Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 1. –ека Ћотосова€ и ручей Ќефритовых листьев




¬рем€ Ц это тоже река, река человеческой пам€ти, река жизни. ≈е течение на первый взгл€д кажетс€ слабым, бесшумным, но оно все-таки пробивает земную твердь, даже скалы. —колько гор встает на ее пути, давит на нее, а она, дела€ сотни и тыс€чи извивов, все равно стремитс€ вперед. ќсобенно безжалостны к ней скалы: они то низвергают ее в глубокие пучины, то разбивают вдребезги, превраща€ в туман. Ќо его капельки собираютс€ в долинах, снова соедин€ютс€ и с развернутыми знаменами, под грохот боевых барабанов, с м€тежным криком оп€ть обрушиваютс€ на скалы и побеждают их. –ев волн как бы объ€вл€ет, что река не умерла, что она неудержима. ¬ ней могут дратьс€ дикие звери, стрелой проплывать €довитые змеи, купатьс€ олени, пить мартышки и прихорашиватьс€ журавли. Ћюди тоже могут плавать по ней, могут перегораживать ее высокими плотинами и шлюзами, а могут превратить в пар. Ќо все это не способно полностью изменить ее и задержать ее великое стремление к морю. ∆изнь Ц это тоже река, река радостей и страданий, полна€ страшных опасностей и безграничных восторгов. ¬се люди играют на этой реке, как на сцене китайского театра, одни изображают себ€ гуманными, другие Ц воинственными, третьи Ц благородными, раскрашива€ свои лица в красный цвет, четвертые щегол€ют своими белыми лицами злодеев, п€тые ход€т с черными и пестрыми лицами. Ѕольшинство стараетс€ показать себ€ с самой лучшей стороны, а на самом деле жена доносит на мужа, сын обличает отца, друзь€ превращаютс€ в смертельных врагов, души растлеваютс€, а человечность приписываетс€ одной буржуазии. ћассы устраивают движени€, движени€ будоражат массы, люди, возбуждающие массы, сами станов€тс€ жертвами движений, и все это считаетс€ естественным, ибо даже земл€ движетс€. ¬се врем€ нужно помнить о борьбе не на жизнь, а на смерть. ¬ласть достаетс€ горстке людей, а как жить всем остальным? ≈сли правых не топтать, то как расцветут левые? ѕроисходит беспрецедентное, широкомасштабное сост€зание левых с левыми, а правые превращаютс€ в неприка€нные души, которые необходимо посто€нно отлавливать небесной сетью. ≈да, одежда, мода, косметика, начина€ с губной помады и конча€ одеколоном, станов€тс€ предметами письменных доносов и устных разбирательств на бесконечных Ц больших и малых Ц собрани€х. ¬се бурные политические кампании, объ€вл€ютс€ направленными на уничтожение буржуазии и возрождение пролетариата Ц вплоть до того, что если член коммуны сажает у себ€ перед домом перец или тыкву, то это капитализм. Ќужно сажать подсолнухи, потому что они Ц символы стремлени€ к свету, но лузгать семечки подсолнуха Ц преступление.

 то сказал, что у нас нет капиталистов? — точки зрени€ перспектив развити€ даже лоточник Ц капиталист, а свободный рынок, приусадебный участок Ц это м€гкие перины дл€ капитализма, от них надо как можно скорее отказыватьс€. » за все надо боротьс€, уничтожа€ капитализм в зародыше, в колыбели.  огда он разрастетс€, уже будет поздно. –азве перец или тыква перед домом (а из тыквы еще и вино можно делать) не отвлекают внимание от общественного пол€? «начит, это зло, которое нужно выкорчевывать.

ћежду рисом и деньгами, богатством и бедностью тоже есть диалектические св€зи. ≈сли все будут сытыми, богатыми, при деньгах и по уровню жизни превзойдут дореволюционных помещиков и кулаков, то кто тогда будет заниматьс€ революцией?  то будет боротьс€, крепить классовые позиции? ѕа кого станут опиратьс€ кадровые работники, присылаемые в деревню дл€ проведени€ разных кампаний? — кем они будут сплачиватьс€, кого завоевывать, на кого нападать, с кем проводить всевозможные политические меропри€ти€? –азве можно лишитьс€ этого магического средства, этого волшебного посоха?! Ѕедн€ки и бедные середн€ки должны составл€ть большинство; если они преврат€тс€ в обычных или, не дай бог, богатых середн€ков, то революци€ прерветс€ и мир рухнет.

 итай Ц это целое море буржуазии и мелкой буржуазии. ƒл€ разрешени€ его многочисленных проблем существует великолепный ключик Ц борьба. ќна должна устраиватьс€ каждые п€ть-шесть лет и идти сверху донизу, как ураган, доставл€€ всем удовлетворение и беспредельную радость. »звестно, что китайские иероглифы выросли из картинок и даже после многочисленных упрощений сохран€ют свою изобразительность. “ак вот, упрощенный иероглиф Ђборьбаї похож на узорчатый ключ от старинных медных замков, примен€вшихс€ в  итае. »х и сейчас еще можно встретить на городских воротах, во дворцах древних столиц, в храмах  онфуци€, в сельских кумирн€х и тюрьмах, в мен€льных конторах и амбарах богачей. Ёто своего рода национальное досто€ние, которое следует передать всему миру. ≈сли борешьс€, то идешь вперед, а не борешьс€ Ц деградируешь, становишьс€ ревизионистом. Ѕорись, борись, борись: доборешьс€ до года обезь€ны или лошади, и тогда весь мир сплотитс€, наступит эра великого единени€!

Ќо марксизм-ленинизм, как солнце и луна на небе, светит вечно, он ни в коем случае не может быть сведен к иероглифу Ђборьбаї, тем более упрощенному. ” истории есть свои законы, которые определ€ют развитие всего человеческого общества, Ц законы суровые, а порою и беспощадные. ќкт€брем 1976 года истори€ поставила в жизни  ита€ большой восклицательный знак, а затем и вопросительный [36]. “ретий пленум ÷   ѕ  перевернул небо и землю, вскрыл тыс€чи трудностей, взломал застарелый лед. –ека жизни вновь отта€ла и зашевелилась.

—ледует сказать, что она медленно текла вперед и тогда, когда во всей стране шло пылкое, но совершенно бессмысленное сост€зание леваков. ƒаже в Ћотосах, наход€щихс€ в далеком горном районе ѕ€ти кр€жей, кое-что делалось. Ќа реке Ћотосовой был построен мост, через него прошло шоссе. —начала им пользовались в основном телеги да арбы, запр€женные лошадьми или быками, потом добавились тракторы, грузовики, легковушки, изредка джипы. ≈сли по€вл€лс€ джип, это, как правило, означало, что едет с очередной инспекцией на свою Ђопорную базуї заместитель председател€ уездного ревкома Ћи √ос€н, и тогда за машиной, с круглыми от любопытства глазами, бежали реб€тишки. Ќа других машинах в село вошло строительство нескольких мастерских, заводиков и фабрик. ќдной из них была бумажна€ фабрика, пользующа€с€ немалыми запасами горного бамбука и прочей древесиной. ѕотом вырос винзавод, гнавший вино из батата, корней пуэрарии [37] и разных злаков. √оворили, что вода Ћотосовой содержит какие-то минеральные примеси, полезные дл€ производства вина. ѕо€вились и металлоремонтна€ мастерска€, небольша€ гидроэлектростанци€, швейна€ мастерска€, книжный магазин, почта, часова€ мастерска€ и прочее. ¬ результате люди стали стекатьс€ в село, точно муравьи; население выросло в несколько раз. √лавную улицу, по обе стороны от рынка, пересекли две новые улицы, которые так и назывались Ќовыми, а улицу, покрытую темными каменными плитами, теперь именовали —тарой.

¬ селе образовалс€ собственный ревком на правах низшего административного органа, но он еще не отделилс€ от ревкома объединенной бригады, поэтому заправл€л этой запутанной структурой все тот же ¬ан ÷ю-шэ. ƒл€ простоты сельчане предпочитали называть его старостой. —ельскому ревкому подчин€лись отделение милиции, радиостанци€ и другие подразделени€. ¬ общем, как говоритс€, воробей хоть и маленький, а все у него есть. ќтделение милиции отвечало за учет населени€, борьбу с хулиганами и спекул€нтами и обучение народных ополченцев, которые занимались в основном Ђполитическимиї делами. “ут им крепко помогали репродукторы, развешанные на всех улицах, а иногда и на домах. “ри раза в день Ц утром, днем и вечером Ц радиостанци€ передавала образцовые революционные пьесы, агитационные песни, сообщени€ ревкома, важнейшие резолюции и сельские новости. Ёти новости тоже имели сильную политическую окраску: они содержали критику Ћинь Ѕ€о и  онфуци€, обличение конфуцианцев и превознесение легистов [38], пропаганду всесторонней диктатуры против буржуазии и богатых плодов великой культурной революции на селе, а затем Ц выступлени€ против ƒэн —€опина, против реабилитации правых и за так называемую стабилизацию. ≈ще позднее та же сама€ дикторша с отчетливым местным произношением разоблачала, по приказу сельского ревкома, уже не столько Ћинь Ѕ€о, сколько Ђбанду четырехї, котора€ за дес€ть с лишним лет совершила неисчислимые преступлени€ и своим левацким курсом произвела в стране кошмарные опустошени€. ќсвеща€ новые задачи, сто€щие перед народом, дикторша призывала его к новому великому походу и к проведению Ђчетырех модернизацийї. –епродукторы вещали так громко, что подавл€ли все остальные звуки в селе: шум машин, тракторов, удары парового молота в металлоремонтной мастерской. “е, кто жил на главных улицах, не могли и словом перемолвитьс€, что, наверное, облегчало задачи управлени€.

ƒвижение вперед всегда приносит новые проблемы. —кажем, вслед за шоссе по€вились машины, а там, где машины, там и пыль столбом. —тоило машине или трактору в сухой день проехать по глинистой дороге, как пыль застилала полнеба и долго не оседала, такчто сельчане насмешливо прозвали свои дороги Ђпыленкамиї в отличие от иностранных Ђбетонокї. Ќа —тарой улице было еще ничего, а на Ќовых и крыши, и окна, и балконы были покрыты толстым слоем пыли. “олько во врем€ дожд€ все очищалось. ƒруга€ проблема Ц отсутствие канализации. —ельчане выпускали все стоки из домов и лавок пр€мо на улицу. ¬ солнечный день сохло быстро, а в дождливый улицы превращались в канавы, заполненные жидкой глиной и отбросами. Ўоферы-лихачи так забрызгивали стекла в домах, что никаких занавесок на окна не требовалось Ц экономи€! √овор€т, что, когда староста ¬ан со своими подчиненными разрабатывал план реконструкции села, он велел по обеим сторонам Ќовых улиц провести сточные канавы.  то-то заикнулс€ насчет канализации.

Ц ј разве канавы Ц это не канализаци€? Ц удивилс€ ¬ан. Ц ” нас тут не  антон и не Ўанхай, нечего подражать вс€ким заморским штучкам!

ќн насто€л на том, чтобы на плане были изображены именно канавы, провел этот план через сельский ревком и поручил отделению милиции направить на рытье канав помещиков, кулаков, контрреволюционеров и приспешников Ђбанды четырехї.

ћежду новыми предпри€ти€ми села посто€нно возникали противоречи€, стычки, а то и драки. ¬се эти мастерские или заводики строились на Ћотосовой, чтобы удобнее было брать воду, подвозить сырье и сливать отходы. “олько бумажна€ фабрика расположилась на –учье нефритовых листьев, в четырех ли от винзавода. —начала между ними не возникало никаких конфликтов: стро€тс€ на разных водных пут€х, да еще далеко друг от друга Ц молодым рабочим обоих предпри€тий, крут€щим любовь, приходилось немало времени тратить на дорогу. Ќо едва бумажна€ фабрика заработала и щелочна€ вода с белой пеной пошла по ручью в Ћотосовую, как все пон€ли, что тут и двадцать ли не спасли бы, не то что четыре. ¬ вине по€вилс€ горький привкус, руководство винзавода забило тревогу и потребовало от бумажной фабрики возмещени€ убытков. “а же в ответ предложила ни много ни мало как перенести винзавод: вам вода не нравитс€, вы и переезжайте, а нам и здесь хорошо. ƒело дошло до укома, но уком вернул его в сельский ревком. ¬инзаводовцы дошли до окружкома, тот спустил дело обратно в уком, а оттуда Ц оп€ть в сельский ревком. „то мог поделать ¬ан ÷юшэ? ” него и так не три головы и не шесть рук; перенос винзавода стоил миллионов, а сельский ревком пока еще не печатает ассигнаций. Ѕо€сь, что между предпри€ти€ми начнетс€ насто€ща€ драка и кого-нибудь просто убьют, он ринулс€ в уездный ревком и начал плакатьс€ председателю ян ћиньгао и его заместительнице (она же плем€нница) Ћи √ос€н. ¬ результате директоров обоих предпри€тий вызвали на учебу дл€ повышени€ идейного уровн€, и они, следу€ Ђсерединному путиї всеми обруганного  онфуци€, построили трубопровод от винзавода к чистому горному источнику, причем завод выделил дл€ этого рабочую силу, а бумажна€ фабрика Ц деньги. “ак проблема была разрешена, и оба директора втайне даже извинили уездное начальство за проведенную над ними процедуру, поскольку с этого времени кадровые работники бумажной фабрики легко покупали на заводе бракованное вино, а бумажна€ фабрика чем могла ублажала кадровых работников винзавода.

Ќу а во что превратились древние Ћотосова€ и –учей нефритовых листьев с их чистой водой и красивыми берегами, утопавшими в зелени? ќб этом люди уже вовсю судачили, но в напр€женной повестке дн€ сельского ревкома дл€ такого вопроса не нашлось места. ѕоскольку все предпри€ти€ сбрасывали в реку и ручей свои отходы, на берегах перестала расти даже трава, а сами берега начали обрушиватьс€. Ќа них скопились кучи мусора, это оправдывали тем, что реке и ручью совсем необ€зательно быть такими широкими, они могут и потеснитьс€. ѕо воде плыли не только белые пузыри бумажной фабрики, но и обрывки бумаги, какие-то коробки, иногда, говор€т, даже мертвые незаконнорожденные младенцы. –аньше в Ћотосовой в изобилии водились красные лотосовые карпы, а теперь и креветок с крабами почти не осталось.

Ќекоторые утверждали, что загр€знение и шум Ц это неизбежные спутники общественного прогресса, как и во всех передовых промышленных странах. √азеты рассказывали, что в японии или —оединенных Ўтатах даже воробь€ не встретишь, јнгли€ импортирует кислород. ѕочему же  итай, принадлежащий к развивающимс€ странам, в том числе и далекое горное село Ћотосы, должен пойти по другому пути?   тому же у нас пока воробьев вдоволь, да и кислорода хватает. ¬оробьи в ƒолине лотосов даже считались вредными птицами: каждое лето, когда начинала созревать пшеница, члены коммун ставили на пол€х соломенные чучела, которые отпугивали прежде всего воробьев.

≈сли говор€т, что наука и демократи€ Ц родные сестры, то феодализм и темнота Ц это своего рода коллеги, типа «олотого юноши и Ќефритовой девушки, сто€щих перед изва€ни€ми будд. ƒвадцать с лишним лет мы боролись против капитализма, прежде чем пон€ли наконец, что капитализм Ц это все же прогресс по сравнению с феодализмом. ј может быть, фактически произошло другое Ц молодой социализм был отравлен глубоко укоренившимс€ феодализмом?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 320 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1582 - | 1250 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.