Брестский мир
Одной из первых акций советского правительства стало выведение России из мировой войны. Уже 8 ноября нарком иностранных дел Л. Д. Троцкий предложил всем воюющим сторонам начать переговоры о мире. Державы Антанты отвергли это предложение, а Германия и ее союзники приняли его. Второго декабря в Брест-Литовске между Россией, Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией было заключено перемирие на 28 дней, и начались переговоры о заключении мира без аннексий и контрибуций. Германия согласилась на такой мир при условии, что к нему присоединятся страны Антанты. После отказа последних Германия потребовала заключения сепаратного договора, по которому германские войска до окончания мировой войны оставались бы на всей захваченной ими территории Российской империи (в Польше, Литве, части Латвии и Белоруссии).
Ленин предложил принять условия Германии с тем, чтобы выиграть время и укрепить власть Советов. Он полагал, что такой мир будет недолгим, так как в Германии зрела революция. Часть членов ЦК во главе с Н.И. Бухариным высказывались против подписания мира в надежде, что германский пролетариат не допустит продолжения войны против Страны Советов. Л.Д. Троцкий предложил сделать демонстративный жест: мира не подписывать, но заявить о прекращении войны. Ленин остался в меньшинстве.
По сути дела столкнулись две позиции. Бухарин и Троцкий считали, что главный смысл Октября состоял в том, чтобы стимулировать революцию на Западе, и это надо делать любой ценой, в том числе и путем утраты Советской власти в России. Позиция Ленина была иной: он страстно желал победы общеевропейской революции, но прежде всего стремился сохранить Советскую власть в России, видя в ней средство ускоренного социально-экономического развития страны: «догнать или погибнуть».
28 января немцы потребовали подписать мир на их условиях. Троцкий, который вел переговоры в Брест-Литовске, огласил свою формулу «ни войны, ни мира» и дал распоряжение о демобилизации армии. Две недели в Берлине и Вене шли споры: начинать или не начинать наступление на русском фронте. Правительство Австро-Венгрии было против наступления. Тем не менее, 18 февраля немцы начали движение на Псков, Нарву, Минск, встретив лишь разрозненное сопротивление русской армии.
Осознав свою ошибку, ЦК партии большевиков принял предложение Ленина о заключении мира, но немцы теперь выдвинули более тяжелые условия: вывод русских войск с территории Прибалтики, Украины и Финляндии. Брестский мир был подписан 3 марта на германских условиях. Он просуществовал 8 месяцев до ноября 1918, до начала революции в Германии, а затем был аннулирован Советским правительством.
3.2. Период «мирной передышки»
Социалистическую революцию в России Ленин не рассматривал как немедленное «введение» социализма. Он разработал программу переходных шагов к социализму в условиях отсталой России. Программа предусматривала немедленную национализацию лишь банков и крупнейших монополий. Остальные промышленные предприятия должны были оставаться в руках хозяев, но находиться под контролем фабрично-заводских комитетов и органов Советской власти. Лишь постепенно рабочий и советский контроль должны были перерастать в национализацию фабрик и заводов.
Уже весной 1918 органы рабочего контроля были созданы почти на всех крупнейших и на большинстве крупных предприятий (свыше 200 работающих). Однако в ряде случаев рабочий контроль быстро переходил в рабочее управление. К маю 1918 в Европейской части России было национализировано 836 предприятий, в основном по инициативе местных Советов и рабочих организаций. Ленин считал, что процесс национализации идет слишком быстро, определил его как «красногвардейскую атаку на капитал» и предложил ее приостановить. «Красногвардейская атака», с одной стороны, была реакцией на закрытие предприятий прежними хозяевами, а с другой стороны, отражала стремление рабочих самим управлять своими фабриками. В ряде случаев рабочее управление было успешным, в других – вело к дезорганизации производства.
Однако главной причиной дезорганизации частного и национализированного производства была нехватка сырья и топлива. Топливно-металлический кризис, обозначившийся уже в 1917, стал катастрофическим после Брестского мира. Германия оккупировала Украину и лишила Россию угля Донбасса и железной руды Кривого Рога. Уже с осени 1917 не хватало сырья для легкой промышленности. Национальные окраины империи прекратили традиционные поставки шерсти, хлопка и других товаров. Проблема обострялась полной изношенностью транспорта. Весной 1918 промышленные центры России, оставшись без сырья и топлива, не могли производить промтовары и обменивать их на хлеб в деревне. А государственные запасы хлеба были крайне скудными: Временное правительство осенью 1917 не смогло создать достаточных запасов хлеба.
В мае 1918 ВЦИК и Совет народных комиссаров издали декреты о введении продовольственной диктатуры, направлении в деревни продотрядов для изъятия у зажиточных крестьян хлебных излишков при помощи комитетов бедноты, которые создавались в деревнях и получали часть изъятого хлеба. Продовольственная диктатура расколола деревню и настроила против большевиков значительные слои зажиточного крестьянства. В этих условиях политические противники большевиков получили возможность развязать крупномасштабную гражданскую войну. «Мирная передышка» закончилась.