Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Прирост населения в разные исторические периоды 2 страница




Широкомасштабное перемещение людских масс, заселение и освоение новых территорий, имевшее место в Высокое Средневе­ковье, как раз и основывалось на этом принципе набора рабочей силы, а не на закрепощении или захвате в плен. Вольные поселе­ния, создававшиеся специально с целью привлечения новых посе­ленцев, встречались повсеместно, в первую очередь в тех областях Европы, которые, наподобие Пиренейского полуострова и земель полабских славян, были в тот период открыты для широкомасштаб­ной иммиграции. Суть взаимного компромисса очень просто сфор­мулирована в германском кодексе законов XIII века под названием «Саксонское Зерцало» (Sachsenspiegel): «Когда крестьяне основыва­ют новую деревню путем расчистки леса, барин может дать им на­следное право держания, даже если от рождения они таковым не обладали»42. То есть крестьяне изменяют свой статус и становятся наследственными держателями. Господин жалует им этот новый и более благоприятный статус в обмен на обработку земли и освое-

5. Вольное поселение

ние территории. Феодал получает доход, а крестьяне — средства к существованию и статус. (Момент подобного взаимовыгодного об­мена показан на ил 6.)

Продуманная хозяйственная деятельность господина играла ис­ключительно важную роль для освоения новой территории. Напри­мер, документы, из которых мы черпаем информацию о неуклон­ном расширении пахотных земель и появлении колоний земледель­цев к востоку от Эльбы, приводят, пусть и в форме риторических стереотипов, те мотивы, которыми руководствовались феодалы в этой политике. Ключевыми словами в текстах этих источников яв­ляются: «полезность» или «выгодность» (utuitas), «улучшение» (те-Uoratio), «реформирование» (reformatio). Эта лексика связана с ак­тивным преобразованием, и ее звучание еще более усиливается па­фосом упорства и заинтересованности. Господин, как правило, «же­лает» этого улучшения; он «учитывает» то «состояние» или «поло­жение», в коем находится его церковь или владение. Когда в 1266 го­ду герцог Польский Болеслав основал в своих владениях новое по­селение, он сделал это «из стремления к усовершенствованию и ре­формированию нашей земли надлежащим образом»43. В целом эта риторика производит впечатление осторожной, но исполненной эн­тузиазма политики экономического развития.

Землевладельцы Высокого Средневековья, как церковные, так и светские, отлично сознавали важность извлекаемых со своих владе­ний доходов. За период между 1050 и 1300 годами появились новые формы бухгалтерского учета как в сеньориальных, так и княжеских владениях. Появились такие понятия, как бюджет и финансовое об­следование. Одним из самых ранних и поразительных обследова­ний такого рода является Книга Страшного суда, одной из целей которой было установить, «можно ли получить с этой земли боль­ше, чем получают сейчас»44. К концу XII века английские короли проводили ежегодные «аудиторские проверки» — ревизии, резуль­таты которых хранились в центральных архивах. Не отставали пра­вители Франции и Арагона. От XII—XIII веков до нас дошли мате­риалы обследований феодальных поместий и их «бухгалтерские книги», а в конце этого периода существенно возрастает поток спе­циальной литературы по вопросам управления имением. Эти доку­менты отражают тот же менталитет, который в более житейской форме нашел отображение в австрийской поэме XIII века, где опи­сывается дискуссия между сельскими рыцарями по вопросу дости­жения более высоких надоев молока4^. Вполне возможно, что де­нежный доход в сознании светских и церковных феодалов всегда был не столько целью, сколько одним из средств достижения успе­ха, славы или спасения, но именно в этот период они все более пристальное внимание обращают на эти средства. «Мы жаловали поселенцам для освоения и возделывания болотистый участок, ра­зумея, что лучше и выгоднее поселить там колонистов и получать плоды их трудов, нежели оставить эту землю невозделанной и

Роберт Бартлетт. Становление Европы

практически бесполезной», — объявляет один землевладелец XII века46. Те же самые господа, что проницательным взором всматри­вались в лесные угодья, пустоши и холмы в поисках удачного места для строительства себе нового замка (о чем шла речь в Главе 3), об­ращали внимание на болота и леса, служившие прежде лишь источ­ником рыбы, дров и дичи, и мысленно представляли на их месте колосящиеся поля, полные крестьян, от которых поступает рента.

Примером активного и восприимчивого ко всему новому госпо­дина, поощрявшего колонизацию XII века, может служить Викман, архиепископ Магдебургский (1152—1192)47. Он был выходец из знатного саксонского рода, находился в родственных отношениях с маркграфами Веттинскими по линии матери и своим продвижени­ем был обязан германскому императору Фридриху Барбароссе. Власть и могущество, как врожденные, так и благоприобретенные, он употребил на развитие хозяйственных ресурсов своей епархии. Еще до получения им архиепископского престола в Магдебурге, бу­дучи епископом Наумбургским, он вел торговые дела с поселенца­ми из Нидерландов («неким народом из земли, называемой Голлан­дией»), которых пригласил еще его предшественник. Эти поселен­цы (давшие свое имя Флеммингену неподалеку от Наумбурга) имели определенные экономические и правовые льготы, включая право избирать орган самоуправления или сельского старосту (Schulze), а взамен платили денежную ренту епископу. Став архие­пископом, Викман проводил осознанную политику планомерного заселения пустующих земель с использованием так называемых ло­каторов (locatores). Эта должность (или профессия) была одной из ключевых в деле колонизации Восточной Европы. Локатор был предприниматель, выполнявший роль посредника между феодалом, желавшим освоения своих земель, и новыми поселенцами. Локатор отвечал за практический механизм заселения, в частности, за при­влечение колонистов и распределение земли, а взамен получал со­лидное имение в границах нового поселения с правом наследова­ния. Так, например, когда в 1159 году Викман выделил локатору Герберту деревню под названием Пехау на юго-восток от Магде­бурга, с тем чтобы тот «заселил ее и сделал доходной», то соглаше­нием предусматривалось, что локатор получит в качестве возна­граждения шесть мансов земли, право исполнять обязанности сель­ского старосты и третью часть всех доходов от судопроизводства, таких, как штрафы и конфискации. Причем все эти привилегии могли передаваться по наследству. Что касается поощрения посе­ленцев, то жители Пехау получали привилегированный закон Бурга (город в окрестностях Магдебурга), освобождались от строительных работ в замках на первые десять лет после поселения.

Такие новые поселения появлялись не на пустом правовом про­странстве. Прежде чем передать деревню Поппендорф к востоку от Магдебурга локаторам Вернеру из Падерборна и Готфриду, Викма-ну сначала пришлось сначала выкупить землю у всех, кто мог на

5. Вольное поселение

нее претендовать по праву феодала. Ясно, что он считал это выгод­ной формой капиталовложения и предвидел то время, когда

«Здесь поселят новых колонистов, и те осушат болотистые луга, ко­торые ныне не пригодны ни для чего, кроме как для выгона скота и се­нокоса, распашут их, засеют и сделают плодородными, после чего ста­нут платить с пахоты ежегодную ренту в установленные сроки в казну архиепископа».

Рента должна была составлять два шиллинга с манса, плюс два бушеля пшеницы и два бушеля ячменя, не считая полной церков­ной десятины. Опустошение карманов Викмана, произошедшее в связи с окончательным приобретением этого участка, должно было компенсироваться в будущем не ограниченными по времени гаран­тированными поступлениями в серебре и зерне.

Викман не только поощрял расселение колонистов и принося­щее ренту сельскохозяйственное освоение земли в границах своего диоцеза, но и предпринял дальнейшее наступление на восток, в земли язычников — западных славян, которое осталось вписано в историю середины XII века. В последнем походе на Бранденбург в 1157 году он выступал в союзе с Альбрехтом Медведем. В 1159 году он освободил фламандских поселенцев Гроссвустеритца-на-Гавеле от работ на строительстве замка с небольшим уточнением: «пока они не воздвигнут вал для своей зашиты от окрестных язычников». В какой-то момент, по-видимому, во время крестового похода про­тив славян 1147 года, он захватил земли Ютербога за Эльбой и раз­вернул там целую программу развития городского и сельского посе­ления. В 1174 году он даровал поселенцам те же права и свободы, какие существовали в самом городе Магдебурге. Поступая таким образом, он преследовал цель «сделать так, чтобы усердие и добрая воля, кои мы питаем в отношении нового строительства в провин­ции Ютербог (ad edificandam provinciam lutterbogk), могли реализо­ваться более плодотворно и свободно». Он провозгласил свободу торговли между новой провинцией и старым центром архиепархии и планировал превратить город Ютербог в:< начало и голову всей провинции». Экономическое развитие и христианская вера шли бок о бок:

«С Божией помощью и собственными усилиями нам удалось до­биться того, что в провинции Югербог, где прежде бытовали язычес­кие обряды и откуда то и дело совершались набеги на христиан, ныне процветает вера Христова, защита ее надежна и прочна, и во многих местах совершается служба во имя Господа нашего. Вот почему наша любовь к народу христианскому побуждает нас бороться за безопас­ность и процветание всех, кто переселился в эту провинцию или кто желает прийти сюда с не меньшим рвением к нашему удовлетворению, чем к своему благоденствию»48.

Выражение «во имя Господа и прибыли» традиционно ассоции­руется с хитрыми и набожными итальянскими купцами эпохи Воз-

Роберт Бартлетт. Становление Европы

рождения, но и в отношении отдельных феодалов XII века оно также вполне уместно.

Викман Магдебургский сумел из разнообразных элементов прежнего опыта поселений и колонизации создать новое и продук­тивное целое. Он прекрасно понимал значение отношений с сель­скими общинами и знал цену законодательных привилегий: ему принадлежит первая письменная версия Магдебургского права, ко­торой предстояло сыграть необычайно важную роль в истории Центральной и Восточной Европы. Викман санкционировал первые гильдии в Магдебурге. Он неизменно опирался на локаторов и за­ключал с ними детальные письменные соглашения. Викман поощ­рял иммиграцию из Нидерландов, в Югербоге сумел увидеть пер­спективы развития в масштабе целого региона. Именно участие таких выскопоставленных прелатов способствовало стремительному и успешному крестьянскому заселению и освоению новых террито­рий, и главным принципом, на который они опирались, было созда­ние вольного поселения, «свободного от любых податей или сер­вильных повинностей»49.

ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ

В новых краях переселенцам, для успешного освоения новых зе­мель и создания новых поселений, необходимы были особые усло­вия и привилегии, которые способствовали бы привлечению людей и давали им возможность встать на ноги. Требовалась некая ком­пенсация за долгое и трудное путешествие, за разлучение семьи и лишение прежних привязанностей, а возможно, и какой-то части имущества, Новые условия и положение, которые обещались им на новом месте, должны были быть настолько заманчивыми, чтобы подвигнуть их на разрыв старых связей, которые обычно и удержи­вают человека в родных местах. Первые годы на новой родине для переселенцев оказывались трудными и опасными, особенно если поселения действительно создавались с нуля и пашню приходилось отвоевывать у леса или болота. От землевладельцев требовались по­началу некоторые уступки в правах и доходах в интересах жизне­способности нового поселения и его будущей прибыльности.

В первые годы обычным делом было снижение ренты и десяти­ны, а порой поселенцы освобождались от них вовсе. Продолжи­тельность и размеры льгот, которыми пользовались переселенцы, могли быть различны. Когда Герман Балк, ландмайстер Тевтонских рыцарей в Пруссии, в 1233 году занимался организацией заселения принадлежавших ордену земель в Силезии, он определил ренту в размере чегъерти (12,7 кг) серебра от каждого надела из двух малых мансов, в дополнение к полной десятине; однако оговаривал: «на десять последующих лет, в качестве особой льготы, я освободил их от уплаты десятины и ренты, за исключением той земли, что уже пригодна для обработки; с этой земли десятину подлежит упла-

5. Вольное поселение

чивать с первого же года освоения»50. Из данного документа совер­шенно ясно, с какой именно целью давались эти освобождения новым поселенцам — чтобы они могли расчистить землю под пашню. Еще более явственно это видно из грамоты XII века, кото­рой была оформлена передача поселенцам земли на запад от Эльбы. В ней епископ Гильдесгаймский объявлял:

«Они согласились на следующие условия расчистки земли под пашню. Тот, кто свалит деревья, выкорчует пни и сделает землю при­годной для обработки, не будет платить ни десятину, ни ренту, пока об­рабатывает пашню мотыгой. После того, как земля станет более при­годной для обработки плугом и плодородной, он освобождается от ренты еще на семь лет. На седьмой же год он будет платить 2 пенса, а на восьмой — 4 пенса, на девятый — восемь, а на десятый — целый шиллинг, после чего это станет для него ежегодной ставкой ренты»51.

Мы видим здесь прогрессивную схему обложения, рассчитан­ную частично исходя из реального качества земельного участка, а частично — из продолжительности освоения. Существенным пред­ставляется разграничение между обработкой земли мотыгой и плу­гом. Мотыга была необходимым инструментом для обработки не­давно расчищенных участков пашни, где корни, камни и другие препятствия делали применение плуга нецелесообразным.

Продолжительность таких освобождений тоже была неодинако­ва и зависела от того, какого размера надел предполагалось со вре­менем предоставить тому или иному крестьянину. Так, когда в 1257 году граф Конрад Силезский распорядился в отношении засе­ления деревни Зедлиц, было оговорено, что те участки, которые уже расчищены или заняты лишь кустарником, будут нарезаны на фламандские мансы, а поросшие лесом — на франкские52. Это было вполне резонно, поскольку надел фламандского типа состав­лялся из нескольких разных участков, тогда как франкский пред­ставлял собой сплошную полосу земли. Расчистить же лес за один сезон было нереально, следовательно поэтапное увеличение франк­ского надела, создававшее так называемый ландшафт вальдхуфена (Waldhufen), становился в тех условиях практичным и адекватным способом систематического отвоевывания пашни у леса. С другой стороны, открытые участки могли вводиться в оборот сразу и по общему плану, как предусматривал надел фламандского типа. Оста­валась еще разница в размерах. Фламандский манс имел площадь около сорока акров, а франкский — вдвое меньше. Получается, что предусмотренная в Зедлице практика освобождения фламандских мансов от податей на пять лет, а франкских — на десягь была обу­словлена и размерами самого надела, и пригодностью участка для обработки, то есть тем, насколько сложно или легко было очистить его от леса. Другой силезский документ, относящийся к концу XIII века, предусматривает освобождение от податей для участков земли, уже пригодных для пахоты, на три года; поросших кустарни-

Роберт Бартлетт. Становление Европы

5. Вольное поселение

ком — на девять, а густым лесом — на шестнадцать53. В 1270 году епископ Оломоуца в Моравии предложил поселенцам в Фритцен-дорфе (Фриковице) двенадцать льготных лет, а тем, чьи наделы были расположены ближе к Старицу (Старичу) — шестнадцать, «поскольку их поля хуже»54.

Сроки освобождения от податей в Силезии XIII века могли ва­рьироваться от одного до двадцати лет55, и, судя по всему, анало­гичной была практика и в других регионах. В 1160 году епископ Ге-рунг Майсенский жаловал поселенцам Бухвица десять льготных лет56. Спустя столетие, когда Тевтонские рыцари захотели привлечь эмигрантов из Любека и его окрестностей на поселение в Курлян­дию, они предложили крестьянам столько земли, сколько те были в силах обработать, и шесть лет без платежей и повинностей57. В 1276 году жители одной деревни в польской Галиции получили тринадцать льготных лет, с тем чтобы «за это время они могли все силы направить на расчистку леса и увеличение пахотных зе­мель»58. Госпитальеры, которые в 1230-х и 1240-х годах предприня­ли расселение полутора тысяч колонистов в деревнях Новой Касти­лии, обычно предоставляли им трехлетнее освобождение от плате­жей и повинностей5^ Когда Совет Толедо в 1258 году основал сель­ское поселение Хебенес милях в двадцати на юг от города, его жи­телям давалось освобождение от уплаты ренты на десять лет60. Такие освобождения могли касаться не только ренты и десятины, но и других обязанностей. Как уже упоминалось, Викман Магде-бургский давал десятилетнее освобождение от участия в строитель­ных работах в замках, а в Силезии такие льготы часто касались и большинства видов воинской повинности61. Раймонд Беренгар IV Барселонский пожаловал поселенцам (populatores) в Сан-Эстебан де Луэсия освобождение от воинской повинности (hoste) сроком на семь лет62

Эти первые годы со специальными льготами не означали, что у поселенцев не было никаких обязанностей, В особенности следует сказать о том, что часто они обязывались строить или обрабатывать землю под угрозой лишения надела. В 1185 году Альфонс II Арагон­ский выделил средства св.Сальвадору Сарагосскому и его прокура­тору (управляющему) Доминику на заселение Вальмадрида в доли­не Эбро с таким условием:

«Повелеваю, чтобы те, кто придет заселить эту землю или у кого есть надел, должны до Рождества построить здесь дома, если же они этого не сделают к означенной дате... Доминик... будет наделен полно­мочиями отобрать у них надел и передать другому, кто поселится в этой местности и будет строиться»63.

Крестьянам Хебенеса вменялось в обязанность разбить на опре­деленной площади виноградники в течение первых двух лет64. Иногда специально оговаривалось также, что, даже если поселен­цам дается свобода распоряжаться землей по своему усмотрению,

отчуждать ее в течение первого года или нескольких первых лет за­прещено.

Порядок землепользования в первые годы освоения земли был напрямую продиктован специфическими, но временными обстоя­тельствами. Эти льготные условия должны были стимулировать ос­воение земли. Конечно, для колонистов и феодала в том были су­щественные обоюдные выгоды. Попробуем разобраться, какими мотивами руководствовались переселенцы, когда снимались с наси­женных мест и селились в новых краях. Самым очевидным из этих мотивов была земля, которую предлагали лорды. В густонаселенных районах Рейнланда, Фландрии или Англии рост населения медлен­но, но верно вел к сокращению среднего размера крестьянского надела и сводил на нет перспективу получения такого надела в бу­дущем. Зато в той части Европы, которая лежала восточнее Эльбы, а также в Испании времен Реконкисты свободная земля еще оста­валась. Так, в Новой Кастилии стандартным размером надела была так называемая югада (yugctda). Это слово является производным от уида (пара волов) и в принципе обозначает участок поля, который можно обработать парой запряженных волов65. Любому человеку, хоть сколько-нибудь знакомому со средневековой системой обмера земли, понятно, что измеряемые таким образом участки могли сильно разниться в зависимости от конкретных условий. Тем не менее современные испанские историки сходятся в том, что югада в среднем равнялась 80 акрам пашни, и это представляется вполне резонным. Восточнее Эльбы крестьянская ферма площадью 80 акров тоже была весьма распространенным явлением. Стандарт­ной единицей надела там служил манс, либо фламандский — в 40 акров, либо франкский — в 60 акров, но чаще в Бранденбурге, Пруссии и Померании встречались наделы по 2 манса, особенно если речь шла о мансах фламандского типа66. Встречались они и в других областях. Если вспомнить, что в Англии XIII века полные виргаты (25—30 акров) составляли ничтожное меньшинство в целом море мелких наделов (в некоторых областях не более! про­цента67) или что на рубеже XIV века свыше третьей части крес­тьянства в Пикардии имели не более половины акра земли6**, то становится ясно, сколь заманчиво было получить надел земли во вновь обживаемых районах.

Однако колонистам Высокого Средневековья предоставлялась не просто земля, а еще и выгодные условия ее обработки. К восто­ку от Эльбы надел обычно выделялся на условиях привилегирован­ной ренты. Так, когда рыцарь Герборд Кётенский отдал участок леса севернее Щецина под освоение, он поставил условие, что «все жители, кто здесь поселится и займется обработкой земли, должны будут платить с каждого участка по 1 шиллингу ренты и десяти-ну»ь9 За аналогичный участок в «Лампрехтсдорфе» (Kamjontken/ Liebe) в Пруссии, который Дитрих Штанге отдал под освоение в 1299 году, рента составляла полмарки70. Точно так же и в Силезии

Роберт Бартлепип. Становление Европы

5. Вольное поселение

обычная ставка ренты и десятины с фламандского манса равнялась половине марки. Эти ставки обложения были намного ниже по сравнению с теми, что платили крестьяне в неколониальных облас­тях Европы. Например, в Бранденбурге суммарные подати в пользу господина, включая десятину и оброк, в конце XIII века составляли в среднем 26 бушелей зерна в год с каждого манса'*. Надел в 40 акров обычно приносил не менее 120 бушелей зерна в год, если засеяно было две трети поля, и полтора бушеля с акра при трехпо­лье. Таким образом, около 1300 бранденбургских крестьян отдавали примерно 20 процентов собранного урожая своему барину. Анало­гичной была ситуация и в Силезии, где общий объем податей с каждого манса достигал 20—25 процентов от урожая72. Иначе об­стояло дело в Англии, где оброк рассчитывался от среднего валово­го урожая с каждого манса и составлял «около пятидесяти процен­тов» — и это помимо десятины и королевских податей73. В Пикар­дии тех времен положение крестьянина было не намного лучше7"*

Другим примерным критерием для сравнения может служить суммарное количество серебра, которое жители должны были вно­сить за акр земли. В конце XIII — начале XIV веков английские крестьяне платили от четырех пенсов до одного шиллинга за акр, то есть от одной пятой до половины унции серебра, исходя из тогдаш­ней пробы английского пенса. В Силезии крестьянин в эти же вре­мена платил полмарки с манса в качестве ренты и десятины. Если считать кельнскую марку равной 8 унциям, а надел фламандского типа — приблизительно 40 акрам, то выходит примерно одна деся­тая часть унции за акр земли. Как бы приблизительны ни были эти подсчеты, а они в самом деле весьма приблизительны, из них ясно, что крестьяне-поселенцы в Остзидлунге несли куда менее тяжкое бремя в сравнении со своими собратьями, обрабатывавшими «ста­рую» землю75 в Англии7^.

В общем и целом, новые поселенцы не облагались трудовыми повинностями (то есть повинностью работать на господской земле), но платили ренту деньгами либо продукцией, в первом случае — фиксированными суммами, во втором — в фиксированном размере либо долей от полученного урожая. В 50-х и 60-х годах XII века ар­хиепископ Толедо давал селянам землю на условиях уплаты ренты в объеме десятой части собранного зерна, шестой части — вино­града и несущественной барщинной повинности в количестве трех рабочих дней в году, либо в фиксированном количестве зерна с каждой югады77. В Остзидлунге ссылки на трудовые повинности в отношении новых поселенцев крайне редки™. В Ирландии вольные держатели, преимущественно английские переселенцы, вносили лишь фиксированную денежную ренту, и даже в случае достаточно крупных земельных владений трудовые повинности в их хозяйстве не играли существенной роли. В 1344 году в Клонкине держатели обеспечивали только 16 процентов всех рабочих рук, требовавших­ся для уборочной79. Судя по всему, ради поощрения освоения

новых земель и наращивания земельной ренты землевладельцы были готовы идти на уступки своим новым крестьянам в отноше­нии отработок.

Не только непосредственный господин новых поселенцев был заинтересован в их поощрении различными привилегиями исходя из своих долгосрочных интересов. Правители, князья и «хозяева земли» (domini terrae) также рассчитывали и пересчитывали те ус­тупки, на которые можно было пойти, поскольку понимали, что «славу князя составляет число его людей»**0. Когда Хайме Завоева­тель Арагонский решил привлечь людей на «заселение Вилановы», он освободил их от длинного перечня обязанностей: «exercitus... cavlcata... peyta либо questa... cena... и прочих королевских нало­гов»81. Освобождение от пеита (peito) или пакта (pactum), стандарт­ного налога в королевскую казну, либо его низкая ставка были ти­пичны для испанских грамот, касавшихся заселения новых террито­рий. Колонисты, пришедшие в Артазону (близ Барбастро) в годы правления Альфонса I Арагонского (1104—1134), были полностью освобождены от пеита, наряду с другими льготами8^ Аналогичным образом, одной из существенных составных частей «Тевтонского права», регламентировавшего жизнь поселенцев восточнее Эльбы, было освобождение от целого ряда повинностей в пользу князя:

«Я, Генрих, Милостью Божией герцог Силезии, по просьбе Витосла-ва, аббата монастыря Святой Девы Марии во Вроцлаве, и его братьев, дарую немецкий закон их поселенцам, живущим в Баудише и двух де­ревнях под названием Кридель, с тем чтобы они были свободны от по­винностей, которые возлагаются на поляков по обычаю этой земли и кои называются на местном наречии povoz, prevod и zlad, а также от уплаты податей, таких, как stroza, podvorove, swetopetro, и км подоб­ных»83.

В конце XIII века герцог Пржемысл Краковский подтвердил ос­вобождение «ото всех повинностей, наложенных польским зако­ном, а именно — naraz, povoz, prevod, podvorove, stroza, opoie, ova, vacca, "отметки в замке" (castle citation) и гсех других, как бы они ни назывались»84. «Польский закон», который воспринимается как противоположность «германскому закону», предусматривал, таким образом, разнообразные подати и повинности, одни из которых явно были фиксированы, а другие — нет и исполняемы в форме трудовых повинностей. От этих обязанностей новые поселенцы бььл освобождены. Такое освобождение мог предоставить только князь своей властью, и мы видим из приведенных примеров, что князья и другие феодалы вместе работали над созданием единооб­разных законов в отношении поселенцев. В конечном итоге коло­нисты получали еще более существенные льготы в плане сокраще­ния общественных отработок85.

Таким образом, перед поселенцами открывались перспективы двоякого рода — получить солидный земельный надел и иметь воз-

Роберт Бартлетт. Становление Европы

можность оставлять для себя более ощутимую часть произведенной продукции. Помимо этого, заманчивыми были и условия наследова­ния. Герборд Кётенский, который, как упоминалось выше, заселил померанские леса крестьянами, обязав их платить по шиллингу с маиса, пообещал также, что «все, что мы даем жителям этой земли, дается по феодальному закону, а значит, по этому закону вся собст­венность в дальнейшем перейдет к жене, детям и другим близким и дальним родственникам»**. В Силезии поселенцы наделялись «пра­вом наследования», или «феодальным и наследным правом»87. В самом деле, это так называемое «наследное право» (ius hereditar-ium) порой использовалось как эквивалент «германского права» (ius Teutonicum), действовавшего в отношении поселенцев88 Когда Аль­фонс I Арагонский привез в Арагон на поселение мосарабов {ара-боязычных христиан), он обещал им свободу — «вы и ваши сыно­вья, а также все последующие поколения, равно как и любой, кто придет сюда поселиться вместе с вами, и все, что вы освоите и об­работаете, будет ваше»89. Тот же правитель обещал поселенцам Ар-тазоны все их права и свободы — «вам и вашим сыновьям, и всем последующим поколениям, и вашему потомству»90.

Помимо права наследования переселенцам предоставлялось еще и право отчуждения: «Если кто-либо не имеет себе в утешение на­следников, то есть сына или дочь, то господин не может претендо­вать на его движимое имущество или собственность, но человек сам волен отдать или распорядиться своим имуществом так, как он пожелает», — так этот вопрос оговаривался в грамоте венгерского короля Белы IV в отношении поселенцев в отдаленных восточных областях его обширного королевства9*. Когда госпитальеры пожа­ловали своим поселенцам в Сене и Сихене (в Арагоне) землю под названием Сьерра де лос Монегрос, они документально подтверди­ли, что те «получают землю бесплатно, в свободное, спокойное, га­рантированное наследственное пользование как свою собственную, и навсегда наделяются правом распоряжаться ею как им будет угодно, в том числе продавать и закладывать»92

Единственное серьезное ограничение на отчуждение земли ос­новывалось на стремлении землевладельцев сохранить первоначаль­ное назначение надела призванного — формирование экономичес­ки активного и процветающего сословия крестьян, которые при этом сохраняли бы зависимость от господина и платили ему ренту. Не в интересах этих господ была спекуляция землей, абсентеист-ское землепользование или появление землевладельцев со стороны. Вот почему в договорах подчас четко предусматривалось, что новые поселенцы могут передавать землю только по согласованию с фео­далом. Например, колонистам Хебенеса в Новой Кастилии выстав­лялись такие условия:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2268 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.