Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возраст и социальная структура




В 3-й и 9-й главах мы говорили о различиях между роля­ми, основанными на личных достижениях или достигнуты­ми, и ролями унаследованными, или приписанными (предпи­санными).

Возрастным статусом (ребенка, подростка, взрослого гражданина) называется положение в обществе, которое че­ловек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количе­ства лет, прожитых со дня рождения. (Конечно, с другой точ­ки зрения возраст можно рассматривать как нечто "достигну­тое"; например, многие старики полагают, что дожили до старости (сохранив хорошее здоровье) потому, что жили ра­зумно, не курили, не пили и т.п.) Но даже несмотря на то, что возраст обычно определяется исходя из даты рождения, возрастной статус представляет собой более широкое поня­тие. Кроме того, в любом обществе устанавливаются возраст­ные роли, или совокупность ожиданий, связанная с возраст­ным статусом. Например, предполагается, что влечение к людям противоположного пола должно проявляться уже у подростков; ожидается (даже требуется по закону), что дети в возрасте от 5 до 16 лет должны ходить в школу; считается, что активная трудовая деятельность человека продолжается с 19 или 20 лет (в зависимости от требований к квалификации) до 65 лет. В этом разделе мы рассмотрим взаимосвязь между хронологическим возрастом и социальными ожиданиями, связанными с процессом старения.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ВОЗРАСТНЫЕ РОЛИ

Разумеется, существует биологическая основа присвоения различных ролей в соответствии с возрастом человека. Как| мы установили в главе 4, ребенку требуется относительно! продолжительный период времени для развития двигатель­ных и социальных навыков и обретения эмоциональной неза-^ висимости. Было бы невозможно поручить младенцу роль| ученого или инженера, требующую профессиональных зна­ний и навыков; он не справился бы и с работой руководителя] крупной организации, который должен обладать навыками] социального общения и здравым смыслом. Лишь когда дети], становятся взрослыми, общество поручает им роли, требую­щие овладения сложными физическими, умственными и со­циальными навыками.

Биологические факторы играют важную роль и в конце жизненного цикла людей. С возрастом человеческий орга­низм разрушается. Этот процесс начинается на разных эта­пах жизни и происходит неравномерно, в зависимости от осо­бенностей человека и состояния его организма и может на­чаться задолго до наступления старости и даже среднего воз­раста. Что касается мозга, то его разрушение начинается да­же до нашего рождения! До появления человека на свет мозг эмбриона состоит примерно из 20 биллионов мозговых кле­ток, но в течение всей жизни мы постепенно их теряем. Одна­ко эти потери компенсируются различными способами на ос­нове опыта (Хендрикс, Хендрикс, 1981).

Независимо от внутренних механизмов, вызывающих био­логическое старение, нам всем знакомы внешние признаки старости - морщины, редеющие волосы, слезящиеся глаза, выступающая диафрагма. Кроме того, когда надвигается ста­рость, люди обычно страдают от артрита, повышенного дав­ления, ухудшения слуха и зрения и сердечных заболеваний. Эти недуги могут обостряться или ослабляться под влиянием различных факторов окружающей среды; например, ослабле­ние слуха может проявляться в меньшей степени, если при­глушается посторонний шум. Кроме того, многие из этих не­дугов могут быть менее мучительными в результате своевре­менного изменения поведения: давление может понизиться благодаря соблюдению диеты, физическим упражнениям и лечению (Хиатт, 1981).

Что касается социальных ролей, то разрушение организма ограничивает возможности трудовой деятельности пожилых людей. Люди с ослабленным здоровьем не могут выполнять роли, требующие большой физической энергии или четкой координации движений. Но важно иметь в виду, что это относится не ко всем: ведь необязательно все должны нагружать Грузовики или ремонтировать часы.

 

Кроме того, следует по­мнить, что биологические факторы в какой-то мере зависят ОТ социальных. Если пожилых людей принято считать слабы­ми и зависимыми, то они склонны принимать это на веру и пяться от некоторых практически посильных для них ви­дов деятельности, например физического труда (Родин, Лан-гср, 1980).

ОБЩЕСТВО И ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

Рассмотрим особенности регулирования поведения на ос­нове социальных ожиданий, определяющих, что должны де­лать и чувствовать люди различного возраста. Другими сло­нами, поговорим о нормах, установленных обществом для различных возрастных групп.

Формальные возрастные нормы

Некоторые нормы являются формальными, или "офици­альными". Не положено голосовать в 17 лет, но это разреша­ется в 18. В большинстве штатов двадцатилетние молодые люди не имеют права покупать спиртные напитки, но это по­зволено им делать в 21 год. Работающим разрешено продол­жать свою трудовую деятельность до 65 лет (или 67 или 70). В дальнейшем обычно они уходят на пенсию. Наглядным при­мером формальных возрастных норм может служить переход школьников из одного класса в другой в соответствии с их возрастом (если их способности в основном не ниже и не вы­ше среднего возрастного уровня).

Неформальные возрастные нормы

Другие возрастные нормы менее четко определены. Точно не установлен возраст окончания школы, вступления в брак, рождения детей и начала трудовой деятельности. Однако в нашем обществе сложились вполне определенные представ­ления о том, когда должны происходить эти события (Нью-гартен, Лоуи, 1965). Например, предполагается, что после окончания средней школы (т.е. в возрасте примерно 18 лет) люди должны незамедлительно искать работу или продол­жать учебу в колледже. В самом деле исследования наводят на мысль, что существуют "социальные часы" или своего ро­да "расписание", подсказывающее людям, складывается ли.

13 635

их жизнь по общепринятой схеме. Вероятно, они чувствуют! тревогу, отстав от этого расписания. Иногда, чтобы "не от-| стать от других", они совершают трагические ошибки в своей] жизни (Ньюгартен, Датан, 1973). В последнее время многие! молодые люди (которым около 30 лет), поступившие на низ-1 кооплачиваемую работу (вначале она была для них частью] "альтернативного" образа жизни), стали ощущать тревогу и] присоединились к политическим программам, надеясь найти! более ответственные должности.

Представление о "социальном расписании" складывается [ под сильным воздействием возрастных норм. В социальных] стереотипах заложен глубокий смысл: если женщина не вы­шла замуж к определенному возрасту (например, к тридцати годам), над ней нависает необходимость как можно скорее] вступить в брак, чтобы не "остаться старой девой". Стереотип "бездельника", наверное, оказывает давление на мужчину, который не торопится выбрать для себя подходящую работу и создать семью. И когда нам говорят: "Ведите себя как поло-1 жено в вашем возрасте" - мы все (дети, подростки, взрослые) | чувствуем, что идём не в ногу со всеми и должны изменить своё поведение.

Возрастные стереотипы оказывают вредное воздействие на пожилых. Поскольку в старости люди вынуждены отказы-) ваться от многих привычных ролей, часто им бывает трудно) усваивать новые, менее определенные роли. Главная трудно- ] сть состоит в том, что пожилым людям приходится бороться с] множеством навязываемых им стереотипов поведения, якЫ соответствующих их возрасту. Опасность стереотипов связа-] на с тем, что люди часто воспринимают их как пророчества, сбывающиеся независимо от их воли. Например, миф о том,! что старые люди становятся бесполыми существами, вероят-1 но, мешает пожилым вести нормальную половую жизнь.) Алекс Камфорт (1974) высказал предположение: "Старые | люди прекращают половую жизнь по тем же причинам, по которым они перестают кататься на велосипеде - это связано | с их общей ослабленностью и боязнью выглядеть нелепыми, а не с тем,что они не могут ехать на велосипеде" (с.441).

Эти негативные стереотипы относительно пожилых людей часто необоснованны, но и молодые, и пожилые продолжают) считать их верными. Опрос, проведенный Луисом Хэррисом в 1975 г. (сравнивались точки зрения людей в возрасте от 18 до 64 лет, а также в возрасте 65 лет и старше), показал, что обе группы выразили общее мнение, что люди старше 65 лет не очень понятливы, их умственные способности ослаблены, они с трудом выполняют работу и не очень сильны физически и

уально. Когда их спросили о деятельности, осуществляе­мой пожилыми людьми, многие респонденты из обеих групп •чистили, что в старости люди малоподвижны. Однако это представление было опровергнуто данными об активном тру­де-, которым в действительности занимались пожилые (Этч--41,1980).

Таким образом, в нашем обществе существует система ожиданий, связанных с возрастом. Поскольку нормы и роли, установленные для различного возраста, по-разному вознаг­раждаются, существует возрастная стратификация. В систе­ме возрастной стратификации различные возрастные группы или слои получают различное вознаграждение. Мы уже озна­комились с этнической, расовой и половой стратификацией. IIо именно возрастная стратификация является единствен­ной, которая непосредственно касается всех нас.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗРАСТНОГО СЛОЯ

Каким образом складывается наше представление об эта­пах жизни и соответствующем поведении? Почему 18-летне-то человека считают тинэйджером, а в 21 год его называют из рослым? Когда средний возраст переходит в старость?

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Нам кажется естественным делить жизнь человека на не­сколько различных этапов: младенчество, детство, юность, молодость, средний возраст, старость. Но некоторые из этих "естественных" понятий сформировались совсем недавно. В обществах средневековой Европы с детьми обращались как со взрослыми, если они могли жить без постоянной опеки и при­смотра. В то время не существовало представления о детстве как отдельном жизненном этапе (Эриэс, 1965). До XVII в. слово "бой" (мальчик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, находящемуся в зависимом поло­жении (ему могло быть 5 или 50 лет). В языке отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Слово "ребенок было связано с родственными от­ношениями и не относилось к возрасту (Пламб, 1972).

Совсем недавно Нейл Постман (1982) выдвинул несколько сомнительную идею о том, что колесо истории совершило полный оборот и понятие детства снова "исчезает", но по другим причинам. Он считает, что под влиянием потока ин­формации по вопросам секса, смерти, болезней, денег и таких сложных психологических состояний, как депрессия, распро-

страняемых средствами массовой информации (особенно те­левидением), общество считает в настоящее время невозмож-ным "скрывать какие-либо сведения о жизни". По мнению Постмана, это способствует росту детской преступности, тен- I денции к ранней половой жизни и увеличению числа венери- 1 ческих заболеваний. Вероятно, идея об "исчезновении" де- ] тства является преувеличением, но тем не менее под влияни- I ем средств массовой информации разрушается представле- ] ние, что взрослые должны получать информацию о том, что происходит в мире, а детям кое о чем не положено сообщать.

Понятия о других этапах жизненного цикла "выдуманы"! относительно недавно. В колониальной период не придава­лось особого значения этапу, который мы называем юностью, а взрослый возраст не разделялся на отдельные стадии. Он продолжался до тех пор, пока человек не мог уже нормально работать из-за болезни или старческой немощи (Демос, ^ 1970). Пожилой возраст, в прошлом означавший йеспособ- ] ность работать наравне с другими, стал повсеместно ассоции- а роваться с выходом на пенсию. С 1930 г. в связи с массовым ] выходом на пенсию "пожилой возраст" стали отсчитывать с ] 65 лет, а иногда и с более раннего возраста, даже несмотря на способность большинства пенсионеров плодотворно трудить­ся.

Мы не знаем, почему в обществах "придуманы" отдельные этапы жизненного цикла. Однако, рассмотрев причины фор­мирования понятия юности в конце XIX - начале XX в., мож­но убедиться, что определенные социальные перемены, в осо­бенности промышленная революция, играли основную роль в этом процессе. В связи с индустриализацией наметилась тен­денция к разрушению двух довольно легких способов усвое­ния детьми ролей взрослых. Во-первых, речь идет о системе обучения ремеслам, при которой молодых людей подготавли­вали для роли взрослых в течение многих лет работы под кон­тролем опытных мастеров. Во-вторых, существовала система домашнего обслуживания, когда молодых слуг обучали слуги более опытные. В ходе индустриализации возникло много но­вых профессий, в какой-то мере вытеснивших ремесла и до­машнее обслуживание.

В начальный период промышленной революции дети сразу шли работать на фабрики и т.п. Но впоследствии детский труд был запрещен или по крайней мере рабочий день детей был ограничен. Образовался разрыв между детством и возра­стом, связанным с началом трудовой деятельности. Появи­лись опасения, что безделье молодых будет способствовать росту преступности. Вероятно, формирование понятия "юность" и обучение в средней школе, благодаря которому молодые люди чем-то заняты на этом этапе жизни, в какой-ю мере обусловлены социально-экономическими перемена­ми, вызванными индустриально-экономическими, т.е. инду-I гриализацией (Мазгрейв, 1965).

Таким образом, отнюдь не шляясь строго установленным этапом развития человека, юность - социально обусловленное понятие, возникшее в оп­ределенный исторический период.

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ЖИЗНЕННОГО ЭТАПА К ДРУГОМУ

В связи с формированием представлений о различных эта­пах жизненного цикла переход от одного этапа к другому час-го отмечался каким-то ритуалом или обрядом - например, младенческим обрезанием, крещением, конфирмацией или прикреплением "бармицы" (кольчужной сетки) к шлему во­ина в Древней Руси. В других обществах многие события так­же сопровождаются ритуалами. Например, при переходе к взрослому возрасту может состояться обряд испытания вы­носливости, связанный с обрезанием; также существует риту­ал посвящения в тайны половой жизни, осуществляемый пуб­лично и сопровождающийся торжественной церемонией. Бла-п>даря таким "переходным обрядам" человек усваивает но­вые роли, а окружающие изменяют своё отношение к нему. В большинстве западных индустриальных стран такие ритуалы го временем утратили свое значение.

Крестины и конфирмация соблюдаются не так строго, как когда-то, а церемония вступления в брак уже не является с толь формальной, как всегда было принято. Возрастает чис­ло людей, которые просто живут вместе, а вступающие в брак часто не соблюдают традиционных церемоний. Свадебные об­ряды совершают не только в церкви, а даже на пляжах, на вершинах гор; традиционные брачные обеты иногда заменя­ются клятвами в верности жениха и невесты. Другие важные изменения статуса отмечаются лишь незначительными риту­алами. Например, когда человек получает право голоса или водительские права, ему лишь равнодушно вручают докумен­ты, а часто их просто переправляют по почте.

Утрата ритуалов, слагавшихся в течение длительного вре­мени, вероятно, оказывает негативное воздействие на обще­ство. Обряды, сопровождающие переход от одного жизненно­го этапа к другому, осуществляют две функции. Они создают, хотя бы временно, социальную солидарность и придают зна­чимость некоторым изменениям в нашей жизни.

ТЕОРИИ СТАРЕНИЯ

В течение последнего десятилетия большое внимание уде­лялось предмету геронтологии, или изучению старости, что обусловленно главным образом огромным ростом числа по-] жилых людей среди населения раззитых стран. Существует несколько различных теорий старения.

ТЕОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Одной из самых противоречивых является теория осво­бождения. На основе исследования 275 жителей Канзас-Сити в возрасте от 50 до 90 лет Камминг и Генр (1961) предполо­жили, что в процессе старения люди пожилого возраста от-чуждаются от тех, кто моложе; кроме того, происходит про­цесс освобождения пожилых людей от социальных ролей -имеются в виду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также руководящие и ответственные роли. Этот процесс от­чуждения и освобождения обусловлен социальным контек­стом, в котором находятся пожилые люди. Его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограничен­ным возможностям и примирения с неизбежностью надвига­ющейся смерти. В некотором отношении пожилые люди чув­ствуют себя "свободнее", поскольку над ними не тяготеет не­обходимость трудиться и участвовать в жизни общества. Со­гласно теории освобождения, в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимае­мые ими должности в какой-то- момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продук­тивно.

ТЕОРИЯ АКТИВНОСТИ

Теория освобождения сразу же подверглась критике. Ее противники поставили под сомнение целесообразность "осво­бождения" пожилых и позитивное значение этого процесса для индивида и общества; они подчеркивали негативные по­следствия изоляции престарелых и даже называли ее бесче­ловечной. В настоящее время теория освобождения отвергну­та большинством геронтологов, так как в ней представлена слишком благополучная картина процесса старения. В значи­тельной мере ее вытеснила теория активности, сторонники которой утверждают, что, когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе; при этом ущемляется


I! во собственного достоинства. Для поддержки своего мо­ра чмюго духа и позитивного самосознания им следует не от­крываться от активной жизни, а, наоборот, заняться новой ^стельностью. Сторонники этой теории считают, что, про­должая исполнять активные, социально значимые роли и об­мыться с окружающими (например, работать на неполную

1. г.шку после ухода на пенсию или заниматься добровольной

2..(ицественной деятельностью), пожилые люди сохранят свое ■ и и хологическое спокойствие.

И общем на приспособление людей к старости в значитель­ной мере влияет характер их деятельности на ранних этапах + и.(ни. Если ко времени приближения старости человек овла-и< I множеством различных ролей, ему легче пережить утра-IV тех ролей, которые он исполнял в прошлом (Блау, 1973). Что касается психологического аспекта, то результаты иссле­дований, проводимых в течение 40 лет в Калифорнийском университете в Беркли, наводят на мысль, что люди, облада­ющие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30 с лишним лет, сохраняют жизнен­ную энергию и после 70 лет. Исследования выявили, что нарослые люди, склонные к депрессивному состоянию, стра­нам и консерватизму в 30 лет, проявляют тревогу до конца с воей жизни (Касади, 1977).

ТЕОРИЯ СУБКУЛЬТУРЫ

Арнольд Роуз (1965) считал, что люди легче выдерживают переход к старости, если они приобщаются к "субкультуре пожилых". Во 2-й главе мы определили субкультуру как со­вокупность своеобразных норм и ценностей, отличающихся от норм и ценностей, господствующих в обществе. Если по­жилым людям удается завести новых друзей и сохранить уже I ложившиеся дружеские связи, они способны к созданию та­кой субкультуры, и это помогает им сохранить чувство пси­хологической стабильности. Исследование, проведенное в жилищном комплексе для пожилых на западном побережье, показало, что его жители (главным образом пожилые вдовы) аавели новых друзей, существенно повлиявших на их даль­нейшую жизнь (Хохшильд, 1973).

По мнению Роуза, увеличение числа "поселков для пенси­онеров" и других жилищных комплексов для пожилых, а так­же учреждений для престарелых способствовало бы формиро­ванию самобытной субкультуры пожилых людей. Чувство принадлежности к определенной группе играет важную роль в любом возрасте, но оно особенно ценно, когда статусы, до стигнутые человеком в прошлом, ослаблены или утрачены. Возможность избежать изоляции благодаря приобщению к новой субкультуре может повысить самоуважение пожилого человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 555 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2230 - | 1969 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.