Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория распределения материальных средств 4 страница




отмечает, что разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям или женам, испытывают тревогу, даже если сами были инициаторами развода и счита­ли свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело ска­зывается и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разрыве родителей. Дети более старшего возра­ста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течение года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя не­счастными и одинокими в течение пяти лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступил в брак.

Семьи родителей-одиночек

В начале этой главы мы говорили о быстром увеличении количества семей с одним родителем за последние двадцать лет. Главной причиной этой перемены является растущее число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, а также женщин, имеющих внебрачных детей.

Быстрое увеличение количества разводов способствовало созданию множества нетрадиционных семей. Если уровень разводов, наблюдавшийся в середине 70-х годов, сохранится, родители примерно трех пятых всех негритянских детей и од­ной шестой всех белых детей разведутся до того, как их дети достигнут 16 лет (Бампасс, Риндфасс, 1978). Многие разве­денные супруги предпочитают жить отдельно от своих роди­телей и родственников, хотя в прошлом это не было принято. Чаще всего дети остаются жить со своей матерью. Поэтому резко возросло число семей, возглавляемых женщинами.

Семьи с одним родителем образуются также, когда родятся внебрачные дети. Уровень внебрачных рождений за послед­ние 15 лет заметно увеличился. Для большинства разведен­ных женщин, а также женщин, имеющих детей и никогда не вступавших в брак, самыми серьезными являются экономи­ческие проблемы. Хотя многие разведенные женщины (их на­считывается примерно 40 процентов) имеют право на некото­рую материальную помощь от бывших мужей, они не получа­ют ее совсем или получают нерегулярно (Брэндвайе, Браун, Фокс, 1974).

Большинство разведенных или никогда не вступавших в брак одиноких родителей вынуждены искать работу, чтобы обеспечить свои семьи. Часто им удается найти лишь низко­оплачиваемую работу. Если мать-одиночка может рассчиты-

 

вать только на пособие по содержанию детей, обычно она жи­вет на грани или за чертой бедности.

Волнения по поводу денег не единственная проблема, с ко­торой сталкиваются семьи родителей-одиночек. Одинокие люди часто чувствуют себя униженными в обществе, где при­дается важное значение браку. При отсутствии помощи в вос­питании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя оторванными от общества, и возложенная на них обязанность, кажется им непосильной (Шорр, 1979). Однако существуют обоснованные данные о том, что дети, растущие в семьях родителей-одиночек, не становятся ущемленными. Многочисленные исследования по­зволяют сделать вывод, что присутствие обоих родителей или отсутствие одного из них почти не влияет на качество воспи­тания ребенка или социализацию детей. Это не оказывает воздействия на их половое самосознание, здоровье, социаль­ные достижения и отношение к браку и семье. В самом деле несовершеннолетние преступники чаще вырастают в несчаст­ливых семьях с двумя родителями, чем в нормальной обста­новке, созданной одним родителем (там же).

Учитывая эти данные, нельзя сделать вывод, что семьи с одним родителем представляют серьезную опасность для бла­гополучия детей. Однако перед деятелями в области социаль­ной политики встает дилемма. Одинокие родители часто нуж­даются в материальной помощи и советах со стороны обще­ства. В соответствии с принципами гуманности семьи одино­чек должны получать необходимую для них поддержку. Но создание слишком комфортных условий для одиноких роди­телей и избавление их от экономического и психологического бремени — удела одиночек — могут способствовать дальней­шему увеличению уровня разводов и снижению числа по­вторных браков. Это не устраивает тех, кто управляет соци­альной политикой.

АЛЬТЕРНАТИВЫ СЕМЬИ

Семья с одним родителем представляет собой существен­ное отклонение от традиционной семьи с двумя родителями, в значительной мере она посягает на почти полную монополию последней. Но за последние десятилетия возникало несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны.

Совместная жизнь

Совместная жизнь

За последние годы значительно увеличилось число гетеро­сексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. С 1970 по 1981 г. их численность выросла от 523 000 до 1 808 000 человек, т.е. увеличилась на 246 процентов Ш.8. Вигеаи ог Ше Сепзиз, 1982). Некоторые нетрадиционные семьи основаны не на сексу­альных отношениях, например, они включают пожилых жен­щин, сдающих комнаты студентам колледжа, или пожилых мужчин, нанимающих медсестер или экономок, которые жи­вут в их доме. Кроме того, следует учитывать, что хотя коли­чество таких сожительств заметно возросло, они составляют лишь 2 процента всех семей в США.

Большинство несупружеских пар не имеют детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование ин­тимных связей между взрослыми людьми. Особое беспокойст­во вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров. Судебные иски, предъявленные актеру Ли Марвин и другим знаменито­стям, стали прецедентами того, что женщины, прекращаю­щие подобные связи, могут потребовать своего рода "алимен­тов". Но прецеденты нельзя считать гарантиями. Ясно, что партнеры и, вероятно, их дети имеют меньше юридических прав в случае разрыва, чем супружеские пары.

Во многих отношениях пары, не вступающие в брак, напо­минают супругов. Например, получены данные, что такие партнеры имеют ценности, взгляды и цели, обычно присущие супругам. Но, как правило, они менее религиозны и реже по­сещают церковь, чем законные мужья и жены (Ньюкомбэ, 1979).

Жизнь в коммуне

Тенденция к созданию коммун возникла в 60-е годы как форма протеста против существующего социального устрой­ства. Многие люди, выбравшие коммунальную жизнь, счита­ли традиционную семью неустойчивой и неэффективной. Не­которые коммуны также ставили перед собой религиозные и другие утопические цели. В большинстве коммун проживало много взрослых людей; некоторые состояли в браке друг с другом; вместе со взрослыми жили их дети. Однако брачные и кровные связи играли лишь второстепенную роль в жизни коммун.

Тенденция к созданию коммун как форма идеологического протеста стала ослабевать в 70-е годы, и в настоящее время ее нельзя считать жизненно важной (Заблоки, 1980). Тем не менее, в течение 70-х годов число коммунальных связей продол­жало расти, хотя они стали создаваться не по идеологиче­ским, а скорее по практическим мотивам. Например, в ком­мунах людям могут быть предоставлены более широкие воз­можности для экономического сотрудничества, чем в нукле-арной семье (Уайтхэрст, 1981). Даже после того, как коммуны утратили присущий им иде­ологический энтузиазм, в них продолжали вступать новые члены — главным образом люди, которых не удовлетворяла семейная жизнь. В результате исследования 31 городской Iкоммуны в Детройте, проведенного в 1972 г., Штейн, Полк и Полк установили, что, по мнению их участников, эмоцио­нальная поддержка — самая жизненно важная необходи­мость и обрести ее люди надеялись именно в коммунах, а не в семье. Кроме того, члены коммуны экономили материальные средства, которые делились поровну, здесь женщины в мень­шей мере находились под властью мужчин. Однако исследо­вание выявило, что в коммуне женщины по-прежнему вы­полняли чисто "женские" обязанности — готовили еду и за­нимались уборкой. Мужчины, как правило, занимались "мужскими" делами — работали в огороде, чинили домашние вещи и велосипеды. Некоторые социологи находят сходство между коммунами и расширенными семьями из низшего и рабочего классов (Бергер, Хэкетт, Миллер, 1972). Как и дети в семьях рабочих, юные жители коммун имеют множество образцов для подражания среди мужчин и женщин, часто их опекает несколько людей, заменяющих им отцов и матерей (Бергер, 1972). Жалобы членов коммуны обычно можно ус­лышать в семьях представителей низшего класса: часто гово­рят о разногласиях по экономическим вопросам, невозможно­сти уединиться, отсутствии связи с внешним миром и нерав­ной нагрузке в работе (Штейн, 1975).

Наконец, в коммунах, где принято откровенно выражать свои чувства и не слишком церемониться, отцы часто бросают жену и детей. В результате возрастает число женщин, кото­рые должны быть единственным родителем для своих детей, что тоже характерно для низшего класса. Как и женщины из низшего класса, одинокие женщины, живущие в коммунах, обычно надеются обрести поддержку и любовь со стороны ок­ружающих.

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

В этой главе мы узнали о возникновении многих перемен в семье и семейной жизни; многие наблюдатели рассматривают их как социальные проблемы, заслуживающие внимания со стороны общества. Среди них следует выделить следующие проблемы:

1. снижение уровня браков;

2. возрастание числа разводов и супругов, живущих от­дельно;

3. повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак;

4. увеличение числа детей, родившихся вне брака;

5. возрастание числа семей с одним родителем, возглавля­емых женщинами;

6. уменьшение уровня рождаемости и размера семьи;

7) изменение в распределении семейных обязанностей, обусловленное растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность; участие обоих родителей в воспитании ребенка.

В то время как эти перемены происходят неравномерно и вызывают тревогу в разной мере, все вместе они повлияли на создание новой области знания, получившей название "се­мейная политика" (Каммерман, Кан, 1978). Этот термин от­носится ко всем аспектам социальной политики, оказываю­щим прямое или косвенное воздействие на размер семьи, ее устойчивость, здоровье, достаток и т.п. Искренний интерес к семейной политике в масштабах всей страны стал особенно заметно проявляться в 1973 г!

Именно тогда происходили заседания экспертов под пред­седательством сенатора Уолтера Монфэйла. Они подчеркива­ли важность семьи в американском обществе и выражали оза­боченность в связи с переменами, о которых мы только что упомянули. Многие из этих экспертов недвусмысленно при­зывали к осуществлению "национальной семейной полити­ки".

В отличие от многих стран Европы и всего мира в США отсутствует точно определенная семейная политика. Скорее она оказывает лишь незначитель­ное влияние на общество, и ее осуществляют несколько не связанных между собой организаций. Среди мер, оказывающих влияние на семью, следует от­метить удержание подоходного налога на детей, помощь семьям, имеющим детей, находящихся на иждивении родителей (пособие), усилия по обеспече­нию семей государственными квартирами низкой стоимости и предоставле­ние услуг по планированию семьи. Трудно сказать, будет ли в США когда-нибудь проводиться единая национальная семейная политика. Но легко предвидеть, что в связи с происходящими переменами, вероятно, возникнут проблемы семьи как института и будут по-прежнему выдвигаться требования о вмешательстве правительства.

БУДУЩЕЕ АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬИ

Каково значение перемен в семейной жизни, обсуждав­шихся в этой главе? На этот вопрос нет ясного ответа. По мнению некоторых обозревателей, эти перемены предвещают "мрак и гибель". Они считают, что семья достигла состояния такого распада, и этот процесс необратим. На жизни и I рослых людей завтрашнего дня отразится пагубное воздействий среды, которая окружала их в детстве.

Однако оптимисты придерживаются противоположной точки зрения. Они позитивно относятся к разрушению нуклеарной семьи. Они с радостью ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприят­ной окружающей среды и самовыражению всех членов семьи.

Существует множество различных предсказаний о буду­щем семьи. Например, Эдвард Корниш (1979) предположил семь тенденций в развитии будущей семьи. Сре­ди них сохранение современной семьи; возврат к традицион­ной семье; уничтожение семьи; возрождение семьи (путем усовершенствования службы знакомств с применением ком­пьютеров, предоставления консультаций и т.д.) и создание "ненастоящих" семей, основанных на общих интересах и по­требностях.

То, что произойдет в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой сторо­ны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказа­ния "мрака и гибели" отражают скорее тревогу исследовате­лей, а не реальную ситуацию. В конце концов признаков пол­ного уничтожения семьи не наблюдается.

Вместе с тем мы может уверенно сказать, что традицион­ная семья отошла в прошлое. На американскую семью оказы­вают влияние такие мощные и устойчивые силы, что возрож­дения традиционной семьи не предвидится. Как мы узнали, история американской семьи сопровождается постепенной ут­ратой ее функций. Современные тенденции указывают, что монополия американской семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и в будущем. Однако произойдет частич­ный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществ­ляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в большей мере разделена между семьей и посторонними людьми (воспитателями игровых групп, центрами по уходу за детьми). Дружеское расположе­ние и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое место среди

нескольких других социальных структур, управляющих восп­роизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку разрушение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из американского общества.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Семьей называется основанное на кровном родстве, бра­ке или усыновлении объединение людей, связанных общно­стью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определе­ние включает множество укладов. Исследования крестьян­ских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой куль­туры.

2.Социологи и антропологи сравнивают семейную струк­туру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партне­ра, местожительства, а также происхождению и способу на­следования имущества.

3. Семья анализируется в русле двух основных направле­ний: функционализма и теории конфликта. Сторонники фун­кционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. За по­следние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объедине­ния, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосо­стояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.

4.Сторонники теории конфликта придают главное значе­ние распределению власти внутри семьи; исследования пока­зывают, что члены семьи, в большей мере владеющие мате­риальными средствами, имеют большую власть. По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом этой концепции семья является местом, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств;

при этом возникают конфликты между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.

1. Для большинства супружеских пар в Америке процесс образования новой семьи начинается с романтической любви, которая становится основой брака. В Америке наблюдается самый высокий уровень браков среди промышленных стран, но средний возраст людей, впервые вступающих в брак, обычно колеблется в зависимости от социальных и экономи­ческих факторов. Правила эндогамии и экзогамии ограничи­вают возможности выбора партнера для каждого члена обще­ства. Такие факторы, как вероисповедание, расовая принад­лежность, социальный класс и уровень образования опреде­ляют группу, внутри которой индивид предпочитает искать спутника жизни.

2. В США - самый высокий уровень разводов в мире. Он постепенно возрастал с середины XIX в. и особенно резко по­высился после второй мировой войны и с 1965 по 1970 г. Осо­бенно глубокое влияние на уровень разводов оказали эконо­мические факторы. Укрепление независимости женщин, ве­роятно, также способствовало увеличению числа пар, счита­ющих развод способом решения проблем, возникающих в супружеской жизни.

3. Среди социальных перемен, влияющих на американ­скую семью, следует отметить увеличение численности се­мей, где работают оба супруга. Стрессовые ситуации, возни­кающие, когда люди пытаются одновременно справиться с противоборствующими обязанностями дома и на работе, на­ливаются дилеммой перегруженности и дилеммой идентич­ности. Хотя занятость обоих супругов вне дома находит все более широкое распространение, разделение труда (включая домашнюю работу) по половому принципу твердо укорени­лось в жизни американцев.

4. В результате развода и родители, и дети переживают глубокое потрясение и чувствуют тревогу, раздражение и одиночество. В связи с ростом числа разводов образовалось множество семей с одним родителем, в большинстве случаев возглавляемых женщинами. И для разведенных женщин, и для матерей, никогда не вступавших в брак, наиболее остры­ми, по-видимому, являются экономические проблемы. Дру­гая проблема состоит в том, что одинокие люди часто чувст­вуют себя униженными в обществе, где высоко ценится брак.

5. Две другие альтернативы традиционной семье — совме­стная жизнь без вступления в брачные отношения и жизнь в коммуне. Большинство пар, не регистрирующих брак, не имеют детей. Такие партнеры имеют меньше законных прав

в случае разрыва, чем супружеские пары. Тенденция к созда­нию коммун впервые возникла в 60-е годы как форма проте­ста против существующего социального устройства. В даль­нейшем коммуны создавались скорее из практических сооб­ражений, например с целью экономического сотрудничества. Некоторые исследователи находят большое сходство между коммунами и расширенными семьями из низшего и рабочего классов.

10. Новая область науки, получившая название "семейная политика", вызвана к жизни главным образом изменениями института семьи, которые рассматриваются как социальные
проблемы. В отличие от многих других стран в США нет чет­ко определенной семейной политики. Среди политических мер, влияющих на положение семьи, следует отметить введение подоходного налога на помощь детям, оказание помощи семьям с детьми, находящимися на иждивении родителей, меры по обеспечению семей с детьми квартирами низкой сто­имости и предоставление им специальных услуг.

11. Возрождения традиционной семьи, по-видимому, не предвидится, хотя нет и признаков полного разрушения семьи. Однако процесс распада сохранившихся функций
семьи будет продолжаться.

Глава 14

ОБРАЗОВАНИЕ

"Мы вынуждены конкурировать друг с другом, когда дело касается отметок, почестей, отличий, поступления в колледж и спортивные команды, а также социального признания. В ходе этой конкуренции совершенствуются не наша порядоч­ность, понимание жизни и интеллектуальные способности, а скорее умение носить маску, неискренность, приспособленче­ство и стремление идти по безопасному и проторенному пути, готовность предать своих товарищей ради собственной выго­ды. Но все это усваивается учащимися непроизвольно. Они просто приспосабливаются к школьной обстановке, усваива­ют нормальный способ достижения "успеха" в мрачном, обез­личенном мире средней школы. Эта конкуренция сопряжена с многими унижениями для всех, даже для тех, кто добивает­ся успеха. Главная цель школы - воспитание приспособлен­цев, подчиняющихся власти школьной системы" (Либарле, Сслигсон, 1970, с.20).

Резкая критика, содержащаяся в этом высказывании, от­ражает опыт учащегося средней школы из пригорода Нью-Йорка, где живут богатые. В нем также выделяются некото­рые общие черты, характерные для образования в нашем об­ществе. Во-первых, говорится, что в процессе обучения уча­щимся навязывают определенные культурные ценности - в частности, стремление к конкуренции и уважение к власти. Во-вторых, подразумевается, что для передачи такого рода ценностей требуется наличие формальных организаций, на­пример средних школ. В-третьих, имеется в виду, что весь процесс обучения направлен на социализацию людей, в дан­ном случае учащихся средней школы. И наконец, речь идет о том, что содержание обучения не всегда соответствует по­длинным интересам учащихся; на самом деле иногда оно мо­жет вступать в конфликт с ними.

Как мы узнали из 4-й главы, в процессе социализации с са­мого рождения происходит формирование личности. Социа­лизация предполагает усвоение широкого круга ценностей, понятий и ожиданий, на основе которых складывается по­вседневная жизнь людей. Образование - часть этого процесса. Хотя государственные школы, религиозные училища и кол­леджи предназначены для передачи знаний, в них непроиз­вольно усваиваются и другие уроки. Итак, образование мож­но определить как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного че­ловека или группы другим.

ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

В одном из направлений социологической теории особое значение придаётся позитивной функции образования в об­ществе. Более полувека назад Эмиль Дюркгейм подчеркивал, что основная функция образования - передавать ценности господствующей культуры. Но поскольку культурные цели и ценности разных обществ (и даже внутри одного общества) существенно отличаются одна от другой, в содержании обра­зования также наблюдаются глубокие различия. В то время как жители древних Афин придавали основное значение изу­чению изящных искусств, в Древнем Риме главная цель обра­зования состояла в подготовке военачальников и государст­венных деятелей. В средние века в Европе главное внимание уделяли усвоению христианского учения, а в эпоху Ренессанса возродился интерес к литературе и искусствам. В настоя­щее время в системе образования делается упор скорее на ес­тественнонаучные дисциплины, чем на искусство. Кроме то­го, придается важное значение развитию личности. Воспита­ние молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов, сложившихся в обществе, помогает поддерживать существующий социальный порядок. Но образование способствует и переменам. Многие исследования, ускорившие осво­ение ядерной энергии, проводились на физических факульте­тах американских университетов. Результатом их стало из­менения смысла слова война в современном мире. Благодаря специальным программам обучения негров и женщин для всех стало очевидным, что группы меньшинств оказывают сильное влияние на развитие общества, чему обычно не при­давали значения (Парелиус, Парелиус, 1978). Таким обра­зом, благодаря образованию культурные ценности сохраня­ются и передаются от одного поколения к следующему. В то же время оно способствует социальным изменениям, проис­ходящим в связи с внедрением новых технологических мето­дов и переоценкой существующих знаний.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Школы предназначены для того, чтобы приобщить детей к ценностям, господствующим в обществе, но одновременно они становятся также средством социального контроля. В США образование считается обязательным. Это означает, что по закону дети обязаны проводить в школе несколько ча­сов в день, пять дней в неделю, девять месяцев в году. Они получают знания на основе стандартизированных учебников.

Дети находятся под присмотром в классе и за его пределами на спортивных площадках и во время других организованных внешкольных занятий, например игр и танцев. Почти весь лень их поведение контролируется главным образом учителя­ми и другими представителями школьных властей. Большин­ство учащихся признают правильность заведенного порядка, подчиняются власти, высоко ценят успех и усваивают другие привычки и убеждения, внушаемые в школе. Таким образом, образование наряду с религией, семьей и законодательной системой представляет собой один из институтов, способствую­щих поддержанию стабильности общества.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛЬТРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

В США и других странах образование оказывает сегодня важное влияние* на все виды деятельности человека. Некото­рые учащиеся средней школы в дальнейшем продолжают уче­бу в колледже, другие поступают в техникумы и училища, третьи никуда не поступают. Среди студентов колледжей многие выбирают профессии в области права, медицины, коммерции, торговли и других видов умственного труда. Те, кто имеет лишь диплом об окончании средней школы, обычно получают менее квалифицированную и ниже оплачиваемую работу, например, устраиваются рабочими на фабрику или садовниками. Однако существуют некоторые исключения из этого правила. Иные выпускники колледжей, в конце концов, работают таксистами и барменами, в то время как люди с не­высоким уровнем образования достигают вершин успеха в спорте, на эстраде и в некоторых видах бизнеса. Тем не менее, для большинства людей школа и колледж становятся своего рода фильтрами, помогающими определить, что они будут делать, когда станут взрослыми. Как отметил Кларк (1962), в "нашем веке требуются огромные армии квалифицирован­ных специалистов в технической и других областях деятель­ности, поэтому система образования все в большей мере ре­шает задачу их подготовки" (с.З).

Хэрн (1978) указывает, что с точки зрения подобного фун­кционального подхода образование - разумный способ рас­пределения людей в соответствии с их достоинствами. Таким образом, самые способные и увлеченные своим делом пол­учают наиболее высокие и вознаграждаемые должности. Имеется в виду также, что школы способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходя­щей мобильности, поскольку в школах и колледжах людей429

оценивают по их достижениям независимо от классовой при­надлежности, расы и пола.

Наконец, образование способствует развитию демократии, поскольку оно ослабляет предрассудки по отношению к груп­пам меньшинств. Благодаря обучению воспитываются хоро­шо осведомленные граждане, которыми нелегко манипулиро­вать с помощью демагогии и лозунгов. Однако эти утвержде­ния поставлены под сомнение, и в конце главы мы снова рас­смотрим их в свете новейших исследований по вопросам шко­лы и образования.

Теория "человеческого капитала"

Еще одной разновидностью функционализма является тео­рия "человеческого капитала". Согласно этой точке зрения, образование не является чем-то немедленно потребляемым учащимися, скорее это капиталовложение в их будущее. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. Джастер (1978) объясняет это следующим образом: "Люди начинают жизнь, обладая некоторым объемом потенциально­го капитала - имеются в виду их природные способности; этот капитал увеличивается в раннем детстве, в школьные годы и в начале трудовой деятельности, но капитал теряет покупа­тельную силу или совсем обесценивается, если их знания и профессиональная подготовка не соответствуют современным требованиям" (с.8).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 389 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2347 - | 2058 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.