Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Прирост населения в разные исторические периоды 3 страница




«Каждый житель или поселенец этого места может поступать со своей собственностью как ему захочется, продавать, покупать, отдавать

5. Вольное поселение

в залог или обменивать с любым другим таким же крестьянином (отте llano Labrador ted comma el), который станет обрабатывать ее как поло­жено, а не может продавать или отчуждать любую часть своей собст­венности в пользу рыцаря, благородной дамы или помещика, равно как и клирика или монаха, а также еврея или мавра, а только в пользу та­кого же крестьянина, как он сам, который будет жить на этой земле и делать все что необходимо»93.

Аналогичную обеспокоенность по поводу надлежащего освое­ния новых земель проявляли каноники пригорода Праги Вышегра-да, когде в 1252 году организовали там поселение пребендариев и зафиксировали в соответствующщих бумагах, что «здешним земле­дельцам не разрешается передавать свои права никакому другому человеку, если он не будет жить на этой земле»94. В одной немец­кой колонии в Силезии, получившей землю от монастыря св. Вин­сента во Вроцлаве, действовало правило, что «никто не может по­кидать этих мест, пока не найдет себе замену для уплаты в казну аббатства того, что они сами должны платить»9^. Беспокойство по поводу того, что земельная собственность может утекать в руки ры­царей, звучит в восточносаксонском документе: «Никто из поселен­цев не вправе отдавать или продавать свой манс или поле рыцарю или любому человеку, кто станет рыцарем»96. Аналогичные поряд­ки существовали в долине Эбро, где свободное отчуждение распро­странялось на все случаи exceptis cavalariis, то есть «кроме рыца­рей»97, и даже в Палестине, где такое же ограничение было нало­жено госпитальерами на право поселенцев в БетТибелине свобод­но отчуждать землю98. И все же, за исключением этого ограниче­ния, новые поселенцы наделялись относительной свободой распоря­жаться своей землей.

Мы видим, что привилегии, которыми пользовались колонисты, не исчерпывались чисто экономическими. Их освобождение от об­ложения в пользу государей, конечно же, носило и юридический, и фискальный характер. Вдобавок германское право (ius Teutonicum) в Восточной Европе давало поселенцам льготы не только в плане уплаты низких по сравнению с другими налогов и ренты, но и осо­бый социальный статус, который наглядно виден из тех законода­тельных норм, которые в отношении них действовали. Так, доку­мент, которым герцоги Болеслав и Генрих III Силезский в 1247 году жаловали поселенцам три деревни, принадлежавшие вроцлавским августинцам, не только фиксировал ренту в пользу герцогов в раз­мере двух мер зерна с манса, но оговаривал и другие условия: посе­ленцы освобождались от повинностей в пользу герцогов, в частнос­ти, от обязанности предоставлять свои возы, а кроме того, от воин­ской повинности. «Мы также добавляем, — продолжает доку­мент, — что гофмейстер не будет их вызывать к себе или беспоко­ить иначе как письмом за нашей печатью; мы повелеваем, что они будут призываться и выслушиваться только в нашем присутствии». Далее герцоги подтверждают освобождение от традиционных поль-

Роберт Бартлетт. Становление Европы

ских повинностей — таких, как prevod, zlad и другие, а в заверше­ние пишут:

«Мы постановляем, что никто из наших поверенных не имеет пол­номочий вершить суд, осуществлять надзор или управление в этих по­селениях, но в нашу казну будут поступать две трети судебных сборов от всех самых важных и сложных дел, а именно — от дел, предусмат­ривающих смертную казнь, касающихся серьезных телесных повреж­дений, находящихся в ведении верховного суда, а одна треть будет идти каноникам»99.

Таким образом, правовой режим этих поселений характеризо­вался «доступом к верхушке». Гофмейстер и адвокаты герцога, чье посредничество было нежелательно, исключались из судебных раз­бирательств, и поселенцы были подвластны лишь прямому суду гер­цога. Такие правила были типичной составной частью немецкого права (ius Teutonuicum) в Силезии. Когда Генрих III пожаловал де­ревню Пси-Поле (Гундсфельд) вроцлавскому монастырю св.Винсен­та, то «в соответствии с германским законом», он

«освободил деревню от всех повинностей и податей, а также от других обязанностей, предусмотренных польским законом, и от судо­производства нашего кастеляна и других польских судей и официаль­ных лиц. Мы оставляем за собой право вершить суд лишь в самых тяж­ких случаях, и две трети от судебных доходов мы будем брать себе, а одну треть будет брать аббат. Они не подчиняются ничьей юрисдик­ции, пока мы не вызовем их к себе письменной повесткой, дабы они отвечали в соответствии с немецким законом».

Производство низшего суда часто оставалось в местном веде­нии, как было в случае Казимира Опольского, под чьей юрисдик­цией находились новые поселенцы в аббатстве Любяж: «наш пове­ренный или судья не будет иметь власти вершить вопросы вражды, заключения браков или причинения телесных повреждений, если они не имеют смертельного исхода; эти случаи они будут сами раз­бирать между собой (indicium inter se habeant). Мы отменяем пол­номочия наших судей вершить суд в этой деревне, за исключением особо тяжких случаев, которые остаются в нашей юрисдикции». Порой даже особо тяжкие дела могли передаваться на рассмотре­ние местным судьям, как, например, в случае с Доманевом (Томас-кирх) в 1234 году, когда было определено, что «тот, кто достоин смерти, подлежит суду в той деревне вместе со старостой соседней Олавы [Ohlau] и под председательством старосты самой деревни». Из дальнейшего текста становятся видны некоторые трудности, с которыми могли на практике столкнуться местные представители:

«Если человек какого-то кастеляна замка или другой человек благо­родного происхождения вступит в тяжбу с кем-либо из немцев из де­ревни и не хочет подчиняться суду старосты, то в интересах справед­ливости для обеих сторон мы постановляем, чтобы такой случай рас­сматривался перед герцогом, если он находится поблизости, или же в

5. Вольное поселение

присутствии того из кастелян, кто будет приемлем для обеих сто­рон»100.

Здесь видно, что доступ к верхушке власти был выходом из по­ложения в условиях, когда запутанная система аристократического патронажа делала неэффективной местную власть.

Этот набор судебно-правовых привилегий, возможно, уходил корнями в те права, которыми обладали голландские и фламанд­ские поселенцы на нижнем Везере и на средней Эльбе в XII веке, когда для разбирательств по мелким делам им были предоставлены местные законы, наложены ограничения на размер штрафов и от­менены неблагоприятные для них процессуальные нормы. Ко вто­рой половине XIII века эти правила действовали в отношении посе­ленцев в Великой Польше, таких, как жители деревень Йержин (Jerzen), которые, «даже в случае правонарушения, совершенного в (соседнем) городе Победжиска (Pudewitz), подлежат суду и наказа­нию здесь». В 1294 году жители Калиша получили привилегию «свободно пользоваться немецким законом и в своем судопроизвод­стве быть свободными от обязанности вершить дела в присутствии любого, за исключением нашего должностного лица, будучи вызва­ны надлежащим образом к суду в соответствии с германским обы­чаем». Некоторые суды в Силезии являлись главными судебными органами для всех, кто подчинялся закону колонистов. В 1286 году подобным образом для всех, «кто живет в новых поселениях на наших землях по фламандскому закону», герцогами Ополе-Ратибор-скими был введен закон Ратибора, а в 1290 году епископ Вроцлав-ский сделал суд Нисы высшей инстанцией для рассмотрения всех запутанных мирских тяжб «в наших германских городах и дерев­нях»101. Таким образом, поселенцы, согласно германскому закону, не только имели особые права, но и могли обходить действующую систему судопроизводства.

Хартии особых прав — фуэрос (fueros), которыми наделялись испанские поселения в период Реконкисты, тоже предусматривали исключение каких-либо промежуточных судебных инстанций. Право судиться местным судом ценилось очень высоко, как явству­ет из хартий Альфонса I в отношении мосарабов, которые получили заверения: «вы сможете судиться своим судом за своими воротами, как и все, кто живет в этих землях»102, либо поселенцев Артазоны, которым давалось право «не держать ответа ни перед каким чело­веком или судом за исключением вашего собственного суда Артазо­ны и в соответствии с вашими законами». Поселенцы в Туделе в 20-е годы XII века тоже были наделены правом «судиться своим судом, прямым и соседским (vicmalimente et diractamente), прежде чем предстать перед моим судом, который будет представлять меня самого»10-^.

Слово, которым можно обобщенно назвать все эти права и при­вилегии, было очень простым, но значимым — «свобода». Поселен-

Роберт Бартлетт. Становление Европы

цы, коих госпитальерам было позволено селить на своих моравских землях в начале XIII века, должны были «во всем иметь полную свободу, твердый и неизменный закон» (securam libertatem, ius sta­bile et finnum)^. Иммигранты-христиане, переселившиеся в отвое­ванную у арабов долину Эбро, должны были быть «свободными и свободнорожденными» (francos et ingenuos)^5 и владеть своей зем­лей «свободно, вольно, от рождения и спокойно» (francum et liberum et ingenuum et securwn). Это была свобода, выходившая за рамки расовых и местных различий. «Пусть люди, собравшиеся здесь, — объявлял своим указом Бела IV в отношении новых поселенцев в Берегово, — какого бы происхождения они ни были, на каком бы языке ни говорили, живут здесь в равной для всех свободе»106. За­коны Сайта Мария де Кортеса в 1182 году однозначно утверждали, что «знатные люди, и рыцари, и иудеи, и мусульмане, которые при­шли сюда, чтобы здесь осесть, должны подвергаться одинаковым штрафам и общему для всех судебно-правовому порядку (talem calumpniam et tale forim) наравне с другими поселенцами»*07. Про­стые условия свободы были сконцентрированы в красноречивой фразе графа Роджера Сицилийского: «Деревню надлежит называть Франка (Franca), то есть свободная деревня». Вновь осваиваемые земли, как и все земли в средневековой Европе, принадлежали фе­одалам, но одновременно они были свободной землей, и в этом не­обязательно усматривать парадокс.

 

6. Новый ландшафт

«Вам надлежит обосноваться там навсегда, построить новые дома и отремонтировать старые... Вам необходимо будет трудиться и возделывать все эти поля и виноградники, как уже обрабатывае­мые, так и новые, во имя своего и нашего благосостояния, вам надлежит тщательным образом расчистить дубовые леса на пло­дородных участках, пригодных для земледелия, и ввести их в по­стоянный оборот... И вам надлежит усовершенствовать все»1.

В 1237 году епископ Фома Вроцлавский пожаловал Петру, бур­гомистру (Schulze) второго города в его епархии Нисы, 200 мансов фламандского типа «в дубовом бору» для расчистки и освоения. Жалованные земли образовывали единый участок, тянувшийся на запад от левого берега реки Нисы, крупного притока Одера. Двести фламандских мансов составляют 8 тысяч акров, из чего можно за­ключить, что весь проект был довольно амбициозен, Спустя столе­тие после передачи этой земли был проведен обмер всех земель епархии, на основании которого можно судить об успехе предпри­ятия. На месте «дубового бора» стояло четыре деревни разного раз -мера (61, 20, 80 и 43 фламандских манса) с общей площадью почти 200 мансов. Названия у этих деревень были германские. Одна на­зывалась Петерсхайде (((вересковая пустошь Петра»), по-видимому в честь первоначального локатора Петра Нисского; две других — Шёнхайде («красивая вересковая пустошь») и Фридевальде («мир­ный лес») напоминают интонацию агитационного текста. Петерс­хайде, Фридевальде и Гросс Бризен имели собственные церкви с земельным участком величиной в два мансс1. а жители небольшой деревушки Шёнхайде (занимавшей всего 20 мансов), по всей види­мости, ходили на службу в одну из этих церквей. Во всех деревнях староста имел в собственности значительный надел (14, 4, 18 и 7 мансов). В деревне Гросс Бризен была таверна, в Петерсхайде и Шёнхайде — таверна и водяная мельница, а деревня Фридевальде, к которой относились 80 мансов, то есть 3 200 акров пашни, вероят­нее всего, была центром районного масштаба2. За сто лет полоса первозданного леса превратилась в обжитой ландшафт со всей ком -плексной системой производства пищевой продукции, средств об­щения и отправления культа, которой располагало средневековое общество. Каков же был механизм этих революционных преобра­зований?

Роберт Бартлетт. Становление Европы

ОТЪЕЗД ИЗ ДОМА

Новые крестьянские поселения могли развиваться в различных формах. Это мог быть процесс постепенный, путем расширения уже существующих поселений, либо в виде массированного освое­ния новых участков, как в случае с новыми поселениями, плано­мерно заполнявшими карту Восточной Европы. Иногда процесс ос -воения стимулировался строительством новых крепостей или объ­ектов церковного назначения, которые служили своего рода пес­чинкой в раковине, притягивая к себе новые поселения. Так, на­пример, в 1101 году восточнее Зале (примерно на границе между немецкими и славянскими поселениями) был реорганизован и по­лучил нового настоятеля Виндольфа монастырь Пегау, и тот немед­ленно принялся за реконструкцию зданий аббатства, действуя про­думанно и тщательно, подобно «искусному мастеру по изготовле­нию печатей»:

«Он изучил территорию, разровнял неровные или болотистые участки, расчистил заросли кустарника. Он расширил и увеличил надел и искусно превратил доверенную ему церковь в образец совершенной красоты, как если бы это была узорная печать... он начал обрабатывать землю, которая теперь в его честь носит название Аббатисдррф (то есть ((Аббатская деревня»), убрал лишние деревья и подлесок, раскор­чевал пни и расширил поля; когда здесь была построена церковь и дом для надобностей жителей, он передал их монахам в вечное пользова -ние»3.

В последнее время в научных кругах появилась тенденция при­нижать сельскохозяйственное значение монастырей, в первую оче -редь основанных в XII веке, но в таком случае более подходящей представляется прежняя героическая трактовка их истории. Новые аббатства, в свою очередь, означали новые деревни.

Точно так же и новый замок мог способствовать образованию в непосредственной близости, то есть под его защитой, нового посе -ления. Крепости подчас ставились в необжитых местах — либо для того, чтобы использовать фактор труднодоступности, либо в силу того, что они строились на опасных границах, как было в случае с военными сооружениями монахов Сент-Кугата в Каталонии в 1017 го­ду — «в бесплодных топях и уединенных местах, чтобы противо­стоять засадам язычников»4. Однако отстроенные и заполненные воинами фортификационные сооружения требовали рабочей силы и провианта — и то и другое удобнее всего было добыть у окрест­ного земледельческого населения, которому замок в свою очередь служил защитой. На каталонской границе рост числа поселений действительно был следствием военного строительства: «в этом районе едва ли найдется одна современная деревня, которая своим происхождением не обязана какой-нибудь крепости X века» 5.

6. Новый ландшафт

Архиепископ Тирский Вильгельм так описывает последствия другой программы строительства замков, предпринятой крестонос­цами в районе между Иерусалимом и Аскалоном в 30—40-е годы XII века:

«Имевшие землю в прилегающем районе чувствовали защиту со стороны соседних замков и построили в их окрестностях (suburbana /оса) множество селений. В них жили многие семьи и земледельцы, и в силу их расселения здесь весь район стал более спокойным и начал по -ставлять округе большое количество продовольствия» 6.

Среди этих новых поселений был Бет-Гибелин, где госпиталье­ры предоставили колонистам льготные права, «с тем чтобы лучше шло заселение этой земли»7. Каждый житель имел солидный надел в два каруката (порядка 150 акров), вносил за него ренту и мог передавать по наследству. Датированный 1168 годом список посе­ленцев свидетельствует, что многие из них прибыли в эти места из Западной Европы: Санчо Гасконец, Стефан Ломбардец, Петер Ката-ланец, Бруно Бургундец, Герард Фламандец, Гилберт Каркасонец и т.п. Крепости 30-х годов XII века вызвали к жизни колониальные поселения европейских земледельцев и ремесленников.

Если документальные свидетельства, относящиеся к правовым условиям существования новых деревень (о чем шла речь в предыдущей главе), достаточно многочисленны и пространны, что вполне объяснимо, то механизм миграции можно восстановить силой воображения, но не на основе документов, которых на этот счет почти не сохранилось. Переселенцы наверняка делали какие-то распоряжеши по поводу оставляемого в родных местах имуще­ства, транспорта для переезда на новое место и получения там новой собственности; им наверняка требовалась информация и на первое время поддержка; однако из существующих свидетельств можно составить лишь самое общее представление об этих процес -сах жизненной важности. Так, нам известно, что в 1210 году братья Петр и Фортуний Гарсиа продали свою землю монастырю Санто Доминго де ла Кальсада за 166 морабетинов (morabetinos), посколь­ку «желали уехать и присоединиться к новым поселенцам в Мойе (voientes ire ad populationem Mohie)»Q. Нам не известно доподлинно, сколько земли они продали, на каких условиях получили надел в Мойе и была ли им вообще какая-то выгода от такого обмена, в долгосрочном или сиюминутном плане. Даже в наши дни нелегко проследить судьбу иммигрантов в каждом конкретном случае от от -правной точки до конечной цели. Когда же речь идет о Средних веках, это практически невозможно. Упоминания о переселенцах, покидающих родной дом, как в случае с братьями Гарсиа, встреча­ются крайне редко. Выходит, что картину реального процесса пере­селения той эпохи мы можем воссоздать лишь в самом общем и весьма умозрительном плане. Тем не менее постараемся сделать все, что в наших силах.

Роберт Бартлетт. Становление Европы

Для начала представим себе крестьянина, надумавшего пересе­литься в другие края, и колониального землевладельца, решившего привлечь держателей. Предположим, первый — младший сын своих родителей, либо преступник, или же просто человек, движи­мый голодом, как «многие, оставившие свои поля в годину великого голода в Германии и искавшие прибежища в Польше» в 1264 году9. Естественно, между землевладельцем и этим потенциальным кон­тингентом переселенцев должен был существовать какой-то обмен информацией. Такой обмен мог происходить неофициально в виде циркулировавших среди путешественников слухов, однако более надежным каналом была целенаправленная пропаганда. Восточно­германские феодалы, желая заселить и освоить свои владения в малолюдных приграничных районах либо недавно завоеванных тер -риториях, нередко проводили в обжитых областях западной Герма­нии целые кампании по привлечению поселенцев. Одним из ран­них примеров такого рода может служить Випрехт Гройцшский, «правитель областей, населенных сербами», который приблизитель­но в 1104 году «организовал расчистку новых земель в епархии Мерзебург». После этого он двинулся во Франконию, где жила его мать со вторым мужем, и «многих франконских крестьян увел с собой и повелел им возделывать эти земли после того, как расчис -тяг их от леса, и владеть ими с правом наследования» ^.

Особенно живо картину ряда энергичных мероприятий по набо -ру поселенцев рисует «Славянская Хроника» Гельмольда Босаус-ского, написанная в 70-х годах XII века. Он описывает освоение не­давно завоеванной Вагрии (Восточный Голыптейн), предпринятое по инициативе графа Адольфа II в 40-х годах XII века:

«Поскольку земля была необитаема, он разослал повсюду гонцов — во Фландрию, Голландию, Утрехт, Вестфалию и Фризию, призывая всех, кто испытьшает нехватку земли для пашни, прийти со своими се -мьями и занять эту хорошую и обширную землю, которая плодородна, полна зверя и рыбы и удобна для пастбищ... Вняв этому призыву, бес -численное множество людей разных племен поднялись с места и с се -мьями и пожитками двинулись в Вагрию к графу Адольфу, дабы полу -чить обещанную им землю»1'.

В последующие десятилетия такую политику восприняли и дру­гие немецкие землевладельцы. Альбрехт Медведь Бранденбургский

«послал гонцов в Утрехт и на берега Рейна, а особенно — в те края, где люди страдают от близости океана, то есть в Голландию, Зе -ландию и Фландрию, и те привели большое количество людей, которые поселились в крепостях и городах славян» 12.

Какое-то представление об этих вербовочных предприятиях дает документ 1108 года, содержащий призыв к влиятельным мужам Вестфалии, Лотарингии и Фландрии помочь в завоевании земли вендов. Текст адресован не столько крестьянам, сколько гос -

6. Новый ландшафт

подам, однако вероятнее всего, что эти две категории имели в отно -шении земли схожие интересы:

«Эти язычники — худшие из людей, но земля их — самая лучшая, с дичью, медом и хлебом. Если ее начать обрабатывать, она будет при -носить столько, сколько не приносит ни одна другая земля. Так говорят люди знающие, Итак, о саксонцы, франконцы, лотаринщы и фламанд -цы, здесь сможете вы и спасти свои души, и при желании получить прекрасную землю для освоения»13.

Упоминание о землях Восточной Европы в связи с их плодоро­дием и необжитостью часто встречается в западноевропейских ис­точниках. Венгрия, писал дядюшка германского императора Фрид­риха Барбароссы Отто Фрейзингенский, «славится как красивой природой, так и плодородием пашни». Однако, сетует он, «поля ее едва ли видели мотыгу или плуг», и недоумевает, какой волею «эта дивная земля оказалась в руках не людей, а чудищ в человеческом обличье»14. Французский монах Одо из Дойля, проезжая пригра­ничные области Венгрии и Болгарии, замечал, что они «изобилуют тем, что дает сама природа и могло бы поддерживать поселенцев, ежели бы здесь были таковые»15.

Замечателен другой эпизод «Хроники» Гельмольда, проливаю­щий некоторый, пусть неяркий, свет на рудиментарный механизм переселения. Описывая нападение славян-язычников на колонию фризов в Сюзеле (Вагрия), недалеко от балтийского побережья, он пишет, что хотя численность переселенцев и составляла 400 с лиш­ним человек, но «когда явились славяне, в крепости не насчиталось и сотни, ибо все остальные к этому моменту отправились на старое местожительства распорядиться насчет остававшейся там земли» (ceteris in patriam reversis propter ordinandum peculium illic relic-tum)^. Расстояние было не столь велико: из Фризии можно было за неделю добраться до Балтики, — однако на этом примере, быть может, единственном в своем роде, мы видим, что переселенцы ез -лили туда-сюда, устраивались на новом месте, возвращались назад, чтобы уладить какие-то дела, а потом снова отправлялись на восток. В некоторых случаях, особенно если оставленный надел был солид­ным, такая связь между старым и новым домом могла быть регуляр -ной. Так, фуэро (закон) Толедо XII века предусматривает для граж­данина возможность поездок во Францию, Кастилию или Галисию, либо посещения им «своих земель по ту сторону гор» в зимнее время17.

Современные исследования миграционных процессов особый упор делают на два фактора, которым едва ли можно найти доку­ментальное подтверждение касательно XII—XIII веков. Один — это вопрос пересылки денег домой. В XII веке существовала широкая практика отсылки поселенцами значительных сумм своим семьям на родину. Однако, учитывая, что в те времена существовали толь­ко серебряные монеты, подобные транссрерты были возможны, ско -

Роберт Бартлетт. Становление Европы

рее всего, только для тех, кто непосредственно был связан с торго­вой сетью. Если итальянские купцы могли воспользоваться аккре­дитивами, а к сундукам с пенсами английских королей была при­ставлена вооруженная стража, то процветающим или предусмотри­тельным сынам Андалусии или Пруссии отсылать деньги родителям в Старую Кастилию или Саксонию было непросто. Однако, по всей видимости, для процесса миграции это не имело решающего значе -ния. Другой важный момент, заметный в эмиграции сегодняшнего дня, — это реэмиграция, то есть возвращение части переселенцев домой. В Средние века, по-видимому, этот фактор играл существен­ную роль, особенно в тех случаях, когда переселенцу удавалось сколотить какое-то состояние на чужбине и хотелось вложить зара -ботанное в том месте, какое имело для него настоящую ценность, то есть на родине. В другом случае возвращение домой могло озна­чать полное крушение всех надежд и планов, и тогда это было воз -вращение для «зализывания ран». В Средние века, решившись на переселение в дальние края, люди возлагали свои главные надежды на обзаведение там своим хозяйством, и следовательно, возвраще­ние назад было синонимом фиаско. В одном документе XIII века содержится некоторая информация, способная пролить свет на эту проблему.

В 1236 году епископ Гильдесгаймский заключил соглашение с графом Лауэнроле. Графство было разделено на две части. Так на­зываемое «малое графство» отошло к епископу, а «большое» оста­лось у семьи графа. Жителям было предписано оставаться в своей части графства, а те, кто переселялся в другую, подлежали возвра­щению на место. «Однако тем, кто живет по ту сторону Эльбы либо в любом другом месте за пределами графства, разрешается при желании вернуться как в малое, так и в большое графство», го­ворилось далее в соглашении18. Этот документ несет большую ин­формацию. Он показывает, что к 30-м годам XIII века миграция за Эльбу была уже абсолютно обычным явлением. Кроме того, он по­казывает, что возможность возврата переселенцев с той стороны Эльбы домой также не считалась чем-то из ряда вон выходящим. Возможно, не всякий переселенец получал на новом месте то, что ожидал. Не исключено, что реэмиграция вообще была распростра­нена намного шире, чем мы можем себе представить.

Некоторые из уже приводившихся цитат рисуют переселенцев, покидающих родные поля или избавляющихся от своего надела, от­куда ясно, что многие колонисты отнюдь не были безземельными. У себя на родине это были вполне состоявшиеся крестьяне-ферме -ры, Даже у тех, кто решался на переселение под влиянием безна­дежных обстоятельств, порой имелась своя земля, которую они те­перь продавали, как в случае с зависимыми крестьянами Гайнинге-на в Саксонии, которые, «разоренные грабежами и поджогами, под бременем крайней нищеты», отдали свои пять мансов господину и покинули родные края; либо «бедных скитальцев»19 Рейнской об-

6. Новый ландшафт

ласти, вынужденных в 70-е годы XII века «продать родовые владе­ния и переселиться в чужие края»20. В этих случаях доход, получен­ный от продажи старого участка земли, мог стать хорошим подспо -рьем переселенцам на переходном этапе, пока они еще не получили новой земли, а также на первые, самые трудные годы. Переселение в чужие края требует не только воли, но и ресурсов. Уже в наше время было замечено, что ядро эмиграции составляют люди, зани­мающие средние ступеньки общественно-экономической лестницы, то есть не самые богатые и не самые бедные. У них, следовательно, есть и мотив, и способность к тому, чтобы перебраться на новое место и начать с нуля. К тому же для феодалов более привлекатель­ными кандидатами в новые поселенцы были опытные земледельцы, нежели безземельные и нуждающиеся крестьяне.

ЗАКЛАДКА ОСНОВ

Одной из первых задач при основании нового земледельческого поселения было установление границ между домами, дворами и по -лями. В лесистой местности эта задача порой оказывалась достаточ -но сложной. Так, размежевание земель цистерцианского монастыря в Генрихове (Heinrichau) в Силезии осуществлялась путем наблюде­ния с вершины сначала одного холма, затем другого, а также с по -мощью дымовых сигналов для ориентирования на поросшей лесом местности. После этого пограничные знаки высекались на стволах деревьев21. В более открытой местности могло хватить и межи, пропаханной плугом22, в землях, лежавших восточнее Эльбы, эта задача была сложна, поскольку требовался не только раздел, но и обмер. Единицей измерения в Остзидлунге служил манс, то есть земельный надел площадью 40 или около 60 акров (соответственно для участка фламандского или франкского типа)23. Когда заклады­валась новая деревня, требовалось сперва определить количество будущих участков и лишь затем проводить их разбивку на местное -ти. Иногда деревни даже назывались по количеству мансов — на­пример, в Силезии была «деревня семи наделов» — Зибенхуфен (Siebenhufen)^, ныне — Семславице (Siemslawice). Делались и по­пытки к единообразию. Так, в некоторых областях, например, в Ноймарке в Бранденбурге, стандартным размером поселения стали 64 манса. Здесь половина всех новых деревень была именно такой величины-".

Порой в больших владениях число мансов служило только для ориентира, ибо трудно себе представить, чтобы во всех случаях проводились точные обмеры земли. Например, Владислав Одониж Великопольский в 1224 году жаловал Тевтонским рыцарям 500 ман­сов, а в 1233 году — цистерцианцам два участка по 2000 и 3000 мансов, при этом не надо забывать, что 3000 мансов — это порядка 200 квадратных миль2^. Даже при менее значительных пожаловани­ях чаще всего размер устанавливался приблизительно. Одна герцог-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2272 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.