Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формы и методы научного познания.




1. Основное содержание познавательной деятельности.

.

 

1.

Важнейшим источником развития человеческого сознания является познание. Но познаваем ли мир вообще, и если да, то как и насколько. На эти вопросы отвечает тео­рия познания (гносеология). В вопросе о познаваемости мира наметились три основные линии:

Агностицизм (от греч. agnotos — непознаваемый) считает, что люди не могут знать, каков мир на самом деле, ибо челове­ческие чувства и мышление неизбежно искажают объект по­знания. Они не отрицают сам факт существования познания. Акцент ими делается на трудностях и сложных проблемах по­знания. Это, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бы­тия, его субъективное преломление в органах чувств и мышле­нии человека. Наиболее известными агностиками были анг­лийский философ Юм и немецкий — Кант.

Скептицизм не отрицает принципа познаваемости мира, но сомневается в возможности получения достоверных зна­ний. С одной стороны, "здоровый скептицизм" необходим, ибо без сомнения нет проблем, а без проблем — застой. Но с дру­гой стороны, он принижает познавательные способности людей, настраивает их на пассивность.

Оптимизм считает, что мир познаваем, и люди могут отно­сительно верно отражать действительность, неограниченно раз­вивать и углублять свои знания.

Так что же такое познание и знание?

Познание активный целенаправленный процесс пости­жения человеком объективного мира и приобретения им все новых и новых знаний. Он носит всегда общественно-истори­ческий характер, т.к. люди познают мир в совместной практике, обмениваются знанием друг с другом, передают их из поколе­ния в поколение.

Знание —это та информация, которая переработана, преоб­разована человеком, определенным образом сформирована и выражена тем или иным языком (речь, графически, формулы, ис­кусство и т.п.).

В результате познавательной деятельности людей знания углубляются. Сознание человека это и есть диалектическое единство знания и познания. Этимологически со 11 знание (со­вместные знания). Переход от незнания к знанию, а от него к новым знаниям — и есть основное содержание познава­тельной деятельности людей.

В процессе познания задействованы практически все спо­собности человека, в том числе чувства ("живое созерцание") и разум (мышление) В вопросе о роли и месте чувственного и рационального в познании существует две прямо противопо­ложные точки зрения — сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты (от лат. sensus— чувство) считали, что реша­ющая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, т.к. ощущения являются источником и средством достижения истины. Таких взглядов придерживались Гельвеций, Гоббс, Локк, Фейербах, Беркли, Юм, т.е. как материалисты, так и идеалисты.

Рационалисты (от лат. ratio — разум, мышление) главной ступенью познания считали мышление (Декарт, Лейбниц, Гегель и др.).

У тех и других немало великих и глубоких идей, но в целом они были односторонни. Важны и чувственное познание и ра­зум. Первое доставляет разуму соответствующие данные. Ра­зум их обобщает и делает выводы.

Чувственное познание (или живое созерцание) — это познание действительности с помощью органов чувств, нервной системы и мозга на основе их непосредственного контакта с объектом познания. Оно осуществляется в трех основных взаи­мосвязанных формах, каждая из которых—субъективный образ объективного мира:

Ощущения отражение в сознании человека отдельных сто­рон, свойств предметов, непосредственно воз­действующих на органы чувств Они являют­ся компонентами более сложного образа вос­приятия.

Восприятие это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании всех своих сторон, т.е. синтез данных отдельных ощущений.

Представление образное воспроизведение в человечес­ком сознании ранее воспринятого им объек­та.

Рациональное познание. Это познание действительности на основе абстрактного мышления и логических рассуж­дений.

Понятие — форма мышления, обобщенно выражающая наи­более общие и существенные черты той или иной группы объек­тов. Например, человек, растение и т.д. Наиболее общие поня­тия это философские категории (качество, количество, материя).

Суждение — форма мышления, в которой посредством логи­ческого соединения соответствующих понятий что-либо утвер­ждается или отрицается. Например, клен—дерево. Оно может быть либо истинным (Париж стоит на Сене), либо ложным (Севастополь — столица Крыма). Понятие и суждение являются "кирпичиками" для построения умозаключения.

Умозаключение форма мышления, в процессе которого из одного суждения выводятся другие, новые суждения. Например: все газы сжижаемы; кислород— газ; следовательно кислород сжижаем.

Рациональное мышление связано не только с чувственными, но и с другими — внерациональными формами познания, та­кими, как воображение, фантазия, интуиция (внезапное озаре­ние).

Гипотеза это такое умозаключение, которое построено на обоснованном предположении, предугадывании вероятной сущ­ности каких-либо недостаточно изученных объектов.

Теория — система обобщенного научного знания о том или ином фрагменте действительности.

Познание неразрывно связано с практикой. Практика — ос­нова познания. Она же — цель познания, т.к. знания нужны человеку не сами по себе, а для практического преобразования окружающей действительности.

Практика — источник познания, т.к. дает ему фактический материал для обобщения и исследования, вооружает познание необходимой материальной базой.

Практика — критерий истины, путь к которой обычно сло­жен, труден и противоречив.

Постоянный спутник истины — заблуждение, т.е. знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заб­луждение неизбежно на пути к истине.

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпа­дающее с ним. Она объективна, т.е. соответствует действитель­ности и не зависит ни от человека, ни от человечества. Напри­мер. "тела состоят из атомов" — объективная истина. Но полная ли? В связи с этим выделяют 2 формы объективной истины:

Абсолютная истина предельно точное, полное, закончен­ное знание объекта. Обладать ей целиком невозможно, ибо объективный мир, который она могла бы отражать, неисчерпаем и не остановим в своих изменениях.

Относительная истина — тоже объективное, но неполное знание, которое впоследствии может дополняться. Она отража­ет объективную истину на определенном этапе истории разви­тия общества. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной.

Вывод. Человеческие знания всегда относительны, ибо за­висят от уровня развития общества. Познание — это процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными. Абсолютная истина складывается из множества от­носительных, и чем выше уровень нашего знания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине, но процесс этот бесконе­чен.

Диалектика познания — от "живого созерцания" к абстракт­ному мышлению, а от него к практике.

 


Тема: Диалектика: принципы, категории и ее законы

Тип занятия: Лекция - беседа

Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8

Цели:

Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях познания, определять основы диалектики;

Развивающа я: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..

Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем.

Информационно-методическое обеспечение:

1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия, 2009.-336 с.


Структура занятия

1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.

Мин.

5. Основная часть – 60 мин.

6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты, творческие задания); выдача индивидуальных консультаций, если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.

– 10 мин.

7. Подведение итогов

задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.

Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.

Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы.

3-5 мин.

Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова.

Тема: Диалектика: принципы, категории и ее законы

План:

1. Принципы и категории диалектики.

2. Законы диалектики.

 

Философское миропонимание призвано не только познать основные "блоки" бытия, но и воссоздать их многооб­разные связи, их развитие. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения об универсаль­ных связях и развитии История и современность философии высветили два противоположных взгляда на развитие мира и соответственно два способа мышления:

Метафизика — предметы и явления рассматриваются вне взаимосвязей и развития: связь вещей и явлений либо во­обще игнорируется, либо воспринимается односторонне, повер­хностно, неглубоко. Движение и развитие явлений либо вооб­ще не учитываются, либо понимаются упрощенно: как простое повторение прежнего; как чисто количественные изменения; без качественных преобразований; как результат воздействия лишь каких-то внешних сил.

Диалектика — рассматривает предметы и явления во вза­имосвязи и развитии: Все вещи и явления находятся во вза­имосвязи и взаимодействии. Все они существуют: в постоян­ном движении и развитии; с количественными и качественны­ми изменениями; с отмиранием старого и появлением нового, при сохранении всего ценного и жизнеспособного. Источни­ком и движущей силой развития являются внутренние проти­воречия, присущие всем явлениям и процессам.

Первоначально под диалектикой понимали искусство спора, ведения дискуссии. В зрелом, теоретическом виде диалектика предстала в философии Гегеля. Именно он выявил и развил понятийный аппарат диалектики, разработал категории и сфор­мулировал законы, определил ее принципы, а точнее принципи­альные идеи универсальной связи, единства противоположно­стей и развития через диалектическое отрицание. Дальней­шее свое развитие диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии, получила в марксистской философии. Именно ей уда­лось соединить диалектику с материализмом. "Местом встре­чи" диалектики и материализма явилась история общества.

Основными принципами диалектики является принцип все­общей связи, развития, детерминизма, историзма, системности и целостности. Рассмотрим основные:

Принцип развития. В прошлой теме мы уже рассматрива­ли эти проблемы. Если движение—это изменение вообще, т.е. любое изменение, то развитие — это особый вид изменения, отличающийся обязательными качественными преобразовани­ями, перестройками структур. Поступательное развитие к бо­лее высокой организации выражается понятием прогресс, из­менения в противоположном направлении — регресс. Развитие есть сложное диалектическое взаимодействие про­гресса и регресса. Так как в мире развивается все, то разви­тие всегда объективно, необратимо, включает в себя качествен­ные изменения. Оно представляет собой неотъемлемое корен­ное свойство действительности. В диалектике это находит вы­ражение в принципе развития. Этот принцип является цент­ральным в диалектике, вокруг которого группируются все ее эле­менты, раскрывающие развитие. Поэтому диалектику можно назвать учением о развитии.

Принцип всеобщей связи. Развитие осуществляется по­средством взаимосвязи явлений между собой. Естественная и социальная среда, в которой живут и действуют люди, много­образна. Но какими бы несхожими не были предметы и явле­ния, все они органически связаны и взаимообусловлены. Все формы движения способны переходить одна в другую. Органи­ческая и неорганическая природа, живое и неживое, несмотря на их существенное различие связаны единством химических компонентов и законов развития. Доказано, что частицы веще­ства при соответствующих условиях превращаются в фотоны — частицы поля, и наоборот. Способны взаимо превращаться и эле­ментарные частицы. Общественная жизнь невозможна без ак­тивного взаимодействия с природой. Общество потому и су­ществует, что между людьми и природой идет постоянный "об­мен веществ". Производя материальные блага, люди воздей­ствуют на природу, преобразуют ее и в этом процессе устанав­ливают связи между собой.

Всеобщая связь означает, что каждый предмет, будучи сис­темой определенных элементов, входит в состав иной, более слож­ной системы, а та в свою очередь является частью еще более сложной системы и т.д. Универсально взаимосвязанный в сво­их компонентах мировой процесс — это единое целое, диалек­тическая система взаимодействующих тел. Взаимодействие предметов, явлений выступает общей причиной их возникновения и развития.

Из принципа всеобщей связи вытекает принцип детерми­низма — означающий, что все процессы и явления детермини­рованы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономер­но, в результате действия определенных причин.

Живое созерцание является начальной основой познания. Оно не дает сколько-нибудь важных обобщений. Чтобы понять общее, выделить существенное, мышление должно перейти на новый уровень—к рациональной форме познания. На этом уров­не у людей формируются понятия. Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания, на­зываются категориями.

Философские категории являются универсальными. Они отражают всеобщие свойства, связи предметов и явлений т.е. такие, которые присущи всем явлениям, предметам реального мира и познания без исключения. Они выступают ступенями познания мира.

Все многообразие реальной действительности взаимоза­висимо, взаимодействует, взаимосвязано. Взаимосвязаны и философские категории. Эта взаимосвязь проявляется в их "парности".

Кратко остановимся на содержании и диалектике основных категорий,

Единичное — это индивидуальные, неповторимые черты предмета, которые отличают его от всех других (в том числе и качественно подобных ему) материальных объектов.

Общее — это одинаковые черты, объединяющие самые раз­личные объекты и делающие их в чем-то похожими друг на дру­га.

Диалектика единичного и общего проявляется:

Во-первых, в их неразрывной связи: ни то, ни другое не может существовать самостоятельно, само по себе.

Во-вторых, в тесном взаимодействии единичного и обще­го. В их взаимном переходе друг в друга. Самостоятельно су­ществуют лишь сам и предметы, процессы, явления, а единичное и общее — это неотъемлемые полярные стороны каждого из них.

Например: только что сконструированный новый образец одежды (единичное), став затем модой для многих людей, пре­вращается в общее.

Практическое значение категорий единично и общего: С одной стороны, они позволяют индивидуализировать предметы, процессы, явления (например, выделить передовой опыт производства или уникальное художественное произве­дение);

С другой стороны, благодаря им, можно обобщать предме­ты, явления (скажем, стандартизировать различные техничес­кие устройства, классифицировать растения и т.п.).

Окружающую действительность можно воспринимать на раз­ных познавательных уровнях: на уровне глубинных слоев реальности с проникновением в ее суть, и на поверхностном уровне, дающем лишь внешнее о ней представление. В зависимости от этого и различают такую пару категорий, как сущность и явление.

Сущность:

— это внутренняя основа вещи, определяющая ее природу и содержание, суть вещи,

это глубинный слой, "душа" и сердцевина предмета, час­то скрытые от взора людей;

относительно устойчива;

— выражает общий смысл объекта в целом.

Явление: это внешнее отражение, внешний признак сущности вещи. То - чем она представляется

—то, что лежит на поверхности, наблюдаемо и даже бро­сается в глаза;

более подвижно, изменчиво;

— отражает одну из сторон сущности объекта. (Боле полное представление о сущности дает группа явле­ний. Например: сущность растения отражают и его листья, и

цветы, и плоды и т.д.).

Диалектика сущности и явления:

Сущность и явление —диалектически взаимосвязанные про­тивоположности, ибо:

— с одной стороны, они едины: сущность обнаруживает себя и познается через явления, а явление есть отражение сущнос­ти;

— с другой стороны, они не совпадают друг с другом, более того, явление может искажать сущность (например, дви­жение Солнца по небу создает неверное представление о его вращении вокруг Земли).

Сущность и явление— понятия гибкие, относительные, ибо:

— их нельзя закрепить за какими-либо постоянными уров­нями реальности: познание бесконечно углубляется, и то, что вчера принималось за сущность, завтра может оказаться явле­нием еще более глубокой сущности.

От сущности и явления необходимо отличать другую пару категорий: содержание и форму.

Что же такое содержание и форма, и какова их диалектика?

Каждый объект (будьте предмет, процесс или явление) имеет свою внутреннюю "начинку", свой особый набор взаимодейству­ющих элементов -- свое содержание. Это содержание пребы­вает не в беспорядочном нагромождении частей, оно всегда оп­ределенным образом "упаковано", упорядочено, т.е. имеет свою форму.

Содержание — это те основные элементы и их взаимосвя­зи, которые образуют данный предмет или явление.

Форма — это структура, организация содержания данного объекта, устройство и способ существования этого содержа­ния.

Диалектика содержания и формы:

Содержание и форма существуют в единстве, поскольку они представляют собой обязательные, неотделимые и взаимосвя­занные стороны одного и того же предмета, процесса или явле­ния: нет и не может быть неоформленного содержания, также, как не существует и бессодержательной формы.

Однако единство содержания и формы противоречиво:

- содержание является определяющей и более активной стороной, которая непрерывно развивается и "тянет" за собой форму (ибо форма должна соответствовать своему содержа­нию);

— форма — это определяемая и более консервативная сто­рона, в своем развитии она отстает от содержания, стареет, уси­ливая противоречие между собой и своим содержанием.

В то же время форма имеет относительную самостоятель­ность:

—- она активно воздействует на развитие содержания — либо стимулирующе, либо тормозяще, в зависимости от своего соот­ветствия содержанию (отсюда задача общества: постоянно со­вершенствовать отстающие формы общественной жизни);

— на основе использования формы возможна формализа­ция знаний, т.е. перевод их на искусственный язык определен­ных символов и формул (особенно эффективна в точных науках);

—-относительная самостоятельность форм создает опасность превращения ее из средства организации содержания в не­кую самоцель, что ведет к формализму, бюрократизму, заорганизованности и застою в живом деле (т.е. в содержании).

Одним из важнейших типов всеобщей связи является при­чинно-следственная связь (ПСС). В ней причина—то, что вы­зывает следствие, а следствие — результат действия причи­ны. Связи между ними называют связями детерминации. В обычной жизни определить причины бывает не так уж сложно. Например, нагревание или охлаждение тел служит причиной из­менения их агрегатного состояния. Однако при решении слож­ных вопросов науки и философии такой подход неприемлем.

Причинность всегда носит всеобщий характер. Нет и не может быть беспричинных явлений. Процесс развитияслож­ный процесс переплетения причин и следствий. Причем они могут меняться местами. Так, например, французская буржуаз­ная революция была следствием развития капитализма в не­драх феодального строя. Вместе с тем, она стала причиной ус­тановления и утверждения капиталистического строя.

Для боле полного диалектического анализа развития необ­ходимы еще две пары взаимосвязанных категорий — необхо­димость и случайность; возможность и действительность.

Необходимость — такая однозначная ПСС, при которой дан­ное явление-причина обязательно влечет за собой вполне оп­ределенное явление-следствие: это когда иной связи между явлениями просто не может быть, ибо она вытекает из самой сущности этих явлений и для них постоянна.

Случайность — такая неопределенная ПСС, при которой та или иная причина может вызвать (а может и не вызвать) любое из множества различных следствий: это когда связь между яв­лениями может быть самой неожиданной и разнообразной, ибо она возникает не из их сущности, а в силу временных, непредви­денных внешних обстоятельств.

Возможность — предпосылка возникновения какого-либо явления.

Действительность — уже осуществленная, реализованная возможность.

Значение всех рассмотренных категорий в том, что их по­знание позволяет:

— правильно определить причины и факторы тех или иных событий;

— способствовать приходу нужных из них, предотвращая вредные;

— выявлять объективно необходимые процессы, вероятность случайностей;

—определять способы воплощения возможного в действи­тельное.

Выделяют абстрактную или формальную возможность и ре­альную или конкретную возможность.

Реальная это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения ее в действительность.

Абстрактная возможность — это такая возможность, кото­рая в принципе осуществима, но в данных конкретных условиях не может быть реализована.

Всеобщность взаимосвязей и развития конкретизируется в основных законах диалектики. Первым среди них является за­кон единства и борьбы противоположностей. Вот его со­держание:

Источником развития всех природных, социальных и ду­ховных объектов и процессов является взаимосвязь и борьба противоположностей: или источником развития являются диалектические противоречия.

Для понимания закона необходимо объяснить содержание категорий:

Противоположности — это такие свойства, стороны, силы или тенденции объектов, которые противостоят друг другу (на­пример, "+" или "-"; горячее-холодное; правое левое). При этом следует особо выделить диалектические противоположнос­ти, которые с одной стороны существуют в единстве, 6 другой — взаимоотталкиваются, взаимоисключают и противодейству­ют друг другу. То есть диалектические противоположности су­ществуют в сложных и переменчивых отношениях противоречи­вого единства или диалектического противоречия. Это вза­имоотношения между диалектическими противоположностями, которые существуют в единстве и борьбе между собой. Разли­чают: внутренние и внешние, основные и неосновные, антагони­стические и неантагонистические противоречия.

Закон единства и борьбы противоположностей утверждает, что явлениям действительности присущи диалектические противоположности: между ними развивается взаимодей­ствие и отношение диалектического противоречия, т.е. отноше­ния единства и борьбы; в результате такого взаимодействия данное противоречие разрешается', явление переходит в новое качественное состояние (в нем развиваются новые противопо­ложности и т.д.).

Вывод: источником всякого развития является возникновение, нарастание и разрешение основных, внутренних противо­речий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 434 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.