Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экономическая мысль Востока в средние века




В крупных странах Востока феодальные отношения стали форми­роваться в III—VIII вв. н. э. Происходило дальнейшее смягчение рабо­владельческих отношений. Важной предпосылкой процесса феодализа­ции стали мероприятия государственной власти по раздаче земель в частное владение и пользование. Однако при широком развитии раз­ных форм условного частного землевладения государство продолжало полностью распоряжаться относительно большим фондом плодородных земель, собирая с них поземельные налоги. Это позволяло ему по­стоянно вмешиваться в развитие частных хозяйств, владельческий ста­тус которых был в основном не полным. Это и определило развитие в странах Востока различных форм «государственного феодализма» ряд основных элементов которого был унаследован из древности. Всё это не могло не отразиться на особенностях развития экономически мысли стран Востока в средние века.

Экономическая мысль средневекового Китая стала продолжением той традиции, которая сложилась в экономических идеях древности. Воплощением этого являлся, в частности, политический трактат Ли Гоу. «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (XI в. н. э.) — классический образец основных черт «учения об управлении государством» на основе конфуцианских канонов.

Ли Гоу рассматривал «финансы государства» в качестве главного звена в обогащении государства. Они — основное средство для достижения идеального порядка. «Так называемое обогащение не в том, -подчёркивал Ли Гоу, — чтобы вести мизерные подсчёты, доискиваться до мелочей, чрезмерно взимать с народа, возбуждая тем самым его недовольство, а в том, чтобы усилить основное и соблюдать меру в расходах и потреблении, с тем, чтобы в низах не испытывали нужды, а в верхах был бы достаток» '.

Ли Гоу призывал правителя сократить расходы двора, установить «твёрдую сумму» государственных расходов и их распределение. По мнению мыслителя, потребление материальных благ в стране следует осуществлять, учитывая социальные ранги людей.

Основным источником обогащения государства является «усиление основного» — земледелия. Здесь Ли Гоу основывался на традиционном представлении докапиталистической мысли Китая, что земледелие — «ствол» (основное, коренное), а ремесло и торговля — «ветки» (второстепенное) в хозяйстве страны.

Отрыв крестьян от земли, по мнению Ли Гоу, основное препятствие для развития сельского хозяйства. Предусматривалось приобщение к земледелию «бродячего люда», а также части ремесленников и торговцев. Для стабилизации аграрной системы Ли Гоу предлагал ограничить размеры землевладения, а захват земли запретить. Однако Ли Гоу стремился лишь приостановить процесс концентрации земельных угодий в частных руках, увеличить и стабилизировать число налогоплателыциков. Понимая невозможность полного возрождения «равного землевладения», он допускал и аренду-издольщину в условиях «богатых домов»: лишь бы больше земли обрабатывалось крестьянами. Предлагая ограничить размеры пашни на освоенных землях, Ли Гоу рекомендовал расширение земельного клина за счёт целины.

Чтобы пресечь обращение крестьян к ремеслу и торговле. Ли Го призывал «восстановить строгость и запретить мотовство». Ремесленникам и торговцам запрещалось потреблять предметы роскоши, что не соответствовало «нормам ритуала» или их социальному рангу.

Важное место в трактате Ли Гоу уделено регулированию цен. Суть мероприятий государства в этой области должна состоять в «выравнивании» на протяжении всего года рыночных цен на зерно. Чтобы нейтрализовать деятельность торговцев-спекулянтов, казна должны строить с крестьянами такие отношения, при которых «земледельцы осенью продают зерно не слишком дёшево, весной же покупают н слишком дорого...», Таким образом, государство ослабляет сезонны колебания цен на продовольствие. Для «усиления» земледелия госу­дарству предлагалось ввести практику предоставления крестьянам ка­зённых ссуд на условиях 10—20% их погашения. Ли Гоу предложил совершенствовать «амбарную систему», где хранилось казённое зерно, увеличив закупки зерна у населения и учредив амбары в каждом уез­де. Обогащать государство он советует не за счёт непомерных налогов, а посредством создания регулярных накоплений зерна за счёт обра­зовавшихся излишков. Государство должно делать запасы продовольст­вия на случай нужды. Мыслитель приходит к идее о необходимости подсчёта казной богатств.

Программа «накопления» Ли Гоу непосредственно связана с ре­шением проблемы потребления. Предполагалось за счёт создания фон­да «временного накопления» обеспечить в случае необходимости по­требности бедняков, а богатым за добродетель следовало бы пожало­вать ранги знатности.

Экономические идеи арабов в период возникновения раннефеодального государства определенным образом отражал Коран, ранние списки которого относятся к концу VII - началу VIII в. В проповедях Мухаммеда санкционируется божественное происхождение социально­го и имущественного неравенства в обществе. «Аллах дал преимущест­во одних людей перед другими, и они не вернут своей доли тем, кем владела их десница, чтобы они оказались в этом равными». Основное требование к верующим арабам — повиноваться «обладателям власти среди вас». Порицая скупость и жадность, Мухаммед, тем не менее, утверждал принцип неприкосновенности частной собственности и иму­щества, выступал против расточительства. Разрешение торговли при­писывалось аллаху. Коран требовал строгого соблюдения мер и ве­сов при торговых операциях.

Крупнейшим мыслителем средневековья, уделявшим много внима­ния экономическим проблемам, был Ибн Хальдун (1332—1406), чья жизнь и деятельность связана с арабскими странами Магриба (Се­верная Африка). Ему принадлежит прогрессивная для того времени теория общественного прогресса («социальная физика»), в основе ко­торой лежат экономические факторы.

Первоначально люди пребывали в состоянии дикости. В дальней­шем, выделившись из природного мира, человеческое общество прохо­дит в своём развитии два основных этапа: «примитивность» и «циви­лизация». Они отличаются один от другого по тому, «как люди добы­вают средства к существованию». На первом этапе люди занимаются, в основном, земледелием и скотоводством, а на втором к этимзаня­тиям добавляются ремесло, торговля, наука и искусство.

Ибн Хальдун считал, что переход к цивилизации обусловлен тем, что люди начинают производить избыточный продукт, который «много­кратно превышает необходимое, в котором нуждаются члены группы». «Основной труд» даёт необходимое, а «избыточный труд» — избыточ­ный продукт. На стадии «примитивности» необходимое было то, что поддерживало физическое существование человека. Труд, которыйпре­высил необходимые потребности, становится основой появлениярос­коши.

Переход общества от «примитивности» к «цивилизации» — это и генезис отношений господства и подчинения. Ибн Хальдун рисует сложную картину зарождения социального и имущественного нера­венства. Постепенно возникает необходимость управления («предводительство») единой родоплеменной группировкой, а осуществление этой задачи требует принуждения. Так возникает зародыш неравенства. Но­вые отношения обозначаются у Ибн Хальдуна категорией «мульк». Это «благородная и приятная доля, охватывающая все земные блага, удовлетворение телесных страстей и духовные наслаждения». Мульк принадлежит тому, кому удаётся покорить подданных. Таким образом, мульк - это «власть-владение», единство политического и экономиче­ского господства, которое невозможно без производства избытка мате­риальных благ. Предводитель группировки подавляет её членов и на­чинает в одиночку присваивать избыточный продукт. В дальнейшем оформляется иерархическая структура господства и подчинения. Ибн Хальдун считал, что группировка разделяется на «слои», или «клас­сы». Принадлежность человека к тому или иному «слою» определяет­ся размером имущества.

Ибн Хальдун исследовал категории товарно-денежных отношений: цену и стоимость. Все предметы потребления на городских рынках он делит на «необходимое» (пшеница, бобы, лук и т. д.) и «лишённое не­обходимости», но приносящее пользу: приправы, фрукты, посуда, одеж­да и прочие изделия ремесленников. На изменение цен влияет демо­графическая ситуация. Если город растёт, то цены на «необходимое» снижаются, а цены «лишённого необходимости» растут. Если наблю­дается упадок города, то происходит все наоборот. Рост города повы­шал спрос на необходимую пищу (зерно). Земледелием занимаются все жители города и его окрестностей. С ростом города потребности в «роскоши» растут, спрос на них увеличивается и цены поднимаются. На механизм ценообразования, по мнению Ибн Хальдуна, влияли пошлины и поборы, производимые правителем на городских рынках. При этом он не отличал рыночную цену от стоимости.

«Во всем приобретаемом и обращаемом в деньги, — подчеркивал Ибн Хальдун, — необходимо содержатся человеческие труды». Мыс­литель был лишь на пути к разгадке тайны труда как субстанции стоимости. «От количества труда человека, его места среди других трудов и потребности людей в нем зависит стоимость этого труда». Причём Ибн Хальдун отмечал, что покупка продукта на рынке («при­обретение»), из которого лишь извлекают пользу, — это и есть стои­мость труда человека. Кроме того, в стоимость товара он включал стоимость сырого материала, средств труда, а также стоимость труда продуктов, вошедших как составная часть нового товара.

Важную роль в экономике должны играть деньги. Поэтому «гос­подь создал два металла — золото и серебро, чтобы они были стои­мостью всякого движимого (т. е. продаваемого) имущества». Но на эти металлы не влияют рыночные колебания, поэтому «они — основа приобретения, накопления и сокровища». Ибн Хальдун рато­вал за обращение в стране полноценных денег, обличал фальшиво­монетчиков и правителей, осуществлявших порчу монет.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 530 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2448 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.