимо терпение, поскольку для того, чтобы проявился его эффект, часто требуется несколько недель.
В дополнение к «Нейролинку» мы используем высококачественный рыбий жир, который продемонстрировал свою пользу при эмоциональных расстройствах, а также в успокоении гиперактивной работы мозга. Мы рекомендуем 2000–4000 мг в день препарата NeurOmega от Amen Clinics или Coromega. При более серьезных клинических проявлениях я рекомендую для начала рыбий жир в сочетании с антиконвульсивным лекарством или атипичным нейролептиком и нередко — антидепрессант после того, как будет достигнута стабилизация настроения.
Коди приехал ко мне на прием из Джорджии. У него были все симптомы СДВ, но, когда его посадили на риталин, он стал более подвержен навязчивым состояниям, не мог спать и обкусал ногти до крови. Его томограмма не дала типичной картины СДВ, но показала, что у него слишком высокая активность мозга. Он нуждался в чем-то, что успокоит его мозг, а не простимулирует его. Начав принимать «Нейролинк» (который содержит ГАМК, 5-НТР и L-тирозин), он почувствовал себя значительно лучше.
За время моей работы мне приходилось лечить и страдающих СДВ пилотов. Они не могли принимать медикаменты, чтобы не потерять лицензию Федерального авиационного управления (правила ее выдачи, на мой взгляд, несколько устарели). Я хотел бы, чтобы пилот самолета, в котором я лечу, был сконцентрирован, и совсем нежелательно, чтобы он легко отвлекался или искал конфликтов, когда ведет самолет. Но из-за существующих правил пилотам приходится принимать только пищевые добавки, чтобы сохранить свою работу. Многие люди, хотя не все, могут добиться успеха, используя натуральные средства для лечения СДВ.
Глава 7