Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Прямо- и криволинейные розетки (1—2.2.0), -прямолинейные сетки (1.3.0) 3 страница




Ил. 19. Схема возникновения обеко-угорских непрерывных бордюров

I разряда

В композиционном отношении эта система базировалась на тех же элементах симметрии, что и первый разряд: оси и плос­кость симметрии. Зигзаговая структура построения мотива ей чужда. Размещение элементов в пространстве, строго очерченном зигзагом, когда етороцы последнего становятся наклонными ося-ми симметрии, а плоскость совпадает с плоскостью самого зиг-

21, Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 321


зага (рис. 7, 18), выводит развитие 'непрерывных бордюров на новый этап (ил. 19, 3). Он представлен в творчестве обских уг­ров и контактировавших с ними самодийцев. Таким образом, именно зигзаговая структура придает непрерывным бордюрам хантов и манси своеобразный облик. Но она не объяснима с по­зиций только ссверносибирскпх мозаичных орнаментов, а значит, является инородной чертой.

Возможное направление поиска этого сильного культурного воздействия определяется следующими факторами. Во-первых, значимостью позиций асимметричной зигзаговой структуры в узо­рах, выскабливаемых на бересте и генетически тяготеющих к Среднему Приобью. Во-вторых, определяющим значением зигзага в андроновской орнаментике, которую исследователи оп­ределили как основополагающую для значительной части обско-угорских узоров [см.: Чернецов В. Н., 1948; Иванов С. В..

1963 и др.].

Итак, если приведенные реконструкции верны, то первый разряд обско-угорских непрерывных бордюров предстает в виде синтеза северосибирских черт, с одной, стороны, и более южных, с другой.

Зигзаг как композиционная основа позволяет объяснить п ромбическую ступенчатость непрерывных бордюров. Все орна­ментальное творчество хантов и манси пронизывает зигзаг с пря­моугольной вершиной: он широко представлен в прямо- и криво­линейных прерывистых орнаментах. Такой зигзаг, положенный в основу композиции непрерывных бордюров, предполагает на­клонное, под углом в 45° к оси переносов, расположение элемен­тов. В силу этого ломанная под прямым углом линия, образую-иия элементы, приобретает ромбическую ступенчатость. Таким образом, правило создания непрерывных бордюров, в наиболь­шей степени определяющее их специфический облик, выводимо из композиционных особенностей построения узоров. В концепции С. В. Иванова (1963) ступенчатость обусловливается своеобрази­ем технического приема вышивки: сначала намечается контур узора, а затем последний зашивается гладью. Но в «хантыйской» и «мансийской» вышивке встречается и квадратная, и ромбиче­ская ступенчатость орнаментальной линии; здесь также широко представлены меандровидные п ориитоморфиые фигуры, узорная линия которых вообще лишена ступенчатости. Очевидно, вес стилистические особенности исполнения узоров равповозможны для описанной техники, и она не определяет приоритетность пп одной из них.

Ведущим мотивом I разряда на протяжении всего XX в. слу­жат «заячьи уши» (рис. 7, 19). Однако ретроспективно такая картина могла иметь подвижки. Отмечалось, что на рубеже веков


большую распространенность сравнительно с современностью об­наруживали узоры из наклонных полос с отростками (рис. 7, 48). Гораздо заметнее могло быть и место самого лаконичного орна­мента в разряде (рис. 7, 26).,В настоящее время он служит лишь для окаймления сложных по конфигурации орнаментов, мастери­цы часто затрудняются дать ему название. Между тем именно этот мотив вместе с древнейшими «головками» присутствовал в татуироеке обских угров, а прочие из непрерывных бордюров в таком оригинальном исполнении не зафиксированы [см.: Ру-деыко С., 1929]. Кроме того, определением «заячьи уши» жен­щины наделяют и мотив на рис. 7, 26. Не есть ли это отголосок первичности более лаконичного узора по отношению к его услож­ненному варианту, тем более что он выводим непосредственно из «сухариков».

Ключевыми фигурами II разряда следует признать мотивы «оленьи рога» и «березовая ветвь» (ил. 20, 2, 6). Первый вполне мог быть перенесен в непрерывные бордюры с розеток, выскаб­ливаемых на крышках берестяных коробок либо на стенках днев­ных колыбелей. Орнаментальную суть розетки составляли парал­лельные уголки, расположенные в каждом из четырех секторов, на которые делилась орнаментируемая поверхность. При асим­метричном соединении уголков, что часто имело место в розетке, центральная часть мотива представала в виде косичкообразно связанных уголков — готовый прототип для «оленьих рогов» (ил. 20, 1).


4 5 6 Ил. 20. Процесс сложения непрерывных бордюров II разряда

 

Генетическую приоритетность розеток доказывает ряд фак­торов: присутствие их в самых ранних этнографических материа­лах—с конца XIX в.; конфигурационная устойчивость на протя-


женин столетия; прочная закрепленность в традиции (многие ро­зетки современного вида таят в себе следы 'композиционно!0] структуры и элементного состава описанного орнамента); пред-ставленность в орнаментах у всех групп обских угров; наконец, подчиненность правилам более раннего орнаментального пласта среди берестяных узоров, о чем речь пойдет при обобщении со­ответствующего материала. «Оленьи рога» часто встречаются у северной, восточной и западной групп обских угров, а в южно­угорской среде их эпизодическое присутствие отмечено лишь на бисерных орнаментах. По мере развития «оленьих рогов» зи счет параллельного переноса элемента их сходство с централь­ной частью розетчатого мотива усиливается (рис. 7, 76).

О происхождении «березовой ветви» (восточнохантыйская но­минация) в литературе уже высказана точка зрения: мотив обя­зан своим возникновением зигзагу с уголками в его изломах. Приспособление узора к технике мозаики выразилось во введе­нии перемычек и размыкании зигзага, что трансформировало сим­метричный мотив в асимметричный [Иванов С. В., 1963]. Данная версия вполне убедительна на фоне общей орнаментальной си­туации, у хантов и манси. Зигзаг с различными мотивами в егм изломах — очень популярная узорная структура в берестяных выскобленных орнаментах, в раскраске и по бересте, и по ровду­ге. Присутствие перемычек при этом — явление обычное. Сред:1 мотивов, дополняющих зигзаг, встречаются и тс, что сходни с «заячьими ушами» (ил. 20, 4 —5). Таким образом, все логиче­ские посылки С. В. Иванова подкреплены конкретным орнамен­тальным материалом.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания и на другие све­дения, позволяющие выстроить иную гипотезу о генезисе «березо­вой ветви». Так, казымскне мастерицы именуют узор «оленьи ро­га сургутских женщин». Действительно, у сургутских хантов встречаются мотивы, соединяющие в себе «заячьи уши» и «оленьи рога» (ил. 20, 3). К. этому следует добавить, что мотив «березовая ветвь» развит в орнаментальном творчестве восточной, группы хантов несравненно сильнее, чем у северной, и это касается как количественных характеристик, так и разнообразия орнаменталь­ных вариантов узора. Итак, номинативная характеристика ми тива, включающая вопрос о его возникновении, также не проти­воречит ситуации в сфере непрерывных бордюров. В силу равно­весия аргументации сложно отдать предпочтение одной из них Не исключено, что оба пути образования мотива имели место, определяя незначительные конфигурационные вариации узоров (ил. 20, 3. 6). Одно можно констатировать с уверенностью: «бо-резовая ветвь» разнообразила собой фонд обско-угорских непре-


 


рывных бордюров только после того, как в него уже вошла часть узоров I разряда, в том числе и «заячьи уши».

Элементную основу III разряда составляют ' полоса с от­ростком и зигзаг (ил. 21, 2]. Развитие асимметричного мотива имеет два направления: видоизменение полосы с отростком пу­тем присоединения новых фигур и удлинение зигзага (ил. 21, 1, 3—4). Ни базовый 'мотив, ни первое направление его эволюции в южноугорской вышивке не представлены. Выразителем этого направления является, в частности, узор под названием «соболь» (ил. 21, 1), который С. В. Иванов выводит из «головок» (1963). Теоретически такое допущение возможно, но симметрические и графические преобразования «головок», ведущие, по мнению ис­следователя, к возникновению орнамента, сложны для практи­ческого их воплощения. «Головки» присутствуют в мотиве, но они, скорее всего, проникли сюда в качестве фигурного отрост­ка к элементу-полосе. Их наличие в нижней части мотива есть результат игры симметрии с элементом в рамках композицион­ной схемы разряда. К тому же «соболь» гармонично соседствует с другими мотивами, появление которых из полосы со сложными отростками не вызывает сомнения (рис. 7, 109119).

Бордюры, созданные в русле второго направления, характе­ризует доминирование в композиционной схеме не наклонных, а прямоугольных ориентиров. Итоговый мотив имеет вид крючкооб­разной фигуры, вписанной в контекст' всех правил построения не­прерывных бордюров (ил. 21, 4). У промежуточных вариантов (ил. 21, 3), которые чаще встречались на рубеже веков, а в на­ши дни почти исчезли, крючкообразность проступает еще отчет­ливее за счет нарушения одной из аксиом создания непрерывных бордюров. Здесь ломаные отрезки орнаментальной линии распо­ложены не только наклонно, но и параллельно к оси переносов. Промежуточные варианты, таким образом, наглядно отражают суть одного из направлений в развитии асимметричных мотивов II разряда — вписание вертикальных крючкообразных мотивов в рамки, очерченные традициями непрерывных обско-угорских узоров. Мезндроподобнъге орнаменты, близкие к промежуточным вариантам непрерывных бордюров, достаточно широко представ­лены в южнохантыйской вышивке в качестве декоративного окаймления сложных орнаментов, чаще всего плечевых розеток (ил. 21, 5).

Среди симметричных орнаментов III разряда прослеживают­ся те же два направления развития, что и у асимметричных (ил. 21, 6—9). Оба обнаруживают аналоги в южноугорской вы-, шивке среди ее окаймляющих бордюров. Из всего круга элемен­тов, которые заменяют полосу с отростком в северных узорах, -тождественность с южными орнаментами наблюдается только при



МОЗАИКА

ВЫШКА

Ил. 21. Мозаичные бордюры III разряда и соответствующие им узоры

вышивки

одном — крючкообразном (ил. 21, 10—12]. При этом в вышивке обнаруживается большее разнообразие подобных мотивов, чем в декоративном творчестве на меху. Непрерывные бордюры, раз­росшиеся за счет удлинения зигзагообразного элемента, сходны с Т-образными вышитыми мотивами (ил. 21, 1314). Последние изредка имеют зубчатую орнаментальную линию. Часть Г-образ-ных мотивов дополнена несложными фигурами.

Итак, из всего обилия мотивов III разряда- параллели среди богатейшей по разнообразию форм южноугорской вышивки най­дены лишь тем, чье появление обусловлено влиянием крючкооб­разных элементов. Исходные формы разряда оказались чуждыми для вышитых орнаментов. Эти формы возникли при участии того же элемента, что и в I разряде —полосы с отростками, но поме­щенного в другую орнаментальную структуру. Последняя вполне


могла возникнуть при.ином соединении расположенных на­клонно'элементов: не ~в точке их нижнего, а'в точке верхнего со­прикосновения ('ил. "21, £). По крайней 'мере случаи такого со­членения элементов встречаются в орнаменте и по сей день. На процесс дальнейшего развития бордюров сильное влияние ока­зали крючкообразные элементы и созданные на их основе ме-андровые узоры, которые характерны для древнего северосибир­ского мозаичного орнамента. Этому способствовали композицион­ные особенности Ш разряда, а именно совмещение в структуре узора направленных наклонно и вертикально симметрических преобразований. Описанные процессы не затронули орнаменталь­ного искусства южных районов. Здесь сохранились в почти не тронутом виде мсандровые узоры в симметричной и асимметрич­ной конфигурации. Симметричные крючкообразные орнаменты возникли в южноугорской вышивке не как результат трансформа­ции исходных форм III разряда, а изначально — вследствие соеди­нения крючкообразных элементов с зигзаговой композицией, ха­рактерной для I разряда.

Своеобразие орнаментов IV разряда: элемент из «головок» и зубчатой линии, а также композиция, благоприятствующая вертикальному ритму,— таковы отправные точки в исследовании возможных истоков для данных орнаментов. Узор «стая кедровок» в наиболее концентрированной форме отражает это своеобразие (ил. 22, 4). Он хорошо знаком хантыйской и мансийской орнамен­тальной традиции на протяжении всего XX столетия. В первой его половине на бересте в технике выскабливания бытовал орна­мент, аналогичный «стае кедровок», с тем лишь отличием, что он строился из изолированных фигур (ил. 22, 3). Подобные мотивы, в южноугорской вышивке отсутствуют, но здесь встречаются узо­ры, образованные уголком с ромбической вершиной и загнутыми зигзагообразно сторонами (ил. 22, 2). Орнаменты выполнены в контурной манере, играют роль ведущих и украшают передние полотнища женских рубах. С берестяными узорами их роднит вертикальный ритм. Среди фигур, в виде татуировки покрывав­ших еще в начале века руки хантыйских и мансийских женщин, часто встречался горизонтальный ряд из уголков с вершиной в виде креста и загнутыми или с отростками сторонами (ил. 22, /). Такие фигуры именовались пел пос — «конец стрелы» [Ру-деыко С., 1929].

Итак, через татуировку, вышивку, выскабливание по бересте прерывистых бордюров и через непрерывные узоры, исполненные на различных материалах и в различных технических приемах, про­ходят сквозной нитью сходные орнаментальные формы. В таком узорном контексте логично предположить, что непрерывные бор-Дюры IV разряда явились завершением творческого развития


орнаментов из уголков с декоративно акцентированными вершина­ми и сторонами. Кроме того, эволюционная цепочка в развитии бордюра позволяет предположить, что южноугорскому орнамен­ту была знакома основа, на которой взросли непрерывные бор­дюры IV разряда. Однако последние наполнили собой декоратив­ное творчество северных групп, а не южных, творческая энергия которых была устремлена на переработку иных, орнитоморфных сюжетов. Орнаментальное искусство южных групп развило мо­тив уголка, не приспособляя его к традициям непрерывных бор­дюров.

Ил. 22. Узоры (1—3), сходные с ведущим мотивом IV разряда (4)

Подводя итог сопоставлению обско-угорских непрерывных бордюров на меху с вышитыми орнаментами, необходимо отметить следующее. Во-первых, не подтверждается происхождение моза­ичных непрерывных орнаментов из вышивки. Оппонирование по­ложениям С. В. Иванова (1963) может быть изложено в концент­рированной форме: сетчатая структура орнамента не характерна для обско-угорского творчества; в основе большинства непрерыв­ных бордюров лежат элементы, не выводимые из вышивки пу­тем рассечения присутствующих в ней сетчатых орнаментов; сту­пенчатость мотивов у непрерывных бордюров объяснима не техни­ческими особенностями вышивки, а логически вытекает из эле­ментного и композиционного своеобразия мозаичных непрерывных бордюров.

Во-вторых, несмотря на существенные различия мозаичных и вышитых узоров у обских угров, они обнаруживают общин пласт, состоящий из простейших непрерывных бордюров. К чис­лу таких общих орнаментов следует отнести «головки», практи­чески все исходные формы бордюров I разряда, часть мотивов I! и III разрядов (ил. 23). Однако это не свидетельство вторичности вышитых орнаментов относительно мозаичных, как утверждали авторы «Изделии остяков» (1911) и Т. Вахтер [Vahter Т., 1953]. а отголосок орнаментальной общности их создателей. Последую­щее развитие орнаментальной культуры на севере и юге обско-


угорской территории пошло разными путями, В первом случае творческий потенциал оказался сфокусированным на дальней­шей разработке орнаментальных форм, построенных по правилам непрерывных бордюров. При этом наблюдалось как саморазвитие узоров:;а счет усложнения элементов, их новых композиционных сочетаний (I и III разряды), так и приспособление к особенно­стям непрерывных бордюров орнаментов, почерпнутых из иных орнаментальных сфер (II и IV разряды). Этот путь определил в значительной степени облик современного орнаментального творчества северных хантов-манси и восточных хантов, оставаясь до сего дня магистральным. В южпоугорском декоративном ис­кусстве ведущим стало формирование орннтоморфного стиля,

Ил. 23. Фонд непрерывных мотивов, общий для обских угров

связанного с вышитыми прерывистыми бордюрами, и все нова­торские потенции создательниц орнамента устремились именно в этом направлении. Эволюция непрерывных бордюров здесь пре­кратилась, но они сохранились и в законсервированном виде перешли в окаймляющие бордюры, уснкообразныс окончания, либо на правах элементов вошли в состав мотивов. Итак, вопрос о соотношении мозаичных и вышитых орнаментов правильнее рас­сматривать, видимо, не с точки зрения их первичности и вторич-ности относительно друг друга, а в контексте наличия общего орнаментального пласта из непрерывных бордюров, подстилаю­щего собой формировавшиеся позднее различные орнаменталь­ные стили.

В-третьих, истоки непрерывных бордюров имеют двойствен­ную природу. С одной стороны, это древние северосибирские эле­менты, а с другой — южная зигзаговая композиция. Соединение этих двух начал произошло в творчестве именно угров, поскольку


у северных сибирских народов такого синтеза не наблюдается даже при наличии непрерывных мозаичных орнаментов. Первые результаты совмещения в "единой орнаментальной форме двух раз­личных компонентов отражают бордюры I разряда, ведь именно здесь элементная и композиционная база наиболее близка к своим прототипам. Данные узоры дали толчок своего рода орнаменталь­ной революции на территории Западной Сибири, поскольку от них, подобно кругам, разошлись новые узорные формы, в значи­тельной степени" определившие облик декоративного творчества обских угров и некоторых соседних с ними народов пли групп. Срез орнаментальной обско-угорской ситуации протяженностью в столетие отличает удивительная целостность с точки зрения эволюции вошедших в него непрерывных бордюров. Без особого труда орнаменты выстраиваются в ряды, исходящие от лаконич­ной фигуры и через промежуточные варианты завершающиеся сверхсложными орнаментальными формами. Такая последова­тельность художественной истории народа, воплощенная в бор­дюрах непрерывного строения, позволяет присоединиться к мне­нию С. В. Иванова (1963) о том, что создателями данного орна­мента явились обские угры.

При определении материальной основы для единого обско-угорского фонда непрерывных бордюров следует исходить из того, что она должна быть в равной степени допустима и доступ­на для всех групп этноса. Круг предметов, материал и техника составляют предметную базу для реального воплощения того или иного орнамента. На пересечении этих трех характеристик и нужно искать праоснову непрерывных обско-угорских бордюров.

В техническом плане они представлены разнообразно: мозаи­ка, раскраска, аппликация, выскабливание, нанизывание, выщнв-ка. Однако лишь особенностями мозаичного исполнения орнамен­тов можно объяснить такие характерные черты бордюров, как непрерывность орнаментальной линии и зеркальное равенство фо­на и узора. Эта мысль принадлежит В. Н. Чернецову (1948), и с ней трудно не согласиться. При этом стоит упомянуть об одном немаловажном обстоятельстве. Принцип безотходной техноло­гии— ключевой при обращении к мозаике — соблюдается и при обычном равенстве фона и узора. Зеркальность здесь не обяза­тельна, но в этом случае возникают два разных узора, а не один и тот же. Вместе с тем вплоть до середины XLX в. развитие непре­рывных хантыйских бордюров шло по пути безукоснительного со­блюдения правила зеркальности, п только во второй половине нашего столетия его начинают предавать забвению. Зеркальность, таким образом, явилась тем консервативным началом, которое вплоть до недавнего времени сдерживало развитие мозаичных орнаментов и благодаря этому они оказывались необыкновенно


устойчивыми во времени. Очевидно, было важно не просто соз­дать орнаментальную форму, но воссоздать ее в неизменном ви­де при любом сочетании орнаментальных заготовок. Это свиде­тельствует о глубокой семантичности непрерывных орнаментов, выполняющих функцию определенного опознавательного символа..Возможную дешифровку узорной пиктографии как визуаль­ного признака родо-племепной принадлежности предложил В. Н. Чернецов (1948), однако материалы по социальной органи­зации и орнаменту хантов не позволяют безоговорочно присоеди­ниться к такой семантической трактовке именно непрерывных узоров. Вопрос о родовой организации угорского общества оста­ется открытым [см.: Чернецов В. Н., 1939; Лукина Н. В., Кулем-зин В. М., 1976; Соколова 3. П., 1983 и др.], а выявленные фор­мы социальной общности не согласуются с орнаментальной кар­тиной. Так, например, у восточных хантов зафиксированы три экзогамные группы: Медведя, Лося и Бобра. Изображения этих животных присутствовали среди хантыйских тамг [см.: Снмчен-ко Ю. D., 1965], но ни номинативные, ни конфигурационные ха­рактеристики орнаментов не обнаруживают какой-либо связи с животными или их изображениями. Это касается не только не­прерывных бордюров, но н всего орнаментального творчества: лишь криволинейные стилизованные изображения медведя край­не редко встречались на рубеже веков у васюганско-ваховских хантов. По орнаментальным данным не устанавливается преоб­ладание того или иного мотива в пределах локальной территории проживания этнической группы, обычно определяемой рекой, по крайней мере на период XX в.

Материалы, используемые при создании непрерывных бордю­ров, включают в себя мех, ткань, кожу, бересту и бисер. Для мо­заичной техники пригодны лишь три первых. При этом меховая мозаика не характерна для восточных хантов, а ровдужная — для северных, мозаика же из ткани встречается главным обра­зом среди криволинейных стилизованных изображений, а не бордюров. Без учета орнаментированных предметов предпочтение какому-либо материалу отдать сложно.

На юге обско-угорской территории, у восточных манси н южных хантов непрерывные бордюры вышивались на женских ру­бахах, причем здесь они выполняли явно второстепенную функ­цию окаймления сложных узоров, образованных из птиц и де­ревьев. У северных групп хантов и манси, а также западных манси непрерывные.бордюры воплощались главным образом в меховых мозаичных полосах на женских шубах. Кроме того, у северных хантов изредка встречается ровдужная обувь с длин­ным голенищем, которое почти сплошь украшено вертикальными непрерывными бордюрами, нанесенными раскраской. У восточных


хантов- рассматриваемые узоры украшают вместилища из бере­сты и коры и выполняются' выскабливанием и раскраской. Вос­точным хаптам свойственна п ровдужная мозаика па комбиниро­ванной обуви с длинным голенищем. Следовательно, непрерыв­ные бордюры характерны прежде всего для обско-угорской одеж­ды и обуви. Краткий исторический экскурс в декоративное оформление именно этих предметов и позволит определить приори­тетность одного из видов мозаики —- меховой или из кожи.

На женских меховых шубах мозаичные орнаментальные лен­ты вшивались между изделием и широкой пришивной полосой, идущей по краю рукавов, бортов и подола. Причем полоса под­черкивалась также с помощью цветового контраста: шуба чаще кроилась из светлого белого меха, а надставка — из темного ко­ричневого. На вопрос о происхождении пришивной полосы, опре­деляющей топографию мозаичных узоров на женских шубах, про­ливает свет архаичный вид мужской распашной одежды вахов-ских хантов, предназначенной для охоты — коле г. Сшитый мехом наружу, он имел надставленные обшлага, кромки пол и подола, которые пришивались мехом внутрь, и их наружная сторона ок­рашивалась в темный цвет [Лукина Н. В., 1985]. Промежуточное положение между меховой одеждой с окрашенными краями п орнаментированными женскими шубами занимала летняя рас­пашная одежда хантыйских женщин, зафиксированная на рубеже XIX—XX вв. [см.: Vahier Т., 1953]. Аналогично колегу она имела окрашенные пришивные полосы по краям, а между ними и соб­ственно изделием были вшиты мозаичные орнаментальные ленты из налимьей кожи. У обско-угорской ровдужной обуви раскра­шивается взъемный клин, у восточных и северных хантов зафик­сирована и орнаментальная раскраска, а у восточных хантов, кроме того, еще и мозаика из ровдуги. Применение иных орна­ментальных материалов для украшения данного вида обуви укладывалось в рам'ки композиционной схемы, характерной для раскраски: взъемный клин и верхние края. Этим правилам под­чинялось нашивание бисера и аппликативных полос. Восточные ханты использовали растительные красители, а северные rpjyn-п'ы — охру. Для охристой краски дается следующее толкование: «Этот цвет виден издалека» [ПМ Н. В, Лукиной, 1989|]. И эта интерпретация хорошо согласуется с предполагаемой ролью не­прерывных бордюров как определенного социального знака, о чем речь шла выше.

Таким образом, особенности орнаментальной топографии па одежде и обуви обских угров выводимы из окрашивания ровдуж­ной поверхности изделий или их частей. Само окрашивание кожи представляет не только эстетический, но п практический инте­рес—усиление водонепроницаемости материала. И это


тельство объясняет окрашивание обуви и краев одежды, с одной стороны, а с другой, склоняет чашу весов в сторону ровдужной мозаики как начальной формы воплощения обско-угор.ских не­прерывных бордюров. Действительно, ровдужная мозаика воз­никает при сшивании окрашенных п неокрашенных полос кожи. Вторым аргументом в пользу мозаики из кожи служит широкое использование этого материала в наиболее архаичных -декора­тивных формах обских угров: на головных уборах и рукавицах, обуви—все это изготавливалось из ровдуги и украшалось орнамен­тальной раскраской или мозаикой. Подробнее об этом шла речь в разделах, посвященных орнаментированным предметам хантов и манси. И в-третьих, следует иметь в виду технические сложно­сти меховой мозаики. Сшивание двух узорных полос в единую орнаментальную ленту требует больших трудовых и временных затрат, так как сопряжено со стачиванием ворса в месте шва, и внимание мастерицы в значительной мере сосредоточено на до­стижении четкой контрастной линии между фоном и узором. Поэтому экспериментирование с орнаментальной формой, да еще такой сложной, па меху крайне затруднено. Здесь могут вос­производиться хорошо освоенные узоры, которые рука выводит автоматически. К тому же камус, идущий на мозаичные орнамен­ты,— слишком ценный материал, и па нем недопустимы просчеты и'неудачи, неизбежно связанные с орнаментальными поисками. На эти стороны меховой мозапкн обратила внимание исследова­тельница и исполнительница орнаментов Т. А. Молданова (в устной беседе).

Как видим, существуют веские аргументы в пользу предпо­ложения о коже как материале, на котором сформировались не­прерывные бордюры обских угров. Сложно определить однознач­но, была ли это ровдуга или рыбья кожа. Нельзя не указать на ряд обстоятельств, оттеняющих приоритетность последней. Во-первых, исследование одежды восточных хантов показало, что ровдуга явилась здесь заменителем рыбьей кожи [Луки­на Н. В., 1985]. Во-вторых, у северных хантов летние ровдужные халаты еще сравнительно недавно украшались мозаичными ор--наментами не из ровдуги, а из кожи тайменя [Чернецов В. Н., 1948] пли налима [Vahter Т., 1953]. Б-третьпх, вытянутые поло­сы рыбьей кожи 'могли служить хорошим матералом для обра­ботки повацпонных мозаичных форм, а в условиях охотничье-ры-боловческого хозяйства у коренного населения Западной Сиби­ри в них не было недостатка.

Итак, именно на коже произошло соединение древних севе-росибирских элементов, порожденных меховой мозаикой п осно­ванных па «сухариках», с зигзагообразной орнаментальной струк­турой и возникновение обско-угорских непрерывных бордюров.


Технически и композиционно между окрашиванием и мозаикой стоит орнаментальная раскраска на коже, ведь она строится строго на основе зигзага. Поэтому нельзя исключать ее функ­ционирования в роли орнаментального посредника по отношению к мозаике. Будучи апробированными н закрепленными на коже, обско-угорскне непрерывные бордюры вернулись в меховую мо­заику Сибири, но уже в новом качестве, существенно обогатив и трансформировав ее облик. У северных групп хантов и манен меховая мозаика заменила собой ровдугу, а у восточных хантов последняя, хотя и сохранилась, по в орнаментальном искусстве была приглушена аппликацией по зачерненной бересте. Даль­нейшее внедрение непрерывных бордюров в иные техники и ма­териалы отличалось напором н размахом: 'мозаика и аппликация из ткани у северных групп, выскабливание по бересте у восточных и нанизывание бисера у тех и других. У южных хантов и восточ­ных манси не сохранилось ни мозаики, ни ровдуги, а непрерыв­ные бордюры впитала в себя вышивка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 535 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2294 - | 2262 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.