Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воспитание и развитие личности 1 страница




Ребенок —это человек в возможности. Он заключает в Себе — в организации, структуре и способностях своего организма и каждого его органа в отдельности —весь исторически пройденный путь развития своих предков, все исторически возникшие и переданные по наследству от поколения к поколению изменения в этих органах и организме в целом, реализованные в качестве их, в при­роде их, в их способностях стать человеческим организ-

1 Марке К-, Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч. —- 2-е изд.—
о с JQ

2 Маркс К. Тезисы о Фейербахе//Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.—
-е изд. — Т. 3. — С. 2,


мом, человеческой личностью и в способности дальней-* шего развития и совершенствования в соответствии с изме* няющимися условиями жизни.

Но никакими силами, которые бы обусловили обязатель­ное развитие всех полученных по наследству естественных сил и способностей до совершенства человеческих ка­честв, ребенок от рождения не обладает. Единственным средством и «механизмом» развития естественных сил и способностей ребенка и превращения их в реаль­ные качества человеческой личности является деятельность, движение вовлеченных в нее (в деятельность) принадлежа­щих ребенку естественных сил и способностей, их упраж­нение.

Поэтому полученные по наследству силы и способности ребенка, в зависимости от обстоятельств его жизни и обу­словливаемой этими обстоятельствами деятельности ребен­ка, могут развиваться, превращаться в реальные качества человеческой личности. Тогда, в зависимости от количества и качества их развития, ребенок станет человеком. Но они могут и не развиться, если не будет вызвана и организова­на обусловливающая их развитие деятельность, или може? развиться только часть их. В этом случае развитие ребенка получит неполный, односторонний характер и результатом его будет неполно, односторонне развитый человек.

Можно сказать, что, какова деятельность ребенка, та-ково и движение вовлеченных в эту деятельность его ес­тественных сил и способностей, их упражнение, а каково движение и упражнение этих сил, таково их развитие,, их изменение, а следовательно, таков и результат этого разви­тиявоспитание определенных человеческих качеств, определенный тип личности, его своеобразие.

Идеализм потому и не может понять и разрешить проблему развития человека, в том числе и в период воспитания, что «вместо того, чтобы понять своеобразие лкщщ как следствие их деятельности и обусловленного ею способа наслаждения (т. е. удовлетворения людьми своих потребностей. -— Прим. сост.), он объясняет деятель­ность и наслаждение «своеобразием человека», чем, ко­нечно, ликвидируется возможность всякой дальнейшей дис­куссии»1.

Следовательно, процесс деятельности ребенка и ест*> процесс развития его естественных сил и способностей*

1 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч. — 2-е изд, «-* Т. 3. — С. 468.


процесс становления его человеком или, иначе говоря, про­цесс его воспитания.

Деятельность ребенка, являющаяся источником и про­цессом развития его естественных духовных и физических ^ил и способностей, процессом образования у него чело­веческих качеств, обусловливается и вызывается необхо­димыми жизненными потребностями ребенка во взаимо­отношениях его со всем окружающим миром. Необходи­мость жить вызывает необходимость отношений его с окру­жающими людьми, вещами, явлениями, т. е. необходимость Определенной жизнедеятельности, а эта последняя в свою очередь необходимо вызывает и определенное, соответст­вующее ее содержанию и характеру развитие естественных сил и способностей ребенка (детей).

Таким образом, жизненно необходимая деятельность ре­бенка, являющаяся следствием его необходимых жизнен­ных отношений с людьми, вещами, явлениями, составляет одновременно и процесс и содержание его жизни, и про­цесс его воспитания.

В жизни ребенка, как и в жизни человека вообще, нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношений, которые, помимо своего непосредственного жиз­ненного значения, не имели бы значения воспитательного: не влияли бы так или иначе на физическое, умственное и нравственное развитие его, на образование навыков, уме­ний, привычек, взглядов, не расширяли бы и не вызывали бы нарастания жизненного опыта. Пусть эти изменения в каждый данный момент незаметны или мало заметны, ло определенное количество и система их как результат опре­деленной системы жизнедеятельности и составляет процесс физического и духовного развития ребенка, процесс форми­рования его как определенной личности, т. е. процесс его воспитания, независимо от того, стремится кто-либо к это­му сознательно или не стремится, хочет кто-либо этого или не хочет.

Таким образом, ребенок, живя, а следовательно, дейст­вуя, не может не воспитываться, ибо в процессе всякой его деятельности: бытовой, учебной и т. п., в результате «при­ведения в движение» и упражнения вовлеченных в эту дея­тельность естественных сил и способностей неизбежно про­исходит их развитие и изменение и, наоборот, неразвитие, деградация тех сил и способностей, которые не вовлечены в деятельность, не упражняются.

Следовательно, ребенок воспитывается постоянно, в каждый данный момент, поскольку он в каждый данный


 




момент живет и действует. И в зависимости от* того, как живет и как действует ребенок, в зависимости от этого он упражняет, а следовательно, развивает свои естественные силы и приобретает (формирует) определенные навыки, умения, знания и все другие человеческие качества, т. е. определенным образом воспитывается.

Таким образом, жизнь и воспитание ребенка есть нечто единое, вернее, две стороны процесса его жизнедеятельнос­ти, в котором он, необходимо устанавливая взаимоотноше­ния с окружающими его людьми, вещами, явлениями, удов­летворяет свои жизненные потребности и в то же время, поскольку он «приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы», упражняет и развивает их и при­обретает соответствующие навыки, умения, знания, форми­рует духовные и физические качества.

Поэтому В. И5 Ленин учит, что «воспитание коммунис­тической молодежи должно состоять не в том, что ей под­носят всякие усладительные речи и правила о нравствен­ности. Не в этом состоит воспитание. Когда люди ви'дели, как их отцы и матери жили под гнетом помещиков и ка­питалистов, когда они сами участвовали в тех муках, ко­торые обрушивались на тех, кто начинал борьбу против эк­сплуататоров, когда они видели, каких жертв стоило про­должить эту борьбу, чтобы отстоять завоеванное, каким бе­шеным врагом являются помещики и капиталисты, — тогда эти люди воспитываются^ в этой обстановке коммунистами. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чем состоит и основа коммунистического воспитания, образования и учения. Вот в чем состоит ответ на вопрос, как надо учить­ся коммунизму.

Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни»1 (курсив мой. — И. К.).

Следовательно, процесс жизни ребенка объективно и ееть действительный процесс его воспитания. Какова жизнь ребенка, каковы характер и содержание его жизненно не­обходимых отношений с людьми, вещами и явлениями и определенный этими отношениями характер и содержание его жизнедеятельности — таков и процесс его воспитания, таков и результат его: определенные, соответствующие со­держанию и характеру жизнедеятельности ребенка физи-

1 Ленин В. И. Задачи союзов молодежи/ДТолн. собр. соч. —i Т. 41. — С, 313.


веские и духовные качества, навыки, знания, умения, взгля­ду, черты характера и т. п.

Если жизнь ребенка, его жизненные отношения и дея­тельность скудны, бледны по содержанию, ограничены, а отсюда— ограничено и слабо «движение» его естествен­ных сил, их упражнение, то, следовательно, ограничено и Й развитие, а как результат — слабы и односторонни его знания и навыки, умения, скудны и бледны его впечатле­ния и представления и все другие человеческие качества, Й, наоборот, чем богаче по содержанию жизнь ребенка (детей), чем выше она по своему культурному уровню, ши­ре по охвату жизненных явлений и отношений, тем разно­сторонней деятельность его, тем больше получа~ет он «ма­териала» для упражнения и развития своих естественных сил и тем культурней, опытней, разносторонней формиру­ется он как человек.

В этом смысле человек как результат воспитания — это продукт своей жизнедеятельности. Какова жизнедея­тельность человека, таков и сам человек, и эта формула Маркса в полной мере относится и к детям. Таким обра­зом, изменение содержания и характера жизнедеятельности ребенка (детей) неизбежно дает и изменение его (их) ду­ховного и физического развития, а следовательно, и изме­нение личности, изменение типа людей.

Исходя отсюда, понятны задачи и методы практиче­ской педагогической деятельности и задачи педагогиче­ской науки. Если развитие духовных и физических сил детей (ребенка), образование у них человеческих качеств является следствием и результатом их жизнедеятельности, то, следовательно, практическая педагогическая деятель­ность, чтобы достигнуть своих целей, должна, с одной сто­роны, внести в жизнь детей определенные, соответствую­щие воспитательным целям, виды деятельности и так орга­низовать эту деятельность и руководить ею, чтобы в про­цессе ее, наряду с удовлетворением своих естественных жизненных потребностей, дети овладевали бы необходи­мым жизненным опытом прошлых поколений, развивали бы в себе соответствующие духовные и физические качества, навыки, умения, знания; с другой стороны, задача практи­ческой педагогической деятельности — исключить из жизни детей те ее элементы, те виды деятельности, воспитатель­ные результаты которых не соответствуют воспитатель­ны^ целям.

Короче, практическая педагогическая деятельность должна педагогически целесообразно организовать всю


детскую жизнедеятельность, всю жизкь детей так, чтобы каждый элемент ее, наряду с удовлетворением соответ­ствующих жизненных потребностей детей, был бы в то же время средством воспитания тех или иных человече­ских качеств, а вся детская жизнь в целом, наряду с мак­симальным удовлетворением жизненных потребностей детей, была бы в то же время определенной, сОответствз< щей воспитательным целям системой воспитания дет была бы определенно воспитывающей школой.

Задачей педагогической науки, исходя отсюда, являетая разработка и совершенствование, на основе учета и обоб­щения практического педагогического опыта, в том чисда и специального эксперимента, различных видов детский жизнедеятельности, различных элементов детской жизни (их содержания, организации, проведения), чтобы сделать каждый из них, наряду с тем, что он является средством удовлетворения тех или иных естественных жизненных по­требностей детей, средством воспитания тех или иных ка­честв человеческой личности, соответствующих требовани­ям современной жизни. Более того, нужна разработка всей системы детской жизни (ее содержания, форм организа­ции и проведения), чтобы жизнь детей, наряду с полным удовлетворением всех их жизненных потребностей, была бы в то же время определенной, соответствующей воспита­тельным целям системой их воспитания.

Таковы, с точки зрения исторического материализма, некоторые особенности воспитания подрастающих покр-лений общества и следующие из них выводы для практиче­ской педагогической деятельности и для педагогической науки. Практическое осуществление этих выводов является основой и началом становления на подлинно научный путь и педагогики, и практической педагогической деятельности, а следовательно, основой успеха их развития, о чем свиде­тельствует опыт передовых советских педагогов, в особен­ности опыт и труды А. С. Макаренко.


ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

В

своей практической работе и теоретических обоб­щениях А. С. Макаренко исходил из того непреложно­го закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности — учебной, трудовой, бытовой, игровой и т. п., в результате упражнения вовле­ченных в нее естественных сил детей происходит разви­тие этих сил, а вместе с тем и образование соответствую­щих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целрм.

Эта важнейшая для педагогической науки и практики концепция получила в трудах А. С. Макаренко название «педагогики параллельного действия», и мы считаем воз­можным, исходя из существа этого положения, назвать его «законом параллельного педагогического действия А. С. Ма­каренко».

ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы зна­чения воспитательного. Так примерно может быть сформу­лирован «закон параллельного педагогического действия А. С. Макаренко»1.


1 Специальной формулировки этого положения как определен? ного закона в трудах А. С. Макаренко нет. Поэтому, основываясь на точном смысле ряда его высказываний, мы даем ее как прибли-. зительную в несколько обобщенном виде. См., например: Макарен­ко А С. Пед. соч.: В 8 т. —М,: Педагогика, 1983. — Т, 1. —С. 323; 1984, —Т. 4, —С. 124, 316—318. — Прим. авт.


V


Значение этого закона для педагогики и для практи­ческой педагогической деятельности исключительно ве­лико.

Прежде всего он показывает, что деятельность воспи­тывающихся (детей) есть единственное средство, которое развивает и совершенствует их естественные силы и образу­ет* воспитывает человеческие качества — духовные и фи­зические. Других средств нет.

Этот вывод как первоочередной и лег в основу практик чеедой педагогической деятельности А. С. Макаренко, его методики «параллельного педагогического действия», Ма­каренко в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского достиг нужных ему воспитательных резуль­татов не «перекладыванием» истин из головы воспитателя в головы воспитанников путем напряжения «голосовых связок» воспитателей и не «развитием» и «привитием» тех или иных человеческих качеств путем волшебного «убежде­ния», а тем, что вносил в жизнь детей соответствующие воспитательным целям виды деятельности и так организо­вывал эту деятельность, что результатом ее, результатом упражнения в этой деятельности было и соответствующее воспитательным целям развитие естественных сил детей и образование духовных и физических качеств, знаний, уме­ний, навыков и т. п.

«Попробуйте, — говорил А. С. Макаренко, — серьезно, искренне, горячо задаться целью воспитать мужественно­го человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет огра­ничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что резуль­тат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы вос­питываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг — только объект для глазения, развлекательный момент.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не по­ставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости»1. То же самое следует сказать и в отношении воспитания любого другого качества — и духовного и фи­зического. Нельзя воспитать грамотного человека без уп­ражнения его в грамотном письме, нельзя воспитать кол­лективиста без упражнения его в коллективных движениях

1 Макаренко А. С, Воля, мужество, целеуетремленность/Пед. соч.: В 8 т, — М,: Педагогика, 1984.Т. 4.С. 319,


и т. д. и т. п., ив этом смысле воспитание есть упражнение в жизни.

Следовательно, если единственным средством развития естественных сил детей и воспитания у них определенных человеческих качеств является деятельность воспитываю­щихся, то единственным средством овладения процессом воспитания детей, управления этим процессом в соответст­вии с поставленными целями, т. е. практической педаго­гической деятельности,-является такая специально органи­зованная система детской жизнедеятельности, в результа­те упражнения детей в которой, вместе с удовлетворением. их жизненных потребностей, «параллельно», образовыва­лись, воспитывались бы качестйа личности, требуемые на­шей эпохой.

Обращаясь к родителям в «Лекциях о воспитании де­тей», А. С. Макаренко говорил: «Истинная сущность вос­питательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ре­бенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в органи­зации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора»1 (курсив мой.—

В этом суть макаренковской методики параллельного педагогического действия как основы всей воспитательной работы. Поэтому, обращаясь к советским учителям, Антон -Семенович писал: «Коммунистическую волю, коммунисти­ческое мужество, коммунистическую целеустремленность (и какое бы то ни было другое качество советского чело­века.— Я. К>) нельзя воспитать без специальных упражне­ний в коллективе»2. Нужно «создать такую цепь упраж­нений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и бла­годаря которым выходит хороший человек»3.

Далее, закон параллельного педагогического действия показывает, что не существует «воспитательных» и «не­воспитательных» средств. Каждый элемент детской жизни, каждый шаг ребенка является обязательно воспитательным средством, поскольку он обязательно вызывает к дейст­вию и, следовательно, упражняет естественные силы и со-

1 Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984,— Т. 4. — С. 64.

^Макаренко А. С. Воля, мужество, целеустремленность//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. — С. 319.

.:■§■■ Макаренко А. С. Художественная литература в воспитании де-тей//Пед. соч.: В 8 т. — М;: Педагогика, 1986. —17 7,— С 39,


 




вершенствует те или иные человеческие качества, знания, умения и т. п. Значит, дети воспитываются постоянно, в каждый данный момент, поскольку в каждый данный мо­мент они живут и действуют.

Но далеко не каждый шаг и не каждый элемент дет­ской жизни воспитывает нужные, соответствующие -воспи­тательным целям качества, и далеко не все необходимые с точки зрения воспитательных целей виды деятельности мо­гут возникнуть в детской жизни сами по себе, стихийно. Значит, чтобы процесс воспитания детей и его результаты не были стихийными, случайными, а соответствовали бы воспитательным целям, надо исключать из жизни детей не соответствующие воспитательным целям виды деятельности и вносить, включать в жизнь детей такие виды деятельнос­ти, которые бы отвечали 'воспитательным целям, организуя каждый элемент детской жизни и всю детскую жизнедея­тельность так, чтобы ее результатом с необходимостью «бы­ло воспитание нужных качеств, воспитание людей, соот­ветствующих требованиям нашей жизни. Мы начинаем с организации бытия, указывал А. С. Макаренко.

Следовательно, методика параллельного педагогическо­го действия как практический вывод из одноименного за­кона есть способ управления процессом воспитания детей, который осуществляется путем организации системы уп­ражнений детей в различных видах деятельности в соответ­ствии с поставленными целями.

В этом и состоит главная задача воспитателя (роди­телей, школы и других воспитательйых учреждений) и в этом заключается сущность и ценность педагогического мастерства.

Разрешение этой задачи в наших, советских социалис­тических условиях и составляет основное содержание педа­гогической теории А. С. Макаренко и его методики воспи­тательной работы.

Как показывает история педагогической мысли, закон и методика параллельного педагогического действия давно стучатся в двери педагогики. Частичное их осознание в прогрессивной домарксовой педагогике породило в свое время передовые педагогические идеи — лучшее, что есть в теории и методике Коменского, Песталоцци, Ушинского и других передовых педагогов. В своей практической работе с детьми они добивались успеха постольку, поскольку шли по пути упражнения естественных сил воспитанников в процессе специально организованной их жизнедеятельнос­ти. Вся практика воспитательной работы в ходе истории


человечества складывалась на основе стихийного использо-* вания этой закономерности.

Но домарксова материалистическая педагогика, вслед* ствие ее социальной и методологической ограниченности, не могла понять самого «механизма» развития человека, его воспитания как «самообразования», «самоизменения» в процессе и в результате его активных взаимоотношений е Окружающим миром. Обстоятельства, среда были для нее непреодолимым роком, фатально определяющим судьбы людей, и педагогическая позиция домарксовой педагогики была в лучшем случае лишь позицией приспособления ш жизни, пассивного следования за нею. В этом и выража­лась объективно классовая сущность буржуазной педагоги­ки периода восходящего капитализма (идея природосооб* разного воспитания, теория свободного воспитания и др.). В последующем же развитии буржуазная педагогика, сде­лавшись послушной служанкой империалистической реак­ции, встала на позиции открытого идеализма и мисти­цизма.

Только с победой социалистической революции педа­гогическая теория и практика, руководствуясь марксистско-ленинским учением, получает возможность раскрыть дей­ствительные закономерности процесса воспитания подрас­тающего поколения и использовать их в интересах движе­ния общества к коммунизму.

Телько в социалистическом обществе, где нет антаго­низма между классами, а вместе с этим и между интереса­ми общества и личности, стала возможна планомерная и целеустремленная организация воспитания всего подраста­ющего поколения, руководство процессом воспитания де­тей в целом в соответствии с потребностями развития ма­териальной жизни общества. Противоречия между воспи­тательными целями, выражающими интересы тех или иных общественных классов, и действительным процессом вос­питания детей, действительными потребностями материаль­ной жизни общества социализм снимает. Благодаря этому •на основе марксистско-ленинского учения об общественном развитии и марксистско-ленинского педагогического учения создалась полная возможность целиком подчинить процесс воспитания подрастающих поколений советского социалис­тического общества целям коммунистического воспитания, разработать научные основы, теорию, формы и методы пе­дагогически целесообразной организации всех жизненных отношений детей как коммунистически целеустремленных и коммунистически воспитывающих отношений.,


 




Советская педагогика и советская педагогическая прак­тика, таким образом, получили полную возможность орга­низовать воспитание подрастающего поколения на дейст­вительно научной основе и этим полностью удовлетворить как интересы и потребности становления и развития ком­мунистического общества, так и интересы всестороннего развития личности.

ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

«Жизнь образует» (Песта л оцци). Этот принцип был раскрыт и провозглашен еще педагогами-материалис­тами домарксова периода. Но они, опираясь в основном на представление о человеке как пассивном продукте об­стоятельств, среды, не могли сделать и не сделали из это­го «великого и основного принципа» творчески преобразую­щих выводов. Правильное, научное разрешение проблемы воспитания и жизни детей стало возможно только на ос­нове марксизма-ленинизма, что и нашло свое выражение в советской педагогической теории и практике, в частности в деятельности и произведениях А. С. Макаренко.

Антон Семенович всегда и во всем исходил из гого, что «человек не может быть воспитан непосредственным влия­нием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле... Со всем сложнейшим миром окружаю­щей действительности ребенок входит в бесконечное чис­ло отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физи­ческим и нравственным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому уче­ту, тем не менее он создает в каждый данный момент оп­ределенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя»1.

Наша советская жизнь, говорил Макаренко, заключает в себе огромную преобразующую и воспитывающую в со­ответствии с ее потребностями силу. Тем не менее, мы не можем сидеть и дожидаться, пока жизнь сама, стихийно даст нам готовый воспитательный продукт, готовых для жизни людей, и не можем слепо следовать за стихийно складывающимся процессом воспитания детей. Мы должны


руководить процессом воспитания детей, управлять им, что­бы изменения в личности ребенка, которые происходят в «каждый данный момент», были бы не случайными, не сти­хийно складывающимися, а соответствовали тем воспита­тельным целям, к достижению которых мы стремимся. ^На­ши дети, — писал А. С. Макаренко, — цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это прекрасный яблоне­вый сад... Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим делом: вскапы­вайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие ве­точки.

...Не только аромат, не только «гаммы красок» — плоды, вот что должно вас интересовать в особенной сте­пени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрыз­гайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку непри­ятно....

Да, давайте будем садовниками, — продолжает Мака­ренко. — Это... сравнение позволит нам кое-что выяснить в трудном вопросе, кто воспитывает ребенка — родители или жизнь?

Кто выращивает садовое дерево?

Из земли и воздуха оно берет атомы своего тела, солн­це дает ему драгоценную силу горения, ветры и бури вос­питывают в нем стойкость в борьбе, соседние братья-де-_ревья спасают его от гибельного одиночества. И в дереве и вокруг него всегда протекают сложнейшие химические процессы.

Что может изменить садовник в этой кропотливой рабо­те жизни? Не должен ли он бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, чтобы кощунственной и наглой рукой похитителя сорвать их и сожрать?

Так именно и делают дикари где-нибудь в трущобах Огненной Земли. И так делают многие родители.

Но так не делает настоящий садовник.

Человек давно научился осторожно и нежно прикасать­ся к природе. Он не творит природу и не уничтожает ее, он только вносит в нее свой математически-могучий коррек­тив.. -»1 и через это получает нужные ему дары природы.


 


1 Макаренко А. С. Книга для родителей//Пед. соч,: В 8 т,— М.: Педагогика, 1985.—-Т. 5, — С, 14,


1 Макаренко А. С. Книга для родителей//Пед. соч.: В 8 т.— М,: Педагогика, 1985,-1,5,-0. 15—16.


 




; Наша работа, работа воспитателя, говорил Макарен­ко,— это такой же корректив жизни детей, какой вносит в жизнь плодового дерева хороший садовник-мичуринец. И только поэтому, и только в этом случае возможен ее ус­пех.

Значит, задача воспитателя — родителей, учителей, шко­лы— должна заключаться не в том, чтобы держать детей в отрыве от жизни на «педагогической веревке» и препод­носить им усладительные речи и правила о нравственнос­ти, а в том, чтобы наполнить детскую жизнь всем богат­ством нашей советской действительности, вести детей по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь, организовать ее и управлять ею в соответствии с воспитательными целями..





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 454 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2290 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.