Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философское понимание категории бытие. Практи­ческий способ человеческого бытия в природном и со­циальном мире.




.Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория "бытия". В этой категории форми­руется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, про­цессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существу­ет и сохраняется.

Констатация бытия является исходной предпосылкой даль­нейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии пред­ставляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно вос­принимаемого мира далеко не очевидно.

Все конкретные предметы, окружающие человека, не вечны. Они возникают и исчезают, уходя тем самым в небытие. Для философов со времен античности стоял вопрос о том, насколь­ко реально и действительно бытие в отношении с небытием. Греческий философ Парменид считает только бытие реальным, а небытие иллюзорным. Отправляясь от категории бытия, Ге­гель понимал бытие как "исчезающее бытие", как переходящее в "небытие", в результате чего все в мире является становлени­ем. Но становление это уже более богатая категория, характе­ризующая бытие, и последнее является предпосылкой станов­ления.

Понятие "бытие" сходно, однопорядково с такими понятия­ми как "существование", "действительность", "реальность", и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синони­мы. Вместе с тем, бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование.

Одним из первых вопросов, возникающих на пути философ­ского осмысления мира, является вопрос о многообразии спо­собов и форм бытия.

По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физи­ческих состояний и мир сознания, внутренний мир человека.

Оба этих мира могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, материаль­ный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого созна­ния существует субъективно, т.к. зависит от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два спосо­ба бытия реально связаны между собой, является одним из ос­новных вопросов философии.

Такой подход позволяет говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он одновременно принадлежит к двум ми­рам. природному телесному миру как его органическая часть и одновременно к миру сознания, психическому миру, принадлеж­ность которому и делает его человеком.

В философском учении о бытии (онтологии) философы стал­киваются с рядом кардинальных проблем, различные реше­ния которых и определяют различия в философских воззрени­ях. К этим проблемам относятся такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством, и что является ос­новой этого единства? Является ли мир в своем существова­нии неизменным или он постоянно развивается и развивает­ся? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчи­няется ли он каким-либо законам, или он изменяется совершенно произвольным образом?

В зависимости от их решения философские концепции мира подразделяются на идеализм и материализм, монизм и плю­рализм, детерминализм и индетерминализм и т.д.

В зависимости от того, что кладется в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов. И ма­териализм, и идеализм имеет в равной степени фундаменталь­ное философское обоснование, и оба эти течения представле­ны в философии великими мыслителями. Выбор между этими: течениями в философии определяется персональными пред­почтениями, связанными с образованием, системой разделяе­мых ценностей, общим складом мышления.

Мне ближе материалистическое мировоззрение, т.к. мате­риализм ближе, чем идеализм стоит к логике здравого смысла, которым руководствуются люди в своей практической деятель­ности. Поэтому дальнейшие рассуждения о проблеме бытия будут материалистическими.

Бытие человека

Непосредственно существуя как природное тело, человек под­чиняется законам существования и развития. Реально суще­ствующий отдельный человек, прежде всего это мыслящая и чувственная вещь (тело). Это первое измерение человеческого существования. Но одновременно человек существует как ин­дивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взя­тая на данном витке его развития, эволюции мира. Тут — вто­рое измерение бытия человека. Человек существует и как со­циально-историческое существо (третье измерение его суще­ствования). Все три измерения человеческого существования, взятые в единстве, — исходные характеристики бытия челове­ка.

Среди форм бытия выделим прежде всего его предметно - практическую деятельность. Человек воздействует на иные физические тела с целью удовлетворения собственных потреб­ностей. Здесь он — мыслящая вещь среди других вещей, что особенно отмечали материалисты прошлого.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 387 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.