Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экономическая мысль Древнего Рима




Древний Рим являлся античным государством, в котором рабо­владельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Территориальная экспансия Рима привела к созда-

яию огромной империи, к порабощению многих племён и народов. По­ложение римских рабов, происходивших в основном из военноплен­ных, было более тяжёлым, чем рабов в античной Греции. В отличие от Древней Греции, в которой рабы в основном эксплуатировались в сфе­ре ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Именно в Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наи­большей остроты и привели в конечном счёте к возникновению колона­та. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоёв свободного населения за землю, нередко принимав­шая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, которая в основном решала аг­рарные проблемы, и прежде всего проблемы рациональной организа­ции рабовладельческих вилл и латифундий.

Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший (234—149 гг. до н. э.). В своём сочинении «О земледелии» он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вы­зывает зависти». Катон призывал побольше продавать и поменьше покупать, хотя, по его мнению, продавать следовало лишь излишки, а покупать то, чего нельзя произвести в своей вилле. В целях получения высокой прибыли следовало.продавать продукцию своего хозяйства в периоды высоких цен.

Катон допускал использование нерабского труда, в частности тру­да издольщиков для ухода за виноградниками. Однако его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на эксплуата­ции рабов. Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и высказал целый ряд советов, направленных на повышение его доходности. Осо­бое внимание Катон уделял проблемам организации рабского труда. Непосредственное руководство трудом рабов должен осуществлять раб-вилик, который «следит за тем, чтобы удалось то, что приказал хозяин». Однако, выполняя такие важные административные функции, «он не смеет ничего купить без ведома хозяина». Катон призывал вся­чески разделять рабов, сеять между ними распри, не останавливаться перед строгими наказаниями. Рабы, по словам Катона, «у вилика... всегда в работе». В то же время он советовал использовать и мате­риальные и моральные стимулы. Катон писал, что «рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать» 14. Условия жизни рабов ставились в зависимость от того, насколько усердно они работа­ли. Те же рабы, которые провинились, подлежали строгому наказа­нию.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяй­ства нашли отражение в трудах римских агрономов Варрона (116— 27 гг. до н. э.) и Колумеллы (I в. н. э.). В трактате Варрона «О сель­ском хозяйстве» обосновывались достоинства этой отрасли экономики и осуждалось переселение римлян «в городские стены», где они пред­почитают «работать руками в театре и цирке, а не на ниве и не в ви­нограднике». В отличие от Катона Варрон рекомендовал сочетать раз­витие земледелия с животноводством, поскольку, по его словам, «фун­дамент всякому состоянию — скотина». Такой вывод диктовался прежде всего тем, что цены на зерно в Италии были низкими, посколь­ку оно в больших количествах поступало из провинций, а доходность животноводства была гораздо выше. Вместе с тем Варрон был сторон­ником самообеспеченности рабовладельческих имений, а развитию производства сельскохозяйственной продукции на рынок не придавал особого значения. Он выступал за усиление эксплуатации рабов, ко­торых отождествлял с говорящими орудиями, Варрон понимал полити­ческую опасность рабства и увещевал рабовладельцев не допускать скопления в имениях большого количества рабов одной националь­ности.

В сочинении Колумеллы «О сельском хозяйстве» нашёл отражение кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства. Он понимал пагубное влияние экстенсивных латифундий на сельское хозяйство Италии и вполне сознавал неэффективность рабского труда. Колумел-ла писал, что зерновому хозяйству «приходится особенно плохо от рабов: они отдают волов на сторону, плохо кормят их и прочий скот, пашут небрежно, ставят в счёт гораздо больше семян, чем на самом деле посеяли; за посевами ухаживают не так, чтобы они дали хоро­ший урожай, а, снеся этот урожай на ток, они во время молотьбы ещё уменьшают его своей небрежностью и воровством» 16. Поэтому Колумелла рекомендовал хозяевам чаще бывать в своих имениях, а если это делать затруднительно, то передать землю для обработки свобод­ным колонам, т. е. перейти к мелкому производству.

Одной из серьёзных экономических проблем Древнего Рима в рес­публиканский период была концентрация земельной собственности в руках патрицианской знати и обезземеливание значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мел­ких земледельцев выступили народные трибуны братья Тиберий (162—133 гг. до н. э.) и Гай (153—121 гг. до н. э.) Гракхи. В целях ограничения патрицианского землевладения и решения аграрного воп­роса Тиберий Гракх в 133 г. до н. э. предложил принять закон, по ко­торому римским гражданам разрешалось арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли, причём одна семья не могла занимать больше 1000 югеров. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров па условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Определённые надежды возлагались на наделение землёй ко­лонистов.

Аграрный проект Тиберия Гракха был частично осуществлён, в результате чего землю получили несколько десятков тысяч крестьян. После убийства Тиберия его дело продолжил Гай Гракх. Было возоб­новлено наделение крестьян землёй, а также принят закон о продаже городским беднякам хлеба из государственных хранилищ по низким ценам. Реформаторская деятельность Гракхов была объективно на­правлена на усиление позиций мелкого крестьянского землевладения и на предотвращение пролетаризации римского населения. Её резуль­таты оказались довольно прочными, и даже после смерти Гая Гракха консерваторы не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.

Обострение противоречий рабовладельческого способа производ­ства, усиление эксплуатации рабов, принявшей чудовищные масштабы, привели к восстанию рабов под предводительством Спартака (73-71 гг. до н. э.). Главной целью восстания было личное освобождение и уход за пределы Италии. Восстание было жестоко подавлено, однако юно нанесло серьёзный удар по основам рабовладельческой эксплуа­тации.

Вскоре после подавления восстания Спартака римское общество было взбудоражено заговором Катилины (63—62 гг. до н. э.). Луций Сергий Катилина, преследуя авантюристические цели, связанные глав­ным образом с захватом власти и личным обогащением, привлёк на свою сторону немало бедного люда, часть ветеранов-сулланцев и не­которых аристократов, пообещав отменить долги и провести проскрип­ции богачей. В целом программа катилинариев носила антиростовщи­ческий характер и была популярной среди широких слоёв населения. Однако это движение потерпело поражение, а сам Катилина погиб в бою.

Важную роль в борьбе с заговором Катилипы сыграл политиче­ский деятель, писатель и знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (107—44 гг. до н. э.) — идеолог господствующего класса рабовладель­цев, презрительно относившийся к плебсу. Цицерон был сторонником частной собственности, крупного землевладения и усиления эксплуата­ции колоний. Наиболее благородным видом занятий он считал земле­делие.

В отличие от представителей экономической мысли Древней Гре­ции Цицерон одобрял крупную торговлю и третировал мелкую. Отно­шение Цицерона к ростовщичеству было противоречивым. С одной стороны, он сравнивал отдачу денег в рост с убийством человека, а с другой, как показывают его речи против катилинариев, резко осуж­дал антиростовщическое движение. Выступая за справедливое отно­шение к ростовщикам, Цицерон заявлял, что «государство больше, чем на чем бы то ни было, держится на кредите, который совершенно не будет возможен, если уплата денег, взятых взаймы, не будет обяза­тельна». Во взглядах Цицерона на торговлю и ростовщичество на­шло отражение противоречие между натуральным и товарным хозяй­ством экономики Древнего Рима.

I—II вв. н.э. были периодом стабилизации Римской империи, одна­ко уже в это время вполне осознавалась экономическая неэффектив­ность рабовладельческой эксплуатации, расширялась практика от­пуска рабов на волю, развивался колонат. Юридическое и экономи­ческое оправдание рабства становится все более сложным. В это вре­мя формировалось представление о том, что рабами люди становятся не по своему происхождению, как учил Аристотель, а в силу обстоя­тельств. К такому выводу пришёл представитель стоической школы философии Луций Анней Сенека (3 г. до н. э. — 65 г. н. э.). Он пони­мал политическую опасность рабства и призывал римлян обращаться с рабами более мягко, как с людьми, которые по природе равны сво­бодным.

В последние века империи обострился кризис рабовладельческого способа производства, колонат стал весьма распространённой формой эксплуатации, происходили натурализация и аграризация хозяйствен­ной жизни. Это свидетельствовало о широкой феодализации экономи­ческого базиса Римской империи в IV—V вв. В этих условиях большое распространение получило христианство, которое, по словам Ф. Эн­гельса, «возникло как движение угнетённых: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покорённых или рассеянных Римом народов». В небольших ранне­христианских общинах собственность была общей, отсутствовала эк­сплуатация, и нередко они жили за счёт милостынь. Первые христиане подвергались гонениям, однако в 325 г., на Никейском соборе, хрис­тианство получило статус государственной религии Римской империи. Это стало возможным потому, что оно помогало держать в повинове­нии рабов и в то же время было идеологией будущего феодального общества, элементы которого складывались в поздней Римской им­перии.

Наиболее яркое представление об экономических взглядах идеоло­гов раннего христианства дают труды Августина Блаженного (353— 430 гг.), считающегося одним из «отцов церкви». Он доказывал необ­ходимость для всех трудиться, ссылаясь на слова апостола Павла: «кто не работает, да не ест»; наиболее почётным занятием считал земледелие и осуждал торговлю, имеющую своей целью получение барыша. Весьма важным было обоснование Августином положения о том, что физический труд также почётен, как и умственный. Однако на освобождении рабов он не настаивал, усматривая главную задачу христианской церкви в содействии их нравственному совершенствова­нию. Характеризуя раннее христианство, Ф. Энгельс писал, что оно «хотело осуществить социальное переустройство не в этом мире, а в мире потустороннем, на небе, в вечной жизни после смерти, в «тысяче­летнем царстве», которое должно-де было наступить в недалёком бу­дущем».

 

2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА

На смену рабовладельческому строю приходит феодальный способ производства, основанный на частной феодальной собственности на землю и внеэкономическом принуждении непосредственных производи­телей - крестьян. Внеэкономическое принуждение обеспечивало фео­далу безвозмездное присвоение прибавочного продукта - земельной ренты в виде барщины, натурального или денежного оброка. Таким образом, феодальный способ производства основан на сочетании круп­ной земельной собственности класса феодалов и мелкого индиви­дуального хозяйства непосредственных производителей - крестьян. Известная хозяйственная самостоятельность крестьянина в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе вызывала заинтере­сованность крестьянина, вела к повышению производительности его труда, развитию производительных сил общества. В этом состояла историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовла­дельческим и первобытнообщинным строем. В то же время данному спо­собу производства было присуще крайне низкое и рутинное состояние техники. Феодальный способ производства охватывает в Западной Ев­ропе период от падения Западной Римской империи (конец V в.) до буржуазных революций XVI—XVIII вв.

Феодальное общество имело сословный характер, характеризова­лось иерархической структурой господствующего класса, широким развитием отношений корпоративного типа (соседские общины, го­родские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастыр­ские и рыцарские ордена и т. п.). Политическая власть находилась в руках земельных собственников (светских и церковных феодалов). Ог­ромную роль играли традиции, господство религиозного мировоззре­ния.

Экономические взгляды охватывают широкий круг проблем, начи­ная с обоснования законности владения феодальной землёй, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к пробле­мам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддер­живая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 557 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2443 - | 2198 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.