Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воспитание и развитие личности 3 страница




Организовать педагогически целесообразно всю жизнь детского коллектива как ячейки советского общества, ру­ководить его связями с другими коллективами, направлять его развитие постановкой перед детьми конкретных целей и задач, всегда и во всем опираясь на актив, разъяснять де­тям смысл их передового поведения, превращая это разъяс-

1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед соч.: В 8 т. — М: Педагогика, 1984, — Т. 3. — С. 267.


нение в нормы коммунистического общежития, — таковы основные условия организации детского воспитательного коллектива.

СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Из положения о том, что воспитательный коллектив есть педагогически целесообразная организация жизни де­тей, вытекает и то, как она должна быть организована, ка­ким содержанием насыщена.

Ставя своей задачей воспитать в ребенке определен­ные знания, навыки, убеждения, привычки, т. е. определен­ные черты личности, педагог должен организовать жизнь детей, а следовательно, и насытить ее тем или иным содер­жанием. Педагогика, говорил Антон Семенович, не может лепить ребенка из ничего, «материалом будет советская жизнь во всех ее многообразных проявлениях»1.

По своему содержанию воспитание подрастающих по­колений есть овладение опытом всех предшествовавших по­колений. А опыт жизни во всех ее областях обобщается, прежде всего, в науке; научное обобщение — это самое объ­ективное, верное обобщение опыта человечества. Поэтому овладение основами науки составляет значительнейшую и важнейшую часть содержания воспитательного процесса в советских воспитательных учреждениях. Без этого наша школа не может выполнить своей основной задачи —вос­питать поколение, способное окончательно установить ком­мунизм, ибо «коммунистом, — учит Владимир Ильич Ле­нина—стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало че­ловечество»2.

В своей практике и теоретических высказываниях А. С. Макаренко исходил из марксистско-ленинского педа­гогического учения и директив партии о роли и значении научного образования в системе коммунистического воспи­тания. Об этом свидетельствует то, что в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского (да и в колонии имени А. М. Горького в последние годы) полное среднее образование было обя­зательным для каждого воспитанника. «Я скоро пришел к

1 Макаренко А. С. Книга для родителей//Пед. соч.: В 8 т. —М.:
Педагогика, 1985.— Т. 5.— С. 15.

2 Ленин В И. Задачи союзов молодежи//Полн. собр. соч.—
Т. 41. —С. 305.


убеждению,— отмечал Антон Семенович, — что... школа является могучим воспитательным средством. В последние годы я подвергался гонениям за этот принцип утвержде­ния школы как воспитательного средства...»*.

В фрагменте работы, задуманной им незадолго до смер­ти, Макаренко писал: «Конечно, на первом плане общая сумма правильных представлений, сумма правильных, марксистски освещенных знаний»2.

Но Макаренко считал невозможным ограничиться в вос­питательной работе только обучением детей основам нау­ки. Жизненный опыт человечества обобщается не только в науке, но и во всех других областях человеческой куль­туры: производстве, технике, искусстве, быту, принципах, нормах и привычках человеческих отношений, во всем по­ведении человека, в его умственных и физических качест­вах, способностях и навыках. Поэтому содержанием орга­низованного воспитательного процесса должна стать> вся человеческая культура в самом широком значении этого слова, в ее наиболее передовых, типичных для нашего, со­циалистического общества чертах. В противном случае под­растающие поколения будут овладевать этим опытом и этой культурой стихийно, вне нашего сознательного регу­лирования, и тогда общество не будет иметь гарантий ус­пеха воспитания.

Поэтому Макаренко решительно боролся против такой практики и «теории», типичной для буржуазной школы и педагогики, которая утверждала, что никакой особенной воспитательной работы с детьми вести собственно и не нужно. Педагог обучает, следовательно, воспитывает, и какая-то особая воспитательная методика и техника не нужны. В статье «Воля, мужество, целеустремленность» Антон Семенович справедливо высмеял эту куцую «тео­рию». «Вместо того, чтобы честно и серьезно работать над вопросами коммунистического воспитания, сделали умное лицо и заявили:

— Воспитание? А зачем? Учитель —он же преподает, вот в это самое время он и воспитывает. История! Вы знае­те, одна история сколько может воспитать, вы себе пред­ставить не можете!..

История, конечно, воспитывает. Воспитывает и лите­ратура, и математика. Но никакого права ограничивать

1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 125.

2 Макаренко А. С. Что значит воспитать ребенка?//Пед. соч.:
В 8 т. — М: Педагогима, 1984.— Т. 4. — С. 364.

П


воспитательный процесс классной работой, конечно, никто не имел, как не имеет права инженер-строитель утверж­дать, что при постройке дома достаточно заняться только вопросами центрального отопления и конструкции кры­ши»1.

Поэтому в содержание организованного педагогическо­го процесса должна быть включена вся текущая творчес­кая жизнь детей, неразрывно связанная с общенародной борьбой за коммунизм. Эта необходимость обусловлива­ется следующими обстоятельствами.

Во-первых, опыт человеческой жизни не есть нечто застывшее и неизменное; в ходе жизни он непрерывно раз­вивается и совершенствуется. Внешне это не всегда за­метно, но для воспитательной работы важна не столько констатация изменений, сколько складывающиеся тенден­ции, линии развития и тон жизни, т. е. ее творческие пере­довые основы, которые обязательно должны стать содер­жанием воспитания детей.

Во-вторых, такие элементы человеческой культуры, как нормы и формы быта, поведения и человеческих взаимо­отношений, которые реализуются и совершенствуются только в текущей жизни, также не должны подвергаться произволу стихийных обстоятельств. Следовательно, усло­вия, при которых воспитываются эти стороны человеческо­го поведения, также должны быть педагогически целесо­образно организованы.

В-третьих, дети — члены нашего общества, и они уже активно живут. Они связаны с жизнью тысячами нитей, через которые на них влияют и воздействуют со всех сто­рон различные жизненные явления. Дети воспитываются в процессе и в результате своей активной деятельности, сво­его активного отношения к жизненным явлениям. Эти ли­нии жизненных отношений детей со всем окружающим ми­ром (людьми, вещами, явлениями) также должны быть организованы и направлены в соответствии с воспитатель­ными целями.

Таким образом, в содержание воспитательного процесс са Макаренко включал, как это видно из его опыта и вы­сказываний, все основные элементы человеческой жизни, жизненный опыт человечества, обобщенный в его духовной и материальной культуре: основные научные положения о жизни и развитии природы, общества и человека, основы современного производства, передовые принципы и нор-

1 Макаренко Л. С, Пед. соч.: В 8 ъМ,; Педагогика, 1984.— Т, 4.^ С. 318.

Е


мы поведения людей, — короче говоря, содержание сов­ременной жизни общества во всем разнообразии ее про­явлений.

Нетрудно убедиться в том, что такое понимание содер­жания воспитательного процесса есть понимание маркси­стское. Действительно, если воспитание детей—это про­цесс их становления взрослыми людьми как важнейшим элементом производительных сил общества, подготовки детей к общественно производительной деятельности через овладение ими всеми теми богатствами, которые вырабо­тало человечество, то для руководства этим процессом в соответствии с поставленными целями практическая пе­дагогическая деятельность должна сделать все эти бо­гатства содержанием организованного воспитательного процесса и педагогически целесообразно направить разно­стороннюю деятельность детей, всю их жизнь.

Понимая так свою задачу и руководствуясь требова­ниями, которые предъявляет к людям наша эпоха, Мака­ренко организовал жизнь своих воспитанников так, что и каждый ее элемент в отдельности, и вся их жизнь в, целом, являясь полнокровной и радостной, была в то же время системой коммунистического воспитания, коммунистически воспитывающей школой.

Имея перед собой ясную, развернутую цель («програм­му человеческой личности»), А. С. Макаренко, определяя содержание жизни и деятельности воспитательного кол­лектива, строго придерживался принципа отбора коммуни­стически воспитывающего содержания (т. е. принципа пе­дагогической целесообразности): исключал из жизни сво­их воспитанников все, что мешало достижению его целей, и, наоборот, вносил, включал в жизнь и деятельность кол­лектива коммунистически воспитывающее содержание. Каждый элемент содержания жизни коллектива Мака­ренко расценивал прежде всего с точки зрения тех педа­гогических результатов, к которым они должны привести.

Все воспитываемые качества: мировоззрение, знания, навыки, умения, привычки, черты характера, нормы по­ведения в обществе и в быту, нормы отношений с людь­ми и т. д. и т. п. — все решительно качества личности, ко­торыми должен обладать воспитанник к моменту его вступления в жизнь, по Макаренко, могут быть воспитаны преднамеренно, по заранее намеченному педагогом плану, в процессе и в результате педагогически целесообразно организованной деятельности детей, т. е. специально орга­низованной системы упражнений.


В строгом соответствии с принципом педагогической целесообразности А. С. Макаренко и делал содержанием жизни руководимого им коллектива детей те элементы са­мой передовой социалистической культуры, которые обес­печивали ему получение нужных воспитательных резуль­татов, нужного типа людей.

На первом месте в этой системе жизненных упражне­ний детского коллектива как главная составная часть ком­мунистического воспитания.у Макаренко было учение, ов­ладение детьми основами наук. Учебная деятельность есть основной и решающий успех воспитания детей школьно­го возраста вид деятельности. И Макаренко неуклонно про водил в жизнь этот марксистско-ленинский принцип. Как указывалось выше, полное среднее образование в комму­не имени Дзержинского стало законом жизни воспитанни­ков. Можно только еще раз подчеркнуть, что в этой об­ласти, как и во всех других разделах своей работы, Антон Семенович с наибольшей полнотой и последовательностью осуществлял на практике указания партии о школе и на­родном образовании.

«У моих коммунаров, — говорил Макаренко, — страсть к учебе была сильнее, чем у среднего школьника. И с помощью этой страсти они преодолевали лень и все труд­ности на этом пути»1.

Однако А. С. Макаренко расценивал значение обуче­ния основам наук не только с точки зрения перспектив воспитанников в плане их будущей профессии. В учебной деятельности детей, как и во всякой другой, проявляется действие закона параллельно педагогического действия: овладевая основами наук, дети не только приобретают знания о природе и обществе, но и развивают и совершен­ствуют (воспитывают) свое мышление, приобретают навы­ки умственной деятельности, развивают свою речь, т. е. ов­ладевают богатствами всей материальной и духовной куль­туры и, кроме того, воспитывают в себе ряд ценных и не­обходимых качеств и сторон научного мировоззрения, ха­рактера и поведения советского человека.

Учение — это большой, сложный и систематический труд, требующий от ученика и волевых усилий, и настой­чивости в борьбе с трудностями, и усидчивости, и смекал­ки, и творческой мысли, и, наконец, умения распределить свое время в самостоятельной работе и выполнить в ус­тановленный срок определенное задание. И качества лич-

1 Макаренко Л. С. Из опыта работы//Пед. соч.: В 8 т.—• М.: Пе-огика, 1984. — Т. 4. — С. 366,


 



аказ 3923



.прети, воспитываемые в процессе учебного труда как его «параллельные» результаты, не менее важны для педагога, чем непосредственные результаты учения, т. е. определен­ная сумма знаний, которыми овладел ученик. Учение не есть одностороннее упражнение отдельных сил и способ­ностей ученика, оно требует человека целиком и целиком его воспитывает, предъявляя к нему комплекс разнообраз­ных требований и вызывая его разностороннюю деятель­ность. «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически»1, — говорил Макаренко, и в этом синтезе решающую роль играет научное образование. Поэтому, утверждал А. С. Макаренко, «систематическое приобрете­ние основательных знаний в школе и своевременное ее окончание определяют путь человека в жизни, но это не­обходимо также для здорового и правильного формирова­ния характера (курсив мой. — И. /(.), т. е. в значительной мере этим определяется и судьба человека»2. Подлинно научное образование — один из существеннейших призна­ков, отличающих нового советского человека от людей, живущих в эксплуататорском обществе, и это выражает­ся не только в сумме знаний, которыми владеет новый че­ловек, но и во всем его облике, взглядах, поведении.

Совершенно неправильными являются попытки отдель­ных педагогов представить учение А. С. Макаренко о вос­питательном коллективе как учение, игнорирующее учеб­ную работу и так называемую дидактику. Воспитательная система Макаренко, напротив, немыслима без этого глав­ного ее звена. Но в разрешении задач и трудностей учеб­ной работы он шел не по пути традиционного нудного на­таскивания детей в порядке постоянного принуждения их к учению непосредственным воздействием педагога (и ро­дителей), как это часто имеет место в нашей школе, а включал учебную работу во всю систему средств, гармо­нически организованных, и делал ее необходимой состав­ной частью содержания жизни и деятельности воспитатель­ного коллектива детей. Тем самым полностью разрешалась и попросту снижалась проблема дисциплины на уроках, проблема детского сопротивления в учебе: коллектив тре­бовал от каждого из воспитанников точного и неуклонного выполнения его учебных обязанностей.

Поэтому только в системе детского воспитательного


коллектива как педагогически целесообразной организа­ции всей жизни детей возможно вполне успешное, без срывов и брака, разрешение проблемы научного образо­вания детейнеобходимой составной части содержания коммунистического воспитания.

Значительное место в жизни и деятельности воспита­тельного коллектива у А. С. Макаренко занимал произ­водительный труд детей. Однако труд, как и другие эле­менты содержания воспитания, отнюдь не играет в систе­ме воспитательного коллектива самодовлеющей роли; «труд как воспитательное средство, — говорил Антон Се­менович, — возможен только как часть общей системы» и «без идущего рядом образования, без идущего рядом по­литического и общественного воспитания не приносит вос­питательной пользы»1, т. е. не дает соответствующих це­лям коммунистического воспитания результатов <...>

А. С. Макаренко всегда боролся против многочисленных попыток вульгаризаторских педагогических течений «увя­зать» обучение основам наук с элементарными трудовыми процессами в некий надуманный «комплекс». Поэтому, го­ворил Антон Семенович, «в вопросе об отношении школы к производству и производства к школе я был постоянным противником какой бы то ни было увязки...

В результате получалась самая здоровая и самая естественная увязка. Выходил человек, знающий производ­ство, знающий организацию производства, процессы произ­водства, и, кроме того, образованный человек, получив­ший среднее образование»2.

Практика А. С. Макаренко по организации детского производительного труда на современном производстве показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают слож­нейшими производственными йавыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства. На заводах электросверлилок и фотоаппа­ратов «ФЭД» в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского про­изводство было организовано так, что, работая ежеднев­но четыре часа, воспитанники за время пребывания в коммуне проходили технологический процесс — на разных его ступенях — от овладения различными станками и


 


1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(тезисы)//Пед. соч.: В 8 т.— М.: Педагогика, 1984.—Т. 4.—С. 119.

2 Макаренко А, С, Методика организации воспитательного процесс
са/'/Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1983. —Т. 1. —С. 324.


1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. — С. 127.

2 Там же.—С. 191—192.


 




сборки до руководства группами, участками и даже цеха­ми. «Володька Козырь, бывший мой связист, — вспоминал Антон Семенович, — который умел только побежать и найти товарища, руководил сложным механическим це­хом»1. А ему было 19 лет.

Не элементарные трудовые операции на простейшем «ручном» оборудовании, как утверждали теоретики «тру­дового обучения», а максимально сложный, требующий предельной технической точности и первоклассно обору­дованный производительный труд должен быть составной частью содержания детской коммунистически воспитыва­ющей жизни. Во-первых, потому, что именно такой труд является источником той сложной и разносторонней дея­тельности детей, которая одна лишь может воспитать в них требуемые нашими целями качества личности и, во-вторых, потому, что такой труд не встречает никаких фатальных «физиологических» и «психологических» пре­пятствий для овладения им детьми. Наоборот, сложность и разнообразие трудовых операций и процессов на про­изводстве позволяли воспитанникам проявить свои склон­ности и способности, развить таланты и своей обществен­ной значимостью вызывали в детях чувство законной гор­дости за важность порученного им дела; кроме того, они обеспечивали такой воспитательный результат, закрепля­емый в реальных качествах воспитанников, как разносто­ронность приобретаемых детьми навыков и умений, черт характера.

«Я вижу полезность этого процесса производства, — указывал Антон Семенович, — в каждом отдельном его пункте для воспитания характера человека (курсив мой. — И. /С), вышедшего из коммуны...

Недавно приезжал ко мне врач. Я помню, что он у нас работал шлифовальщиком на большом шлифовальном станке, где деталь доводится до последней степени точ­ности, до сотой миллиметра. Он работал так. Ему мастер говорит:

— Пожалуйста, сними на сотую миллиметра — на
«сотку».

Он устанавливает на станке деталь и, не производя никакой проверки, не работая никакими измерительными приборами, говорит:

— Пожалуйста, вот сотка.

1 Макаренко Л. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции)//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1984.—Т. 4,


Глаз, руки и станок у него были так сработаны, что он работал не проверяя. Чуткость его к станку была совер­шенна.

Этот прекрасный шлифовальщик теперь врач, но в его философии и сейчас я чувствую страшное уважение к точ­ности. И, наблюдая коммунаров, я вижу сейчас отраже­ние тех навыков, которые приобрели они на всяких прой­денных ими организационных и производственных рабо-тах»1 (курсив мой. — И. К.).

Это и есть то соединение «головы с руками», о котором говорил И. П. Павлов и которое дает человеку высшее раз­витие его естественных сил и высшее удовлетворение его потребностей.

Следовательно, и в трудовой деятельности детей А. С. Макаренко придавал наибольшее значение тем параллель­ным педагогическим результатам (навыкам, умениям, зна­ниям, чертам характера и другим качествам человечес­кой личности), к которым эта деятельность приводит, ив соответствии с этим так организовывал производительный труд своих воспитанников, что результатом его было и максимальное развитие и совершенствование их естест­венных сил и способностей.

Но помимо системы упражнений для «рук и ног, го­ловы и пальцев» (К. Маркс), в результате которых у де­тей воспитываются точность, трудолюбие, организаторские способности и другие качества, производство у Макаренко являлось мощным воспитательным средством и еще в целом ряде отношений. Производство входило необходи­мой составной частью в цельную систему воспитательно­го коллектива: оно также было инструментовано всей сложной системой воспитательных средств коллектива, и это-то как раз раскрывало совершенно неоценимые вос­питательные возможности производства.

Приобретение организаторских навыков, «тех навыков, которые, может быть, наиболее нужны для гражданина Советского Союза»2, воспитание чувства ответственности за порученное дело и за доверенные ценности, чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию производства и, на­конец, как результат всего этого воспитание советского патриота, человека, созидающего и творящего на благо социалистической Родины, — все это достигается и воспи-

1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. —С. 188.

2 Там же.


тывается в детях через участие их в производительном тру­де, организованном как органическая составная часть вос­питательного процесса в системе детского коллектива.

Детский воспитательный коллектив есть составная часть советского общества, и успех его деятельности воз­можен только в том случае, «если проводится большая и серьезная политико-воспитательная работа, если воспи­танники всегда знают о том, что делается в Союзе, учат­ся понимать внутригосударственные процессы, разбира­ются в особенностях классовой борьбы на каждом данном этапе, если они повседневно воспитываются в духе безза­ветной любви к своей социалистической Родине, если они не живут оторваино, только в своем коллективе»1.

Главным воспитательным результатом организации об­щественной деятельности детского коллектива является то, что он живет и развивается вместе с Советской стра­ной и дети в таком коллективе воспитываются сознатель­ными и полноправными хозяевами своей жизни, гражда­нами Советского Союза, борцами за коммунизм.

Общественная деятельность детей, таким образом, яв­ляется тем воспитательным средством, которое насыщает детскую жизнь дыханием и перспективами нашей, совет­ской жизни в ее наиболее передовых проявлениях, делает жизнь детей «слепком социалистической действительнос­ти» и этим воспитывает 'в них такие качества, как широта взглядов, политическое чутье и кругозор, целый ряд ор­ганизаторских навыков.

Следовательно, общественная деятельность детей так­же есть не что иное, как система разнообразных жизнен­ных упражнений, которые, с одной стороны, насыщают их жизнь радостью, ответственностью и, главное, чувством самостоятельности и, с другой стороны, воспитывают в них нужные нам качества коллективиста-коммуниста. ^«Когда я руководил коммуной НКВД, — вспоминал Антон Семенович, — то не побоялся, например, послать пятьде­сят воспитанников — бывших воришек и беспризорников — на праздник открытия Краматорского завода. Я знал, что они не уронят достоинства коммуны, оказавшей им дове­рие и честь»2.

Вот прекрасный пример такого упражнения в органи­заторской и общественной деятельности, воспитательное

1 Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процес-
са//Пед. соч.: В 8 т. — М: Педагогика, 1983. —Т. 1. —С. 277.

2 Макаоенко А. С. Проблемы воспитания в советской школе//Пед.
соч.: В 8 т,'—М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 205.


значение которого трудно переоценить как для воспитан­ников, поехавших на праздник, так и для всего коллек­тива коммуны.

Система общественной деятельности в коммуне была сложной, педагогически целесообразно организованной. Сюда входила прежде всего вся работа воспитанников в органах самоуправления коллектива, строившаяся по образцу передового социалистического политически и хо­зяйственно ответственного предприятия, а также их раз­нообразная деятельность по выпуску стенной печати, монтажей, графиков, организация соревнования, проведение революционных и традиционных праздников, организованная связь с другими коллективами (детскими и производ­ственными),-деятельность пионерской и комсомольской организаций и, наконец, организация спортивной и культурно-массовой работы в коммуне.

Главное, что достигалось этой системой,— максималь­ное наполнение всей жизни детей полезным делом. Са­мое страшное по своим педагогическим последствиям со­стояние детей — это «ничегонеделание», пустое, манилов­ское мечтание, уединенное времяпрепровождение, — и каж­дый момент жизни воспитанников коммуны, каждый день й вся жизнь в целом были до предела насыщены разно­образным трудом и столь же разнообразным и организо­ванным отдыхом.

В постановке вопросов гигиены и физического воспита­ния __ в организации физкультуры и спорта, как и во всем содержании деятельности детского коллектива, А. С. Макаренко руководствовался прежде всего целями коммунистического воспитания. «Какое физическое вос­питание? — говорит он. — Спартанское воспитание, на­пример, тоже неплохое воспитание, но я всегда настаи­ваю на том, что наше воспитание должно направляться интересами коллектива, сопровождаться воспитанием соз­нательности. У спартанцев воспитание закаленных людей не сопровождалось таким сознательным оформлением, как У нас, такой философией жизни»1.

Физическая культура пронизывала всю жизнь ком­мунаров: она была организована как здоровая, трудовая жизнь детского коллектива, начиная с чистоты поме­щений, соблюдения правил гигиены и технической без­опасности на производстве и кончая ведением специаль-

1 Макаренко А. С. Мои педагогические воззрения//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. —С. 362.


 




ной спортивной работы/Основной принцип здесь, как и во всем, — педагогическая целесообразность.

Физкультурно-спортивная работа в коммуне была по­ставлена на «широкую ногу». Коллектив имел богатое спортивное оборудование, свой стадион со всеми необхо­димыми снарядами и приспособлениями, кроме того, спор­тивный элемент сознательно вносился Макаренко во все организуемые коллективные мероприятия и движения: строй коммуны, многочисленные походы и экскурсии и т. п.

«Спортивной работе, — говорил Антон Семенович, — мы придавали большое значение. Она была поставлена у нас очень серьезно. Если ты в первом взводе, ты дол­жен быть ворошиловским стрелком. Если ты не имеешь ворошиловского значка, переходи во второй взвод. А там ты будешь выше всех ростом, и тебе будет стыдно.

Во втором взводе все должны иметь значок ГТО. Если не имеешь значка ГТО, переходи в третий взвод»1.

Таким образом, физкультурно-спортивная работа в коммуне являлась также органической составной частью содержания жизни и деятельности детского коллектива; общественное мнение его регулировало эту работу, стиму­лировало и превращало ее для каждого воспитанника в сознательное занятие по физической закалке и развитию своего организма.

В содержание деятельности детского воспитательного коллектива Макаренко включал и передовой культурный быт воспитанников в самом широком значении этого слова.

Организация быта детей в воспитательной работе за­нимает очень важное место, тем более что очень часто именно эта область человеческих отношений совершенно упускается из виду педагогами. Отсутствие педагогичес­ки целесообразной организации быта детей приводит к тому, что значительная часть повседневных жизненных отношений детей протекает стихийно и даже на основе за­соренных предрассудками норм. Отсюда нередки случаи противоречия между советским образом жизни и пове­дением школьников в обществе (в труде, в общественной деятельности и т. п.) и мещанским — в быту, в так назы­ваемой «личной» жизни, где порой дети руководствуются не нормами коммунистического общежития, а отсталыми

1 Макаренко Л. С. Воспитание в семье и школе//Пед. соч.: В 8 т.— М.: Педагогика, 1984.— Т. 4. —С. 301.


традициями и пережитками. Вполне понятно, что приобре­тение привычек и навыков культурного поведения воз­можно только в педагогически целесообразно организован­ной жизни детей путем упражнения их в различных ви­дах деятельности, воспитывающих (образующих) эти на­выки и привычки. Поэтому организация культурного быта детей в системе воспитательного коллектива приобретает двойное значение. Культурный, передовой быт, во-первых, создает нормальные условия для успешной учебно-воспи­тательной работы детского воспитательного учреждения, и, во-вторых, он, как определенное условие детской жиз­ни, вызывает соответствующую деятельность детей, их по­ведение и настроение, обусловленные всей обстановкой и переходящие в нужные нам навыки, привычки, черты характера, традиции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 394 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2397 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.