Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√Ћј¬ј VII Ётнические отношени€ между ассирийскими народами и ≈гиптом. »скусства и лирическа€ поэзи€ Ч результат смешени€ белых с черными




 

ƒл€ западного человека вс€ древн€€ цивилизаци€ мира сводитс€ к следующим славным именам: Ќиневи€ и ћемфис, “ир и  арфаген, јксум и города химиаритов Ч это всего лишь интеллектуальные колонии двух главных центров. ѕриступа€ к характеристике представл€емых ими цивилизаций, € уже касалс€ вопроса их соприкосновени€ друг с другом. Ќо до сих пор не было речи об исследовании их взаимоотношений. “еперь мы дошли до того момента, когда начинаетс€ их упадок, когда значение одного падает, а роль другого продолжает расти благодар€ пришельцам, хот€ и под другим именем и в другой форме. » автору, по примеру поэтов-рыцарей, пора перенестись с берегов ≈вфрата и Ќила в горы ћидии и ѕерсии и углубитьс€ в степи ¬ерхней јзии в поисках новых народов, которым предстоит изменить лицо политического мира и мировых цивилизаций. я считаю своим долгом уточнить и определить причины общего сходства между ≈гиптом и јссирией.

Ѕелые группы, которые создали цивилизации в обеих странах, принадлежали к различным разновидност€м расы: без этого постулата невозможно объ€снить их глубокие различи€. Ќе счита€ цивилизаторского духа, которым они обладали в равной мере, у них были отличительные черты, характеризующие их творение. ¬ обоих случа€х основа была меланийской и не могла стать причиной различий, и когда пытаютс€ обнаружить различие между их меланийским населением, наход€т лишь темнокожих с гладкими волосами в јссирии и негров с курчавой головой в ≈гипте, и нет никаких свидетельств того, что этнические различи€ между ветв€ми черной расы предполагают разную степень цивилизаторских способностей. ѕовсюду, где изучаютс€ последстви€ смешени€ народов, оказываетс€, что черна€ основа, несмотр€ на некоторые расхождени€, создает сходство разных обществ, придава€ им только негативные способности, которые совершенно чужды белому виду. ѕоэтому перед лицом цивилизаторской ничтожности черных приходитс€ признать, что источник различий следует искать в белой расе, что и среди белых существуют разновидности; и если обратитьс€ к јссирии и ≈гипту, мы увидим более упор€доченный, более м€гкий и мирный, более позитивный принцип небольшой арийской ветви, пришедшей в долину Ќила, и отдадим ей первенство над семействами ’ама и —има. „ем дальше истори€ раскрывает перед нами свои страницы, тем больше мы убеждаемс€ в этом.

¬озвраща€сь к черным народам, € спрашиваю себ€, какие общие отличительные признаки их природы запечатлелись в цивилизаци€х јссирии и ≈гипта. ќтвет напрашиваетс€ сам собой, т. к. базируетс€ на очевидных фактах.

 онечно, это не особый вкус к предметам воображени€, не безудержна€ страсть ко всему, что может привести в движение те части человеческого ума, которые легче всего воспламенить, не поклонение всему, что находитс€ в сфере чувств, и, наконец, не приверженность материализму, который остаетс€ таковым при всех облагораживающих его украшени€х. ¬от что объедин€ет две самые древние цивилизации «апада: в обеих мы видим последстви€ такого сходства. ¬ обеих Ч грандиозные пам€тники искусства, изображающие человека и животных, живопись и скульптура, украшающа€ храмы и дворцы и почитаема€ населением. ћы замечаем одинаковую любовь к изощренным украшени€м, роскошным гаремам, в обоих случа€х мы находим женщин на попечении евнухов, стремление к покою, растущую непри€знь к войне и военным заботам и, наконец, те же самые доктрины управлени€: деспотизм, то иератический, то царский, то аристократический, но всегда безграничный, непомерна€ гордын€ высших классов, беспримерна€ покорность низших. »скусства и поэзи€ должны были служить Ч и служили Ч самым очевидным, реалистичным и посто€нным выражением географического местоположени€ и эпохи.

¬ поэзии царит полное отречение души в пользу окружающего мира. ¬озьмем наугад в качестве примера финикийский жалобный плач в пам€ть —уфул, дочери  абирхиса, начертанный на ее могиле в Ёриксе:

 

√оры Ёрикса стекают. ѕовсюду слышен звон кифар,

и песни, и жалобы арф в доме ћекамоша.

≈сть ли еще подобна€ ей? ≈е величие напоминало огненный

поток.

—ильнее, чем снег, блистал ее взгл€дЕ “во€ покрыта€ грудь

была как сама сердцевина снега.

Ќаподобие ув€дшего цветка, наша душа поражена твоей

потерей; душа разбита стоном погребальных песен.

ѕо груди текут наши слезы.

¬от образец лапидарного стил€ семитов.

¬ этой поэзии все пылает, все направлено на то, чтобы затронуть чувства, все внешнее. “акие строфы не имеют цели пробудить разум и перенести его в идеальный мир. ≈сли слушатели не плакали, не рыдали, не разрывали на себе одежды и не покрывали лица пеплом, значит, эта поэзи€ не достигала своей цели. ќттуда эта тенденци€ перешла в арабскую поэзию Ч лиризм без границ, нечто вроде интоксикации, котора€ граничит с безумием и иногда парит в запредельных высотах.

„то касаетс€ изобразительных средств в таком огненном стиле, с крикливыми и чрезмерно экспрессивными выражени€ми и безудержными ощущени€ми, потомки ’ама и потомки —има находили сходные образы, напоминающие извержение вулкана и превосход€щие по силе выразительности все, что могло внушить энтузиазм или отча€ние певцам других народов.

ѕоэзи€ фараонов оставила меньше следов, чем ассирийска€, все главные элементы которой мы находим либо в Ѕиблии, либо в арабских компил€ци€х из  и-таб-јлагхани, ’амаса и других. Ќо ѕлутарх пишет о песн€х египт€н, и есть основани€ полагать, что спокойный характер этого народа диктовал своим поэтам слова, если и не более разумные, то во вс€ком случае более живые и теплые. ¬прочем, как в ≈гипте, так и в јссирии, поэзи€ имела только две формы Ч лирическую или дидактическую, которую можно назвать исторической: в последнем случае речь шла о том, чтобы излагать факты в напевной и удобной дл€ запоминани€ форме. Ќи в ≈гипте, ни в јссирии не встречаютс€ прекрасные и великие поэмы, дл€ создани€ которых требуютс€ способности и качества, не сравнимые с теми, что рождают лирическое изли€ние. Ќиже мы увидим, что эпическа€ поэзи€ есть привилеги€ арийского семейства, поэтому она находит высшее свое выражение у народов этой ветви, в которых присутствует меланийский элемент.

–€дом с этой литературой, такой доступной дл€ ощущений и такой пустой дл€ размышлений, существуют живопись и скульптура. Ѕыло бы неправильно рассматривать их по отдельности, потому что если скульптура находилась на довольно высоком уровне, чтобы восхищатьс€ ею, то этого нельз€ сказать о ее сестре, котора€ €вл€лась простым придатком к рельефному изображению, была лишена оттенков и перспективы, а если иногда встречаетс€ отдельно в храмовых подземель€х, то все равно выполн€ет орнаментальную функцию и выгл€дит сиротливо без скульптуры.

¬прочем, сомнительно, что и скульптура могла обойтись без цветового сопровождени€ и что ассирийские или египетские художники согласились бы представить на суд своих зрителей-материалистов произведени€, облаченные лишь в цвета камн€, мрамора, порфира или базальта, поэтому раздел€ть эти виды искусства или ставить живопись на один уровень со скульптурой Ч это значит не понимать их духа. » в Ќиневии и в ‘ивах статуи, горельефы и барельефы можно представить только раскрашенными в самые богатые цвета.

 ак безудержно устремл€лась египетска€ и ассирийска€ чувственности к любым соблазнительным про€влени€м материи!   таким образам, всегда стрем€щимс€ к крайней степени возбуждени€, искусство приходило не через размышление, но через зрение, и когда оно попадало в цель, наградой ему был всеобщий энтузиазм и почти невозможное поклонение. ѕутешественники, приезжающие сегодн€ на ¬осток, с удивлением отмечают, какое глубокое и порой аномальное впечатление оказывают на местных жителей фигурные изображени€, и нельз€ не признать, вслед за Ѕиблией и  ораном, спиритуальную полезность запрета на изображение человеческих фигур у народов, которые столь упорно стрем€тс€ перейти грань простого восхищени€ и сделать из изобразительных искусств самый мощный деморализующий инструмент.

ѕодобные принципы одновременно и благопри€тны и вредны дл€ искусства. ќни благопри€тны, т. к. без возбуждени€ масс творчество невозможно. ќни вредны, они отравл€ют и убивают воображение, потому что погружают его в пропасть опь€нени€, отвлекают его от поиска красоты, т. е. абстракции, котора€ не имеет отношени€ к гигантизму форм и магии цвета.

»стории искусства следует еще многое вы€снить, и при каждой своей победе она оказываетс€ перед очередной лакуной. “ем не менее, начина€ с ¬инкельма, она сделала много открытий, которые не один раз мен€ли ее доктрины. ќна уже не считает ≈гипет родиной греческого совершенства. ќбогащенна€ новыми знани€ми, она ищет эти истоки в свободном выражении ассирийских творцов. —равнение эгинетических статуй с барельефами ’орсабада наводит на мысль о их близком родстве.

—лаву цивилизации Ќиневии составл€ет тот факт, что она далеко продвинулась по дороге, ведущей к ‘идию. ќднако не к этому стремилось ассирийское искусство. ќно хотело чего-то великолепного, грандиозного, гигантского, возвышенного, но не прекрасного. ѕосмотрим на скульптуры ’орсабада, и что же мы увидим? ¬о-первых, мастерство и свободу выражени€. ”словности в них немного по сравнению с тем, что мы видим в храме-дворце  арнака и на стенах ћемнониума. » все-таки позы здесь неестественные, а мышцы слишком выделены. »де€ силы, угнетающей мощи исходит о г всех этих чрезмерных членов, напыщенно напр€женных. ¬ туловище, в ногах и руках желание художника изобразить жизнь и движение выходит за все границы. ј голова? ќ чем говорит нам голова? ќ чем говорит лицо, обитель красоты, идеального замысла, возвышенных мыслей, обожествленного разума? » голова и лицо молчат. Ќет никакого выражени€ в бесстрастных чертах.  ак и борцы из храма ћинервы, они не говор€т ничего, тела сражаютс€, но лица не страдают и не торжествуют. ѕотому что нет никакого намека на душу Ч речь идет только о теле. “ворцы изобразили факт, а не мысль, и доказательством того, что в этом кроетс€ единственна€ причина гибели ассирийского искусства, служит следующий факт: оно достигло совершенства во всем, что не есть интеллектуальное, что обращено исключительно к чувству. ≈сли внимательно рассмотреть орнаментальные детали ’орсабада Ч вычурные цветы и арабески, Ч придетс€ признать, что эллинский гений сумел только копировать и ничего не прибавил к этому совершенству.

ѕоскольку в ассирийском искусстве полностью отсутствует моральна€ идеализаци€, оно, несмотр€ на его высокие качества, не смогло избежать многочисленных чудовищных преувеличений, которые всегда его сопровождали и стали его могилой. ¬ таком духе кабиры и тельхины-семиты изготовили дл€ греков, своих дальних сородичей, эти механические идолы, шевелившие руками и ногами, послужившие толчком дл€ »кара и скоро ставшие объектом презрени€ дл€ нации, основанной на мужском принципе и не прин€вшей таких безделушек. „то касаетс€ Ђженскихї ветвей ’ама и —има, € совершенно уверен, что эти творени€ им никогда не надоедали: они не видели ничего абсурдного в имитации истинно материального мира.

¬спомним ћальтийского ¬аала с париком и бородой, окрашенными в светлые, красноватые или золотистые тона; вспомним те бесформенные камни, одетые в роскошные одежды и выставленные в качестве богов в храмах —ирии, и перейдем от них к уродливым иератическим куклам из оружейной палаты “урина, тогда будет €сно, что все эти отклонени€ вполне отвечали наклонност€м хамитской расы и ее сестры. ќни обе любили ужасное и шокирующее и за неимением грандиозного бросались в страшное и утол€ли свои чувства даже отвратительным. Ёто было естественным дополнением к культу животных.

ƒанные соображени€ относ€тс€ и к ≈гипту, с той лишь разницей, что в этом, более склонном к пор€дку, обществе мерзкое и бесформенное не нашло такого развити€, как в Ќиневии и  арфагене.

“аким образом, цивилизации ≈вфрата и Ќила в равной степени характеризуютс€ преобладанием воображени€ над разумом, чувственности над духовностью. ѕризнава€, что искусства никогда еще не достигали такой мощи и что, дойд€ до опасной черты, они стали сильнее, чем теологи€, мораль, политика и социальна€ сфера, мы должны задать вопрос: в чем главна€ причина этой особенности древних государств?

я думаю, что у читател€ уже есть на него ответ. ќднако интересно посмотреть, не было ли чего-нибудь похожего в других местах и в другие времена. ≈сли исключить »ндию, в том числе »ндию эпохи, последующей за насто€щей арийской цивилизацией, ничего подобного в истории не наблюдаетс€. Ќигде и никогда человеческое воображение не было так свободно от вс€ких оков и не испытывало такого жадного стремлени€ к материальной стороне жизни и к извращению. Ёто свойственно в первую очередь јссирии и ≈гипту. ”становив этот факт, прежде чем сделать выводы, рассмотрим еще одну сторону вопроса.

≈сли вслед за греками и самыми компетентными судь€ми мы признаем, что экзальтаци€ и энтузиазм Ч это и есть жизнь гени€ искусств, что этот гений граничит с безумием, тогда его творческие истоки следует искать не в организующем принципе нашей природы, а в глубине наших чувств, в дерзких взлетах чувств, которые примир€ют разум и видимость, чтобы извлечь из этого союза нечто, что нравитс€ нам больше, чем действительность. »так, мы увидели, что в обеих древних цивилизаци€х именно белый элемент Ч хамиты, арийцы, семиты Ч служил организующим, дисциплинирующим и законотворческим фактором. ќтсюда неизбежно следует вывод: источник искусств чужд цивилизаторским инстинктам. Ётот источник скрыт в крови черных. Ёта всеобща€ мощь воображени€, характерна€ дл€ первых цивилизаций, не имеет иной причины, кроме растущего вли€ни€ меланийского принципа.

≈сли это предположение обоснованно, тогда сила воздействи€ искусств на массы всегда пр€мо св€зана с количеством черной крови. „ем больше места занимает в этническом составе народов меланийский элемент, тем сильнее про€вл€етс€ буйство воображени€. Ёто можно подтвердить историческим опытом. —оставим следующий список, в первую строку которого внесем ассирийцев и египт€н. –€дом с ними впишем индийскую цивилизацию периода после —акь€-ћуни.

«а ними следуют греки.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 423 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

1905 - | 1850 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.