Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научно-философской картины мира.




Высшей и основной формой познания является наука.

Наука — это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. Ее главной целью является объяснение мира и производство нового знания: фундамен­тального и прикладного.

Выявление закономерностей изучаемых феноменов обычно развертывается по схеме: проблема — гипотеза — теория.

Проблема — это то, что еще неизвестно, но требует позна­ния.

Гипотеза —форма знания, содержащая предположение от­носительно сущности объекта. По мере того, как гипотеза про­веряется и обосновывается, она может быть "отшлифована" до истинной теории, но может быть и отброшена как несостоятель­ная. Гипотетическое знание проходит проверку практикой, кото­рая и служит критерием истинности выдвинутых предположе­ний.

Рост научного познания венчает теория.

Теория — это форма научного знания, которая дает всесто­роннее отображение закономерных и существенных связей ис­следуемого объекта.

Научное познание не может обойтись без методологии.

Метод представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного по­знания. Метод — это способ воспроизведения в мышлении изу­чаемого объекта.

Методы научного познания подразделяются на специальные, общенаучные и универсальные. В зависимости от роли и мес­та в научном познании фиксируют формальные и содержатель­ные, эмпирические и теоретические методы исследования и изложения.

В арсенал методов и приемов научного познания входят:

анализ разложение изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирова­ния с целью рассмотреть частное;

синтез —операция, объединяющая в целое стороны, части и тенденции, имеющиеся у объекта под углом зрения суще­ственных связей и отношений;

абстрагирование —мысленное выделение, вычленение от­дельных признаков, свойств и отношений при одновременном отвлечении от других свойств, признаков и отношений предме­та. Например, чтобы сформировать понятие "товар", необходи­мо: во-первых, отвлечься от несущественных конкретных черт (веса, цвета и т.д.); во-вторых, выделить общее и существенное, а именно, что эти продукты изготовлены для продажи.

индукция —движение мысли от частного к общему. Напри­мер: вода, нефть, спирт упруги. Все они являются жидкостями. Значит, жидкости упруги.

дедукция — от общего к частному. Например: все металлы электропроводны. Медь—металл. Значит медь—проводник.

аналогия — установление сходства между объектами на ос­новании некоторых признаков, свойств и отношений, а также выд­вижение предположения о сходстве других признаков объекта;

моделирование —метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия с первым;

наблюдение —это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, опирающееся на чувственные по­знавательные способности человека (ощущения, восприятия, представления);

эксперимент прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно вос­производится с целью выяснения тех или иных свойств.

К этим приемам и методам научного познания тесно примы­кает метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также исторический и логический методы познания. Под аб­страктным понимается неполное отражение объекта в позна­нии в виде понятий и категорий. Конкретное —- многосторон­нее знание о предмете. Me год восхождения от абстрактного к конкретному (в отличие от перечисленных выше, используемых на эмпирическом уровне) в первую очередь применяется на те­оретическом уровне познания.

Этот метод применим и в познании той или иной научной дисциплины, где идут от отдельных понятий (абстрактного) к многостороннему знанию (конкретное).

Исторический метод требует брать предмет в его раз­витии и изменении со всеми мельчайшими деталями и вто­ростепенными признаками.

Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а берет главное, суще­ственное в ней, воспроизводя развитие объекта как бы по пря­мой — от низшего к высшему и обратно.

Среди научных методов исследования особое место зани­мает системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых лю­бые объекты могут быть рассмотрены как системы.

Таковы основные формы и методы научного познания.

 


Тема: Личность и общество

Тип занятия: Лекция - беседа

Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8

Цели:

Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях познания, определять условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни

Развивающа я: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..

Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем.

Информационно-методическое обеспечение:

1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия, 2009.-336 с.


Структура занятия

1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.

Мин.

5. Основная часть – 60 мин.

6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты, творческие задания); выдача индивидуальных консультаций, если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.

– 10 мин.

7. Подведение итогов

задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.

Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.

Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы.

3-5 мин.

Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова.

 

 

ТЕМА: Общество как объект философского сознания.

 

 

План

1. Общество. Основы философского анализа.

2. Общественное сознание: структура и роль в жизни об­щества.

3. Источники и движущие силы истории развития челове­чества.

1.

Общество является частью природы. Оно возникло в результате сложного процесса становления человека, вы­деления его из природы и может рассматриваться как подсис­тема объективной реальности, обладающая определенной спе­цификой.

Эта специфика состоит в том, что общество существует в результате постоянно осуществляемого процесса производства. В процессе производства люди воздействуют на природу, пре­образуют ее и в этом процессе устанавливают связи между собой. Такую связь принято называть производственными от­ношениями. Кроме производственных отношений существуют и другие. В частности, огромную роль в жизни общества игра­ют национальные, религиозные, классовые, политические, семей­ные и другие отношения."

Таким образом, общество — это упорядоченная социальная система, представляющая собой целостность множества соци­альных отношений, носителем которых является человек и об­разуемые людьми социальные слои и группы.

Необходимо различать философский и общесоциологичес­кий подходы к изучению общества. Социологию в основном ин­тересует то, что обозначается термином "социальная структу­ра", а философию — специфика типа связей индивидов в еди­ное целое.

В принципе выделяются три основных подхода к объясне­нию таких связей.

Первый может быть обозначен натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как ес­тественное продолжение закономерностей природы. Он исхо­дит из того, что природа и общество едины, нет различий в фун­кционировании природного и социального.

Второй подход может быть назван "идеалистическим". Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, ми­фов.

Третий подход можно определить как "материалистичес­кий". Материализм за основу принимает общественное бытие, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит оп­ределенный способ производства и соответствующие ему про­изводственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономической формации.

Способ производства — единство и взаимодействие про­изводительных сил, находящихся на определенном уровне раз­вития и данного типа производственных отношений.

Производительные силы — это личные и вещественные факторы производства в своей совокупности и взаимодействии.

Согласно материализму, производственные отношения дол­жны соответствовать характеру и уровню развития производи­тельных сил. Рассогласование между ними ведут к изменениям во всех сферах жизни общества, а в конечном итоге — к смене способа производства.

Что же является основой (базисом) общества? Натурализм за основу развития общества принимает раз­личные природные факторы: географическую среду, природно-климатические условия (Ш.Монтескье, Л.Мечников), ритмы сол­нечной активности (Л.Гумилев), биологические особенности людей.

Идеализм таким базисом считает сознание. Гегель, напри­мер, утверждал, что определяющим фактором развития обще­ства является абсолютная идея, а Макс Вебер — религию и культуру.

 

Материализм считает, что людей связывает в "социальный организм" не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения, что базис представляет собой совокупность общественных отношений, составляющих эко­номическую структуру общества. Базис порождает соответству­ющую ему надстройку. В ее структуру входит вся совокупность политических, правовых, религиозных и других идей, государ­ственных и общественных учреждений, организаций и отноше­ний между ними.

Способ производства, взятый в единстве с надстройкой, со всеми характерными для него формами деятельности людей, составляет общественно-экономическую формацию.

Марксистская теория утверждает, что противоречия между производительными силами и производственными отношени­ями составляют источник и движущую силу общественного развития, обеспечивают возникновение и формирование ново­го способа производства в недрах старого общества.

Такой подход к развитию человеческого общества называют формационным. Существует и так называемый цивилизационный подход.

Известный американский ученый Л.Г.Морган выделял в ис­тории человеческого общества три главных этапа — эпоху ди­кости, эпохи варварства и цивилизации.

Переход от одного уровня мировой цивилизации к другому осуществляется через глобальные по своему содержанию тех технологические революции, характеризующие качественные скачки в развитии производительных сил. Переход от варвар­ства к цивилизации произошел в эпоху неолита. Именно тогда в сельском хозяйстве стали широко использоваться каменные орудий труда. Так произошел переход от собирательной

экономики к производящей и перерабатывающей.

Промышленная революция второй половины 18-го—.пер­вой трети 19-го века положила начало индустриальной циви­лизации, которая развивается и в наше время. Рынок, плюра­лизм форм собственности, демократия — это достижения инду­стриальной цивилизации. Характерной ее чертой являлось то, что прошлый труд, воплощенный в машинах, занимает господ­ствующее положение над живым трудом, т.е. человек является

придатком машины.

С середины XX века в границах индустриально цивилиза­ции начинает формироваться постиндустриальная цивилиза­ция, где производственный процесс будет подчиняться процессу развития человека, его потребностей и способностей.

 

2.

Как видно из выше изложенного, человеческое общество — сложная и развивающаяся система. На его функцио­нирование и развитие влияет множество факторов. Но какие из них являются определяющими? Субъективные факторы из сферы сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные факторы, т.е. факторы из материальной сферы об­щественной жизни? Для ответа на этот вопрос рассмотрим по­нятия "общественное бытие" и "общественное сознание".

Общественное бытие — это реальный процесс жизни лю­дей, те общественные отношения, которые складываются в об­ществе в процессе материального производства. Это экономи­ческая, материальная сторона жизни общества.

Общественно сознание—это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражаю­щих бытие людей, условия их жизни.

С точки зрения идеализма, сознание определяет бытие. Его представители считают, что люди участвуют в общественных дей­ствиях, руководствуясь определенными взглядами, чувствами, побуждениями.

Материалисты же считают, что общественное сознание про-изводно от общественного бытия, что общественное бытие яв­ляется тем генератором, который генерирует идеи, взгляды, чув­ства и настроения людей, т.е. общественное бытие определяет сознание. В то же время общественное сознание относительно самостоятельно и в свою очередь активно влияет на обществен­ное бытие.

Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет опреде­ленную структуру, под которой понимается расчлененность со­знания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними.

Общественное сознание не функционирует вне сознания кон­кретных людей, но это не свидетельство тождественности ин­дивидуального и общественного сознания. Индивидуальное со­знание -- это духовный мир личности. Оно отражает через при­зму конкретных условий, жизни данного человека не всю объек­тивную реальность. Со смертью человека индивидуальное со­знание завершает свой цикл.

В отличие от индивидуального, общественное сознание выс­тупает как обобщающая картина человеческого мировидения. Общественное сознание по своему происхождению формиру­ется из важнейших достижений индивидуального сознания. В свою очередь индивидуальное сознание является в конечном счете общественным сознанием, т.к. каждый человек становит­ся личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшеству­ющий период.

Общественное сознание имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Оно часто отражает не сущность вещей и процессов, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, практики людей; чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оцен­ку действительности, т.е. чувства и настроения людей, на осно­ве которых вырабатываются соответствующие социальные ус­тановки, стереотипы мышления, ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает в обобщенном и сис­тематизированном виде как специально разработанное учение, теория. Оно не "скользит" по поверхности явлений действи­тельности, а отражает их внутренние и наиболее существенные стороны. Общественное сознание на теоретическом уровне обычно не бывает "нейтральным", а отражает позиции опреде­ленных слоев общества, т.е. выступает в виде идеологии,

Идеология —это целостная система идей и взглядов, от­ражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели (программы), направленные на укрепление или раз­витие (изменение) существующих в обществе отношений. Ее особенность—лозунговость, направленность на массовое со­знание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.

Другой сферой общественного сознания является обще­ственная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются ближайшие матери­альные и духовные условия быта людей. Если идеология явля­ется продуктом деятельности ученых, писателей, религиозных и политических деятелей, то общественная психология—продукт жизнедеятельности всего общества или конкретных больших социальных групп людей. Определяющим в становлении обще­ственной психологии людей выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции.

К основным формам общественного сознания относятся:

Политическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества.

Власть ключевая ценность политического сознания. По­литическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в конституциях, в программных заявлениях, лозунгах партий, на­циональных группировок и т.п. Второе включает в себя глав­ным образом чувства, настроения, эмоции той или иной соци­альной группы или общества в целом в ходе реализации поли­тических идей и задач;

Правовое сознание — это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это раз­нообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей людей в государстве, их интересы, связанные с равенством или неравенством и об­ществе,

Ключевая ценность—закон.

Разные социальные группы в зависимости от своих интере­сов вкладывают в свои представления о власти и законных пра­вах разное содержание, вплоть до противоположного. Эти раз­личия и порождают борьбу и противоречия, которые могут быть разрешены тремя способами: силой, большинством голосов и диалогом — вплоть до достижения консенсуса. Все эти спосо­бы существуют в любом обществе. Но чем больше удельный вес третьего способа, тем меньше первого, тем более демокра­тическим будет общество;

Нравственное сознание включает в себя чувства, идеа­лы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным бла­гом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обыча­ев и традиций, оценку поведения людей в общественном мне­нии.

Обыденное нравственное сознание или нравственность — это нравственный облик общества, к которому относятся преж­де всего чувство и понимание общественного долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и счастья.

Нравственная идеология или этика выступает как теорети­ческое выражение нравственных интересов, как учение о нрав­ственности и нормах поведения в обществе, т.е. морали.

Ключевая ценность нравственности добро, а морали — долг

Эстетическое сознание — это особые чувства, вкусы, ин­тересы. представления, идеалы, взгляды и теории. Обыденный уровень эстетического сознания включает в себя эстетические чувства, вкусы, представления и идеалы, обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика это теории, кото­рые в своих категориях объясняют эстетическую ценность яв­лений действительности, дают понимание искусства.

Искусство - есть форма отражения действительности в художественных образах.

Ключевая ценность эстетического сознания — красота;

Религиозное сознание —это социальные чувства, идеа­лы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхъестественного мира. В его основе лежит вера в сверхъе­стественные силы и поклонение им.

Обыденный уровень религиозного сознания — религия. Каж­дая из религий включает в себя три элемента:

мифологический, т.е. веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил;

эмоциональный, т.е. религиозные чувства, возникающие под воздействием веры;

нормативный, т.е. требования по соблюдению религиоз­ных предписаний.

Теоретическим уровнем выступает теология—учение о Боге. Ключевая ценность религиозного сознания—святое. В кон­це XX века в общественном сознании все больше утверждают­ся общечеловеческие ценности — уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, доброже­лательное отношение к людям, честность, трудолюбие, бережное отношение к природе.

 

3.

Общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. С одной сто­роны, каждый народ живет в определенной природной среде, которая может стимулировать или тормозить развитие обще­ства. С другой стороны, на развитие общества огромное влия­ние оказывает культура, т.е. то, что создано и создается чело­веком. Мир культуры включает в себя и процесс и результат человеческой деятельности. Отсюда первым источником само­развития общества является противоречие природной и куль­турной организации человека и его сообществ.

Именно в этом ключе следует рассматривать такой конкрет­ный механизм "запуска" общественной жизни, как разделение труда.

На ранних стадиях истории люди были всецело озабочены воспроизводством самих себя вначале путем присвоения гото­вых продуктов природы, а затем с помощью натурального хо­зяйства. Отсюда и простота общественных связей и отноше­ний. Благодаря разделению труда, появилось товарное произ­водство и рынок, товарно-денежные отношения. Специализа­ция, кооперация, интернационализация и интеграция создали современную экономику—материальную основу современного общества.

Усложнение трудовой деятельности привело к эволюции форм семейно-брачного поведения людей, а появление частной собственности — к эксплуатации и проблеме распределения.

С появлением эксплуатации человечество пыталось найти пути построения справедливого общества. В истории обще­ственной мысли давно появилось понятие "утопия", "утопичес­кий социализм", "социализм". Все они связаны с мечтой пост­роения идеального государства, в котором все были бы равны. Эта же мысль лежит в основе и трех мировых религий. Таким образом, вторая грань организации жизни общества на осно­ве идеи связана с формированием земного идеала равен­ства и справедливости.

Чтобы реализовать эти принципы наделе, необходимо ото­брать часть дохода у преуспевающих, отнять собственность и отдать неконкурентоспособным. Но как учит история человечес­кого общества, насилие порождает насилие. И вырваться из этого порочного круга крайне сложно.

Какова же роль народа и личности в истории человечества? В разные исторические эпохи в понятие "народ" вкладыва­лось различное содержание. До 19 столетия в понятии "народ" было очень много общего с понятием "толпа", назначение кото­рой следовать за великими личностями. Так, например Гегель писал о народе как о такой части членов государства, "которая не знает, что она хочет".

В тоже время многие философы сочувственно относились к народным массам (Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро), признавали за ним право управлять обществом (Ш.Фурье). Русские и украинские революционеры-демократы видели в народе главную силу ис­торического прогресса.

Марксизм определял народ как такую исторически изменя­ющуюся общность классов и других социальных групп, которая по своему объективному положению решает на данном этапе задачи прогрессивного развития общества.

Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в ис­торическом процессе, все же не все, а только отдельные личнос­ти остаются надолго, а то и навсегда в памяти человечества. Роль таких личностей, которые принято называть выдающимися или историческими столь велика, что долгое время философы лишь в них усматривали двигатель истории.

Но история свидетельствует, что личности, какими бы выда­ющимися они не были, не могут изменить историю во всемир­ном масштабе, не могут нарушить объективную логику истори­ческого развития человечества. Но в реальной истории отдель­ных стран и народов историческая личность может сделать мно­гое.

Главным критерием определения исторической личности яв­ляется объективно-прогрессивное значение личности для ис­торического прогресса, а так же то, насколько она способствует просвещению и организации масс на осуществление стоящих перед обществом задач. Личность может быть энергичной, во­левой, но если ее идеалы направлены против прогресса, то она неизбежно потерпит поражение. Какими бы выдающимися спо­собностями не обладала личность, она не в силах определять по своему желанию общее направление событий, изменять или остановить их.

Подведем краткие итоги.

Общество — это сверхсложная само развивающаяся систе­ма, обладающая значительной спецификой в своем генезисе, функционировании и развитии. Источник ее развития столь же сложен и очевидно представляет вектор разных сил — природ­ных, собственно социальных и духовных, соотношение которых меняется в ходе истории.

 

 

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

План

1. Культурапредмет философского рассмотрения.

2. Человек в мире культуры.

3. Культура и цивилизация.

 

1.

Слово "культура"— одно из наиболее распространенных. Изучением культуры занимаются многие науки — исто­рия, социология, археология, искусствоведение и др. Существу­ет несколько сот различных определений того, что можно на­звать культурой, десятки теоретических концепций, моделей куль­туры.

Впервые понятие "культура" входит в обиход в XVIII в. (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание). Уже в первона­чальном понятии заложено человеческое начало, сосредоточено внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. С философской точки зрения, культура есть особый, деятель­ный способ освоения человеком мира, включая как весь внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого челове­ка в смысле его формирования и развития.

Таким образом, культура — все то, что связано с деятельно­стью человека, в отличие от того, что создано природой. Это со­вокупность способов и приемов человеческой деятельности по освоению природной и социальной действительности, а также результатов этой деятельности в виде накопленных материаль­ных и духовных ценностей.

В основе разделения культуры на материальную и духовную лежат потребности человека и способ удовлетворения их.

Материальная культура воплощается в орудиях труда, в достигнутых знаниях и навыках (культура труда), в предметах потребления (культура быта) и т.д.

Духовная культура включает в себя образование и науку, нравственность, эстетическую, политическую и правовую куль­туру, обычаи и традиции, язык и то, что можно назвать "культу­рой чувств".

Такое деление довольно условно, т.к. материальная и духов­ная культура взаимосвязаны и взаимозависимы.

В истории философского осмысления культуры можно вы­делить основные модели культуры:

"Натуралистическая модель" сводила культуру к предмет­но-вещественным формам ее проявления, превратила ее в одно из звеньев природной эволюции человека.

"Классическая модель" определяет человека субъектом культуры. В ней человек выступает как творец культуры. В фи­лософском отношении эта модель идеалистична, т.к. считает ду­ховное творчество определяющей сферой развития человека.

В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просве­щения индивида, а как проблема создания необходимых усло­вий (прежде всего — материальных) для всестороннего разви­тия человека.

Понятие "культура" как предельно общее не может быть вы­ражено через какое-то одно определение. Поэтому определе­ния культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры.

Аксиологический (ценностный) аспект заключается в вы­делении той сферы бытия человека, которую можно назвать ми­ром ценностей. Именно к этому миру, считают сторонники дан­ной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает итогом всего многообразия деятельности человека, как сово­купность материальных и духовных ценностей.

При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура определяется как процесс сози­дания человеком своей родовой сущности, как мера человечес­кого в человеке, как метод и способ преодоления в нем зоологи­ческого начала.

Социологический аспект рассматривает культуру как со­циальный институт, как механизм передачи социального опыта.

В деятельном подходе культура выступает специфичес­ким способом человеческой жизнедеятельности.

Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждом из них обращено внимание на существенную сторону культуры. Они взаимодействуют друг с другом, взаимодополняют, спо­собствуют выработке более полного представления о ней.

Сущность культуры раскрывают ее функции.

Во-первых, культура служит преобразованию, гуманизации человека и отношений между людьми, а, следовательно, и самого общества;

Во-вторых, через культуру человек познает самого себя и другого человека, так как самосознание любой культуры невоз­можно без интереса к другой культуре, без диалога культур;

В-третьих, культура определяет систему ценностных ори­ентиров;

В-четвертых, внутри культуры формируется система обще­ния между людьми, нормы и характеристики поведения.

Итак, философия изучает культуру не как особый объект, под­лежащий исследованию наряду с природой, обществом, чело­веком, а как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии —культура есть весь мир, в котором че­ловек находит себя. Она не существует вне своего живо­го носителя - человека.

2.

В первом вопросе были рассмотрены различные определения понятия “ культура”. Мы подошли к выводу, что она не существует вне своего живого носителя — человека. А чело­веческая деятельность многообразна. Здесь экономическая и политическая деятельность, наука и искусство, религия и мно­гое другое. Все эти сферы человеческой деятельности пере­плетены и влияют друг на друга.

Существует множество различных видов культуры (экономи­ческая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, право­вая, экологическая и т.д.), отражающие многообразные формы деятельности человека.

Единство мира культуры в человеке, в его деятельности. Ин­дивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Кар­тина мира, оценки, ценности, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку да­ется только организм, обладающий лишь определенными за­датками, потенциальными возможностями. Овладевая существу­ющими в обществе нормами, обычаями, приемами и способа­ми деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Сте­пень его приобщения к культуре определяет меру его об­щественного развития меру человеческого в человеке»

Особое место в мире культуры занимают морально-эти­ческие и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах— в быту, в семье, на работе, в политике и т.д. В нравственных принципах и нормах отклады­вается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет куль­туру межчеловёческих отношений. Есть универсальные, обще­человеческие представления о добре и зле, например такие, как "не укради", "не убий", "не прелюбодействуй" и другие, зафик­сированные в Библии. Есть групповые, исторически ограничен­ные представления о том, "что такое хорошо" и "что такое плохо.­

Сфера эстетического отношения к действительности но­сит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармонич­ное— все эти ценности человек находит и в природе, и в обще­стве. Эстетическое восприятие и эстетический вкус присущи каждому человеку. Конечно, степень развитости эстетической культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее, в обществе существуют опреде­ленные нормы эстетической, моральной, политической, религи­озной и духовной культуры. Эти нормыневидимый кар­кас, скрепляющий общественный организм в единое це­лое.

Культурные нормы есть определенные образцы, правила по­ведения или действия. Они складываются уже в обыденном сознании общества. Обычаи и традиции складывались тыся­челетиями и передавались из поколения в поколение. В пере­работанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Необходимо помнить, что основной функцией культуры является создание человека. Какою мерою индивид овладел куль­турой человечества, какой мерой он живет ей, такою мерою он сам и есть человек. Культура и человек неразделимы. Она уми­рает, как жемчуг, без общения с человеком. Хорошо известно, что архивные рукописи сохнут, книги гибнут в хранилищах, если их не листают любящие руки. Картины чахнут, если держать их в подземельях запасников, без людского взора.

Культура содержит в себе как устойчивые, так и измен­чивые моменты. Устойчивость — это традиции, существующие во всех формах духовной культуры. Система традиций отража­ет целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться. Не следует "улучшать" духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память.

Но культура не может существовать, не обновляясь. Творче­ство, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления — универ-сальная ха­рактеристика любой культуры.

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для разделения обществ на тради­ционные и современные. В первых традиция господствует над творчеством. Изменения вносятся в рамках традиций бессис­темным и случайным образом. Отклонения от нормы, как прави­ло, не одобряются и отрицаются.

В современном обществе базисной ценностью является об­новление, новаторство. Оно пронизано гонкой за новизной. Это дает значительный эффект. Так, научные открытия позволили поднять уровень жизни в 15-20 раз.

 

3.

Понятие "цивилизация" первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в русле теории прогресса. Начало цивилизации связывают с качественно но­вым этапом в развитии материальной культуры — использова­нием орудий труда.

Участки человеческой цивилизации, возникая и существуя локально относительно долгое время, в период крупной машин­ной индустрии сливаются в единую человеческую цивилиза­цию.

В начале XIX в. утвердилось три подхода к пониманию "ци­вилизации":

унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного раз­вития человечества как единого целого);

стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);

локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические образо­вания).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 299 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.