Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 нига треть€ цивилизаци€, распространивша€с€ от ÷ентральной јзии на юг и юго-восток глава I. јрийцы; брахманы и их общественна€ система




 

ћы дошли до эпохи, когда мидийцы штурмом вз€ли ¬авилон, когда ассирийска€ импери€ начала мен€тьс€ по форме и содержанию. —ыновь€ ’ама и —има навсегда покинули первые р€ды народов. ¬место того, чтобы управл€ть государствами, они превратились в негативный, дезорганизующий фактор. Ќа арену вышли арийцы; теперь мы можем рассмотреть их ближе Ч уже не только как ветвь, участвовавшую в создании ≈гипта, но как самое знаменитое и благородное семейство белой расы.

ћы получим о них неполное представление, если сразу приступим к мидийцам, не изучив всю группу, малой частью которой они были. ѕоэтому начнем с самых мощных ветвей семейства. ƒл€ этого нам придетс€ отправитьс€ в районы на востоке »ндии, где по€вились самые крупные группы арийских народов:

Ќо первые шаги мы направим за пределы »ндии, по тому что брахманска€ цивилизаци€, в определенной мере чужда€ западному миру, значительно оживила восточный регион и, столкнувшись там с расами, которых ассирийцы и египт€не видели только мельком, она оказалась в тесном контакте с желтыми ордами. »зучение этих отношений и их результатов представл€ет особую важность. ћы увидим, насколько превосходство белой расы утвердилось в отношении монголов, так же как и черных народов, в какой мере это доказывает истори€, а затем соответствующее состо€ние обеих низших рас и производных от них народов.

“рудно определить синхронизм между первыми переселени€ми хамитов и арийцев; не менее трудно обойтись без попытки сделать это. ѕришествие индусов в ѕенджаб произошло настолько давно, за пределами вс€кой позитивной истории, что филологи€ отодвигает этот факт в глубокую древность. Ёто событие можно датировать эпохой до 4000 г. до н. э., и скорее всего арийцы примерно в это же врем€, в силу тех же обсто€тельств, оставили прародину белого семейства и спустились на юг Ч одни к западу, другие к востоку.

јрийцы, более удачливые, чем хамиты, в течение долгих веков нар€ду со своим национальным €зыком, св€щенным приложением к первобытному наречию белой расы, сохранили физический тип, который позволил им избежать смешени€ с черным населением. „тобы объ€снить этот феномен, следует признать, что аборигены отступали, рассеивались или уничтожались завоевател€ми, или они жили разобщенными в высокогорных долинах  ашмира, первой индийской страны, куда пришли арийцы.  стати, нет никаких сомнений в том, что древнее население этих земель принадлежало к черному типу.[120] ќб этом свидетельствуют меланийские племена, которые еще и сегодн€ встречаютс€ в  амауне, ќни состо€т из потомков тех беженцев, которые не последовали примеру соотечественников и не ушли в ¬индхукские горы и в ƒекан, а предпочли высокогорные ущель€, где можно было найти надежное убежище и долго сохран€ть свою этническую индивидуальность.

ѕрежде чем еще дальше продвинутьс€ в »ндию, рассмотрим все первобытное арийское семейство в тот момент, когда оно уже двигалось на юг, хот€ в то врем€, когда оно приступило к захвату долины  ашмира, основна€ их масса еще не вышла за пределы —огдианы.

јрийцы уже отделились от кельтских народов, которые двигались на северо-запад в обход  аспийского мор€ с севера, между тем как слав€не, мало отличавшиес€ от этой последней и многочисленной семьи народов, перемещались в ≈вропу более северным путем.

»так, арийцы, еще до того как они пришли в »ндию, не имели ничего общего с народами, которым предсто€ло сделатьс€ европейцами. ќни составл€ли многочисленную общность, совершенно непохожую на остальную часть белой расы, потому их следует обозначить особым именем.   сожалению, это не учли самые известные ученые. —осредоточившись на филологии, они дали всем €зыкам расы общее, но очень неточное название Ђиндогерманскиеї, не обратив внимани€ на то обсто€тельство, что из всех народов, говоривших на этих €зыках, только один был в »ндии, тогда как остальные даже и не приближались к ней. » это стало основной причиной последующих научных ошибок. языки белой расы индийскими €вл€ютс€ не в большей степени, чем кельтскими, а € считаю их гораздо менее германскими, нежели греческими.[121]

ѕреимущество термина Ђарийскийї состоит в том, что его выбрали сами племена, к которым он относитс€, и что он сопровождал их всюду, где бы они ни проживали.   тому же это самое удачное дл€ них название: оно означает Ђпочитаемыйї, т. е. арийские народы состо€ли из людей почитаемых, людей, достойных уважени€, а также, возможно, людей, которые могли получить силой то, чего они заслуживали, но не имели. ≈сли такое толкование не содержитс€ в самом слове, оно вытекает из фактов.

Ѕелые народы, называвшие себ€ так, понимали значение этого слова. ќни заслужили его своим могуществом и только позже забыли его, прин€в другие наименовани€. »ндусы называли св€щенную страну, т. е. собственно »ндию, Ђјриа-¬артаї, или Ђ«емл€ почитаемых людейї.[122] ѕозже, когда они разделились на касты, им€ Ђјриаї закрепилось за большей частью нации Ч Ђвайси€миї, последней категорией истинных индусов, дважды рожденных, читавших Ђ¬едыї.

ƒревним именем, которым называли себ€ арийцы-иранцы Ч к ним принадлежали мидийцы, Ч было ЂЅсфпйї. ƒруга€ ветвь этого семейства Ч персы Ч также стали называть себ€ ЂЅсфбйпйї, а когда они отказались от этого названи€, его корень сохранилс€ во многих именах людей, например, јртаксеркс, јриобарзан, јртабаз, и они передали его скифам-монголам, прин€вшим их €зык, а затем его употребл€ли арийцы-сарматы.

¬ своих космогонических представлени€х иранцы считали самой первой страной на земле область, которую они называли ЂAiryanem-Vaegoї и помещали ее далеко на северо-востоке, у самых истоков ќкса и …аксартеса.[123] ќни вспоминали, что там лето продолжалось всего два мес€ца в году и что все остальное врем€ там сто€ла сурова€ зима. “аким образом, дл€ них страна почитаемых людей осталась древней родиной, а индусы в более поздние времена, привыкшие к этому названию и забывшие его корни, перенесли его на свою новую родину.

Ётот корень Ђarї повсюду следовал за различными группами расы. √реки сохранили его в слове Ђјресї, которое обозначает высоко почитаемое существо, бога битв, храброго геро€; слово Ђ№сефёї первоначально означало совокупность качеств, необходимых дл€ насто€щего человека, Ч доблесть, твердость, мудрость, а позже означало Ђдобродетельї вообще. ќн фигурирует в слове Ђ№с№мбйї, которое относитс€ к почитанию сверхчеловеческих способностей и сил; наконец, € нахожу родовое название арийского семейства в таких словах, как Ђагуаї, Ђayrianemї, производных от ЂЅсчбфпйї и ЂЅсшефпхї). √реки, отделившись в античную эпоху от общего ствола, не забыли его наименование ни в своем мышлении, ни в названии своей нации.

Ёто исследование можно продолжить, и тогда мы найдем корень Ђarї, Ђirї или Ђегї в немецком слове ЂEhreї, что доказывает следующее: чувство гордости, основанное на моральных достоинствах, всегда занимало большое место в мысл€х самой лучшей из человеческих рас.[124]

 ак показывают многочисленные свидетельства, есть надежда на то, что в один прекрасный день будет найдено обобщенное и вполне заслуженное им€ дл€ этого народа, Ч которое, кстати, он когда-то дал сам себе, Ч взамен таких названий, как »афетиды, кавказцы и индогерманцы. ¬ конечном счете это позволит лучше пон€ть генеалогию человечества, а пока € позволю себе выделить особую группу среди всех белых народов, которые заслужили свою славу и запечатлели ее на камне, в своих законах и в своих книгах. »сход€ из этого, € постараюсь дать название этой расе с учетом ее составных элементов на тот момент, когда она, отделившись от остальной части семейства, двинулась на юг.

Ќасчитываетс€ много племен, которые пришли в »ндию, и тех, которые пошли по стопам семитов, дошли до южного побережь€  аспийского мор€, а оттуда в ћалую јзию и в √рецию, и называли себ€ эллинами. Ќекоторые спустились на юго-запад, добрались до ѕерсидского залива, а другие, остава€сь в течение веков в районе »мауса, предстали перед европейцами под именем сарматов. “аким образом, индийцы, греки, иранцы, сарматы составл€ют одну расу, отличающуюс€ от всех остальных представителей своего вида и превосход€щую их всех.

„то касаетс€ физического сходства, здесь нет никакого сомнени€: благородство черт, стать, физическа€ сила Ч это можно считать общими характеристиками семейства, а местные отклонени€ от них €вл€ютс€ следствием смешени€ с аборигенами. ¬ »ндии они смешались с черными, в »ране с хамитами, семитами и тоже с черными, в √реции с белым населением, которое € не стану уточн€ть, и с семитами. ќднако всюду сохранилась основа типа, и, даже выродившись, она породила такое потомство, как современные кашмирцы и больша€ часть северных брахманов, как те люди, что жили при первых наследниках  ира и изображены на сооружени€х Ќакши-–устама и ѕерсеполиса; наконец, заметим, что люди, вдохновившие ва€телей јполлона ѕифийского, ёпитера јфинского, ¬енеры ћилосской, составл€ют лучшую часть человечества.

” арийцев была бело-розова€ кожа: такими были самые древние греки и персы, такими запечатлены древние индийцы. ¬олосы как правило были светлыеЧвспомним, что эллины отдавали предпочтение именно этому цвету волос и надел€ли им своих самых почитаемых богов. » сегодн€ еще светлые волосы можно встретить в »ндии, особенно на севере, т. е. там, где арийска€ раса лучше всего сохранила свою чистоту. ¬  аттиваре встречаютс€ рыжеволосые и голубоглазые люди.

” индусов иде€ красоты до сих пор ассоциируетс€ со светлой кожей и светлыми волосами, о чем свидетельствуют описани€ избранных детей, столь частые в буддистских легендах. ¬ них описываетс€, например, божественное создание в младенческом возрасте с золотистого цвета кожей. ≈го голова напоминает зонтик (т. е. кругла€, не похожа€ на пирамиду, что характерно дл€ черной расы). ” него длинные руки, широкий лоб, близко расположенные брови и выступающий нос.

ѕоскольку это описание (примерно VII в. до н. э.) относитс€ к расе, лучшие элементы которой были в значительной мере перемешаны, нет ничего удивительного в таких несколько преувеличенных требовани€х, как кожа золотистого цвета и сведенные вместе брови. „то касаетс€ остальных ƒеталей, речь идет о белой расе, и это дает повод думать, что арийцы в своей массе обладали этими признаками.

Ёта разновидность человечества, отличавша€с€ красивой внешностью, была наделена не менее выдающимс€ разумом. ќна обладала неистощимой живостью и энергией, а ее система правлени€ отвечала всем потребност€м столь предприимчивых людей.

¬о главе арийцев, разделенных на племена или небольшие группы, жившие в больших поселках, сто€ли вожди с очень ограниченной властью, котора€ не имела ничего общего с абсолютизмом, процветавшим у черных или желтых народов. —амым древним санскритским названием цар€ или властител€ было слово Ђvic patiї, что сохранилось в зендском Ђvic paitisї, а литовским словом Ђwiespatiї до сих пор называют землевладельца.[125] √реческа€ монархи€ героической эпохи, очень близка€ иранской монархии до  ира, имела весьма ограниченную власть, в Ђ–ама€неї и Ђћахабхаратеї цари избираютс€ жител€ми городов, брахманами и даже соседними цар€ми: здесь нет и речи о всевластии и самовластии, и это напоминает германскую организацию перед реформой, наподобие той, что осуществил у нас ’лодвиг.

ћежду прочим, в Ђћанава-ƒхарма-Ўастреї больше приверженности идее абсолютной монархии, чем в великих поэмах, однако еще нет строгих принципов нынешних восточных государств. Ђ  царю, даже если это ребенок, следует относитьс€ с почтением и не считать его простым смертным: он есть божество в человеческом обликеї. Ќо ниже законодатель добавл€ет: Ђѕусть царь, подн€вшись с ложа на рассвете, с уважением выслушает брахманов, изучивших все три ¬еды и этнические науки, и пусть повинуетс€ их решениюї (І 37). » далее в І 54: Ђ÷арь должен назначить семь или восемь министров, которые должны принести кл€тву, каса€сь рукой св€щенного изображени€ или предмета. Ёто будут люди, чьи предки служили цар€м, люди, упоминаемые в св€щенных книгах, доблестные и владеющие оружием, благородного происхождени€ї. ¬ І 56: Ђѕусть ен посто€нно советуетс€ с этими министрами в вопросах войны и мира, организации войска, доходов, защиты своего народа и приумножени€ приобретенных богатствї. ¬ І 57: Ђќбдумав мнени€ своих советников Ч вначале самосто€тельно, затем обсудив их сообща, Ч пусть он принимает самые мудрые решени€ во всех делахї. ¬ І 58: Ђѕусть царь, согласно шести основным правилам, поставит во главе совета одного брахмана, избранного среди прочихї. ¬ І 59: Ђѕусть он всецело довер€ет ему во всех делах и вместе с ним принимает окончательное решениеї.

јрийских царей, живших в своих селени€х среди стад быков, коров и лошадей и €вл€вшихс€ судь€ми в бурных спорах, которые часто сопровождали жизнь скотоводов, окружали люди более воинственные, чем пастухи.

 огда € веду речь об арийской нации, об арийском семействе, € не хочу сказать, что различные племена, составл€ющие его, жили в мире друг с другом, хот€ в ведических гимнах пишетс€ обратное. ¬ражда сопутствовала их повседневной жизни, и самым достойным объектом восхищени€ этих людей был воин на колеснице, который в сопровождении колесничего осыпал стрелами соседние племена. ¬ Ђ«енд-јвестеї такой воин называетс€ Ђrathaestaoї, т. е. тот, кто ездит на колеснице. ¬озничий всегда фигурирует на египетских, ассирийских, персидских изображени€х, в греческих и санскритских поэмах, в ЂЎахнамэї, в скандинавских сагах и рыцарских романах средневековь€, а в »ндии он €вл€лс€ важной фигурой в воинском деле.

»так, арийцы воевали между собой, а поскольку они не были кочевниками и старались как можно дольше пробыть на новой земле, поскольку их храбрость посто€нно сталкивалась с сопротивлением местного населени€, они сами были инициаторами всех своих походов, военных кампаний, побед и поражений. ƒобродетелью у них считалась воинска€ доблесть, а доброта и благородство прежде всего св€зывались с храбростью: с этим мы встречаемс€ в более поздние времена в италь€нской поэзии, где Ђдобрый –инальдої Ч это то же самое, что Ђil gran virtuosoї у јриосто. —амые высокие награды и почести были уготованы самым активным геро€м. »х называли Ђqouraї, т. е. Ђнебесныеї, потому что, когда они погибали в битве, они попадали в —варгу, великолепный дворец, где их встречал »ндра, царь богов, и эта честь была настолько велика, что ни богатые приношени€, ни знани€, ни мудрость не давали смертному права зан€ть на небе место, которого удостаивались Ђсурыї. Ќи одно достоинство не могло сравнитьс€ со смертью в бою. Ќо и этим не ограничивались прерогативы доблестных воинов. ќни могли не только отправитьс€ в качестве почитаемых гостей в обитель богов Ч они могли сместить с трона самих богов, и даже всемогущий »ндра посто€нно бо€лс€, что какой-нибудь герой-смертный отберет у него скипетр.

ћежду этими арийскими иде€ми и содержанием скандинавских мифов наблюдаетс€ поразительное сходство. » не просто сходство, а абсолютную идентичность приходитс€ констатировать между пон€ти€ми этих двух племен белого семейства, разделенных веками и рассто€нием. ¬прочем, така€ дерзка€ концепци€ отношений человека со сверхъестественными существами встречаетс€ в такой же большой мере у греков героической эпохи. ѕрометей, похищающий небесный огонь, оказываетс€ хитрее и предприимчивее, чем ёпитер; √еркулес силой отбирает ÷ербера у Ёреба; “есей заставл€ет дрожать ѕлутона, сид€щего на троне; ј€кс ранит ¬енеру; а ћеркурий, хот€ он и бог, не осмеливаетс€ противосто€ть храбрости спутников ћенела€.

¬ ЂЎахнамэї также изображаютс€ герои, бросающие вызов адским силам и побеждающие их.

Ёта дерзость у всех белых народов определ€етс€, несомненно, их убежденностью в своем превосходстве и могуществе. » мен€ не удивл€ет тот факт, что негры так легко признают божественную природу завоевателей, пришедших с севера, когда те воспринимали как нечто об€зательное свое сверхъестественное могущество, а иногда, в силу некоторых воинских или моральных подвигов, считали себ€ способными подн€тьс€ до богов, которые наблюдают за ними, помогают им и опасаютс€ их. ¬ообще можно сказать, что искренние люди обыкновенно легко принимают за действительность то, во что вер€т. “ем более, когда черный житель јссирии и ≈гипта с трепетом слушает, как его господин за€вл€ет, что если он еще не бог, то скоро им станет. јбориген видит, как господин правит, властвует, учреждает законы, вырубает леса, осушает болота, строит города Ч одним словом, выполн€ет ту цивилизаторскую работу, на которую сам он не способен, Ч и говорит сородичам: этот человек ошибаетс€, потому что ему не надо становитьс€ богом Ч он уже бог. » аборигены боготвор€т его.

ѕри таком преувеличенном чувстве собственной значимости можно было бы предположить, что сердце белого человека склонно к безбожию. Ќо это не так: белые, как правило, очень набожны, и их очень сильно занимают теологические идеи. ћы уже убедились, как заботливо они сохран€ли древние космогонические воспоминани€, которыми обладало семитское плем€ евреев, частично получившее их из собственных источников, частично от хамитов. —о своей стороны, арийска€ наци€ оставила следы в  ниге Ѕыти€. ¬от что пишетс€ в Ђ–игведеї: Ђ¬ ту пору не существовало ни быти€, ни небыти€. Ќе было ни вселенной, ни атмосферы, ничего вверху; ничего и нигдеЕ —мерти не было, как не было бессмерти€, ни различи€ между днем и ночью. Ќо Ёто уже трепетало, пока без дыхани€, будучи единственным по отношению к самому себе, заключенному в самом себе. Ќе было ничего больше. ¬се было покрыто тьмой и погружено в непроницаемые воды. Ќо эта скрыта€ масса про€вл€лась силой созерцани€. ∆елание (Ђkamaї, любовь) родилось в начале ее сущности, и это было первородное сем€, сем€ созидающее, которое мудрецы, осознавшие его в своих сердцах, посредством медитации, различали в лоне небыти€ как св€зь с —уществованиемї. Ёти мысли выражены глубже и €рче, чем у √есиода и в кельтских сказани€х, хот€ в принципе это одно и то же. ¬прочем, арийцы искали в религии прежде всего метафизические идеи и моральные предписани€. —ам по себе культ был очень простым.

“акой же простой в те далекие времена была организаци€ пантеона. Ќесколько богов во главе с »ндрой скорее руководили миром, чем властвовали над ним.[126] √ордые арийцы сделали из неба республику.

ќднако эти боги, которые имели честь властвовать над высокомерными людьми, были об€заны люд€м почест€ми. ¬ отличие от того, что произошло позже в »ндии, и в полном соответствии с тем, что было в ѕерсии и особенно в √реции, эти боги отличались безупречной красотой. јрийцы хотели их видеть похожими на себ€. ќни не знали на земле никого, превосход€щего их; соответственно, они считали, что и на небе нет ничего совершеннее. Ќо сверхъестественным существам, управл€ющим миром, требовались прерогативы. јрийцы вид€т их в еще более прекрасном, чем сама€ совершенна€ человеческа€ форма, Ч в самом источнике красоты и, возможно, жизни: они нашли его в свете и использовали дл€ наименовани€ высших существ корень Ђdouї, что означает Ђосвещатьї.[127]

»де€ света прижилась в €зыках расы и стала свидетельством единства религиозных пон€тий у белых народов. ” индусов это Ч ЂDevasї, у эллинов Ч «евс, у литовцев Ч ЂDiewasї, у галлов Ч ЂDuzї, у ирландских кельтов Ч ЂDiaї, в ЂЁддеї Ч Ђ“угї, в верхнегерманском Ч ЂZioї, у слав€н Ч ЂDewanaї, в латинском Ч ЂDianaї. ¬сюду, куда проникла бела€ раса, где она владычествовала, встречаетс€ эта св€щенна€ вокабула, по крайней мере, в первородных €зыках. ¬ земл€х, где имели место контакты с черным элементом, она противо стоит сочетанию Ђј1ї меланийских аборигенов.[128] ¬тора€ вокабула выражает суеверие, а перва€ Ч мышление; втора€ Ч плод воспаленного воображени€ и граничит с абсурдом, перва€ вытекает из разума.  огда ЂDeusї и Ђј1ї смешивались, что, к сожалению, происходило часто, в религиозной доктрине происходила така€ же путаница, как и в социальной организации в результате смешени€ черной расы с белой. ќшибка была тем плачевнее, что в таких случа€х преобладало Ђјlї.  огда же верх одерживало ЂDeusї, результат был менее разрушительным.

»так, ЂDeusї есть выражение и объект самого высокого почитани€ у арийской расы. ћы исключим из нее иранское семейство Ч по особым причинам, о которых речь пойдет в свое врем€.[129]

¬ эпоху, когда арийские народы уже подходили к —огдиане, от них отделились эллины. ќни пошли по пути, который должен был привести их к своей судьбе: если бы они продолжали вместе с остальными племенами двигатьс€ на юг, им бы не пришло в голову повернуть на северо-запад.

ƒвига€сь пр€мо на запад, они вз€ли бы на себ€ роль, которую позже сыграли иранцы. ќни не построили, бы такие государства, как —ицион, јргус, јфины, —парта,  оринф.

я предполагаю, что за этим событием сто€т причины, которые определили древнюю эмиграцию белых народов. Ќо если бы желтокожие завоеватели стали преследовать беглецов, все белые народы Ч арийцы, кельты и слав€не Ч также устремились бы на юг и заполонили бы эту часть земли. ќднако этого не случилось. ¬ ту же эпоху, приблизительно тогда, когда арийцы спускались к —огдиане, кельты и слав€не шли на северо-запад и находили дороги, если и не совсем свободные, то хот€ бы менее защищенные. ѕоэтому следует признать, что давление, заставившее эллинов отправитьс€ на запад, шло не из северных земель, а от собратьев-арийцев.

Ёти народы, в равной степени храбрые, посто€нно враждовали между собой. » это приводило к разрушению селений, государства распадались, а побежденным приходилось терпеть иго или спасатьс€ бегством. Ёллины оказались самыми слабыми и выбрали второе: они простились с землей, которую не могли защитить от воинственных собратьев, сели в свои колесницы, вз€ли свои луки и стрелы и двинулись в горы на западе. Ёти горы занимали семиты, которые изгнали оттуда хамитов, частично покорив их, а последние еще раньше сделали то же самое с чернокожими аборигенами. —емиты, побежденные эллинами, не стали сопротивл€тьс€ этим доблестным беглецам и двинулись обратно в ћесопотамию; чем дальше продвигались эллины, вытесн€емые иранскими народами, тем больше они теснили семитов, в результате чего ассирийский мир все больше заполн€лс€ этой смешанной расой. ¬прочем, мы уже рассмотрели эти событи€. »так, пусть переселенцы продолжают свой путь. Ќам известно, куда он приведет их.

–азделившись, две большие группы все еще составл€ют арийское семейство Ч € имею в виду индусов и зороастрийцев. «авоевыва€ новые земли и счита€ себ€ одним народом, эти племена оказались в ѕенджабе. “ам они обосновались на пастбищах, орошаемых —индхом, п€тью его притоками и еще одной, седьмой, рекой, название которой неизвестно, но скорее всего это либо ямуна, либо —арасва-ти. Ёти красивые места глубоко врезались в пам€ть зороастрийцев-иранцев и оставались в их сердце еще долгое врем€ после того, как они навсегда покинули их. ƒл€ них ѕенджаб был всей »ндией Ч других земель они не видели. »х познание в этой области определили географические пон€ти€ западных народов, и Ђ«енд-јвестаї, основыва€сь на рассказах предков, дает »ндии эпитет Ђсемикратна€ї.

Ётот регион, предмет стольких воспоминаний, стал свидетелем нового разделени€ арийского семейства, и более свежие исторические хроники позвол€ют вы€снить, какие факторы были причиной противосто€ни€.[130] »так, начинаем рассказ о самой древней религиозной войне.

’арактер набожности, присущий белой расе, лучше всего выражаетс€ в ее мышлении, и мы приступаем к его рассмотрению. ћы уже отметили бледный, но вполне различимый отсвет религиозности у метисов, потомков хамитов, обнаружили ее образцы у семитов, а теперь увидим античную простоту верований и то первостепенное значение, которое придавали ей арийцы, собравшиес€ на своей первой сто€нке перед исходом эллинов. ¬ тот период культ отличалс€ простотой.

¬с€ социальна€ организаци€ была обращена на практические дела и рассматривалась с практической точки зрени€. “ак же, как предводитель общины, судь€ большого селени€ €вл€лс€ всего лишь избираемым чиновником, окруженным почетом, основанном на его храбрости, мудрости » количестве его слуг и стад; а воины, отцы семейства, видели в своих дочер€х только помощниц в пастушеских делах, об€занных доить коров и коз. “аким образом, если они и почитали культ, то не представл€ли себе, что религиозные функции могут отправл€тьс€ специальными людьми, т. е. каждый из них был своим собственным св€щенником и считал свою совесть достаточно чистой, а сердце достаточно умным и благородным, чтобы без посредников общатьс€ с великими бессмертными богами.

Ќо то ли за врем€, прошедшее между уходом греков и захватом ѕенджаба, арийское семейство за счет длительных контактов с аборигенами уже утратило свою чистоту и свою физическую и моральную сущность в результате притока чужих мыслей и чужой крови, то ли происшедшие изменени€ были естественным развитием прогрессивного гени€ арийцев, но во вс€ком случае древние пон€ти€ о природе св€щенничества изменились незначительно, и наступил момент, когда воины перестали считать себ€ вправе исполн€ть жреческие функции: так по€вилась каста жрецов.

Ёти новые пастыри умов и совести людей сразу сделались советниками царей и усмирител€ми народов. »х называли Ђpurehitasї. ѕри них изменилась суть культа: культ усложнилс€, а искусство жертвоприношений стало наукой, полной непон€тных ритуалов, опасных дл€ простаков. ¬ акте поклонени€ люди уже опасались совершать формальные ошибки, которые могли оскорбить богов, и чтобы избежать такой опасности, стали прибегать к услугам пурохит. ¬еро€тно, в практике теологии и литургии этот специальный служитель имел познани€ в медицине и хирургии, сочин€л религиозные гимны и стал трижды почитаем цар€ми, воинами, населением благодар€ достоинствам в области религии, морали и науки. Ёто была эпоха, когда по€вились самые древние гимны Ђ¬едї.

»так, если св€щенник вз€л в свои руки почетные функции, обеспечивающие ему восхищение и симпатию, свободные люди также выиграли от потери некоторых прежних своих прав, и по примеру пурохит, завладевших частью общественной жизни, отцы семейства, освободившись от многих забот, стали совершенствоватьс€ в материальных искусствах, в науке управлени€, в воинском деле и в области завоеваний.

¬прочем, пурохита поначалу не казалс€ чем-то опасным. ќн жил уединенно р€дом с богатыми и могущественными вожд€ми, которые обеспечивали его простую мирную жизнь. ќн не носил оружи€, т. к. вышел из дружественного племени. ќн происходил, возможно, из семьи виспати или его рода, он был сыном, братом, родственником воинов. ќн передавал свои знани€ ученикам, которые были вольны в любое врем€ уйти от него и снова вз€ть в руки лук и стрелы. ѕоэтому брахманизм незаметно даже дл€ тех, кто его исповедовал, закладывал основы власти, которой предсто€ло сделатьс€ чрезмерной.

ќдин из первых шагов, который сделали св€щеннослужители в пр€мом управлении общественными, т. е. земными делами, свидетельствует о совершенствовании политической и моральной системы у современников той эпохи, которую немецкие мыслители удачно называют Ђсерым преддверием временї (die graue Vorzeit). ¬испати пон€ли, что больше нет смысла использовать грубую силу и хитрость в отношении населени€, которое постепенно превращалось в их подданных. Ќародное избрание было заменено посв€щением, которое обеспечило пастыр€м народа особые права на всеобщее уважение, а легитимность властител€ теперь подтверждалась чем-то вроде короновани€, которое осуществл€ли пурохиты.[131] — тех пор власть царей резко возросла, потому что они стали участниками св€щеннодействий, и дл€ этого им даже не пришлось свергать богов. ќдновременно были заложены основы светской власти св€щенников, и мы сегодн€ знаем, чем она может стать в руках просвещенных мирных людей, обладающих опасным рвением в добре, которые, зна€, что дл€ нации, более всего поклон€вшейс€ доблести, никака€, даже осв€щенна€ причина не может служить извинением трусости, уже начали практиковать суровые доктрины воздержани€ и отказа от всего мирского. “ака€ набожность должна была привести к т€жким увечь€м, к пыткам, возмущающим и ум и сердце. Ќо пурохиты до этого еще не дошли. ќни были св€щенниками белой нации, им и в голову не приходила мысль о таком беззаконии.

“аким образом, могущество св€щенников отныне имело прочное основание. ≈го охотно усиливала светска€ власть, удовлетворенна€ полученным посв€щением. —коро стало €сно, что дл€ того чтобы получить что-то, необходимо от чего-то отказатьс€. Ќе все цари относились благосклонно к вершител€м жертвоприношений, но жрецам достаточно было найти отклик в народе своей твердостью или кому-то из них умереть мученической смертью от прихоти тирана, чтобы общественное мнение, преисполненное признательности и восхищени€, сделало кумиров из пурохит.

ќни, как нечто естественное, прин€ли роль, которую им предоставили. ќднако € не верю ни в эгоистические намерени€ целого класса, ни в то, что незначительные причины могут дать значительные результаты.  огда в обществе происходит длительна€ революци€, это значит, что страсти триумфаторов оказались сильнее личных интересов, иначе они не пользовались бы такой попул€рностью. ѕринципы, на которых арийские св€щенники строили свою судьбу, не были ни ничтожными, ни смешными Ч напротив, они завоевали глубокую симпатию гени€ расы, и сами св€щеннослужители той эпохи обладали редкими способност€ми к искусству правлени€, а также гибким умом, ученостью, проницательностью и логикой, доходившей до фанатизма.

Ёти люди философского ума видели, что арийские народы наход€тс€ в окружении черных племен, численно намного превосход€щих белую расу, котора€ обосновалась на земл€х —емиречь€ и дошла до усть€ »нда.  роме того, они видели, что среди арийцев мирно живут другие местные племена, не столь многочисленные, которые уже начинают смешиватьс€ с некоторыми семь€ми, скорее всего с беднейшими, наименее почитаемыми и наименее гордившимис€ своей принадлежностью к завоевател€м. ќни замечали, насколько мулаты сто€т ниже своих белых родителей по красоте, уму и храбрости; они размышл€ли над последстви€ми вли€ни€ метисов на покоренное или независимое черное население. ¬озможно, они были свидетел€ми того, как некоторые удачливые метисы становились цар€ми.

ƒвижимые стремлением сохранить господствующую роль белой расы, они придумали общественное устройство с иерархией, основанной на умственных способност€х. ќни предполагали доверить высшие должности самым умным и предприимчивым. “ем, кто был небогат умом, но имел крепкую руку, сердце, жаждущее воинских приключений, и честолюбие, они довер€ли заботу о защите общественного пор€дка. Ћюд€м м€гкого нрава, склонным к мирным трудам, мало расположенным к ратным подвигам, было предназначено кормить государство и обогащать его торговлей и ремеслом. «атем из большого числа тех, чей мозг работал плохо, кто был робок и недостаточно богат, чтобы оставатьс€ свободным, св€щенники сформировали группу, сто€вшую на нижней ступени, и решили, что этот низший класс будет зарабатывать свой хлеб, выполн€€ т€желые или даже унизительные работы, необходимые дл€ общества.

»так, у задачи нашлось идеальное решение, и нельз€ не оценить такой социальный организм, управл€емый разумом и обслуживаемый слабыми умами. ¬с€ трудность заключалась в том, чтобы осуществить эти абстрактные замыслы на практике. ¬ этом потерпели неудачу все западные теоретики, а пурохиты сумели, как они считали, сделать это.

»сход€ из принципа Ч неоспоримого дл€ них, Ч что лучшие качества принадлежат арийцам, а вс€ка€ слабость и неспособность присущи черным, они, следу€ логике, решили, что ценность человека находитс€ в пр€мой зависимости от чистоты крови, и основали на этом принципе кастовую систему.

—вои классы они называли Ђvarnaї, что значит Ђцветї, позже это слово приобрело другое значение Ђкастаї.[132]

„тобы сформировать первую касту, они объединили семьи пурохит Ч √аутамы, Ѕхригу, јтри, Ч известных своими литургическими песнопени€ми, передаваемыми по наследству как ценное досто€ние. ќни считали, что кровь этих избранных более арийска€, более чиста€, чем у остальных.

Ётому классу, этой Ђварнеї, этому Ђбелому цветуї они прежде всего дали не право на власть, что с течением времени было бы естественным, а по меньшей мере принцип такого права и то, что могло к нему привести, а именно: монополию на жреческие функции, на царское посв€щение и право сочин€ть и исполн€ть религиозные гимны и передавать потомкам их секрет; наконец, они объ€вили себ€ св€щенными и непогрешимыми личност€ми, отказались от воинской повинности, окружили себ€ всем необходимым дл€ медитировани€ и изучени€ наук, включа€ политические.[133]

Ќа ступень ниже сто€ли цари со своими семь€ми, причем все без исключени€, так как это означало бы компрометацию царского посв€щени€ и угрозу дл€ создаваемой системы. –€дом с цар€ми законодатели поместили самых известных воинов, вли€тельных и богатых людей: предполагалось, что этот класс (Ђварнаї) имеет меньше белой крови, либо, если даже он и сохранил расовую чистоту, все равно заслуживает только второй ступени, поскольку умственные способности и религиозность ценились выше физической силы. “ака€ мысль могла родитьс€ только среди великой и благородной расы. „ленов военной касты пурохиты назвали Ђкшатрииї, или Ђсильные людиї. ќни вменили им религиозный долг владеть оружием, изучать военное искусство; право руководить людьми было им предоставлено при условии специального посв€щени€, при этом законодатели опирались на социальные доктрины расы, чтобы не дать военным абсолютную власть.[134]

ќни объ€вили, что кажда€ варна обеспечивает своим членам особые привилегии, перед которыми бессильна царска€ вол€. ÷арю запрещалось ущемл€ть права св€щенников-жрецов. ≈му не позвол€лось пос€гать на права кшатриев или более низких каст. ћонарха окружали министры или советники, без помощи которых он не мог принимать решени€ и которые принадлежали к классу пурохит или воинов.

«аконодатели на этом не остановились. »менем религиозных законов они предписывали цар€м определенные правила поведени€ в личной жизни. –егулировалась даже пища, а более всего осуждалось любое отступление от их предписаний. ѕо моему мнению, самое мудрое в этих законах заключаетс€ в том, что св€щеннослужители не монополизировали эти знани€. ќни понимали, что нельз€ запретить доступ к образованию тому, кто способен к учению, а также и неспособному: если знание есть сила и дает авторитет, так только при условии, что об этом суд€т другие, способные их оценить.

»так, пурохиты не только запрещали образование кшатри€м, но, напротив, рекомендовали: они позвол€ли им читать св€щенные книги, об€зывали объ€сн€ть их, а также благосклонно взирали на зан€ти€ светскими науками: поэзией, историей, астрономией. “ак формировалс€ класс военных Ч умных и храбрых людей, Ч которые ло€льно относились к духовенству. “ем не менее интересы этой касты не во всем совпадали с планами религиозных реформаторов, и рано или поздно в этом смысле последние могли столкнутьс€ с опасностью. ѕо-иному обсто€ли дела с варной, сто€щей на ступень ниже военной касты. –ечь идет о касте Ђнблтйбтї, состо€щей из людей с более темной кожей, чем два первых социальных класса; они, возможно, были менее богаты и вли€тельны в обществе. Ќесмотр€ на это, их родство с высшими кастами было €вным и неоспоримым, и в новой системе они считались элитой, или Ђдважды рожденнымиї (Ђdvidjaї); вообще, это слово обозначало превосходство расы над аборигенами, составл€ющими основу нации, над которыми сто€ли жрецы и воины. »менно по этой причине название Ђарийцыї, от которого отказались кшатрии и пурохиты Ч первые стали называть себ€ Ђсильнымиї, вторые Ђбрахманамиї, Ч сохранилось за третьей кастой.

«акон ћану, который по€вилс€ после рассматриваемой нами эпохи, хот€ он основан на древнейших авторитетах, определ€ет образ жизни касты вайсиев. »м поручалась забота о домашнем скоте, поскольку складывавшиес€ обычаи и нравы не позвол€ли заниматьс€ скотоводством высшим классам, как это делали их предки. ¬айсии занимались торговлей, ссужали деньги под проценты и возделывали землю. “аким образом, в их руках концентрировались большие богатства, поэтому им предписывалось приносить дары и жертвоприношени€ богам. »м разрешалось читать Ђ¬едыї, а дл€ того, чтобы они могли спокойно вкушать скромные, прозаические, но весьма прибыльные преимущества своего положени€, брахманам и кшатри€м строго-настрого запрещалось ущемл€ть их права и вмешиватьс€ в их де€тельность, а приобретать что бы то ни было Ч например, зерно или издели€ Ч можно было только через них. »так, начина€ с ранней древности арийска€ цивилизаци€ в »ндии опиралась на многочисленную буржуазию, хорошо организованную и защищенную, имевшую большие права и пользовавшуюс€ покровительством религии.  стати, резкое усиление этой касты не ускользало от внимани€ законодателей »ндии, и в Ђћанава-ƒхарма-Ўастраї (І 418) цар€м рекомендовалось следить за тем, чтобы торговцы и ремесленники не преступали закон, выполн€€ свои об€занности.  роме того, надо отметить, что этот класс, не в меньшей степени, чем кшатрии, допускалс€ к образованию и, благодар€ своему более спокойному образу жизни, извлекал из учени€ больше пользы.

¬ окончательной форме индийское общество состо€ло из этих трех высших каст.  роме них не было арийцев, не было Ђдважды рожденныхї. ћежду тем не следовало сбрасывать со счетов аборигенов, которые пребывали на низшей ступени социальной лестницы, хот€ в какой-то степени многие из них уже кровно сроднились с завоевател€ми. Ќикак нельз€ было отвергать этих людей, прив€завшихс€ к господам и получавших от них хлеб насущный, чтобы избежать осложнений. ¬прочем, дальнейшее показало, что брахманы воврем€ почувствовали, насколько дл€ них самих было важно сохран€ть отношени€ с многочисленным черным населением, тем более, что аборигены от этого еще фанатичнее служили завоевател€м. ¬ этом сказывалась суть меланийцев. Ѕрахман, наставник дл€ кшатриев и вайсиев, дл€ черной толпы был богом.

Ѕрахманы сформировали четвертую касту из этой толпы подсобных работников, кресть€н и брод€г. Ёто были Ђсудрыї, или Ђдазасыї, т. е. Ђприслужникиї, обреченные на самую т€желую работу. —трого запрещалось дурно обращатьс€ с ними, их посто€нно опекали, оберегали от голода и нищеты. „тение св€щенных книг им было запрещено, их считали Ђнечистымиї, т. к. они не были арийцами.

”чредив эти классы, основатели кастовой системы объ€вили ее вечной и незыблемой: место в каждой касте было наследственным и требовало, чтобы к ней принадлежали оба родител€. Ќо и это было еще не все. “очно так же, как цари не могли править, не получив посв€щени€ от брахманов, никто не имел права пользоватьс€ привилеги€ми своей касты без соответствующей церемонии. ¬ главе II, І 26 Ђћанава-ƒхарма-Ўастраї сказано следующее: Ђ—огласно мудрым ведическим предписани€м, необходимо проводить церемонии, которые очищают тело людей из всех трех классов в этой жизни и готов€т его к будущейї. “аким образом, посв€щение в свою касту требовалось не только дл€ счасть€ в этой жизни, но и дл€ того, чтобы обеспечить счастливую судьбу в следующей. ÷еремонии начинались уже с предполагаемого момента зачати€. —обственно говор€, именно они и формировали сущность индуса независимо от кастовой идеи. ј вот І 37: Ђ аждый брахман, или его отец вместо него, должен заботитьс€ о совершенствовании в св€щенных знани€х. Ђ шатриаї Ч в своем воинском искусстве, Ђвайсиаї Ч в своем торговом деле; обр€д посв€щени€ дл€ них проводитс€ соответственно в возрасте п€ти, шести и семи летї.

“ех, кто забыл об этих об€занност€х, исключали из индийского общества. ¬от что говоритс€ в Ђћанава-ƒхарма-Ўастраї: Ђ÷еремонию посв€щени€ нельз€ откладывать: дл€ жреца крайний срок Ч 16 лет, дл€ солдата Ч 21 год, дл€ торговца Ч 24 годаї (гл. II, І 38). » далее в І 39: Ђѕосле этого срока все юноши из трех упом€нутых каст, которые не прошли зоврем€ обр€д посв€щени€, станов€тс€ Ђвратиаї, или отверженными, и заслуживают осуждени€ добродетельного человекаї. Ќечистых, будь они даже брахманы по отцу и матери, называли Ђвратиаї т. е. разбойниками, грабител€ми, убийцами, и вполне веро€тно, что этим изго€м общества часто приходилось брать в руки оружие, чтобы существовать. ќни составл€ли основу многочисленных племен, ставших чужими дл€ индусов.

“акова в общих чертах классификаци€, на базе которой наследники пурохит собирались построить свой общественный строй. ѕрежде чем говорить о результатах и успехах, о рациональности этой системы, о беспрецедентных возможност€х, энергии и несокрушимом терпении, которых не жалели брахманы дл€ укреплени€ и расширени€ своего детища, рассмотрим некоторые общие вопросы.

— этнографической точки зрени€ главной слабостью системы было то, что она опиралась на фикцию. Ѕрахманы не были и не могли быть истинными арийцами, за исключением тех семей Ђкшатриевї и Ђвайсиевї, чь€ чистота была неоспорима: дело в том, что они в силу занимаемого положени€ в обществе или своих богатств вынуждены были занимать то, а не иное положение. — другой стороны, мне кажетс€, что знаменитые расы √аутамы и јтри имели в своей генеалогии предков, происходивших от отцов-воинов и родившихс€ во времена, когда такие союзы были официально разрешены, и что, кроме всего прочего, эти предки имели в своей крови меланийские элементы: среди потомков √аутамы и јтри тоже были метисы. Ќо разве от этого они в меньшей мере €вл€ютс€ обладател€ми св€щенных гимнов, сочиненных их предками? –азве не выполн€ли они почетных жреческих об€занностей при могущественных цар€х? –азве сами они не были могущественными? ќни числились среди корифеев новой партии, и нет оснований предполагать, что они добровольно уйдут из высшей касты.

“ем не менее, если рассматривать ситуацию только применительно к индийским пон€ти€м, можно сказать, что как только образовались касты брахманов, кшатриев, вайсиев, градаци€ чистоты крови сделалась официальной: брахманы стали считатьс€ более Ђбелымиї, чем кшатрии, последние более Ђбелымиї, чем представители третьей касты, а те, в свою очередь, сто€ли выше, чем четвертый класс, состо€вший почти целиком из черных.   этому следует добавить, что сами брахманы не были чисто Ђбелымиї и имели в жилах примесь других кровей. ¬ отличие от остальной части вида Ч кельтов, слав€н и тем более других членов арийского семейства, например иранцев и сарматов Ч они присвоили себе право на особую национальность, чтобы выделитьс€ из общей массы. ќни сто€ли выше всех современных им арийских племен, но уступали первородному типу и уже не имели древней силы и энергии.

ќни начали приобретать многие качества черной расы. ¬ них больше не было той пр€моты суждени€, того хладнокрови€, которые отличали белую расу в ее чистом виде, и, суд€ по грандиозности их планов построени€ общества, в их расчетах большое место занимала игра воображени€ и оказьшала сильное вли€ние на их идеи. ќни выиграли в смысле кипучести мысли, кругозора и дерзости. ќни выиграли в смысле см€гчени€ своих древних инстинктов. Ќо высших добродетелей стало у них меньше, и если что-то утратили брахманы, то в еще большей степени это касаетс€ кшатриев и вайсиев. ћы уже отмечали, рассматрива€ ≈гипет, что основным следствием притока черной крови €вилась феминизаци€ типа.  ак правило, она не порождает трусов, но видоизмен€ет прежде спокойную и уверенную силу, добавл€ет в нее страстности. ’амитов мы узнали только в тот период, когда они уже утратили специфические признаки своих прародителей, поэтому нельз€ делать выводы, исход€ из их изучени€. “ем не менее та безм€тежна€ изнеженность, смешанна€ с жестокостью, какую мы в них увидели, характерна сегодн€ дл€ этнически соответствующих классов индусской нации. ѕоэтому можно справедливо предположить, что в начале своей истории хамиты прошли через такой же период, что и брахманска€ каста. „то касаетс€ семитов, у них это ощущаетс€ сильнее. »так, все вышесказанное позвол€ет сделать следующий вывод: примесь черной крови в небольшом количестве развивает белую расу в том смысле, что обогащает ее воображением, делает более артистичной и как бы окрыл€ет ее. ¬ то же врем€ она обезоруживает ее в смысле способности рассуждени€, уменьшает практицизм, наносит непоправимый удар по ее де€тельному характеру, снижает физические возможности расы, а также почти всегда отнимает у людей, вышедших из такого союза, способность и право соперничать с белой расой в терпеливости, твердости и проницательности. я полагаю, что брахманы, еще до формировани€ каст вступив в близкие контакты с меланийцами, подготовили себ€ к поражению в борьбе с расами, сохранившими больше белой крови.

Ќесмотр€ на эти оговорки, если рассматривать только индийские народы, то будет пон€тно восхищение перед законодател€ми. —реди прочих каст и населени€, не относ€щегос€ ни к одной касте, они и вправду €вл€ют собой величественное зрелище. » не стоит упоминать, что с течением времени, с неизбежным вырождением типов, которое возрастало несмотр€ на все их старани€, брахманы тоже выродились; однако путешественники и английские чиновники, эрудиты, изучающие великий азиатский полуостров, посто€нно отмечают, что внутри индийского общества каста брахманов сохран€ет неоспоримое преимущество над всем, что ее окружает. —егодн€, зап€тнанные союзами, которые так ужасали их предков, брахманы все же отличаютс€ от своего народа физическим совершенством. “олько в этой касте еще можно встретить вкус к наукам, уважение к письменным пам€тникам, знание св€щенного €зыка, а достоинства их теологов и грамматиков отмечали и  олбрук, и ”илсон, и другие индуисты. Ѕританска€ администраци€ даже доверила им преподавать в колледже ‘орт-”иль€м.  онечно, блеск прежней славы потускнел. ќсталс€ только отблеск, который становитс€ все слабее по мере роста социальной дезорганизации в »ндии. ќднако иерархическа€ система, созданна€ древними пурохитами, сохранилась. ≈е можно изучать во всей целостности, и чтобы по достоинству оценить ее, достаточно хот€ бы приблизительно вычислить, сколько времени она существует.

Ёпоха  али относитс€ к 3102 г. до н. э. ѕо сути она началась только после великих войн между кауравами и пандавами. ≈сли брахманизм в ту эпоху еще и не достиг своего расцвета, то уже был сформирован в своих главных чертах.

 ашмирска€ эра начинаетс€ за 2448 лет до –ождества ’ристова. Ёто уже после великой войны героев, следовательно, мы получим временной интервал 654 года между ее началом и эпохой  али.

 ак бы ни были неточны эти даты, других у нас нет, и по мере того, как про€сн€ютс€ исторические сумерки, у нас остаетс€ все меньше сомнений в их достоверности. »так, после пробела, довольно продолжительного, в XIV в. до н. э. мы видим организованную систему брахманизма, литургические тексты уже написаны, ведический календарь составлен. ѕоэтому нет смысла обращатьс€ к более поздним временам.

ћы сочли эпоху  али слишком обширной, и не будем больше возвращатьс€ к ней. ”меньшим количество лет, св€занных с ней, и остановимс€ на кашмирской эре. ≈сли перейти к более поздним временам, тогда тер€ет смысл вс€ египетска€ хронологи€. Ќе станем вспоминать о том, что брахманизм уже существовал задолго до этой эпохи, и будем считать, что между 2448 г. до н. э. и 1852 г. н. э. прошло 4300 лет, что брахманска€ организаци€ до сих пор живет, что сегодн€ ее можно сравнить с ≈гиптом при ѕтолеме€х третьего столети€ до н. э., с первой ассирийской организацией в разные времена, в частности в VII в. “аким образом, отдава€ должное египетской цивилизации и вписыва€ ее в весь длительный период, предшествующий переселению, а также весь период начала ее развити€ до ћенеса, можно заключить, что она длилась с 2448 г. до 300 г. до н. э., т. е. 2148 лет. „то касаетс€ ассирийской цивилизации, даже если отодвинуть ее истоки в очень древние времена Ч хот€ она не могла отсто€ть по времени на много веков от кашмирской эры, Ч придетс€ признать, что она была кратковременной.

≈динственным пунктом дл€ сравнени€ остаетс€ египетска€ организаци€, и она отстает от исходного типа на 2152 года. я признаю, что такие расчеты весьма произвольны. Ќо не следует забывать, что цель этой произвольности в том, чтобы сознательно и намного сократить продолжительность эпохи брахманизма: € специально предполагаю одновременность создани€ каст с кашмирской эрой и Ч также искусственно и против вс€кого правдоподоби€ Ч полагаю, что имеет место синхронизм между первыми достижени€ми брахманизма и рождением цивилизации в долине Ќила; наконец, € св€зываю с III в. до н. э. эпоху, когда истинные египт€не уже утратили свою сущность. »ными словами, определ€€ срок жизни индусского общества лишь на 2500 лет продолжительнее, чем существование јссирии, и на 2000 лет дольше, чем ≈гипта, € сокращаю его на несколько веков. “ем не менее € на этом настаиваю, поскольку € оперирую только достоверными цифрами, пусть и неполными, но и они дают мне возможность сделать нижеследующие выводы.

“ри рассматриваемых общества живут в той мере, в какой сохран€етс€ белый принцип, служащий их основой.

јссирийское общество, посто€нно подпитывавшеес€ притоками разной крови, развернуло лихорадочную активность. «атем под натиском очень сильных меланийских элементов, сделавшись ареной бесконечных этнических войн, оно стало мен€ть направление, форму и цвет, и наконец по€вилась арийско-мидийска€ раса, котора€ придала ему новый вид. ¬от обычна€ участь смешанного общества: вначале бурна€ де€тельность, затем застой и оцепенение и наконец смерть.

≈гипет в этом смысле служит промежуточным пунктом дл€ сравнени€, т. к. организаци€ этого государства основана на полумерах.  астова€ система обеспечивала очень ограниченное этническое вли€ние, поскольку примен€лась не в полной мере, что делало возможными разнородные союзы. ¬озможно, арийское €дро было слишком слабое, чтобы иметь абсолютную власть, и было ослаблено смешением с черными элементами. ≈гипетска€ цивилизаци€, более жизнеспособна€, более логична€ и монолитна€, менее у€звима€ и менее разнородна€, чем ассирийска€, вместе с тем, оказалась менее заметной и активной; меньше следов оставила она в мировой истории, зато была более благородной и продолжительной.

“еперь переходим к третьему пункту нашего исследовани€ Ч к »ндии. «десь отсутствует компромисс с чужой расой, на первом месте здесь брахманы, на втором Ч кшатрии. ¬айсии и даже судры также занимают свое определенное место.  ажда€ каста вносит свой вклад в общее равновесие и поддерживает его. ќбщество укрепл€ет свои основы и процветает наподобие буйной растительности в этом благодатном краю. ѕока европейцы были знакомы только с краешком восточного мира, они восхищались древними цивилизаци€ми финикийцев, египт€н и ассирийцев. Ётим народам приписывали всю славу прошлых эпох. √л€д€ на пирамиды, европейцы поражались тому, что могли существовать люди, построившие такие грандиозные сооружени€. Ќо позже мы раздвинули горизонт, обнаружили на берегах √анга достижени€ ƒревней »ндии, существующие уже много столетий, и наши восхищенные взоры остановились на стране между »ндом и нижним течением Ѕрахмапутры. »менно там человеческий гений сотворил чудеса, до сих пор поражающие воображение. »менно там достигли высшего расцвета философи€ и поэзи€, а де€тельна€ и мудра€ буржуази€ касты вайсиев долгое врем€ собирала все богатства древнего мира Ч и золото, и серебро, и драгоценные камни. Ќо есть один вклад брахманизма в историю человечества, который превосходит все его отдельные достижени€. –ечь идет об обществе, почти бессмертном относительно всех остальных. “олько две опасности грозили ему: нападение нации, имевшей более чистую белую кровь, и этническое смешение.

ѕерва€ опасность возникала неоднократно, но если чужеземцам часто удавалось подчинить себе индусское общество, то они так и не смогли разложить его изнутри.

¬тора€ опасность также присутствовала. ¬прочем, она уже присутствовала в зародыше в первобытной организации. Ќе удалось ее избежать или хот€ бы остановить ее развитие в результате смешени€ крови, которое постепенно приводило к вырождению высших каст »ндии. “ем не менее, если кастова€ система не смогла полностью нейтрализовать зов природы, она в значительной мере подавила его. –азрушительный процесс происходил чрезвычайно медленно, и поскольку превосходство брахманов и кшатриев над остальным индийским населением до сих пор остаетс€ неоспоримым, трудно представить окончательный распад этого общества. ¬ этом состоит убедительное доказательство превосходства белого типа и благотворности разделени€ рас.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 301 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1950 - | 1933 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.087 с.