Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√)  лассификаци€ бредового содержани€




Ѕредовое содержание издавна регистрируетс€ и классифицируетс€. ќно отличаетс€ удивительным многообразием, фантастичностью и эксцентричностью. ¬ свое врем€, по какому-то недомыслию, каждый отдельный тип бредового содержани€ расценивалс€ как особа€ болезнь и получал свое, отдельное название (√ислен [Guislain]); при этом было упущено из виду, что подобного рода номенклатура бесконечна. Ќо совокупность содержательных элементов бреда включает р€д универсальных, повтор€ющихс€ характеристик, которые сообщают всему многообразию бредового содержани€ некую специфическую однородность. ћы не стремимс€ к демонстрации всех известных содержательных элементов; мы просто заинтересованы в вы€влении основных, фундаментальных типов. ¬ данном аспекте материал может быть рассмотрен под несколькими различными углами зрени€:

1. ќбъективный бред и бред, сосредоточенный на собственной личности. Ѕлагодар€ существованию такого универсального фактора, как общечеловеческие влечени€ и желани€, надежды и страхи, содержание большинства бредовых конструкций находитс€ в тесной св€зи с бедами и радост€ми отдельного человека. ѕочти всегда центральным пунктом бреда €вл€етс€ сам больной. — другой стороны, изредка встречаютс€ бредовые конструкции объективного содержани€: бред об устройстве мира, о философских проблемах, об исторических событи€х, не имеющих никакого отношени€ к личности больного. ƒелаютс€ великие изобретени€, ведетс€ посто€нна€ работа над ними, решаютс€ проблемы квадратуры круга, трисекции угла и т. п.; с помощью числовых символов пророчески постигаютс€ фундаментальные законы, управл€ющие мировыми событи€ми. Ѕольной ощущает свою весомость, чувствует себ€ великим первооткрывателем; при этом лично дл€ него содержательный аспект бреда почти ничего не значит. ≈го дни заполнены т€желой умственной работой, имеющей дл€ него глубокий смысл. ƒл€ него очень важно быть правым: ведь в противном случае жизнь потер€ла бы дл€ него вс€кий смысл; но вс€ работа его мысли носит объективный характер. Ѕредовые конструкции такого рода весьма интересны, но встречаютс€ несравненно реже, нежели конструкции эгоцентрического плана.

2.  онкретное содержание бреда. —ледующие типы бредового содержани€, непосредственно св€занные с человеческими бедами и радост€ми, встречаютс€ особенно часто:

(а) Ѕред величи€ может относитьс€ к происхождению больного (он из аристократического рода, он потомок королей, подкинутый в младенчестве), к его имущественному положению (он владел огромным состо€нием, замками и т. п., но все это было отн€то у него нечестным путем), к его способност€м (он Ч великий изобретатель, первооткрыватель, художник, обладатель особой мудрости, одаренный вдохновением), к его общественному положению (он Ч советник ведущих дипломатов, истинный властелин политических судеб), (б) Ѕред уничижени€ относитс€ к имущественному положению больного (бред обнищани€), к его способност€м (он слабоумен, неполноценен), к его нравственным качествам (бред греховности, самобичевани€), (в) Ѕред преследовани€, больной чувствует, что он Ђпопал на мушкуї, что за ним наблюдают, им пренебрегают, его презирают, над ним смеютс€, его трав€т, его околдовывают. ≈го преследуют власти или прокурор (за преступлени€, которых он не совершал), бандиты, иезуиты, масоны и т. п. »звестны и такие случаи, как бред физического преследовани€ на основе соматических воздействий (ложные ощущени€); Ђсделанныеї €влени€; бред о причиненной несправедливости, заговорах, чьих-то мошеннических проделках, сопровождающийс€ апелл€цией к судебным органам, (г) »похондрический бред. ¬ отличие от неврастенических жалоб на аномальное сердцебиение, головную боль, слабость, боли в разных органах, выдвигаетс€ следующее бредовое содержание: кости сделались м€гкими, сердце расположено не там, где нужно, вещество тела претерпело какие-то изменени€, в теле есть дыра и т. п. »звестны случаи Ђбредовых метаморфозї: больной превратилс€ в какое-то животное и т. п. (д) Ёротические бредовые идеи. “ермином Ђэротомани€ї обозначаетс€ така€ разновидность бреда, когда человеку кажетс€, будто его любит другое лицо, Ч при том, что никаких видимых признаков этого, равно как и подтверждений со стороны самого другого лица нет (бред любви, бред брака), (е) –елигиозные бредовые идеи выступают в форме идей величи€ и уничижени€: больной или больна€ Ч это пророк, Ѕогоматерь, невеста ’ристова или дь€вол, прокл€тый, јнтихрист.

ќписание бредовых конструкций, характерных дл€ определенных болезненных процессов, принадлежит к сфере компетенции специальной психиатрии. ƒл€ большей €сности мы хотели бы лишь отметить, что дл€ некоторых параноидных процессов особенно характерно такое бредовое содержание, которое касаетс€ великих мировых событий, причем сам больной выступает в качестве центра этих событий. ќн Ђсв€зан с целым миромї; Ђвс€ мирова€ истори€ зависит от негої; он находитс€ в центре космического круговорота, в котором играет совершенно особую, пусть даже пассивную, роль. Ѕольной с уже достаточно развившимс€ бредом пишет: ЂЋюбой проблеск благополучи€ уничтожал мен€; и так € тыс€челети€ми скиталс€ по миру, неосознанно возрожда€сь вновь и вновь. ќснование этого восходит к сотворению мираї.

3. —опр€жение противоположностей. ¬с€кий бред пон€тным образом укоренен в том напр€жении, которое существует между противоположност€ми. ‘ридман (Friedmann) усматривал во всех бредовых конструкци€х один и тот же фундаментальный конфликт: больной переживает подавление своей воли совокупной волей сообщества. ќчевидное содержание бреда Ч это конфликт между реальностью и собственными устремлени€ми человека, между требовани€ми со стороны среды и личными желани€ми, между возвышением и униженностью. Ѕред неизменно объедин€ет внутри себ€ оба полюса, поэтому возвышение и униженность, бред величи€ и бред преследовани€ выступают совместно. √аупп1 описал взаимосв€зь между бредом преследовани€ и бредом величи€ как психологически пон€тное целое, обусловленное неустойчивой, хрупкой (сенситивной) конституцией личности (со склонностью к гордости, стыду, страху); при этом он выдвинул предположение, что форма бреда, как такова€, не может быть пон€та.  ерер2 описал бред преследовани€ и бред величи€ как родственные €влени€, составл€ющие пон€тную целостность. Ќезависимо от того, имеем ли мы дело с шизофреническим процессом или с таким развитием личности, при котором она выказывает параноидную реакцию на жизненные конфликты, доступный пониманию элемент остаетс€ одним и тем же. –азличие состоит только в характере течени€ процесса, форме переживани€ и совокупной психической феноменологии.

4. ‘ормы параноидного отношени€ к окружающему. —огласно  речмеру, существуют следующие типы параноиков: Ђпараноики желани€ї, Ђпараноики борьбыї и Ђсенситивные параноикиї. Ѕред может выступать в качестве либо реактивного удовлетворени€ иллюзорных желаний, либо активного утверждени€ собственной правды перед лицом окружающего мира; наконец, бред может сочетать в себе идеи уничижени€, преследовани€ и другие аналогичные идеи (соотнесенные с прошлыми переживани€ми и не сопровождающиес€ активными действи€ми) с таким источником внутренней гордости, как бред величи€. ¬опрос о том, к какому именно типу принадлежит тот или иной случай, решаетс€ на основании этих существенных содержательных различий. “ак, тюремна€ параной€ с ее бредоподобными фантази€ми принадлежит к типу Ђпаранойи желани€ї, бред, апеллирующий к суду, Ч к типу Ђпаранойи борьбыї, а сенситивный бред отношени€ и бред величи€ Ч к типу Ђпаранойи чувствї.

√лава 7. ”становка больного по отношению к собственной болезни.

ќбща€ психопатологи€  арл ясперс

 

—пособность к рефлексии позвол€ет человеку смотреть на себ€ как бы со стороны; значит, больной может со стороны видеть собственную болезнь. — точки зрени€ наблюдающего врача психическа€ болезнь выгл€дит совершенно иначе, чем с точки зрени€ рефлексирующего больного. “ак, человек, подвергающийс€ анализу на предмет душевной болезни, может считать себ€ совершенно здоровым; человек может считать себ€ больным, не име€ дл€ этого объективных оснований (что само по себе есть болезненный симптом); осознанно включа€ в действие собственные внутренние ресурсы, человек может оказывать позитивное или негативное воздействие на ход болезненных процессов.

¬ пон€тии Ђустановка больногої (ЂStellungnahme des Krankenї) объедин€етс€ множество различных фактов. — помощью всех этих фактов мы стремимс€ пон€ть, как ведет себ€ индивид но отношению к симптомам своего заболевани€. ћы наблюдаем, как нормальные личности реагируют на болезнь, так сказать, здоровой частью своего существа. Ќо пыта€сь в каждом отдельном случае пон€ть прин€тую больным установку, мы наталкиваемс€ на границы понимани€ человеком самого себ€; эти границы принадлежат к важнейшим критери€м дл€ установлени€ типологической характеристики личности и, в частности, того изменени€, которое эта личность в целом испытала в ходе болезненного процесса.

(а) ѕон€тные поведенческие реакции в ответ на внезапное начало острого психоза (растер€нность, осознание происшедшей перемены)

–астер€нность Ч это совершенно пон€тна€ реакци€ нормальной личности на внезапное вторжение острого психоза. ѕоэтому она встречаетс€ достаточно часто; в некоторых случа€х она присутствует даже при самых т€желых состо€ни€х спутанного сознани€ (Verworrenheit) в качестве единственного сохранившегос€ признака нормальной личности (в остальных отношени€х не обнаруживаемой). явлени€ торможени€, непонимание, бессв€зность, неспособность собратьс€ с мысл€ми Ч все это вызывает одинаковую реакцию, объективно про€вл€ющуюс€ в удивленном, вопрошающем выражении лица, в суетливых поисках, в €вных признаках беспокойства, ошеломленности, рассе€нности, а также в некоторых характерных замечани€х:

Ђ„то это? √де €? ƒействительно ли € Ч госпожа —.? я не знаю, чего от мен€ хот€т! „то € должна здесь делать? я совершенно не понимаю, что же происходитЕї Ќа это могут накладыватьс€ сомнени€ в истинности психотического содержани€: Ђƒействительно ли € кого-то убила? ј не живы ли мои дети на самом деле?ї, и т. п.

Ѕольна€ шизофренией (будучи все еще в относительно €сном сознании) следующим образом описала состо€ние растер€нности в ответ на возникновение психотической ситуации:

Ђ— каждым днем € понимаю свое положение все хуже и хуже; и с каждым днем € совершаю все больше и больше ошибок. я совершенно не соображаю, что же € делаю; € действую чисто инстинктивно, поскольку не могу сделать верный вывод. „то это за коричневые оде€ла на моей кровати? Ќе изображают ли они людей?  ак € могу двигатьс€, если мой рот должен быть закрыт? „то мне делать со своими руками и ногами, если мои ногти такие белые? ƒолжна ли € скрести? Ќо что?  аждую минуту все окружающее мен€етс€; к чему эти движени€ сиделок, € их не понимаю и поэтому не могу ответить.  ак € могу сделать что-либо правильно, если даже не знаю, что такое это Ђправильної? я мыслю гак же просто, как мыслила в то врем€, когда была Ћеонорой Ѕ., и не могу постичь эту странную ситуацию. — каждым днем она становитс€ все менее и менее пон€тнойї (Grulle).

ќт этой чисто реактивной, пон€тной растер€нности, ведущей свое происхождение от неспособности больного верно сориентироватьс€ в сложившейс€ ситуации и постичь суть новых переживаний, следует отличать другие, генетически отличные формы растер€нности; впрочем, в отдельных случа€х это удаетс€ с трудом.

–азличаютс€: (1) ѕараной€льна€ растер€нность, не сопровождающа€с€ помутнением рассудка. Ѕредовые переживани€ и все еще остающеес€ не€сным содержание сознани€ привод€т больного в состо€ние мучительного беспокойства. ќн чувствует, что что-то случилось, он ищет и спрашивает, он не может разобратьс€ в происход€щем. Ѕольна€ просит своего мужа: Ђ—кажи же мне, что это, ведь € знаю, что что-то есть!ї (2) ћеланхолическа€ растер€нность по своим речевым про€влени€м напоминает реактивную. ќхваченные бредом убожества и униженности, нигилистическим бредом, больные смотр€т на все окружающее с тревогой, задают вопросы типа: Ђѕочему здесь столько людей? „то означают все эти врачи? ќткуда здесь столько полотенец?ї

¬ начале душевной болезни у некоторых людей бывает жуткое ощущение происшедшего изменени€ (они чувствуют себ€ околдованными, ощущают необычайный подъем сексуальности и т. п.).   этому добавл€етс€ осознание угрозы безуми€. ¬ чем именно состоит это осознание, сказать трудно. ¬ любом случае оно представл€ет собой результирующую многочисленных отдельных чувств: не простое мнение, а действительное переживание.

∆енщина, страдающа€ периодической душевной болезнью, следующим образом описывает возникновение этих чувств в ситуаци€х, когда сам психоз не доставл€ет ей непри€тных ощущений: Ђћен€ пугает не сама болезнь, а тот момент, когда € начинаю ее чувствовать вновь и не знаю, куда она повернетс€ на этот разї. Ѕольной, страдающий кратковременными, но бурными психозами, пишет: Ђ—амые страшные моменты моей жизни Ч это моменты перехода из состо€ни€ €сного сознани€ в состо€ние спутанности (Verwirrung), неразрывно св€занные с чувством тревогиї. »ме€ в виду продромальные €влени€, тот же больной говорит: Ђ—амое жуткое в болезни то, что ее жертва не может контролировать переход от здорового к болезненному образу действийї.

„асто сообщаетс€ об отмечаемых в начале болезни отдельных моментах Ч таких, как изолированные обманы воспри€ти€, €вное изменение уровн€ впечатлительности, необычна€, не поддающа€с€ никакому контролю склонность говорить стихами (стихи словно самопроизвольно приход€т на ум) и т. д. ¬ подобных случа€х, однако, мы имеем дело не с чувством какого-то всеобъемлющего изменени€, а со сделанными post hoc констатаци€ми, касающимис€ того, как все начиналось. Ќа ранних стади€х процесса иногда Ч особенно среди относительно образованных людей Ч обнаруживаетс€ страх перед помешательством, сопровождающийс€ крайним беспокойством и попытками разве€ть свои опасени€, провер€€ и испытыва€ окружающих. ѕример: больной отправл€ет палец своей подруги себе в рот, чтобы посмотреть, не выкажет ли она признаков страха. ќна не боитс€, что он ее укусит, Ч значит, она считает его вполне здоровым; на какое-то врем€ этот вывод его успокаивает.

ƒалее, страх перед душевной болезнью и ощущение надвигающегос€ безуми€ Ч это обычные, но объективно никак не обоснованные симптомы, встречающиес€, в частности, у лиц с психопати€ми и слабо выраженной циклотимией Ч то есть у тех, кого, по существу, не приходитс€ считать больными.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 339 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

620 - | 535 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.