Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность и основные задачи педагогического воздействия




 

своей практической и научной педагогической дея­тельности А. С. Макаренко исходил из того, что «че­ловек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социаль­ный в самом широком смысле... Со всем сложнейшим ми­ром окружающей действительности ребенок входит в бес­конечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, ус­ложняется физическим и нравственным ростом самого ре­бенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя»1.

Задача, следовательно, состоит в том, чтобы организо­вать всю жизнь детей педагогически целесообразно, т. е. так, чтобы каждый элемент детской жизни наряду с удо­влетворением определенных жизненных потребностей был бы в то же время средством воспитания тех или иных человеческих качеств, а вся жизнь детей в целом была бы определенной, соответствующей воспитательным целям, системой воспитания детей, воспитывающей школой.

Такую педагогически целесообразную организацию дет­ской жизни Макаренко и называл воспитательным кол* лективом.

Воспитательный коллектив — это научная система ор­ганизации коммунистически воспитывающей детской жиз­ни в социалистическом обществе.


Значение такого коллектива заключается, во-первых, в том, что дети, живя целесообразно организованной жизнью, овладевают основами науки и социалистического производства,, вырабатывают коммунистические взгляды, нормы, традиции и привычки. Так молодое поколение при­общается к самой высокой культуре, выходит в процессе своего воспитания на самые передовые рубежи жизни и, становясь на плечи предшествующих поколений, вполне подготовленное и целеустремленное, уверенно берет в свои руки судьбы общества. Вот в чем основной смысл такой системы воспитания и основная педагогическая роль вос­питательного коллектива.

Во-вторых, воспитательный коллектив дает в руки пе­дагога такое исключительное по силе воздействия воспи­тательное средство, как общественное мнение. Обществен­ное мнение такого коллектива становится самым мощным фактором, регулирующим и стимулирующим все поведение, жизнь, а следовательно, и воспитание каждого отдельного члена коллектива в соответствии с теми основными путя­ми, по которым развивается коллектив.

Наконец, его значение состоит и в том, что на основе опыта отношений каждого воспитанника с коллективом и коллектива со всем обществом у детей формируются не­обходимые советскому человеку навыки и взгляды ком­мунистического отношения к обществу, к общественным интересам, понимание своего положения в обществе, сво­ей судьбы, личных перспектив и счастья как производных от перспектив и счастья всего общества.

Таким образом, система воспитания, организованного как жизнь и деятельность воспитательного коллектива, разрешает все основные проблемы коммунистического вос­питания всесторонне развитой личности.

«Создание правильного коллектива, создание правиль­ного влияния коллектива на личность»1 —таков, по Мака­ренко, основной путь нашей воспитательной работы.

Воспитательный коллектив как коммунистически вос­питывающая школа строится на подчинении всей жизни и деятельности детей целям коммунистического воспита­ния. На протяжении ряда лет дети систематически уп­ражняются в специально с педагогическими целями со­зданной жизни и становятся, таким образом, полноцен­ными участниками коммунистического строительства. При


 


1 Макаренко А. С. Книга для родителей//Пед. соч.; В 8 т.-~М.: Педагогика, 1985. — Т. 5. — С. 14.


1 Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами/УПед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1983.— Т. 1. — С. 140.


этом и содержание жизни и деятельности детей (учение, труд, общественная деятельность и т. д.), и организация жизни коллектива — та система отношений, участниками которых являются дети,— все это возлагает на них ряд сложных и трудных обязанностей, требует от детей боль­ших усилий для беспрерывного поступательного развития своих духовных и физических сил.

Здесь и возникает основное педагогическое противоре­чие: с одной стороны, трудные обязанности детей, выте­кающие из целей коммунистического воспитания, с дру­гой—отсутствие опыта у детей, активного стремления к борьбе с трудностями, к выполнению трудных обязан­ностей, и даже сопротивление им, стремление к более лег­кому, простому и развлекательному в жизни. Разрешить это противоречие, т. е. объединить интересы сегодняшней жизни детей и задачи воспитательной работы, вызвать ак­тивное стремление самих детей к выполнению своих труд­ных обязанностей — в этом и заключается проблема пе­дагогического воздействия.

Основной принцип методики педагогического воздейст­вия, или методики организации детской жизни, что в по­нимании А. С. Макаренко одно и то же, выражен им во «Флагах на башнях» так: «Старое цепко держалось на земле, и Захаров то и дело сбрасывал с себя отжившие предрассудки. Только недавно он сам освободился от са­мого главного «педагогического порока»: убеждения, что дети есть только объект воспитания. Нет, дети — это жи­вые жизни, и жизни прекрасные, и поэтому нужно отно­ситься к ним, как к товарищам и гражданам, нужно ви­деть и уважать их права и обязанности, право на радость и обязанность ответственности»1.

Педагогически целесообразная организация всей жиз­недеятельности детей и включение их в активное выпол­нение своих обязанностей составляют по существу основ­ную задачу педагогического воздействия.

Но не всякое выполнение детьми своих обязанностей, хотя и вытекающих из целей коммунистического воспи­тания, является коммунистически воспитывающим. Если, например, основным методом вовлечения детей в выпол­нение своих обязанностей будет принуждение, а стиму­лом их деятельности станет страх, то ясно, что и резуль­таты воспитания не будут соответствовать целям комму-

] Макаренко Л. С. Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т 6.— С. 100.


нистического воспитания. Важно не только содержание, важны и характер детской деятельности, ее стимулы и мотивы.

Педагогический опыт А. С. Макаренко показывает, что единственно возможным и правильным решением основ­ной задачи педагогического воздействия в наших усло­виях является превращение скучного, нудного, серого, ничего по существу не давшего и не дающего уговарива­ния, распекания, сюсюканья, парного морализирования, чем нередко характеризуется и сегодня воспитательная работа в школе, в организацию творческой, трудовой, ра­достной, красивой и целеустремленной жизни и деятель­ности детей.

Смысл опыта А. С. Макаренко, да и всего дела ком­мунистического воспитания, сводится к тому, чтобы пре­вратить сложные и трудные обязанности детей, которые предъявляются им задачами коммунистического воспита­ния в интересах их будущего и будущего всего общества, в источник и условие детской радости и в стимул их жиз­недеятельности.

В этом сущность методики воспитательной работы и в этом сущность настоящего мастерства педагогов.

Исходя из этого, А. С. Макаренко разработал новые, присущие только системе коммунистического воспитания методы «включения» детей в выполнение своих обязан­ностей, или, иными словами, новые методы педагогическо­го воздействия.

Все они так или иначе непосредственно основываются на принципах коммунистической морали и находят свое конкретное воплощение в целях, задачах и результатах воспитательной работы.

Таким образом, методы педагогического воздействия являются не только средствами «включения» детей в активное выполнение своих обязанностей, но и вместе с тем они пронизывают всю жизнь детей, придавая ей определенный характер.

Реализуясь в обычной жизни и деятельности детей как нормы и формы их нравственных отношений в процессе воспитания, методы педагогического воздействия явля­ются теми «снарядами», упражняясь на которых дети воспитывают в себе определенные черты характера, убеждения, навыки поведения, соответствующие прин­ципам и нормам передового социалистического коллек­тива.


 


По



ЭСТЕТИКА ВОСПИТАНИЯ

Назначение методики педагогического воздействия со­стоит в том, чтобы сделать стимулами поведения детей идеалы коммунизма, его основные нравственные принци­пы и, таким образом, придать всей жизни детей опреде­ленный характер. Воплощение основных принципов ком­мунистической морали в соответствующей организации жизни советских детей и составляет эстетику воспитания — одно из оснований методики педагогического воздействия.

«Надо, чтобы все дело воспитания, образования и уче­ния современной молодежи,— учит Владимир Ильич Ле­нин, — было воспитанием в ней коммунистической мора­ли»1. Поэтому А. С. Макаренко в разработке вопросов эс­тетики воспитания исходит из учения о коммунистическом поведении людей, из основного положения коммунисти­ческой морали — «в основе коммунистической нравствен­ности лежит борьба за укрепление и завершение комму­низма»2. Следовательно, задача практической педагогичес- кой деятельности состоит в том, чтобы сделать эту борьбу основным содержанием жизни детей, подчинить задачам этой борьбы все их поведение.

Участие детей в борьбе за коммунизм наделяет их правом большой ответственности, предъявляет им высо­кие требования, в которых заложено огромное уважение и доверие к детям. «У нас к личности предъявляются глу­бокие, основательные и общие требования, ~— говорит Ма­каренко,— но, с другой стороны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиально отличное уваже­ние. Это соединение требований к личности и уважения к ней не две разные вещи, а одно и то же. И наши тре­бования, предъявляемые к личности, выражают и ува­жение к ее силам и возможностям, и в нашем уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности. Это уважение не к чему-то внешнему, вне общества стоящему, к приятному и красивому. Это ува­жение к товарищам, участвовавшим в нашем общем тру­де, в нашей общей работе, это уважение к деятелю»3.

Вот это сочетание требования и уважения к детям должно пронизывать всю жизнь воспитательного коллек-

1 Ленин В. И. Задачи союзов молодежи//Полн. собр. соч.—
Т. 4*. —С. 309.

2 Там же.— С. 313.

3 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.—Т. 4.— С. 150.


тива, являясь одним из руководящих принципов методики педагогического воздействия. В этом сочетании уважения и требования и находит свое выражение социалистический гуманизм, так как требования, основанные на уважении, не подавляют личность, а, наоборот, поднимают ее до уровня великих созидательных задач советского народа. А это делает жизнь детей полнокровной, радостной, кра­сивой. «Молодежь всегда красива, если она правильно воспитывается, правильно живет, правильно работает, пра­вильно радуется»1.

Таким образом, эстетика нашей жизни — это естествен­ное следствие нашего строя, наших общественных отно­шений, нашей нравственности, наших гражданских обязан­ностей.

В этой жизни Макаренко видел не только ее внешнюю красоту, не только проявления внешней красоты челове­ческого поведения. Он понимал и видел красоту внутрен­нюю, заключающуюся в совершенстве и благородстве че­ловеческого поступка и поведения в целом, и не только отдельного человека, а главным образом — организован­ного целеустремленного коммунистического коллектива.

Критики не раз упрекали Макаренко, что у него и в «Педагогической поэме» и особенно во «Флагах на баш­нях» все уж очень красивое: и обстановка, и жизнь, и сами ребята. Это нереально, говорили они, этого «не мо­жет быть». Но дело в том, что эти критики явно не дорос­ли до макаренковского понимания эстетики жизни. Совер­шенная, коммунистически воспитывающая жизнь детей, организованная Антоном Семеновичем, делала их дейст­вительно красивыми, и в первую очередь внутренней кра­сотой человеческого совершенства и благородства. Эта красота приобретает новое, высшее качество, и блещет она исключительно ярко и сильно, когда ею наделен не один человек, а организованный коллектив.

Макаренко хорошо понимал, высоко ценил, своевре­менно подмечал высшую человеческую красоту и утверж­дал ее в детском коллективе, не противопоставляя внут­ренней красоте внешнее ее выражение. Наоборот, он ви­дел, их только в единстве как две стороны одной сущнос­ти, дополняющие друг друга и делающие эстетическое удовлетворение максимально полным и ценным.

А. С. Макаренко видел и ощущал красоту жизни не

1 Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта//Пед. соч.: В 8'■т.—М.: Педагогика, 1984.—Т. 4.—С. 231.


 



8 Заказ 3923



 
 

8*

только в ее настоящем. Антон Семенович был мечтате­лем в лучшем, в ленинском смысле этого слова, поэтому он видел и красоту будущего, красоту завтрашнего дня, и это позволяло ему особенно остро ощущать и глубоко осознавать радость сегодняшней жизни.

«Ведь наше счастье, — писал А. С. Макаренко, — уже в том, что мы не видим разжиревших пауков на наших улицах, не видим их чванства и жестокости... не видим ограбленных, искалеченных злобой масс, не знаем бес­просветных, безымянных биографий. Но счастье еще и в том, что и завтра мы не увидим их, счастье в просторах обеззараженных наших перспектив.

...Мы научились быть счастливыми в работе, в твор­честве, в победе, в борьбе. Мы познакомились с радостью человеческого единения, без поправок и исключений, выз­ванных соседством богача. Мы научились быть счастли­выми в знании, потому что знание перестало быть при­вилегией грабителей. Мы научились быть счастливыми в отдыхе, потому что мы не видим рядом с собой празд­ности, захватившей монополию отдыха. Мы научились быть счастливыми в ощущении нашей страны, потому что теперь это страна наша, а не нашего хозяина. Мы знаем теперь, какая красота и радость заключаются в дисцип­лине, потому что наша дисциплина — это закон свобод­ного движения, а не закон своеволия поработителей»1.

Проникая в жизнь детского коллектива, эти новые, коммунистические нормы человеческих отношений стано­вятся эстетикой жизни детей, стимулами и мотивами их деятельности и поведения.

Эти важные пружины советской жизни правильно под­метил, выявил и использовал А. С. Макаренко. Он понял, что в наших социалистических условиях ничто не мешает развернуть эти «пружины» человеческого поведения и ис­пользовать их для организации радостной, красивой и целеустремленной детской жизни, для коммунистического воспитания детей.

Отсюда ясно, что эстетикой жизни Л. С, Макаренко прев­ращал трудовую и напряженную жизнь детей, какая толь­ко и может быть коммунистически воспитывающей жизнью, в радость и счастье; трудные обязанности детей, вытекаю-щие из целей коммунистического воспитания,в наслаж­дение и стимулы их радостной и целеустремленной жыз-

1 Макаренко А. С. Счастье//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 7. —С. 95—96.


недеятельности, создавая таким образом детям полнокров­ную счастливую жизнь и воспитывая их передовыми людь­ми нашего времени.

На этой основе и строит А. С. Макаренко методику педагогического воздействия.

В педагогическом опыте А. С. Макаренко наиболее полно раскрыто применение следующих основных методов педагогического воздействия:

метода требования;

метода детской радости;

метода завтрашней радости, или «системы перспектив-линий»;

метода общественного мнения;.

методики непосредственного воздействия педагога; > '"

метода наказания.

Все эти методы, каждый по-своему, организуют, направ­ляют жизнь детского коллектива. Они мобилизуют детей на выполнение своих обязанностей, содействуют росту всего нового и ценного в жизни коллектива, тормозят и исключают вредные, нежелательные формы детской жиз­недеятельности. Являясь педагогическими средствами ут­верждения в детском коллективе принципов коммунисти­ческой морали, все они стимулируют самих детей на пра­вильную и сознательную организацию своей жизни.

Основными принципами применения и использования методов педагогического воздействия являются: 1) их со­ответствие целям коммунистического воспитания, т. е. пе­дагогическая целесообразность как в данных конкретных условиях, так и в воспитательной работе в целому 2) це­лесообразность методов как системы, как цельной мето­дики.

ТРЕБОВАНИЕ

Исходным методом педагогического воздействия в опы­те А. С. Макаренко является требование. Антон Семено­вич говорит, что сколько-нибудь серьезная воспитательная работа немыслима без требования к детям. Нельзя ни создать воспитательный коллектив, ни утвердить дисцип­лину в нем, если нет требования к детям — ясного, четко­го, определенного и авторитетного.

Что и как требовать?

На первый взгляд это вопрос праздный, но на самом деле это важнейший и принципиальный вопрос.


Если мы просто предъявим детям перечень их обязан­ностей и будем требовать их выполнения, то это будет абсурдом.

Дети никогда не в состоянии будут выполнить эти обя­занности, и требование превратится в размахивание ру­ками. Дети не в состоянии сами организовать условия вы­полнения своих обязанностей, — это задача педагогов. И потому, говорит Макаренко, следует добиваться от детей, предъявляя к ним требования, только одного — подчине­ния воле педагогов, а когда создан коллектив, — воле кол­лектива. Больше ничего требовать нельзя. Задача педа­гога и коллектива — на основе подчинения детей их воле «включить» детей в выполнение своих обязанностей, соз­дав для этого необходимые условия.

Отсюда первоочередная задача в организации требо­вания— подготовка его.

Требование должно осуществляться настойчиво и по­следовательно до конца. Иногда бывает, говорит Мака­ренко, достаточно решительно заявленного, негнущегося требования, чтобы дети подчинились и действовали так, как вы хотите, но это бывает редко.

Чаще бывает, что такого требования оказывается- не­достаточно. Требование нужно подготовить и выразить всеми имеющимися в распоряжении педагога средствами.. Метод требования реализуется в практике, во-первых, путем непосредственного, решительного, безапелляционно­го требования и, во-вторых, — «обходными путями». Конк­ретные обстоятельства определяют в каждом отдельном случае выбор пути осуществления требования.

Очень показательны в этом плане описанные в «Педа­гогической поэме» случаи с Опришко, Семеном Караба-новым и Марусей Левченко.

Рассмотрим их.

Случай с Опришко (Опришко был во всех отношени­ях героической личностью...).

Из коллектора он ни за что не хотел отправляться в колонию, и мне пришлось лично ехать за ним. Он встретил меня, лежа на кровати, презрительным взглядом:

— Пошли вы к черту, никуда я не поеду!

Меня предупредили о его героических достоинствах, и поэтому я с ним заговорил очень подходящим тоном:

— Мне очень неприятно вас беспокоить, сэр, но я принужден
исполнить свой долг и очень прошу вас занять место в приготов­
ленном для вас экипаже.

Опришко был сначала поражен моим «галантерейным обраще-


нием» и даже поднялся с кровати, но потом прежний каприз взял в нем верх, и он снова опустил голову на подушку.

— Сказал, что не поеду!.. И годи!

—- В таком случае, уважаемый сэр, я, к великому сожалению, принужден буду применить к вам силу.

Опришко поднял с подушки кудрявую голову и посмотрел на меня с неподдельным удивлением:

-—Смотри ты, откуда такой взялся? Так меня и легко взять силой!

— Имейте в виду...

Я усилил нажим в голосе и уже прибавил к нему оттенок иро­нии:

-«- дорогой Опришко... И вдруг заорал на него:

— Ну, собирайся, какого черта развалился! Вставай, тебе го­
ворят!

Он сорвался с постели и бросился к окну:

— Ей-богу, в окно выпрыгну!
Я сказал ему с презрением:

— Или прыгай немедленно в окно, или отправляйся на воз —
мне с тобой волынить некогда.

Мы были на третьем этаже, поэтому Опришко засмеялся весело
и открыто. ■

— Вот причепились!.. Ну, что ты скажешь? Вы заведующий ко­лонией Горького?

— Да.

— Ну, так бы и сказали! Давно б поехали.
Он энергично бросился собираться в дорогу4.

Это — типичный пример «неожиданно» подготовленно­го, прямого и непосредственного требования.

Случай с Семеном Карабановым (Семен Карабанов до прихода в колонию имел солидное «правонарушитель-ское» прошлое).

Я позвал Семена и сказал просто:., „

— Вот доверенность. Получишь в финотделе пятьсот руолеи.
Семен открыл рот и глаза, побледнел и посерел, неловко ска­
зал:

— Пятьсот рублей? И что?

— И больше ничего, — ответил я, заглядывая в ящик стола, — привезешь их мне,

— Ехать верхом?

— Верхом, конечно. Вот револьвер на всякий случай,

Я передал Семену тот самый револьвер, который осенью вы­тащил из-за пояса Митягина, с теми же тремя патронами. Караба­нов машинально взял револьвер в руки, дико посмотрел на него, быстрым движением сунул в карман и, ничего больше не сказав, вышел из комнаты. Через десять минут я услышал треск подков по мостовой: мимо моего окна карьером пролетел всадник. _

Перед вечером Семен вошел в кабинет, подпоясанный, в корот-

1 Макаренко Л. С. Пед. соч.: В 8 т. — М: Педагогика, 1984.— Т. 3. —С. 99— 100.


ком полушубке кузнеца, стройный и тонкий, но сумрачный. Он мол­ча выложил на стол пачку кредиток и револьвер.

Я взял пачку в руки и спросил самым безразличным и невыра­зительным голосом, на какой только был способен:

— Ты считал?

— Считал.

Я небрежно бросил пачку в ящик.

— Спасибо, что потрудился. Иди обедать.

Карабанов для чего-то передвинул слева направо пояс на по­лушубке, метнулся по комнате, но сказал тихо:

— Добре.
И вышел.

Прошло две недели. Семен, встречаясь со мной, здоровался не­сколько угрюмо, как будто меня стеснялся.

Так же угрюмо он выслушал мое новое приказание:

— Поезжай, получи две тысячи рублей.

Он долго и негодующе смотрел на меня, засовывая в карман браунинг, потом сказал, подчеркивая каждое слово:

— Две тысячи? А если я не привезу денег?
Я сорвался с места и заорал на него:

— Пожалуйста, без идиотских разговоров! Тебе дают поруче­
ние, ступай и»сделай. Нечего «психологию» разыгрывать!

Карабанов дернул плечом и прошептал неопределенно:

— Ну, что ж...

Привезя деньги, он пристал ко мне:

— Посчитайте.

— Зачем?

— Посчитайте, я вас прошу!

— Да ведь ты считал?

—- Посчитайте, я вам кажу.

— Отстань!

Он схватил себя за горло, как будто его что-то душило, потом рванул воротник и зашатался.

— Вьг надо мною издеваетесь! Не может быть, чтобы вы мне
так доверяли. Не может быть! Чуете? Не может быть! Вы нарочно рис­
куете, я знаю, нарочно...

Он задохнулся и сел на стул.

— Мне приходится дорого платить за твою услугу.

— Чем платить? — рванулся Семен.

— А вот наблюдать твою истерику.

Семен схватился за подоконник и прорычал:

— Антон Семенович!

— Ну, чего ты? — уже немного испугался я.

— Если бы вы знали! Если бы вы только знали! Я ото дорогою скакав и думаю: хоть бы бог был на свете. Хоть бы бог послал кого-нибудь, чтоб ото лесом кто-нибудь набросился на меня... Пусть бы десяток, чи там сколько.., я не знаю. Я стрелял бы, зубами ку­сав бы, рвал, как собака, аж пока убили бы... И знаете, чуть не плачу. И знаю ж: вы отут сидите и думаете: чи привезет, чи не при­везет? Вы ж рисковали, правда?

— Ты чудак, Семен! С деньгами всегда риск. В колонию доста-вить пачку денег без риска нельзя. Но я думаю так: если ты бу­дешь возить деньги, то риска меньше. Ты молодой, сильный, пре­красно ездишь верхом, ты от всяких бандитов удерешь, а меня они легко поймают.

Семен радостно прищурил один глаз:


ш^ Ой, и хитрый же вы, Антон Семенович!

ре— Да чего мне хитрить? Теперь ты знаешь, как получать день* ги, и дальше будешь получать. Никакой хитрости. Я ничего не бо­юсь, Я знаю: ты человек такой же честный, как и я. Я это ш рань-е знал, разве ты этого не видел?

— Нет, я думал, что вы этого не знали, — сказал Семен, вы­
ел из кабинета и заорал на всю колонию:

Вылиталы орлы 3-за крутой горы, Вылиталы, гуркоталы, Роскоши шукалы1,

Здесь уже — «обходный» маневр. Точно приспособлен­ное к настроению Карабанова требование доверием завер­шило «педагогическую операцию», и Семен с тех пор стал -равой рукой Антона Семеновича, а впоследствии личным другом и продолжателем его дела.

Случай с Марусей Левченко (Маруся Левченко при­несла в колонию невыносимо вздорный характер, крикли­вую истеричность, подозрительность и плаксивость. Она не хотела учиться, так как убедила себя в том, что ни­когда учения не осилит).

— Все равно ничего не выйдет! Пристали ко мне — учись! Учите
ваших Бурунов. Пойду в прислуги. И зачем меня мучить, если я ни
к черту не гожусь?..

.Через три дня. после начала занятий Екатерина Григорьевна привела Марусю ко мне, закрыла двери, усадила дрожащую от злобы свою ученицу на стул и сказала:

— Антон Семенович! Вот Маруся. Решайте сейчас, что с ней делать. Как раз мельнику нужна прислуга. Маруся думает, что из нее только прислуга может выйти. Давайте отпустим ее к мельнику. А есть и другой исход: я ручаюсь, что к следующей осени я при­готовлю ее на рабфак, у нее большие способности.

— Конечно, на рабфак, — сказал я.

Маруся сидела на стуле и ненавидящим взглядом следила за спокойным лицом Екатерины Григорьевны.

— Но я не могу допустить, чтобы она оскорбляла меня во вре­
мя занятий. Я тоже трудящийся человек, и меня нельзя оскорб­
лять. Если она еще один раз скажет слово «черт» или назовет иди­
откой, я заниматься с нею не буду.

Я понимаю ход Екатерины Григорьевны; но уже все ходы были перепробованы с Марусей, и мое педагогическое творчество не пы­лало теперь никаким воодушевлением. Я посмотрел устало на Ма­русю и сказал без всякой фальши:

— Ничего не выйдет. И черт будет, и дура, и идиотка. Маруся не уважает людей, и это так скоро не пройдет...

— Я уважаю людей, — перебила меня Маруся,

— Нет, ты никого не уважаешь. Но что же делать? Она наша воспитанница. Я считаю так, Екатерина Григорьевна: вы взрослый,

1 Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984. -Т, 3. —С. 135—137.



умный и опытный человек, а Маруся — девочка с плохим характе­ром. Давайте не будем на нее обижаться. Дадим, ей право: пусть она называет вас идиоткой и даже сволочью, — ведь и такое быва­ло, — а вы не обижайтесь. Это пройдет. Согласны?

Екатерина Григорьевна, улыбаясь, посмотрела на Марусю и ска­зала просто:

— Хорошо. Это верно. Согласна.

Марусины черные очи глянули в упор на меня и заблестели сле­зами обиды; она вдруг закрыла лицо косынкой и с плачем выбежала из комнаты.

Через неделю я спросил Екатерину Григорьевну:

— Как Маруся?

— Ничего. Молчит и на вас очень сердита.

А на другой день поздно вечером пришел ко мне Силантий с Марусей и сказал:

— Насилу, это, привел к тебе, как говорится, Маруся, видишь,
очень на тебя обижается, Антон Семенович. Поговори, здесь это,
с нею.

Он скромно отошел в сторону. Маруся опустила лицо.

— Ничего мне говорить не нужно. Если меня считают сумасшед­шей, что ж, пусть считают..

— За что ты на меня обижаешься?

— Не считайте меня сумасшедшей.

— Я тебя и не считаю.

— А зачем вы сказали Екатерине Григорьевне?

— Да это я ошибся. Я думал, что ты будешь ее ругать всякими словами.

Маруся улыбнулась:

— А я ж не ругаю.

— А, ты не ругаешь? Значит, я ошибся. Мне почему-то показа­лось.

Прекрасное лицо Маруси засветилось осторожной, недоверчивой радостью:

— Вот так вы всегда: нападаете на человека...1

Этот случай как будто бы свидетельствует о проти­воречивости в применении метода требования. В действи­тельности же здесь метод требования выступает в новой форме, соответствующей конкретным условиям,— в выра­жении недоверия.

Очевидно, что приведенные примеры далеко не исчер­пывают всех возможных форм требования; их гораздо больше, и нами рассмотрены лишь самые типичные.

Характерным для макаренковского метода требования во всех его формах является человеческая искренность, глубокое уважение и доверие к человеку, требовательное вызывание активного проявления лучших человеческих ка­честв у воспитанников.

Макаренко различает три последовательные стадии в развитии требования.

1 Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 3. —С-179—180.


Первая стадия, когда непосредственно требует сам пе­дагог. К этому приходится прибегать в самый начальный период организации воспитательного коллектива, когда других средств в руках педагога еще нет. В этот период, говорит Антон Семенович, педагог должен быть дикта­тором, настойчиво и энергично требовать и неотступно до­биваться выполнения требования воспитанниками, стре­мясь одновременно найти опору и помощников среди вос­питанников (создавать актив).

Вторая стадия в развитии требования, когда требует уже организованный актив вместе с педагогом.

И, наконец, третья, высшая, типичная для коммунисти­ческого коллектива стадия, когда требует весь коллек­тив. Когда развитие требования доходит до этого момен­та, когда сочетаются все три основных типа требования, тогда уже не страшно никакое сопротивление и воспита­тельный процесс принимает спокойный, нормальный ха­рактер.

Совершенно обязательно, чтобы требование было предъ­явлено не только и не столько словесно. Оно должно быть выражено в соответствующей организации всей ок­ружающей обстановки. Требование в понимании и прак­тике А. С. Макаренкоэто специально организованные воздействия всеми имеющимися в распоряжении педаго­га средствами на чувства и сознание детей. Причем речь идет о воздействии особого рода — о требовательном воз­действии. Специфика его заключается в том, что. во-пер­вых, решительно, энергично меняются все условия жизни детей и так, что иначе, чем диктуют эти условия, дети и думать вести себя не могут, и, во-вторых, организацией требования воспитанники поднимаются на новую ступень в своем развитии.

Ярким примером такого воздействия на всю массу ре­бят в практике Макаренко является «преображение» Ку-ряжа1.

Осуществляется метод требования, как это видно из опыта Макаренко, в два следующих друг за другом этапа.

Первый этап — подготовительный, когда педагог определяет конкретное содержание требования, а также подготавливает и организует все силы, средства и усло­вия, необходимые для его предъявления.

1 См.: Макаренко Л. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т.-М.: Педагогика, 1984. —Т. 3. — С. 377—388.


 




У нас в практике, как правило, мало думают о такой «мелочи», и обычно педагог смело пускается в «наступ­ление» на группу детей (класс), не отдавая себе-отчета в том, достаточно ли у него сил и средств, чтобы сломить неизбежное сопротивление старых традиций, привычек и опыта детей. Игнорирование этих обстоятельств приводит к серьезным просчетам, которые ставят под угрозу про­вала дело воспитания. И поэтому А. С. Макаренко ни­когда не решался предъявлять требование до тех пор, пока не убеждался, что у него достаточно сил, чтобы из­менить поведение детей. Он в этих случаях делал вид, что не замечает того или иного проступка воспитанника, а тем временем накапливал силы, подготавливал требо­вание и затем, выбрав момент, с полной уверенностью в успехе решительно требовал.

В подготовительный период, кроме того, нужно соз­дать все условия, чтобы немедленно воспользоваться ре­зультатами требования, чтобы можно было вызванные требованием чувства и стремления детей сразу же вклю­чить в действие и организовать детей на выполнение сво­их новых обязанностей.

Второй этап — это уже само молниеносное требо­вание—«вдруг» и серия энергичных, точно рассчитанных, следующих в определенной последовательности воздейст­вий с использованием всех подготовленных условий, сил и средств.

Этот этап преследует цель — нарушить старые жизнен­ные установки у воспитанников, сломить силу старых при­вычек и традиций, овладеть чувствами и сознанием, де­тей, вызвать у них желание и стремление к новому, к луч­шему. Этот этап поэтому включает в себя серию быстрых и решительных воздействий на чувства и сознание детей.

Новое, к чему педагог стремится привести детей, да­ется им конкретно в виде ярких, эффективно действую­щих на чувства и сознание условий, чтобы захватить вни­мание и воображение детей, чтобы увлечь их. Затем но­вое предстает перед воспитанниками в виде реальной пер­спективы их завтрашней жизни и радости, и этим вызы­вается уже активное стремление детей к новому.

Рассмотрим метод требования в действии на примере куряжской «операции». «Преображение» Куряжа — это грандиозное, поражающее своим размахом и результа­тами педагогическое воздействие, равного которому не знала история воспитания детей. Самым характерным в этом воздействии является ийенно быстрое, энергичное,


решительное требование к четырем сотням отупевших де­тей: жить и вести себя по-новому, по-человечески.

Самый ответственный момент куряжской «операции» — от начала до «преображения» — длится десять дней. «Преображение» в собственном смысле было совершено Макаренко в один день, девять дней он употребил на подготовку к нему. Из «Педагогической поэмы» мы уз­наем, с какой точностью и тщательностью А. С. Мака­ренко обдумывал и подготавливал «завоевание» Куряжа Подготовка в основном сводилась к следующему.

Прежде всего Макаренко ликвидировал питательную среду старых жизненных отношений куряжан: уволил ста­рый персонал, вымел всю грязь из колонии, переплани­ровал и отремонтировал помещения.

Основательная подготовка была проведена и среди ку­ряжан. Сам Антон Семенович и воспитанники-горьковцы (сводный отряд), первыми приехавшие в Куряж, нисколь­ко не напоминали куряжанам обычных, знакомых им во­спитателей и воспитанников детских домов. Деятельность сводного отряда, его заботливая подготовка к приезду всех горьковцев, вовлечение в эту работу отдельных ку­ряжан, а также то, что члены сводного отряда, казалось, не обращали никакого внимания на основную массу во­спитанников Куряжа, — все это оказывало на них неуло­вимое параллельное воздействие, готовило их к чему-то новому, создавало обстановку напряженного ожидания.

Далее, Макаренко собрал все свои силы для предъяв­ления куряжанам требования: создал определенное на­строение у горьковцев, организовал их переезд со всем имуществом в Куряж, подготовил строй и, когда все бы­ло готово, — только тогда, —организованно и эффектно выступил с категорическим требованием: стать настоящи­ми людьми — такими, как колонисты-горьковцы.

И вот: «Барабаны оглушительно рванулись в колокольном тоннеле
ворот. Бесконечная масса куряжан была выстроена в несколько ря
-дов... •;■■ •

Строй горьковцев и толпа куряжан стояли друг против друга на

асстоянии семи-восьмй метров. Ряды куряжан... оказались, конечно,

оропортящимися. Как только остановилась наша колонна, ряды эти

ешались и растянулись далеко от ворот до собора, загибаясь в

нцах и серьезно угрожая нам охватом с флангов и даже полным ок-

жением.

И куряжане и горьковцы молчали: первые —в порядке некоторого

обалдения, вторые — в порядке дисциплины в строю при знамени. До

сих пор куряжане видели колонистов только в передовом сводном,

всегда в рабочем костюме, достаточно изнуренными, пыльными и не-


 




мытыми. Сейчас перед ними протянулись строгие шеренги вниматель­ных, спокойных лиц, блестящих поясных пряжек и ловких коротких трусиков над линией загоревших ног»1.

Это было уже требование. Перед забитыми, грязны­ми, голодными и оборванными куряжанами Макаренко демонстрировал красивых, здоровых, организованных, культурных колонистов-горьковцев, о которых куряжане знали, что они тоже были когда-то такими же, как и они, беспризорными. Куряжане вообще-то слышали, что Мака­ренко и горьковцы приехали сюда, чтобы помочь им наладить хорошую жизнь. Но, испытав на своем беспри­зорном опыте несколько детских домов и колоний и видя везде одно и то же, они не верили в обещания Мака­ренко.

И вот их взору неожиданно во всей красе предстал строй горьковцев. Не верить уже было нельзя; вот они, и действительно совсем не такие, какими обычно привык­ли видеть беспризорных. Перспективы лучшей жизни те­перь встали перед куряжанами как действительно воз­можные, и в их сознании происходила в этот момент слож­ная перестройка.

Итак, результаты предъявления первого требования бы­ли именно такие, на какие и рассчитывал Антон Семе­нович.

Были окончательно подорваны устои старых куряж-ских жизненных отношений и взглядов, на основе кото­рых жил до этого дня особый мирок. Подорваны и подав­лены были красивым, организованным строем горьковцев блатная «красота» кривляющихся поз, причесок, кепок, выражений и все беспризорные «идеалы» жизни. Тупая, монотонная толпа, не реагировавшая раньше ни на прось­бы, ни на угрозы, ни на обещания и перспективы, была приведена в" движение. Больше того, этому движению бы­ло дано правильное направление, определен ориентир и ярко показан конкретный идеал новой жизни — колонист-горьковец.

То, что произошло в этот день, Антон Семенович наз­вал «взрывом», а его воспитанники определяли формулой «ной с нами, крошка».

Но это было только начало. Удовлетвориться только этим было нельзя. Это прекрасно понимал Антон Семе­нович, и поэтому на сдвинувшуюся психику куряжан бы-

1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т.—* М.: Педагогика, 1984. — Т. 3. — С. 365—366.


ли обрушены новые «удары», действующие в том же на­правлении.

Первым из них была речь Макаренко. Эта речь била в ту же точку, что и* торжественное построение горьков­цев: она сформировала вспыхнувшие у куряжан чувства в сознание, родила новую волю, новое сознательное жиз­ненное целеустремление.

«Я был удивлен, — пишет Макаренко, — неожиданным^ вниманием куряжан к моим словам... Но почему те же куряжане две недели назад мимо ушей пропускали мои обращения к ним, гораздо более горячие и убедитель­ные?»1.

На этот вопрос должна дать ответ психология, но не подлежит сомнению, что речь Макаренко произвела в дан­ном случае желательное впечатление только потому, что для ее простых и ясных слов были проложены пути к сознанию и проложили их ярко вспыхнувшие чувства ку­ряжан. Следующим моментом было общее собрание горь­ковцев и куряжан.

Форма этого собрания такова, что позволила Антону Семеновичу использовать целый комплекс педагогических средств для выражения требования. Здесь и простое, убе­дительное слово, и насмешка, и много «горьковского пер­ца», хорошей товарищеской любви и любовной товарищес­кой жесткости.

Тут и единоличное требование руководителя, и общее, организованное требование коллектива, выраженное в ре­чи Жорки Волкова и в «декларации» комсомольского

бюро.

Здесь и воздействие на сознание, и энергичные, силь­ные воздействия на все человеческие чувства. Кажется, не осталось ни одного уголка в психике куряжан, кото-

|

ый не был бы затронут и повернут в нужном Антону •еменовичу направлении. И все эти отдельные уголки пш­ики сливались в единое стремление и желание, которое ыло вызвано у куряжан в виде перспективы завтрашней радости — стать такими же красивыми, дружными горь­ковцами, стать ими во что бы то ни стало.

Антон Семенович так подводит итог этому первому дню в Куряже: «В день приезда горьковцев в Куряже очень удачно был разрешен вопрос о сознании. Куряж-ская толпа была в течение одного дня приведена к уве-

1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т. — М: Педагогика, 1984. —Т. 3. — С. 367.


ренности, что приехавшие отряды привезли ей лучшую жизнь, что к куряжанам прибыли люди с опытом и по­мощью, что нужно идти дальше с этими людьми. Здесь решающими не были даже соображения выгоды, здесь происходило, конечно, коллективное внушение, здесь ре-шалы не расчеты, а глаза, уши, голоса и смех. Все же в результате первого дня куряжане безоглядно захотели стать членами горьковского коллектива...»1.

В этом и заключается смысл и задача организованно­го Макаренко воздействия.

Тот же куряжский опыт свидетельствует о том, что, хотя сознание куряжан было «завоевано» в день приезда горьковцев, на другой же день обнаружилось неумение куряжан работать, отсутствие у них трудовых навыков, сила старых привычек и традиций. Поэтому, говорит Ма­каренко, «наша задача не только воспитывать... правиль­ное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки... И воспитание этих привычек — гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания»2.

Значение требования не исчерпывается организацией сознания детей. Как и все другие методы педагогическо­го воздействия, метод требования в первую очередь орга­низует поведение детей: либо вносит в их жизнь новые, цен­ные формы деятельности, либо устраняет старые, вредные. ^Но для организации правильного поведения детей од­ного требования недостаточно, как недостаточно и простых «механических» упражнений в поведении и выработке тех или иных навыков.

В организации коммунистически воспитывающих уп­ражнений требуется еще использование таких методов, которые превращали бы эти упражнения, подчас очень трудные, в стимулы активной, коммунистической по свое­му характеру жизнедеятельности, которые делали бы на­сыщенную большими делами и трудностями жизнь детей радостной, целеустремленной и счастливой.

Такими методами в опыте А. С. Макаренко являются в первую очередь детская радость и система перспектив­ных линий.

1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т. — М.:
Педагогика, 1984. —Т. 3. —С. 388.

2 Макаренко Л. С. Коммунистическое воспитание и поведение//
Пед, соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. —С. 328.


ДЕТСКАЯ РАДОСТЬ

Рассмотрим кратко сущность этого метода на примере организации трудовой деятельности воспитанников А. С Макаренко.

Совершенно ясно, что воспитание коммунистического отношения к труду есть важнейшая задача всей воспи­тательной работы, ясно также, что воспитать потребность трудиться на благо народа можно только в самом настоя­щем серьезном труде. Но ясно также, что не всякий труд может быть воспитывающим коммунистическое отноше­ние к труду. Для этого нужно по крайней мере два ус­ловия: во-первых, чтобы дети полюбили труд, чтобы он стал их основной жизненной потребностью; во-вторых, нужно, чтобы они умели трудиться не в одиночку, а орга­низованно, коллективом, на основе общего стремления принести пользу обществу, взаимопомощи и взаимоответ­ственности.

Но серьезный, настоящий труд — дело не игрушечное, и задача воспитания любви к труду —очень сложная за­дача. Труд связан с затратой сил, с преодолением целого ряда неприятных, а иногда и болевых ощущений и. пе­реживаний. Если предоставить детям возможность выби­рать— работать или не работать, то не подлежит ника­кому сомнению, что дети выберут для себя более простое и «привлекательное» занятие, чем утомительный и тяже­лый труд. Если же заставить их работать по приказу, в принудительном порядке, то в детях будет воспитано отвращение к труду, что особенно типично для подневоль­ного детского труда в эксплуататорском обществе. А мы обязаны воспитать любовь к серьезному, коллективному груду, и не легкому, для забавы, а к настоящему, напря­женному, тяжелому труду.

Эту задачу, как и многие другие, Антон Семенович разрешил прежде всего при помощи эстетики воспита­ния— через красоту, радость и счастье, которые являют­ся сильнейшими стимулами человеческой жизни. Самый тяжелый и неприятный труд он умел делать красивым и радостным событием в жизни детей. Он показывал им внутреннюю красоту и радость труда, как совершенного и благородного человеческого действия, насыщал трудо­вые мероприятия целой системой детских радостей, умел показывать завтрашнюю радость труда и всем этим прев­ращал труд в стимул жизнедеятельности детей, в радость и счастье детской жизни.


 


!2б



Характерен в этом отношении.такой эпизод из жизни колонии имени Горького, как «Молотьба», — очень тяже­лая, пыльная, утомительная и неприятная работа. Коло­нисты работали на молотилке «от зари до зари». Нужно представить себе, как это было трудно, тяжело, особенно детям и... такому непривычному к труду человеку, как Марии Кондратьевне Боковой — инспектору наробраза, принявшей «по любительству» участие в молотьбе. Но это трудное дело было так организовано, что вечером после работы, во время радостного и оживленно проходившего ужина, «Марии Кондратьевне хочется плакать от разных причин: от усталости, от любви к колонистам, оттого, что восстановлен и в ее жизни правильный человеческий за­кон, попробовала и она прелести трудового свободного коллектива.

— Легкая была у вас работа? — спрашивает ее Бурун.

— Не знаю, — говорит Мария Кондратьевна. — Навер­ное, трудная, только не в том дело. Такая работа все рав­но— счастье»1. J *

В чем же было счастье этой трудной работы и что заставило Марию Кондратьевну и колонистов с увлече­нием, не знающим усталости, работать целый день и пос­ле работы не помышлять с угрюмой озабоченностью толь­ко о том, как бы побыстрее добраться до кровати, а жнж> и весело обсуждать события дня?

Счастье такой работы в эстетике труда, это результат как внутренней красоты, совершенства и благородства слаженных действий организованного коллектива, так и внешней красоты труда, в данном случае — его празднич­ного оформления (строй, знамя, музыка и даже каламбур Лаптя о «запасных руках»).

Эта внешняя сторона привела в восхищение даже не участвовавшего в работе, привычного к тяжелому сельско­му труду человека с «Воловьего хутора».

«— Хорошо это у вас, как у людей раньше было...

— Чего это?,.

— Да вот, видите, с крестным ходом молотите, по-настоящему.

— Да где же крестный ход! Это знамя. И попа у нас нету...

— Да не в том справа, что попа нету. А в том, что вроде как люди празднуют, выходит так, будто праздник.


Видишь, хлеб собрать человеку — торжество из торжеств, а у нас люди забыли про это»1.

Рассмотрим на этот раз подробнее еще эпизод в Ку-ряже.

Надо было вычистить вонючий грязный пруд. Как сде­лать эту грязную и тяжелую работу радостью детей? И А. С. Макаренко решил эту задачу просто и оригинально. Оц воплотил это тяжелое занятие в интересную детскую игру, и участникам очистки даже завидовали все осталь­ные колонисты.

«Особый второй сводный» Карабанова во время работы был ис­ключительно красив. Вымазанные до самой макушки, хлопцы сильно походили на чернокожих, их трудно было узнавать в лицо, их толпа казалась прибывшей из неизвестной далекой страны. Уже на третий день мы получили возможность любоваться зрелищем, абсолютно не­возможным в наших широтах: хлопцы вышли на работу, украсив бед­ра стильными юбочками из листьев акации, дуба и подобных тропи­ческих растений. На шеях, на руках, на ногах у них появились соот­ветствующие украшения из проволоки, полосок листового железа, жес­ти. Многие ухитрились пристроить к носам поперечные палочки, а на ушах развесить серьги из шайб, гаек, гвоздиков.

Чернокожие, конечно, не знали ни русского, ни украинского язы­ков и изъяснялись исключительно на неизвестном колонистам тузем­ном наречии, отличающемся крикливостью и преобладанием непривыч­ных для европейского уха гортанных звуков. К нашему удивлению, члены особого второго сводного не только понимали друг друга, но и отличались чрезвычайной словоохотливостью, и над всей огромной впадиной пруда целый день стоял невыносимый гомон. Залезши по пояс в грязь, чернокожие с криком прилаживают Стрекозу или Коршу­на к нескладному дощатому приспособлению в самой глубине ила ш орут благим матом.

Карабанов, блестящий и черный, как и все, сделавший из своей шевелюры какой-то, выдающегося безобразия кок, вращает огромны­ми белыми глазами и скалит страшные зубы:

— Каррамба!

Десятки пар таких же диких и таких же белых глаз устремляют» ^ся в одну точку, куда показывает вся в браслетах экзотическая рука Карабанова, кивают головами и ждут. Карабанов орет:

— Пхананяй, пхананяй!

Дикари стремглав бросаются на приспособление и тесной дико! толпой с напряжением и воплем помогают Стрекозе вытащить на бе­рег целую тонну густого, тяжелого ила.

Эта этнографическая возня особенно оживляется к вечеру, когда на склоне нашей горы рассаживается вся колония и голоногие пацану с восхищением ожидают того сладкого момента, когда Карабанов за­орет; «Горлы резыты!..» и чернокожие с свирепыми лицами крово­жадно бросятся на белых. Белые в ужасе опасаются во двор колонии, из дверей и щелей выглядывают их перепуганные лица. Но черноко­жие не преследуют белых, и вообще дело до каннибальства не дохо-


 


1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.; В 8 т; — М.: Педагогика, 1984.— Т. 3, — С. 230.


* Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т.—M.I Педагогика, 1984.—Т. 3.—С. 229—230,

I

9 Заказ 3923 J29


I


дит, ибо хотя дикари и не знают русского языка, тем не менее пре­красно понимают, что такое домашний арест за принос грязи в жилое помещение1.

Было бы упрощением утверждать, что методом дет­ской радости Макаренко разрешал только задачи орга­низации трудовой деятельности детей или, что в органи­зации труда он пользовался только этим методом. Мы взяли эти эпизоды только как примеры, показывающие, что и весьма трудные обязанности А. С. Макаренко умел детской радостью превращать в удовольствие и счастье детей и этим воспитывал в них потребность трудиться на общую пользу, любовь к труду, умение преодолевать труд­ности.

Сущность и значение метода детской радости и в уче­нии, и в труде, и в общественной деятельности состоит в том, что он является важнейшим средством превращения трудных обязанностей детей, вытекающих из целей ком­мунистического воспитания, в источник и стимул творчес­кой жизнедеятельности, коммунистически воспитывающей жизни детей. Организованная педагогами детская радость вносит в жизнь детей необходимый элемент романтики и игры, удовольствия и веселья; и именно этим методом воспитывается в первую очередь правильный стиль и тон детского коллектива, воспитываются бодрые и жизнера­достные люди. Конкретные средства, которые использовал Антон Семенович при этом, были самые разнообразные. В первую очередь к ним относятся средства, с помощью которых он показывал внутреннюю сторону красоты жиз­ни, а именно требование и уважение, долг и честь, чело­веческое достоинство и гордость, любовь, дружба и т. п. Но наряду с этим все действия, связанные с выполнением детьми своих обязанностей, находили в опыте А. С. Ма­каренко еще и внешнее оформление. Средствами внеш­него эстетического оформления жизни и деятельности де­тей являются: «военизация», игра, формы соревнования, самоуправления, красивые взаимоотношения в коллекти­ве, красота быта и одежды, символика, праздники, похо­ды, знамя, оркестр и т. п.

Значение такого внешнего эстетического оформления жизни детей заключается еще и в том, что оно имеет не­посредственное воспитательное воздействие. «Военизация» есть не только метод увлекательной физической закалки,

1 Макаренко Л. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.5 В 8 т. —М.з Педагогика, 1984. —Т. 3. — С. 400.

130 х.-;".«


но она порождает и воспитывает много других качеств: точность, исполнительность, бодрость, организованность. Самоуправление —не только средство организации дет­ской жизни; правильно поставленное самоуправление во­спитывает необходимейшие навыки общественных комму­нистических отношений.

Таким образом, и метод детской радости является средством установления диалектического единства обя­занностей детей и включения их в активное выполнение этих обязанностей.

Но детская радость, при всем богатстве возможностей ее использования в воспитательной работе, все же не мо­жет быть единственным стимулом активной творческой жизнедеятельности детей. Дело здесь не только в том, что не всегда можно и нужно сопровождать выполнение деть­ми своих трудных обязанностей непосредственным прояв­лением радости, но также и в том, что с точки зрения целей и задач коммунистического воспитания, использо­вания возможностей воспитательного коллектива было бы неправильно ограничиться лишь методом детской радости»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1508 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2157 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.036 с.