Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воспитание и развитие личности 2 страница




Такова действенная, активно руководящая позиция, на которую ставит педагогическую практику и науку марк­систская логика. По существу, принципиально-методологи­чески,— это та же творческая и преобразующая позиция практики и науки, которая выражена знаменитой форму­лой И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неенаша задача»1.

Таким образом, жизнь и воспитание ребенка есть нечто единое. В процессе своей жизнедеятельности ребенок (де­ти), необходимо устанавливая взаимоотношения с окружа­ющими его людьми, вещами, явлениями, удовлетворяет свои жизненные потребности и в то же время, поскольку Он «приводит в движение принадлежащие его телу естест­венные силы» (К- Маркс), упражняет и развивает их и приобретает соответствующие навыки, умения, знания, фор­мирует духовные и физические качества.

Следовательно, каковы содержание и характер жизне­деятельности детей, таковы процесс и результат их воспи­тания, и человек (люди) как результат воспитанияэто продукт своей жизнедеятельности.

Если закон и методика параллельного педагогического действия раскрывают «механизм» процесса воспитания де­тей и метод овладения и управления им, то идея единства воспитания и жизни раскрывает природу процесса воспи­тания, его содержание.

Задача воспитателей состоит в том, чтобы педагоги­чески целесообразно организовать всю детскую жизнедея­тельность так, чтобы каждый элемент детской жизни наря-


ду с максимальным удовлетворением соответствующих жизненных потребностей был бы в то же время средством воспитания тех или иных человеческих качеств, а вся жизнь детей в целом была бы в то же время определен­ной, соответствующей воспитательным целям системой их воспитания, определенно воспитывающей школой.

Отсюда совершенно ясно, что руководящими и направ­ляющими в педагогической работе должны являться вос­питательные цели. Только отправляясь от ясно поставлен­ной развернутой цели, можно из всего многообразия жиз­ненных явлений, воспитывающих детей, выбрать действи­тельно нужное содержание педагогического процесса и в верном направлении организовать действие «механизма» воспитания детей, их деятельность (учебную, трудовую, бытовую, игровую и др.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитательная работа заключается в педагогически це­лесообразной организации жизни детей. Как организовать детскую жизнь, каким содержанием ее насытить — на эти вопросы можно ответить, только исходя из конкретных вос­питательных целей. Поэтому педагогика, говорил Макарен­ко, «есть прежде всего наука практически целесообраз­ная»1.

В истории развития педагогической мысли вопрос о целях воспитательной работы решался в плане борьбы двух основных направлений — материалистического и идеалисти­ческого, выражавших в различные периоды истории об­щества интересы тех или иных прогрессивных и реакцион­ных классов.

В противоположность идеалистической педагогике, стро­ившей свои идеалы в отрыве от потребностей развития об­щественной жизни и выдававшей воспитательные интересы реакционных классов за. требования «разума», «всеобщей морали» и т. п., материалистическая педагогика в разра­ботке целей воспитательной работы всегда откликалась на назревшие потребности материальной жизни общества.

Советская педагогическая наука в разрешении этого вопроса исходит из марксистско-ленинского учения, из Программы партии. Цели нашей практической педагогиче­ской деятельности не могут быть выведены ни из произ-


 


1 Мичурин И. В. 60-летние итоги и перспективы моих работ// Соч.— 2-е изд. —М,: Сельхозгиз, 1948.— Т, L —С. 605s


! Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции)//Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4.— С. '126.

G5

б Заказ 3923


вольных мечтаний и представлений в плане построения абстрактных идеальных схем и педагогических утопий, ни из данных психологии или биологии в плане пассивного следования за так называемой «природой ребенка». Они должны быть выведены «из наших общественных нужд, из стремлений советского народа, из целей и задач нашей ре­волюции, из целей и задач нашей борьбы»1;

Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей, и ими должны определяться содер­жание и методы воспитательной работы. Такова в общей форме позиция А. С. Макаренко в этом вопросе.

Коммунистическая партия поставила перед нашей щко-лой задачу — воспитать поколение, способное окончательно установить коммунизм. Исходя из этой задачи, педагоги­ческая теория в разработке целей воспитательной работы должна дать программу человеческой личности, человече­ского характера, требуемого нашей эпохой, «причем в по­нятие характера, — говорил Макаренко, — я вкладываю все содержание личности, т. е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личн иости...»2.

Какова эта воспитательная программа на сегодня? Ка­кие качества и характеры мы должны воспитывать у на­ших детей?

В своих произведениях и практическими результатами своей работы А. С. Макаренко дает ясный ответ на этот вопрос.

«Мы желаем воспитать культурного советского рабо­чего/Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть полити­чески развитым и преданным членом рабочего класса, ком­сомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря —он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом. Он должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь при­казать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, су­ровым, добрым и беспощадным — в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организа­тором. Он должен быть настойчив и закален, он должен

1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(лекции)//Лед. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1984.— Т. 4.—С 126.

2 Там же.—С. 129.


владеть собой и влиять на других; если его накажет кол­лектив, он должен уважать и коллектив и наказание. Оя должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бо­роться и строить, способным жить и любить жизнь, он дол­жен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день1.

Ни одно из вышеуказанных качеств мы не можем вос­питывать «вообще». Мы можем и должны воспитывать конкретную целеустремленность как целеустремлен­ность члена советского общества, коммунистического коллектива. Нельзя воспитывать мужественного борца «во­обще», а можно и нужно воспитывать мужество советского патриота, борца за коммунизм. Одним словом, какую бы сторону человеческого поведения мы ни взяли, какое бы че­ловеческое качество мы ни воспитывали, для нас они будут иметь положительное значение только в том случае, если проявления их будут совпадать с нашими общественными целями, с интересами коллектива.

Советский патриотизм и коллективизм — это основной мотив поведения личности, и без него наша воспитательная работа лишена основного в достижении цели.

К этой цели, к выполнению этой программы «мы долж­ны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспи­тательной работе требуется решительная и активная энер­гия устремления к цели... Мы должны знать, чего мы до­биваемся, и никогда не забывать об этом. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных це­лей. Никакая параллельная или боковая цель не должна отстранять нас от главной цели»2.

«Я сторонник активного воспитания, — говорил Мака­ренко,— т. е. хочу воспитать человека определенных ка­честв и все делаю, весь интеллект, все усилия свои направ­ляю на то, чтобы достигнуть этой цели. Я должен найти средства, чтобы этого достигнуть, и всегда должен видеть перед собой цель, должен видеть тот образец, идеал, к ко­торому стремлюсь»3.

Принцип активной целеустремленности — важнейший и характерный для педагогики Макаренко. Этот принцип проводит одну из линий, отделяющих нашу советскую пе-

1 Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами//Пед. соч.:
В 8 т. —М.: Педагогика, 1983. г-Т. 1. —С. 138.

2 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания
(тезисы)//Пед соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т, 4.—
С. 120—121.

3 Макаренко А. С. Из опыта работы//Пед. соч.: В 8 т. — М.:
Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 369.

5*

дагогику от биологизаторских, педологических и прочих буржуазных педагогических теорий, отправляющихся от так называемой «природы ребенка» и обрекающих про­цесс воспитания детей на стихийную игру случайных об­стоятельств.

Следовательно, педагогическое проектирование — это необходимый начальный момент в организации воспита­тельного процесса. Как нельзя без проекта построить дом, так нельзя и воспитать определенных, нужных людей, не имея представления о том, какими качествами они должны обладать. Только через проектирование можно включить воспитательные цели в организацию объективного процес­са воспитания детей. Только на основе проектирования мо­жет быть правильно разрешен вопрос об отношении воспи­тательных средств к воспитательным целям.

Проектируемые качества личности, утверждал Мака­ренко, должны быть общие, типичные, одинаковые для каждого воспитанника как будущего советского человека, и частные, индивидуальные, основывающиеся на индиви­дуальных особенностях каждого воспитанника, на его спо­собностях, склонностях. Поэтому в проектировку личности, прежде всего, должны войти такие конкретные стороны, как «самочувствие человека в коллективе, характер егб коллективных связей и реакций, его дисциплинированность, готовность к действию и торможению, способность такта и ориентировки, принципиальность и эмоциональное перспек­тивное устремление», а также система и уровень знаний и представлений, тот «образовательный запас»1, который должен быть у воспитанника к моменту выхода из школы.

Но чтобы наши действия, направленные на достиже­ние определенных воспитательных целей, были успешны, кроме правильного определения самих целей, надо пра­вильно выбрать еще и воспитательные средства, т. е. пра­вильно определить содержание жизни и деятельности де­тей, организацию, формы и методы их деятельности, прин­ципы построения детского коллектива и, наконец,, методы педагогического воздействия.

Антон Семенович исходил из марксистского представ­ления о целостности процесса воспитания детей. «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически... Поэтому отдельное средство всегда может быть и положи-


тельным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»1 (курсив мой.— Ц, К-)* в полном соответствии с развитием жизни общества.

Эти положения о целостности воспитания личности и о единой логике всей системы воспитательных средств позво­лили Макаренко сделать следующие практически дейст­венные выводы.

Во-первых, «никакое средство не может быть объявле­но постоянным, всегда полезным и действующим всегда одинаково точно»2. Следовательно, не догматическое ут­верждение «воспитательных» средств, а немедленный ана­лиз и немедленное действие — вот что должно быть поло­жено в основу выбора средств повседневной воспитатель­ной работы.

Во-вторых, «никакое средство не может проектировать­ся как положительное, если его действие не контролирует­ся всеми другими средствами, применяемыми одновре­менно с ним»3. Следовательно, необходимы не отдельные, разобщенные средства, а система средств, разработанная сообразно с целями воспитательной работы.

Общее назначение системы воспитательных средств, по Макаренко, заключается в том, чтобы педагогически целе­сообразно (на передовых, коммунистических началах) ор­ганизовать жизнь детского коллектива.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Ценнейшим вкладом в педагогическую науку была раз­работанная Антоном Семеновичем Макаренко теория вос­питательного коллектива.

Воспитательным коллективом Макаренко назвал такую форму организации жизни детей, которая, будучи полно­кровной и радостной детской жизнью, максимально удов­летворяющей детские жизненные потребности, в то же вре­мя является коммунистически воспитывающей школой, ус­пешно разрешающей рее воспитательные задачи, вытекаю­щие из требований нашего общественного развития. Такой коллектив, являясь общим и основным методом педагоги­чески целесообразной организации жизни детей, вместе с


 


1 Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы)//Пед. соч.: В 8 т,—М.: Педагогика, 1984. — Ts 4,-«С. 120,


1 Макаренко Л. С. Проблемы школьного советского воспитания
(тезисы)//Пед. соч.: В 8 т.— М.: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 119.

2 Там же.™ С. 118. * •'

3 Там же.—С. 119.


тем является и основным методом организации коммунис­тического воспитания подрастающих поколений.

^Потребность в таком общем и едином методе для со­ветских педагогов давно стала настоятельной. В 1937 году Антон Семенович писал: «Достойной нашей эпохи и нашей революции... задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает воз­можность каждой отдельной личности развивать свои осо­бенности, сохранять свою индивидуальность. Такая задача была бы абсолютно непосильной для педагогики, если бы не марксизм, который давно разрешил проблему личноЬти и коллектива»1.

В разработке теории воспитательного коллектива А. С. Макаренко исходит из основных положений истори­ческого материализма. Возникновение и развитие коллек­тивных связей людей есть процесс объективно-закономер­ный/

Огромную роль играет коллектив в развитии человече­ской личности. «Развитие индивида, — писали Маркс и Эн­гельс,—обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном обще­нии»2.

В социалистическом, а затем ив коммунистическом об­ществе коллектив является одним из необходимых условий свободного и всестороннего развития каждого его члена. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода»3.

Эти важнейшие положения легли в основу учения А.. С. Макаренко о воспитательном коллективе.

Ясно, что и детский коллектив есть явление объектив­но-закономерное. Дети живут и воспитываются в коллек­тивах. Такие коллективы возникают в семье, на улице, во дворах домов, в школе и других детских учреждениях. Они везде, где есть совместная деятельность детей. Точно так же ясно, что и всестороннее развитие детей, их коммунис­тическое воспитание может быть организовано только в коллективе.

1 Макаренко А. С. Цель воспитания//Пед. соч.; В 8 т. ~~М.: Пе<
дагогика, 1984. —Т. 4.— С 46—47.

2 Щаркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч. — 2-е изд. —
Т. 3. — С. 440.

3 Там же.— С. 75.


Но не всякий детский коллектив является воспитатель­ным. Зачастую коллективы детей возникают и живут сти­хийно, в этом-случае и процесс воспитания членов такого коллектива протекает стихийно. Поэтому центральной за­дачей педагога является организация детского коллекти­ва, всей его жизни. Процесс воспитания детей в социалис­тическом обществе должен быть организован.

Воспитательный коллектив — это педагогически целесо­образная организация детской жизни, в результате кото­рой воспитывается определенный тип людей, т. е. достига­ются определенные воспитательные цели. «...Наш путь единственный, — писал А. С. Макаренко, —упражнение в поведении, и наш коллектив — гимнастический зал для та­кой гимнастики»1.

Итак, воспитательный коллективэто научно-органи­зованная система коммунистически воспитывающей дет­ской жизни в социалистическом обществе.

Сам Антон Семенович так характеризовал подобную форму организации детской жизни: «Образцовый воспи­тательный советский коллектив, давно сложившийся, рас­тущий материально и духовно на основе больших концент­рированных коллективных сил, обладающий традицией и совершенной формой, вооруженный тончайшей педагогиче­ской техникой — социалистический детский коллек­тив...»2.

Зачастую, говоря о воспитательной роли детского уче­нического коллектива, подчеркивают, что организованный детский коллектив является в руках педагога мощным фак­тором влияния на отдельных малодисциплинированных учеников, что он помогает педагогу в проведении мероприя­тий воспитательного характера: в организации обществен­ной работы, помощи отстающим ученикам и т. п. В этом случае обычно имеется в виду более или менее дружный, организованный опытным руководителем класс, и эта спло­ченность класса рассматривается как важный воспита­тельный фактор. Безусловно, это положительное явление в нашем педагогическом опыте. Уровень воспитательной работы в таких классах обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы, сплоченности и организованности детей. Но такого типа классный коллектив не есть еще воспита­тельный коллектив. Правда, можно сказать, что это — яв-

1 Макаренко А. С. ФД-1//Пед. соч.: В 8 т. — М.:' Педагогика,
1983.— Т. 2. —С. 128.

2 Макаренко А.. С. Открытое письмо товарищу Ф. Левину//Пед.
соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 7. — С. 206—207.


ления одного порядка, но такой классный коллектив есть только один из элементов организации жизни и деятель­ности того воспитательного коллектива, который имеет в виду Макаренко.

Воспитательный коллектив, по Макаренко, — это науч­ная организация воспитательного процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли представлять себе, пусть даже самый лучший, самый организованный и воодушев­ленный, сложившийся в ходе жизненной деятельности той или иной объединенной группы советских людей, а специ­ально с педагогическими целями научно-организованный воспитательный коллектив как форма организации детской коммунистически воспитывающей жизни, как система ком­мунистического воспитания подрастающего поколения.

О коммуне имени Дзержинского, где была в полной ме­ре развернута его воспитательная система, Антон Семено­вич говорил, что ее можно сравнить со спортивным залом. Как в специально оборудованном спортивном зале группа людей ежедневно, систематически под руководством опыт­ного инструктора занимается на снарядах и благодаря этому становится через определенное время хорошими спортсменами, точно так же и коммуна была первоклассно оборудованным «воспитательным спортзалом». Здесь каж­дое движение жизни воспитанников и вся их жизнь в це­лом представляли собой упражнения на сложнейших «вос­питательных снарядах» под руководством педагога. Бла­годаря этому воспитанники формировали свои характеры, взгляды, знания, навыки, традиции, нормы поведения и становились передовыми советскими людьми.

Это, в известном смысле слова, была та воспитыва­ющая школа жизни, о которой говорил М. И. Калинин4, с той лишь разницей, что здесь была специально педагоги­чески организованная жизнь.

Но это не была какая-нибудь надуманная, нереальная, оторванная от действительности жизнь. Это была обобщен­ная в ее типичных прогрессивных тенденциях и* освобож­денная от всего лишнего жизненного «хлама» и «мусора» настоящая советская жизнь нескольких сот детей, органи­зованная педагогом Макаренко. Для этой жизни было ха­рактерно то, что составляет суть нашей советской действи­тельности: активное участие в строительстве коммунизма, типичные для советской жизни отношения и поведение лю-

._ * См.: Калинин М. И. О коммунистическом воспитании//Избр. про­изведения. — М.: Политиздат, 1975.-—С. 281—302.


дей — борцов за коммунистические идеалы, членов едино­го, дружного, сплоченного трудового коллектива; в ней бы­ли реализованы в полной мере радость и счастье нашей жизни, а также и типичные трудности нашей жизни. На всем этом воспитывались люди, умеющие побеждать труд­ности, борцы за счастливую и культурную жизнь. В этом смысле коммуна жила так, как живет передовой советский коллектив.

Но в то же время она отличалась от нашего обычного передового коллектива. Освобожденная от лишнего буд­ничного «мусора» тем, что она создавалась как воспита­тельная жизнь рукой педагога и целеустремленно направ­лялась и руководилась им, жизнь коммуны была в опре­деленном смысле идеальным выражением нашей советской жизни. Именно это имел в виду А. М. Горький, когда ха­рактеризовал коммуну как прообраз жизни будущего. И нет ничего удивительного в том, что ознакомившиеся с жизнью коммуны заявляли, что заглянули в наше буду­щее.

А. С. Макаренко, как он говорил, «проектировал» жизнь своих воспитанников, обобщая прогрессивные тенденции нашей советской жизни в ее идеале, а затем этот идеал реализовал в виде определенного содержания, интересов, целей, отношений, норм и традиций передовой, коммунис­тической жизни детского коллектива, в соответствии с це­лями коммунистического воспитания.

Отличалась эта жизнь от жизни обычного советского коллектива еще и тем, что все установленные в ней нор­мы, законы и традиции имели целеустремленное воспита­тельное значение и каждое движение ее было соответст­вующим образом организовано и «инструментовано», т. е. выражено наиболее четко, ярко, требовательно и в то же время доходчиво и ощутимо для каждого воспитанника и для всего коллектива.

Наконец, особенностью этой жизни являлось то, что она была в соответствии с детской психологией опоэтизирова­на, выражена в несколько романтическом стиле, что дела­ло ее радостной, бодрой, веселой, увлекательной, а следо­вательно, любимой детьми и поэтому наиболее сильно воз­действующей на них в воспитательном отношении.

Таким образом, это была не просто «воспитывающая школа жизни», о какой говорил М. И. Калинин. Это была специально с педагогическими целями организованная вос­питывающая школа жизни; она более эффективно дейст­вовала в воспитательном отношении, чем обычная «школа


/


жизни». Вот в каком смысле надо понимать А. С. Мака­ренко, когда он говорит о детском коллективе, о его вос­питательной роли.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Что,, по Макаренко, значит создать воспитательный кол­лектив в школе или в любом другом воспитательном уч­реждении?

Кратко на этот вопрос можно ответить так: это значит организовать жизнь детей данной школы или любого дру­гого воспитательного учреждения во всех ее проявлениях на передовых, коммунистических началах и в передовых, коммунистических формах.

Следовательно, принципы, методы и формы жизни детей должны быть действительно передовыми, значительно бо­лее приближенными к идеалу коммунистической жизни, чем наша будничная действительность. Они должны быть такими, какие сегодня еще не. реализованы полностью в повседневной жизни и ощущаются нами только в тенденци­ях, в назревающих потребностях общественной практики, являясь типичными только как зарождение нового, пере­дового. Ясно, что эти передовые принципы, нормы не вы­думываются педагогом, а берутся из нашей советской жиз­ни,.где они возникают и утверждаются, хотя еще и не ста­ли массовыми, широко распространенными.

Овладение марксизмом-ленинизмом позволяет педаго­гу не только понять закономерности общественного раз­вития, но и при выявлении всего нового, что ежечасно и ежеминутно рождается в нашей жизни, довести обобщение этого нового до степени установления прогрессивных тен­денций и, следовательно, верно спроектировать жизнь сво­их воспитанников.

Это одно из важнейших принципиальных положений пе­дагогического опыта А. С. Макаренко, в нем —- суть прог­рессивности и целеустремленности его практической рабо­ты и теоретических выводов.

Мы воспитываем из детей завтрашних людей и в силу этого обязаны проектировать качества наших воспитанни­ков. Следовательно, мы обязаны прививать детям самые передовые принципы, отношения, взгляды и привычки, нор­мы и навыки коммунистической жизни.

Одними словами и разговорами мы в детях этих ка­честв не воспитаем. Поэтому мы обязаны организовать дет-


скую жизнь педагогически целеустремленно, т. е. как са­мую передовую советскую жизнь.

Организация всей жизни детского коллектива должна быть целиком подчинена воспитательным целям. Таков один из основных макаренковских принципов подхода к ор­ганизации воспитательного коллектива.

Коллектив возникает и сплачивается в процессе сов­местной деятельности людей, поэтому необходимо прежде всего организовать такую совместную коллективную дея­тельность детей (в учебе, труде, общественной работе), в которой дети, вступая в отношения сотрудничества, друж­бы и взаимопомощи, сплачиваются в единую, сильную ор­ганизацию.

А. С. Макаренко считал необходимым подкреплять жиз­ненное упражнение своих воспитанников овладением ими «теорией советского поведения», так как наша задача — организовать сознательное коммунистическое поведение де­тей. Теория морали на первых порах подкрепляет поведе­ние воспитанников, помогает им понять, осознать свое по­ведение. Когда же жизнь коллектива налажена, теория мо­рали выступает как организующий фактор детской жизни, становится выражением традиций, норм, идеалов коллек­тива.

Коллектив детей, как указывал Макаренко, является составной частью всего советского общества и его место в обществе оформляется в связях с другими коллективами: коллективами детскими, производственными и т. д. Эти связи имеют огромное воспитательное значение. В жизни коллектива, организованного Антоном Семеновичем, они занимали большое место. Достаточно указать на связь горь­ковцев с коллективами комсомольцев паровозных мастер­ских, села, с коллективом чекистов. То же самое мы видим в коммуне имени Дзержинского. Коммунары поддерживали самые тесные отношения с коллективом Харьковского те­атра русской драмы, с рабочими бакинских нефтяных про­мыслов и др. «Коллектив, — писал Макаренко, — является частью советского общества, органически связанной, со все­ми другими коллективами»1.

Все связи детского коллектива необходимо организо­вать, подчинив и их воспитательным целям. Решающая роль в выборе этих связей, в их организации (налаживание переписки, устройство встреч и т. п.) принадлежит педа­гогу.

1 Макаренко А. С. Цель воспитания//Пед. соч.: Я 8 т.-М,: Педа­гогики, 1984. —Т. 4. —С. 47.


 



7%


Детский коллектив живет полнокровной, радостной жизнью. Это не бесплодная толчея на одном месте, а де­ловое устремление вперед. «Формы бытия свободного че­ловеческого коллектива, — делает вывод А. С. Макарен­ко,— движение вперед, форма смерти — остановка»1.

Кризис коллектива горьковцев, назревший к 1926 году, сам Антон Семенович объяснял остановкой в развитии кол­лектива. Переезд в Куряя£, новые цели, расширение пер­спектив сделали возможным дальнейшее развитие коллек­тива, направили его движение и тем самым ликвидирова­ли кризис.

Создавая коллектив, необходимо организовать его раз­витие, ставить все новые и новые цели перед детьми. Ме­тодикой организации развития коллектива является «сис­тема перспективных линий», разработанная А. С. Мака­ренко. Направлять развитие воспитательного коллек­тива— таков один из принципов его организации, руковод­ства им.

Сам коллектив на различных этапах своей жизни из­меняется. На первом этапе педагог как организатор высту­пает с самым решительным требованием к коллективу; в это время он может требовать только одного: точного без­оговорочного исполнения его требований всеми членами коллектива. Уже на первом этапе педагог должен в сво­ей работе опираться на возникающий актив, создавать его и сплачивать вокруг себя. Второй этап жизни коллектива начинается с возникновения в нем актива, не только под­держивающего требования педагога, но и самостоятельно выступающего с этими требованиями. На третьем этапе, отмечал Макаренко, «требует сам коллектив». Это значит, что детский коллектив стал коллективом воспитательным в полном смысле слрва. На всех этапах его развития меня­ется соотношение между передовой и отсталой частью дет­ского коллектива и соответственно —формы методов педа­гогического воздействия. Следовательно, детский коллек­тив необходимо рассматривать в развитии, движении.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 612 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2390 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.