Социально-экономическая ситуация в России в 1997 складывалась противоречиво. С одной стороны, страна находилась в глубоком экономическом кризисе. С другой стороны, в 1997 произошло некоторое улучшение экономического положения. По официальным данным Госкомстата впервые за годы «радикальных реформ» ВВП в 1997 не сократился, а вырос на 0,9 %; объем промышленного производства вырос на 2 %; продукция сельского хозяйства – на 1,5 %; реальные денежные доходы населения – на 6,9 % по отношению к 1996. Это позволило правительству и президенту во многих официальных заявлениях назвать 1997 годом стабилизации и годом начала экономического роста.
Однако реальная картина была намного сложнее. Стабильно рос внешний долг России, который складывался из новых долгов, взятых в постсоветский период, и долга, доставшегося в наследство от СССР. В итоге долговое бремя выросло с 95 млрд. долл. до 127 млрд. к концу 1996.
Пирамида ГКО. Еще более быстро рос внутренний долг. В 1992 правительство Гайдара практически ликвидировало весь внутренний долг СССР, превратив в копейки сбережения населения, размещенные в сберегательных кассах Сбербанка СССР. Но с 1993 правительство стало продавать государственные краткосрочные обязательства – ГКО. Через короткий срок (от нескольких дней до 1 года) государство выкупало эти обязательства, и при этом держатели получали очень высокий процент прибыли. Выкуп или погашение ГКО прежних выпусков осуществлялся из суммы, вырученной за продажу очередной порции ГКО. Фактически государство строило «финансовую пирамиду».
Особенно быстро внутренний долг стал нарастать в 1996 – в году президентских выборов, когда ГКО размещали под 200 % годовых. К концу этого года внутренний долг составил около 250 трлн. руб., или 45 млрд. долл. по текущему валютному курсу. В 1997 ГКО стали продавать «нерезидентам», т. е. иностранным банкам. Вскоре они контролировали не менее 30 % рынка. Это поставило всю пирамиду в зависимое положение от иностранного капитала.
В 1997 резко обострилась проблема невыплаты заработной планы. Весь 1997 в стране вспыхивали локальные забастовки и другие акции протеста. Депутаты от левых фракций в Думе готовили почву для вынесения вотума недоверия правительству. Профсоюзы наметили на апрель 1998 проведение всероссийской акции протеста, которая была направлена против невыплаты зарплаты.
Отставка правительства. Президент решил упредить такой ход событий и 23 марта 1998 издал указ об отставке правительства Черномырдина, что сбило накал профсоюзной акции.
Вскоре президент предложил Думе на пост Председателя Правительства кандидатуру С. Кириенко. На тот момент это был малоизвестный политик, не имеющий опыта управления страной. 10 апреля Дума большинством голосов отклонила его кандидатуру. В этот же день президент вновь предложил кандидатуру Кириенко, и на встрече с Г. Селезневым, Председателем Государственной Думы, сказал, что он, как глава государства, «использует свое конституционное право», если нижняя палата парламента не утвердит Сергея Кириенко. (Согласно Конституции, троекратное отклонение внесенной президентом кандидатуры премьера влечет за собой досрочный роспуск Думы и новые парламентские выборы, а назначение Председателя Правительства в такой ситуации осуществляется президентом единолично). После этого Селезнев предложил проголосовать за Кириенко, заявив, что «судьба Государственной Думы дороже, чем судьба Кириенко».
Но и второе голосование по кандидатуре Кириенко не дало положительного результата. Он даже получил на 28 голосов меньше, чем в первый раз.
Узнав о результатах голосования, президент тут же подписал новое, третье представление Думе кандидатуры С. Кириенко на пост премьера. На этот раз Дума проголосовала «за», опасаясь роспуска.
Финансовый кризис. А в августе разразился финансовый кризис. Та финансовая пирамида из ГКО, которая обеспечивала кажущееся улучшение экономической ситуации в 1997 г., к лету 1998 себя полностью изжила. По данным известного экономиста А. Илларионова, если в 1993 – 1994 из каждых 100 рублей, вложенных в рынок ГКО, государство использовало на свои нужды 74 рубля, то в 1997 только 15 рублей, а в 1998 – 0 рублей. Т. е. деньги, полученные Минфином от размещения очередной партии ГКО, шли уже только на выкуп старых ГКО.
Вкладчики осознали, что пирамида ГКО пришла в тупик, и стали уходить с этого рынка. Первыми уходили иностранные инвесторы, которые контролировали до 30 % рынка ГКО. Чтобы остановить их, правительство поднимало уровень доходности ГКО, и долговая петля на шее России все более затягивалась.
14 августа премьер С. Кириенко, министр финансов Задорнов, председатель ЦБ С. Дубинин, А. Чубайс и Е. Гайдар приняли решение прекратить выплаты по ГКО, отпустить курс рубля по отношению к доллару и начать переговоры по реструктуризации внешнего и внутреннего долга. Для частных банков был установлен мораторий на выплату обязательств и долгов нерезидентам в течение 90 дней. Тем самым правительство взяло на себе ответственность за долги этих банков. В результате таких действий курс рубля резко упал, цены стремительно понеслись вверх. Страна оказалась на грани социального взрыва.
Первой реакцией Ельцина на кризис 17 августа была отставка Кириенко и приглашение на пост премьера Черномырдина. Однако Дума большинством голосов дважды отклонила кандидатуру Черномырдина. Ельцин уже не решился предлагать его в третий раз.
Тогда возникла компромиссная кандидатура Е. Примакова, известного политика, министра иностранных дел РФ с 1996. Кандидатура была приемлема для большинства депутатов Думы. Примаков пригласил в правительство в качестве вице-премьера представителя КПРФ Ю. Маслюкова, бывшего в 1985-1991 первым заместителем председателя Совета Министров СССР.
Экономическая политика Примакова – Маслюкова дала неожиданный успех. Он выражался в быстром росте отечественного товарного производства, который был стимулирован сокращением импорта. Дорогой доллар делал импорт очень дорогим, и спросом стали пользоваться отечественные товары.
Деятельность правительства Примакова получила поддержку в Думе со стороны левых и центристских фракций. Эта поддержка позволила Примакову провести через Думу достаточно жесткий, по сути, чрезвычайный бюджет.
1998 заканчивался в ситуации, когда сформировалась новая расстановка политических сил. Президент и его администрация были отодвинуты от определения текущей экономической политики. Правительство впервые получило поддержку со стороны левой части Думы. Резко вырос личный рейтинг Примакова. Многие аналитики говорили о конце «эпохи Ельцина».
«Отечество». В этих условиях московский мэр Ю. Лужков создал общественно-политическое движение «Отечество». С этого момента Лужков стал резко критиковать курс реформ, проводившийся под руководством Ельцина. Эта критика воспринималась Кремлем как проявление президентских амбиций Лужкова. И действительно, в конце 1998 он рассматривался как лидер среди претендентов на пост президента в 2000. Новое движение и растущая популярность Лужкова вызвала серьезную озабоченность Кремля. Не меньшую озабоченность вызывал и высокий рейтинг Примакова. Эти опасения кремлевской администрации и определили ход развития событий в следующем 1999 г.
Политические баталии 1999
Общую оценку ситуации в стране в начале 1999 позволяют выявить результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в мае по аналогии с опросом, проведенном накануне выборов Государственную Думу в мае 1995.
Сравнение данных опросов показывает, что оценки положения изменились к худшему. «Плохим» и «очень плохим» положение в своем городе, районе в 1995 считали 50 %, а в 1999 – 68 %. Экономическое положение России оценивали как «плохое» и «очень плохое» 68 % респондентов в 1995 и 83 % в 1999.
Импичмент. Еще виюне 1998 фракция КПРФ, Аграрная депутатская группа и депутатская группа «Народовластие» выступили инициаторами выдвижения обвинения против президента для отрешения его от должности.
Рассмотрение этого вопроса в Думе было назначено на 13 мая. Накануне голосования Ельцин неожиданно отправил в отставку правительство Примакова. Этот шаг был направлен на то, чтобы в случае неблагоприятного для президента итога голосования в Думе пост премьера занимал лояльный Ельцину человек. По Конституции, в случае досрочного ухода президента со своего поста, его обязанности исполняет премьер до проведения новых выборов. Новым премьером стал С. Степашин.
Импичмент не получился уже на первом, думском, этапе: ни по одному из пяти пунктов обвинения не удалось получить две трети голосов депутатов.
Преодолев опасность импичмента, президент и его окружение сосредоточились на подготовке к очередным думским выборам, намеченным на декабрь. При этом ставились следующие задачи: нанести КПРФ поражение на выборах в Думу в декабре 1999 и нанести поражение блоку «Отечество», чтобы ослабить его позиции на президентских выборах в 2000.
В противовес блоку «Отечество» в апреле 1999 был создан блок «Вся Россия». Инициаторами создания «Всей России» были президенты нескольких республик, прежде всего М. Шаймиев (Татарстан), М. Рахимов (Башкирия) и Р. Аушев (Ингушетия). Из лидеров русских субъектов федерации ведущую роль в движении играл петербургский губернатор В. Яковлев. В движение вошло большинство депутатов Думы из группы «Российские регионы», а также 20 членов Совета Федерации.
Летом этот блок преподнес Кремлю неприятный сюрприз, сформировав единый избирательный блок с движением Лужкова. Это решение последовало потому, что Лужкову удалось достигнуть договоренности с Е. Примаковым, чья популярность только выросла после отставки. Оценивая потенциал такого союза весьма высоко, лидеры «Всей России», несмотря на противодействие Кремля, в августе официально создали общий блок с «Отечеством», назвав его «Отечество – Вся Россия» (ОВР). Его возглавил Примаков. К ОВР вскоре присоединилась часть Аграрной партии во главе с М. Лапшиным. Объективно создание ОВР отразило неверие влиятельной части губернаторов в силы президента.
В этой ситуации новый премьер С. Степашин также отказался от активной борьбы против блока Примаков – Лужков.
В августе Ельцин отправил С. Степашина в отставку и назначил главой правительства В. Путина. Смена главы правительства оказалась очень удачным шагом. Назначение Путина совпало с обострением ситуации на Северном Кавказе. Напав на Дагестан, чеченский террорист Ш. Басаев переполнил чашу терпения в российском обществе. Ситуация в Чечне воспринималась болезненно всем русским народом. После Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в Чечне не наступили мир и спокойствие. Напротив, продолжался беспредел по отношению к русскому населению (русских людей брали в заложники, годами держали в рабстве и т. п.). От разгула преступности страдали и мирные чеченцы, и соседние регионы. Поэтому, когда новый глава правительства твердо сказал и делом стал доказывать свою решимость положить этому конец, он в короткий срок, за сентябрь – декабрь 1999, стал стать популярным и уважаемым политиком.
Популярность Путина стала важным и самостоятельным фактором, который сказался на результатах думских выборов в декабре 1999 года и открыл перед Путиным перспективы успеха на выборах президентских.
«Единство». Для победы на думских выборах Кремль создал Межрегиональное Движение «Единство», которое получило название «Медведь». Первую тройку избирательного списка движения составили министр МЧС С. Шойгу, известный борец А. Карелин, и милицейский генерал А. Гуров, который получил известность как специалист по борьбе с мафией. Формально движение было создано по инициативе трех десятков губернаторов, однако организатором блока была кремлевская администрация, а подлинным автором проекта называли банкира Б. Березовского. Эту точку зрения подтвердил хорошо информированный В. Черномырдин, который сказал: «У «Единства» нет идеологии, а есть один Березовский Борис».
Формально блок «Единство» не вел активной кампании против ОВР. Эту задачу решали электронные СМИ, находящиеся под контролем Администрации Президента РФ. Несколько откровенно враждебных передач, осуществленных в октябре на ОРТ журналистом С. Доренко, повлекли за собой снижение рейтинга Лужкова и ОВР (с 29 % до 21 %). Это еще раз доказало факт сильного воздействия СМИ на позиции избирателей. Антилужковская кампания отняла какую-то часть голосов у ОВР, однако не могла помешать блоку составить крупную фракцию в Думе. Этому способствовало и лидерство в блоке Е. Примакова
Парламентские выборы 1999. Итоги выборов в Думу третьего созыва были следующими. Наибольшее количество голосов, поданных за партийные списки, получила оппозиционная президенту КПРФ – 24,55%. Другой оппозиционный блок – ОВР– набрал 11,98%. Проправительственный блок «Единство» – 23,88% голосов (второе место). Правые радикалы (сторонники Е. Гайдара), представленные в 1999 блоком «Союз правых сил» во главе с С. Кириенко – 8,63% (по сравнению с 1995 более чем удвоили свой результат, но по сравнению с 1993 их успех выглядел скромным). Результаты голосования показали существенное падение доли избирателей, голосующих за Жириновского (6,18%) и менее существенное падение доли сторонников Явлинского (5,94%). Практически все политологи были согласны, что своим успехом «Единство» обязано именно Путину, который на момент думских выборов имел очень высокий рейтинг.
Успех блока «Единство» убедил Ельцина в том, что у Путина есть реальные шансы выиграть президентские выборы. Это означало, что преемником Ельцина станет человек, который обязан Ельцину своим выдвижением и который дал обещание не допускать преследования Ельцина после его отставки. Ельцин очень боялся такого преследования.
С тем, чтобы использовать момент наивысшей популярности Путина и дать ему наибольшие шансы на победу в президентских выборах, Ельцин накануне нового 2000 объявил о своем решении досрочно уйти в отставку. Большинство населения страны с радостью встретили эту новость. По данным трех декабрьских (1999 г.) опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» (ФОМ), ему доверяли 3–5 %, не доверяли 85–89 % населения России.
Такая отставка делала Путина исполняющим обязанности президента. В марте 2000 Путин победил уже в первом туре президентских выборов. Россия вступила в новую политическую эпоху.