Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эксперимент мирового значения




Коммуна за восемь лет воспитала и выпустила больше Тысячи замечательных советских людей, впитавших и сде­лавших частью своего бытия лучшие человеческие качест­ва: культуру и знания, разносторонние трудовые навыки й умения, настоящую человеческую любовь и дружбу, все прекрасные качества характера, которые дают нам как образец лучшие люди нашего времени — большевики.

Воспитанники А. С. Макаренко, писал о них в своем предисловии к книге «Флаги на башнях» ее редактор Ю. Лукин, — «это особая прекрасная порода людей, вос­питанная талантливейшим педагогом-большевиком, сумев­шим внести в плоть их и кровь высокие принципы комму-

3 Заказ 3923 33


нистической этики и морали... То душевное благородство, которое он сумел в них воспитать, та особая подтянутость, которой они выделяются в массе окружающих людей, не давали вам возможности останавливать свое внимание на неправильностях лица; вас поражало то, что они все кра­сивы...».

Здоровье, бодрость, веселье, радость жизни и любовь к ней, целеустремленность, несгибаемая воля, мужество, организованность и дисциплинированность, деловитость, скромность, неиссякаемый творческий энтузиазм и безза­ветная преданность делу коммунизма — вот что характе­ризовало большинство коммунаров — воспитанников А. С. Макаренко.

Коммуну за восемь лет ее существования посетило мно­жество советских и иностранных гостей и делегаций. На всех, независимо от политических убеждений и общест­венного положения, коммунары-дзержинцы производили исключительно сильное впечатление. Вот несколько выдери жек из книги записей посетителей, характеризующих ком­муну и коммунаров.

«Коммуна имени Дзержинского — прообраз построения бесклассового общества. М. Горький».

«Рабочая делегация лучших ударников завода... гор, Москвы. Свежесть, здоровье, бодрость, чистота, уют и оп­рятность, — производственники, общественники, политики и организаторы — вот что мы увидели». Подписи.

«Хотя побыл я здесь немного, но увидел, что подлинно делаются здесь новые люди —люди нашей великой стра­ны. Второй том «Энергии» я посвящу такому человеку, который прошел большую школу подлинного воспитания в коммуне, как коммуна имени Дзержинского. В дальней­шем я хочу держать связь с людьми коммуны. Фед. Глад­ков».

«Отдыхающая группа рабочих «Серп и молот» и «Свет шахтера» в Сокольничьем доме отдыха посетила коммуну имени Дзержинского: «Впечатление бесподобное. В работе коммуны видны ударные темпы пятилетнего социалисти­ческого строительства, энтузиазм, вера в труд и социализм. Этого впечатления не забыть. Это может быть только в СССР, только у рабочего класса». Подписи.

Вот запись одной старой учительницы из Крыма. «Ребята, ознакомившись с вашей коммуной, делом ва­ших рук, я ухожу с новым подъемом и с желанием рабо­тать еще двадцать пять лет. Твердо верю, что подобные коммуны охватят всех ребят нашего Союза. Большой труд


и огромные достижения... М. Архангельская, Крым, Сим­ферополь».

Иностранные гости, посещавшие коммуну имени Ф Э. Дзержинского, видели не только образцовое воспи­тательное учреждение, но и то, какие огромные возмож­ности создает социалистический строй для подлинно демо­кратической воспитательной работы; они увидели новый тип школы — советскую школу. Об этом говорят их вос­торженные отзывы...

1 Двенадцатого июля 1930 года в коммуну побывала че­хословацкая делегация во главе с Юлиусом Фучиком.

«Беспризорные. Этим словом европейская буржуазия пугает своих единичных слушателей. Вот, говорит она,— это наследство революции. Но мы видим совершенно дру­гое наследство революции: коммуну Дзержинского, где позабытые, беспризорные дети растут членами нового об­щества. И мы не забываем, что такие позабытые, беспри­зорные дети у нас в капиталистической стране просто умирают от голода или погибают в тюрьмах. Но нечего сравнивать. Это не впервые мы видим огромную разницу между страной диктатуры пролетариата и страной дикта­туры буржуазии.

Для нас это только новый толчок к тому, чтобы выпол­нить задачу, которую поставил рабочий класс». Подписи Юлиуса Фучика и др.

Вот запись немецкой делегации коммунистических пар­тийных работников (перевод):

«Нижеуказанная делегация немецких коммунистических работников, часть которой по специальности педагоги, могла констатировать, что советская педагогика достигла больших успехов в самой трудной области.

Мы с большой радостью смотрели на хорошие резуль­таты свободной социалистической воспитательной системы и используем веденное в своей борьбе с социал-демокра­тической клеветой в Германии, направленной против СССР». Подписи.

Вот другая запись (перевод)

«Это замечательное учреждение произвело самое луч­шее впечатление на делегацию французских рабочих ар­хитекторов, как порядком и чистотой, которые царят всюду, так и чудесным методом социалистического вос­питания, который делает наибольшую честь основателям и руководителям. Сентябрь И, 1932 года». Подписи.

А вот очень интересная запись, относящаяся к 1931 году, перевод с английского:

3* _


«Делегация предлагает коммуне дать название «Выс­шая школа социализма». Подписи.

Таковы же примерно по своему характеру и содержанию все остальные отзывы, комментировать их не нужно<...>

Такова в общих чертах жизнь коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, организованной и руководимой А. С. Макаренко. Первые годы ее жизни описаны в книгах Макаренко «Марш 30-го года» и «Флаги на башнях», а также «ФД-1» и «Мажор».

Эта жизнь, а особенно ее результат— воспитание ком­мунаров—были настолько поразительны и необычны для обычных педагогических представлений того времени, что, когда в 1938 году вышла в свет повесть «Флаги на баш­нях», отдельные ученые — педагоги и литературные кри­тики— заявили: «Не может быть! Это не реально! Это выдумки дяди Макаренко для маленьких детей».

Макаренко очень метко ответил на выпады скептиков: «У этих людей, — сказал он, — никогда не было оптимиз­ма».

Они никак не могли представить себе, что в наших со­ветских условиях правильная организация жизни детского воспитательного коллектива может делать и делает чудеса.

На место «перековки» в наших условиях встает пробле­ма воспитания всесторонне развитой личности и характера нового советского человека, проблема, научно разрешаемая в системе педагогически целесообразной организации жиз­ни детей в воспитательном коллективе.

Образцом такой педагогически целесообразной органи­зации всей жизни детей и их воспитания в процессе и в результате полнокровной деятельности и являются колония имени Горького и коммуна имени Дзержинского.

В них были наиболее правильно и ярко реализованы марксистско-ленинские педагогические принципы и наибо­лее эффективно использовано все богатейшее воспитыва­ющее содержание, какое дает в руки педагога наша советская действительность. На основе этого вся жизнь и деятельность детей была организована Макаренко как коммунистически воспитывающая жизнь, и это обеспечило ему поразительный успех и невиданные в истории педаго­гической практики достижения.


ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

А

нтон Семенович Макаренко — выдающийся предста­витель марксистско-ленинской педагогики. Его опыт и теоретические выводы представляют собой творче­ское применение в педагогике идей Маркса — Энгельса — Ленина, решений Коммунистической партии о воспита­нии нового человека. «Мы вооружены стратегией марк­сизма-ленинизма, мы ведем бой за новое счастье за новый разум, новую жизнь»!, — писал Антон Семенович/

Применение в педагогике марксистско-ленинского уче­ния о развитии человеческой личности позволило устано­вить специфические особенности воспитания подрастающих поколении как общественного явления, сам его «механизм» ^то^п7оцТс7Л° П0НЯТЬ' как' каким обРаз™ совершается

ВОСПИТАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ*

Исторический материализм учит, что люди —важней­ший элемент производительных сил общества. Следова­тельно, дети, подрастающие поколения в системе общест­венной жизни есть не что иное, как смена старых, естест-яюГйВ ЬШающц из жизни и производства поколений ГмГ;лаПр°Цесс их воспитания с точки зрения общест-5U ™ назначения> общественной роли есть не что иное ^Г? еСС П0ДГ0Т0ВКИ детей к общественно-производст' ^ннои^ятельности, процесс становления детей людьми

м»п2^^14.-тЛ™1Т^И общество//Пед- соч-: в 8 твите1е"?АЗаГ0Л0ВКИ в данной Работе И* ф- Козлова введены соста-



как важнейшим элементом производительных сил обще­ства*.

Тшшшы. образом, специфические особенности процесса воспитания подрастающих поколений как общественного явления, отличающие его от других явлений' общественной живим, состоят в том, что оно есть средство замены старых, естественно выбывших из жизни и производства поколений •люде! новыми, способными приводить в движение орудия производства ш производить материальные блага, подго­товка подрастающих поколений (детей) к общественно-производственной деятельности, становление детей людьми как важнейшим элементом производительных сил общест­ва. Эти общественные функции присущи только воспита­нию подрастающих поколений, и потому -оно вызывает потребное» i самостоятельной области общественно-прак­тической деятельности людей—практической педагогиче­ской деятельности и является объектом самостоятельной науки — мдагогики.

Исторический материализм учит далее, что основным EtiecTBOM людей как важнейшего элемента производи­тельных сил, благодаря которому'они способны приводить в движение орудия производства и производить материаль­ные блага, является то, что они владеют определенным производственным опытом и навыками труда. Отсюда следует, что воспитание подрастающих поколений обще­ства есть прежде всего овладение ими этим качеством, т. е. овладение определенным производственным опытом и на­выками труда, только благодаря, чему, подрастающие по­колении — дети ~— и становятся людьми как важнейшим элементом производительных сил; становятся способными приводить в движение орудия производства и производить материальные блага.

Но производственный опыт и навыки труда не есть
нечто неизменное и раз навсегда данное или кем-то про­
извольно определяемое. Они, как и производительные силы
общества в целом, суть продукт деятельности предшест­
вующих поколений и поэтому в ходе исторического процес­
са изменяются и развиваются вместе с изменением и
развитием, способа производства и всей общественной
жизни* Л.

Каждое поколение людей в процессе своей производ­ственной деятельности вносит свой™ вклад в развитие и улучшение орудий производства, а вместе с тем в развитие и улучшение производственного опыта и навыков труда; и достижения в этой области, приобретаемые отдельными


поколениями, не уничтожаются и не умирают со смертью создавших их поколений. Они итожатся (обобщаются) в общей сокровищнице производственного опыта общества, да и не только непосредственно производственного, но и жизненного опыта людей в целом, и реализуются (овеще­ствляются).во всех явлениях общественной жизни: в науке, технике, культуре, языке, в самих людях —в их физиче­ских и духовных качествах, в формах общественных отно­шений и т. п., являясь исходным началом для производст­венной и иной общественной деятельности последующих поколений. Следовательно, каждое последующее поколение людей начинает свою производственную деятельность не заново, не на пустом месте. Оно застает в наличии, в готовом виде «определенный материальный результат, определецкую сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу, застает передаваемую каждому последующему поколению предшествующим ему поколением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств»1 как результат деятель­ности предшествующих поколений и в своей деятельности продолжает их развивать и совершенствовать, используя при этом все производительные силы общества и весь жизненный опыт, накопленный предшествующими поко­лениями.

Отсюда следует, что:

а) каждое данное подрастающее поколение общества
овладевает не каким-то абстрактным или кем-то произ­
вольно установленным производственным опытом и навы­
ками труда вообще, а теми конкретными навыками труда,
производственным опытом, которые практикуются общест­
вом в тот конкретно-исторический период, когда вступает
в жизнь данное подрастающее поколение, и которые явля­
ются продуктом деятельности всех предшествующих поко­
лений;

б) овладеть производственным опытом и навыками
труда, практикуемыми обществом на том историческом
этапе, когда вступает в жизнь данное подрастающее поко­
ление, это значит овладеть всей совокупностью произ­
водственного и в целом жизненного опыта, созданного в
ходе исторического развития общества и реализованного
как непосредственно в производстве, так и во всех других
Областях общественной жизни —в науке, культуре и т. п.

T; 3 -^с^Т7 ^'' Энгельс ф- Немецкая идеология//Соч* — 2-е изд. —


Следовательно, воспитание подрастающих поколений общества как процесс их подготовки к общественно-произ­водственной деятельности, овладения подрастающими поколениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть необходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми предшествую­щими поколениями и реализованным как непосредственно в производстве, так и в обобщенном виде, в науке, культу­ре, языке, в самих людях — в их духовных и физических качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и т. п.

Подготовка подрастающего поколения к общественно-производственной деятельности, помимо необходимости овладения им производственным ив целом жизненным опытом, немыслима без соответствующего развития духов­ных и физических сил подрастающего поколения/Она с необходимостью предполагает и обусловливает это разви­тие. Опыт прошлых поколений, которым должно овладеть подрастающее поколение, чтобы стать способным к обще­ственно-производственной деятельности, хотя и представ­ляет собой в известной степени наследство прошлых поколений, передаваемое последующим поколениям, щ) отличается от обычного наследства тем, что наследники не могут им распоряжаться по своему усмотрению — при­нять (полностью или частично) или отвергнуть. Каждое последующее поколение вынуждено принять на первое время все то, что застает в готовом виде в области произ­водства (и точно так же и в других областях общественной жизни), чтобы получить возможность производить мате­риальные блага и жить вообще.

Таким образом, оно («наследство») само ими распо­ряжается. Будучи реализовано (овеществлено) во всей системе общественной жизни, оно представляет собой со­вокупность тех жизненных обстоятельств, в которых вынуж­дено жить и к которым вынуждено приладиться новое поколение, и, таким образом, выступает по отношению к новому поколению как необходимое условие его жизни. Поэтому для подрастающего поколения необходимость жить есть вместе с тем и необходимость «прилаживания» к этим условиям, а следовательно, необходимость овладев ния ими и заключенным в них опытом прошлых поколе­ний: определенными нормами и формами отношений людей друг к другу, к природе, средствами общения людей, нормами и навыками общественного поведения, наконец, производственным опытом и навыками к труду и вместе


с этим и для этого — наукой, техникой, культурой и т. п. Необходимость же овладения всем этим, необходимость «прилаживания» к тем обстоятельствам, которые застает каждый индивид и каждое новое поколение на момент вступления в жизнь, неизбежно вызывает и порождает определенные, соответствующие отношения подрастающего поколения с окружающими людьми, вещами, явлениями, а следовательно, определенную деятельность детей как следствие этих отношений. Деятельность же, как известно, является тем средством и «механизмом», который с необ­ходимостью вызывает соответствующие ей развитие и изменение физических и духовных сил, в нее вовлеченных, и неразвитие (деградацию) тех сил, которые не вовлека­ются в деятельность, не упражняются. Следовательно, развитие духовных и физических сил подрастающих поко­лений (детей) есть вторая сторона процесса воспитания детей — необходимое и неизбежное следствие их жизне­деятельности, обусловленной и вызванной необходимостью «принятия» ими тех обстоятельств, которые они застают на момент вступления в жизнь в готовом виде как ре­зультат жизни и деятельности прошлых поколений, необ­ходимостью овладения производственным и в целом жизненным опытом прошлых поколений.

Таким образом, воспитание подрастающих поколений как процесс подготовки подрастающих поколений к обще­ственно-производственной деятельности по своему содер­жанию складывается из двух сторон, из двух элементов: овладения подрастающим поколением производственным и в целом жизненным опытом человечества, который оно застает на момент вступления в жизнь, и соответствующего развития физических и духовных сил детей, образования У них определенных духовных и физических качеств, фор­мирования определенного типа людей, что в совокупности и делает подрастающее поколение способным к общест­венно-производственной деятельности.

Надо отметить, что это не два самостоятельных про­цесса, а лишь dee стороны единого процесса исторически оусловленной жизнедеятельности подрастающих поколе-стшу ПрИЧем Ределяющей и ведущей является первая

рона — овладение опытом прошлых поколений, в то скихЯ КаК вторая ст°рона — развитие духовных и физиче-бы х< СИЛ ~ЯВЛЯеТСЯ необх°Димым следствием первой, как ющимараЛЛеЛЬНЫМ> пР°цессом> дополняющим и оформля-Слело*66 РезУльтаты в определенные человеческие качества.

довательно, каков опыт прошлых поколений в области


производства и всей общественной жизни, который застает на момент вступления в жизнь каждое новое поколение и к которому оно вынуждено приладиться, чтобы получить возможность производить материальные блага и жить,— таков процесс развития духовных и физических сил подра­стающего поколения, таков и результат этого развития — соответствующий тип людей, способных приводить 6 дви­жение орудия производства и,осуществлять производство материальных благ в данных конкретно-исторических условиях.

Таким образом, по своей природе и по своему харак­теру воспитание подрастающих поколений есть объектив­но-закономерное общественное явление, определяющееся как в своем возникновении, так и в ходе исторического развития не чьей-то сознательной волей и желанием, а объективно-закономерным ходом общественного развития, общественными «потребностями и способом производства»1 (Map к с). Оно, как общественное явление, так же старо и вечно, как и сами люди, и «история, — говорит Маркс,— есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений»2.

Поэтому нельзя смешивать, отождествлять воспитание подрастающих поколений (детей) в процессе их жизнеде­ятельности как общественное явление с практической педагогической деятельностью воспитателей, школы и дру­гих воспитательных учреждений.

Воспитание подрастающих поколенийэто процесс становления детей людьми как - важнейшим элементом производительных сил общества. Это явление всегда было, есть и будет до тех пор, пока существует общество. Всег­да было, есть и будет, что рождающиеся новые поколения людей — дети —растут и развиваются духовно и физнче* ски, овладевают производственным и жизнейным опытом прошлых поколений и становятся взрослыми людьми, спо­собными к общественно-производственной деятельности в тех конкретно-исторических условиях, в которых они вы­нуждены жить, т. е. воспитываются.

Этот процесс воспитания подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление, определя­ющееся «потребностями и способом производства» (Маркс) и присущее обществу на всех стадиях его раз-

1 Маркс /С., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч. — 2-е изд.—
Т. 3. —С. 28.

2 Там же. — С 44..


вития ибо общество без него не может жить и развивать­ся Объективно-закономерный характер воспитания под­растающих поколений как общественного явления, прису­щего обществу на всех стадиях его развития, подчеркивал В И Ленин в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», где, в частности, он критикует народника Михайловского, который «прини­мал категории и надстройки одной исторически определен­ной общественной формации (основанной на обмене) за категории настолько же общие и вечные, как воспитание детей...»1 (курсив мой. —Я. К.).

Практическая педагогическая деятельность — это со­всем другого рода явление. Это сознательная целенаправ­ленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей)—родителей, учителей, школы и других воспита­тельных учреждений, направленная на осуществление я осуществляющая руководство процессом воспитания детей. Это, как и всякая другая практическая деятельность в любой другой области, есть сознательное вмешательство людей в процесс воспитания детей, управление и руковод­ство этим процессом, его частичная или полная организа­ция в соответствии с целями, к достижению которых стремятся люди и организации, ведущие воспитательную работу.

Смешивать и отождествлять эти два явления — значит подменять одно явление другим, одно понятие другим, вносить путаницу в методологию познания и в педагоги­ческую теорию. Такое смешение (неразличение, отождеств­ление) есть не что иное, как традиция буржуазной идеали­стической педагогики, которая, как известно, не признава­ла и не признает объективно-закономерного, естественно-исторического развития общественной жизни, в том числе и воспитания подрастающих поколений как объективно-закономерного общественного явления. Поэтому в буржу­азной идеалистической педагогике нет понятия воспитания подрастающих поколений как объективно-закономерного общественного явления. Она, как известно/исходит из фата­листической обусловленности судьбы детей, а следовательно, и процесса их развития, или «богом», «идеей», «природой», или «биологическими и социальными факторами», считает т процесс неизменным и не утверждает предметом педа-гики. Предметом буржуазной педагогики является лишь гитание как практическая воспитательная деятельность,

1 В. И. Ленин. Поли, собр. соч4 — Т. 1в~ С. 154,


воспитательное искусство учителей, воспитателей, задачей
которого является, по мнению буржуазно-идеалистической
педагогики, содействие и помощь фатально определяющим
процесс развития детей силам (факторам), «служба» им,
а не руководство этим процессом в соответствии с потреб­
ностями общественной жизни. Поэтому и термин «воспи­
тание» в буржуазной педагогике употребляется только в
смысле обозначения, определения воспитательной деятель­
ности, а не действительного процесса воспитания подрас­
тающих поколений, который она не изучает и не считает
нужным изучать. Этот действительный процесс воспитания
детей буржуазная педагогика именует развитием, и он, по
ее мнению, является предметом изучения других наук:
физиологии, психологии, педологии, «законы» которых
якобы и должны являться руководящей и определяющей
основой для практической педагогической деятельности,
призванной обслуживать, помогать проявлению этих веч­
ных и неизменных физиологических и психологических
«законов природы». И

Поэтому смешивать, не различать, отождествлять эти два явления — воспитание аодрастающих поколений (де­тей) и практическую педагогическую деятельность (взрос­лых)— значит по существу не признавать воспитания подрастающих поколений общества как объективно-зако­номерного общественного явления, т. е. становиться на точку зрения буржуазной идеалистической педагогики.

Марксистская теория общественного развития, основы­вающаяся на признании общественного бытия как объек­тивной реальности, и марксистская методология познания и действия, в основе которой лежит принцип единства теории и практики, требуют иного подхода к решению этого методологического вопроса. Исходя из признания общественного, бытия как объективной реальности, марк­сизм считает и учит, что практическая общественная дея­тельность должна основываться на изучении закономерно­стей развития общества, руководствоваться не какими-либо случайными мотивами, а законами развития общества, практическими выводами из этих законов и, используя действие этих законов, ускорять й улучшать процесс обще­ственного развития, управлять им в соответствии с потреб­ностями общества.

Точно так же должна решать этот вопрос и педагогика как наука об одном из общественных явлений — воспита­нии подрастающих поколений общества. Исходя из приз­нания воспитания как объективно-закономерного общест-


вейного явления, т. е. понимая его таким, каково оно есть на самом деле, в жизни, педагогика должна познать закономерности этого явления, его законы и вооружить знанием их практическую педагогическую деятельность, чтобы последняя, зная их и используя, могла воздейство­вать на объективный процесс воспитания, ускорять и-улуч­шать его, могла бы управлять им и достигать своих целей, вытекающих из потребностей развития материальной жиз­ни общества.

Таким образом, с точки зрения марксистской теории общественного развития, с точки зрения марксистской методологии и ее важнейшего принципа — единства теории и практики, необходимо строго различать эти два явле­ния— воспитание подрастающих поколений общества как объективно-закономерное общественное явление и прак­тическую педагогическую деятельность. Предметом педаго­гики как науки является воспитание подрастающих поколений общества, и задача педагогики в том и заклю­чается, чтобы познать его законы и вооружить знанием их практическую педагогическую деятельность. Тогда педаго­гика будет полезной для практической педагогической деятельности и практическая педагогическая деятельность будет научно поставленной, более успешной и эффективной и явится критерием истинности добытых педагогикой зна­ний и источником ее дальнейшего развития.

Таковы с точки зрения исторического материализма признаки воспитания подрастающих поколений, характе­ризующие его роль и место в системе общественной жиз­ни, его общественную функцию, его содержание и характер как объективно-закономерного общественного явления.

Значение указанных выше признаков состоит в том, что они являются основанием для научного разрешения таких важных проблем, как определение целей и задач практи­ческой педагогической деятельности, ее содержания, а так-в позволяют правильно, научно понять процесс воспита­ния как историческое явление.

Если воспитание как общественное явление есть про­вес подготовки подрастающих поколений (детей) к обще-зенно-производственной деятельности, то, следовательно, задача практической педагогической деятельности заклю-*ется не в том, чтобы «воспитывать вообще», для «жизни ообще», как определяется эта задача буржуазной педа-гик°и, а в том, чтобы воспитывать людей как важнейший обг>МеНТ пР0ИЗВ0Дительных сил общества, воспитывать, зовывать у детей такие человеческие качества, кото-


рые делали бы подрастающее поколение способным при­водить в движение орудия производства и производить материальные блага.

Значит, в определении целей и задач педагогической деятельности надо исходить не из понятия о «человеке вообще», не из добрых пожеланий, высказываний,и т. п., а из потребностей производства и всей общественной жизни в тот конкретно-исторический период, в который вступает в жизнь данное подрастающее поколение: из состояния, уровня, потребностей и перспектив развития производительных сил общества и других общественных явлений, прямо или косвенно обслуживающих произ­водство.

Если основным признаком, качеством людей как важ­нейшего элемента производительных сил является то, что они владеют определенным производственным опытом и навыками труда, то задача вооружения подрастающего поколения производственным опытом и навыками труда, соответствующими уровню и потребностям развития про­изводства в тот исторический период, в который вступает в жизнь данное подрастающее поколение, является руко­водящим принципом во всей педагогической деятель­ности и в первую очередь в определении ее целей и содер­жания.

Значит, задача педагогической деятельности заключа­ется в том, чтобы помочь подрастающему поколению (де­тям) овладеть теми элементами жизненного опыта про­шлых поколений, освоение которых обеспечивает и воспитывает (образует) у них производственный опыт и навыки труда, необходимые для участия их в обществен­ном производстве в данных конкретно-исторических условиях.

Если процесс овладения подрастающим поколением производственным и в целом жизненным опытом прошлых поколений есть в то же время и процесс развития его духовных и физических сил, процесс образования опреде­ленных человеческих качеств, определенного типа людей (типа личности), то задача педагогической деятельности должна состоять не только в помощи подрастающему поколению в овладении соответствующим производствен­ным опытом и навыками труда, но и в воспитании духов­ных и физических качеств, в формировании определенно­го типа личности, определенного типа людей, соответст­вующих потребностям общества в данный исторический период.


Поэтому практическая педагогическая деятельность должна «включить» в жизнь детей такие элементы из опы­та прошлых поколений и так организовать овладение детьми этим опытом, чтобы, наряду с приобретением про­изводственного опыта и навыков труда, у детей воспиты­вались бы и нужные физические и духовные качества, формировался бы нужный тип людей.

Таковы принципиальные выводы, которые следуют из указанных выше характерных признаков воспитания „под­растающих поколений для определения целей и задач педагогической деятельности, ее содержания и конкретных форм.

И, наконец, еще один вывод для педагогической науки относительно познания процесса исторического развития воспитания подрастающих поколений. Если воспитание подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление, составная органическая часть ма­териальной жизни общества (процесс становления детей людьми как важнейшим элементом производительных сил общества), то, следовательно, понять и изучить процесс исторического развития его можно только в тесной связи с историей развития общества, прежде всего, с историей развития производства и его важнейшего элемента — про­изводительных сил, в зависимости от изменения и разви­тия которых изменялся и развивался в ходе истории про­цесс воспитания подрастающих поколений, обусловленный, конечно, и другими факторами.

Только при этом условии можно понять специфические особенности воспитания подрастающих поколейий в раз­личные исторические эпохи, влияние на характер воспита­ния классового деления общества и разделения труда в нем, особенности воспитания в различных странах у раз­личных народов (его национальный характер), а также понять и объяснить возникновение на разных этапах исто­рии и в разных странах общих и различных педагогических учений и воспитательной политики и практики. Таковы, нам думается, с точки зрения исторического материализма, характерные признаки, особенности воспитания подрастаю­щих поколений общества как общественного явления и таковы основные условия и требования исторического материализма к познанию воспитания как общественного явления в целом, к разрешению таких проблем педагоги­ческой теории, как определение целей и задач педагоги­ческой деятельности, ее содержания.


 




«МЕХАНИЗМ» ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Исторический материализм позволяет также научно разрешить проблему развития детей в процессе воспита­ния и раскрыть, познать, так сказать, «механизм» самого процесса воспитания подрастающих поколений, или способ его осуществления, и на основе этого научно разрешить проблему методики и «техники» воспитательной работы. Основанием для разрешения этой проблемы является марксистско-ленинское учение о развитии человеческой личности.

Марксизм-ленинизм, как известно, учит, что труд соз­дал человека. В процессе труда «для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собствен­ной жизни, он (человек. — Я. К.) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дрем­лющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти»1. Вызванные этим «движением» из­менения в естественных силах человеческого организма и его органах, их усовершенствования передавались по наследству и умножались от поколения к поколению, й только благодаря труду, с необходимостью вызывающему «движение» и изменение естественных сил человека, бла­годаря приспособлению человека ко все новым и новым сложным трудовым операциям и другим видам обществен­ной деятельности, являющимся следствием развивающе­гося общественного производства, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особенного развития человеческих сил, способностей и органов, а также благо­даря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным видам деятельности, только благодаря всему этому человеческий организм достиг той высокой ступени развития, на которой он смог вызвать к жиани современные произведения искусства, науки, техники2.

Таким образом, источником и средством развития, из­менения, усовершенствования естественных сил человека

1 Маркс К. Капитал//Маркс К. и Энгельс Ф, Соч. — 2-е изд. —
Т. 23.— С. 188—189.

2 См.: Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны
в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч4—-2-е изд. — Т, 20, — С, 486-*
499.


(духовных и физических), источником и средством разви­тия человеческой личности являются не какие-то потусто­ронние силы (бог, природа, идея) и не какие-то внешние по отношению к человеку факторы — среда, обстоятельст­ва и т. д., а его собственная деятельность как необходимое «движение» принадлежащих ему «естественных сил — рук и ног, головы и пальцев» (Маркс), с необходимостью вызываемое необходимыми жизненными отношениями его с природой и людьми. Поскольку человек живет, постоль­ку он вынужден определенным образом действовать, т. е. приводить, как говорит Маркс, в «движение» свои естест­венные — физические и духовные — силы и способности. А этот факт «движения» вызывает соответствующее его характеру развитие и изменение вовлеченных в это дви­жение сил и способностей человека, и, наоборот, неразви­тие (деградацию) тех сил и способностей, которые в деятельность не вовлечены и, следовательно, не упражня­ются.

Следовательно, определенные обстоятельства жизни вызывают и обусловливают определенную систему дея­тельности человека, определенную систему движений определенных естественных сил и способностей человека, а эта деятельность с необходимостью приводит к соответ­ствующему развитию тех сил и способностей, которые в нее вовлечены, а следовательно, к соответствующему раз­витию, формированию человеческой личности.

Так, например, односторонняя, обуженная деятельность людей, вызванная разделением труда, необходимо обус­ловливает односторонность их развития, искалеченность человеческой личности.

«Уже первое крупное разделение труда, — писал Эн­гельс,— отделение города от деревни — обрекло сельское население на тысячелетия отупения, а горожан — на пора­бощение каждого его специальным ремеслом. Оно унич­тожило основу духовного развития одних и физического развития других... Вместе с разделением труда разделяется и сам человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растет разделение труда, достигающее своего высшего развития в мануфактуре. Мануфактура разлагает ремесло на его отдельные частичные операции, отводит каждую из них отдельному рабочему как его пожизненную профессию и приковывает его таким образом на всю изнь к определенной частичной функции и к определен-


 



Заказ 3923



ному орудию труда. «Мануфактура уродует рабочего, искусственно культивируя в нем одну только односторон­нюю сноровку и подавляя мир его производственных йа-клонностей и дарований... Сам индивидуум разделяется, превращается в автоматическое орудие данной частичной работы» (Маркс), — в автоматическое орудие, которое во многих случаях достигает своего совершенства лишь путем буквального физического и духовного уродования рабочего»1.

И, Наоборот, всесторонняя деятельность людей, вызван­ная и обусловленная социалистическим строительством в СССР, обусловила и всестороннее развитие его участников, рождает нового, всесторонне развитого советского чело­века.

Таким образом, жизнедеятельность человека — труд, общественная деятельность и т. п. — является не только производительной силой и имеет своим результатом не только достижение практических жизненных целей, кото­рыми она обусловлена и вызвана, на достижение которых она направлена, но вместе с тем одновременно (парал­лельно) она заключает в себе, так сказать, силу воспита­тельную, педагогическую.

Поскольку она, как определенная деятельность, вызы­вает и обусловливает определенное «движение» вовлечен­ных в нее естественных сил и способностей человека, по­стольку она с необходимостью и неизбежностью является средством, «механизмом» изменения и развития этих сил, средством и «механизмом» развития* формирования лич­ности. Поэтому ее необходимым следствием, наряду с дос­тижением жизненно практических результатов, являются и воспитательные результаты: определенное, соответствую­щее содержанию и характеру деятельности развитие есте­ственных сил человека, которые были вовлечены в деятель­ность, или неразвитие, деградацию тех сил, которые не были вовлечены в деятельность, не упражнялись, и соот­ветствующее образование определенных человеческих ка­честв, определенного типа личности.

Следовательно, каковы содержание и характер жиз­недеятельности человека (людей), таков и процесс его развития, таков и сам человек (люди), или, как говорит Маркс, «какова жизнедеятельность индивидов, таковы и

1 Энгельс Ф. «Анти-Дюринг»//Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.-* 2-е изд., — Т, 20, — С. 303.


они сами»1. Поэтому, говорит Маркс, старое «материалис­тическое учение о том, что люди суть продукты обстоя­тельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвы­шается над обществом (например, у Роберта Оуэна).

Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рациональ­но понято только как революционная практика»2, как пре­образующая деятельность, в процессе которой люди, изме­няя обстоятельства, изменяют в то же время и самих се­бя, т. е. как «самоизменение».

Таковы, коротко, основные положения, раскрывающие сущность марксистско-ленинского учения о развитии чело­веческой личности. Это учение произвело коренной перево­рот во взглядах на происходящее развитие человека и яв­ляется подлинной научной основой всех наук, изучающих человека, в том числе науки о воспитании подрастающих поколений людей — педагогики. Применение этих положе­ний к воспитанию подрастающих.поколений общества (де­тей), к изучению процесса воспитания детей позволило со­вершенно по-новому в сравнении с Домарксовой и совре­менной немарксистской педагогикой как формулировать общую педагогическую теорию, так и решать ряд конкрет­ных проблем, позволило впервые в истории поставить пе­дагогику на подлинно научные основы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 393 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2144 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.