О КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ
13 марта 1988 г. исполняется 100 лет со дня рождения А. С. Макаренко.
Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко принадлежит к числу подлинных революционеров науки. С каждым годом мы все более убеждаемся в этом.
Педагогический опыт и идеи Макаренко явились мощным стимулом развития советской педагогики во всех ее основных разделах: в методологии, в теории и методике воспитания и обучения, в постановке актуальных проблем педагогического мастерства и подготовке учителей и воспитателей.
Опыт и идеи Макаренко питают передовой педагогический опыт. Они оказали благотворное влияние на возникновение и развитие движения трудовых объединений школьников и других форм соединения обучения с производительным трудом, на расширение форм разнообразной клубной работы в школах и внешкольных учреждениях, на весь учебно-воспитательный процесс в целом.
С начала 50-х годов, когда в школу пришли молодые педагоги, увлеченные идеями А. С. Макаренко, успех лучших педагогических коллективов закономерно связан с творческим использованием и развитием идей замечательного советского педагога.
И все это вполне объяснимо. Опыт Макаренко, его педагогическое творчество являются наиболее полным выражением советских педагогических идей, примером партийной позиции в решении актуальных проблем коммунистического воспитания.
Поражает диапазон содержания педагогического наследия А. С. Макаренко. Все наиболее актуальные проблемы работы школы и педагогики затронуты в нем. Им выдвинут ряд принципиально новых идей: программа вос-
З
питания, педагогическое проектирование, соединение научного образования с производительным трудом, формирование характера, воспитание на лучших традициях советского народа, воспитательный коллектив, педагогический коллектив и его центр, дисциплина и самоуправление, развитие личных отношений детей и воспитателей, авторитет педагога, педагогическое мастерство и техника— этот перечень проблем можно было бы продолжать, так и не раскрыв его в полном объеме. Обращаясь к трудам Антона Семеновича, мы вновь и вновь открываем для себя принципиально новые решения сложнейших проблем коммунистического воспитания и обучения.
И при всем этом разнообразии, широте поставленных вопросов А. С. Макаренко был чужд всякого эклектизма. Его учение является удивительно цельной стройной концепцией. Если можно было бы попытаться в краткой формуле отразить существо педагогических идей Антона Семеновича, то эта формула звучала бы так —воспитание товарища.
Воспитание коммунистов, единомышленников, видящих свой главный смысл в служении народу, в построении самого справедливого общества на земле и избравших труд средством этого служения, является главной задачей школы.
Воспитание в коллективе, организованном таким образом, что именно коллектив становится главным воспитателем личности,— таков генеральный путь воспитательной работы.
В этом сплоченном товариществе по-новому раскрывает себя и сам педагог, который из опекуна и няньки превращается в участника общего дела, наставника, щедро передающего свой опыт, знания, свою страсть и убежденность своим товарищам — ученикам.
Нетрудно видеть, что такова формула нашего советского воспитания вообще. Вот почему Антон Семенович Макаренко с полным правом неоднократно повторял, что нет никакой особой его педагогики — есть одна система воспитания — советская. И вместе с тем именно А. С, Макаренко внес решающий вклад в разработку этой системы созданием основ теории и методики воспитательного коллектива.
Как воспитать коллектив — эту задачу ставили и ставят многие педагоги, но лишь Макаренко поставил задачу принципиально по-новому: как сделать коллектив воспитательным. В вооружении коллектива «тончайшей
педагогической техникой» увидел он главный смысл воспитательной работы, главный метод работы педагога.
Сейчас, когда решаются основные задачи реформы общеобразовательной и профессиональной школы, идеи А. С Макаренко приобретают особую актуальность. И зто не случайно. Антон Семенович был подлинным пионером советской педагогики. Многие задачи, которые поставлены сейчас перед всеми школами страны, в опыте руководимых лм учебно-воспитательных учреждений успешно решались уже в 30.-е годы. Борьба за полное среднее образование, соединение обучения с производительным трудом и политехнической подготовки с профессиональной, создание условий для всестороннего, гармоничного развития детей, широкий диапазон клубной самодеятельной работы воспитанников, развитие самодеятельности и самоуправления детей, их общественной активности и как венец системы воспитания создание и сплочение воспитательного коллектива учащихся — все это было предметом повседневных забот Макаренко и его коллег, все это в его опыте получило оригинальное и — не будет преувеличением сказать — современное решение.
Сейчас трудно себе представить, что долгое время Макаренко не признавали как педагога-теоретика. Одни считали его хорошим практиком, да и то с оговоркой на специфику его опыта работы с правонарушителями. Другие даже объявляли его взгляды в области педагогики чуждыми современным требованиям, ошибочными. Большинство же просто знало Антона Семеновича как писателя, создавшего прекрасную книгу «Педагогическая поэма».
Ныне считается общепризнанным: А. С. Макаренко — классик советской педагогики. Его имя вместе с именем Н. К. Крупской упомянуто в одном из значительнейших педагогических документов нашего времени — «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». На Макаренко ссылаются во всех учебниках педагогики, книгах и статьях по вопросам коммунистического воспитания. В последние годы резко обострился интерес к педагогическому творчеству Антона Семеновича за рубежом.
Это широкое признание пришло не только как следствие поступательного движения времени. Это признание — и результат упорного труда тех, кого мы сегодня по праву называем пионерами макаренковедения. И Ф. Козлов, Е. Н. Медынский, И. Ф. Свадковский, А. Г. Тер-Гевондян, Н. А. Лялин, С. А. Калабалин, В. Н. Терский, Э. И. Мо-
носзон, В. Е. Гмурман и многие другие советские педагоги внесли определяющий вклад в борьбу за утверждение идей А. С. Макаренко в качестве ведущих, животворных концепций, составляющих самую основу современной советской теории и методики воспитания.
И не случайно сегодня первым в ряду этих славных имен мы называем имя Ивана Федоровича Козлова.
Ведь что надо было сделать для признания идей А. С, Макаренко? Прежде всего, собрать и издать его работы, В 1946 г. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР (ныне издательство «Просвещение») выпустило книгу А. С. Макаренко «Избранные педагогические произведения. Статьи, лекции, выступления» объемом более 20 печатных листов. Эта книга стала первым изданием научно-педагогических произведений выдающегося советского педагога. Ее составителем был И. Ф. Козлов.
После этого через два года в издательстве АПН РСФСР выходит второй сборник теоретических и методических работ А. С. Макаренко «Педагогические сочинения» (составитель А. Г. Тер-Гевондян). В 1951—1952 гг. увидело свет первое 7-томное Собрание сочинений Макаренко, затем в 1957—1958 гг. — второе издание этого Собрания. В 1986 г. издательством «Педагогика» завершен выпуск наиболее полного 8-томного Собрания сочинений.
Начало этой работе положил И. Ф. Козлов. И сделать первый шаг было непросто. Надо было еще аргументировать, доказать целесообразность издания трудов А. С. Макаренко, показать их значение в области теории и методики и дальнейшем их развитии.
Сам Антон Семенович собирался дать систематическое изложение своих взглядов, но ранняя смерть помешала ему осуществить задуманное. И Иван Федорович Козлов предпринимает попытку обобщения опыта Макаренко и изложения его основных идей в системе. Ему удается это сделать в удивительно короткий срок, за дца-три года. Накануне Великой Отечественной войны (буквально за несколько дней) И. Ф. Козлов защищает диссертацию сПедагогический опыт А. С. Макаренко». Это— первое монографическое исследование опыта и педагогических взглядов выдающегося советского педагога. Заметим, кстати, что теперь общее число одних только диссертаций о Макаренко и его опыте составляет около трех десятков.
Оцдщы из первых преподавателей педагогических институтов И. Ф. Козлов включает материалы из опыта Ма-
каренко и изложение его педагогических идей в свои лек» ции. Много и часто выступает в школах перед учителями с разъяснением существа и значения идей Антона Семеновича.
Итогом этой большой работы и стала представляемая вниманию читателя книга, написанная Иваном Федоровичем в период начала 40-х до начала 50-х годов. Она уже издавалась: частично как монография «Единство воспитания и жизни детей» (Просвещение, 1964) и в виде Отдельных статей в центральных педагогических журналах.
* *
Небольшое по объему введение открывает книгу, Лаконично, акцентируя внимание на самом, главном, автор как бы подчеркивает: жизненный путь и начало педагогической деятельности А. С. Макаренко типичны для педагогов, начавших строить новую, подлинно народную — единую трудовую — советскую школу.
Следующий раздел книги называется «Шестнадцать пламенных лет». Этот пронизанный единой логикой ана» лиз опыта колонии имени А. М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского убедительно показывает его цельность и одновременно его поступательное развитие. Написанная как бы на одном дыхании, эта часть книги по» казывает удивительное качество И. Ф. Козлова как педагога-исследователя — его умение охватить обобщением крупномасштабное явление, выделить в нем главное, основное и это главное, основное показать в его развитии.
Сейчас много и часто рассказывают о передовом опыте. Эти рассказы нередко напоминают фотографию, своего' рода моментальный снимок. В лучшем случае—несколько снимков. И подобная статичность становится главным препятствием в понимании опыта, ибо не позволяет вывести из него идею, главное, что, по словам Ушинско-го, передается от воспитателя к воспитателю.
За красочной, динамичной картиной опыта Макаренко в книге Козлова явственно проглядывается идея развития коллектива — явления, показанного как процесс. И это подготавливает восприятие читателем самой сути опыта Макаренко.
Рассказ об опыте руководимых Антоном Семеновичем образцовых воспитательных учреждений сменяет акаде-
мичный, строгий текст раздела «Воспитание как общественное явление». Так в музыке оживленное в нарастающем темпе аллегро прерывает спокойное раздумчивое адажио. И. Ф. Козлов характеризует здесь методологические основы опыта А. С. Макаренко, да и всего советского педагогического опыта в целом.
Понимание воспитания (как предмета науки) всегда было пробным камнем действенности и жизненности всех педагогических систем. Строго и убедительно автор книги показывает роль марксистско-ленинского учения о воспитании в преобразовании педагогической практики в социалистическом обществе. Воспитание не произвол воспитателей, а исторически обусловленный закономерный общественный процесс. И именно вскрытие объективных закономерностей этого явления делает его все более управляемым, поставленным на служение народу и великому делу строительства коммунизма. «Мы вооружены стратегией марксизма-ленинизма, — писал А. С. Макаренко,— мы ведем бой за новое счастье, за новый разум, новую жизнь»1.
Понять и глубоко осмыслить опыт и идеи А. С. Макаренко можно лишь на основе глубокого проникновения в суть методологической концепции советской педагогики «марксистско-ленинского учения о воспитании как общественном явлении. Суть этой концепции в единстве жизни и воспитания детей. Как дети живут, так они и воспитываются. Козлов показывает, что именно понимание этого позволило Макаренко сделать исключительно важный вывод о педагогически целесообразной организации всей жизни детей и разглядеть в передовом советском опыте способ такой организации. «...Наш путь единственный — упражнение в поведении, и наш коллектив — гимнастический зал для такой гимнастики»2,— писал выдающийся советский педагог.
Логично и последовательно следующие два раздела книги — «Основы теории воспитательного коллектива» й «Методика педагогического воздействия» — раскрывают идейное содержание опыта А. С. Макаренко и его теоретических работ.
Термин «воспитательный коллектив» был выдвинут А. С. Макаренко в споре с критиками его книги «Флаги
1 Макаренко Л. С. Литература и общество//Пед. сочл В 8 т*~^
М.: Педагогика, 1986.— Т. 7.— С. 209.
2 Макаренко А. С. ФД-1//Пед«соч.: В 8 т. — М.: Педагогика,
1983. — Т. 2. —С 128.
на башнях». Он писал тогда: «Моя тема—образцовый воспитательный советский коллектив, давно сложившийся, растущий материально и' духовно на основе больших концентрированных коллективных сил, обладающий традицией и совершенной формой, вооруженный тончайшей педагогической техникой, — социалистический детский коллектив...»1.
Такова действительно главная тема всего творчества Макаренко. И не случайно в тексте «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» появилась такая запись: «Усилить ответственность и укреплять сплоченность ученических коллективов, всемерно поддерживая все их полезные начинания, инициативу и самодеятельность, чему придавали большое значение Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и другие выдающиеся деятели народного образования»2.
Основы теории воспитательного коллектива Иван Федорович Козлов называл общеметодической теорией советской педагогики. И последующее развитие педагогической мысли в нашей стране подтверждает правильность этого утверждения. Современная методика воспитания все больше базируется на макаренковской концепции развития воспитательных функций ученического коллектива.
Всего на трех авторских листах удивительно емко и лаконично И. Ф. Козлов последовательно раскрывает методологические основы теории воспитательного коллектива концепцию научного программирования воспитательного процесса, вскрывает сущность нового педагогического явления, порожденного Великим Октябрем, каким и является воспитательный коллектив, характеризует его принципы, содержание, организационные формы и методы деятельности. В этом же разделе принципиально по-новому освещен вопрос о педагогическом руководстве.
В разделе «Методика педагогического воздействия» И. Ф. Козлов пишет:
«Смысл опыта А. С. Макаренко, да и всего дела коммунистического воспитания, сводится к тому, чтобы превратить сложные и трудные обязанности детей, которые предъявляются им задачами коммунистического воспитания в интересах их будущего и будущего всего общества,
1 Макаренко А. С. Открытое письмо товарищу Ф. Левину//Пед.
соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 7,— С, 206—207.
2 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы»
Сб. документов и материалов.—М.: Политиздат, 1984. —-G. 49—50.
в источник и условие детской радости и в стимул их жизнедеятельности.
В этом сущность методики воспитательной работы и в этом сущность настоящего мастерства педагогов».
Это положение, выведенное Козловым из анализа опыта А. С. Макаренко и других передовых педагогов страны, само по себе является выдающимся открытием в теории методов коммунистического воспитания. Рассказывая о наиболее типичных методах, используемых в опыте А. С. Макаренко, автор книги убедительно показывает диалектику метода с тенденциями превращения педагогического средства из действия воспитателя в действие самого коллектива детей, из внешнего стимула во внутренний стимул поведения воспитанников. Козлов прослеживает развитие требования, поощрения и наказания, используемых педагогом на начальном этапе работы с детьми, в функции общественного мнения организованного детского коллектива. Он показывает, как цели и задачи, поставленные перед коллективом воспитанников педагогом, при известных условиях становятся коллективными и личными перспективами самих детей. В основу этой диалектики педагогических стимулов ложится ленинская концепция развития самодеятельности детей, всего молодого поколения, вовлеченного во всенародную борьбу за построение коммунизма.
Завершается книга Козлова его размышлениями о принятии на вооружение опыта и идей А. С. Макаренко современной школой. Не будем забывать, что написано это в начале 50-х годов. Но как современно и актуально звучит утверждение автора книги о том, что лучшие педагогические коллективы работают в логике опыта и идей Макаренко. Работают так потому, что эта логика — логика передового советского педагогического опыта вообще.
Книга И. Ф. Козлова — актуальная книга. Она несомненно поможет учителям в овладении богатейшим наследием А. С. Макаренко. Прежде всего потому, что вооружает читателя инструментом научного анализа педагогического опыта. И потому, что содержит непревзойденное по цельности, логичности и краткости (это тоже немаловажно) изложение самого существа педагогической концепции замечательного советского педагога.
И еще одно надо сказать: книга очень точно называется — «Педагогический опыт А. С. Макаренко». Опыт в ней рассматривается как единство практики и вытекающих из нее идей.
Несколько слов об авторе книги. Сам Иван Федорович был удивительно скромным человеком. Прекрасный лектор, увлекающий рассказчик, он становился удивительно скупым на слова, когда заходила речь о нем самом. Вот автобиография, написанная И. Ф. Козловым в конце его жизненного пути:
«Родился в 1903 году, 3 августа, в д. Никульской Пу-немской вол. Новгородской губернии.
Родители мои — крестьяне, занимались сельским хозяйством на надельном участке в полторы десятины.
До 1921 года я жил с родителями, работал в сельском хозяйстве и учился в приходской школе, потом в 2-класс-ном училище, а затем в школе 2 ступени и на педагогических курсах в с. Устье Вологодской губернии.
В 1921 году, по окончании педагогических курсов, я был назначен учителем в Пунемскую школу I ступени, и с тех пор до настоящего времени беспрерывно занимаюсь педагогической работой (кроме годов учебы и пребывания в Красной Армии).
За этот период я работал 2 года в начальной школе (в школе 1 ст.), 8 лет в средней школе, 2 года в органах народного образования и свыше 10 лет в высших педагогических учебных заведениях и научно-педагогических учреждениях.
Научно-педагогическую подготовку я получил на ВНПК при Московском Гос. Педагогическом институте (б, 2 МГУ) и в ВКИПе (Высший Комм. Ин-т Просвещения). Диссертацию (кандидатскую) защитил в 1941 году в Ученом совете института им. К Либкнехта на тему: «Педагогический опыт А. С. Макаренко».
Я член ВКП(б) с 1926 года...»
В 1968 г. Северо-Западное книжное издательство выпустило книгу «Имена вологжан в науке и технике»1. Щедра Вологодская земля на таланты. Здесь родились и работали люди, имена которых украшают историю отечественной науки: физиолог Н. Е. Введенский, физик Г. С. Ландсберг, педагоги Н. Ф. Бунаков и П. А. Ларичев, создатели самолетов А. Ф. Можайский и С. В. Ильюшин, землепроходцы С. И. Дежнев и Е. П. Хабаров, врачи В. П. Образцов и Н. М. Амосов.
Есть в книге и очерк об И. Ф. Козлове. Из него мы узнаем, что после окончания Высших педагогических курсов в 1931 г. Наркомпрос РСФСР назначает Ивана Фе«
1 Имена вологжан в науке и технике. — Вологда, 1968.
доровича директором Яснополянской школы во всемирно известном имении — Музее-усадьбе Л. Н. Толстого. После окончания Высшего коммунистического института просвещения в Москве Козлов работает в Краснодаре заместителем директора педагогического института, а с конца 30-х годов переходит в Научно-исследовательский институт школ имени К. Либкнехта. С этого момента вся жизнь Козлова связана с изучением, пропагандой и дальнейшим развитием идей и опыта А. С. Макаренко. Представляемая читателю книга—-итог этой большой работы Ивана Федоровича.
Отмечая в 1988 г. 100-летие со дня рождения А. С. Макаренко, мы начинаем в полном объеме понимать глубину написанных Горьким слов о мировом значении его опыта. И в эти дни обращаем слова особой признательности тем, кто первым начал борьбу за утверждение и широкое распространение идей и опыта великого советского педагога. Одним из этих людей и был И. Ф. Козлов,
...Удивительный вы человечище, ц как раз из таких, ё каких Русь нуоё* дается.
А. М. ГОРЬКИЙ
АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО
И |
мя Антона Семеновича Макаренко широко известно нашей советской общественности и передовым людям всего мира. Его основное произведение «Педагогическая поэма», переведенное на многие языки мира, представляет собой «одно из самых значительных явлений в литературе нашей эпохи» (Горький).
Но Антон Семенович Макаренко был педагогом, а не только художником-литератором. Художественное творчество было для него средством утверждения его педагогического учения.
В художественных произведениях, в статьях, лекциях, выступлениях А. С. Макаренко отразил свой многолетний путь борьбы за нового, советского человека, разработал систему и методику коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Путь А. С. Макаренко как педагога-мыслителя неотделим от пути педагога-практика. Антон Семенович создал два образцовых педагогических учреждения — колонию имени А. М.«Горького и коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. Тысячи правонарушителей-беспризорных он не только поднял «со дна» и вернул к жизни, но и воспитал передовыми гражданами социалистического общества.
Практическая и теоретическая деятельность А. С. Макаренко наиболее ярко выражает могущество и возможности советской педагогики: «Я исповедую, — говорил он,— бесконечную, бесшабашную и безоглядную уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы в... условиях Советского Союза»1. Брак в воспитательной ра-
1 Макаренко А. С. Книга для родителей//Пед, сочл В & т. — Мл Педагогика, 1985, — Т* 5* — С, 45,
боте Антон Семенович квалифицировал как преступление.
В Антоне Семеновиче Макаренко удачно сочетались мыслитель, мастер-воспитатель и художник. Его научные выводы и положения —это не плод абстрактных размышлений, а результат многолетней творческой практики. Как теоретик, он является представителем того нового типа советских ученых, которые в практической деятельности раскрывают законы изучаемых явлений и этим освещают путь практике.
Во всей своей деятельности Макаренко воплощает новый тип педагога ленинского стиля. Вот почему так неотразимо убедительно звучат его выводы и мысли, так правдивы его слова. Мысли и положения А. С. Макаренко выкованы в живой творческой практике, в борьбе за" нового, советского человека, они законы самой нашей жизни.
«Новая педагогика, — писал Макаренко, — рождалась не в мучительных судорогах кабинетного ума, а в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины»1. Она рождалась вместе с рождением новой, советской жизни и на основе ее законов и запросов. «Эта педагогика рождалась на всей территории Союза, но не везде нашлись терпение и настойчивость, чтобы собрать ее первые плоды»2. А. С. Макаренко собрал эти первые плоды вдохновенного творчества советской жизни, воплотил их в конкретное дело и итог, вывод из него дал в яркой художественной форме —в своих прекрасных произведениях. Его «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» —это методика коммунистического воспитания в действии.
Вот почему так жадно тянутся наше учительство и родители к страстным и мудрым книгам Макаренко. Они находят в мыслях и советах Антона Семеновича свои сокровенные мысли и ответы на вопросы, находят подлинную науку о воспитании подрастающих поколений, черпают ядвые силы для своей деятельности.
А. С. Макаренко — классик советской педагогики. В истории развития мировой педагогической мысли его имя стоит в ряду с такими именами, как Ян Амос Коменский, Генрих Песталоцци, К. Д. Ушинский; его учение насле-
дует все то передовое, прогрессивное, что дала педагогическая мысль прошлого, и в то же время представляет собой качественно новый, высший этап в развитии науки о воспитании детей. История не знает таких поразительных успехов в воспитательной практике, каких достиг Макаренко.
А. С. Макаренко — представитель творческого марксистско-ленинского направления в педагогике. Его опыт и теоретические выводы воплощают в жизнь идеи Маркса— Энгельса — Ленина и политику Коммунистической партии в области воспитания нового человека. «Мы вооружены стратегией марксизма-ленинизма, мы ведем бой за новое счастье, за новый разум, новую жизнь»1, — говорил Антон Семенович. На этой творческой методической основе он обобщил передовой опыт советской школы и семьи, разрешив тем самым основные проблемы советской педагогики — проблему широкого общего образования на основе связи обучения с производительным трудом и жизнью, проблему нравственного коммунистического воспитания,— и дал их не только в виде общих положений, но и в организации и методике педагогического процесса, в конкретной педагогической «технике». Основные идеи Макаренко одинаково применимы к воспитанию детей и взрослых.
Ценнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная Антоном Семеновичем Макаренко теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом А. С. Макаренко называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей.
Такой коллектив не только общий и основной метод педагогически целесообразной организации жизни детей, но и основной метод организации коммунистического воспитания детей в социалистическом обществе.
Основная задача педагога — организовать детскую жизнь, детский воспитательный коллектив, правильно руководить его жизнью. «Школьный коллектив, ячейка советского детского общества, — говорил Макаренко, — прежде всего должен сделаться объектом воспитательной работы», «учитель призван создать эту образцовую организацию, беречь ее, улучшать, передавать ее новому учительскому составу. Не парное морализирование, а тактичное и мудрое руководство правильным ростом кол-
1 Макаренко А. С. Флаги на башнях//Пед. соч.; В 8 т. —М: Пе
дагогика, 1985. —-Т, 6,—-С, 100,
2 Там же.
1 Макаренко А. С. Литература и общество//Пед. соч.: Б 8 т.— М.: Педагогика, 1986. — Т. 7. —С. 2094
лектива— вот его призвание»1. Именно руководя воспитательным коллективом, воспитатель может педагогически целесообразно организовать и направить детскую жизнь, а следовательно, организовать и направить процесс воспитания детей, руководить им, т. е. внести в жизнь детского коллектива содержание, соответствующее воспитательным целям, внести соответствующую организацию, формы и методы деятельности воспитательного коллектива и через упражнение детей во всей этой разнообразной и разносторонней деятельности получить нужные воспитательные результаты. «Воспитательная работа, — говорит Макаренко, — руководит всей жизнью ученика»2.
В конкретных условиях жизни детского коллектива такая организация воспитательной работы заключается в том, чтобы каждый элемент жизни детей сделать коммунистически воспитывающим, чтобы уметь подметить в коллективе все передовое, развивающееся; быстро, оперативно поддержать это новое и распространять в детском коллективе. Работа педагогов, таким образом, состоит в научном решении практических задач ком-мунистическхзго воспитания, а для этого нужен коллектив педагогов.
А. С. Макаренко как мастер-педагог является образцом для советских учителей. Целеустремленный, смелый и решительный педагог-творец, не останавливающийся перед трудностями, знающий каждого воспитанника, глубоко понимающий детскую жизнь, высоко моральный и культурный человек, твердо верящий в лучшее в человеке, в его творческие силы, — таков Антон Семенович — воспитатель-педагог.
А. М. Горький* который оказал огромное идейное влияние на А. С. Макаренко, высоко оценивал педагогическую деятельность Антона Семеновича. В одном из писем к нему Горький писал: «12 лет трудились Вы, и результатам трудов нет цены... Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение, на мой взгляд»3.
Ответственность перед детьми — это ответственность пе-
ред историей, говорил Антон Семенович. Сегодняшние дети — это завтрашняя история, завтрашнее будущее человечества и нашего великого дела. Из этого положения исходил Макаренко в своей работе и во имя его делал необыкновенно много.
Одной из насущнейших задач, поставленных Коммунистической партией перед советскими учеными, стало создание марксистской педагогической науки о детях.
Исторические достижения советского народа в коммунистическом строительстве и общий мощный подъем советской науки во всех ее областях создают реальные предпосылки для разрешения этой задачи; «и никакая педагогика не может быть столь мощной, как наша советская педагогика, потому что у нас нет никаких обстоятельств, препятствующих развитию человека»1.
1 Макаренко А. С. Художественная литература о воспитании де-тей//Пед, соч.: В 8 т, —М8: Педагогика, 1986. —Т. 78 — С. 30,
1 Макаренко А. С. Цель воспитания//Пед. соч,: В 8 т# —М,: Пе
дагогика, 1984 — Т. 4,— С, 47—48.
2 Макаренко А. С. Из опыта работы//Пед. соч.: В 8 т. — M.j
Педагогика, 1984, — Т, 4. —С, 369,
3 Макаренко А. С. Переписка А. С. Макаренко с А. М. Горьким
(8 июля 1925 г.— февраль 1935 г,)//Пед. соч.: В 8 т. —М,- Пе
дагогика, 1983. —Т. 1, —С. 255.
2 Заказ 3923
щ
ШЕСТНАДЦАТЬ ПЛАМЕННЫХ ЛЕТ
НОВОГО ЧЕЛОВЕКА ПО-НОВОМУ ДЕЛАТЬ
П |
ериод работы Антона Семеновича Макаренко в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у А. С. Макаренко окончательно сложилась целостная педагогическая концепция, являющаяся образцом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом.
Если схематически представить себе развитие колонии имени Горького, то оно есть не что иное, как осуществление колонистами под руководством Макаренко одной за другой простых жизненных задач, естественно, с необходимостью вытекающих из нужд колонии: в колонии мало продуктов — колонисты распахивают землю и заводят свинарню; в колонии начинается воровство: украли хало, конфеты и другие продукты — колонисты организуются на борьбу с воровством, потому что нельзя же есть кашу без сала и быть в праздники без конфет; в колонии появляется пьяный — это используется как повод для борьбы с самогоноварением в соседней деревне; вокруг колонии «пошаливают» бандиты, мешают нормальной связи колонии е городом, и даже избили Калину Ивановича — колонисты выставляют охрану на дороге.
Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит за рамки колонии: кулаки губят государственный лес — колония принимает на себя его охрану; рядом с колонией пустует и расхищается бывшее имение, а в колонии мало земли, плохие спальни, нет классов — начинается «завоевание» этого имения для того, чтобы иметь лучший дом, больше пашни — одним словом, богаче и культурней жить.
Более зажиточная и культурная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театре, красивой одежде,
А скоро и здесь стало тесно, встала новая перспектива— «завоевание» Куряжа, а затем.рост в новых условиях и —новые перспективы. Труднее было с учебой.
Большинство колонистов когда-то уже учились в школе и, видимо, сохранили об этом времени весьма неприятные воспоминания. И все-таки к 1923 году воспитанники колонии имени Горького и работали и учились, как правило, поступая по окончании школы на рабфак.
Внешне все это очень просто, и ничего как будто педагогического. Но за этой внешней простотой кроется глубокое педагогическое содержание, кроется и ответ на вопрос, в чем секрет успеха.
Секрет этот в той «мудрости жизни», в социалистическом гуманизме, которому научился Макаренко у революции, у Ленина, у Горького.
Макаренко поставил своих воспитанников в положение хозяев жизни в колонии. Это с необходимостью рождало в воспитанниках чувство ответственности, ставило их в положение активных борцов за организацию и рост колонии, рождало инициативу и творчество.
Организованная деятельность и творчество приносили победу в достижении цели в виде ощутимых жизненных результатов, а это увеличивало интерес к новой жизни, познавалось удовлетворение своей деятельностью. В свою очередь, успехи колонии вселяли в воспитанников уверенность в их силах и возможностях, возбуждали новый порыв деятельности, для которого Антон Семенович подставлял все более интересные объекты и перспективы.
Борьба за достижение общих целей требовала организации; организация и интерес родили дисциплину, создавали новые чувства и отношения — чувства товарищества, взаимопомощи, коллективности. На этой основе возникала настоящая принципиальная дружба, закладывались основы коллектива.
Все это приходило не вдруг, не сразу, не легко, но оно приходило и в результате постоянного систематического упражнения, развивалось, росло и крепло. Уже первая зима освободила воспитанников от большого груза прошлого и дала зачатки хорошего коллективного тона, а правильно взятая линия и творческая мысль Антона Семеновича открывали новые «находки» педагогики, новые пути развития коллектива и методы руководства им.
2*
С каждым днем росли и расширялись жизненные сферы, в которые включал своих воспитанников Макаренко; он прививал им через это все новые знания, навыки, моральные качества. Все воспитанники обучались в школе и трудились на производстве, был организован культурный быт колонии, все более четкие формы принимало строение коллектива и самоуправление в нем.
В 1925 году в колонии была создана комсомольская организация. Это было крупнейшим событием в жизни колонистов, окончательно переломившим их представление о том, что они все же не полноценные люди, а «дефективные». Комсомольцы становятся активом коллектива горьковцев, направляют общественное мнение, возглавляют все полезные начинания хозяйственной и культурной жизни.
Установились и расширились связи колонии с рабочими полтавских предприятий, с крестьянской беднотой соседских деревень, с комсомольцами заводских и деревенских организаций. И на всем этом рос, организовывался и креп коллектив колонистов как передовой. настоящий советский коллектив, и вместе с ним росли колонисты и оформлялись в настоящих советских людей, граждан советского общества. Макаренко неотступно день за днем, шаг за шагом вел своих воспитанников по путям советской жизни, организуя их на борьбу с плохим в жизни, упражняя в хорошем и этим реализуя спроектированное, вызывал к жизни и закреплял в привычки, взгляды и поведение воспитанников, в быт и традиции воспитательного коллектива (термин показывает, что коллектив является одновременно и объектом и субъектом воспитания) культурные, моральные и политические человеческие ценности.
И в результате, если в 1921 году обычный день в колонии был днем отчаяния, бессилия и страха, то уже в 1922 году «обычный день в колонии был... прекрасным днем, полным труда, доверия, человеческого, товарищеского чувства и всегда — смеха, шутки, подъема и очень хорошего, бодрого тона»1.
Вся последующая жизнь колонии имени А. М. Горького, как она показана А. С. Макаренко в «Педагогической поэме», есть организация, развитие и конкретизация этой основной педагогической линии —линии накопления
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед* соч.: В 8 т,— М.: Педагогика, 1984.— Т. 3. — Q 70.
у воспитанников лучших качеств советского человека, воспитания их как передовых советских людей в процессе их по коммунистически организованной деятельности.
Материалом для этой деятельности была вся широкая разнообразная советская действительность в ее наиболее типичных чертах, а содержание, характер и организация ее определялись воспитательными целями, которые стояли перед А. С. Макаренко в виде реальных качеств характера, линий поведения и отношений нового советского человека, «спроектированных» им на основе общих политических задач государства и марксистско-ленинского учения о развитии человеческой личности.
Имея перед собой ясную программу новой человеческой личности, Макаренко выбирал из всего разнообразия жизни те явления, которые соответствовали целям коммунистического воспитания, и включал своих воспитанников в них, как в задачи и дела, выдвигаемые обстоятельствами их жизни, так организуя поведение и отношения воспитанников в процессе их решения, что попутно с выполнением этих задач достигались и воспитательные цели, возникали «параллельные» педагогические результаты: закреплялись и совершенствовались ранее приобретенные качества и приобретались новые. Внешне, как мы говорили, это была обычная, нормальная в советских условиях жизнь десятков детей, а по существу она-то и была школой коммунистического воспитания. Каждый шаг этой коммунистически воспитывающей жизни был организован педагогически целесообразно, и каждое ее движение учитывалось Макаренко, оценивалось и направлялось им в соответствии с поставленными целями,
РОЖДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Коммунистическое воспитание в соответствии с поставленными целями возможно только в коммунистически направленной жизни детского воспитательного коллектива.
Коммунистический коллективизм — это основная характеристика и основной принцип поведения советского человека.
Выраженный в поведении и взглядах личности, он означает умение и способность организовать свою личную деятельность на основе интересов коллектива, умение подчинять всегда свои личные интересы интересам коллектива, умение и навык подчиняться воле большин-
ства, подчиняться товарищу, когда это нужно в интересах коллектива, умение организовать, управлять, вести себя всегда в соответствии с интересами коллектива.
В целях воспитания этих качеств у своих воспитанников А. С. Макаренко организовал всю жизнь колонии имени Горького как жизнь передового советского детского коллектива и поведение каждого колониста как члена коллектива. С этой точки зрения он рассматривал и оценивал каждое движение в жизни колонии и каждого колониста.
...Таранец1 занялся рыбной ловлей, рыбу потреблял сам с ближайшими друзьями. Однажды он после удачного лова принес в подарок Антону Семеновичу тарелку жареной рыбы.
«— Это вам рыба.
— Вижу, только я не возьму.
— Почему?
— Потому что неправильно. Рыбу нужно давать всем колонистам.
— С какой стати? — покраснел Таранец от обиды. — С какой стати? Я достал ятеря, я ловлю, мокну на речке, а давать всем?
— Ну и забирай свою рыбу: я ничего не доставал и не мок.
— Так это вам в подарок...
— Нет, я не согласен, мне все это не нравится. И неправильно.
— В чем же тут неправильность?
— А в том: ятерей ведь ты не купил. Ятеря подарены?
— Подарены.
— Кому? Тебе? Или всей колонии?
— Почему — «всей колонии»? Мне...
— А я так думаю, что и мне и вам. А сковородки чьи? Твои? Общие. А масло подсолнечное вы выпрашиваете у кухарки, — чье масло? Общее. А дрова, а печь, а ведра? Ну, что ты скажешь? А я вот отберу у тебя ятеря, и кончено будет дело. А самое главное — не по-товарищески. Мало ли что — твои ятеря! А ты для товарищей сделай. Ловить же все могут.
— Ну, хорошо, — сказал Таранец, — хай будет так. А рыбу вы все-таки возьмите»2.
1 Здесь и далее приведены имена персонажей «Педагогической
поэмы», а не их прототипов — воспитанников колонии имени М. Горь
кого и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского. — Прим. сост.
2 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т.-—
М.: Педагогика, 1984,—Т. 3. — С. 22.
Рыбу Антон Семенович взял. Но с тех пор колонисты ловили рыбу по наряду и улов сдавали на кухню для общего потребления. Единый коллектив в это время еще не был организован, и только неуклонное требование воспитателя намечает его будущие черты. Но с каждым днем, с каждым новым упражнением в коллективном опыте эти черты становятся все реальнее, и другой эпизод показывает нам, что требование Антона Семеновича уже поддержано большинством колонистов, что начинает действовать общественное мнение коллектива.
В первый год существования колонии воспитанник Бурун воровал продукты, украл деньги у Антона Семеновича, обворовал экономку. Макаренко добился, что сами воспитанники выявили вора, и он привел его на «суд народный», на суд колонистов, добиваясь коллективного сознания, коллективной воли к защите общих интересов. Расчеты его оправдались. На «суде» колонисты действительно объявили Буруну уже сами от себя обвинения и требования.
Так, постепенно, пользуясь каждым поводом, переделывал Антон Семенович индивидуалистическое сознание воспитанников и выковывал коллективную волю, коллективное сознание. Во всей дальнейшей жизни колонии все проступки и. все достижения каждого колониста делались достоянием общественного мнения коллективами общественное мнение все больше становилось руководящим началом поведения каждого отдельного колониста.
Точно так же, в ходе самой жизни, воспитывались н другие стороны, навыки и качества коллективизма. Так, навыки подчинения, организации и управления коллективом воспитывались через работу в органах самоуправления, особенно в системе «сводных» отрядов, в которых воспитанники по воле коллектива поочередно становились друг к другу в различные зависимые отношения. Сегодняшний подчиненный — завтра назначался командиром сводного отряда, и его сегодняшний командир — завтра уже должен был подчиняться ему, и так ежедневно вырабатывались важнейшие в коллективной жизни качества.
Член коммунистического коллектива — это хозяин своей жизни, хозяин в своем коллективе. Хозяйское, ответственное отношение к коллективу, к его жизни, к его имуществу есть социалистическое отношение. Й Макаренко воспитывал это ответственное отношение колонистов ко всей жизни колонии тем, что ставил их в положение настоящих и ответственных хозяев всей жизни колонии.
;,2
Совет командиров, состоящий из выбранных командиров отрядов, и общее собрание колонистов были поставлены Антоном Семеновичем в положение полноправных хозяев колонии.
«На собраниях командиров, — пишет А. М. Горький,— когда они деловито обсуждают ход работы в колонии... указывают друг другу на промахи в работе отрядов, на различные небрежности, ошибки — Антон Макаренко сидит в стороне и лишь изредка вставляет в беседу два-три слова. Почти всегда это слова упрека, но он произносит их как старший товарищ. Его слушают внимательно и не стесняются спорить с ним, как с двадцать пятым товарищем, который признан двадцатью четырьмя умней, опытней, чем все они»1.
«Главной основой, на которой сплачивался коллектив колонии, — говорит Антон Семенович, — были не столько моральные убеждения, сколько интересная и настоящая борьба» — трудовая и общественная деятельность детей, вытекающая из их жизненных потребностей и положения их как хозяев своей жизни: заготовка дров, работа по хозяйству, в поле, в огороде, в мастерских, общественная работа в колонии и на селе и т. д. В процессе деятельности зарождались и воспитывались у колонистов общие интересы, взаимопомощь, навыки коллективных взаимоотношений, зарождалась деловая, здоровая дружба.
Создание воспитательного коллектива принесло Антону Семеновичу педагогические «находки» — коллектив стал школой коммунистически воспитывающей жизни. Решение жизненных задач, стоящих перед коллективом, требовало от всех колонистов единства действия, организованности, дисциплины, и эти важнейшие воспитательные задачи стали заботой не только одного Макаренко и его сотрудников, а уже делом всего коллектива. Коллектив стал сам уже интересоваться поведением своих членов, требовал от них такого отношения к делу, которое помогло бы решению общих задач, соответственно организовывал их, оказывал помощь и исправлял, если это вызывалось необходимостью. Общественное мнение единого организованного и целеустремленного коллектива стало регулятором всего жизненного поведения воспитанников, а его влияние в ряде случаев даже систематичней и эффективней, чем непосредственное влияние педагога.
1 Горький А. М. По Союзу Советов//Собр, соч.: В 30 т. — Мл Изд-во художественной литературы, 1952. —Т, 17, — С, 166—167.
В связи с этим изменился в колонии характер педаго* гической работы. Воспитание отдельной личности все боль* ше и больше стало проводиться через коллектив. Поэто* му правильная организация коллектива, наполнение его жизни коммунистически воспитывающим содержанием, организация общественного мнения коллектива и управление им стали главной педагогической задачей А. С. Макаренко.
Эту задачу создания воспитательного коллектива Макаренко в основном разрешил в колонии имени Горького, где он создал такой коллектив, каждый элемент жизни которого и вся его жизнь в целом были коммунистически воспитывающими.
жизнь по коммунистически
Постепенно в колонии наладилась такая жизнь, что в ней ничего не было случайного и стихийного. Коллектив колонистов-горьковцев учился, работал, жил полнокровной советской жизнью. Это означало, что Макаренко уже удалось осуществить основной принцип марксистско-ленинской педагогики, принцип единства воспитания и жизни: «воспитание» — это нудное, скучное натаскивание, зубрежка, нотации, распекания и все, что связано с этим словом в старой буржуазной школе и педагогике, — превратилось в яркую, трудовую, радостную и счастливую жизнь, в жизнь детского воспитательного коллектива.
Таков основной вывод из анализа опыта работы А. С. Макаренко в колонии имени Горького.
Кроме того, опыт колонии имени Горького, как он дан Антоном Семеновичем в «Педагогической поэме>^, свидетельствует о том, что Макаренко не только установил основные положения теории воспитательного коллектива, но и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им. В колонии эта воспитательная система в общих чертах выглядела так:
1. Обучаясь в школе, колонисты овладевали основами наук и приобретали навыки умственной деятельности.
2. Ведя своими силами сельское хозяйство и работая в производственных мастерских, они приобретали трудовые навыки, познавали ценность труда, воспитывались трудолюбивыми и трудоспособными людьми.
3. В четко организованной системе самоуправления и большой общественной работе колонисты приобретали ©пыт советских общественных взаимоотношений.
4. Строгая ответственность, четкость и определенность всего распорядка жизни в колонии воспитывали колонистов организованными, исполнительными, ответственными, дисциплинированными.
5. «Военизация» и разнообразные виды спорта воспитывали колонистов крепкими духом и телом, организованными, собранными.
6. Целая система «детских радостей» (игры, атрибутика, праздники и т. д.) украшала жизнь колонистов, делал ее веселой, бодрой, радостной.
7. Контроль общественного мнения коллектива воспитывал правильное отношение к коллективу, к обществу, воспитывал волю, выдержку, чувства коллективного долга и чести.
8. Все это, вместе взятое, постоянно закрепляясь в правилах и традициях жизни коллектива, создало в колонии бодрый, радостный, трудовой, культурный стиль и тон жизни передового коммунистического коллектива и через всю разнообразную деятельность колонистов воспитывало у них нормы и навыки коммунистического поведения, воспитывал их в духе коммунистической морали, как stomjt учил В. И. Ленин.
В свою очередь, организация воспитательного коллектива по-новому поставила вопрос о воспитательной роли педагога. Педагог в системе воспитательного коллектива — это не только фактор непосредственного воздействия на воспитанников, прежде всего — это организатор всей детской жизни, как жизни и деятельности воспитательного коллектива, и, как организатор, он прежде всего — образец поредения и деятельности для воспитанников. Отсюда А, С. Макаренко установил, что в системе воспитательного коллектива решающим воспитательным фактором является не отдельный педагог, а единый, целеустремленный коллектив педагогов.
Точно так же — по-новому — встал и был разрешен Антоном Семеновичем вопрос о воспитании личности. Он показал на опыте колонии имени Горького, что сущность воспитания отдельной личности заключается вовсе не в «возне» с нею, а в руководстве жизнью коллектива, в организации правильных требований коллектива к личности.
Таковы вкратце основные выводы, которые следуют из анализа педагогического опыта колонии имени Горького. Они свидетельствуют, что А. С. Макаренко поставил и разрешил целый ряд коренных вопросов педагогики, не
решенных, а зачастую и не поставленных буржуазной педагогической теорией, и практическими результатами своей работы доказал жизненность и действенность марксистско-ленинских принципов коммунистического воспитания. Результаты его воспитательной работы в колонии имени Горького показательны. Толпу из сотни анархических, распущенных подростков он превратил в прекрасный советский детский коллектив, жизнь и деятельность которого вызывала законное восхищение, и воспитал из беспризорных— тружеников, полноценных советских граждан.
СТРАНА ФЭД
Колония имени А. М. Горького была первым этапом творческой педагогической деятельности А. С. Макаренко. Те «находки», которые он сделал в процессе работы в колонии, он оформил в определенную педагогическую концепцию и уже на более высоком уровне реализовал в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского.
Поэтому коммуна имени Ф. Э. Дзержинского является продолжением колонии имени А. М. Горького, а ее воспитательная система — полным развертыванием и оформлением тех основных положений и принципов, которые родились в опыте колонии имени А. М. Горького.
Детская коммуна имени Феликса Эдмундовича Дзержинского была открыта в декабре 1927 г. Коммуна была создана чекистами как памятник Ф. Э. Дзержинскому и предназначалась для беспризорных детей, подбираемых органами НКВД на улицах, в поездах и т. д.
Организация педагогического процесса в коммуне была поручена А. С. Макаренко, работавшему тогда еще заведующим колонией имени А. М. Горького. Коммуна не переживала такого организационного периода становления и искания новых форм воспитательной работы, как это было в колонии имени Горького. Она начала с того, что было уже достигнуто коллективом горьковцев, и ее дальнейший рост — это реализация и совершенствование педагогической системы, сложившейся в колонии.
Центром этой системы была общеобразовательная полная средняя школа. Сеть технических, общеобразовательных и художественных кружков и курсов, работа клуба, театра, кино, библиотеки, различные виды спорта, сложно и красиво организованный быт и самоуправление воспитанников, а также два первоклассных, с технической точки
3:-
зрения завода —завод электроинструментов и завод фотоаппаратов «ФЭД» —все это, педагогически целесообразно организованное, расширяло рамки идейно-политического воспитания и общего политехнического образования коммунаров, создавало неограниченные возможности для их всесторонней деятельности. Организационно-материальный уровень жизни и условий воспитания в коммуне значительно вырос в сравнении с колонией имени Горького. Постройка здания, оборудование и прочие материальные ценности коммуны были созданы на средства, отчисленные от заработной платы работников НКВД. На эти же средства вначале предполагалось содержать воспитанников и педагогический персонал коммуны.
Ко времени открытия для коммуны было построено красивое двухэтажное здание, хорошо отделанное и оборудованное внутри: «...высокие светлые спальни, нарядные залы, широкие лестницы, гардины, портреты. Все в коммуне было сделано с умным вкусом»1.
Для трудовых процессов вначале были созданы мастерские— столярные, швейные и сапожные. Коммуна была рассчитана на сто воспитанников. Для них была приготовлена удобная, красивая одежда.
Результатом напряженной трудовой и культурной жизни коммунаров был дальнейший рост коммуны и ее материальной базы. Коммунары были поставлены в положение хозяев своей жизни в полном смысле этого слова, и правильная с социальной и педагогической точки зрения организация их жизни позволила им не только зарабатывать на питание и одежду, но и жить культурно и богато. В течение следующих семи лет коммуна содержала на свои средства школу, включая сюда оплату учителей И приобретение всех учебных пособий, клуб, библиотеку, кино и, кроме этого, построила на свои средства два великолепных дорогих завода. Постройка заводов и производственная деятельность на основе высокой техники создали возможность организации исключительно культурного богатого и красивого быта.
Общеобразовательная полная средняя школа, которая была в центре воспитательной системы коммуны, работала так же нормально, как наши лучшие советские средние школы, выполняя полностью установленные программы и даже выходя за их рамки. Так, например, в школе ком-
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед, coqs: В 8 т,— М.: Педагогика, 1981 — Т. 3S — Ct 424,
муны в связи с нуждами производства было введено техническое черчение (два часа в неделю)-. Отличие от обычной школы состояло только в том, что в коммуне, как рассказывают учителя, никогда не стояла «проблема дисциплины», а это, как известно, отнимает в наших школах очень много сил и времени. В коммуне учителя имели полную возможность заниматься вопросами обучения на основе активного, серьезного отношения детей к учебе.
Качество обучения в школе коммуны может характеризоваться тем, что коммуна не знала случаев, чтобы окончившие ее коммунары не смогли выдержать вступительных экзаменов в вузы.
Все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами, высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, а главным органом управления был совет командиров, составляемый из командиров отрядов. Советом командиров руководил секретарь совета командиров, или сокращенно ССК.
Коммуна была разбита на отряды по десять-пятнадцать воспитанников разного возраста. Во главе отряда стоял командир, избираемый отрядом и утверждаемый общим собранием. Командир отряда после утверждения его общим собранием имел все права начальника: ему обязаны были беспрекословно подчиняться все члены отряда. В свою очередь, он целиком нес ответственность за состояние всего отряда и каждого его члена перед советом командиров, общим собранием и заведующим коммуной,
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ШКОЛА ЖИЗНИ
Значительное место в коллективе коммуны занимал производительный труд, каждый коммунар ежедневно четыре часа работал на производстве.
Заводы, построенные при участии коммунаров, были оборудованы по последнему слову техники. Производство на обоих заводах — на заводе электроинструментов и на заводе фотоаппаратов — впервые осваивалось в СССР. Они были оборудованы сложнейшими станками и приборами, процесс производства был очень сложный: точность Обработки отдельных деталей доходила до 1/1000 миллиметра.
С первого дня пуска заводов к станкам встали сами коммунары и в очень короткий срок превысили запроектированную производственную мощь заводов.
Прогноз Маркса о том, что часть расходов на воспитание детей должна покрываться за счет продажи сделанных детьми вещей, оправдался: коммунары полностью обеспечивали свою культурную жизнь1. Кроме того, по балансу на 1 января 1934 года коммуна имела три миллиона шестьсот тысяч рублей чистой прибыли.
Все работы в коммуне по производству, за исключением специальных инженерно-технических, бухгалтерских и торгово-снабженческих работ, вплоть до содержания в чистоте спален, клуба и школы, выполнялись самими детьми в порядке обычного самообслуживания, по очереди.
В коммуне был полностью реализован закон коммунистического общества о -соединении обучения с производительным трудом и на основе этого — соединении умственного и физического труда.
В коммуне были широко представлены все виды спорта, начиная от тенниса и шахмат и кончая стрелковым и кавалерийским спортом. Ежегодные туристские походы всех коммунаров, обеспечивая организованный летний отдых, закаляли их здоровье, укрепляли силы. Особенное значение для физического воспитания имела «военизация». Не казарменная муштра, в чем обвиняли «соцвосовцы» А. С. Макаренко, а то физическое и, добавим, духовное воспитание, которое дается гимнастическими школами и военными упражнениями, о чем говорили Маркс и Энгельс. В коммуне был красивый строй, но коммунары не ходили строем или цепочкой в столовую, в школу, на завод. Этим красивым строем со знаменем, с оркестром и с различными атрибутами они украшали свои торжественные обще-коллективные движения: праздники, демонстрации.
Очень хорошо характеризует эту сторону жизни коммуны в своих воспоминаниях Г. С. Макаренко.
«У этих детей, —пишет она,—была одна неповторимая эстетика жизни —это та военная игра, о которой в свое время говорили массу всякого вздора. Но о военизации в системе Антона Семеновича надо говорить особо. Ибо это ни в коем случае не было «механическим» перенесением военной жизни в коммуну. Наша Советская Армия — это
1 На заводах коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, наряду с воспитанниками, работали инженеры, техники, мастера, инструкторы, административно-финансовые работники и наемные, рабочие, составлявшие от четвертой до третьей части числа коммунаров.. См. об этом, например: Тер-Гевондян Л. Г. Только в труде вместе с рабочими и крестьянами//А. С. Макаренко. К 75-летию со дня рождения.—М,: Учпедгиз, 1963. — С, 108—109,
мощь, организация и сложнейшая техника, о тайнах кото, рой мы, педагоги, понятия не имеем. В этих тайнах организации и несокрушимости армии есть огромной силы эмоциональный заряд.
Пародировать армию с детьми —для этого Антон Семенович был слишком большим патриотом, эстетом и педагогом. И военизация и коммунарский строй вовсе не были и не могли быть такими, как в армии.
Антон Семенович для внешнего выражения коллектива как единой организации использовал ту романтику, через которую проходят все дети и юноши: восторг, любовь к армии, когда грудь кажется узкой, а сердце большим. Это лучшая и благороднейшая форма реалистической романтики. Наша армия есть живой символ единства народа, мужества, любви к Родине, геройства. Это не рассуждения и абстракция — это человеческая жизнь и ярко-красная человеческая кровь, миллионами пролитая за Родину, это имена великих полководцев и незаметных героев.
В плане такого реалистического романтизма надо понимать всю «военизацию» учреждений, в которых работал Антон Семенович, и тот пафос, я бы назвала это так, которым окружены были знамена коммуны Дзержинского Я колонии Горького». (Из выступления Г. С. Макаренко на кафедре МГПИ им. В. И. Ленина.)
Красиво, культурно и очень ценно с воспитательной стороны был организован быт коммуны, а также вся общественная жизнь коммунаров. Мы уже упоминали о красивых спальнях, о прекрасных клубных залах, о красивых костюмах коммунаров, об эффектном оформлении общеколлективных движений (строй, оркестр и т. д.). Вся жизнь коммунаров была пронизана мажором, радостью; строение и распорядок жизни и взаимоотношения коммунаров, каждое движение коллектива оформлялось в его внешних выражениях различными романтическими условностями, красочными атрибутами.
Вот одна из картинок этой красивой жизни — ежедневное общее собрание в коммуне... Для оповещения о собрании подавался особый сигнал горнистов. Точно через минуту после сигнала оркестр играл марш. Коммунары занимали места. Через три минуты вместе с окончанием исполнения марша в зал входил А. С. Макаренко, командовал: «Под знамя смирно!», и в этот же момент знаменосцы с ассистентами торжественно вносили в зал богатое коммунарское знамя и ставили на специальное место на сцене. Оркестр играл знаменной салют. По окончании
салюта секретарь совета командиров объявлял собракта открытым, и начиналась деловая работа. Сбор был так точно рассчитан, что на всю церемонию уходило ровно пять минут. Точно так же велось и собрание. Говорить выступающему полагалось одну-две минуты с таким расчетом: за это время можно сказать несколько десятков слов, а несколькими десятками слов можно выразить много хороших мыслей и предложений. На собрании решались все текущие вопросы и задачи следующего дня, и проходило оно двадцать, самое большее — тридцать минут. Так торжественно организовывалось каждое движение коммуны, и все это создавало особый стиль жизни — бодрый, радостный, четкий.
В коммуне был театр, обслуживаемый своими силами. Часто приглашались артисты из города, самодеятельность из клубов соседних предприятий и общественных организаций. В коммуне были свое кино, библиотека, работали всевозможные кружки самодеятельности, организовывались шахматные турниры, различные игры и другие виды клубной массовой работы, и все это было оборудовано солидно и красиво. Например, в коммуне был первоклассный духовой оркестр на шестьдесят инструментов, лучший оркестр в городе не только по количеству инструментов, но и по качеству исполнения и многообразию репертуара. Оркестр коммуны исполнял ряд музыкальных произведений мировых классиков.
Жизнь коммуны широко освещалась в многотиражной газете «Дзержинец» и в многочисленных стенгазетах и выпусках.
Коммунары жили интенсивной культурной жизнью, тесно были связаны со всей советской общественностью. Эта связь осуществлялась через общественно-политические организации коммуны — комсомол, пионерскую орга