Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√Ћј¬ј IV јссирийцы; евреи; хоре€не




¬ древности бытовало единодушное мнение, что народы ћесопотамии сто€т выше всех остальных наций, вышедших из колен ’ама и —има. ‘иникийцы были предприимчивы, такими же были карфаген€не. ѕережили периоды расцвета и славы еврейские, арабские, мидийские, фригийские государства. ќдним словом, это были планеты, вращавшиес€ вокруг большого региона, где совершались их судьбы. Ќо без вс€кого сомнени€ главной была јссири€.

„ем же объ€сн€етс€ такое превосходство? “очный ответ на этот вопрос дает филологи€.

я уже говорил о том, что система семитских €зыков представл€ет собой несовершенный продукт системы Ђчерныхї €зыков. Ёта система претерпела изменени€ в арабском и стала еще более несовершенной в древнееврейском; далее по нисход€щей мы придем к арамейскому, в котором деградаци€ составных принципов выражена еще полнее. ¬ данном случае мы напоминаем путника, наход€щегос€ в подземелье, где по мере его движени€ становитс€ все темнее. ƒальше снова по€витс€ свет, но уже на другой стороне пещеры, и этот свет будет иной природы.

јрамейский €зык означает определенный отход от меланийского духа, однако в нем пока нет форм, кардинально чуждых этой системе. ≈сли загл€нуть немного дальше, в географическом смысле, мы сразу обнаружим древнеарамейский, и вот здесь уже есть кое-что новое. ѕри внимательном рассмотрении мы узнаем индогерманский элемент, в чем не может быть никаких сомнений. ќн еще слабый и ограниченный, но все равно он существует и бросаетс€ в глаза.

ѕродолжим наше путешествие. –€дом с арамейцами живут мидийцы. ѕрислушавшись к их €зыку, мы узнаем семитские звуки и формы. “е и другие более затушеваны, чем в арамейском, и индогерманский элемент занимает в нем больше места.[79]

¬ступа€ на земли, лежащие к северу от ћидии, мы находим зендский €зык. » в нем присутствует семитский, на сей раз в очень малом количестве. ≈сли отойти немного к югу, мы встретимс€ с Ђпехлвиї, также индо-германским, но с большим количеством элементов из €зыка —има. Ќо двинемс€ дальше на северо-восток, и в первых же районах »ндии сразу найдем самый совершенный тип €зыков белой расы Ч речь идет о санскрите.

„ем дальше к югу, тем больше семитского духа, а по мере продвижени€ к северу Ђбелыеї элементы будут встречатьс€ чаще и в более чистом состо€нии. јссирийские государства из всех хамито-семитских земель находились дальше к северу. Ќа них посто€нно набегали волны переселенцев, скрытых или очевидных, устремленных с северо-восточных гор. “ам и следует искать первопричину их длительного, длиной в века, преимущества.

ћы уже видели, как часто происходили набеги. —емито-халдейска€ династи€, котора€ положила конец исключительному господству хамитов около 2000 года, два столети€ спуст€ была свергнута новыми толпами, спустившимис€ с гор.

»стори€ называет их Ђмидийцыї. ‘акт по€влени€ индогерманских народов так далеко на юго-западе в столь ранние времена мог бы вызвать некоторое удивление, если, следу€ старой классификации, мы проведем демаркационную линию между белыми народами разного происхождени€ и отделим семитов от народов, основные ветви которых насел€ли »ндию, а позже ≈вропу.

 ак сказано выше, филологи€ опровергает такой метод классификации, и мы с полным правом можем считать мидийцев основател€ми очень древней ассирийской династии и, по примеру ћоверса, семитскими халде€ми или, вместе с Ёвальдом, ассирийскими или индогерманскими народами в зависимости от подхода к этому вопросу. ќни €вл€ютс€ переходным элементом между двум€ расами и равно принадлежат и той и другой. ѕоэтому не имеет значени€, с точки зрени€ географии, €вл€ютс€ ли последние семитами или первые арийцами.

я не сомневаюсь, что с точки зрени€ качеств, присущих расе, мидийцы первой волны миграции превосходили семитов, в большей степени смешанных с темнокожими, хот€ и были родственны им. ѕодтверждением тому может служить их религи€, котора€ представл€ла собой магию. Ќапомню им€ второго цар€ их династии Ч «аратуштры. я не путаю этого монарха с известным религиозным законодателем, который жил намного раньше, но тот факт, что царь вз€л себе им€ знаменитого пророка, свидетельствует о попул€рности его учени€ в народе.

ћидийцы не были испорчены чудовищными хамитскими культами, они имели более здоровые религиозные представлени€ и пон€ти€ и отличались более высоким воинским духом и способност€ми к управлению.

ќднако их власть не могла продержатьс€ долго, хот€ причины их быстрого упадка совсем другие.

ћидийска€ наци€ всегда была малочисленной Ч позже у нас будет повод поговорить об этом, Ч и если в VIII в. до н. э. она вновь подчинила себе ассирийские государства (спуст€ долгое врем€ после 2234 г. до н. э.), то только потому, что этому способствовали окончательный упадок хамито-семитских рас, полное отсутствие сильных врагов и союз с арийскими народами, которых в эпоху первого нашестви€ мидийцев еще не было на юго-западе, куда они пришли позже вместе с другими персидскими племенами.

“аким образом мидийцы были авангардом арийского семейства. »х численность была невелика, их не поддерживали родственные народы и не потому, что они еще не спустились к югу, но потому, что в те далекие времена, после ухода эллинских арийцев, чьи нашестви€ посто€нно выталкивали массы семитов в ассирийские и ханаанские земли, существовала мощна€ цивилизаци€, оказывавша€ сильное вли€ние на основную часть арийско-зороастрийских народов в област€х между  аспийским морем и √индукушем, в частности, в Ѕактрии. “ам царил большой город Ѕалк Ч Ђћать городовї, если воспользоватьс€ выражением из иранской традиции, которое передает и могущество и древность древней столицы магической религии.

Ётот город был центром жизни, котора€ привлекала внимание и симпатии зороастрийцев и предохран€ла их от смешени€ с ассирийским потоком. ѕомимо этой сферы их де€тельность ограничивалась восточным направлением и была устремлена к земл€м »ндии, к странам ѕенджаба, с которыми их св€зывали тесные родственные отношени€, обща€ историческа€ пам€ть, древние привычки, сходство €зыка и даже религиозна€ нетерпимость и дух противоречи€ Ч естественное следствие этой нетерпимости.

¬ ѕередней јзии мидийцы были предоставлены самим себе: их положение было тем более непрочным, что с севера надвигались властолюбивые соперники, банды семитов, и подрывали их власть.

Ёти семиты уступали им в численности. ќднако их поток усиливалс€, и в конечном счете они уравн€лись в достоинствах с властител€ми и даже превзошли их.

ѕоследние жили в городах јссирии, правда, пользу€сь некоторой поддержкой своего народа, но отдаленные от него большим рассто€нием и затер€нные в хамито-семитской массе. »зменилс€ состав их крови, так же как у белых хамитов и первых халдеев. » в один прекрасный день семитские набеги, сначала отбиваемые, уже не встретили сопротивлени€. ¬ тот день семиты пробили брешь, и меч победителей обрушилс€ даже на простой народ, который растер€лс€ и оказалс€ бессилен перед хлынувшими ордами.

јссирийские государства вновь начали приходить в упадок под властью последних индийских царей. ќни снова познали расцвет и утвердили свою власть во всей ѕередней јзии только с притоком свежей благородной крови, котора€ пусть и не подн€ла их на более высокую ступень, но, по крайней мере, позволила им господствовать безраздельно. ¬от так, непрерывно перерожда€сь и возрожда€сь, јссири€ властвовала на хамито-семитских земл€х.

Ќовое нашествие привело к большим территориальным завоевани€м.

ѕокорив страну мидийцев, семиты-завоеватели двинулись на север и восток. ќни разорили часть Ѕактрии и дошли до границ »ндии. ќни снова покорили ‘иникию, и мысли, пон€ти€, представлени€ и нравы ассирийцев распространились еще шире и укоренились еще глубже, чем прежде. —мелые предпри€ти€ и крупные достижени€ чередовались с удивительной быстротой. ѕока могущественные вавилонские монархи укрепл€лись на востоке, в окрестност€х нынешнего города  андагара, города, где жили кофейцы, руины которого обнаружил полковник –оулинсон, на ≈вфрате поднималс€ ћабудж, а дальше к западу Ч ƒамаск и √адара.[80] —емитские цивилизаторы перешли √алис и создали на побережье “роады, в лидийских земл€х, кн€жества, которые позже стали независимыми и хвалились тем, что не имеют к семитам никакого отношени€.[81]

Ќет смысла прослеживать смену ассирийских династий, которые столько веков удерживали власть в ѕередней јзии. ѕока соседн€€ јрмени€ и примыкающие к  авказу земли поставл€ли более Ђбелоеї население, чем жители южных равнин, силы ассирийских государств посто€нно пополн€лись. “олько династи€ арабов-исмаилитов (1520Ц1274 гг. до –ождества ’ристова) положила конец халдейскому владычеству. “аким образом, пришедшую в упадок расу сменили семиты с юга, менее деградированные, чем хамитский элемент, который был способен испортить любую кровь в ћесопотамии. Ќо как только снова по€вились халдеи, более Ђчистыеї, чем исмаилитское семейство, оно тут же уступило им трон.

»так, что касаетс€ сферы правлени€, т. е. там, где формируютс€ цивилизаторские идеи, не может быть и речи о черных хамитах. »х массу совершенно поглотили последовательные наслоени€ семитов. ќни составл€ют большую часть населени€ и не играют никакой активной роли. “ака€ участь ожидает всех завоевателей через несколько поколений. ¬начале гр€зь завоеванной деградированной земли, по которой шагают победители, доходит им до щиколотки. «атем в нее погружаютс€ ноги, и вскоре она накрывает их с головой. — физиологической и моральной точек зрени€ это полна€ деградаци€. ¬о времена јгамемнона греков больше всего поразил в ассирийцах, пришедших на помощь ѕриаму, цвет кожи ћемнона, Ђсына јврорыї. јвторы сказаний называют этих восточных народов эфиопами.[82]

ѕосле разрушени€ “рои те же коммерческие причины, которые когда-то заставили ассирийцев способствовать созданию приморских городов в стране филистинцев и на севере ћалой јзии,[83] обусловили тот факт, что они простили грекам уничтожение города и защищали »онию. »х цель заключалась в том, чтобы положить конец монополии финикийских городов, в результате тро€нцев сменили победители. “ак, азиатские греки стали основными торговыми партнерами Ќиневии и ¬авилона. Ёто есть первое встретившеес€ нам доказательство той часто повтор€емой истины, что если идентичность рас приводит к идентичности судеб народов, она ни в коей мере не определ€ет идентичность интересов и, следовательно, взаимную непри€знь.

ƒо тех пор, пока только финикийцы эксплуатировали западные земли, они продавали свои товары ассирийцам по очень дорогой цене, но позже, когда по€вились конкуренты в лице тро€нцев, затем греков, ассирийцы нашли более дешевый способ удовлетворить свои потребности.

ќчевидно, что вс€ ѕередн€€ јзи€ находилась под диктатом ассирийцев. Ќароды, пользовавшиес€ их покровительством, достигали успеха, а те, кто пыталс€ выйти из-под их вли€ни€, оставались слабыми. ¬прочем, и независимость была очень относительной Ч даже у кочевых племен пустыни. Ќет ни одной нации Ч будь то большой или малой, Ч котора€ бы не испытала воздействи€ населени€ и царей ћесопотамии. ќднако среди тех, которые меньше всего ощущали такое воздействие, первыми следует назвать сыновей »зраил€. ќни относились к своей индивидуальности более ревностно, нежели любое другое семитское плем€. ќни хотели сохранить чистоту в своих потомках. ќни стремились изолироватьс€ от всего, что их окружало. ѕо одной этой причине они заслуживают отдельного разговора, даже если забыть о великих иде€х, которые приход€т на ум при упоминании этого народа.

—ыновь€ јвраама несколько раз мен€ли свое им€. ¬начале они называли себ€ евре€ми. Ќо это название, раздел€емое ими со многими другими народами, было слишком широким и неконкретным. “огда они стали именоватьс€ сыновь€ми »зраил€. ѕозже, после того, как »уда прославил свое им€ и вытеснил из пам€ти народа всех патриархов, они стали иуде€ми. Ќаконец, после вз€ти€ »ерусалима императором “итом, вкус к старине, страсть к своим корн€м Ч что всегда свойственно стареющим народам и служит признаком бессили€, хот€ свидетельствует о трогательной сентиментальности Ч заставили их снова прин€ть им€ Ђевреиї.

Ёта наци€, несмотр€ на все ее претензии, никогда не имела собственной цивилизации, так же как и финикийцы. ќна всего лишь копировала все, что происходило из ћесопотамии, смешива€ это с египетскими элементами. Ќравы израилитов в моменты их расцвета, во времена ƒавида и —оломона, выдавали тирское и ниневийское происхождение. »стори€ знает, с каким трудом их св€щенники дистанцировались от самых ужасных про€влений восточного происхождени€. ≈сли бы сыновь€ јвраама, спустившись с ’алдейских гор, сумели сохранить хот€ бы относительную чистоту расы, которой они обладали, они, конечно, сохранили и расширили бы то превосходство над более цивилизованными и богатыми, но менее предприимчивыми ханаанскими народами, которое завещал им отец их патриархов, потому что те народы имели более темный цвет кожи.   сожалению, несмотр€ на фундаментальные законы и предписани€, несмотр€ на прокл€тие, лежащее на исмаилитах и. эдомитах, незаконных и отверженных потомках јвраамского колена, евреи роднились только с ними.[84] — самого начала ситуаци€ вынуждала их идти на союз с разными народами, которых они презирали, жить среди них, ставить р€дом с ними свои шатры и пасти свои стада, и молодые люди двух семейств посто€нно общались друг с другом.  енайцы, потомки јмалека, и многие другие влились таким образом в народ, состо€вший из двенадцати племен. «атем закон первыми нарушили патриархи. ѕестра€ генеалоги€ свидетельствует о том, что —арра была двоюродной сестрой своему мужу, следовательно, имела чистую кровь. Ќо если »аков женилс€ на Ћии и –ахили, своих кузинах, и имел от них восьмерых из своих сыновей, четыре других ребенка, также считающиес€ истинными отцами »зраил€, родились от служанок Ѕалы и «ельфы. Ётому примеру последовали и его отпрыски.[85]

¬ последующие эпохи мы встречаем и другие этнические аль€нсы, а во времена монархии им уже нет числа.

¬ царство ƒавида, простиравшеес€ до ≈вфрата, входило немало различных народов, и там не могло быть и речи об этнической чистоте. ¬ирус смешени€ пропитал все поры израильского организма. —ам принцип, правда, сохранилс€, а позже «оровавель обрушил жестокие кары на мужчин, бравших в жены чужестранок. Ќо тем не менее целостность крови јвраама оказалась утраченной, и меланийского элемента в иуде€х было не меньше, чем в хамитах и семитах, среди которых они жили. ќни прин€ли их €зык.[86] ќни прин€ли их нравы и обычаи, и все больше смешивались со своими сосед€ми: филистинцами, эдомитами, амалекитами, аморейцами. ќчень часто имитаци€ чужих нравов доходила у них до религиозного экстаза. ¬ сущности, евреи и €зычники были скроены по одной мерке. я склонен считать этот факт и доказательством и следствием: ни во времена »осифа, ни при ƒавиде или —оломоне, ни в эпоху царствовани€ ћакавеев иудеи не имели длительной власти над соседними народами, как бы слабы те ни были. ќни ни-чем не отличались от исмаилитов и филистинцев.

я уже объ€сн€л, почему израелиты, сыновь€ »смаила, Ёдома и јмалека, состо€вшие из тех же основных Ђчерныхї Ч хамитских и семитских Ч элементов, что и финикийцы и ассирийцы, всегда оставались на самой низшей ступени цивилизации расы, где вдохновл€юща€ и руковод€ща€ роль принадлежала народам ћесопотамии. ƒело в том, что Ђбелыеї элементы периодически подпитывали последних, но не сыновей »зраил€. ѕоэтому им не удавалось удержать завоеванное, а когда у них по€вл€лись возможность и желание усовершенствовать свои нравы, они предпочитали заимствовать их в ассирийс кой культуре, ничего не дава€ ей взамен Ч точно так же, как нынешние провинциалы копируют парижские моды. Ќе отличались большей цивилизованностью и тирцы, хот€ они и были умелыми торговцами. ќни воспринимали только то, что лежало на поверхности, и то, чему они учились у Ќиневии. —оломон, решив построить храм, призвал из “ира архитекторов, скульпторов и вышивальщиков. ¬полне веро€тно, что, увидев величественный »ерусалим, которым так гордились его жители, человек из Ќиневии узнал бы в нем не совсем удачную копию того, что он видел в оригинале в больших метрополи€х ћесопотамии, куда с «апада, ¬остока, из »ндии и даже  ита€, по словам »сайи,[87] посто€нно поступали замечательные плоды человеческого гени€.

» в этом нет ничего удивительного. ћалые народы, о которых идет речь, были семитами, слишком пропитанными хамитским духом, чтобы иметь возможность играть самосто€тельную роль в культуре Ч впрочем, их собственна€ культура была в их глазах вполне достаточной и нуждалась разве что в небольших изменени€х. »менно такие изменени€ локального характера низводили все совершенство Ќиневии до уровн€ темных и бедных народов и искажали цивилизацию. ќказавшись в ¬авилоне, финикийцы, евреи, арабы чувствовали себ€ равными местному населению, исключа€ только северных семитов, которые по€вились там самыми последними.

Ќо все равно это было подражание, потому что в этих разрозненных группах отсутствовала порода.

ѕрежде чем закончить разговор об израилитах, скажем несколько слов о некоторых племенах, которые издавна жили среди них к северу от »ордана. —корее всего это таинственное население представл€ло собой довольно Ђчистыеї остатки меланийских семейств Ч темнокожих, которые когда-то были единственными хоз€евами ѕередней јзии до прихода белых хамитов. —в€щенные тексты оставили нам точное, характерное и непригл€дное описание этих жалких народов.

¬о времена »ова они жили только в горном районе —еира и Ёдома к югу от »ордана. “ам их и встречал јвраам. —реди них жил »сав Ч что, впрочем, не единственна€ его вина или ошибка, Ч и одной из его жен стала ќливема, дочь јны, дочери —ебеона, так что сыновь€, родившиес€ от нее Ч »еус, »еглом и  орей, Ч через свою мать были тесно св€заны с черной расой.

—ептуагинта называет эти народы хоре€нами, ¬ульгата Ч хорейцами, и они часто упоминаютс€ в —в€щенном ѕисании. ќни жили в скалах и пр€тались в пещерах. »х им€ даже означает Ђтроглодитыї, т. е. пещерные люди. »х племена имели вождей и составл€ли независимые общества. ќни круглый год бродили без определенной цели, воровали что придетс€, а при возможности убивали. ќни были очень высокого роста. ѕутешественники бо€лись этих жестоких людей. Ќо самое €ркое их описание приводитс€ в  ниге »ова.[88]

 

Ђќни смеютс€ надо мною, те, которых отцов € не поместил бы с псами стад моихї.

ЂЅедностью и голодом истощенные, они бегут в места безводные, мрачные и пустынныеЕї

Ђ»з общества людей изгон€ют их и кричат на них, как на воровї. Ђќни живут в рытвинах потоков, в норах земных и скалахї.

Ђќни шум€т в кустах и жмутс€ под терномї.

ЂЋюди отверженные, без имени, отребие землиї

( нига »ова, XXX).

 

” этих дикарей семитские имена, но разве нельз€ узнать в словах библейского св€того портрет бошисмана и пелагийца? ƒействительно, между древним хоре€нином и этими дикими неграми существует сама€ тесна€ св€зь. ¬ этих трех ветв€х меланийской породы мы видим не сам тип чернокожих, а степень деградации, до которой может опуститьс€ эта ветвь человеческого рода. я считаю, что непосредственной причиной деградации этих несчастных существ было то обсто€тельство, что их угнетали хамиты, точно так же, как готтентотов угнетали кафры, а пелагийцев Ч малайцы. ћежду тем хорошо известно, что в подобном оправдании никогда не нуждались народы нашего семейства.  онечно, и среди них были жертвы, так же, как среди темнокожих и желтокожих. ѕокоренные, угнетаемые, уничтожаемые народы всегда встречались и встречаютс€ до сих пор. Ќо если хоть капл€ крови белых существует в нации, деградаци€ никогда не станет всеобщей, хот€ может иметь место среди отдельных людей или даже групп. ¬ ответ мне могут привести множество примеров того, что народы влачат жалкое существование, и скажут, что только несчастна€ судьба виновата в этом. ќппоненты будут рассказывать о том, как несчастные люди живут в лесах, питаютс€ €щерицами и зме€ми, брод€т нагишом, иногда даже забывают самые простые слова, необходимые дл€ создани€ €зыка, а с ними и сами пон€ти€, обозначаемые этими словами, и миссионер не находит другого решени€ этой проблемы, кроме суровости и деспотизма. Ќо это ошибка. ≈сли присмотретьс€ внимательнее, мы увидим, что народы, наход€щиес€ в таком жалком положении, так и останутс€ неграми и финнами и что истори€ не знает случаев, когда даже самые несчастные из белых народов жили в дикости; напротив, они всегда имели в себе способности и цивилизаторские элементы, которые сохран€лись несмотр€ на любые испытани€ и беды. »менно в этом заключаетс€ убедительное свидетельство их абсолютного превосходства над остальными расами.

’оре€не прекратили сопротивление и исчезли. Ћишенные того немногого, что им оставили в наследство их родители, сыновь€ »сава, дети ќливемы, короче говор€, эдомиты (¬торозаконие, 11,12), не выдержали цивилизации, как это происходит сегодн€ с аборигенами ёжной јмерики. ќни не сыграли никакой политической роли. »х нашестви€ были всего лишь разбойничьими вылазками. »стори€ √олиафа показывает, что единственное их предназначение заключалось в том, чтобы подпитывать ненависть к израилитам.

„то касаетс€ иудеев, они оставались в рамках вли€ни€ Ќиневии, пока ими руководили семиты. ѕозже, когда скипетр перешел в руки арийцев-зороастрийцев, когда между властител€ми ћесопотамии и юго-западными народами перестали существовать расовые отношени€, наступил этап политического подчинени€, и единство идей исчезло. Ќо пока рано говорить об этом. ѕрежде чем спуститьс€ в те глубины времен, где им предстоит найти свое место, нам нужно рассмотреть много вопросов, в первую очередь тех, что имеют отношение к ≈гипту.

 

√Ћј¬ј V ≈гипт€не; эфиопы

 

ƒо сих пор речь шла только об одной цивилизации, образовавшейс€ из смешени€ белой расы хамитов и семитов с темнокожими, которую € назвал ассирийской. ≈е вли€ние можно считать беспрецедентным по своим последстви€м даже дл€ нашего времени.

ќднако ее нельз€ назвать самой древней на земле, и равнины юго-западной јзии были не первыми, где по€вились и достигли расцвета мощные государства. ѕозже мы будем говорить об исключительной древности индусских государственных институтов, а пока остановимс€ на системе правлени€ в ≈гипте, котора€ образовалась примерно в одно врем€ с ниневийскими государствами. ¬ первую очередь рассмотрим истоки цивилизаторской нации, жившей в долине Ќила.

ƒовольно точный ответ на этот вопрос мы найдем в физиологии: статуи и рисунки древности неопровержимо доказывают присутствие белого типа.[89] ќчень часто в качестве образца красоты и благородства внешних черт называют известную статую из Ѕританского ћузе€, называемую Ђёный ћемнонї. »зображенные в других скульптурах ранней античности жрецы, цари, военачальники принадлежат к белой расе, если не в чистом виде, то во вс€ком случае к ее разновидности, котора€ недалеко ушла от нее.[90] ќднако широкие лица, большие уши, выраженные скулы, пухлые губы часто фигурируют в изображени€х людей в подземель€х и храмах и свидетельствуют о большой пропорции черной крови обеих разновидностей Ч темнокожих с пр€мыми и курчавыми волосами.[91] ¬ этом отношении нет ничего убедительнее, чем сооружени€ в ћединет-јбу. “аким образом, можно предположить, что египетское население включало в себ€ следующие элементы: темнокожие с пр€мыми волосами, негры с пушистой шевелюрой и белый элемент, который обеспечил жизнеспособность всей этой смеси.

“рудность заключаетс€ в том, чтобы определить, к какой ветви семейства принадлежал последний элемент. Ѕлюменбах сравнивает голову –амсеса с индусским типом. Ёто замечание, справедливое само по себе, к сожалению, недостаточное основание дл€ того, чтобы сделать вывод, поскольку исключительное разнообразие египетских типов в разные времена посто€нно колеблетс€ между двум€ полюсами: меланийским и белым. ¬о всех случа€х, даже в голове, приписываемой –амсесу, черты лица, красивые и очень близкие к белому типу, тем не менее уже претерпели сильные изменени€ в результате смешени€ и знаменуют собой начало деградации.  роме того, нельз€ забывать о том, что физиогномические признаки часто не могут служить объективными характеристиками, когда речь идет о нюансах. ≈сли физиологи€ показывает, что в жилах египт€н текла кровь белых, то она не может ответить, из какой ветви пришла эта кровь: хамитской или арийской. “ем не менее она в целом опровергает мнение о том, что предки —есостриса были китайскими поселенцами; кстати, сегодн€ эта гипотеза даже не обсуждаетс€ всерьез.

»стори€ Ч наука более эксплицитна€, чем физиологи€, но и она не в состо€нии объ€снить истоки египетской нации. ћноговековые исследовани€ и попытки так и не привели к согласию относительно хронологии царств и царей, а еще больше относительно синхронизма, который объедин€ет фактографию долины …ила с событи€ми, происходившими в других местах. Ётот уголок земного шара всегда был одним из самых загадочных и прит€гательных дл€ науки.

ѕо мнению одних исследователей, кульминационной точкой цивилизации, искусств и военного могущества ≈гипта следует считать эпоху между царствованием ќсиртасена, фараона XVIII династии, и –амсеса III (XIX династи€): т. е. между 1740 и 1355 гг. до –ождества ’ристова.[92] Ќо период сооружени€ пирамид уходит еще глубже в историю, и гениальные попытки Ѕунзена расшифровать загадки веков относ€тс€ к этим пам€тникам. —леду€ методу, который обычно примен€етс€ к трудам Ёратосфена, можно вычислить, что пирамиды к северу от ћемфиса, считающиес€ самыми древними, были построены около 2120 г. до н. э. —уфисом и его братом —енсуфисом. “аким образом, в 2120 г. до н. э. ≈гипет уже представл€л собой довольно развитое государство, способное осуществить работы, самые удивительные из человеческих дел.

—ледовательно, белые поселенцы пришли сюда до этой эпохи, потому что кажда€ группа пирамид относитс€ к разным периодам.[93]

—уществовала гипотеза, что одна из хамитских ветвей дошла до долины Ќила между —иеной и морем и основала там египетскую цивилизацию, но она не выдерживает никакой критики. «ачем понадобилось этим хамитам, создавшим сильное государство, порывать все св€зи с другими народами их расы, отгоражива€сь таким образом от проторенной дороги и уход€ от средиземноморского побережь€, от дельты Ќила, чтобы построить государство, во всех отношени€х враждебное цивилизации черных хамитов?  ак могли они сделать своим €зык, настолько отличавшийс€ от наречий их сородичей? ”бедительного ответа на эти вопросы не существует. “аким образом, египт€не не €вл€ютс€ хамитами, и их истоки следует искать в другом месте.

ƒревнеегипетский €зык включает в себ€ три части. ќдна принадлежит к Ђчернымї €зыкам. ƒруга€, обусловленна€ контактом этих Ђчерныхї €зыков с наречием хамитов и семитов, дает ту смесь, которую назвали по имени второй из вышеуказанных рас. Ќаконец, существует треть€ часть, очень таинственна€ и самобытна€, но во многих отношени€х она свидетельствует об арийских корн€х и родстве с санскритом.[94] Ёто важное обсто€тельство, будь оно солидно доказанным, могло бы положить конец дискуссии и реконструировать маршрут белых поселенцев ≈гипта от ѕенджаба до усть€ »нда, а оттуда в долину верхнего Ќила.   сожалению, это еще не совсем €сно и может служить лишь версией. ќднако вполне возможно, что доказательства вскоре отыщутс€.[95]

ƒолины нижнего течени€ Ќила долгое врем€ считались частью страны ћиср. Ќо это было ошибочное мнение. ћеста, где египетска€ цивилизаци€ познала расцвет в самые древние времена, наход€тс€ гораздо выше, чем дельта. «а пределами арабского побережь€, где бесплодна€ почва не привлекала переселенцев, древн€€ цивилизаци€ занимает не очень большое пространство и не достигает —редиземного мор€. ¬озможно, она не стремилась порвать все св€зи с прародиной. Ќесмотр€ на пески и скалы, окаймл€ющие залив, через который могли проникать иммигранты, торговые портовые города существовали и здесь (например, ‘илотерас), и все они были св€заны с плодородным центром, где и происходило главным образом переселение благодар€ созданным в пустыне поселени€м или промежуточным станци€м, например, ¬ади-ƒжазус, о котором известно, что его колодцы привел в пор€док јмунм-√ори (1686 г. до н. э.). Ёто было еще в то врем€, когда египт€не не владели побережьем ѕалестины. ≈сть основани€ полагать, что изумрудные копи в ƒжебель-«абара эксплуатировались еще до нашей эры. ¬ захоронени€х фараонов XVIII династии в изобилии наход€т лазурит и другие драгоценные камни, происход€щие из »ндии. я не говорю здесь о фарфоровых вазах, попавших сюда, вне вс€кого сомнени€, из  ита€ и обнаруженных в подземель€х, возраст которых не установлен. ќдного этого факта достаточно, чтобы с полным правом датировать эти пам€тники и их содержимое очень далекой эпохой.

»сход€ из того, что создали египт€не в центре долины Ќила, € делаю вывод, что они не принадлежали к хамитским и семитским народам, которые пересел€лись в западную јфрику по побережью —редиземного мор€. »з того факта, что все их резные фигуры несут на себе €вно кавказскую печать, можно заключить, что цивилизаторска€ часть этого народа имела Ђбелоеї происхождение. ј арийские следы в их €зыке свидетельствуют о их первородном родстве с санскритским семейством. „ем глубже мы изучаем народ »сиды, тем большее количество находок подтверждают эту версию.

я уже говорил, что в самые далекие исторические времена египт€не имели мало св€зей Ч или вообще их не имели Ч с хамитскими или семитскими народами и районами, где эти народы обитали; между тем они, по всей веро€тности, поддерживали продолжительные отношени€ с приморскими юго-восточными народами. »х де€тельность была настолько естественно направлена в эту сторону, а ее последстви€ имели настолько большое значение, что во времена —оломона наблюдалс€ очень высокий объем торговли между двум€ странами.

 онстатиру€ санскритское происхождение цивилизаторского €дра расы, не следует отрицать, что начина€ с очень древней эпохи эта раса сильно пропиталась черной кровью и смешалась с многочисленными хамитскими отпрысками и сыновь€ми —има. ¬ этой св€зи € упоминал о свидетельствах арабского происхождени€ жителей долины Ќила от —иены до ћероэ.  нига Ѕыти€ находит семитов среди сыновей ћесраима, сыновей ’ама (X, 13, 14). Ќесмотр€ на столь смешанное происхождение сами египт€не считали себ€ автохтонным народом. ќни действительно были таковым как наследники по крови меланийских аборигенов. ќднако если обратитьс€ к самой благородной части их генеалогического дерева, придетс€ отказатьс€ от подобного мнени€ по этому вопросу и считать их иммигрантами, причем не столько с севера и востока, сколько с юго-востока.

∆естокой религии ассирийцев египт€не противопоставили величественный культ, пусть и не настолько идеальный, но, по крайней мере, более гуманный, который вытеснил в эпоху ƒревней »мперии, при первых наследниках ћенеса,[96] негрит€нский обычай иератических массовых убийств и с тех пор никогда не пыталс€ его возродить.

 онечно, общие принципы религиозного искусства, практиковавшиес€ в ‘ивах и ћемфисе, не преп€тствовали изображению уродливого, но они и не стремились к ужасному, и хот€ образ “ифона и других еще можно назвать отталкивающим, египетское божество отличаетс€ скорее гротескными формами, а не конвульси€ми дикого звер€ или гримасами людоеда. Ёти отклонени€ вкуса, смешанные с истинным величием и определ€емые, скорее всего, количеством черной крови, отступают на задний план перед благородством белой части, котора€ превосходила хамито-семитское вли€ние и демонстрировала м€гкость, отказыва€сь от жестокости и вынужда€ черный элемент отступать в сторону смешного.

ќднако было бы преувеличением воздавать слишком высокую хвалу населению долины Ќила. ≈сли с точки зрени€ нравственности стоит предпочесть смешное общество обществу злому, то с точки зрени€ силы это нельз€ считать достоинством. ¬ина и несчастье ассирийцев заключаетс€ в том, что они пали ниц у ног таких чудовищ, как јстарта, ¬аал, ћелькарт, этих ужасных идолов, изображени€ которых обнаружены и в —ардинии, и у стен ’орсабада, но и жители ‘ив и ћемфиса, со своей стороны, виновны в том, что, возможно, по причине родства с местной расой, боготворили то, что есть самое низкое как в растительном, так и в животном мире. Ќе стоит упоминать здесь культ кобры, распространенный среди народов »ндии и ≈гипта и унаследованный ими от своих предков, жителей общей прародины[97] Ќе будем касатьс€ также крокодилов и прочих ужасов, составл€вших культ негров. ј также суеверное обожание таких, в общем невинных, представителей животного мира, как козел, кот или скарабей; или овощей, которых можно назвать элементарно низменными и вульгарными как с точки зрени€ формы, так и прочих достоинств Ч вот свидетельства негрит€нского вли€ни€ в ≈гипте, которое можно увидеть и в ’анаане и в Ќиневии. «десь царствует абсурд, и только белый элемент служит разграничительным знаком. ¬ этом и заключаетс€ разница между ассирийцами и египт€нами.

я вовсе не смешиваю культ јписа, и тем более почитание коровы и быка, с обожествлением растений.  онечно, преклонение перед божеством часто принимает уродливые формы, граничащие со страхом.[98] Ќо в основе любви египт€н к коровьему роду лежит нечто большее, нежели простой фетишизм. ≈е можно объ€снить древними пастушескими обыча€ми белой расы, которые так же, как и преклонение перед коброй, имеют индийское происхождение. ¬прочем, источником этих суеверий не €вл€етс€ жестокость.

“акую же оговорку € бы сделал в отношении других, столь же поразительных фактов сходства, например; образ “ифона, любовь к лотосу и прежде всего характерна€ космогони€, близка€ к иде€м брахманизма. ѕо правде говор€, иногда бывает рискованно делать слишком пр€мые выводы из таких сравнений. „асто идеи могут путешествовать по миру в состо€нии, близком к смерти, и возрождатьс€ на благодатной почве, пройд€ перед этим большие рассто€ни€. “аким образом, оказываютс€ пустыми ожидани€, питаемые в отношении присутстви€ идей в двух далеких друг от друга местах, и попытки констатировать идентичность рас у двух совершенно разных народов. ќднако в данном случае мы вр€д ли ошибаемс€. —ама€ неблагопри€тна€ гипотеза относительно пр€мых св€зей между индусами и египт€нами должна была бы предполагать, что теологические представлени€ первых пришли через св€щенную землю в √едрозию, затем через различные арабские племена и, наконец, попали к последним. ћежду тем гедрозийцы были невежественными варварами, остатками черных племен[99] јрабы целиком восприн€ли хамитские пон€ти€, и у них не обнаружено никаких следов тех теологических принципов, о которых идет речь. —ледовательно, они пришли пр€мо из »ндии без вс€кого посредничества. Ёто еще один убедительный аргумент в пользу арийского происхождени€ народа фараонов.

я не склонен считать окончательным доказательством одну особенность, котора€ на первый взгл€д поражает воображение. Ёто существование каст в обеих странах. ѕо-видимому, этот институт несет на себе печать оригинальности, котора€ позвол€ет считать его продуктом из единого источника и в то же врем€ сделать вывод о его наличии у нескольких, не св€занных друг с другом народов. Ќо при тщательном размышлении можно без труда убедитьс€ в том, что генеалогическа€ организаци€ социальных функций есть всего лишь пр€мое следствие идеи неравенства рас и что повсюду, где есть победители и побежденные, особенно когда оба полюса государства оказываютс€ разделенными физиологическими барьерами, у сильных по€вл€етс€ желание сохранить власть дл€ своих потомков и сохранить по возможности чистой свою кровь, достоинство которой они считают единственной причиной своего владычества, ¬ какой-то момент почти все ветви белой расы испытали на себе т€жесть этой системы исключительности, и если они не зашли в этом отношении так же далеко, как охранители ¬ед или сторонники ќсириса, так только потому, что уже проживали среди родственного населени€. ћожно сказать, что все белые общества начинали претендовать на исключительность слишком поздно, это касаетс€ и египт€н и брахманов. »х претензии на исключительность могли родитьс€ только из отрицательного опыта, поэтому представл€ли собой бесполезную попытку.

»так, существование каст само по себе не предполагает идентичность народов, т. к. касты есть у германцев, этрусков, римл€н Ч не только в ‘ивах или в ¬идеха. ќднако на это можно возразить таким образом: если иде€ разделени€ должна родитьс€ везде, где есть две неравные расы, то по-иному обстоит дело с практической реализацией этой идеи Ч именно в этом можно найти большое сходство систем ≈гипта и »ндии, где существовало посто€нное принуждение человека заниматьс€ тем, чем занимались его предки. Ќо есть и различие: в ≈гипте сын должен был исполн€ть те же функции, что и отец, тогда как мать могла происходить из другой среды (исключа€ семью пастуха). Ёто исключение против пастухов, вынужденна€ параллель запрета на посещение ими храмов, подтверждает терпимость общих правил. ѕримеров тому немало: цари женились на негрит€нках, как јменоф I. ÷ари были мулатами, как јменоф II, и общество закрывало на это глаза.

Ќаконец, приведем два последних и, конечно, самых сильных доказательства.

≈гипетские анналы приписывают честь учреждени€ каст одному из первых царей (III династи€) Ч —есонхозису, согласно мифу о путешествии аргонавтов, или —есотрису, по мнению јристотел€.

¬торой аргумент: столь ранн€€ эпоха, когда арийские переселенцы должны были покинуть устье »нда, чтобы двинутьс€ на запад, отрицает санскритское происхождение законов, поскольку таковых еще не было в той стране.

я вовсе не собираюсь подкрепл€ть свою точку зрени€ таким слабым аргументом. », протесту€ против слишком пр€молинейных выводов из факта одновременного существовани€ каст в »ндии и ≈гипте, € не собираюсь утверждать, что некоторые следстви€, вытекающие из такого факта, не могут служить весомым подтверждением общности происхождени€: например, одинаковое преклонение перед служител€ми культа, их долгое владычество в обеих странах и подчинение, в котором им удавалось держать военную касту, даже тогда, когда та была у власти: такого триумфа никогда не знало хамитское духовенство, и именно это составл€ло славу и силу цивилизаций »нда и Ќила. ƒело в том, что арийска€ раса вообще отличаетс€ религиозностью, и жрецы посто€нно вмешивались в частную жизнь людей и держали под контролем даже обычаи и привычки. ¬ ≈гипте, так же как в »ндии, служители храмов регламентировали всю повседневную жизнь вплоть до выбора пищи.  ороче говор€, хот€ количество каст в этих странах различно, иерархи€ приблизительно одинакова.[100] ¬от, пожалуй, и все, что можно сказать по этому, на первый взгл€д второстепенному вопросу, который про€сн€ет отдельные фрагменты и факты сходства двух цивилизаций.

—амые древние пам€тники египетской цивилизации наход€тс€ в верхней и нижней част€х страны. ќдной из столиц ƒревней »мперии был город ‘ивы, основанный —есортесеном I, первым царем фиванской династии, XII династии ћанефона, в 2300 г. до н. э. »гнориру€ север и северо-восток страны, первые династии оставили следы противоположного направлени€ своей активности, и их св€зи с »ндией должны были осуществл€тьс€ через земли арабов-кушитов, восточное побережье јфрики и, веро€тно, некоторые крупные острова.[101]

ќднако там нет свидетельств, за исключением —инайского полуострова, целенаправленных завоеваний в отличие от южного и западного направлений на јфриканском континенте, где египт€не вели себ€ как хоз€ева. “аким образом, главна€ арена древнеегипетской цивилизации т€нетс€ полосой вдоль Ќила до мор€ и поднимаетс€ выше ћероэ, где расшир€етс€ на запад под пальмы оазиса јммона.

ƒревние, учитыва€ эту ситуацию, дали географическое название Ђ ушї ¬ерхнему ≈гипту и части —реднего ≈гипта, а также јбиссинии, Ќубии и районам …емена, населенным потомками черных хамитов. ћежду прочим, по мнению ”илкинсона, это название относилось и к Ќеджу и …емену, а также к самой ближней части јзии.

—в€щенное ѕисание называет Ќемрода кушитом. ”ченые долго ломали голову над тем, что понимать под этим названием, и так и не пришли к единому мнению. — этим названием, так же как с некоторыми другими (»нди€, —ири€, Ёфиопи€, »ллири€), св€заны различные варианты, без конца мен€вшиес€ со временем и с направлением в политике. Ћучше всего отказатьс€ от реконструкции точных границ  уша и признать, что среди вход€щих в эту страну территорий ≈гипет, несомненно, занимает первое место и объедин€ет их в общую цивилизацию; € склонен считать, что это слово включает в себ€ и сам очаг, и завоевани€ этой древней культуры, котора€ обратилась исключительно к югу, а не к побережью —редиземного мор€.

¬еличественными останками этой древней славы €вл€ютс€ пирамиды. ќни были сооружены при первых династи€х, которые, начина€ с ћенеса до эпохи јвраама и немного позже, до сих пор служат предметом дискуссий.[102] ¬ этом отношении стоит отметить, что здесь, как и в јссирии, на вершине власти наход€тс€ боги, ниже сто€т жрецы, еще ниже военачальники.[103] Ёто про€вление негрит€нской идеи, котора€ выражена здесь в той же форме и св€зана с похожими обсто€тельствами. Ѕоги Ч это белые люди, св€щенники Ч мулаты, представители иератической касты. ÷ари Ч это военачальники, которым общество белого происхождени€ доверило управл€ть империей, т. е. телом, оставл€€ душу на попечение соперников. ћожно предположить, что борьба была долгой и упорной, что св€щенники €ростно отстаивали корону и трон, а военна€ верхушка проводила гибкую политику. —уверен мог принадлежать к одной или другой касте Ч жрецов или военных. Ќо если суверен был из второго класса, ему, прежде чем сесть на трон, требовалось заручитьс€ поддержкой служителей храмов и обучитьс€ св€щеннодействи€м. “олько сделавшись иерофантом по форме и сути, удачливый солдат мог назватьс€ царем и в продолжение оставшейс€ жизни оказывать безграничное уважение религии и ее служител€м; в своей личной жизни и самых интимных привычках он никогда не нарушал правила, авторами и хранител€ми которых были жрецы. —оперники властител€ никогда не спускали с него глаз. ≈го зависимость была особенно ощутимой, когда речь шла об общественных делах. Ќичто в стране не происходило без участи€ иерофанта; он был членом высшего совета, и его голос был решающим в спорах; цари знали, что после их смерти они подлежат суду, но не своих подданных, а св€щенников, и в нации, имевшей столь необычные идеи о потусторонней жизни, можно легко предположить, какой ужас вызывала у самого сурового властител€ мысль о процессе, который в присутствии его бессильного трупа мог лишить его самого большого счасть€ Ч величественного захоронени€ и последних почестей. ≈го судьи посто€нно оставались начеку, и остерегатьс€ их приходилось всю жизнь.

»так, существование египетского фараона Ч скованного, окруженного согл€дата€ми Ч было бы невыносимо, если бы ему не была дана определенна€ компенсаци€. ≈сли оставить в стороне религиозные права, монарх был всемогущ, и люди всегда оказывали ему самые изысканные почести, сто€ на колен€х.  онечно, он не был богом, и его не боготворили при жизни, но его считали абсолютным судьей в делах жизни и смерти, а также чем-то св€щенным, поскольку он сам был жрецом. —амые вли€тельные лица государства были недостаточно благородны, чтобы служить ему самым унизительным образом. ≈го сыновь€м выпадала честь бежать за его колесницей, глота€ пыль и держа в руках зонтики от солнца.

Ёти нравы были близки тому, что происходило в јссирии. јбсолютный характер власти и беспрекословное повиновение подданных были настолько же выражены в Ќиневии. ћежду тем там не наблюдалось рабской зависимости цар€ от св€щенников, а если обратитьс€ к другой ветви черных семито-хамитов, если перенестись в “ир, там мы также найдем цар€-раба, но там властвует аристократи€, а понтиф ћелькарта не €вл€етс€ главенствующей силой.

„то касаетс€ сходства и различи€ с этнической точки зрени€, то сходство можно увидеть в бесправии подданных и в абсолютности власти. ¬ласть над невежественным населением абсолютна и в ≈гипте, и в јссирии, и в “ире. ѕричина заключаетс€ в том, что во всех странах, где черный элемент находилс€ или находитс€ под властью белых, правление приобретает характер жестокости Ч с одной стороны, в св€зи с необходимостью добитьс€ подчинени€, а с другой, из страха, что невежественные подданные завоюют права неограниченной власти.

»сточник различий в том, что цивилизаторска€ ветвь в ≈гипте превосходила во всем потомков ’ама и —има. ѕоэтому санскриты-египт€не принесли в завоеванные земли более высокую организацию и мораль, и известно, что всюду, где единственно возможной формой правлени€ €вл€етс€ деспотизм, власть духовенства, даже в самых крайних про€влени€х, несет в какой-то мере спасительную функцию, так как в ней, по крайней мере, больше интеллекта.

ѕосле царей и жрецов ≈гипта не надо забывать аристократов, которые, наподобие кшатриев »ндии, были единственными, кто имел право носить оружие и защищать страну. ¬ своей среде они были более или менее равны, зато, не жале€ сил, угнетали тех, кто сто€л ниже. ѕростой люд в ≈гипте был несчастен до крайней степени, и его существование, почти не гарантированное законами, зависело от прихоти высших классов. ќн был обречен на рабский труд, сельскохоз€йственные работы пожирали его здоровье; простой народ жил и умирал в хижинах от истощени€ и болезней, и никто о нем не заботилс€, а роскошные дома, которые он строил, прекрасные плоды, которые он выращивал, ему не принадлежали. “ого, что ему доставалось, едва хватало на питание. “ак описывают жизнь низших классов в ≈гипте древнегреческие авторы, в том числе √еродот. —праведливости ради напомним жалобы истощенных от голода евреев, которым пришлось питатьс€ в пустыне манной. Ёти кочевники тогда сожалели об утраченных оковах плена. Ќо они забыли о том, что покинули страну ћиср, спаса€сь от невыносимого гнета, который в принципе был обычным образом жизни местного населени€. ћестные жители не могли последовать примеру детей »зраил€ и, будучи расой, менее благородной, они в меньшей степени страдали от т€гот. »сход израильт€н с этой точки зрени€ может служить доказательством решимости, с какой гений народов, близких к белому семейству, может избегать рабства в его крайних про€влени€х.

ѕолитический режим, нав€занный простому народу в ≈гипте, был не менее жестоким, чем в хамитских и семитских странах, что касаетс€ рабства и бесправи€. ќднако по сути он был менее кровавым, потому что религи€, м€гка€ и милосердна€, обходилась без тех чудовищных массовых убийств, какие были угодны богам ’анаана, ¬авилона и Ќиневии[104] ¬ этом смысле египетский кресть€нин, рабочий или раб не знали ужасов азиатского гнета Ч но только в этом смысле. »м не грозил жертвенный кинжал, зато всю свою жизнь они пресмыкались перед высшими кастами.

»х использовали как т€гловый скот на т€желых работах по сооружению пам€тников, которыми будут любоватьс€ в гр€дущих столети€х. Ёто они перемещали огромные блоки дл€ статуй и монолитных обелисков. Ёти черные или почти черные работники гибли толпами, стро€ каналы, а те, у кого была более светла€ кожа, рисовали чертежи, распор€жались и следили за работами, а по их завершении принимали на себ€ славу творцов. » пусть сегодн€ человечество содрогнетс€, представив себе это зрелище. Ќо отдав дань возмущению и сожалению, можно пон€ть ужасные причины, которые вынуждали народные массы ≈гипта и јссирии терпеливо сносить жестокий гнет: у плебса этих стран была неодолима€ этническа€ потребность подчин€тьс€ прихот€м своих хоз€ев за то, что эти хоз€ева имели при себе нечто вроде талисмана, дающего им право на угнетение, а именно, достаточное количество белой крови.

“ака€ ситуаци€ имела место в самые славные периоды египетского могущества. ¬ самые лучшие времена ассирийской империи троны ¬авилона и Ќиневии не видели более благородных царских лиц, чем те, которыми мы и сегодн€ любуемс€ на величественных скульптурах Ѕени-’ассана.[105]

Ќо совершенно очевидно, что эта чистота крови, пусть и относительна€, не могла сохран€тьс€ долго. —ама кастова€ организаци€ не способствовала этому. », если бы единственной причиной ее существовани€ было вли€ние индийского типа, египетска€ цивилизаци€ не продержалась бы так долго, и упадок ее началс€ бы задолго до –амсеса III, который завершает самую величественную эпоху ≈гипта, т. е. задолго до XIII в. до н. э.

Ёту цивилизацию поддерживала кровь ее азиатских врагов Ч хамитов и семитов, которые не раз и разными способами возрождали ее. я не собираюсь рассуждать о национальности гиксосов, но не может быть сомнений в том, что они принадлежали к расе, близкой к белым народам[106] — политической точки зрени€, их по€вление было бедой, но одновременно освежало местную кровь. ¬елись войны с азиатскими народами, и хот€ вр€д ли можно говорить о больших завоевани€х до самого  аспийского мор€, о чем иногда пишут, поскольку нет никаких следов ни в истории, ни в пам€тниках јзии, свидетельствующих о пребывании там армии фараонов, но удачные походы —есостриса, –амсесов и других царей были источником притока во внутренние номы пленников из ’анаана, јссирии и јравии, и их кровь в какой-то степени см€гчила дикую черную кровь, которую посто€нно вливали в жилы нации низшие классы, особенно соседние абиссинские и нубийские племена.

—ледует также иметь в виду двойной Ч хамитский и семитский Ч приток, который в течение многих веков питал —редний ≈гипет. »менно таким путем наполовину белые орды распространились по западному берегу јфрики, а образовавшеес€ в результате этого население позже дало государству наследников ћенеса смешанную расу, в которой не было индийской крови и все достоинство которой заключалось в многочисленных смешени€х с цивилизаторскими народами Ќижней јзии.

»з таких последовательных притоков Ђбелыхї принципов по€вились народы, которые предотвратили преждевременный упадок кушитской цивилизации и одновременно, поскольку эти притоки никогда не были особенно мощными, египетский дух мог посто€нно держатьс€ в стороне от демократических тенденций, которые окончательно восторжествовали в “ире и —идоне, потому что местные простолюдины никогда не поднимались до такого уровн€, чтобы им могла прийти дерзка€ мысль сравнитьс€ с господами. ¬се революции происходили между высшими кастами, иератическа€ и царска€ система не подвергалась опасности. ≈сли иногда во главе какого-нибудь нома вставали меланийские династии, например, “ирхаках,[107] их власть длилась недолго: это было случайное возвышение некоторых племенных вождей в результате политических пертурбаций, и у таких властителей никогда не возникала мысль использовать свое положение дл€ того, чтобы установить равноправие наподобие того, что имело место в ‘иникии после уличных беспор€дков. Ётим тоже можно объ€снить политическую стабильность в ≈гипте.

Ёта стабильность быстро превратилась в стагнацию, потому что ≈гипет по-насто€щему развивалс€, только когда у власти была индийска€ ветвь, котора€ его основала, а того, что дали ему остальные белые расы, было достаточно дл€ того, чтобы продлить цивилизацию, но не развивать ее.

“ем не менее даже в период упадка, когда египетское искусство после XIX династии, т. е. после ћенеф-таха (1480 г. до н. э.) почти не оставило пам€тников, которые могли бы соперничать, ни по совершенству исполнени€, ни по масштабности, с пам€тниками предыдущих эпох, ≈гипет всегда оставалс€ настолько выше стран к югу и к юго-западу от него, что не переставал быть дл€ них источником их существовани€.

ќднако цивилизаторскую функцию ≈гипта нельз€ назвать монопольной, и здесь необходимо отметить, что цивилизаци€ в јбиссинии имеет два истока. ќдин, без сомнени€, египетский, и он был самым богатым, а второй также заслуживает упоминани€. ќн был св€зан прежде всего с очень древней эмиграцией черных хамитов, арабов-кушитов, затем семитов, арабов-химиаритов: и те и другие перешли Ѕаб-эль-ћандебский пролив и принесли народам јфрики то, что сами усвоили из ассирийской культуры. —уд€ по положению этих народов на южном побережье јравии и обширной торговле, которую они вели с »ндией и котора€, видимо, привела к созданию санскритского города Ќагара, вполне веро€тно, что и их представлени€ и пон€ти€ приобрели арийскую окраску параллельно с этническим смешением этих торговцев с индийскими группами. ¬о вс€ком случае на примере финикийцев мы видим, какой степени развити€ могли достичь эти народы, родственные ассирийцам: они оказались способными лишь пон€ть и восприн€ть то, что создали более белые ветви, т. е. народы ћесопотамии.  ак бы ни бьши способны финикийцы, они не подн€лись выше этого уровн€, а если учесть, что их кровь посто€нно обновл€лась и улучшалась за счет притока наполовину белых эмигрантов (чего недоставало химиаритам, поскольку их смешение с индусами не было столь плодотворным), приходитс€ заключить, что арабские цивилизации, в том числе ассирийска€, не идут ни в какое сравнение с расцветом ханаанских городов.[108]

≈сли судить об их численности, переселенцы, которые перешли Ѕаб-эль-ћандебский пролив и обосновались в Ёфиопии, принесли туда слабо развитую цивилизацию, и черные расы Ќубии и јбиссинии не претерпели бы существенных изменений ни в физическом, ни в нравственном отношении, если бы соседство с ≈гиптом не обогатило скромные достижени€ цивилизаций ћисра и јравии.

я не хочу сказать, что јбиссини€ и окружающие земли сделались местом обитани€ развитого общества. ƒело не только в том, что культура этой страны никогда не отличалась оригинальностью, и не в том, что она всегда ограничивалась простым и весьма отдаленным подражанием тому, что происходило в арабских городах побережь€, в арийской »ндии и в египетских столицах Ч ‘ивах, ћемфисе, а позже в јлександрии, Ч но даже это подражание было неполным и неумелым.

я знаю, что сделал очень рискованное за€вление, которое не замедлит вызвать негодование тех, кто славословит негрит€нскую расу: не секрет, что в силу политических хитросплетений покровители этой малой части человечества, не моргнув глазом, представили абиссинскую цивилизацию как типично африканскую, рожденную интеллектом их любимцев и предшествующую любой другой культуре. Ѕолее того, закусив удила, они распространили эту так называемую черную цивилизацию на весь ≈гипет и затащили даже в јзию. ј истина в том, что физиологи€, лингвистика, истори€, пам€тники, здравый смысл единодушно отвергают такое обращение с прошлым. Ќо изобретателей этой оригинальной системы не так-то просто остановить. »гнориру€ науку и вооружившись беспримерной дерзостью, они дойдут до того, что скоро сделают јксум столицей мира. я упоминаю об этих гипотезах только дл€ того, чтобы не обсуждать их всерьез[109]

“е, кто хочет не просто позабавитьс€, могут обратитьс€ к науке, согласно которой абиссинска€ цивилизаци€ происходит из двух упом€нутых мною источников Ч египетского и арабского, Ч причем первый намного старше второго. “рудно с достаточной точностью установить, когда происходили первые переселени€ кушитов из јзии и химиаритов. ѕо мнению —калигера (XVII в. н. э.), нашествие иоктанидов в эту африканскую страну имело место во времена царствовани€ ёстиниана. ƒругой автор, Ћудольф, опровергает это и придерживаетс€ мнени€  онрингиуса. „тобы не приводить здесь все его рассуждени€, € отмечу только два основных: во-первых, аргумент относительно очень ранней эпохи химиаритскои эмиграции, во-вторых, его характеристика древнеэфиопского €зыка, котора€ противоречит моему утверждению о преобладании египетского элемента в абиссинской цивилизации.

ќстановимс€ сначала на первом моменте: Ћудольф очень ловко парирует рассуждени€ —калигера по поводу молчани€ греческих историков о химиаритскои эмиграции в јбиссинию. ќн доказывает, что здесь речь идет о простом, накопленном за долгие века забвении факта, слишком часто повтор€вшегос€ в прошлом, которому не придавали большого значени€. ¬ эпоху, когда греки начали заниматьс€ этнологией народов, которые, с их точки зрени€, жили на краю света, эти событи€ были уже столь далеки дл€ них, тем более, что они мало интересовались чужой историей. “ак что молчание эллинских путешественников ничего не доказывает и никак не затрагивает вопросы физического сходства и родства €зыков, т. е. аргументов, очень важных дл€ Ћудольфа. »менно об этом и есть смысл говорить, и это будет моим вторым пунктом.

–одство между арабским и древним эфиопским €зыком, или €зыком Ђгеезї, не обусловлено происхождением Ч это простое следствие природы двух наречий, объедин€ющее их в одну и ту же группу. ≈сли €зык геез входит в семитское семейство, это не означает, что он об€зан этим фактом арабскому €зыку. ћестное население страны (чисто черна€ раса) создавало дл€ него основу, или скелет, и обрамление, или внешнюю оболочку. ќно усвоило все его элементы и принципы даже еще лучше, чем химиариты, поскольку последние искажали чистоту Ђчерного €зыкаї арийскими элементами, оставшимис€ в их пам€ти, и дл€ того, чтобы бросить в почву €зыка цивилизованной Ёфиопии семена чужеродного вли€ни€, даже не потребовалось бы вмешательства семитов. ќтметим попутно, что эти же самые семитские элементы встречаютс€ и в древнеегипетском €зыке. “аким образом, не отрица€ того, что химиариты оставили в €зыке Ёфиопии следы своего Ђбелогої происхождени€, следует отметить, что такие же отпечатки могли быть результатом египетского вли€ни€.  роме того, некоторые элементы Ч и не только арийские, но особенно санскритские, отложившиес€ в древнеегипетском €зыке и перешедшие затем в геез, Ч делают этот €зык системой тройного происхождени€. ј национальный €зык €вл€етс€ отражением этнических корней: он больше нагружен семитскими, т. е. черными элементами, чем арабский и в особенности египетский, и имеет меньше санскритских следов, чем последний.

ѕри XVIII и XIX династи€х (1575Ц1180 гг. до н. э.) абиссинцы оказались под властью фараонов и платили им дань. Ќа пам€тниках есть сцены, изображающие, как аборигены принос€т царским сборщикам податей диковинные богатства своей страны. ѕо виду сборщики очень близки к негрит€нской расе и одеты в туники из прозрачного муслина, сотканного в »ндии или в городах јравии и ≈гипта. Ёту короткую, до колен, одежду поддерживает кожаный по€с, богато и искусно украшенный. Ќа плечи наброшена шкура леопарда, на груди бусы, на зап€сть€х браслеты, с ушей свисают большие металлические серьги, а голова увенчана павлиньими перь€ми. ’от€ этот варварский нар€д не соответствовал вкусу египт€н, подражание чувствуетс€ во всех основных элементах костюма, например, в тунике и по€се.  стати, некоторые иерофанты заимствовали у негров леопардовую шкуру.

—ама дань не свидетельствует о развитии народа. Ёто в основном редкие животные, скот и рабы. ¬ойска, формировавшиес€ из местных жителей в качестве вспомогательной силы, не имели строгой организации, свойственной египт€нам или семитам, и сражались без вс€кого плана. “. е. в эту эпоху ничто не указывает на высокий уровень развити€ Ч даже в простой имитации обычаев завоевателей.

—ледует обратитьс€ к более поздним временам, чтобы отыскать какую-либо четкую этническую причину прогресса, о которой € упоминал выше.

÷арь ѕсамматик (664 г. до н. э.), первый из саитской династии (XXVI по ћанефону), вызвал недовольство армии своим предпочтением ионическо-греческим и карийско-семитским наемникам, в результате чего в јбиссинию хлынула волна военной эмиграции: 240 тыс€ч солдат, бросив жен и детей, ушли на юг и не вернулись. — этого времени следует датировать блест€щий век јбиссинии, и с этого момента можно говорить о пам€тниках на этой земле.[110]

240 тыс€ч опытных воинов-египт€н, принадлежавших к военной касте, конечно имевших в жилах черную кровь и, возможно, примесь белой расы, полученную через хамитов и семитов, пришли в јбиссинию, где уже дало всходы вли€ние высшей расы, и все это стало определ€ющим фактором активности, котора€ сломала застывшую систему черной расы.[111] Ќо все равно удивительно и необъ€снимо, как ш образом особенна€ цивилизаци€ могла родитьс€ из этой смеси, где продолжал преобладать черный элемент. ѕам€тники представл€ют собой лишь посредственную имитацию того, что мы наблюдаем в ‘ивах, ћемфисе и других местах. Ќет никаких следов, никаких свидетельств творчества самих абиссинцев, и сама€ больша€ их слава, сделавша€ их им€ известным, заключаетс€ в том, что они были последним из народов јфрики, у которого благодар€ исключительно кропотливым исследовани€м удалось обнаружить следы насто€щей политической и интеллектуальной культуры.

¬ эпоху римской империи получила большое развитие мирова€ торговл€, в которой, вслед за химиаритами, определенную роль играли абиссинцы. ¬ это врем€ окончательно закатилось солнце ƒревнего ≈гипта. √реческие поселенцы, колоны, дошли до Ќубии, и семитский элемент, принесенный ими, начал вытесн€ть пам€ть о фараонах. язык геез имел письменность, заимствованную у арабского. ќднако, несмотр€ ни на что, уроженцы страны почти ничем не про€вили себ€, их вклад оказалс€ настолько стерт временем, что они остались загадкой даже дл€ самых ученых и дотошных географов.

ѕо€вление христианства не способствовало повышению уровн€ их культуры. —праведливости ради отметим, что еще какое-то врем€, будучи верными своей привычке все получать из ≈гипта и тронутые апостольским рвением первых миссионеров, они в целом прин€ли новую веру. Ѕлагодар€ соседству арабских племен, вместе с которыми они осуществили несколько походов при императоре ёстиниане и тем самым упрочили свои древние св€зи, они восприн€ли кое-какие еврейские идеи, которые дали плоды позже и которые естественным образом соответствовали семитской части их крови.

’ристианство, принесенное отцами-пустынниками, этими жуткими отшельниками, привыкшими к самой суровой жизни, к самым чудовищным самоист€зани€м и членовредительству, поразило воображение этих людей. —корее всего они остались бы равнодушными перед м€гкими и возвышенными добродетел€ми другого св€того, но страдани€ —в€того јнтони€ или ћарии ≈гипетской имели над ними неограниченную власть; поэтому католицизм, столь великолепный в своем разнообразии, столь универсальный и полный в своих религиозных про€влени€х, так и не сумел добратьс€ до сердец этих спутников газели, гиппопотама и тигра, точно так же, как позже он не смог убедить, несмотр€ на старани€ јдама из Ѕремена, скандинавов. јбиссинцы, наполовину уже отпавшие от египетской цивилизации после ослаблени€ верхних провинций ƒревней »мперии фараонов и больше ориентированные на …емен, в продолжение долгих веков находились в промежуточном состо€нии между полным варварством и кое-какой социальной организацией, и чтобы завершить трансформацию, понадобилс€ свежий приток семитской крови. Ёто вливание произошло через 600 лет после »исуса ’риста, и виновниками стали арабские мусульмане.

я не буду останавливатьс€ на нескольких завоевани€х, которые осуществили абиссинцы на арабском полуострове. Ќет ничего удивительного в том, что из двух народов, живущих р€дом, иногда временные победы одерживает наименее благородный. јбиссини€ никогда не пользовалась плодами своих побед в …емене. “олько добавление черной крови было результатом этих событий и ускорило возвышение химиаритов.  стати, владычество абиссинцев в …емене продолжалось недолго: с 529 г. по 589 г. н. э.

¬ эпоху ислама отношени€ арабских народов с Ёфиопией прин€ли совсем другой этнический смысл. Ќи √реци€, ни –им при всем их блеске и величии не смогли привести абиссинцев в лоно своих цивилизаций. —емиты ћагомета осуществили это обращение и добились не столько религиозного усерди€, сколько забвени€ африканцами старых социальных форм. ѕроизошло сильное смешение крови пришельцев и местного населени€. ќни прекрасно пон€ли друг друга, у них была одинакова€ логика, они одинаково воспринимали реальность. »ндийска€ кровь потускнела и уже не могла претендовать на ведущую роль. ќдежда, нравы, принципы правлени€ и вкусы арабов вытеснили воспоминани€ о прошлом, но трансформаци€ была неполной. —обственно говор€, мусульманска€ цивилизаци€ никогда не проникала здесь глубоко. ¬ своем самом высшем про€влении она €вл€ла собой этническую смесь, слишком отличную от образа жизни абиссинцев. ѕоследние ограничились тем, что усвоили семитскую часть мусульманской культуры, и до сегодн€шнего дн€, как христиане, так и магомет€не, они никогда не были ничем иным, кроме как завершением, последним элементом, пограничным символом этой греко-семитской цивилизации; с самой глубокой древности, куда скоро мы вернемс€, они оставались только отголоском египетского совершенства, питаемым пам€тью об јссирии, передаваемой из поколени€ в поколение. ‘антастическое великолепие двора ќтца ∆ана, если он действительно был великим Ќегусом, существовало только в воображении путешественников-романтиков прошлых времен.

¬первые наши ученые нашли в Ёфиопии одну из тех стран, которые были придатками чуж





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 510 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2152 - | 1924 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.148 с.