Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Прямо- и криволинейные розетки (1—2.2.0), -прямолинейные сетки (1.3.0) 9 страница





животных и охотника на коне [Збруева А. В., 1950], данная вер­сия приобретает' дополнительную- привлекательность, особенно. с- учетом - широкого бытования подобных привозных ^предметов на Северном Урале и в Приобье [см.: Чернецов В. Н., 1947 а].

Одно можно констатировать совершенно определенно: четвер­тый этап орнаментального генезиса отражает самое позднее и са­мое локальное из всех воздействий, которыми сопровождалось становление орнаментального искусства у хантов и манси.

Итак, современные узоры обских угров на мягких материалах своими корнями прочно связаны с западносибирской архаикой и произрастают из ее неолитических глубин. За свою долгую исто­рию декоративное творчество впитало в себя различные куль­турные влияния. Однако каким бы сильным воздействием ни об­ладали новационные образования, они не разрушали устоявшихся канонов, а приходили в соответствие с ними. Благодаря стержне-образующему каркасу орнаментальных традиций обско-угорское искусство сохранило свою целостность, преемственность, подни­маясь по ступенькам эволюционной лестницы. Различия в узорах крупных этнических групп, порой весьма существенные, все-таки не перекрывают той меры общности, за которой распознается об­ско-угорское орнаментальное искусство XIX—XX вв. Основные черты, этого искусства могут быть сведены к следующим.

1. Прикладное творчество сибирских народов включает в себя
различные декоративные средства: опушку мехом, окантовку
тканью, кисточки, бахрому и т. п. Орнамент — одно из них, наи­
более выразительное и сложное. В наборе традиционных декора­
тивных средств у обских угров именно орнаменту принадлежит
определяющая роль. Узоры сложной конфигурации придают ве­
щам нарядность и красочность, эстетическую насыщенность. Про­
чие декоративные приемы дополняют орнамент, но ни в коем
случае не приглушают его.

2. Расположение обско-угорского орнамента на предмете
зонально локализовано, а зоны часто совпадают с конструктив­
ными деталями вещи: переднее полотнище рукава у туникообраз-
ной женской одежды, стенки и крышка берестяных вмести­
лищ и т. д.

3. Разнообразие традиционных технических средств, вырабо­
танных на определенном материале, унифицируется в орнамен­
тальной отделке конкретного изделия: из четырех способов вы­
шивки на отдельно взятой рубахе представлены один-два, а из
девяти возможных техник узорной обработки бересты на коробке
встречаются две-три при явном доминировании одной.

4. Формирование обско-угорского орнамента преимущест­
венно ограничено полосой, т. е. преобладает бордюрное строение
узоров. Заметное место занимает розетчатый принцип компоновки


как в виде геометрических фигур с четырехкратным совмещени­ем, так и в образе стилизованных сюжетных изображений. Сетча­тая "структура не характерна для орнаментики, ее бытование ло­кально ограничено.

5. Композиционная схема в рамках бордюрной полосы задана
зигзагом, он служит основополагающим каркасом обско-угорской
орнаментики. Вследствие этого образование мотива происходит
в рамках треугольной площади. Реже в роли организатора узор­
ного пространства выступает ромб, но и в этом случае часть мо­
тива заключена в поле треугольника, так как развитие узора идет
главным образом не во внутреннем, а во внешнем пространстве
фигуры.

6. В основе многих, даже самых сложных по конфигурации
мотивов лежат простые геометрические элементы: зигзаг, уголок,
косой крест, ромб, полоса с отростками. Подвергаясь воздействию
симметрических преобразований, эти элементы дают начало слож­
ным бордюрам с видами симметрии а-а:т, а:т-т, а:2-а и а:2,
Важным средством разнообразия мотивов является снабжение их
отростками, часто в форме простого или сложного меандра, и
развилками.

7. Орнаментальные формы у обских угров включают в себя
прямо- и криволинейность образующей их линии. В первом слу­
чае излом осуществляется под прямым углом. Криволинейность
занимает подчиненное положение как по репрезентативности узо­
ров, так и с учетом того, что в этой манере исполняются мотивы,
основанные на прямолинейных формах.


Часть 2

САМОДИЙЦЫ



РАЗДЕЛ 4

СЕЛЬКУПЫ

Глава 1 '.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 314 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2049 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.