Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стории зарождени€ права как особого регул€тора общественных отношений, представлений о нем.




¬ современных гуманитарных исследовани€х про€вл€етс€ интерес к нормативной системе первобытного общества. ѕоршнев Ѕ.–.: Ђ–азгадка всей человеческой истории в самом еЄ началеї.

ѕраво обладает инструментальной ценностью, а не абсолютной. ѕраво условно.  ультура существует не благодар€, а вопреки.

–едукционизм Ц это методологический принцип, согласно которому сложные €влени€ объ€сн€ютс€ с помощью закономерностей, свойственных более простым €влени€м. Ёто сведение сложного к простому, сведение социальных €влений к биологическим.

—уществует множество теорий происхождени€ права. Ёто обусловлено как сложностью самого вопроса, так и многообразием на него точек зрени€. ¬озникновение права не означало уничтожени€ норм системы первобытного общества. ѕраво возникло в процессе расщеплени€ норм первобытного общества.

»сследователи самых разнообразных цивилизаций и государств свидетельствуют о наличии развитой системы управлени€, имущественного неравенства, делени€ людей на власть имущих и подчин€ющихс€ и т.п. ѕри этом не наход€т письменных пам€тников права. ѕоэтому делаетс€ вывод, что государство возникло раньше права. ¬озникновени€ права нельз€ св€зывать с отменой обычаев первобытного общества. «ачатки права содержались в изменени€х самого механизма толковани€ и реализации существовавших обычаев.

—уществуют два способа институционализации права: организационный и нормативно-писанный. ¬ истории изначально возникла юридическа€ практика и юристы как носители особых знаний. ѕервыми юристами были жрецы, и отчуждение нормативной системы зарождающейс€ цивилизации от первобытного общества первоначально имело организационную форму. “ака€ форма существовани€ зарождающегос€ права могла привести к злоупотреблению.  ак правило, монопольное право на толкование обычаев имели аристократы. ƒостоинства Ц право толкуют люди компетентные. ѕоэтому в истории наблюдаетс€ обща€ закономерность: переход от неписанной формы существовани€ права к писаной был результатом социальных волнений и реализацией требований р€довых членов общества (–усска€ ѕравда ѕространной редакции, «аконы 12-ти таблиц, законы ’аммурапи и др.). ѕри этом, возникновение права в традиционном обществе не означало, что юридические нормы и соответствующие процедуры четко отличались от иных социальных норм и средств социальной регул€ции.

9. —пособы институционализации права Ц нормативный и организационный.

—оциальные институты по€вл€ютс€ в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни.  ак же это происходит? Ћюди в социальных группах пытаютс€ реализовать свои потребности сообща и ищут дл€ этого различные способы. ¬ ходе общественной практики они наход€т некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведени€, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. —пуст€ некоторое врем€ эти шаблоны и образцы поведени€ поддерживаютс€ общественным мнением, принимаютс€ и узакониваютс€. Ќа этой основе разрабатываетс€ система санкций. “ак, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживани€, развивалс€ как средство выбора партнера. Ѕанки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самосто€тельный институт. ¬рем€ от времени члены. общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты измен€ютс€ и развиваютс€.

»сход€ из этого институционализаци€ представл€ет собой процесс определени€ и закреплени€ социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, котора€ способна действовать в направлении удовлетворени€ некоторой общественной потребности. »нституционализаци€ - это замена спонтанного и экспериментального поведени€ на предсказуемое поведение, которое ожидаетс€, моделируетс€, регулируетс€. “ак, прединституциональна€ фаза общественного движени€ характерна спонтанными протестами и выступлени€ми, беспор€дочным поведением. ѕо€вл€ютс€ на короткий срок, а затем смещаютс€ лидеры движени€; их по€вление зависит в основном от энергичных призывов.  аждый день возможна нова€ авантюра, каждое собрание характеризуетс€ непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в услови€х которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

ѕри по€влении институциональных моментов в общественном движении начинаетс€ формирование определенных правил и норм поведени€, раздел€емых большинством его последователей. Ќазначаетс€ место сбора или митинга, определ€етс€ четкий регламент выступлений; каждому участнику даютс€ инструкции, как нужно себ€ вести в той или иной ситуации. Ёти нормы и правила постепенно принимаютс€ и станов€тс€ само собой разумеющимис€. ќдновременно начинает складыватьс€ система социальных статусов и ролей. ѕо€вл€ютс€ устойчивые лидеры, которые оформл€ютс€ официально, согласно прин€тому пор€дку (например, выбираютс€ или назначаютс€).  роме того, каждый участник движени€ обладает определенным статусом и выполн€ет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находитьс€ в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. ¬озбуждение постепенно ослабл€етс€ под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становитс€ стандартизованным и предсказуемым. ѕо€вл€ютс€ предпосылки дл€ организованных совместных действий. ¬ итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируетс€.

ѕроцесс институционализации, т.е. образовани€ социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. по€вление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействи€, осуществл€емого методом проб и ошибок;

4. по€вление процедур, св€занных с нормами и правилами;

5. институционализаци€ норм и правил, процедур, т.е. их прин€тие, практическое применение;

6. установление системы санкций дл€ поддержани€ норм и правил, дифференцированность их применени€ в отдельных случа€х;

7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключени€ членов института.

»так, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусноролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Ѕез институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. »менно поэтому беспор€дочные ссоры и драки превращаютс€ в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упор€доченные научные исследовани€, беспор€дочна€ полова€ жизнь - в крепкую семью. »нституты, таким образом, €вл€ютс€ символами пор€дка и организованности в обществе.

Ћюди всегда стрем€тс€ институционализировать свои отношени€, св€занные с актуальными потребност€ми. Ёто стремление про€вл€етс€ в самых разных област€х де€тельности. Ќапример, продажа или распределение товаров среди значительной части людей порождает потребность в справедливом пор€дке такого распределени€. ѕришедшие первыми должны получить свое прежде, чем те, кто пришел позже. —тихийно возникает очередь со своими общеприн€тыми нормами и правилами. ƒалее происходит закрепление в очереди определенных ролей: распор€дител€ (записывающего очередь), борца за справедливость (след€щего за посторонними), последнего в очереди и т.д. ¬озникает институт очереди, специфическа€ институционализированна€ форма поведени€. ќчевидно, что формирование института может не завершитьс€ созданием четкой системы статусов и ролей (например, очередь может и не иметь этой системы), тогда мы говорим, что данные социальные св€зи имеют неполный институциональный статус. “о же можно сказать и об образцах поведени€ в институте, не получивших должного социального одобрени€: этот институт также не полностью развилс€, или он находитс€ в процессе отмирани€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5744 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1900 - | 1859 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.