Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественное сознание и его структура




 

Сознание как идеальное отражение действительности

В истории философии взглядов на сознание и его отношение к материи было несколько подходов.

1. Идеалисты утверждали, что сознание более широкое понятие, чем материя, и оно порождает материю. "Пределы моего "Я" - ут­верждал Мах, - могут быть расширены до такой степени, что оно, в конце концов, включает в себя весь мир".

2. Дуалисты Кант и Декарт рассматривали материю и сознание как два равнозначных понятия.

3. Вульгарный материализм утверждал, что сознание материаль­но.

4. Диалектический материализм диалектически переработал все эти положения и пришел к выводу, что сознание не существует само по себе, наравне с материей, до нее и независимо от нее.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей. Эти духовные образы и формируют сознание. Однако прежде, чем разобраться в сознании, рассмотрим понятие "отражение".

Отражение — это общая способность всех материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить в себе осо­бенности друг друга, реагировать на внешние воздействия.

Простое отражение — это свойство любых объектов пас­сивно отзываться на внешнее воздействие (например, нагрев камня от солнечных лучей).

Информационное отражение — это свойство живых мате­риальных систем активно реагировать на внешнее воздействие (например, растения уже не просто воспринимают лучи солнца, а тянутся к нему, идут в рост).

Высшей формой информационного отражения является со­знание — свойство высокоорганизованной "мыслящей" мате­рии (человеческого мозга) отражать материальную действитель­ность в духовных образах, т.е. субъективный образ объективно­го мира. Эти образы идеальны и существуют благодаря не­рвным процессам при воздействии внешних предметов на орга­ны чувств. Отражение действительности человеком—осознан­ный процесс. Животные отражают внешнюю среду только со­ответственно своим чисто биологическим потребностям благо­даря первой сигнальной системе. Сознание—это функция об­щественного человека, а не функция мозга как органа, данного человеку природой. В то же время оно не отделимо от мозга, т.к. оно существует пока функционирует мозг. Мозг—лишь пред­посылка сознания. Сознание человека продукт длительного ис­торического развития. Решающим фактором становления и развития сознания является труд и появление в связи с этим членораздельной речи. Благодаря языку, мысли не только формируются, но и пе­редаются и воспринимаются. Суще­ствование языка и сознания изоли­рованно друг от друга невозможно.

Исходя из сказанного, можно оп­ределить следующие аспекты созна­ния:

1) Онтологический аспект — (греч, ontos— сущее, logos— учение). Сознание вторично по отношению к материи, производно от него. Уста­новить происхождение сознания — значит проследить, как в связи с пе­реходом от неживой материи к жи­вой, а от нее к мыслящей, неживое пас­сивное отражение превратилось в присущее живому активное, избирательное отражение, а от него развилась способность мыслить. Сознание, таким образом, про­является на особом уровне. развития материи лишь у высоко­организованных материальных образований, каким является человек. Оно необходимо связано с материей, не может суще­ствовать без нее. Материя же не зависит от сознания, она су­ществовала до его возникновения.

2) Естественнонаучный аспект - он связан с раскрытием отношения сознания к мозгу. Как уже отмечалось, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Однако нельзя считать, что оно дается человеку от природы вместе с мозгом, так же, как зрение с глазами. Мозг — лишь предпосылка сознания. Сознание — это функция общественного человека, а не функция мозга, как органа, данного человеку природой. В то же время, сознание неотделимо от мозга, т.к. оно существует до тех пор, пока функ­ционирует мозг.

Учение Павлова убедительно показало, что мозг и происхо­дящие в нем процессы представляют собой основу человечес­кого сознания, материальное условие, без которого мыслитель­ная деятельность невозможна. Но одного мозга для функцио­нирования сознания недостаточно, т.к. сам по себе мозг не способен мыслить. Необходимо воздействие на него окружающе­го мира. Зрительные, слуховые, осязательные и другие ощуще­ния возникают в мозгу только под воздействием объективно существующих предметов. следовательно, особенность созна­ния, как свойства мозга, состоит в его способности отражать материальный мир.

3) Гносеологический аспект (гносеология — теория noзнания). Он раскрывает соотношение сознания с внешним миром. Сознание в этом плане есть высшая форма психического отра­жения объективной реальности, субъективный образ объектив­ного мира. По своему содержанию эти образы идеальны, ибо в них нет ни малейшей доли вещества. Идеальные образы суще­ствуют благодаря первичным процессам, возникающих при воз­действии предметов внешнего мира на органы чувств,

В сознании человека возникает не только образ существую­щих предметов и явлений, но и тех, которых нет в действитель­ности.

Человек способен создавать образы будущих зданий, машин и т.п., которые появляются на основе отражения уже существу­ющих, на основе знания человеком окружающей его объектив­ной действительности.

Отражение действительности человеком — осознанный про­цесс. Животные отражают внешнюю среду только соответствен­но своим чисто биологическим потребностям, благодаря пер­вой сигнальной системе, которая у животных единственная (она не является осознанной).

Сознание человека характеризуется абстрактным мышлением, которое обусловлено наличием у него второй сигнальной сис­темы. Сущностью ее является отвлечение от действительности, обобщение. Мышление человека представляет собой, таким об­разом, высшую форму отражения действительности, переход от ощущений, восприятий к понятиям, суждениям и умозаключени­ям, т.е. к логическому мышлению. Это осознанное активно-тео­ретическое отражение действительности.

4) Социально-исторический аспект, раскрывает связь сознания с развитием трудовой деятель­ности человека и членораздельной речи. Сознание человека — продукт исторического общественного развития. Решающим фактором становления и развития сознания является труд и появление в связи с этим членораздельной речи.

Благодаря речи, мысли не только формируются, но и пере­даются и воспринимаются. Существование языка и сознания изолированно друг от друга невозможно. Таким образом, со­знание возникает под воздействием материальных факторов, зависит от общественных условий бытия.

Необходимым компонентом индивидуального сознания яв­ляется самосознание, т.е. выделение человеком своего "я" из окружающего его мира, осознание им самого себя. Самосоз­нание имеет 3 уровня (формы):

самочувствие—элементарное осознание человеком своего тела, его состояния и места в мире окружаю­щих вещей и людей;

самоосознание на уровне "я один из..."—т.е. осознание себя в качестве человека, принадлежащего к той или иной группе и культуре;

личностное самоосознание — осознание своих особенностей и себя как личности, способной совер­шать самостоятельные поступки, контролиро­вать и оценивать их, нети за них ответствен­ность.

Таким образом, бытие и сознание тесно переплетены и вза­имодействуют. Сознание—духовная составляющая бытия, его элемент. Как элемент оно вторично, т.е. бытие определяет со­знание.

 

 

Созна­ние является особым свойством высокоорганизованной материи, сознание нельзя абсолютно противопоставлять материи.

В то же время сознание возникает не случайно. Материя при­ходит к развитию мыслящих существ в силу своей природы. Созна­ние, следовательно, является необходимым свойством высокоорга­низованной материи. Оно возникает в процессе развития человечес­ких индивидов при наличии благоприятных социальных основ и био­логических предпосылок, то есть сознание возникает с необходимо­стью на определенном этапе человеческой истории и возникновение сознания заложено уже в природе самой материи. Каким это обра­зом? Через наличие у материи такого фундаментального свойства, которое позволит на определенной ступени развития сформировать сгусток высокоорганизованной материи, функцией которого и выс­тупает сознание.

Таким общим свойством материи, лежащим в основе сознания, является свойство отражения. Отражение - это объективно присущее материи свойство, выражающееся в способности материальных объектов реагировать друг на друга в процессе взаимодействия. Отражение присуще всем формам движения материи и специфически проявляется в каждой из форм /отражение света от зеркальной поверхности, отскок мяча от пола, химические реакции - все это формы отражения в неживой природе/. Это так называемые допсихические формы отражения.

Биологическое отражение возникает на уровне живой приро­ды /процессы, протекающие в клетках, раздражимость/. Высшей формой отражения в живой природе является психическое отраже­ние. Психическое отражение существует в виде ощущений, восприя­тий, представлений, безусловных и условных рефлексов, возбужде­ния и торможения и т.д.

Отражение как свойство материи проявляется тем сильнее, чем сложнее форма движения. Например, раздражимость присуща низшим живым организмам. У позвоночных уже есть возбуждение и торможение, безусловные и условные рефлексы. Высшие животные: обезьяны, собаки уже обладают предметным мышлением. Но от предметного - мышления до понятийного мышления дистанция огромного размера. Сознание как понятийное мышление свойственно только человеку Оно формируется только в условиях коллективной трудовой деятельности рода человеческого при благоприятных биологических предпосылках, каковыми являются развитая условно-рефлекторная деятельность и со­ответствующая структура головного мозга. Исходя из сказанного, можно дать краткое определение сознания.

Сознание - это функция особым образом организованной ма­терии человеческого мозга, заключающаяся в идеальном отражении объективного мира на уровне абстрактного мышления.

Сознание - это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку. Животные не имеют сознания. Они не способны отражать действительность в логических образах, а только в конкретно-чувственных образах.

Сознание есть функция мозга, оно тесно связано с физиологи­ческой деятельностью мозга, но не сводится к ней. Это подтвержда­ет и тот факт, что развитие сознания не связано жестко с объемом мозгового вещества. Так у И.Тургенева объем мозга равнялся 2012 см2, а у И.Канта и А.Франса - около 1000 см2. А микробиолог Луи

Пастер работал только левой половиной мозга, правая была пара­лизована.

Сознание объективно по содержанию и субъективно по фор­ме. Объективность содержания сознания означает, что не мозг по­рождает образы, а они являются слепком реально существующих предметов. Субъективность, сознания по форме означает то, что иде­ализированные образы зависят во многом от наследованных чело­веком признаков, уровня его развития, состояния психики, общего состояния здоровья и др.

Сознание - это не пассивное отражение действительности, а активное, преобразующее действительность отражение. В этом зак­лючается творческий характер сознания.

Сознание включает в себя самосознание. То есть человек тем и отличается от животных, что он способен смотреть на себя и оце­нивать себя изнутри, через нравственные и эстетические категории и, прежде всего через совесть.

Сознание человека отличается от психики высших животных рядом признаков:

логической ступенью мышления; - самосознанием;

творческой активностью сознания;

опережающим характером отражения действительности.

Сознание идеально по своему характеру, но оно материали­зуется с помощью языка, речи, письменности. Язык - это система знаков, обладающих значением и служащих для приема, хранения, переработки и передачи информации. Речь - это процесс, средство, способ формирования и использования языка. Различают устную, письменную и символически-двигательную речь.

Язык и речь развивались вместе с сознанием. Но нельзя пол­ностью отождествлять мышление с языком. Язык и мышление дей­ствительно органично связаны, они едины, но это единство носит противоречивый характер. Язык есть материальная форма выраже­ния мысли, а мысль есть идеальное содержание знаков, языка. Нет понятия без слова и нет слова без его идеального образа в сознании. Понятие - это идеальное содержание слова. Слово - это материаль­ная оболочка понятия. Одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Язык более консервативен, чем мысль. По этой причине наука в период бурного развития испытывает определен­ные затруднения в связи с необходимостью ввести новые слова.

Таким образом, мысль /идеальное/ нигде, никогда не существует как чистое явление, как особая сущность. Оно информационно кодируется и реализуется в языковых речевых конструкциях и процессах, в поведении и практической деятельности.

Сознание имеет определенную структуру, которая включает в себя три основных элемента.

1. Знания - это основной структурный компонент сознания. Благодаря ему осознаются объекты внешнего мира, отношения, оценки, цели и стремления. Существуют две основные ступени знаний:

чувственная ступень /ощущения, восприятия, представления/']

рациональная ступень /понятия, суждения, умозаключения, ги­потезы, теории/.

2. Воля - это осознанное стремление, это подчинение деятельности человека достижению поставленной цели, это умение управлять своим поведением в экстремальных ситуациях.

3. Эмоции - это отражение внешнего и внутреннего мира в пережи­ваниях, это осознание переживания, отношения, оценки.

Функции сознания

■ Основная функция сознания - познавательная. Познание - это осознанное отражение действительности, это процесс получения, хранения, переработки и передачи информации.

■ Функция целеполагания. Сознание человека способно проявить свою активность только в результате подчинения деятельности человека поставленной цели. Знания, эмоции и воля сплавляют­ся в этой функции.

■ Функция продуктивного творчества. Суть ее в том, что сознание не только получает, хранит и перерабатывает информацию, но и создает новые образы, прототипов которых нет в реальной дей­ствительности. В этом процессе большую роль играют эмоции и научная фантастика.

■ Функция управления, регулирования. Сознание человека управ­ляет его поведением, его производственной и общественной дея­тельностью.

Таким образом, структура и функции сознания детерминиру­ются внешней средой и потребностями субъекта.

 

.Общественное сознание и его структура.

Рассматривая проблемы бытия, мы говорили о его структу­ре, выделили четыре основные его формы, в том числе, бытие ду­ховного (идеального), в котором выделили индивидуализированное и объективированное духовное. В данной лекции мы более подробно рассмотрим последнее, т.е. объектированное духовное.

Человек —общественное существо, и в своих отношениях с миром, с другими людьми выработал способность различным образом отражать действительность. Существуют не только ин­дивидуальные формы сознания, но и надындивидуальные, харак­терные для всего общества или отдельной его части. Это, так на­зываемое, общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, привычек, тради­ций данного общества.

Общественное сознание имеет социальную природу. Оно воз­никает из общественной практики людей, как результат их произ­водственной, семейно-бытовой и иной деятельности, как отражение материальной стороны жизни общества, материальных отношений. Различные общественные явления и их отражения в образах и поня­тиях, идеях и теориях - это две стороны практической деятельности людей, диалектически связанные между собой.

Будучи отражением явлений общественной жизни, обществен­ное сознание в то же время обладает относительной самостоятель­ностью, которая выражается, во-первых, в его способности активно воздействовать на общественное бытие. Это воздействие не прямое, а через сознание людей. Идеи, овладевшие сознанием, становятся ма­териальной силой, направляя деятельность людей.

Во-вторых, относительная самостоятельность общественно­го сознания проявляется в его способности опережать общественное бытие или отставать от него, т.е. общественное сознание, не просто копирует общественное бытие, а осмысливает его, анализирует об­щественные явления и процессы. Причем осмысление это может осу­ществляться с различной степенью глубины: от явления к сущности

и т.д.

В-третьих, относительная самостоятельность общественного сознания, проявляется также в преемственности идей, теорий, взгля­дов, благодаря которой сохраняется и развивается духовное насле­дие поколений.

В-четвертых, относительная самостоятельность обще­ственного сознания проявляется в его активном воздействии на общественную жизнь. Такое воздействие может иметь и прогрес­сивную и реакционную направленность. Важно учитывать, на­сколько те или иные идеи, взгляды, моральные принципы, направ­ления в искусстве и другие проявления общественного сознания соответствуют интересам народа той или иной страны интере­сам ее будущего.

В-пятых, относительная самостоятельность общественно­го сознания проявляется во взаимодействии и взаимовлиянии его форм, в том, что в различных исторических условиях они играют различную роль и имеют свою внутреннюю логику развития, свои традиции и принципы.

Все это говорит об огромной роли общественного созна­ния в жизни современного общества, в формировании его духов­ности, вне которой и без которой люди не могут нормально жить и работать.

Общественное сознание имеет сложную структуру, вклю­чающую различные элементы, их взаимосвязи и взаимодействия. Структурный анализ общественного сознания может быть проведен по различным основаниям:

1. По глубине отражения действительности в духовных про­цессах (уровни отражения),

2. По способу отражения (формам общественного созна­ния);

3. По носителям - субъектам общественного сознания (ин­дивидуальное, групповое, национальное);

4. По социальным функциям,

Рассмотрим более подробно структуру общественного со­знания по первым двум основаниям, а с особенностями индивиду­ального, группового, национального сознания, их диалектикой, а также с функциями общественного сознания студенты знакомят­ся в ходе самостоятельной работы.

По глубине отражения действительности структуру обще­ственного сознания можно представить следующим образом (См.схему).

Идеология Естественно­научные знания
Общественная психология Эмпирические знания
Т К.
 
     

2-й уровень теоретическое ►знание

1-й уровень

обыденное

знание

О.Б

Обыденное сознание возникает раньше теоретического и фор­мируется под влиянием повседневной жизни людей. Оно позволяет судить о событиях общественной жизни с позиции "здравого смыс­ла" и принимать в целом правильные решения.

Обыденное сознание представляет собой совокупность мыс­лей, взглядов, социальных* чувств, эмпирических знаний и заблужде­ний, вырабатываемых социальными общностями под влиянием по­вседневной жизни. Обыденное сознание включает в себя:

• Эмпирические знания, как комплекс представленных на­выков, умений, формирующихся на основе опыта людей, например, народная медицина, приметы погоды и т.д.

• Общественную психологию как совокупность социальных чувств, настроений, обычаев, нравов, традиции, идеалов и целей, проявлений моды и т.д. Она выступает как един­ство эмоциональных и интеллектуальных отношений лю­дей к условиям их жизни, к их общественному бытию.

Общественная психология отражает действительность с по­зиции больших масс людей: классов, наций, народов. Ее особенность состоит в том, что это отражение несистематизированное, как пра­вило, на уровне явлений, а не сущности.

В общественной психологии различают, во-первых, психичес­кий склад, как совокупность, исторически сложившихся традиций, привычек, устоявшихся черт национального характера, психологии класса, профессиональной группы. Во-вторых, это психические на-

строения, чувства, переживания, стремления, желания. Они носят более подвижный характер, зависят от ситуации. Значение обще- | ственной психологии в жизни заключается в том, что она формирует ценностные ориентации людей и установки на поведение, мотивы их деятельности.

Вторым, более высоким уровнем общественного сознания, яв- | ляется теоретическое сознание. Это та часть общественного созна­ния, которая отражает действительность в теориях, взглядах, офор­мленных в концептуальные система.

Теоретическое сознание выступает как система логически вза­имосвязанных положений. Поэтому создателями его выступают не все люди, а только специалисты, ученые, теоретики

Теоретическое сознание включает в себя:

» Естественнонаучные знания как систему теоретических знаний об окружающем нас мире, о достижениях в областях обществен­ных, естественных и технических наук.

• Идеологию как систему идей, теорий, взглядов, отражающих со­циальную действительность с позиций определенных классов, наций, выражающих потребности и интересы различных социальных сил.

Идеология это систематизированное отражение, в котором вы­ражается отношение тех или иных классов, партий к политической системе, государственному строю, отдельным политическим инсти­тутам и т.д. Она, как правило, стремится найти сущность обществен­ных процессов, обнаруживать закономерности в развитии.

Идеология создается не массами, а наиболее подготовленны­ми людьми, теоретиками. Она не стихийно усваивается массами, а вносится в их сознание с помощью различных средств: устно, СМИ и т.д.

Идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной. Все зависит от ее социально-классового содержания, форм и способов ее воплощения в жизнь. Можно считать нормаль­ным, если большее распространение имеет та идеология, которая от­вечает интересам большей части общества. Однако это бывает не всегда, т.к. сила влияния той или иной идеологии определяется поло­жением в обществе тех классов, наций, социальных групп, интересы которых она выражает.

2) Многообразие взаимоотношений людей с природой и об­ществом выступает основой существования различных способов,

форм отражения действительности. Вошикшот p:i пшчш.к- формы ой щественного сознания. Они все взаимоснямиы, имени оГициг ч< piы и, вместе с тем, различны.

В чем они сходны? В том, что все они отражаюi оМцн мим ное бытие, взаимодействуют друг с другом, обладают шписшпи. ной самостоятельностью и имеют два уровня отражения, ivoprui ческий и обыденный.

А в чем их различие? В том, что они имеют различный пред­мет отражения, разными средствами отражают его. Они находятся в разной степени близости к экономическому базису. Такие формы об­щественного сознания, как политическая, правовая, ближе к эконо­мическому базису, чем философия и религия. Они различаются по той роли, функциям, которые выполняют в обществе. Речь идет о познавательной, воспитательной, эстетической, идеологической фун­кции, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и их общественных отношений.

Основными формами общественного сознания являются: по­литическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское, ре­лигиозное сознание, а также идеи и взгляды о природе.

Политическое сознание - это совокупность идей и взглядов о том, кому должны принадлежать средства производства и власть в стране, об отношениях между классами, нациями, государствами и коалициями государств. Главное содержание политического созна­ния составляет отражение коренных интересов классов, наций, го­сударств, в сфере экономики и по вопросам власти, государствен­ного и политического устройства общества,

Наиболее активна в политическом сознании политическая иде­ология. Она вырабатывается идеологами класса, политологами и вно­сится в сознание масс в форме идей, программ, ценностей. Большое значение имеет и политическая общественная психология, представ­ляющая собой политические настроения, чувства классов, соци­альных групп, их отношение к тем или иным политическим меропри­ятиям.

Политическое сознание - это активная сила в обществе, осо­бенно в современных условиях. Понимание сути политических ме­роприятий, проводимых президентом, правительством Украины, обес­печивает поддержку их народом.

Правосознание - это совокупность взглядов, представлений социальных групп и классов о праве, обусловленная материальными условиями их существования и включающая в себя как оценку! действующего права, так и представления о желаемом в области] права, правовые требования.

В правосознании выражается отношение людей к действующему праву. Оно связано с представлением о том, что законно, а! что незаконно. В правосознании оценивается правовая практика органов власти, причем в социально неоднородном обществе эти оценки могут быть различны со стороны различных социальных групп.

Правосознание имеет два уровня:

• правовую идеологию в которой формулируются правовые нормы, | вырабатывается сама идея закона, возможности его трактовки и! определение границы его приемлемости;

• праеовую^)йще£твеннутпсихолагиюг представляющую совокуп­ность чувств, взглядов, переживаний социальных групп по пово­ду тех или иных законов и правовых норм. В ней отражаются также противоречия между изменяющимися условиями и уста­ревшими законами.

Правосознание имеет огромное значение в современных ус­ловиях. Знание законов, их обязательное выполнение всеми, верхо­венство закона в обществе - необходимые условия формирования правового государства.

Нравственное сознание - это, совокупность идей и взглядов о поведении людей и их взаимоотношениях с позиции добра и зла, спра­ведливости и несправедливости. Нравственное сознание предписы­вает, оценивает и побуждает личность и социальную группу к опре­деленному характеру деятельности.

В нравственном сознании потребности и интересы людей вы­ражаются в виде общепризнанных предписаний и оценок, подкреп­ленных силой примера, привычки, общественного мнения.

Нравственное сознание отражает действительность в сово­купности моральных принципов, норм, выражается категориями морали: добро и зло, долг, честь, совесть и т.д.

Нравственное сознание включает

• теоретический уровень, выраженный в моральных программах, нравственных кодексах, заповедях, в которых в системном по­рядке излагаются моральные требования общества;

• абыАешый-уршень, в который включаются нравственные чув­ства, переживания (стыд, симпатии, антипатии и т.д.).

Роль нравственного сознания исключительно велика. Она про­является в том* что многие положения, требования морали имеют общечеловеческий характер, за ними стоит сила убеждения, нрав­ственного авторитета. А нравственное воспитание людей всегда было и остается важнейшим направлением духовной деятельности.

Эстетическое сознание - это совокупность художественных образов, идеалов и теорий, отражающих ценность предметов и явле­ний через понятия прекрасного и безобразного, возвышенного и низ­менного, комического и трагического.

Эстетическое сознание имеет два уровня:

• теоретический уровень - это искусство, эстетика, теории отдель­ных видов искусства. Искусство, как способ эстетического ос­воения мира, удовлетворяет потребности человека в красоте. Оно отражает действительность в художественных образах, через призму человеческих чувств, переживаний. Развитие искусства обусловлено общественно-исторической практикой людей, худо­жественными традициями, состоянием духовной жизни общества.

• общгствениогпсихолагический уравешь^ отражающий действи­тельность в виде эстетических эмоций, массовых суждений о пре­красном, комическом и т.д.

Эстетическое сознание является мощным средством эстети­ческого воспитания людей, формирования эстетических ценностей и вкусов.

Философское сознание - это совокупность взглядов о мире, о человеке и его месте в обществе, о всеобщих закономерностях раз­вития и познания действительности.

Объективный мир отражается в философском сознании с по­мощью всеобщих понятий, категорий, основополагающих идей-прин­ципов.

В силу этого оно составляет ядро мировоззрения, так как наи­более глубоко проникает в сущность процессов и явлений.

Философское сознание выступает теоретическим осознани­ем мира, это наиболее общий взгляд на мир. Вместе с тем философс­кое сознание предполагает глубокое осмысление сущности своего "я". Философское сознание, вне зависимости от того отражает оно мир с позиций материализма или идеализма, активно влияет на все стороны жизни общества.

Религиозное сознание - это совокупность идей, взглядов, догм и учений о сверхъестественных явлениях. Религиозные взгляды возникли на заре человеческого общества, прошли через века и существуют поныне. Его основа - вера в наличие сверхъестественного.•• Содержание его - это совокупность религиозных идей, чувств, взглядов и представлений о боге, бессмертии души и т.д.

В его состав входит:

Религиозная идеология- это часть религиозного сознания. Она; выступает как система идей, в которых теоретически обосновываются и излагаются религиозные взгляды на мир.

Религиозная психология ~ это несистематизированные рели­гиозные чувства, представления, настроения, верования, которые; складываются стихийно, как непосредственное отражение бытия; людей. Религиозное сознание иногда представляется как иллюзорное сознание, ложно отражающее действительность, связанное с ми­фическим опытом человека.

Специфика религиозного сознания состоит в том, что его идеи не доказываются ни чувственно, ни логически, они основаны на ре­лигиозной вере. Религиозное сознание нельзя, наверное, оценивать только негативно, т.к. в нем обобщен большой ответ духовного от- М ношения человека к себе, к другим людям, отражается нравственный и гуманистический опыт людей.

Религиозное сознание, тесно переплетаясь с бытовыми тра­дициями народов, составляет значительный пласт духовной культуры человечества.

Мы рассмотрели основные формы общественного сознания. Другие формы, в частности, естественнонаучную форму, как взгляды на природу, ее сущность, законы, студенты более подробно изучают | самостоятельно.


 

 

Тема: Познание и его основные формы

Тип занятия: Лекция - беседа

Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8

Цели:

Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях познания, определять основы философской теории гносеологии;

Развивающа я: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..

Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем.

Информационно-методическое обеспечение:

1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия, 2009.-336 с.


Структура занятия

1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.

Мин.

5. Основная часть – 60 мин.

6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты, творческие задания); выдача индивидуальных консультаций, если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.

– 10 мин.

7. Подведение итогов

задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.

Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.

Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы.

3-5 мин.

Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова.

 

ТЕМА: Познание и его основные формы

План занятия

Основное содержание познавательной деятельности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 621 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2465 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.