Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Роль меркантилизма в развитии экономических идей




К. Маркс разоблачил легенду А. Смита о беспочвенности и иллюзорности меркантилистских идей. На самом деле они были отражением незрелости капитализма XVI —XVII вв., господства торговли над промыш­ленностью, когда в сфере обращения формировались крупные капиталы и шло их «первоначальное накопле­ние». Именно это привело к идеализации денежной формы стоимости (золота и серебра).

К. Маркс блестяще раскрыл особенности методологии и теории меркантилизма, показал его слабые места и ограниченность. В работе «К критике политической эко­номии» Маркс писал, что, исследуя сферу обращения, меркантилисты «смешивали деньги с капиталом», но при этом выбалтывали «в грубо-наивной форме тайну буржу­азного производства, его полное подчинение меновой сто­имости», что вызвало нападки последующих буржуазных экономистов, которые объявляли меркантилизм иллюзией, ложной теорией. По мнению Маркса, «эта система сохра­няет не только историческое право, но так же в опреде­лённых сферах современной экономики... полное право гражданства», поскольку меновая стоимость и в ней при­нимает форму денег, а золото и серебро сохраняют «спе­цифические функции» в качестве «денег в отличие от их функции средства обращения». Эти специфические функции только ограничиваются, продолжает существовать противоположность золота и серебра другим товарам.

Самым слабым местом в методологии меркантилизма являлось то, что он в силу исторических условий не мог выйти за рамки сферы обращения. Меркантилисты исхо­дили из поверхностных явлений процесса обращения в том виде, в каком они обособились в движении торгового ка­питала, схватывая только внешнюю видимость явлений. К. Маркс подчёркивал, что это происходило отчасти потому, что торговый капитал был первой свободной формой су­ществования капитала вообще, отчасти вследствие того преобладающего влияния, какое торговый капитал имел в первый период переворота в феодальном производст­ве — в период возникновения капиталистического произ­водства.

К. Маркс пришёл к выводу, что концепция мерканти­лизма по своему «грубому реализму являлась настоящей вульгарной политической экономией той эпохи, перед практическими интересами которой были оттеснены со­вершенно на задний план зачатки научного анализа у Петти и его последователей». Но это критическое заме­чание Маркс относил лишь к воззрениям меркантилистов на капитал и прибавочную стоимость.Он отмечал, что «производство на мировой рынок и превращение продукта в товар, а потому в деньги, монетарная система справед­ливо провозгласила предпосылкой и условием капита­листического производства. В её продолжении, в меркан­тилистской системе, решающую роль играет уже не пре­вращение товарной стоимости в деньги, а производство прибавочной стоимости,— но с бессодержательной [begriffslos] точки зрения сферы обращения — и притом та­ким образом, что эта прибавочная стоимость представле­на в форме добавочных денег, в положительном сальдо торгового баланса». В первой главе I тома «Капитала» К. Маркс приходил к выводу, что стоимость и величина сто­имости вовсе не вытекают из способа её выражения как меновой стоимости вопреки мнению меркантилистов. Зато «меркантилисты переносят центр тяжести на качествен­ную сторону выражения стоимости, на эквивалентную форму товара, находящую своё законченное выражение в деньгах».

Таким образом, можно отметить определённые дости­жения меркантилистов в освещении вопросов теории ка­питализма. Речь идёт о признании товарных связей пред­посылкой капитализма и условием его развития, о прикос­новении к тайне буржуазного общества, призванного «де­лать деньги», и её ярком выражении (хотя и в грубой форме), о поисках источника прибыли, склонности к ана­лизу качественной стороны выражения стоимости (в виде меновой стоимости), эквивалентной форме товара. Это значит, что меркантилизм даже в своей монетарной форме имел значение для анализа кругооборота капитала в XIX в. Однако Маркс беспощадно и саркастически разоблачал методологические пороки теории меркантилизма, которая не стала истинной политэкономией. Она не вышла за пре­делы сферы обращения, отражала лишь исторически ограниченную роль купеческого капитала, предпочитала трактовку практических вопросов, не решая проблему первоисточника прибыли.

В методологии меркантилисты не вышли за рамки эм­пиризма, оказавшись не способными к дедуктивным по­строениям и обобщениям. Они ограничивались проблема­ми сферы обращения, довольствовались описанием повер­хностных явлений обмена, придерживались меновой кон­цепции. Критика феодализма как строя у них отсутство­вала. Вопросы теории товарного производства не были решены, отсутствовала теория стоимости, хотя цена и противопоставлялась издержкам производства. Сама идея экономического закона была чужда меркантилизму. Функции денег трактовались односторонне. Монетаристы сводили их к накоплению богатства, теоретики «торгового баланса» добавили функцию средства обращения. Первые склонялись к идеям будущего номинализма при трактовке стоимости денег, но оказывались в противоречии со своим учением. Теоретики «торгового баланса» высказывали идеи, созвучные количественной теории денег. Денежный фетишизм был характерен для меркантилизма. Отдава­лась дань натурализму, поскольку всякое золото объяв­лялось деньгами. За ними не замечалось социальных от­ношений.

Для монетарной и меркантилистской концепций был характерен взгляд, «согласно которому продажа товаров выше их стоимости и возникающая отсюда прибыль со­здают прибавочную стоимость, положительное увеличение богатства» и «будто прибыль отдельного капитала есть не что иное, как этот избыток цены над стоимостью —„при­быль от отчуждения"». При этом монетарная теория на­ходит источник прибыли «только в обмене с другими стра­нами», а меркантилистская — в активном сальдо торгово­го баланса, не видя «дальше того, что эта стоимость пред­ставлена в деньгах (золоте и серебре)». К. Маркс под­чёркивал, что, по мнению меркантилистов, в сфере всякого производства может создаваться прибавочная стоимость только посредством «прибыли от отчуждения», продажи товаров выше их стоимости, а что «выигрывает один, то теряет другой», и внутри страны нет «никакого образо­вания прибавочной стоимости». Меркантилисты отрицали на деле образование абсолютной прибавочной стоимости, утверждая, что она «выступает как деньги.

Постановка меркантилистами проблемы первоисточ­ника капиталистических доходов и анализ прибыли от от­чуждения свидетельствовали о том, что они нащупывали один из этих источников в сфере неэквивалентного обме­на.Фактически у меркантилистов проблема сводилась к перераспределению купеческой прибыли, а не к выявле­нию её первоисточника. Они игнорировали прибыль, воз­никающую в сфере мануфактурного производства. Не по­нимали они и роли внутренней торговли, хотя она была важной сферой формирования купеческих доходов. При­быльными меркантилисты объявили лишь экспортные от­расли производства, а простую наценку при продаже то­варов наивно считали первоисточником прибыли. Хотя меркантилисты предпочитали неэквивалентный обмен, но своими рассуждениями о нем фактически ставили пробле­му эквивалентного обмена. Но именно попытки её решения в дальнейшем привели классическую буржуазную политэ­кономию к поискам экономического закона товарного об­ращения, а затем и товарного производства.

Важно подчеркнуть, что меркантилисты рассматрива­ли прибыль как самостоятельную категорию, не завися­щую от ренты — феодальной или капиталистической.

Односторонний подход к анализу экономики сказы­вался у меркантилистов и при трактовке производитель­ного труда. Как отмечал К. Маркс, у них труд производи­телен лишь в тех отраслях производства, продукты кото­рых, будучи отправлены за границу, приносят стране бо­льшие деньги, чем они стоили. Меркантилисты выдвигали неосознанную идею о связи производительного труда с прибылью. Они видели, что в XVI —XVII вв. открытие новых месторождений золота и серебра вызвало огромный приток благородных металлов и быстрое обогащение предпринимателей. Они заметили выгодность ввоза това­ров в страны, производящие благородные металлы, и за­являли, что производительным является только труд, за­нятый в экспортных отраслях, продажа товаров которых в обмен на серебро и золото приносит прибыль.

Как видим, у меркантилистов есть проблески зрелых идей, поскольку они производительность труда связывали с функционированием капитала, прибыльностью его при­менения. Но ограничение этого лишь немногими отрасля­ми производства экспортного назначения было явно одно­сторонним, ошибочным. По мнению Маркса, иллюзии мо­нетарной системы возникают «из того, что она не видела, что золото и серебро в качестве денег представляют общественное производственное отношение, но в форме природных вещей со странными общественными свойства­ми.

Меркантилистская экономическая политика сводилась к заботам об обмене и приливе золота". Для идеологов купцов и фабрикантов эпохи меркантилизма характерно некоторое понимание роли «ускоренного развития капита­ла» принудительными методами для перехода от феода­лизма к капитализму. Но этот переход своеобразен в каждой стране, и поэтому национальный характер мер­кантилистской системы в устах её защитников — не про­сто фраза. Под предлогом, будто их занимает только бо­гатство нации и ресурсы государства, они в действитель­ности объявляли интересы класса капиталистов и обога­щение вообще конечной целью политики государства. Но в то же время меркантилисты сознавали, что развитие ин­тересов капитала и класса капиталистов, капиталисти­ческого производства, сделалось основой национальной силы и национального превосходства. В статье «Положе­ние во Франции» (1860) К. Маркс писал, что «отмена по­шлин на сельскохозяйственное сырье составляет главный пункт доктрины меркантилистов XVIII века». Позднее в «Наброске доклада по ирландскому вопросу» (1867) он отмечал, что в 1698 г. английский парламент «обложил огромной пошлиной ввоз ирландских изделий» и запре­тил их вывоз в другие страны».

К.Маркс убедительно разоблачил классовый характер экономической программы меркантилизма, показав, что обогащение буржуазии выдавалось за умножение богат­ства нации.

В целом можно утверждать, что меркантилистами бы­ли сделаны некоторые шаги и в области экономической теории, поскольку ими трактовался капитализм как новый способ производства, выявлялись многие его черты. К. Маркс писал, что уже монетарная теория стояла «на страже у колыбели буржуазной экономии». Ведь мер­кантилизм ориентировался на мануфактурный капитализм и впервые в мировой истории делал его предметом иссле­дования, хотя и поверхностно. Поиски источника торговой прибыли были невозможны без понимания отличий капи­тализма от феодализма, новых условий торговли и мето­дов её использования.

Меркантилизм открыл новый мир для экономических исследований, хотя смог осветить его только отчасти. Это была самодовлеющая стихия движения товарного обра­щения, свободная от попечительской регламентации — цеховой, муниципальной, королевской. Тем самым откры­вались невиданные возможности для экономического ана­лиза, выяснения ряда закономерностей товарного рынка и денежного обращения. Перед экономической мыслью последующих веков была поставлена грандиозная задача, которая породила новые теории стоимости. Получил при­знание эмпирический метод исследований мерканти­листов, который в отличие от схоластического давал фак­тологическую базу для экономического анализа, хотя и был односторонним. Крупным шагом вперёд стало частичное использование статистики. Она делала более надёжными выводы. Меркантилизм породил специальную литературу экономического характера. В ней нашли отра­жение экономические интересы и требования нового клас­са — буржуазии, хотя и представленного только купцами и мануфактуристами. Для них была сформулирована не­возможная в средние века экономическая программа тор­гового ограбления аграрных стран и колоний, вполне от­вечающая условиям генезиса мануфактурного капитализ­ма. Это была программа первоначального накопления капитала.

Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содей­ствовал развитию торговли, судостроения, экспортной промышленности, международного разделения труда. Ведь это означало развитие производительных сил. Меркантилисты заметили грядущее величие капитала, его со­циальное значение, всевозрастающую экономическую роль. Святыням и титулам феодального мира был проти­вопоставлен его величество капитал, да ещё в золотой оболочке. Как предвестники нового, буржуазного мира, они, наконец, реабилитировали прибыль, признали её пра­вомерность, если даже она добывается грязными метода­ми обмана, спекуляции, взвинчивания цен. Мерканти­листы дали новую классификацию достоинств отдельных профессий и отраслей производства. Производительным был признан труд, содействующий получению прибыли, т. е. связанный с функционированием капитала, работой экспортных отраслей промышленности, внешней тор­говлей.

Появилось новое понимание богатства как скопления золота и серебра, чуждое эпохе феодализма, когда круп­ное землевладение олицетворяло богатство, толкуемое в натурально-хозяйственном смысле. В понимании мер­кантилистов богатство не связывалось с землёй,оно сбли­жалось с капиталом. Центр тяжести перемещался на дви­жимое имущество. Меркантилисты ввели ёмкое понятие «национальное богатство», хотя и использовали его для реабилитации грабительской деятельности буржуазии. Это понятие обогатило экономическую мысль XVI—XVII вв. и позднее широко использовалось экономистами.

Отрицая средневековую регламентацию хозяйственной жизни, меркантилисты в основном ориентировались на экономические факторы роста производства и торговли. Одобрялось стимулирование мануфактурного производст­ва с помощью субсидий, раздачи земель, рудников, при­глашения иностранных мастеров. Экономическая полити­ка меркантилизма выходила за рамки сферы обращения. Важное значение придавалось росту населения, демогра­фическим факторам. Само богатство теоретики «торгового баланса» начинали определять как «избыток продуктов» в стране, хотя и обмениваемый на иноземное золото. Они явно недооценивали роль внутренней торговли, оставаясь в плену своей фразеологии об умножении «национального богатства». Ведь фактически речь шла об ускорении обо­гащения буржуазии, а оно могло происходить и за счёт внутренних ресурсов. Внешняя торговля была односто­ронне объявлена единственным источником накопления капитала, хотя она является лишь одним из них.

Меркантилисты возлагали свои надежды на государство, в том числе абсолютистское. Это было новым моментом в истории экономической мысли, не известным сред­невековью. Они ратовали за политику высоких налогов и ускорение с помощью их первоначального накопления капитала, за обогащение буржуазии. Меркантилизм по­ставил новую и важную проблему экономической роли го­сударства, толкуя её очень широко. Однако и в этом во­просе у меркантилистов проявлялась непоследователь­ность. Хотя ими провозглашалась свобода многих форм экономической деятельности, одновременно они уповали на таможенный протекционизм, монопольные компании (вроде Ост-Индской), колониальную систему, фискальный грабёж. Купцы стремились использовать абсолютизм, и это сказывалось на воззрениях теоретиков «торгового баланса».

Специфики капитализма меркантилисты не понимали. Не было дано анализа даже мануфактурного производст­ва. Социальные проблемы капитализма игнорировались или оставались недоступными для понимания мерканти­листов, интересовавшихся лишь коммерческим опытом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1086 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2230 - | 1968 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.