Лекции.Орг


Поиск:




Теория распределения материальных средств 2 страница




3. В области геронтологии (науки о старости) создано не­сколько теорий старения. Согласно теории освобождения, по мере того как люди становятся старше, происходит взаимное отчуждение между ними и людьми более молодого возраста, словно старики готовятся уйти из жизни. В то же время пожи­лые люди освобождаются от социальных ролей, главным об­разом связанных с их трудовой деятельностью. Другая точка зрения, представленная в теории активности, состоит в том, что, прекращая исполнять свои прежние роли, пожилые люди страдают от ощущения*утраты и чувства своей ненужности; при этом понижается их самоуважение. Согласно этой тео­рии, сохранение жизненной активности способствует улуч-

I шению морального состояния пожилых людей.

7. Сторонники теории субкультуры считают, что приобще­
ние к "субкультуре пожилых людей" помогает ее представи­
телям поддерживать свой психологический тонус. Согласно
точке зрения сторонников теории распределения материаль­
ных средств, пожилые люди представляют собой слой населе-

383


находящийся в неблагоприятном положении: они стра-из-за потери работы, уменьшения дохода и утраты тру-цоных навыков.

8. Среди перемен, обусловленных старением и требующих
>й психологической приспособленности, следует отме­
ни, возрастающую зависимость от других и утрату привыч-

ролей. Кроме того, пожилым людям приходится осваи-новые роли, сулящие лишь незначительное вознаграж­дение, к которым оки почти не подготовлены. Тяжелее всего приспосабливаются к новой жизни люди, потерявшие супру-|.|, и выходцы из этнических групп, в которых по традиции пожилые пользуются уважением.

9. Среди пожилых людей чаще возникают проблемы, свя-
шнные с физическими и психическими заболеваниями. Кро­
не того, они сталкиваются с серьезными экономическими
I рудностями. Этому способствует массовый уход на пенсию,
Н особенно неблагоприятном положении оказываются пожи­
лые женщины, негры, одинокие престарелые и те, кто прожи­
нает с чужими людьми, а также старики, живущие в сельской
местности. По разным причинам многие пожилые люди жи-
иут в домах, по своему качеству не достигающих установлен­
ного стандарта.

10. В США социальные программы помощи пожилым впер-
1ч.1С возникли только в 20-е годы, когда особенно обострилась
бедность среди престарелых. В последние десятилетия наблю­
далось небывалое увеличение численности групп, которые
борются за принятие законопроектов, отстаивающих интере­
сы пожилых, и влияют на общественное мнение. Одна из них,
под названием "Серые пантеры", призывает положить конец
дискриминации по возрастному принципу и создать возмож­
ности для полного участия пожилых во всех сферах амери­
канской жизни.


Раздел III СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Глава 13

СЕМЬЯ

В 1980 г. Бюро переписи населения обнаружило, что Сан-Франциско "по количеству одиноких людей" занял 1-е место среди городов США. Это значит, что среди 679 000 жителей города большинство (53 процента) живут в "нестандартных" семьях - в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками. В этом отношении Сан-Франциско занял ведущее место во всей стране. За ним следует Сиэтл, где чис­ло одиноких составляет 48 процентов, на третьем месте Ва­шингтон (округ Колумбия) - 45, затем Окленд - 44, Лос-Анд­желес - 39 и Нью-Йорк - 37 процентов. В целом 27 процентов американцев не имеют нормальной семьи.

Огромное число "нестандартных" семей в Сан-Франциско главным образом обусловлено тенденциями, оказывающими влияние на всю страну:

1. значительным увеличением числа разводов и разрывов;

2. ростом численности молодых людей, которые не торо­пятся или вовсе отказываются вступать в брак;

3. увеличением числа пожилых людей, живущих в одино­честве после смерти одного из супругов.

В то же время некоторые особенности Сан-Франциско по­могают объяснить исключительно большое число нестандарт­ных семей в этом городе. В Сан-Франциско, где издавна сло­жилось терпимое отношение к нетрадиционным образцам по­ведения (см. главу 7), проживает множество гомосексуали­стов, их примерно 100 000 человек, одна шестая часть всего населения города.

Сожительство гомосексуалистов, наверное, нельзя считать нормальной семейной жизнью независимо от того, живут ли они врозь или вместе. Предприниматели, учитывающие осо­бенности спроса на жилье в такой ситуации, вложили боль­шие средства в строительство кондоминиумов - жилищных комплексов, более удобных для тех, кто живет один или со


своим партнером, чем для семейных людей. Агенты.по прода­же недвижимости предлагают дома одиноким: "Чтобы купить дом необязательно состоять в браке...", а финансисты более охотно, чем прежде, предоставляют займы одиноким и ли­цам, не состоящим в родстве.

Кроме того, образ жизни "одиночек" и "не состоящих в браке", вероятно, способствует переселению семей в пригоро­ды. Бум кондоминиумов, по-видимому, лишает семейных людей возможностей приобрести удобные жилые дома.

В своей речи о "состоянии города" в 1982 г. мэр Сан-Фран­циско Диана Фейнстейн заявила: "Если мы намерены сохра­нить семьи в нашем городе, нужно удвоить усилия по обеспе­чению их удобным жильем и принять другие меры, чтобы их привлечь".

Каковы бы ни были причины того, что Сан-Франциско стал "городом одиноких", это привело к определенным по­следствиям. Изменился не только рынок жилья, получили толчок развитие ресторанного дела и создание новых куль­турных центров - одинокие люди и те, кто не состоит в браке, чаще питаются и проводят время вне дома, чем люди семей­ные (Хагер, 1982).

Тенденция к созданию нестандартных семей оказала влия­ние и на другой аспект жизни Сан-Франциско. В 1982 г. Со­нет инспекторов постановил предоставлять гомосексуали­стам-служащим отпуска по случаю смерти партнера и пре­дусмотрел для партнеров дешевые страховые полисы. В про­шлом эти льготы предоставлялись лишь сотрудникам, имею­щим семьи. Данная акция вызвала горячие споры - некоторые религиозные организации и медицинские учреждения высту­пили против этого решения, в.то время как члены общности тмосексуалистов и другие группы поддержали его. Поста­новление было отвергнуто мэром города, которая пыталась объяснить свою позицию не моральными причинами, а скорее неясностью и неправомочностью постановления. Тем не ме­нее некоторые обозреватели посчитали, что, наложив на него пето, мэр Сан-Франциско рисковала своей будущей полити­ческой карьерой.

Пример Сан-Франциско является скорее исключением, чем правилом, но в нем нашла яркое воплощение тенденция к распаду традиционной семьи, наблюдаемая во всей стране. Для более глубокого понимания этой тенденции начнем с анализа понятия "семья", членов которой связывает об­щность местожительства. Согласно данным переписи 1980 г., 1)1,5 процентов американцев живут в нормальных семьях, в ТО время как остальные проживают в студенческих общежи-


тиях и военных казармах, отбывают срок в тюрьмах или на- I ходятся в других "казенных" заведениях. Согласно переписи, I существует четкое различие между "стандартными" и "не-стандартными" семьями. "Стандартная" семья состоит из 1 двух или нескольких человек, связанных между собой кров- 1 ным родством, брачными узами или усыновлением. Наиболее 1 распространен тип семьи, включающей супружескую пару с I детьми или без детей. В "нестандартные" семьи входят два 1 или несколько человек любого пола, не являющиеся родст- ] венниками, а также люди, которые живут одни.

Хотя в США все еще преобладают традиционные семьи, наблюдается развитие новых форм семейной жизни и, по-ви- | димому, институт семьи подвергается сейчас радикальным изменениям.

В 1981 г. насчитывалось примерно 73 процента "стандарт- ] ных" и 27 процентов "нестандартных" семей. Но в 1970 г. эти 1 числа составляли соответственно 82 и 18 процентов., В тече­ние этого периода численность одиноких мужчин возросла на I 105 процентов, одиноких женщин - на 60 процентов. Кроме I того, значительно выросло число семей с одним родителем. В 1 1981 г. оно достигло 21 процента по сравнению с 10 процента­ми в 1970 г. С 1970 г. численность семей с одним родителем, 1 никогда не вступавшим в брак, возросла на 349 процентов, и это потрясающий факт! В то же время число семей с одним | разведенным или покинутым родителем увеличилось на Шя процентов (11.8. Вигеаи ог Ше Сепзиз, 1982).

Действительно, эти перемены кажутся невероятными. Они свидетельствуют о радикальных преобразованиях семейной 1 структуры, отношений между родителями и детьми, а также 1 интимных отношений вообще, происходящих в американском 1 обществе. Глубокая тревога о будущем семьи выражается в | средствах массовой информации; недавно один из обозревате- 1 лей прямо поставил вопрос о том, не придется ли нам в буду-.4 щем просто сказать: "Прощай, семья!" (Хэкер, 1982).

Мы рассмотрим эти тенденции дальше. Но вначале уясним некоторые различия в семейной структуре и основные прин- ^ ципы социологического исследования семьи.

РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ СЕМЬИ

Исходя из отличительных особенностей, выявленных Бюро переписи населения, мы можем определить семью как осно- \ ванное на кровном родстве, браке или усыновлении объедине­ние людей; связанных общностью быта и взаимной ответст­венностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в

 

одном доме. Даже предварительный обзор тенденций эволю­ции семьи в США показывает, что это определение охватыва-< I различные уклады семейной жизни. Например, в семье с одним родителем обычно мать работает вне дома, а дети вы­полняют домашние обязанности; в семьях с двумя родителя­ми один из них часто уходит на работу, в то время как другой мботится о детях.

Чтобы глубже осмыслить эти различия, рассмотрим три классических исследования семейной жизни в других обще-Ствах: в сельской местности Ирландии, на Тробриандских ос­тровах в южной части Тихого океана и в коллективных фер­мерских хозяйствах Израиля.

КРЕСТЬЯНСКИЕ СЕМЬИ В ЗАПАДНОЙ ИРЛАНДИИ

Эренсбург и Кимбалл (1948) изучали жизнь крестьян за­падной Ирландии. Они описали, что в крестьянских семьях (у шествуют писаные и неписаные брачные соглашения, опре-дсляющие экономическое положение, владение землей, род-(тненные связи и социальный статус людей. "Если родители живут достаточно долго, они получают пенсию по старости. Она предоставляется после того, как они передают свои фер­мы сыну или дочери. Это осуществляется также по случаю женитьбы сына. Отец оставляет для себя и своей жены комна­ту и возможность пользоваться кухней, их обеспечивают все­ми продуктами. Эти условия подробно обсуждаются в процес­се сватовства, и родители невесты охотно соглашаются, пони­мая, что речь идет о последнем этапе жизни фермеров. Если невестка получает надлежащие наставления от своей матери, ТО сразу же по прибытии в дом мужа Она тактично исполняет указания свекрови, которая по-прежнему чувствует себя В доме хозяйкой, словно капитан на корабле. Если бы невест­ка посмела ей перечить, ее ждало бы множество неприятно­стей" (с. 124).

На основе таких соглашений жена входила в семью мужа. Ферма, дом и предметы домашнего обихода передавались от отца к сыну. Пока отец был жив, он полностью управлял де­лами всей семьи. Например, когда местный уполномоченный по земельным вопросам распределял работу, она поручалась пожилым мужчинам, хотя на деле ее выполняли их сыновья. И день зарплаты "старики" приходили получать деньги, зара­ботанные сыновьями.

Отец руководил и другими сторонами жизни своих сыно­вей. "Мальчики" 45 и 50 лет осушали поля или продавали скот на ярмарке под руководством отца, который принимал


все решения. Как пожаловался один из мужчин, "пока старик жив, я вечно остаюсь мальчиком" (с.56). Но, несмотря на по­добные жалобы, вся система этих отношений была хорошо от­работана, "мальчики" и "девочки" успешно приспосаблива­лись к требованиям крестьянской семьи и справлялись со сво­ими обязанностями. С младенчества до 7 лет все дети находи­лись под постоянным присмотром матери, работавшей по до­му или в поле. Они чувствовали ее поддержку, заботу и лю­бовь. После первого причастия в возрасте 6-7 лет проводилось четкое разделение между мальчиками и девочками, что ока­зывало влияние на их жизненный опыт. Мальчики начинали работать на ферме вместе с отцами и старшими братьями. Де­вочки оставались дома со своими мамами или другими стар­шими женщинами — членами семьи. Их учили ухаживать за домашними животными, работать в саду и выполнять другие дела по дому. Молодые девушки и женщины выполняли эту работу под руководством старших.

Четкое разделение труда по половому и возрастному прин­ципам не изменялось и после вступления в брак. Отцы по-прежнему считали своих женатых сыновей "мальчиками", а замужние женщины обычно находились под контролем свек­рови. Брак также предусматривал обязанности супругов по отношению к другим родственникам. При вступлении в брак каждый из них брал на себя обязательства своего супруга или супруги по отношению к членам семьи или дальним родст­венникам. Согласно ирландскому обычаю "дружелюбия", де­тей посылали помочь родственникам собрать урожай или про­вести семейное торжество. Даже самые дальние родственники могли рассчитывать на кров и пищу. В то время как исполне­ние общепринятых традиций "дружелюбия" вознаграждалось похвалой, невыполнение обязанностей вызывало осуждение и часто наказывалось. "Вблизи Р. владелец небольшой фермы не обрабатывал свой огород; свекор был вынужден посылать картофель незадачливому зятю; в конце концов однажды ночью разгневанные родственники жены избили его в его соб­ственном доме" (с.77).

ЖИТЕЛИ ТРОБРИАНДСКИХ ОСТРОВОВ

Социологи часто обнаруживают, что поведение, вызываю­щее презрение в одном обществе, может считаться общепри­нятым среди носителей другой культуры. Ирландские ферме­ры, о которых шла речь, были бы потрясены, узнав, что среди жителей Тробриандских островов Новой Гвинеи супруги обычно рассчитывают на поддержку именно со стороны род-


сгвенников жены. В тробриандском обществе мужчина обыч­но женился на дочери сестры своего отца. Молодожены жили н поселке мужа, но поддерживали родственные связи глав­ным образом с членами семьи жены. Каждая семья получала половину или больше половины материальной помощи от брата жены. Отец, отдававший семье своей сестры основную часть своего имущества, знал, что око достанется ее дочери, которая выйдет замуж за его сына. Таким образом, как объяс­няет Малиновский (1929), имущество отца в конце концов переходило к его собственному сыну. Этот обычай гарантиро­вал также, что в пожилом возрасте отец мог рассчитывать на помощь сына и его жены.

В отличие от ирландского фермера, всю жизнь полновласт­но руководившего своими сыновьями, муж в тробриандской семье не контролировал детей. Их воспитанием занимался главным образом дядя со стороны матери, он имел также пра­во требовать их помощи во многих делах. Тем не менее отцы принимали участие в жизни своих детей. Они заботились о младенцах - кормили, купали, выходили с ними гулять. Дети часто привязывались к отцам,.хотя не ощущали с ними кров­ной связи, а скорее понимали, что те состоят в браке с их ма­терью.

Жители островов глубоко верили, что муж не связан био­логически с детьми своей жены. По их убеждению, беремен­ность происходит лишь по одной причине: дух-родственник замужней женщины вселяет в ее тело духа-ребенка. Кенкель (1971) объясняет это следующим образом: "Жители Тробри-андских островов вступали в контакт с иностранцами, и им известна "болтовня миссионеров", утверждавших, что зача­тие происходит в результате полового сношения и мужчина играет важную роль в продолжении рода. Они считают эту "теорию" совершенно бессмысленной и приводят вполне убе­дительные, но не всегда логически обоснованные доводы, до­казывающие ее полную нелепость. Например, упоминалось несколько случаев, когда мужа не было дома более года, и, вернувшись, он находил в доме новорожденного младенца. Вместо того чтобы обвинить жен в измене, считавшейся среди жителей островов серьезным преступлением, мужья искренне радовались, что боги-духи посетили дом в период их отсутст­вия. Один муж, оказавшийся в такой ситуации, считал это веским доказательством того, что половые сношения абсо­лютно не связаны с рождением детей!" (с.85).


КИБУТЦИЗМ В ИЗРАИЛЕ

Структура семьи, распространенная среди жителей и ильских коллективных хозяйств (кибутц), существенно оН личается от семейной структуры обществ, о которых мы гон Л рили. Кибутцизм основан на убеждении, что для достижения подлинного социализма необходимо уничтожить час гну к» | собственность и связанные с ней институты, в частности нукч леар'ную семью. Таким образом, создание кибутц представлЯ ет собой социальный эксперимент, в котором, помимо все Л прочего, сделана попытка ослабить влияние нуклеарпой семьи.

Мужчины и женщины трудятся на благо кибутца и получД ют за это жилье, пищу, одежду, социальные услуги и помощь в воспитании детей. С самого рождения дети спят, едят и учатся в так называемых детских домах. Хотя в выход дни и каникулы они встречаются с родителями, братьями И сестрами, их воспитанием занимается кибутц. О них заботя I ся воспитатели и учителя, назначаемые кибутцем. Кроме то«1 го, дети тесно общаются между собой и оказывают друг д| эмоциональную поддержку. "С самого раннего детства они приучаются самостоятельно взаимодействовать друг с дру­гом, если присмотр со стороны взрослых незначительный или полностью отсутствует. Если ребенку ночью становитш страшно или он заболевает, о нем заботятся другие дети I разговаривают с ним, дают ему выпить воды, и в конце кон цов малыш успокаивается... Очень скоро ребенок перестает просыпаться среди ночи, чувствуя себя в полной безопасное ти с другими детьми" (Шлесингер, 1972. С.308).

Хотя жизнь в кибутце, быть может, не столько идеальна, но в коллективе ребенок в большей мере обретает эмоцио­нальную защищенность, чем в нуклеарной семье. Кроме тот, в кибутце дети и их родители хорошо обеспечены материаль­но, так как кибутц полностью удовлетворяет их основные по­требности. Пожилые члены кибутца также обеспечиваются. Поощряется их трудовая деятельность в старости, в то же время в период болезни и нетрудоспособности они получаю! материальную и медицинскую помощь.

Поскольку кибутц осуществляет многие функции семьи, вступление в брак может показаться малопривлекательным. Однако взрослые члены кибутца считают его важным факто ром в устройстве интимной жизни. На его основе регул и ру ются половые отношения, и, конечно, в результате брак л рождаются дети, которые высоко ценятся жителями кибутца. Поэтому неудивительно, что обычно в возрасте двадцати < лишним лет они женятся, вскоре имеют детей и долго живут


имеете. Разводы и измены случаются редко. -Родители прояв­им ют нежность к детям, которые им отвечают тем же. Как от­мечает Шлесингер (1972), в кибутце почти все считается об­щим, но личные отношения между родителями и детьми весь­ма ценятся.

Хотя жизнь в кибутце может показаться идеальной, мно­гие оттуда уезжают, стремясь кайти свое место во внешнем мире. На ранних этапах кибутцизма университетское образо­вание и доходы от частного предпринимательства не обладали столь притягательной силой. Чтобы преодолеть эту тенден­цию, в кибутцах стали создавать дополнительные удобства и и большей мере учитывать личные желания людей. Напри­мер, хотя централизованное воспитание детей все еще явля­ется нормой, несколько групп, оказав давление на парла­мент, добились осуществления мер, способствующих более активному участию родителей в воспитании детей.

РАЗМЕРЫСЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ

Получив некоторое представление о семейной жизни в сельской местности Ирландии, на Тробриандских островах и в израильских кибутцах, мы можем судить лишь о трех из множества семейных структур. Однако социологи и антропо­логи ввели ряд параметров, на основе которых можно сравни­вать различные семейные структуры. Это дает возможность делать обобщения о многих обществах. В этом разделе мы рассмотрим шесть параметров. Относительная частота рас­пространения различных семейных укладов приведена в табл. 13-1.

ФОРМА СЕМЬИ

Термин "родство" означает совокупность социальных от­ношений, основанных на некоторых факторах. К ним отно­сятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей сис­теме родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры.

Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и дегей, которые от них зависят. Многим американцам этот тип семьи кажется естественным.

Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родствен­ников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществ нукле-


арная семья считается важным, а может быть, и основным со­циальным объединением. Однако наблюдаются существенные различия в оценке роли расширенной семьи как основы раз­вития социальных отношений и гаранта взаимной помощи и поддержки.

ФОРМА БРАКА

Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских ост­ровов и членов израильского кибутца существовала одна ос­новная форма брака. Речь идет о моногамии - браке между одним мужчиной и одной женщиной. Однако имеются сведе­ния о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называ­ется полигинией; брак между одной женщиной и нескольки­ми мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак - между несколькими муж­чинами и несколькими женщинами.

Наверное, вы с удивлением узнаете, что в большинстве об­ществ отдается предпочтение полигинии. Джордж Мэрдок (1949) исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния, в 40 преобладала моногамия и лишь в двух наблюдалась полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин со­ставляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широко­го распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих несколько жен.

Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не 1 другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали зна­чение экономических факторов в определенных обществах. Например, распространение полигинии среди оленеводов-чукчей в Северо-Восточной Сибири объясняется необходимо­стью пасти каждое стадо оленей отдельно и для каждого стада нужен пастух. Считается, что мужчине, пасущему каждое стадо, необходимо несколько жен. Еще один пример. В Тибе­те земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену (Кенкель, 1977).


Таблица 13-1. Семейная структура в различных обществах

 

Структурные параметры Число обществ, где преобла­дает этот обычай
Форма семьи  
11уклеарная  
Расширенная 92*
Форма брака  
Моногамия  
Полигиния  
11олиандрия  
Предпочитаемый партнер Экзогамия  
Эндогамия  
Выбор местожительства  
Матрилокальный  
Патрилокальный  
Неолокальный  
Родословная и наследование имущества  
По женской линии  
По мужской " По обеим линиям  
* Эти обобщенные данные различны для каждой категории, поскольку возможности их получения неодинаковы.

Разумеется, экономические факторы лишь частично объ­ясняют своеобразие тех или иных форм семьи. Важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. Аналогичным образом среди жителей племени тодасов в юж­ной Индии (где сокращалось число женщин, поскольку суще­ствовал обычай убивать родившихся девочек) также практи­ковалась так называемая братская полиандрия (братья имели общую жену). Британские колонизаторы положили конец практике детоубийства, и численность женщин среди тодасов стала быстро возрастать. Однако парные браки так и не пол­учили распространения среди тодасов. Вместо этого братья, которые раньше имели бы одну общую жену, стали заводить несколько общих жен. Таким образом в обществе тодасов на­метилась редко наблюдаемая тенденция к групповому браку. 399


ТИПЫ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой (например, крестьянские семьи в Ирландии), являются патриархальными. Этот термин обоз­начает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным в Таиланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и многих других странах. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. Даже у жителей Тробриандских островов, где наследство передается по женской линии, жены не имеют власти над своими мужьями. Во многих семьях в патриар­хальных обществах женщина приобретает неформальную власть, но это не является нормой.

В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обус­ловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влия­ние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ ПАРТНЕР

Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзога­мии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предпи­сывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложив­шейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии явля­ется запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близ­кими кровными родственниками. Почти во всех обществах это правило касается отношений между ребенком и родите­лем, а также родными братом и сестрой. Во многих обществах оно относится даже к двоюродным братьям и сестрам и дру­гим близким родственникам. Запрет кровосмешения не явля­ется всеобщим несмотря на широкую распространенность. Браки между братьями и сестрами поощрялись в семье фара­онов в Древнем Египте.

Почему запрет кровосмешения так широко распространен? Этот вопрос является предметом горячих споров. Некоторые исследователи высказали предположение, что людям свойст­венно отвращение к кровосмешению. Другие считают, что издавна люди осознавали опасность генетических последст­вий инцеста. Третьи подчеркивали, что правила, запрещаю-

В США большинство из них предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, ново­брачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. Как мы уже упоминали, со­гласно обычаям ирландских крестьян, молодая жена входит в семью мужа, и оказывается под властью свекрови. В обще­ствах, где нормой является матрилокальное местожительства и молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

Неолокальное местожительство, считающееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мэрдоком (1949), молодожены переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой в обществах, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин.

РОДОСЛОВНАЯ И НАСЛЕДОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА

Если бы человеку удалось подсчитать всех людей, с которыми он связан кровным родством (включая предков и самых дальних родственников), этот список был бы огромен. Прави- ла определения родословной сокращают этот список и указывают, какие родственники играют важную роль в вашей жизни. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии. Как считается в сельской местности Ирландии, основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. Хотя жена в какой-то мере поддерживает отношения со своими родственниками и ее ребенок в какой-то мере наследует ее гены, дети становятся членами семьи мужа.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 312 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

780 - | 751 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.