Общественная мысль России уходит своими корнями в историю Киевской Руси. Её народы (восточные славяне) уже в IX в. образовали феодальное государство. Хозяйство Киевской Руси носило натуральный характер. Экономическая мысль ещё не стала самостоятельной ветвью идеологии, а была составной частью общественной мысли. Об этом свидетельствуют договоры князей, грамоты, летописи, «Русская правда», церковная литература и устное народное творчество. Из них летописи дают наиболее полное представление об экономической жизни, быте и экономической политике киевских князей — налоговой, торговой, характере землевладения и социального статуса населения. Выдающимся памятником является «Русская правда» (30-е гг. XI в.). Она представляет собой свод юридических законов, касающихся имущественных отношений и защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, на землю, на право взимать налоги, натуральные повинности.
Важное значение в формировании феодальных отношений в Киевской Руси имело христианство, введённое в период княжения Владимира (988-989). Христианство, с одной стороны, требовало от холопов, смердов полного повиновения феодалам, а с другой — способствовало распространению грамотности и культуры на Руси, противилось крайностям крепостничества и взиманию ростовщиками высоких процентов («резов») за ссуды. Решением киевских князей на съезде в г. Любече (1097) было юридически закреплено право наследных князей на ту землю, которую они получали от отца. «Каждый держит отчину свою». Возникновение самостоятельных княжеств (конец XI — начало XII вв.), по существу, было началом процесса феодальной раздробленности древнерусского государства и новым этапом формирования социально-экономической мысли, которая нашла отражение и в светской литературе, представленной древнейшими памятниками. Среди них «Слово о полку Игореве» занимает особое положение. В нем содержатся высказывания о земледельческих работах, о рабском труде и др. В юго-западных княжествах важным документом по истории экономической мысли был Галицко-Волынский свод Ипатьевской летописи, в которой раскрываются черты экономической политики галицких и волынских князей, поощрявших развитие торговли, ремёсел, строительство городов (Львов).
Взгляды трудового народа Киевской Руси нашли отражение в былинном творчестве, в котором народ воспевал труд земледельцев, наделяя их лучшими чертами — трудолюбием, верностью Руси, миролюбием и смекалкой, любовью к художественным промыслам и честностью.
Феодальная раздробленность ослабила мощь Русского государства. В XIII в. русский народ оказался под игом татаро-монгольских завоевателей. Стране был нанесён большой материальный и моральный ущерб. Все это усиливало тенденции к политической централизации. Центром объединения стало Московское княжество при княжении Ивана Калиты (1325-1340). Экономическая мысль периода образования Русского централизованного государства отражала процесс дальнейшего закрепощения крестьян и стремление московских князей подчинить себе как можно больше светских феодалов, монастырей и церковных уделов. Раздаваемые им московскими князьями «жалованные грамоты» способствовали укреплению феодального строя, усилению феодальной зависимости крестьян. Экономическая мысль этого периода служила объединению России, что нашло выражение в экономической политике московского князя Ивана III, а позже и Ивана IV (Грозного). При Иване III (1462-1505) стал складываться аппарат центральной власти, было окончательно свергнуто татаро-монгольское иго. Политика Ивана III в области землевладения, финансов и торговли служила идее упрочения централизованного государства. При нём развивались ремесла, горнодобывающая промышленность, пушечное литье. Он вёл широкую внешнюю торговлю. В его царствование тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию. В книге А. Никитина «Хождение за три моря» (1466-1472) давалось первое в европейских письменных памятниках описание Индии, её хозяйства, торговли, цен, дорог, таможенных сборов и др. Характер экономической политики времён Ивана III отразил «Судебник» (1497), являющийся первым кодексом феодального права на Руси. В XV- XVI вв. в России обострилась борьба вокруг монастырского землевладения. Против монастырей выступали различные слои русского феодального общества.
И.С. Пересветов. Ермолай-Еразм. Принципы экономической политики Ивана Грозного
О русской экономической мысли XVI в. следует судить по трудам идеологов поместного дворянства — И. С. Пересветова и Ермолая-Эразма.
Пересветов написал для Ивана Грозного ряд работ: «Сказание о царе Константине», первая и вторая «челобитные» и другие, в которых он даёт советы царю проводить экономическую (в том числе и торговую) политику в интересах служивого дворянства. Дворян он считал опорой царского правления. Впоследствии Иван IV внял его советам. Во взглядах Ермолая-Эразма проскальзывает нравственное осуждение богатства, сочувствие крестьянам. Однако его экономические взгляды не выходили за рамки крепостнических отношений.
Иван Семенович Пересветов (XVI в.) являлся представителем поместного дворянства, который выступил с обоснованием программы реформ перед Иваном IV (Грозным). Реформы в экономической области направлялись на изменение порядка сбора доходов государства, развитие торговли. Так, Пересветов предлагал отменить поместничество и организовать поступление доходов в казну, из которой должностным лицам полагалось впоследствии выплачивать жалованье, чтобы устранить возможность злоупотреблении. Он выступил за государственную регламентацию цен на товары продаваемые воинникам.
В своих сочинениях Пересветов дал теоретическое обоснование политике, реформам, которые впоследствии проводил Иван Грозный.
Среди русских церковников XVI в. выделялся Ермолай-Еразм (XVI в.), русский мыслитель, протопоп одной из кремлёвских церквей в Москве. Предлагал реформу финансового обложения и земельного устройства для улучшения положения крестьян. Он написал ряд произведений, в том числе "Благохотящим царем правителница и землемерие", которое является первым в России специальным экономико-политическим трактатом. "Правителница" представляла собой руководство для царей о том, как править государством и измерять землю.
Среди мероприятий, предлагаемых Ермолаем были следующие:
уменьшение и законодательное установление размера обязательств крестьян землевладельцам; изменения порядка обеспечения потребностей царя в денежных средствах; изменение в области ямских повинностей; реформа измерения земли; отмена системы кормлений ("корм" - налог, собираемый наместником на местах); урегулирование воинской повинности.
С этой целью он предлагал, чтобы крестьянин отдавал землевладельцу только пятую часть добываемого им продукта и был освобождён от всяких денежных выплат. При этом землевладелец должен получать необходимые ему деньги путём беспошлинной продажи части своих продуктов на рынке городским жителям.
Экономические идеи Пересветова и Ермолая-Еразма нашли отражение в реформах Ивана IV (Грозного), проведённые в 50-х годах XVI в. и направленные на изменение организации местного управления, преобразования финансовой и податной систем, судопроизводства.
Принципы экономической политики Ивана Грозного (1530-1584) ориентировались на решение задач завершения феодализации деревни, упрочения единства Русского государства и укрепления самодержавной власти царя. Это было отражением объективных потребностей развития России. «Судебник» (1550), указы, грамоты, письма и т. п. отражают экономические взгляды царя. В системе его экономических мер выделяется реформа крупного землевладения, смысл которой в том, чтобы ослабить боярство и укрепить положение служивого дворянства, зависимого от царя. По отношению к церкви и монастырям он был сдержан. Церковь была его союзницей. Финансовую и торговую политику он подчинял интересам государства. В его царствование крепостничество получило юридическое узаконение.
Иван IV был широко образованным человеком, выдающимся политиком, одним из крупнейших представителей передовой экономической мысли, деятельность которого направлялась на упрочение единства Русского централизованного государства. Идеи Ивана VI нашли выражение в Судебнике 1550 г., в различных указах, уставах и таможенных грамотах, посланиях.
Наиболее важными являются мероприятия Ивана IV в области крупного феодального землевладения.
Одна из реформ предполагала законодательное установление прямой связи крупного землевладения с военной службой государству и зависимости объёма службы от размеров землевладения. В связи с этим Иван IV завершил создание поместной системы землевладения, распорядился об измерении всех земель в государстве. Для учёта земель было предложено вести вотчинные книги (продажа, обмен, передача).
Программа измерения и учёта всех земель позволила упорядочить землевладение, перераспределить земли, ввести новую единообразную и более крупную единицу обложения "большую московскую соху" (площадь в одну тысячу сажен длиной и шириной), которая впоследствии использовалась также в фискальных целях как податная единица.
В рамках реформы в 1550 г. более тысячи слуг (служилые люди, окольничие) получили поместья. Предоставляя служилым лицам поместья и привлекая вотчинников к несению службы, Иван IV добивался, чтобы земля не попадала к тем, кто не способен вести военную или государственную службу.
В земельной политике Ивана IV также важное место занимали меры по ограничению вотчинного землевладения, усилению контроля над монастырским землевладением, ухудшению положения крестьян.
Так, в отношении крестьянства основными этапами деятельности Ивана IV были: принятие Судебника 1550 г., который экономически УСЛОЖНИЛИ процесс ухода крестьян от землевладельца, определив плату подати ("за повоз") за выполняемую зимой повинность и подати с урожая на озимом поле, засеянном ранее уходящим крестьянином; раздача "черных" земель помещикам (земли черносошного крестьянства); введение опричнины, которая привела к усилению эксплуатации крестьянства;отмена Юрьева дня, введение закона о "заповедных годах" (1580 г.), в течение которых были запрещены переходы крестьян, закона о сыске беглых крестьян.
Эти законы официально утверждали крепостное право и прикрепляли крестьян к земле.
В Судебнике 1550 г. предусматривались также меры по сужению сферы холопства и расширению применения наёмного труда.
Экономические реформы Ивана IV направлялись также на совершенствование торговой и финансовой политики.
В XVI в. в России уже существовала крупная, в том числе государственная, промышленность. С целью её развития Иван IV разрешил ввоз иностранного капитала.
Иван IV придерживался принципов свободной торговли.
Так, после завоевания Нарвы и выхода к Балтийскому морю (1558 г.) Иван IV предоставлял нарвским купцам право беспошлинной торговли, купцам из Англии, Дании - права свободного въезда в Русское государство, выезда, беспошлинной торговли.
Новым моментом в торговой политике было введение Иваном IV государственной монополии на торговлю хлебом, пенькой, ревенем, икрой и прочими товарами. На ряд товаров вводился запрет вывоза в Ливонию, Швецию. Некоторые товары (меха, воск, сало, мёд и пр.) нередко скупались для царской торговли по ценам, назначенным казной, и продавались по более высоким ценам.
Монополия государства распространялась также на право царя на первую покупку товаров, привозимых иностранцами.
В области внешней торговли Иван IV использовал принципы протекционизма. Он административно запретил вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий. Эта мера совпадала с политикой западноевропейских государств средних веков, которая получила название монетарной системы и являлась предысторией политики меркантилизма.
Иван IV практически первым осуществил эту меру, которая впоследствии использовалась на протяжении веков.
Финансовая политика Ивана III направлялась на создание централизованных финансов и затрагивала налоги, кредит, деньги.
Иван IV изменил налоговую силу, в том числе отменил систему кормлений; передал право сбора налогов в руки "земских судей"; ввёл оброк - "кормленный окуп", который собирался специальными учреждениями (чети) и передавался местными властями в казну. Это позволило перейти от децентрализованной к централизованной системе налогообложения.
Организация стрелецких полков обусловила появление новых налогов - "пищальные деньги" и "емнужные"; необходимость укрепления границ налогов на "городовое и засечное дело".
Кроме того, изменилась податная единица. Вместо разнообразных единиц была введена единая крупная единица "большая московская соха", с помощью которой измерялась земля. Размер обложения зависел от качества земли и от того, кому она принадлежала.
В области кредита Иван IV утвердил существование чисто кредитных отношений, обусловленных займом денег, и выступил против отношений кабальной зависимости должника от кредитора.
Ивану IV принадлежит также создание в России единой государственной денежной системы. Так, в 1535 г. по указу была проведена реформа, нацеленная на создание единой монетной системы. В соответствии с ней из гривны (сорок восемь золотников серебра) стали чеканить 300 монет (ранее 260), изменили название денежной единицы с "новгородки", "московки" на "копейку", так как на монете изображался всадник с копьём. Появились счётные единицы: рубль, полтина, гривна, алтын. Эти меры позволили упорядочить денежное обращение.
Таким образом, в XV-XVI вв. русская экономическая мысль сыграла большую роль в становлении и укреплении централизованного государства.
К XVII в. Россия окончательно утвердилась как единое государство. Под воздействием роста производительных сил и общественного разделения труда сформировался единый всероссийский рынок, развивались товарно-денежные отношения, возникали торговые центры, строились города и промышленные села. В середине XVII в. видные государственные деятели Б.И.Морозов (1590-1661), А. С. Матвеев (1625-1682), А.Л.Ордин-Нащокин (ок.1605-1680) и другие ставили ряд назревших для страны экономических проблем: развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли, создание торгового флота, водных и сухопутных путей сообщения. Однако решение этих задач они сочетали с сохранением крепостничества. В этом сказалась историческая ограниченность их экономических воззрений.
Наиболее ярким представителем экономической мысли XVII в. являлся А.Л.Ордин-Нащокин. Он был крупным государственным деятелем, политиком, инициатором ряда мероприятий в области укрепления абсолютизма, покровительства русскому купечеству, укрепления самостоятельности и независимости России и её экономического прогресса. В составленном им «Новоторговом уставе» (1667) торговля рассматривалась как важнейшая статья дохода Русского государства. Торговая политика, указывал он, должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, что будет способствовать накоплению национального капитала. Он был сторонником активного торгового баланса, привлечения благородных металлов в страну, запрета или ограничения вывоза золота и серебра из России. В этой политике имелись элементы раннего меркантилизма, связанные с монетарной системой. Экономическая программа Ордина-Нащокина уживалась с крепостничеством и отвечала интересам российского дворянства.
Среди видных мыслителей России второй половины XVII в. был хорват Юрий Крижанич (1618-1683), длительное время проживший в стране и отразивший в своих трудах представления о путях экономического развития страны, способах повышения ее богатства и благоденствия парода. В своем главном труде «Политичны думы» («Политика»), написанном в 60-х гг. XVII в. в сибирской ссылке, он отразил реалистическое представление об источниках богатства, происхождение которого он видел в труде, занятом в земледелии, промыслах и торговле. В области торговой политики он рекомендовал больше вывозить и меньше ввозить, особенно тех товаров, которые производятся внутри страны или производство которых можно наладить в государстве. Покупку предметов роскоши за рубежом он рассматривал как прямой вычет из доходов от внешней торговли.
Идеи меркантилизма, распространённые в странах Запада, не обошли и Россию. Но в отличие от меркантилистов Запада экономисты России не рассматривали активный торговый баланс единственным источником богатства. Крижанич утверждал, что развитие производительных сил в промышленности, земледелии, в ремесленном искусстве, труд простых людей, создающих товары, могут быть источником более очных государственных доходов, чем накопление золота и серебра внешней торговли. Он был противником активной торговой деятельсти иностранных купцов в России. В этом была особенность представлений российских мыслителей о меркантилизме. Крижанич считал наиболее выгодным для монарха и государства сосредоточить нити управления внешней торговлей в руках царской власти, чтобы предотвратить «нечестные», «дурные», «алчные» пути обогащения. Он наивно призывал царя подчинить государственную торговлю «общей пользе для всего народа». Конечно, он думал не о крестьянах и ремесленниках, а о феодальной верхушке, о «благородном сословии». Вместе с тем он не был сторонником чрезмерной феодальной эксплуатации, призывал верховную власть думать о сохранении и приумножении народа, устранении разорительного налогового обложения. Облегчение участи «простых людей» не входило в программу экономических мероприятий Крижанича. Его экономическая идеология не выходила за рамки феодальных отношений.