В крупных странах Востока феодальные отношения стали формироваться в III—VIII вв. н. э. Происходило дальнейшее смягчение рабовладельческих отношений. Важной предпосылкой процесса феодализации стали мероприятия государственной власти по раздаче земель в частное владение и пользование. Однако при широком развитии разных форм условного частного землевладения государство продолжало полностью распоряжаться относительно большим фондом плодородных земель, собирая с них поземельные налоги. Это позволяло ему постоянно вмешиваться в развитие частных хозяйств, владельческий статус которых был в основном не полным. Это и определило развитие в странах Востока различных форм «государственного феодализма» ряд основных элементов которого был унаследован из древности. Всё это не могло не отразиться на особенностях развития экономически мысли стран Востока в средние века.
Экономическая мысль средневекового Китая стала продолжением той традиции, которая сложилась в экономических идеях древности. Воплощением этого являлся, в частности, политический трактат Ли Гоу. «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (XI в. н. э.) — классический образец основных черт «учения об управлении государством» на основе конфуцианских канонов.
Ли Гоу рассматривал «финансы государства» в качестве главного звена в обогащении государства. Они — основное средство для достижения идеального порядка. «Так называемое обогащение не в том, -подчёркивал Ли Гоу, — чтобы вести мизерные подсчёты, доискиваться до мелочей, чрезмерно взимать с народа, возбуждая тем самым его недовольство, а в том, чтобы усилить основное и соблюдать меру в расходах и потреблении, с тем, чтобы в низах не испытывали нужды, а в верхах был бы достаток» '.
Ли Гоу призывал правителя сократить расходы двора, установить «твёрдую сумму» государственных расходов и их распределение. По мнению мыслителя, потребление материальных благ в стране следует осуществлять, учитывая социальные ранги людей.
Основным источником обогащения государства является «усиление основного» — земледелия. Здесь Ли Гоу основывался на традиционном представлении докапиталистической мысли Китая, что земледелие — «ствол» (основное, коренное), а ремесло и торговля — «ветки» (второстепенное) в хозяйстве страны.
Отрыв крестьян от земли, по мнению Ли Гоу, основное препятствие для развития сельского хозяйства. Предусматривалось приобщение к земледелию «бродячего люда», а также части ремесленников и торговцев. Для стабилизации аграрной системы Ли Гоу предлагал ограничить размеры землевладения, а захват земли запретить. Однако Ли Гоу стремился лишь приостановить процесс концентрации земельных угодий в частных руках, увеличить и стабилизировать число налогоплателыциков. Понимая невозможность полного возрождения «равного землевладения», он допускал и аренду-издольщину в условиях «богатых домов»: лишь бы больше земли обрабатывалось крестьянами. Предлагая ограничить размеры пашни на освоенных землях, Ли Гоу рекомендовал расширение земельного клина за счёт целины.
Чтобы пресечь обращение крестьян к ремеслу и торговле. Ли Го призывал «восстановить строгость и запретить мотовство». Ремесленникам и торговцам запрещалось потреблять предметы роскоши, что не соответствовало «нормам ритуала» или их социальному рангу.
Важное место в трактате Ли Гоу уделено регулированию цен. Суть мероприятий государства в этой области должна состоять в «выравнивании» на протяжении всего года рыночных цен на зерно. Чтобы нейтрализовать деятельность торговцев-спекулянтов, казна должны строить с крестьянами такие отношения, при которых «земледельцы осенью продают зерно не слишком дёшево, весной же покупают н слишком дорого...», Таким образом, государство ослабляет сезонны колебания цен на продовольствие. Для «усиления» земледелия государству предлагалось ввести практику предоставления крестьянам казённых ссуд на условиях 10—20% их погашения. Ли Гоу предложил совершенствовать «амбарную систему», где хранилось казённое зерно, увеличив закупки зерна у населения и учредив амбары в каждом уезде. Обогащать государство он советует не за счёт непомерных налогов, а посредством создания регулярных накоплений зерна за счёт образовавшихся излишков. Государство должно делать запасы продовольствия на случай нужды. Мыслитель приходит к идее о необходимости подсчёта казной богатств.
Программа «накопления» Ли Гоу непосредственно связана с решением проблемы потребления. Предполагалось за счёт создания фонда «временного накопления» обеспечить в случае необходимости потребности бедняков, а богатым за добродетель следовало бы пожаловать ранги знатности.
Экономические идеи арабов в период возникновения раннефеодального государства определенным образом отражал Коран, ранние списки которого относятся к концу VII - началу VIII в. В проповедях Мухаммеда санкционируется божественное происхождение социального и имущественного неравенства в обществе. «Аллах дал преимущество одних людей перед другими, и они не вернут своей доли тем, кем владела их десница, чтобы они оказались в этом равными». Основное требование к верующим арабам — повиноваться «обладателям власти среди вас». Порицая скупость и жадность, Мухаммед, тем не менее, утверждал принцип неприкосновенности частной собственности и имущества, выступал против расточительства. Разрешение торговли приписывалось аллаху. Коран требовал строгого соблюдения мер и весов при торговых операциях.
Крупнейшим мыслителем средневековья, уделявшим много внимания экономическим проблемам, был Ибн Хальдун (1332—1406), чья жизнь и деятельность связана с арабскими странами Магриба (Северная Африка). Ему принадлежит прогрессивная для того времени теория общественного прогресса («социальная физика»), в основе которой лежат экономические факторы.
Первоначально люди пребывали в состоянии дикости. В дальнейшем, выделившись из природного мира, человеческое общество проходит в своём развитии два основных этапа: «примитивность» и «цивилизация». Они отличаются один от другого по тому, «как люди добывают средства к существованию». На первом этапе люди занимаются, в основном, земледелием и скотоводством, а на втором к этимзанятиям добавляются ремесло, торговля, наука и искусство.
Ибн Хальдун считал, что переход к цивилизации обусловлен тем, что люди начинают производить избыточный продукт, который «многократно превышает необходимое, в котором нуждаются члены группы». «Основной труд» даёт необходимое, а «избыточный труд» — избыточный продукт. На стадии «примитивности» необходимое было то, что поддерживало физическое существование человека. Труд, которыйпревысил необходимые потребности, становится основой появленияроскоши.
Переход общества от «примитивности» к «цивилизации» — это и генезис отношений господства и подчинения. Ибн Хальдун рисует сложную картину зарождения социального и имущественного неравенства. Постепенно возникает необходимость управления («предводительство») единой родоплеменной группировкой, а осуществление этой задачи требует принуждения. Так возникает зародыш неравенства. Новые отношения обозначаются у Ибн Хальдуна категорией «мульк». Это «благородная и приятная доля, охватывающая все земные блага, удовлетворение телесных страстей и духовные наслаждения». Мульк принадлежит тому, кому удаётся покорить подданных. Таким образом, мульк - это «власть-владение», единство политического и экономического господства, которое невозможно без производства избытка материальных благ. Предводитель группировки подавляет её членов и начинает в одиночку присваивать избыточный продукт. В дальнейшем оформляется иерархическая структура господства и подчинения. Ибн Хальдун считал, что группировка разделяется на «слои», или «классы». Принадлежность человека к тому или иному «слою» определяется размером имущества.
Ибн Хальдун исследовал категории товарно-денежных отношений: цену и стоимость. Все предметы потребления на городских рынках он делит на «необходимое» (пшеница, бобы, лук и т. д.) и «лишённое необходимости», но приносящее пользу: приправы, фрукты, посуда, одежда и прочие изделия ремесленников. На изменение цен влияет демографическая ситуация. Если город растёт, то цены на «необходимое» снижаются, а цены «лишённого необходимости» растут. Если наблюдается упадок города, то происходит все наоборот. Рост города повышал спрос на необходимую пищу (зерно). Земледелием занимаются все жители города и его окрестностей. С ростом города потребности в «роскоши» растут, спрос на них увеличивается и цены поднимаются. На механизм ценообразования, по мнению Ибн Хальдуна, влияли пошлины и поборы, производимые правителем на городских рынках. При этом он не отличал рыночную цену от стоимости.
«Во всем приобретаемом и обращаемом в деньги, — подчеркивал Ибн Хальдун, — необходимо содержатся человеческие труды». Мыслитель был лишь на пути к разгадке тайны труда как субстанции стоимости. «От количества труда человека, его места среди других трудов и потребности людей в нем зависит стоимость этого труда». Причём Ибн Хальдун отмечал, что покупка продукта на рынке («приобретение»), из которого лишь извлекают пользу, — это и есть стоимость труда человека. Кроме того, в стоимость товара он включал стоимость сырого материала, средств труда, а также стоимость труда продуктов, вошедших как составная часть нового товара.
Важную роль в экономике должны играть деньги. Поэтому «господь создал два металла — золото и серебро, чтобы они были стоимостью всякого движимого (т. е. продаваемого) имущества». Но на эти металлы не влияют рыночные колебания, поэтому «они — основа приобретения, накопления и сокровища». Ибн Хальдун ратовал за обращение в стране полноценных денег, обличал фальшивомонетчиков и правителей, осуществлявших порчу монет.